Урок по обществознанию "Истина и ее критерии"
план-конспект урока на тему
Урок для учащихся 10-х классов(профильный уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_10_klass.docx | 18.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Истина и ее критерии.
Цель: выяснить, что такое истина и каковы ее критерии.
Задачи: дать понятие истины, развить навыки и умения дискутировать и отстаивать свою точку зрения, вызвать интерес к теме, желание задуматься.
Основные проблемы урока: почему некоторые философы и ученые отрицают возможность познания мира? Какие знания являются истинными?
Ход урока:
- Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы говорили о проблеме познаваемости мира. Тема сложная, связана с философскими идеями, поэтому давайте думать, рассуждать и вспоминать.
- Как в истории философской мысли решался вопрос о соотношении бытия и познания?
- как менялась оценка роли и места познающего субъекта в познании?
- В чем выражается взаимосвязь чувственного и рационального познания?
- Как вы думаете, какова природа интеллекта?
А сейчас ученики представят вашему вниманию небольшую сценку «Спор двух философов – Гиласа и Филониуса». Какое направление в философии иллюстрирует Гилас? (агностицизм)
Переходим к тестированию (слайды).
- Изучение нового материала.
Слад с темой и цитатой урока.
Категория «истина» наряду с понятием «добро», «красота» относят к общечеловеческим ценностям. Сегодня на уроке попытаемся выяснить, какое знание считать истинным, каковы критерии истины и почему «тысячи путей ведут к заблуждению, а к истине только один».
Существует два классических определения истины: (слайд) Мы видим, что данные фразы выражают главное свойство истины – ее объективность.
Однако были философы, которые отрицали объективность истины. Протагор говорил: «Что каждому кажется, то и достоверно»
Аристотель возражал против такого утверждения, ведь это означает, что две противоположные точки зрения, два противоположных высказывания должны быть верны.
Так каковы критерии истины?
В истории философии Нового времени выделились два направления:
- эмпирики (я верю тому, что вижу) - основа всех знаний - чувственный образ.
Сенсуализм (лат)- чувства, ощущения; А как быть с математикой, геометрией?
- рационалисты (я верю тому, что могу доказать), только с помощью разума можно добыть истинные знания. А как быть с тем, что трудно объяснить с помощью логики: духовными, художественными ценностями?
В попытках снять односторонность этих подходов родился еще один взгляд на критерий истины:
- практика (истинно то, что подтверждено практикой).
Проиллюстрируем это примером.
Человек видит на темном фоне белое пятно. Существует ли оно реально? Существует, если его видят другие. Но может быть у всех просто одинаковый психофизиологический механизм восприятия. Как выйти за рамки чувственного опыта. Поставить эксперимент с приборами, которые измерили бы это явление, организовать практическое взаимодействие данного явления с другими. Все это можно назвать одним словом «практика»
Практика понимается широко. Это и материальное производство, и общественно-исторический опыт, и научный эксперимент. Благодаря практики развивается наука и накапливаются знания.
Но практика не универсальный критерий истины. Если его признать таковым, значит отказаться от принципа развития знания.
И мы подходим к еще одной проблеме – относительная и абсолютная истина.
Абсолютная истина – это несомненное, неизменное знание. Образец, к которому надо стремиться. На пути к этой цели мы получаем
Относительные истины – неполные ограниченные знания.
В итоге на каждом этапе познания мы получаем знание неполное, незавершенное, невечное.
Обратимся к примеру. Представления людей о Вселенной.
Изначально – Земля плоское тело, вокруг которого вращается Солнце, Луна и еще пять планет. Во 2-ом веке до н.э Птолемей – шарообразность Земли и ее неподвижность как центра Вселенной. 16 в Коперник – Земля планета и все планеты вращаются вокруг Солнца. 17 в Ньютон – закон всемирного тяготения. Сегодня ученые пытаются выяснить, почему происходит расширение Вселенной, как образовывались галактики.
Таким образом, получая ответы на одни вопросы, человеческий разум ставит новые проблемы и ищет пути их решения.
Но человек устроен так, что всегда стремится к истинным знаниям.
Есть ученые, которые отрицают существование абсолютной истины. (стр . 235 пример из учебника)
А мы возвращаемся к цитате урока и попробуем разобраться, почему на пути к истине велико количество заблуждений.
Поможет нам психология.
Существуют механизмы восприятия и мышления, которые приводят к ложным выводам.
- общественное мнение, реклама, пропаганда, социальные мифы;
- некоторым людям свойственно устанавливать связи там, где их нет;
- шаблонность, стереотипность мышления («познавательные скряги»)
Черты нашего мышления, препятствующие принятию правильных решений:
- шаблонность мышления;
- не критичность;
- склонность к воспроизведению готовых знаний.
Психолог Квинн – упражнения на шаблонность мышления (эмоциональная разрядка, динамическая пауза):
1 Как немой попросит воды?
2 Как глухонемому объяснить, чтобы он оделся потеплее?
3 Как глухому сказать, что на улице идет дождь?
4 Как слепой попросит ножницы?
1 Какого цвета молоко?
2 Какого цвета снег?
3 Что пьет корова?
3 Закрепление знаний.
Слайд с основными выводами урока. Проблемные вопросы на слайде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: «Проблемы общественного прогресса, его критерии" (с применением ТРКМ)
Урок с применением технологии развития критического мышления вызывает огромный интерес у студентов, занятие проходит насыщенно, и как следствие, материал лучше запоминается. На уроке по обществознанию...
Критерии оценивания методов обучения и воспитания на уроках истории и обществознания.
Соответственно порядку аттестации кадров в приложении к экспертному заключению при аттестации на высшую категорию учитель на уроке должен продемонстрировать свои знания и умения в области методов обуч...
Учебная презентация "Планирование практической работы, критерии оценивания работ обучающихся на уроках изобразительного искусства"
Учебная презентация "Планирование практической работы, критерии оценивания работ обучающихся на уроках изобразительного искусства" к занятию по теме "Этапы урока изобразительного искусс...
Методическая разработка урока производственного обучения по теме: "Визуально-измерительный контроль сварных швов модуля "Контрольные образцы" в соответствии с критериями оценки по стандартам Worldskills.
Каждый студент, участник демонстрационного экзамена или конкурсант чемпионата, должен уметь вовремя и правильно оценить выполняемые им сварные соединения. Это будет полезно особенно в процессе выполне...
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УРОКА
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УРОКА...
Методическая разработка урока «Реферат. Его виды,структура,этапы работы,критерии оценки»
В методической разраюотке урока можно ознакомиться, что такое реферат, какие виды рефератов бывают. Какова структура реферата. Какие этапы работы нужно пройти, чтобы написать правильный реферат....