МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по обществознанию «Политические партии и партийные системы»
методическая разработка по теме
Данная методическая разработка урока направленна на формирование у учащихся устойчивого, осознанного представления о роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АРМАВИРСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ
352930 г.Армавир, ул.Новороссийская 104, тел./факс 7-85-27 ИНН-230201
(Е: mail) GouNPOPU620051@Yandeх.ru
_______________________________________________________________________
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока по обществознанию
«Политические партии и партийные системы»
Разработала: преподаватель
истории и обществознания
Т.Ю. Бутурлакина
г. Армавир – 2013
Тема: «Политические партии и партийные системы».
Цель урока: сформировать у учащихся устойчивое, осознанное представление о роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека.
Задачи урока:
образовательные:
1)рассмотреть понятие, признаки, типологию и функции политических партий;
2)изучить сущность и типологию партийных систем;
3) сделать анализ современной партийной системы в РФ и её эволюции;
4)продолжить систематизацию правовых и политологических знаний учащихся и умения их интегрировать в практику общественной жизни;
развивающие:
1)закрепить умение ставить и формулировать проблему;
2)продолжить формирование навыков групповой работы, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения;
3)способствовать развитию специфических навыков ретроспективного сопереживания и прогнозирования;
воспитательные:
1)стимулировать мотив к поиску новых знаний;
2)способствовать формированию толерантного мышления;
3)воспитывать уважение к своей родине, формировать чувство сопричастности к жизни своей страны.
Тип урока: урок изучения нового материала (1 час).
Основные понятия: партия, партийная система, избирательный процесс.
Оборудование урока: Компьютерная презентация; опорный конспект урока; интеллект – карты.
Ход урока:
Роль гражданина, как и любая другая профессия, требует тщательной подготовки.
Ральф Кетчем
I. Актуализация ранее усвоенных знаний.
Проведение «Идеального опроса».
Учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом преподавателю.
1. Найдите ошибки в тексте:
Президент РФ является главой государства. Он избирается на 5 лет гражданами РФ старше 21 года через референдум. Президентом может быть любой гражданин моложе 35 лет, проживающий в РФ не менее 5 лет.
(оценка 5);
2.Какие обязанности, записаны в Конституции? (вопрос на оценку 5)
- Назовите ветви власти? (вопрос на оценку 4);
- Укажите признаки правого государства? (вопрос на оценку 4);
- Назовите дату и год принятия конституции РФ? (вопрос на оценку 3);
- Дайте определение понятию конституция? (вопрос на оценку 3).
II. Изучение нового материала.
План урока:
1. Политическая партия
2. Избирательное право
3. Партийные системы
4. Законодательно – регулируемая деятельность партий в РФ
1. Политическая партия
Слово преподавателя. Политическая партия - особая общественная организация, непосредственно ставящая перед собой задачи владеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления.
Политическая партия:
- Длительное по времени объединение участников.
- Наличие устойчивых местных организаций.
- Цель – завоевание и осуществление власти.
- Формализованная внутренняя организация.
- Определенная идеологическая направленность.
- Обеспечение народной поддержки.
Партия как политический институт представительной демократии выполняет следующие функции:
- политическая - овладение государственной властью;
- представительская - выражение интересов определённых групп и слоёв населения;
- электоральная - организация и участие в избирательных компаниях;
- социализации - воспитание преданных членов и формирование политической культуры граждан;
- рекруиторская - отбор и выдвижение политически грамотных лидеров для парламента и правительства.
Вопрос. Какие функции наиболее активно выполняют сейчас политические партии?
Слово преподавателя. Так как интересы социальных групп разнообразны, следовательно, и партии их представляющие отличаются разными критериями. По каким же критериям классифицируются партии?
По шкале политического спектра:
- Левые (за реформы, за вытеснение частного сектора, социальная защита трудящихся, радикально – революционные методы действия);
- Центристские (компромисс, сотрудничество);
- Правые (за сильное государство, охрана частной собственности, за стабильность, отрицательное отношение к революции);
По участию в осуществлении власти:
- Правящие – это партии, которые находятся у власти;
- Оппозиционные (легальные, нелегальные) – это те партии, не находятся у власти и имеют главную задачу – завоевать власть;
По характеру членства:
- Массовые – многочисленные, в них преобладает воспитательная функция, отличается тесной связью между членами партии, в них есть жёсткая дисциплина, есть первичные парторганизации, их деятельность проводится систематически;
- Кадровые – немногочисленны, в них свободное членство, опираются на профессиональных политиков и финансовую элиту, в них только те члены, которые голосуют на выборах за данную партию, проводят деятельность только в период выборов.
Проанализируйте по критериям классификации одну из современных российских партий, например «Единую Россию».
2. Избирательное право.
Статья 3 Конституции РФ
«Никто не может присваивать власть в Российской Федерации».
Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону»
Избирательное право
Активное право Пассивное право
право выбирать, и допускает, что гражданин
отзывать депутатов, участвовать может быть выбран
в плебисцитах, референдумах депутатом или
главой государства
Статья 3 Конституции РФ.
«Никто не может присваивать власть в Российской Федерации.
Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону»
Равное избирательное право
(ст. 5 ФЗ РФ от 12.06.2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»)
1. Избиратель наравне с другими имеет только один голос
2. Избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.
Равенство голосов избирателей обеспечивается:
а)обязательностью занесения фамилии избирателя только в один список - по месту постоянного жительства;
б) выдачей избирательного бюллетеня по документу, удостоверяющему личность;
в) росписью избирателя о получении избирательного бюллетеня.
Участие избирателей в выборах осуществляется на равных основаниях путем создания однотипных избирательных единиц (округов), для которых устанавливаются общие нормы представительства и избирательных участков.
Прямые выборы
(ст. 6 ФЗ РФ от 12.06.2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»)
Современное избирательное законодательство устанавливает: выборы депутатов являются прямыми.
Это означает, что депутаты во все представительные органы государственной власти избираются гражданами непосредственно.
Тайное голосование
(ст. 7 ФЗ РФ от 12.06.2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).
Законодательством предусмотрено такой способ голосования, когда волеизъявление избирателя происходит скрытно и результаты его голосования неизвестны другим лицам.
Тайна голосования обеспечивается тем, что:
1) избирательные бюллетени не нумеруются и не содержат никаких пометок, которые позволили бы установить
личность голосующего;
2) в помещении для голосования оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты.
В этих кабинах или комнатах не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя.
3. Избирательный процесс.
Избирательный процесс–это содержащаяся в избирательном законодательстве совокупность правил, регулирующих важнейшие вопросы организации и проведения выборов.
Избирательные системы:
Пропорциональная – способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией количество мест;
Мажоритарная – способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом количество голосов;
Смешанная - предлагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной системы.
4. Партийныесистемы.
Партийная система – это совокупность партий (правящих и оппозиционных), принимающих участие в борьбе за власть и её осуществление.
Монопартийная
- единственная партия (партия власти)монополизирует государственную власть;
- срастается с государственным аппаратом;
- перестает выражать интересы народа.
Двухпартийная
- только 2 партии являются влиятельными (Великобритания и США)
Многопартийная
- более 2-х партий, обладающих политическим влиянием.
1. Назовите страны с однопартийной, двухпартийной и многопартийной системой.
2.Какую политическую систему вы считаете наиболее эффективной, почему?
5.Законодательно – регулируемая деятельность партий в РФ
Подготовка творческого задания учащимися: сообщения о политических партиях РФ (программа).
Программа политической партий «Единая Россия».
- Национальный мир-защита общего культурного пространства.
- Укрепление суверенитета России. Определение национальных интересов России
- Экономический рост за 4 года составил до 7 процентов. Россия рассчиталась с внешними долгами.
- Более чем в 2 раза выросли среднемесячная заработная плата и средний размер пенсий. Сократилось число живущих за чертой бедности в 1.5 раза.
- Срок несения военной службы сокращен с 2-3 лет до 1 года.
Программа политической партий «КПРФ».
- национализировать природные богатства России и стратегические отрасли экономики, доходы этих отраслей использовать в интересах всех граждан;
- сломать систему тотальных фальсификаций при проведении выборов;
- осуществить срочную программу мер по борьбе с бедностью, ввести государственный контроль над ценами на товары первой необходимости;
- восстановить ответственность власти за жилищно-коммунальное хозяйство, установить плату за жилищно-коммунальные услуги в размере не более 10% дохода семьи, расширить государственное жилищное строительство;
- ввести прогрессивную шкалу налогообложения, освободить от уплаты налогов граждан с низкими доходами;
Программа политической партий «ЛДПР».
- Провести свободные, честные выборы. Мы за то чтобы каждый гражданин России получил возможность избирать власть на любом ее уровне (даже Губернатора);
- Ликвидировать, списать долги по квартплате, за электричество и газ для всех пенсионеров и граждан с низкими доходами менее 7 тысяч рублей за счёт дополнительных доходов федерального бюджета;
- Расходы бюджета на душу населения должны быть равными для всех регионов страны.
Программа политической партии «ЯБЛОКО».
- Запрещения занимать государственные должности действующим бизнесменам и их ближайшим родственникам;
- Провести тотальную проверку деклараций чиновников и уволить с государственной службы тех, кто не смог доказать легальность доходов и имущества;
- Отменить привилегии чиновников и депутатов в жилищно-бытовом, медицинском, транспортном и другом обслуживании, отменить «мигалки»;
- Против национальной вражды и нетерпимости;
- Упрощение регистрации политических партий и снижение до 3% порога полученных голосов для политических партий;
- За эффективную внешнюю политику;
- Развитие новых форм сотрудничества России со странами Европы и Европейским союзом, отмену визового режима.
Программа политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ».
- Стратегическая собственность и главные национальные богатства принадлежат народу;
- Защита жизни и здоровья - приоритет в деятельности органов власти. Обеспечение доступного жилья;
- Обеспечить качественную работу ЖКХ;
- Семья должна стать предметом особой заботы государства;
- Обеспечение доступного бесплатного качественного образования для всех российских детей;
- Проведение целенаправленной молодежной политики;
- Развитие науки, культуры;
- Новая индустриализация российской экономики;
- Возрождении ценности труда;
- Упорядочивание миграционных процессов;
- Необходима боеспособная, современная армия;
- Восстановить историческое единство русского, белорусского и украинского народов как единого великорусского народа.
Программа политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».
- Преодолеть социальное неравенство;
- Сократить разницу в доходах между богатыми и бедными;
- Поддержка создания новых профсоюзов;
- Поднять пенсии на достойный уровень;
- Больше конкретной помощи российским семьям;
- В России не должно быть детских домов. Каждый ребенок должен жить в семье!
- Обеспечить граждан доступным жильем;
- Поддержать село. Остановить рост цен на продукты питания;
- Вернуть бесплатную медицину;
- Повысить долю малого и среднего бизнеса;
- Борьба с коррупцией;
- Построить эффективную систему безопасности и правопорядка;
- Справедливость для всех народов России!
- Меры по улучшению экологии;
- Взять культуру под защиту государства.
Программа политической партии «ЗА ЖЕНЩИН РОССИИ».
- повсеместное создание условий для востребованности всех россиян;
- оказание всемерной поддержки матерям-одиночкам и их детям, старикам, инвалидам; укрепление молодых семей, воспитывающих детей.
- создать повсеместно по стране Советы общественного спасения (СОС).учредить Всероссийский Общественный Совет Мудрецов (ВОСМ), для проведения независимой экспертизы принимаемых важнейших законопроектов и государственных решений;
- ввести в оборот для безналичных денежных расчётов, связанных с использованием бюджетных средств, казначейский рубль – «карбованец» (КРБ);
- реформа системы налогообложения;
- приравнять необоснованное повышение цен на продукты первой необходимости, на тарифы и услуги ЖКХ, на лекарства к уголовно наказуемому преступлению.
Оценка деятельности: Выставление оценок за урок. Отметить работу детей, их активность и старательность.
А теперь оценим свою работу на уроке. Оценку можно начать с фраз, данных на экране. Мне было интересно с вами работать, у нас сложился хороший союз, у нас прошла продуктивная работа.
Сегодня на уроке я узнал новые понятия:
__________________________________________________________________
После сегодняшнего урока я сделал выводы
__________________________________________________________________
Мне урок запомнится (или нет) тем, что
__________________________________________________________________
Я хотел бы еще узнать по этой теме о
__________________________________________________________________
Я активно работал на уроке, т.к
__________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО Междисциплинарному комплексу «Оператор ЭВМ» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 230115 «Программирование в компьютерных системах»
Разработка урока "Нанотехнологии"...
Методическая разработка урока «Система 1С: Предприятие (Учет расчетов с покупателями)» по дисциплине «Информационные технологии» на сайте
Тема Система 1С: Предприятие. Учет расчетов с покупателямиЦель Образовательная – формирование теоретических и практических навыков ра...
Методическая разработка урока "Контроль знаний по теме "Альдегиды" с использованием рейтинговой накопительной системы.
Контроль знаний и умений по теме «Альдегиды» с использованием рейтинговой накопительной системы. Урок построен по модульной технологии. Разработка включает в себя: модуль, технологическую карту и конт...
Методическая разработка урока (моделирующая игра) на тему "Деньги.Банки. Банковская система."
Материал предназначен для преподавания в профессиональном училище. Может быть интересен на уроках экономики в 9-11 классах средней школы....
Методическая разработка урока по дисциплине «Технические средства информатизации» тема: «Внутреннее устройство системного блока компьютера» для специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах»
Методическая разработка урока по дисциплине «Технические средства информатизации» предназначена для проведения урока «Внутреннее устройство системного блока компьютера». В данной разработке раскрывают...
Методическая разработка урока "Банковская система Российской Федераци"
Методическая разработка урока "Банковская система Российской Федерации" по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит"...
Методическая разработка урока по ПМ 01 по МДК 01.02. Тема урока: "Построение аксонометрических схем газопроводов жилых домов и общественных зданий с помощью системы автоматизированного проектирования".
Открытый урок по ПМ 01 Участие в проектировании систем газораспределения и газопотребления по МДК 01.02 Реализация проектирования систем газораспределения и газопотребления с использование...