ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Фролова Татьяна Алексеевна

Актуальные вопросы дошкольного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО    ВОЗРАСТА

        Очень часто взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив,

пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений.

Всё это, как правило, даёт обратный результат. Если запретов будет слишком много –

ребёнок не сможет выполнять их в полной мере и неизбежно будет нарушать. Как сберечь здоровье детей? Как научить общаться друг с другом? Анализируя понятие «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для

ребенка может стать таковой. Формирование безопасного поведения неизбежно связано

с целым рядом запретов.

Одной из целей по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя

в различных ситуациях.

Главная цель работы - формирование у детей основ безопасного поведения в быту,

социуме, природе.

Она реализуется путем комплексного решения поставленных задач:

- обучающие направлены на усвоение дошкольниками первоначальных знаний

о правилах поведения; формирование навыков и полезных привычек безопасного поведения в быту, социуме, природе, понимание и осознание опасных и безопасных действий, соответствующих правилам безопасного поведения;

- развивающие направлены на развитие у детей познавательных процессов: концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи и двигательных

навыков по координации движений, что необходимо ребёнку для правильной ориентации на улице и бдительного восприятия окружающей обстановки;

- воспитательные реализуются через привитие детям «чувства» опасности, но не

страха, умения ориентироваться в ситуации.

Воспитание навыков безопасного поведения осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, нагляднообразное мышление и непосредственность восприятия.

Для успешного освоения программного материала необходимо создать оптимальные

условия для ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности:

- комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной

в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосфера душевного тепла и эмоционального

благополучия детей;

- пространственно-предметное окружение;

- игровая среда, стимулирующая познавательную активность детей.

Деятельность одновременно является условием и средством, обеспечивающим ребенку возможность адекватно познавать окружающий его мир, и самому становиться

частью этого мира.

Организованная деятельность детей (занятия, экскурсии, прогулки);

Совместная деятельность взрослых и детей (беседы воспитателя и ребенка, чтение

художественной литературы, драматизации сказок, наблюдения, труд, дидактические

и подвижные игры, продуктивная деятельность, праздники, развлечения);

Свободная самостоятельная деятельность (настольно-печатные, подвижные игры,

сюжетно-ролевые и др.).

Виды деятельности детей дошкольного возраста:

Игровая деятельность. Отражает в игре события окружающего мира, ребенок как

бы становиться их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне

переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка

и заключена сила воспитательного воздействия игры. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу.

Коммуникативная деятельность. Объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет

разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

Познавательно-исследовательская деятельность. Заключает в себе возможность

познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении

и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что

мир управляем и подвластен ему. В окружающей обстановке дома и в детском саду

присутствуют предметы, с помощью которых ребенок (в соответствии с возрастными

возможностями) знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колющережущие предметы (иголки, ножницы, нож, электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).

Восприятие художественной литературы и фольклора. Знакомя детей

с художественными произведениями, педагог обращает внимание на необходимость

быть способным встать на позицию другого человека; выбирать социально приемлемую в данной ситуации линию поведения; проявлять взаимопомощь и взаимовыручку

среди сверстников.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд. Обогащает социальный опыт

ребенка. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности. И чем раньше он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретет уверенность в своей

способности преодолевать трудности. С формированием трудовых умений и навыков

у ребенка уменьшается опасность пребывания в отсутствии взрослых.

Изобразительная деятельность, конструирование. Позволяют детям сознательно

отражать окружающую действительность в рисунке, лепке, аппликации, конструировании. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось

отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе и в пространстве, их взаимосвязь. Продуктивная деятельность позволяет ребёнку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его.

Методы и приемы:

Практические. Применяются при формировании умений безопасного обращения

с доступными потенциально опасными предметами домашнего обихода. Детей можно

учить пользоваться молотком и гвоздями, ножом, теркой, маленьким утюгом. Такая деятельность в основном осуществляется дома родителями. Воспитатели с детьми организуют опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того,

что содержится в воде, на немытых овощах и фруктах. Практический метод предполагает организацию игровых упражнений, в которых ребёнок неоднократно повторяет

практические и умственные действия (например: «нашли таблетку, что вы будете делать?», «позвал незнакомый человек, как вы поступите?» и др.). Практика дает ребенку

умения применить полученные знания на деле, развивает мышление, воображение, готовит ребенка к умению находить выход из экстремальных ситуаций в жизни.

Наглядные. Опора на наглядные представления неизбежна, поэтому использование

метода наглядности при формировании представлений является существенным.

Словесные. сравнение (например: «Огонь это хорошо или огонь это плохо?» помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию, умение анализировать,

обобщать, выделять существенные признаки).

Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному

формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Игровые. В формировании представлений о безопасности игра выступает как самостоятельный метод обучения. Наиболее широко используются дидактические игры.

Благодаря обучающей задаче, облаченной в игровую форму (игровой замысел, игровым

действиям и правилам ребенок непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание, повышает качество усвоения познавательного материала

и способствует закреплению чувств. Придумывание сказок на разные темы, игры драматизации (после прочтения художественного произведения, при подготовке развлечения и др.).

Воспитание у детей безопасного поведения – непрерывный, систематический, последовательный процесс, который надо начинать в раннем возрасте. Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем. Как сказал К. Ф.

Ушинский: «Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы». Только глядя на мир глазами

ребёнка, понимая окружающее через их внутреннее мироощущение, мы сможем

научить ребёнка правильно вести себя в сложных, опасных для его жизни ситуациях.

Нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто

взрослых людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Детская литература как средство формирования безопасного поведения детей дошкольного возраста в ДОО"

   Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей является важной задаче...

Консультация для родителей "Проблемы формирования связной речи у детей дошкольного возраста"

Развитие связной речи является одной из важнейших актуальных задач в дошкольном учреждении, так как именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для начала формирования правильной речи....

Реализация методической темы самообразования: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

Для успешной реализации задачнеобходимо создание соответствующейпредметно-развивающейсреды и её умелое использование в процессе интеграции образовательных областей....

Основы безопасности для детей дошкольного возраста

Безопасность — это состояние защищённости человека от воздействия неблагоприятных факторов.Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различн...

Выпускная Квалификационная Работа специальное дошкольное образование "Социальные истории как средство формирования умения вести себя в магазине у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом 4 группы".

Выпускная Квалификационная Работа специальное дошкольное образование "Социальные истории как средство формирования умения вести себя в магазине у детей дошкольного возраста с ранним детским аутиз...