ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья
Актуальные вопросы дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 17.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Очень часто взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив,
пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений.
Всё это, как правило, даёт обратный результат. Если запретов будет слишком много –
ребёнок не сможет выполнять их в полной мере и неизбежно будет нарушать. Как сберечь здоровье детей? Как научить общаться друг с другом? Анализируя понятие «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для
ребенка может стать таковой. Формирование безопасного поведения неизбежно связано
с целым рядом запретов.
Одной из целей по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя
в различных ситуациях.
Главная цель работы - формирование у детей основ безопасного поведения в быту,
социуме, природе.
Она реализуется путем комплексного решения поставленных задач:
- обучающие направлены на усвоение дошкольниками первоначальных знаний
о правилах поведения; формирование навыков и полезных привычек безопасного поведения в быту, социуме, природе, понимание и осознание опасных и безопасных действий, соответствующих правилам безопасного поведения;
- развивающие направлены на развитие у детей познавательных процессов: концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи и двигательных
навыков по координации движений, что необходимо ребёнку для правильной ориентации на улице и бдительного восприятия окружающей обстановки;
- воспитательные реализуются через привитие детям «чувства» опасности, но не
страха, умения ориентироваться в ситуации.
Воспитание навыков безопасного поведения осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, нагляднообразное мышление и непосредственность восприятия.
Для успешного освоения программного материала необходимо создать оптимальные
условия для ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности:
- комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной
в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосфера душевного тепла и эмоционального
благополучия детей;
- пространственно-предметное окружение;
- игровая среда, стимулирующая познавательную активность детей.
Деятельность одновременно является условием и средством, обеспечивающим ребенку возможность адекватно познавать окружающий его мир, и самому становиться
частью этого мира.
Организованная деятельность детей (занятия, экскурсии, прогулки);
Совместная деятельность взрослых и детей (беседы воспитателя и ребенка, чтение
художественной литературы, драматизации сказок, наблюдения, труд, дидактические
и подвижные игры, продуктивная деятельность, праздники, развлечения);
Свободная самостоятельная деятельность (настольно-печатные, подвижные игры,
сюжетно-ролевые и др.).
Виды деятельности детей дошкольного возраста:
Игровая деятельность. Отражает в игре события окружающего мира, ребенок как
бы становиться их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне
переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка
и заключена сила воспитательного воздействия игры. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу.
Коммуникативная деятельность. Объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет
разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
Познавательно-исследовательская деятельность. Заключает в себе возможность
познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении
и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что
мир управляем и подвластен ему. В окружающей обстановке дома и в детском саду
присутствуют предметы, с помощью которых ребенок (в соответствии с возрастными
возможностями) знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колющережущие предметы (иголки, ножницы, нож, электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).
Восприятие художественной литературы и фольклора. Знакомя детей
с художественными произведениями, педагог обращает внимание на необходимость
быть способным встать на позицию другого человека; выбирать социально приемлемую в данной ситуации линию поведения; проявлять взаимопомощь и взаимовыручку
среди сверстников.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд. Обогащает социальный опыт
ребенка. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности. И чем раньше он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретет уверенность в своей
способности преодолевать трудности. С формированием трудовых умений и навыков
у ребенка уменьшается опасность пребывания в отсутствии взрослых.
Изобразительная деятельность, конструирование. Позволяют детям сознательно
отражать окружающую действительность в рисунке, лепке, аппликации, конструировании. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось
отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе и в пространстве, их взаимосвязь. Продуктивная деятельность позволяет ребёнку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его.
Методы и приемы:
Практические. Применяются при формировании умений безопасного обращения
с доступными потенциально опасными предметами домашнего обихода. Детей можно
учить пользоваться молотком и гвоздями, ножом, теркой, маленьким утюгом. Такая деятельность в основном осуществляется дома родителями. Воспитатели с детьми организуют опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того,
что содержится в воде, на немытых овощах и фруктах. Практический метод предполагает организацию игровых упражнений, в которых ребёнок неоднократно повторяет
практические и умственные действия (например: «нашли таблетку, что вы будете делать?», «позвал незнакомый человек, как вы поступите?» и др.). Практика дает ребенку
умения применить полученные знания на деле, развивает мышление, воображение, готовит ребенка к умению находить выход из экстремальных ситуаций в жизни.
Наглядные. Опора на наглядные представления неизбежна, поэтому использование
метода наглядности при формировании представлений является существенным.
Словесные. сравнение (например: «Огонь это хорошо или огонь это плохо?» помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию, умение анализировать,
обобщать, выделять существенные признаки).
Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному
формулированию выводов, повышает познавательную активность.
Игровые. В формировании представлений о безопасности игра выступает как самостоятельный метод обучения. Наиболее широко используются дидактические игры.
Благодаря обучающей задаче, облаченной в игровую форму (игровой замысел, игровым
действиям и правилам ребенок непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание, повышает качество усвоения познавательного материала
и способствует закреплению чувств. Придумывание сказок на разные темы, игры драматизации (после прочтения художественного произведения, при подготовке развлечения и др.).
Воспитание у детей безопасного поведения – непрерывный, систематический, последовательный процесс, который надо начинать в раннем возрасте. Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем. Как сказал К. Ф.
Ушинский: «Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы». Только глядя на мир глазами
ребёнка, понимая окружающее через их внутреннее мироощущение, мы сможем
научить ребёнка правильно вести себя в сложных, опасных для его жизни ситуациях.
Нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто
взрослых людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование активного словаря у детей дошкольного возраста
Теоритический материал по словарю...
Разработка урока для СПО по специальности 44.02.01."Дошкольное образование" МДК.03.04. Теория и методика математического развития. Тема "формирование временных представлений у детей дошкольного возраста"
Материал будет интересен и полезен преподавателям СПО и студентам,обучающимся по специальности 44.02.01 "Дошкольное образование"...
Курсовая работа "Детская литература как средство формирования безопасного поведения детей дошкольного возраста в ДОО"
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей является важной задаче...
Консультация для родителей "Проблемы формирования связной речи у детей дошкольного возраста"
Развитие связной речи является одной из важнейших актуальных задач в дошкольном учреждении, так как именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для начала формирования правильной речи....
Реализация методической темы самообразования:«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
Для успешной реализации задачнеобходимо создание соответствующейпредметно-развивающейсреды и её умелое использование в процессе интеграции образовательных областей....
Основы безопасности для детей дошкольного возраста
Безопасность — это состояние защищённости человека от воздействия неблагоприятных факторов.Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различн...
Выпускная Квалификационная Работа специальное дошкольное образование "Социальные истории как средство формирования умения вести себя в магазине у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом 4 группы".
Выпускная Квалификационная Работа специальное дошкольное образование "Социальные истории как средство формирования умения вести себя в магазине у детей дошкольного возраста с ранним детским аутиз...
- Мне нравится (1)