Рабочая программа внеурочной научно-исследовательской деятельности "Эрудит"
рабочая программа
Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся и предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий, таких как общение, совместная деятельность и т.п. обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа внеурочной научно-исследовательской деятельности "Эрудит" | 38.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Гимназия №1» г. Кемерово
«Рассмотрено» на заседании МО учителей иностранного языка Протокол № 1 от 30.08. 2021 г. Руководитель МО Масленникова Е.А. | «Принято» на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08. 2021 г | «Утверждаю» Приказ директора МБОУ «Гимназия № 1» Поварич Н.А. № ______ от 30.08. 2021 г |
Рабочая программа внеурочной деятельности
В мире науки
«Эрудит»
Силименева Ирина Рашидовна,
учитель английского языка,
МБОУ Гимназия №1 г. Кемерово
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Эрудит» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, на основе следующих нормативных документов:
- Федерального Закона РФ об образовании № 273- ФЗ от 29.12.2012г.
- Приказа Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”.
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. №189 (зарегистрированного в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Методических рекомендаций по составлению рабочих программ внеурочной деятельности согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся и предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий, таких как общение, совместная деятельность и т.п. обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Полученные в процессе занятий по внеурочной деятельности по данной программе «Эрудит», достижения обучающихся, являются познавательными, коммуникативными и регулятивными универсальными учебными действиями, сгруппированными во ФГОС и отражающими способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий, включающих способность принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, осуществлять предвосхищающий и констатирующий контроль по результату и способу действия, обеспечивает формирование смысловых установок и жизненных навыков личности. Одним из способов развития универсальных учебных действий у школьника является его участие в исследовательской деятельности. Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Программа «Эрудит» – интеллектуальной направленности. Содержание внеурочной деятельности по программе «Эрудит» определяет формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы основного общего образования с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, их родителей.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
Цель и задачи курса «Эрудит»
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать познавательные потребности и способности.
Планируемые результаты освоения программы и критерии их оценки
Должны научиться | Сформированные действия | |
Обучающиеся должны научиться
| В ходе решения системы проектных задач у школьников должны сформироваться следующие способности: -Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное: почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); -делать умозаключения и выводы; -структурировать материал; -готовить тексты собственных докладов; -объяснять, доказывать и защищать свои идеи. -целеполагать (ставить и удерживать цели); -планировать (составлять план своей деятельности); -проявлять инициативу при поиске способов решения задачи; -вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
Содержание программы
Программа «Эрудит» создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. В соответствии с учебным планом МБОУ «Гимназия № 1» на реализацию курса «Эрудит» отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа внеурочной деятельности.
Предлагаемый план работы:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется мысленному прогнозированию, созданию замысла исследования в строгом соответствии с поставленной целью. Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. При выборе подтемы учитель предлагает большое количество подтем и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать. Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему.
В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок. После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель обсуждает с детьми, какие проекты возможны по итогам изучения темы. Творческими работами могут быть, например: скульптура, игрушка, макет, спектакль, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, проблемно-реферативная работа, проблемно-поисковая работа, диагностико-прогностическая работа, экспериментально-исследовательская работа, проектно-исследовательская работа, видеофильм, видео новелла, электронная презентация и т.д. Учащиеся определяются в выборе своего итогового продукта исследования.
Главная цель защиты исследовательской работы третий этап – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. По окончании курса проводится публичная защита исследовательской работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты работ, следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и их родители.
Содержание занятий
Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч.
Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».
Тема 2. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе -1ч
Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».
Тема 3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования -1ч.
Виды тем. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».
Тема 4. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы -1ч.
Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Задания на развитие умения выявлять проблему.
Тема 5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии -1час.
Работа над актуальностью выбранной проблемы.
Тема 6. Формулирование цели, задач исследования, гипотез - 1час.
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.
Тема 7. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез -1час.
Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.
Тема 8. Предмет и объект исследования - 1час.
Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.
Тема 9. Планирование работы – 1час.
Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».
Тема 10. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 1час.
Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.
Тема 11. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала -1час.
Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.
Тема 12. Анализ прочитанной литературы – 1час.
Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.
Тема 13. Наблюдение и экспериментирование -1час.
Тема 14. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 1час.
Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.
Тема 15. Техника экспериментирования -1час.
Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».
Тема 16. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию - 1час. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Тема 17. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования – 1час.
Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.
Тема 18. Правильное мышление и логика – 1час.
Задания на развитие мышления и логики.
Тема 19-20. Исследование объектов – 2часа.
Практическое занятие, направленное на исследование объектов в проектах учащихся.
Тема 21. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 1час.
Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.
Тема 22. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 1час.
Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание, направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.
Тема 23-24. Обработка и анализ всех полученных данных - 2часа.
Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.
Тема 25. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1час.
Составление плана работы. Требования к сообщению.
Тема 26-27. Оформление работы – 2часа.
Тема 28-30. Работа на компьютере в классе. Оформление презентации – 3часа.
Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок.
Тема 31.Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -1ч.
Составление плана выступления.
Тема 32. Защита исследования перед одноклассниками – 1час.
Выступление с проектами перед одноклассниками.
Тема 33. Выступление на школьной НПК – 1час.
Презентация проекта на школьной НПК.
Тема 34. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1час.
Анализ исследовательской деятельности. Выводы.
Тематическое планирование курса
№ | Тема занятия | Кол-во часов | |
1 | РАЗДЕЛ 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. | 1 | |
2 | Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. | 1 | |
3 | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. | 1 | |
4 | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. | 1 | |
5 | РАЗДЕЛ 2. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. | 1 | |
6 | Формулирование цели, задач исследования, гипотез. | 1 | |
7 | Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. | 1 | |
8 | Предмет и объект исследования. | 1 | |
9 | РАЗДЕЛ 3. Планирование работы | 1 | |
10 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. | 1 | |
11 | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. | 1 | |
12 | Анализ прочитанной литературы. | 1 | |
13 | РАЗДЕЛ 4. Наблюдение и экспериментирование. | 1 | |
14 | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. | 1 | |
15 | Техника экспериментирования | 1 | |
16 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | 1 | |
17 | РАЗДЕЛ 5. Наблюдение-наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования | 1 | |
18 | Правильное мышление и логика | 1 | |
19 | Исследование объектов | 1 | |
20 | Исследование объектов | 1 | |
21 | РАЗДЕЛ 6. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. | 1 | |
22 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | 1 | |
23 | Обработка и анализ полученных данных | 1 | |
24 | Обработка и анализ полученных данных | 1 | |
25 | Как сделать сообщение о полученных результатах исследования | 1 | |
26 | РАЗДЕЛ 7. Оформление работы | 1 | |
27 | Оформление работы | 1 | |
28 | Работа на компьютере в классе. Оформление презентации | ||
29 | Работа на компьютере в классе. Оформление презентации | 1 | |
30 | Работа на компьютере в классе. Оформление презентации | 1 | |
31 | РАЗДЕЛ 8. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите | 1 | |
32 | Защита исследования перед одноклассниками | 1 | |
33 | Выступление на школьной НПК | 1 | |
34 | Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности | 1 | |
ИТОГО | 34часа |
Заключение
В заключение хочется отметить, конечно, не всем детям легко дается исследовательская деятельность. Но творчество, педагогический опыт и талант, тактичность и целеустремленность педагога являются ключевым звеном для успешной реализации намеченных планов.
Занимаясь по данной программе на протяжении двух лет, мои ученики добились хороших результатов. Четыре, созданные нами исследовательские работы: «Традиции чаепития в Великобритании и России», «Мы в ответе за тех, кого приучили», «Приметы и суеверия в Великобритании и России», «Англицизмы в речи современных подростков» заняли 2-3 места в школьных НПК, одна получила 3 место в городском научном соревновании «Юниор» в 2020-2021 учебных годах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мастерская ДоМиСоль-ка»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская ДоМиСоль-ка»для учащихся 1-2 классов общеобразовательной начальной школы с углубленным изучением ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Начала туризма и краеведения"
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из основных направлений развития общего образования является направление по сохранению и укреплению здоровья школьн...
Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" программы подготовки специалистов среднего звена для специальностей социально-экономического профиля
Программа научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" предназначена для студентов, увлекающихся экономическими и финансовыми дисциплинами с целью формирования общенаучных, экспериментальны...
Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Чудеса химии"
Программа научно-исследовательского кружка "Чудеса химии" предназначена для студентов, увлекающихся естественнонаучными дисциплинами с целью формирования общенаучных, экспериментальных, инте...
Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Электрик"
Миссией студенческого научно-исследовательского кружка является формирование личной заинтересованности студентов в расширении кругозора; научной эрудиции, объединение их на осн...
Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Калейдоскоп"
Программа кружка имеет практическую направленность. Цель: создание условий для расширенного и углубленного изучения материала, удовлетворения познавательных интересов и развития способностей...
Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас
Программа научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" предназначена для студентов, увлекающихся экономическими и финансовыми дисциплинами с целью формирования общенаучных, экспер...