Рабочая программа внеурочной научно-исследовательской деятельности "Эрудит"
рабочая программа

Силименева Ирина Рашидовна

Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся и предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий, таких как общение, совместная деятельность и т.п. обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ     УЧРЕЖДЕНИЕ

«Гимназия №1» г. Кемерово

«Рассмотрено» на заседании  МО учителей иностранного языка

Протокол  № 1  

от   30.08. 2021 г.

Руководитель МО

Масленникова Е.А.

«Принято» на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от 30.08. 2021 г

«Утверждаю»

Приказ директора МБОУ

«Гимназия № 1»

Поварич Н.А.

№ ______

от 30.08. 2021 г

Рабочая программа внеурочной деятельности

В мире науки

«Эрудит»

Силименева Ирина Рашидовна,

 учитель английского языка,

МБОУ Гимназия №1 г. Кемерово

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Эрудит» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального Закона РФ об образовании № 273- ФЗ от 29.12.2012г.
  • Приказа Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”.
  • Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. №189 (зарегистрированного в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Методических рекомендаций по составлению рабочих программ внеурочной деятельности согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся и предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий, таких как общение, совместная деятельность и т.п. обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Полученные  в процессе  занятий по внеурочной деятельности по данной программе «Эрудит», достижения обучающихся, являются познавательными, коммуникативными и регулятивными универсальными учебными действиями, сгруппированными  во ФГОС и отражающими способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий, включающих способность принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, осуществлять предвосхищающий и констатирующий  контроль по результату и способу действия, обеспечивает формирование смысловых установок и жизненных навыков личности. Одним из способов развития универсальных учебных действий у школьника является его участие в исследовательской деятельности. Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.

Программа «Эрудит» – интеллектуальной направленности. Содержание внеурочной деятельности по программе «Эрудит» определяет формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы основного общего образования с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, их родителей.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

Цель и задачи курса «Эрудит»

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  •  обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности.

 Планируемые результаты освоения программы и критерии их оценки

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;                                    
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты

В ходе решения системы проектных задач у школьников должны сформироваться следующие способности:

-Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное: почему  получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

-делать умозаключения и выводы;

-структурировать материал;

-готовить тексты собственных докладов;

-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

-целеполагать (ставить и удерживать цели);

-планировать (составлять план своей деятельности);

-проявлять инициативу при поиске способов решения задачи;

-вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

 Содержание программы

Программа «Эрудит» создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. В соответствии с учебным планом МБОУ «Гимназия № 1» на реализацию курса «Эрудит» отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа внеурочной деятельности.

Предлагаемый план работы:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется мысленному прогнозированию, созданию замысла исследования в строгом соответствии с поставленной целью. Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. При выборе подтемы учитель предлагает большое количество подтем и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать. Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему.

В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок. После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель обсуждает с детьми, какие проекты возможны по итогам изучения темы. Творческими работами могут быть, например: скульптура, игрушка, макет, спектакль, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, проблемно-реферативная работа, проблемно-поисковая работа, диагностико-прогностическая работа, экспериментально-исследовательская работа, проектно-исследовательская работа, видеофильм, видео новелла,  электронная презентация и т.д. Учащиеся определяются в выборе своего итогового продукта исследования.

Главная цель защиты исследовательской работы третий этап  – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. По окончании курса проводится публичная защита исследовательской работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты работ, следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и их родители.

Содержание занятий

Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч.

Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

Тема 2. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе -1ч

Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».

Тема 3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования -1ч.

Виды тем. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».

Тема 4. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы -1ч.

Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Задания на развитие умения выявлять проблему.

Тема 5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии -1час.

Работа над актуальностью выбранной проблемы.

Тема 6. Формулирование цели, задач исследования, гипотез - 1час.

 Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.

Тема 7. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез -1час.

Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.

Тема 8. Предмет и объект исследования - 1час.

Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.

Тема 9. Планирование работы – 1час.

Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».

Тема 10. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 1час.

Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.

Тема 11. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала -1час.

Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.

Тема 12. Анализ прочитанной литературы – 1час.

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.

Тема 13. Наблюдение и экспериментирование -1час.

Тема 14. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 1час.

Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.

Тема 15. Техника экспериментирования -1час.

Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».

Тема 16. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию - 1час. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Тема 17. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования – 1час.

Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.

Тема 18. Правильное мышление и логика – 1час.

Задания на развитие мышления и логики.

Тема 19-20. Исследование объектов – 2часа.

Практическое занятие, направленное на исследование объектов в проектах учащихся.

Тема 21. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 1час.

Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.

Тема 22. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 1час.

Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание, направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.

Тема 23-24. Обработка и анализ всех полученных данных - 2часа.

Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.

Тема 25. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1час.

Составление плана работы. Требования к сообщению.

Тема 26-27. Оформление работы – 2часа.

Тема 28-30. Работа на компьютере в классе. Оформление презентации – 3часа.

Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок.

Тема 31.Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -1ч.

Составление плана выступления.

Тема 32. Защита исследования перед одноклассниками – 1час.

Выступление с проектами перед одноклассниками.

Тема 33. Выступление на школьной НПК – 1час.

Презентация проекта на школьной НПК.

Тема 34. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1час.

Анализ исследовательской деятельности. Выводы.

Тематическое планирование курса

Тема занятия

Кол-во часов

1

РАЗДЕЛ 1. Проект? Проект!

Научные исследования и наша жизнь.

1

2

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

1

3

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

1

4

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

1

5

РАЗДЕЛ 2.

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

1

6

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

1

7

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

1

8

Предмет и объект исследования.

1

9

РАЗДЕЛ 3.

Планирование работы

1

10

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования.

1

11

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала.

1

12

Анализ прочитанной литературы.

1

13

РАЗДЕЛ 4.

Наблюдение и экспериментирование.

1

14

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.

1

15

Техника экспериментирования

1

16

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

1

17

РАЗДЕЛ 5.

Наблюдение-наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования

1

18

Правильное мышление и логика

1

19

Исследование объектов

1

20

Исследование объектов

1

21

РАЗДЕЛ 6.

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

1

22

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

1

23

Обработка и анализ полученных данных

1

24

Обработка и анализ полученных данных

1

25

Как сделать сообщение о полученных результатах исследования

1

26

РАЗДЕЛ 7.

Оформление работы

1

27

Оформление работы

1

28

Работа на компьютере в классе. Оформление презентации

29

Работа на компьютере в классе. Оформление презентации

1

30

Работа на компьютере в классе. Оформление презентации

1

31

РАЗДЕЛ 8.

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите

1

32

Защита исследования перед одноклассниками

1

33

Выступление на школьной НПК

1

34

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности

1

ИТОГО

34часа

Заключение

В заключение хочется отметить, конечно, не всем детям легко дается исследовательская деятельность. Но творчество, педагогический опыт и талант, тактичность и целеустремленность педагога являются ключевым звеном для успешной реализации намеченных планов.

Занимаясь по данной программе на протяжении двух лет, мои ученики добились хороших результатов. Четыре, созданные нами исследовательские работы: «Традиции чаепития в Великобритании и России», «Мы в ответе за тех, кого приучили», «Приметы и суеверия в Великобритании и России», «Англицизмы в речи современных подростков» заняли 2-3 места в школьных НПК, одна получила 3 место в городском научном соревновании «Юниор» в 2020-2021 учебных годах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мастерская ДоМиСоль-ка»

       Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская ДоМиСоль-ка»для учащихся 1-2 классов общеобразовательной начальной школы  с углубленным изучением ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Начала туризма и краеведения"

В национальной образовательной инициативе  «Наша новая школа» одним из  основных направлений  развития общего образования является направление по сохранению и укреплению здоровья школьн...

Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" программы подготовки специалистов среднего звена для специальностей социально-экономического профиля

Программа научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" предназначена для студентов, увлекающихся экономическими и финансовыми дисциплинами с целью формирования общенаучных, экспериментальны...

Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Чудеса химии"

Программа научно-исследовательского кружка "Чудеса химии" предназначена для студентов, увлекающихся естественнонаучными дисциплинами с целью формирования общенаучных, экспериментальных, инте...

Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Электрик"

Миссией студенческого научно-исследовательского кружка является формирование личной заинтересованности студентов в расширении кругозора; научной эрудиции, объединение их на     осн...

Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Калейдоскоп"

Программа кружка имеет практическую направленность. Цель: создание условий для расширенного и углубленного изучения материала, удовлетворения познавательных интересов и развития способностей...

Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас

Программа научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" предназначена для студентов, увлекающихся экономическими и финансовыми дисциплинами с целью формирования общенаучных, экспер...