Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас
рабочая программа

Программа научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" предназначена для студентов, увлекающихся экономическими и финансовыми дисциплинами с целью формирования общенаучных, экспериментальных, интеллектуальных задатков и способностей, а также навыков проектной деятельности в сфере экономики.

Миссией СНК является формирование личной заинтересованности студентов в выбранном направлении обучения, профессиональное воспитание студенческой молодежи ГАПОУ СО " Хвалынский агропромышленный колледж ", расширение кругозора и научной эрудиции будущих специалистов.

Особенностью кружка является его междисциплинарный характер, что побуждает обучающихся интеграцией занятий и подчеркивает универсальный характер экономической и финансовой деятельности. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей, так на 3-4 курсах студенты изучают дисциплины гуманитарного и социального цикла, математического и естественнонаучного цикла, а также профессионального цикла экономика, менеджмент, финансы, право.

Основной целью работы СНК является активизация и содействие научно-исследовательской работы студентов, развитие их творческих способностей как молодых ученых, формирование у обучающихся глубокого и устойчивого интереса к экономическим процессам происходящим в России приобретение практических знаний, умений и навыков, развитие интереса к экономическим дисциплинам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx33.77 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное образовательное учреждение

Саратовской области

 «Хвалынский агропромышленный колледж»

(ГАПОУ СО «ХАК»)

Рабочая программа

студенческого научно-исследовательского кружка

"Экономика вокруг нас"

программы подготовки специалистов среднего звена

для специальностей социально-экономического профиля

2023    г.

        

Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Хвалынский агропромышленный колледж»

Разработчик:Смирнова Ефросинья Алексеевна, преподаватель специальных дисциплин ГАПОУ СО «Хвалынский агропромышленный колледж»

                     

  СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КРУЖКА

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КРУЖКА

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КРУЖКА

14


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КРУЖКА

Программа научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" предназначена для студентов, увлекающихся экономическими и финансовыми дисциплинами с целью формирования общенаучных, экспериментальных, интеллектуальных задатков и способностей, а также навыков проектной деятельности в сфере экономики.

Миссией СНК является формирование личной заинтересованности студентов в выбранном направлении обучения, профессиональное воспитание студенческой молодежи ГАПОУ СО " Хвалынский агропромышленный колледж ", расширение кругозора и научной эрудиции будущих специалистов.

Особенностью кружка является его междисциплинарный характер, что побуждает обучающихся интеграцией занятий и подчеркивает универсальный характер экономической и финансовой деятельности. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей, так на 3-4 курсах студенты изучают дисциплины гуманитарного и социального цикла, математического и естественнонаучного цикла, а также профессионального цикла экономика, менеджмент, финансы, право.

Основной целью работы СНК является активизация и содействие научно-исследовательской работы студентов, развитие их творческих способностей как молодых ученых, формирование у обучающихся глубокого и устойчивого интереса к экономическим процессам происходящим в России приобретение практических знаний, умений и навыков, развитие интереса к экономическим дисциплинам.

1.1. Для достижения поставленной цели, в рамках работы СНК, решаются следующие задачи:

1) развитие у студентов навыков публичного выступления и самообразования, необходимых для защиты выпускных квалификационных работ, а также в последующей профессиональной деятельности;

2) укрепление экономической и правовой культуры студентов и преодоление информационной асимметрии;

 3) содействие в повышении уровня научной подготовки и компетентности студентов, способствующих повышению готовности к социальной и профессиональной мобильности;

4) привлечение студентов к участию в конференциях, конкурсах, выставках, программах и проектах реализуемых Министерствами РФ, фондами и другими организациями;

 5) содействие в использовании результатов студенческих исследований в учебном процессе;

 6) привлечение студентов к инновационной деятельности, развитие умения доводить научно- исследовательскую работу до уровня еѐ реализации;

7) обучение студентов принципам организации подготовки научно-исследовательских отчетов и проектов;

 8) установление и развитие сотрудничества со студенческими научными обществами высших учебных заведений, обмен опытом и совместное выполнение исследований;

9) проведение заседаний по обсуждению теоретических и прикладных вопросов экономики и предпринимательства;

10) Воспитание интереса к изучаемым предметам экономического цикла;

11) Освоение знаний о бюджетной системе Российской Федерации об особенностях предпринимательской деятельности в РФ о банковском секторе экономики России о рынке страхования в России на современном этапе;

12) Формирование умения анализировать и интерпретировать информацию обобщать делать выводы разрабатывать проект развивать умение самостоятельной работы;

13) Развитие познавательной активности студентов через межпредметные связи;

14) Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения экономических знаний с использованием различных источников информации способствует формированию навыков со справочной литературы;

15) Развитие коммуникативных проектных презентационных умений и навыков;

16) Развитие внимания памяти воображения мышления сообразительности творческой активности;

17) Развитие Учебной мотивации студентов на выбор профессии.

1.2. Приоритетные направления студенческого научного кружка:

 - привить первоначальные систематические навыки выполнения теоретических и экспериментальных научно-исследовательских работ в единстве образовательного и творческого процессов;

 - обеспечить прочное и глубокое усвоение знаний по специальным и смежным дисциплинам;

 - развить творческое, аналитическое мышление, способности к творческой работе, расширить теоретический кругозор;

 - выработать умения по применению теоретических знаний для решения конкретных практических задач;

- расширить знания по основным для данной специальности направлениям науки и техники;

 - формировать потребности и умения самостоятельно пополнять свои знания по специальности, навыки работы в творческих коллективах;

 - способствовать профессиональной и социальной адаптации.

Студенческий научный кружок не только способствуют активной научной деятельности учащихся, но и помогают выявить наиболее талантливых, способных и деятельных студентов.

1.3. Результаты занятий

Ходе освоения программы научно-исследовательского кружка формируются:

умения и навыки:

- работать в сотрудничестве и группе;

- определить цель, выделить объект исследования способы регистрации полученной информации и ее обработки;

- представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков;

- составлять отчет, придерживаясь определенной структуры;

- формулировать выводы;

- обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении;

- осуществлять проектную деятельность.

знания:

- о бюджетной системе Российской Федерации;

- об особенностях предпринимательской деятельности в РФ;

- о банковском секторе экономики России;

- о рынке страхования в России на современном этапе.

В ходе освоения программы научно-исследовательского кружка формируются общие компетенции:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами и руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работату членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Количество часов на освоение программы:

Программа научно-исследовательского кружка разработана на 56 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КРУЖКА

2.1. Объем программы и виды работ

Вид работы

Объем часов

Общее количество часов (всего)

56

теоретические занятия

14

практические занятия

12

самостоятельная работа

28

Подведение итогов (деловая игра)

2

2.2. Учебно-тематический план кружковых занятий

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

КОЛИЧЕСВО ЧАСОВ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ

теория

практика

1

Введение.

Утверждение плана работы кружка на 2023/2024 гг.

2

-

2

Доходы и расходы бюджета, их структура. Исполнение бюджета по доходам и расходам.

Доходы и расходы бюджета, их структура. Анализ динамики исполнения бюджета по доходам и расходам.

1

1

Знание структуры доходов и расходов бюджета. Умение анализировать исполнение бюджета по доходам и расходам.

Сообщение, доклад, презентация

3

Бюджетная политика на 2023г. и плановая политика на 2023-2024гг.

Сущность бюджетной политики. Порядок формирования бюджетной политики. Основные направления совершенствования бюджетной политики. источники финансирования дефицита бюджета.

1

1

Иметь представление об источниках финансирования дефицита бюджета. Знание порядка формирования бюджетной политики.

Сообщение, доклад, презентация

4

Проблемы развития малого предпринимательства России.

Малый бизнес и его роль в экономике страны. Проблемы функционирования малого бизнеса и пути их решения. Государственная поддержка малого бизнеса. Кредитование малого бизнеса.

1

1

Иметь представление о роли малого бизнеса, об основных направлениях государственной поддержки малого бизнеса, о проблемах функционирования малого бизнеса и их решении. Умение анализировать статистические показатели деятельности субъектов малого бизнеса.

Сообщение, презентация, исследовательская работа

5

Предпринимательский риск и предпринимательская тайна

Виды рисков при осуществлении предпринимательской деятельности. Понятие предпринимательской тайны.

1

1

Иметь представление о предпринимательской тайне и видах рисков при осуществлении предпринимательской деятельности.

Сообщение, презентация

6

Инвестиции и инвестиционная деятельность в России

Понятие и сущность инвестиций. Виды инвестиций. Инвестиционная деятельность и ее характеристика.

1

1

Иметь представление об инвестиционной деятельности предприятий и организаций. Знание видов и форм инвестиций. Умение рассчитывать эффективность инвестиций.

Сообщение, презентация

7

Банковская система России на современном этапе

Структура банковской системы России и этапы ее развития. Роль банковского сектора в экономике страны. Основные показатели, характеризующие состояние банковского сектора экономики России на современном этапе.

1

1

Иметь представление о роли банковского сектора в экономике. Зание структуры банковской системы России. Умение анализировать статистические показатели, характеризующие банковскую систему России на современном этапе.

Сообщение, доклад, презентация, исследовательская работа, проектная деятельность.

8

Состояние и развитие рынка кредитования

Банковское кредитование в России и его  особенности. Формы и виды кредитования. Кредитование физических лиц. Кредитование юридических лиц. Ипотечное кредитование.

1

1

Иметь представление о банковском кредитовании в России. Знание форм и видов кредитования. Умение анализировать статистические показатели, характеризующие систему банковского кредитования в России.

Сообщение, доклад, тезисы, исследовательская работа, презентация

9

Депозитные операции банков

Виды депозитных операций. Депозитный портфель банка. Современное состояние депозитных операций в России. Перспективы развития депозитных операций.

1

1

Иметь представление о состоянии депозитных операций. Знание видов депозитных операций.

Сообщение, доклад, презентация

10

Платежные системы. Национальная платежная система

Сущность платежных систем. Национальная платежная система "Мир". Особенности развития системы безналичных расчетов в России и за рубежом.

1

1

Иметь представление о платежных системах. Знание видов платежных систем, порядка осуществления безналичных расчетов банковскими картами. Умение анализировать состояние безналичных расчетов в России.

Сообщение, доклад, презентация

11

Рынок страхования в России на современном этапе

Понятие рынка страхования. Виды страховых услуг. страховые взносы и порядок их расчета. Особенности страхования в России.

1

1

Иметь представление о рынке страхования. Знание форм и видов страхования, видов страховых договоров. Умение рассчитывать страховые премии, анализировать состояние рынка страхования в России.

Сообщение, доклад, исследовательская работа, презентация

12

Туристический рынок и его современное состояние

Понятие туристического рынка. Виды туристических услуг. Внешний и внутренний туризм. Состояние туристического рынка на современном этапе.

1

1

Иметь представление о состоянии туристического рынка на современном этапе. Знание основ туристической деятельности. Умение анализировать состояние рынка туристических услуг.

Сообщение, доклад, исследовательская деятельность, проектная деятельность, презентация

13

Характеристика и состояние рынка недвижимости

Понятие рынка недвижимости. Показатели, характеризующие состояние рынка недвижимости.

1

1

Иметь представление о состоянии рынка недвижимости. Знание показателей, характеризующих рынок недвижимости в России. Умение работать с источниками информации для анализа современного состояния недвижимости.  

Сообщение, доклад, презентация

14

Итоговое заседание в форме деловой игры

2

Иметь представление о важнейших экономических событиях в стране. Знание структуры доходов и расходов бюджета, основ бюджетной политики на 217 и плановый 2018-2019 годы, основных проблем развития малого предпринимательства в России, видов предпринимательства в России, видов предпринимательских рисков, сущность инвестиций и инвестиционной деятельности, основ банковской системы России. знание основ страхования в России, основ туристической деятельности. Умение творчески мыслить и применять полученные знания на практике.

Сообщение, доклад, презентация

Итого

14

14

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Для реализации  программы научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" требуется наличие  учебного  кабинета для социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

-  посадочные места по количеству обучающихся;

-  рабочее место преподавателя;

-  учебная доска;

-  учебная мебель.

Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор;

- ноутбук;

- экран;

- аудиовизуальные средства - схемы и рисунки к лекциям в виде слайдов и электронных презентаций.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Нормативно-правовые источники:

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ)
(с изменениями на 3 июля 2016 года);

2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.04.1996 №39-ФЗ " О рынке ценных бумаг" (редакция, действующая с 3 июля 2016 года);

Основные источники:

1. Белозеров, С.А. Банковское дело: Учебник / С.А. Белозеров, О.В. Мотовилов. - М.: Проспект, 2019. - 408 c.
2. Бурдина, А.А. Банковское дело / А.А. Бурдина. - М.: МАИ, 2019. - 96 c.
3. Валенцева, Н.И. Банковское дело: Учебник / О.И. Лаврушин, Н.И. Валенцева; Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: КноРус, 2019. - 800 c.
4. Жуков, Е.Ф. Банковское дело: Учебник / Е.Ф. Жуков. - Люберцы: Юрайт, 2019. - 591 c. 17. Разу, М.Л. Банковское дело. Современная система кредитования (Бакалавриат и Магистратура) / М.Л. Разу. - М.: КноРус, 2019. - 360 c.
5. Сафрончук, М.В. Банковское дело. Розничный бизнес: Учебное пособие / М.В. Сафрончук. - М.: КноРус, 2019. - 416 c.
6. Семибратова, О.И. Банковское дело: Учеб. для учащихся нач. проф. образования / О.И. Семибратова. - М.: ИЦ Академия, 2019. - 224 c.
7. Стародубцева, Е.Б. Банковское дело: Учебник для бакалавров / Е.Ф. Жуков, Ю.А. Соколов, Е.Б. Стародубцева; Под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: Юрайт, 2019. - 591 c.

Дополнительные источники -журналы, газеты:

1. Аналитический банковский журнал

2. Банковское обозрение

3. Проблемы анализа риска

4. БДМ. Банки и деловой мир

5. Финансы и кредит

3.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанных в квалификационных справочниках, и профессиональных стандартах. Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в п. 1.5. ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Студенческая научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа "Студенческий картинг-клуб как решение проблем организации досуга и трудоустройства молодежи в небольшом городе"...

Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" программы подготовки специалистов среднего звена для специальностей социально-экономического профиля

Программа научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" предназначена для студентов, увлекающихся экономическими и финансовыми дисциплинами с целью формирования общенаучных, экспериментальны...

Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Чудеса химии"

Программа научно-исследовательского кружка "Чудеса химии" предназначена для студентов, увлекающихся естественнонаучными дисциплинами с целью формирования общенаучных, экспериментальных, инте...

Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Электрик"

Миссией студенческого научно-исследовательского кружка является формирование личной заинтересованности студентов в расширении кругозора; научной эрудиции, объединение их на     осн...

Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Калейдоскоп"

Программа кружка имеет практическую направленность. Цель: создание условий для расширенного и углубленного изучения материала, удовлетворения познавательных интересов и развития способностей...

Исследовательский студенческий проект "Научно-исследовательская деятельность: Terra Incognito или Земля Обетованная"

Исследовательский студенческий проект "Научно-исследовательская деятельность: Terra Incognito или Земля Обетованная"...

Рабочая программа внеурочной научно-исследовательской деятельности "Эрудит"

Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся и предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Новые стандарты образования предполагают внесение значите...