Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" программы подготовки специалистов среднего звена для специальностей социально-экономического профиля
рабочая программа на тему

Черкасова Александра Михайловна

Программа научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" предназначена для студентов, увлекающихся экономическими и финансовыми дисциплинами с целью формирования общенаучных, экспериментальных, интеллектуальных задатков и способностей, а также навыков проектной деятельности в сфере экономики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx36.16 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЭНГЕЛЬССКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

(ГАПОУ СО «Энгельсский  политехникум»)

Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК

социально-экономических дисциплин

 ГАПОУ СО

«Энгельсский политехникум»

Протокол № _______

 от «__» _________ 201  г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УМР

ГАПОУ СО

«Энгельсский политехникум»

_________________Л.Е. Бармута

«___»______________201  г.

Рабочая программа

студенческого научно-исследовательского кружка

"Экономика вокруг нас"

программы подготовки специалистов среднего звена

для специальностей социально-экономического профиля

201    г.

                

Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

Разработчик:

Черкасова Александра Михайловна, преподаватель специальных дисциплин ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

                       

     

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КРУЖКА

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КРУЖКА

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КРУЖКА

14


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КРУЖКА

Программа научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" предназначена для студентов, увлекающихся экономическими и финансовыми дисциплинами с целью формирования общенаучных, экспериментальных, интеллектуальных задатков и способностей, а также навыков проектной деятельности в сфере экономики.

Миссией СНК является формирование личной заинтересованности студентов в выбранном направлении обучения, профессиональное воспитание студенческой молодежи ГАПОУ СО "Энгельсский политехникум", расширение кругозора и научной эрудиции будущих специалистов.

Особенностью кружка является его междисциплинарный характер, что побуждает обучающихся интеграцией занятий и подчеркивает универсальный характер экономической и финансовой деятельности. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей, так на 1-2 курсах студенты изучают дисциплины гуманитарного и социального цикла, математического и естественнонаучного цикла, а также профессионального цикла экономика, менеджмент, финансы, право.

Основной целью работы СНК является активизация и содействие научно-исследовательской работы студентов, развитие их творческих способностей как молодых ученых, формирование у обучающихся глубокого и устойчивого интереса к экономическим процессам происходящим в России приобретение практических знаний, умений и навыков, развитие интереса к экономическим дисциплинам.

1.1. Для достижения поставленной цели, в рамках работы СНК, решаются следующие задачи:

1) развитие у студентов навыков публичного выступления и самообразования, необходимых для защиты выпускных квалификационных работ, а также в последующей профессиональной деятельности;

2) укрепление экономической и правовой культуры студентов и преодоление информационной асимметрии;

 3) содействие в повышении уровня научной подготовки и компетентности студентов, способствующих повышению готовности к социальной и профессиональной мобильности;

4) привлечение студентов к участию в конференциях, конкурсах, выставках, программах и проектах реализуемых Министерствами РФ, фондами и другими организациями;

 5) содействие в использовании результатов студенческих исследований в учебном процессе;

 6) привлечение студентов к инновационной деятельности, развитие умения доводить научно- исследовательскую работу до уровня еѐ реализации;

7) обучение студентов принципам организации подготовки научно-исследовательских отчетов и проектов;

 8) установление и развитие сотрудничества со студенческими научными обществами высших учебных заведений, обмен опытом и совместное выполнение исследований;

9) проведение заседаний по обсуждению теоретических и прикладных вопросов экономики и предпринимательства;

10) Воспитание интереса к изучаемым предметам экономического цикла;

11) Освоение знаний о бюджетной системе Российской Федерации об особенностях предпринимательской деятельности в РФ о банковском секторе экономики России о рынке страхования в России на современном этапе;

12) Формирование умения анализировать и интерпретировать информацию обобщать делать выводы разрабатывать проект развивать умение самостоятельной работы;

13) Развитие познавательной активности студентов через межпредметные связи;

14) Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения экономических знаний с использованием различных источников информации способствует формированию навыков со справочной литературы;

15) Развитие коммуникативных проектных презентационных умений и навыков;

16) Развитие внимания памяти воображения мышления сообразительности творческой активности;

17) Развитие Учебной мотивации студентов на выбор профессии.

1.2. Приоритетные направления студенческого научного кружка:

 - привить первоначальные систематические навыки выполнения теоретических и экспериментальных научно-исследовательских работ в единстве образовательного и творческого процессов;

 - обеспечить прочное и глубокое усвоение знаний по специальным и смежным дисциплинам;

 - развить творческое, аналитическое мышление, способности к творческой работе, расширить теоретический кругозор;

 - выработать умения по применению теоретических знаний для решения конкретных практических задач;

- расширить знания по основным для данной специальности направлениям науки и техники;

 - формировать потребности и умения самостоятельно пополнять свои знания по специальности, навыки работы в творческих коллективах;

 - способствовать профессиональной и социальной адаптации.

Студенческий научный кружок не только способствуют активной научной деятельности учащихся, но и помогают выявить наиболее талантливых, способных и деятельных студентов.

1.3. Результаты занятий

Ходе освоения программы научно-исследовательского кружка формируются:

умения и навыки:

- работать в сотрудничестве и группе;

- определить цель, выделить объект исследования способы регистрации полученной информации и ее обработки;

- представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков;

- составлять отчет, придерживаясь определенной структуры;

- формулировать выводы;

- обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении;

- осуществлять проектную деятельность.

знания:

- о бюджетной системе Российской Федерации;

- об особенностях предпринимательской деятельности в РФ;

- о банковском секторе экономики России;

- о рынке страхования в России на современном этапе.

В ходе освоения программы научно-исследовательского кружка формируются общие компетенции:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами и руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работату членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Количество часов на освоение программы:

Программа научно-исследовательского кружка разработана на 56 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КРУЖКА

2.1. Объем программы и виды работ

Вид работы

Объем часов

Общее количество часов (всего)

56

теоретические занятия

14

практические занятия

12

самостоятельная работа

28

Подведение итогов (деловая игра)

2

2.2. Учебно-тематический план кружковых занятий

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

КОЛИЧЕСВО ЧАСОВ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ

теория

практика

1

Введение.

Утверждение плана работы кружка на 216/2017 гг.

2

-

2

Доходы и расходы бюджета, их структура. Исполнение бюджета по доходам и расходам.

Доходы и расходы бюджета, их структура. Анализ динамики исполнения бюджета по доходам и расходам.

1

1

Знание структуры доходов и расходов бюджета. Умение анализировать исполнение бюджета по доходам и расходам.

Сообщение, доклад, презентация

3

Бюджетная политика на 2017г. и плановая политика на 2018-2019гг.

Сущность бюджетной политики. Порядок формирования бюджетной политики. Основные направления совершенствования бюджетной политики. источники финансирования дефицита бюджета.

1

1

Иметь представление об источниках финансирования дефицита бюджета. Знание порядка формирования бюджетной политики.

Сообщение, доклад, презентация

4

Проблемы развития малого предпринимательства России.

Малый бизнес и его роль в экономике страны. Проблемы функционирования малого бизнеса и пути их решения. Государственная поддержка малого бизнеса. Кредитование малого бизнеса.

1

1

Иметь представление о роли малого бизнеса, об основных направлениях государственной поддержки малого бизнеса, о проблемах функционирования малого бизнеса и их решении. Умение анализировать статистические показатели деятельности субъектов малого бизнеса.

Сообщение, презентация, исследовательская работа

5

Предпринимательский риск и предпринимательская тайна

Виды рисков при осуществлении предпринимательской деятельности. Понятие предпринимательской тайны.

1

1

Иметь представление о предпринимательской тайне и видах рисков при осуществлении предпринимательской деятельности.

Сообщение, презентация

6

Инвестиции и инвестиционная деятельность в России

Понятие и сущность инвестиций. Виды инвестиций. Инвестиционная деятельность и ее характеристика.

1

1

Иметь представление об инвестиционной деятельности предприятий и организаций. Знание видов и форм инвестиций. Умение рассчитывать эффективность инвестиций.

Сообщение, презентация

7

Банковская система России на современном этапе

Структура банковской системы России и этапы ее развития. Роль банковского сектора в экономике страны. Основные показатели, характеризующие состояние банковского сектора экономики России на современном этапе.

1

1

Иметь представление о роли банковского сектора в экономике. Зание структуры банковской системы России. Умение анализировать статистические показатели, характеризующие банковскую систему России на современном этапе.

Сообщение, доклад, презентация, исследовательская работа, проектная деятельность.

8

Состояние и развитие рынка кредитования

Банковское кредитование в России и его  особенности. Формы и виды кредитования. Кредитование физических лиц. Кредитование юридических лиц. Ипотечное кредитование.

1

1

Иметь представление о банковском кредитовании в России. Знание форм и видов кредитования. Умение анализировать статистические показатели, характеризующие систему банковского кредитования в России.

Сообщение, доклад, тезисы, исследовательская работа, презентация

9

Депозитные операции банков

Виды депозитных операций. Депозитный портфель банка. Современное состояние депозитных операций в России. Перспективы развития депозитных операций.

1

1

Иметь представление о состоянии депозитных операций. Знание видов депозитных операций.

Сообщение, доклад, презентация

10

Платежные системы. Национальная платежная система

Сущность платежных систем. Национальная платежная система "Мир". Особенности развития системы безналичных расчетов в России и за рубежом.

1

1

Иметь представление о платежных системах. Знание видов платежных систем, порядка осуществления безналичных расчетов банковскими картами. Умение анализировать состояние безналичных расчетов в России.

Сообщение, доклад, презентация

11

Рынок страхования в России на современном этапе

Понятие рынка страхования. Виды страховых услуг. страховые взносы и порядок их расчета. Особенности страхования в России.

1

1

Иметь представление о рынке страхования. Знание форм и видов страхования, видов страховых договоров. Умение рассчитывать страховые премии, анализировать состояние рынка страхования в России.

Сообщение, доклад, исследовательская работа, презентация

12

Туристический рынок и его современное состояние

Понятие туристического рынка. Виды туристических услуг. Внешний и внутренний туризм. Состояние туристического рынка на современном этапе.

1

1

Иметь представление о состоянии туристического рынка на современном этапе. Знание основ туристической деятельности. Умение анализировать состояние рынка туристических услуг.

Сообщение, доклад, исследовательская деятельность, проектная деятельность, презентация

13

Характеристика и состояние рынка недвижимости

Понятие рынка недвижимости. Показатели, характеризующие состояние рынка недвижимости.

1

1

Иметь представление о состоянии рынка недвижимости. Знание показателей, характеризующих рынок недвижимости в России. Умение работать с источниками информации для анализа современного состояния недвижимости.  

Сообщение, доклад, презентация

14

Итоговое заседание в форме деловой игры

2

Иметь представление о важнейших экономических событиях в стране. Знание структуры доходов и расходов бюджета, основ бюджетной политики на 217 и плановый 2018-2019 годы, основных проблем развития малого предпринимательства в России, видов предпринимательства в России, видов предпринимательских рисков, сущность инвестиций и инвестиционной деятельности, основ банковской системы России. знание основ страхования в России, основ туристической деятельности. Умение творчески мыслить и применять полученные знания на практике.

Сообщение, доклад, презентация

Итого

14

14

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Для реализации  программы научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" требуется наличие  учебного  кабинета для социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

-  посадочные места по количеству обучающихся;

-  рабочее место преподавателя;

-  учебная доска;

-  учебная мебель.

Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор;

- ноутбук;

- экран;

- аудиовизуальные средства - схемы и рисунки к лекциям в виде слайдов и электронных презентаций.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Нормативно-правовые источники:

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ)
(с изменениями на 3 июля 2016 года);

2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.04.1996 №39-ФЗ " О рынке ценных бумаг" (редакция, действующая с 3 июля 2016 года);

Основные источники:

1. Белозеров, С.А. Банковское дело: Учебник / С.А. Белозеров, О.В. Мотовилов. - М.: Проспект, 2015. - 408 c.
2. Бурдина, А.А. Банковское дело / А.А. Бурдина. - М.: МАИ, 2014. - 96 c.
3. Валенцева, Н.И. Банковское дело: Учебник / О.И. Лаврушин, Н.И. Валенцева; Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: КноРус, 2013. - 800 c.
4. Жуков, Е.Ф. Банковское дело: Учебник / Е.Ф. Жуков. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 591 c. 17. Разу, М.Л. Банковское дело. Современная система кредитования (Бакалавриат и Магистратура) / М.Л. Разу. - М.: КноРус, 2013. - 360 c.
5. Сафрончук, М.В. Банковское дело. Розничный бизнес: Учебное пособие / М.В. Сафрончук. - М.: КноРус, 2013. - 416 c.
6. Семибратова, О.И. Банковское дело: Учеб. для учащихся нач. проф. образования / О.И. Семибратова. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 224 c.
7. Стародубцева, Е.Б. Банковское дело: Учебник для бакалавров / Е.Ф. Жуков, Ю.А. Соколов, Е.Б. Стародубцева; Под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: Юрайт, 2012. - 591 c.

Дополнительные источники -журналы, газеты:

1. Аналитический банковский журнал

2. Банковское обозрение

3. Проблемы анализа риска

4. БДМ. Банки и деловой мир

5. Финансы и кредит

3.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанных в квалификационных справочниках, и профессиональных стандартах. Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в п. 1.5. ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ПО МДК 01.02 ПМ 01«ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТУ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК» программы подготовки специалистов среднего звена для специальностей технического профиля 08.02.09 «Монтаж наладка и эксплуа

Задания для практических и лабораторных работ для МДК 01.02 "Электрооборудование промышленных и гражданских зданий"и МДК 01.03 "Эксплуатация и ремонт  силового электрооборудования" ПМ 0...

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет.

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 02. История программы подготовки специалистов среднего звена для специальности технического профиля заочной формы обучения

Рабочая программа  учебной дисциплины ОГСЭ 02. История программы подготовки специалистов среднего звена для специальности технического профиля заочной формы обучения...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) программы подготовки специалистов среднего звена для специальности технического профиля

Методические рекомендации и задания разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯИ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) программы подготовки специалистов среднего звена для специальностей технического профиля

Методические рекомендации и задания разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности09.02.05. Прикладная информатика (по отраслям);Приказ Министер...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.11 ФИЗИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ Квалификации: СПЕЦИАЛИСТ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ С

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу средн...

Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас

Программа научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" предназначена для студентов, увлекающихся экономическими и финансовыми дисциплинами с целью формирования общенаучных, экспер...