Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Чудеса химии"
рабочая программа на тему

Бардонова Инна Юрьевна

Программа научно-исследовательского кружка "Чудеса химии" предназначена для студентов, увлекающихся естественнонаучными дисциплинами с целью формирования общенаучных, экспериментальных, интеллектуальных задатков и способностей, а также навыков проектной деятельности в сфере химии.

Миссией студенческого научно-исследовательского кружка является формирование личной заинтересованности студентов в выбранном направлении обучения, профессиональное воспитание студенческой молодежи ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум», расширение кругозора и научной эрудиции будущих специалистов.

Особенностью кружка является его междисциплинарный характер, что побуждает обучающихся к интеграции занятий и подчеркивает универсальный характер естественнонаучной деятельности. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей, так на 1-2 курсах студенты изучают дисциплины гуманитарного и социального цикла, математического и естественнонаучного цикла.

Основной целью работы студенческого научно-исследовательского кружка является активизация и содействие научно-исследовательской работы студентов, развитие их творческих способностей как молодых ученых, формирование у обучающихся глубокого и устойчивого интереса к естественнонаучным процессам происходящим в мире, приобретение практических знаний, умений и навыков, развитие интереса к естественным дисциплинам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.kruzhka_docx.docx44.71 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЭНГЕЛЬССКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

(ГАПОУ СО «Энгельсский  политехникум»)

Рассмотрено и одобрено на заседании

 ПЦК кураторов и классных руководителей

ГАПОУ СО

«Энгельсский политехникум»

Протокол № _______

 от «__» _________ 201  г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР

ГАПОУ СО

«Энгельсский политехникум»

_________________А. М. Черкасова

«___»______________201  г.

Рабочая программа

студенческого научно-исследовательского кружка

"Чудеса химии"

2017г.

                

Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

Разработчик:

Бардонова Инна Юрьевна,  преподаватель химии  ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

                       

     

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КРУЖКА

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КРУЖКА

8

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КРУЖКА

14


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КРУЖКА

Программа научно-исследовательского кружка "Чудеса химии" предназначена для студентов, увлекающихся естественнонаучными дисциплинами с целью формирования общенаучных, экспериментальных, интеллектуальных задатков и способностей, а также навыков проектной деятельности в сфере химии.

Миссией студенческого научно-исследовательского кружка является формирование личной заинтересованности студентов в выбранном направлении обучения, профессиональное воспитание студенческой молодежи ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум», расширение кругозора и научной эрудиции будущих специалистов.

Особенностью кружка является его междисциплинарный характер, что побуждает обучающихся к интеграции занятий и подчеркивает универсальный характер естественнонаучной деятельности. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей, так на 1-2 курсах студенты изучают дисциплины гуманитарного и социального цикла, математического и естественнонаучного цикла.

Основной целью работы студенческого научно-исследовательского кружка является активизация и содействие научно-исследовательской работы студентов, развитие их творческих способностей как молодых ученых, формирование у обучающихся глубокого и устойчивого интереса к естественнонаучным процессам происходящим в мире, приобретение практических знаний, умений и навыков, развитие интереса к естественным дисциплинам.

1.1. Для достижения поставленной цели, в рамках работы студенческого научно-исследовательского кружка, решаются следующие задачи:

1) развитие у студентов навыков публичного выступления и самообразования, необходимых для защиты выпускных квалификационных работ, а также в последующей профессиональной деятельности;

2) укрепление экономической и правовой культуры студентов и преодоление информационной асимметрии;

 3) содействие в повышении уровня научной подготовки и компетентности студентов, способствующих повышению готовности к социальной и профессиональной мобильности;

4) привлечение студентов к участию в конференциях, конкурсах, выставках, программах и проектах реализуемых Министерствами РФ, фондами и другими организациями;

 5) содействие в использовании результатов студенческих исследований в учебном процессе;

 6) привлечение студентов к инновационной деятельности, развитие умения доводить научно- исследовательскую работу до уровня еѐ реализации;

7) обучение студентов принципам организации подготовки научно-исследовательских отчетов и проектов;

 8) установление и развитие сотрудничества со студенческими научными обществами высших учебных заведений, обмен опытом и совместное выполнение исследований;

9) проведение заседаний по обсуждению теоретических и прикладных вопросов экономики и предпринимательства;

10) воспитание интереса к изучаемым предметам естественного цикла;

12) формирование умения анализировать и интерпретировать информацию обобщать делать выводы разрабатывать проект развивать умение самостоятельной работы;

13) развитие познавательной активности студентов через межпредметные связи;

14) развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения экономических знаний с использованием различных источников информации способствует формированию навыков со справочной литературы;

15) развитие коммуникативных проектных презентационных умений и навыков;

16) развитие внимания памяти воображения мышления сообразительности творческой активности;

17) развитие учебной мотивации студентов на выбор профессии и специальности.

1.2. Приоритетные направления студенческого научно-исследовательского кружка:

 - привить первоначальные систематические навыки выполнения теоретических и экспериментальных научно-исследовательских работ в единстве образовательного и творческого процессов;

 - обеспечить прочное и глубокое усвоение знаний по специальным и смежным дисциплинам;

 - развить творческое, аналитическое мышление, способности к творческой работе, расширить теоретический кругозор;

 - выработать умения по применению теоретических знаний для решения конкретных практических задач;

- расширить знания по основным для данной специальности направлениям науки и техники;

 - формировать потребности и умения самостоятельно пополнять свои знания по специальности, навыки работы в творческих коллективах;

 - способствовать профессиональной и социальной адаптации.

Студенческий кружок не только способствуют активной научной деятельности обучающихся, но и помогают выявить наиболее талантливых, способных и деятельных студентов.

1.3. Результаты занятий

В ходе освоения программы научно-исследовательского кружка формируются определенные знания и умения.

Обучающиеся должны знать:

  • место химии среди естественнонаучных дисциплин;
  • основные методы изучения естественных наук: наблюдение, моделирование, эксперимент;
  • признаки химических реакций и условия их протекания;
  • вещества,  наиболее часто используемые человеком в различных областях (быту, медицине, сельском хозяйстве, строительстве, парфюмерии и др.), и экологические последствия их применения.  

Обучающиеся должны уметь:

  • обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ и домашнего эксперимента;
  • проводить простейшие исследования свойств веществ;
  • использовать метод наблюдения при выполнении различных видов практических заданий;
  • оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • работать индивидуально, в парах, группах, используя полученные знания;
  • обладать навыками работы с различными видами источников информации: литературой, средствами Интернета, мультимедийными пособиями.

В ходе освоения программы научно-исследовательского кружка формируются элементы общих компетенций:

Код компетенции

Наименование результата обучения

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами и руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Количество часов на освоение программы:

Программа научно-исследовательского кружка разработана на 36 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО И КРУЖКА

2.1. Объем программы и виды работ

Вид работы

Объем часов

Общее количество часов (всего)

36

теоретические занятия

20

практические занятия

16

самостоятельная работа

18

Подведение итогов (защита проектов)

2

2.2. Учебно-тематический план кружковых занятий

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

КОЛИЧЕСВО ЧАСОВ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

ОБРАЗОВА-

ТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ

Теория

Прак-

тика

1

Введение.

Утверждение плана работы кружка на 2017/2018 гг.

2

-

2


Химия-наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Знакомство с лабораторным оборудованием


Ее величество – Химия: кто она и где с ней можно встретиться? Химия – творение природы и рук человека. Химик – преданный и послушный ученик химии.

1

1

Знать основные понятия химии
и
правила ТБ.
 Уметь обращаться с лабораторной посудой и оборудование, оказывать первую медицинскую помощь.

Сообщение,

Практическая работа   № 1. Лабораторное оборудование и посуда. Изучение строения пламени.

3

Понятие об индикаторах.

Индикаторы. Фенолфталеин. Лакмус. Метилоранж. Изменение цвета в различных средах. Растительные индикаторы.

1

1

Иметь представление
об индикаторах.
Уметь
определять характер среды с помощью индикаторов.

доклад, презентация

Практическая работа   № 2.
«Изменение окраски индикаторов в различных средах».

4

Смеси. Однородные и неоднородные.

Смеси. Однородные и неоднородные. Способы разделения. Фильтрование. Хроматография.

1

1

Иметь представление
о различии чистого вещества и смеси, способах разделения.
Уметь проводить фильтрование, выпаривание.

Сообщение, презентация по теме: Разделение смеси красителей хроматографией.Практическая работа   № 3.
«Очистка загрязненной поваренной соли».

5

Кристаллы.

Понятие о кристаллических и аморфных веществах. Способы выращивания кристаллов.

1

1

Иметь представление
о кристаллических и аморфных веществах, способах выращивания кристаллов.
Уметь проводить процесс выращивания кристаллов.

Вырастить кристалл сахара, медного купороса.

Практическая работа   № 4.

«Выращивание кристаллов поваренной
 соли».

6

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

ПР №5 «Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, разделение при помощи делительной воронки; разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита»

1

1

Иметь представление
о чистых веществах и смесях.

Уметь разделять смеси.

Демонстрационный опыт.

«Разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита».

7

Понятие о растворах


Растворы. Растворенное вещество. Растворитель. Факторы, влияющие на растворение веществ. Способы приготовления растворов.

1

1

Иметь представление
о растворах, способах их приготовления.

Уметь определять растворимость веществ, готовить растворы.


Практическая работа   № 5 «Растворимые и нерастворимые вещества в воде».

8

Чудесная жидкость – вода.


Свойства воды. Агрегатное состояние воды при обычных условиях. Вода в природе. Круговорот воды. Разновидности воды: пресная, соленая, минеральная, питьевая, морская, речная.

1

1


Уметь:

- проводить простейший анализ воды;

очищать воду от примесей отстаиванием или фильтрованием.

исследовательская работа, презентация

Лабораторные опыты .

«Выпаривание капли воды на предметном стекле и обнаружение на поверхности стекла белого налета»,

9

Очистка загрязненной воды

Очистка загрязненной воды: фильтрование, выпаривание, дистилляция. Обеззараживание воды.

1

1


Уметь:
очищать воду от примесей отстаиванием или фильтрованием.

Сообщение, доклад, презентация

Практическая работа   № 6 «Очистка воды».

10

        

Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.


Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. История открытия ПЗ.

2

Знать историю открытия периодического закона.

Портрет Д.И. Менделеева, презентация, фильм, ПСХЭ.

11

Основные компоненты пищи. Белки.

Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химические элементы, которые образуют пищу. Белки, значение и применение. Белки растительного и животного происхождения.

1

1

Уметь:

называть основные компоненты пищи.

Презентация

Лабораторный опыт. «Сворачивание белка куриного яйца при нагревании», «Сворачивание белков молока при добавлении лимонной кислоты, спирта».

12

Основные компоненты пищи. Жиры и углеводы.

Какие продукты питания содержат жиры? Значение и применение жиров (не только в пище). Польза жиров в питании человека.
Углеводы = углерод + вода – не все так просто. Сахар – еще не значит «сладкий». Вкус хлеба, вермишели, картошки, леденцов. Как распознать сахар и крахмал?

1

1


Уметь:

-определять оксиды и водородные соединения,

-называть оксиды,

-определять тип оксида.

исследовательская деятельность, презентация

Лабораторный опыт.

«Окрашивание спиртового раствора йода крахмалом».

13

Основные компоненты пищи. Витамины.

Витамины, их роль в процессах жизнедеятельности.

1

1

Иметь представление о роли витаминов, правилах их применения

Демонстрационный опыт. «Обнаружение витаминов в продуктах».

14

Анализ продуктов питания

Состав продуктов питания. Пищевые добавки.

2

Уметь:
Проводить простейший анализ продуктов питания.

Практическая работа   № 7 «Анализ пищевых продуктов».

15

Знакомство с бытовыми химикатами.

Бытовые химикаты, их классификация на основе применения. Правила обращения с препаратами бытовой химии. Отравление бытовыми химикатами: (раствор аммиака, уксусная кислота, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ, инсектициды, растворители, лакокрасочные материал и т.п.).  Оказание первой помощи при отравлениях и ожогах.

1

1


Знать правила обращения с препаратами бытовой химии.

Уметь оказывать первую помощь при ожогах, отравлениях.

Презентация

Практическая работа   № 8 "Опыты с бытовыми химикатами"

16

Азбука химчистки.

Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски и т.д.

1

1

Иметь представление об удалении жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски.

Презентация

Практическая работа №9  "Выводим пятна".

17

Знакомство с косметическими средствами.

Состав средств. рН. Классификация косметических средств: мыло, шампунь, духи, гели, лосьоны и др.

1

1

Иметь представление об удалении жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски.

Презентация

Лабораторный опыт.  «Измерение  рН моющих средств».

18

Итоговое занятие «Ее величество Химия».

Подведение итогов работы. Защита проекта

2

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Для реализации  программы научно-исследовательского кружка "Чудеса химии" требуется наличие  учебного  кабинета для социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

-  посадочные места по количеству обучающихся;

-  рабочее место преподавателя;

-  учебная доска;

-  учебная мебель.

Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор;

- ноутбук;

- экран;

- аудиовизуальные средства - схемы и рисунки к занятим кружка в виде слайдов и электронных презентаций.

3.2. Информационное обеспечение деятельности кружка

Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Нормативно-правовые источники:

Основные источники:

  1. Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии.// Химия в школе.- 2002.-№ 9. с. 73-80
  2. Баженова О.Ю. Пресс-конференция "Неорганические соединения в нашей жизни"// Химия в школе.-2005.-№ 3.-с. 67-74.
  3. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2000-2003
  4. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс.- М.: Дрофа, 20001-2003
  5. Головнер В.Н. Практикум-обобщение по курсу органической химии.// Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 58-64
  6. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л.: Химия, 1985
  7. Запольских Г.Ю. Элективный курс "Химия в быту".// Химия в школе. -2005.-№ 5.- с. 25-26
  8. Северюхина Т.В. Старые опыты с новым содержанием. // Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 64-70
  9. Стройкова С.И. Факультативный курс "Химия и пища".// Химия в школе.-2005.- № 5.- с. 28-29
  10. Яковишин Л.А. химические опыты с лекарственными веществами. // Химия в школе.-2004.-№ 9.-С. 61-65.

Литература для учащихся.

  1. Энциклопедия для детей. Химия. М.: Аванта +, 2003.
  2. Электронное издание. Виртуальная химическая лаборатория.

Дополнительные источники -журналы, газеты:

3.3. Кадровое обеспечение деятельности кружка

Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанных в квалификационных справочниках, и профессиональных стандартах. Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в п. 1.5. ФГОС.

Список членов кружка

Ф.И.О.

№ группы

1.

2.

3.

Календарный график работы кружка

№ занятия

Дата и время проведения занятия

Тема занятия

1.

2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Студенческая научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа "Студенческий картинг-клуб как решение проблем организации досуга и трудоустройства молодежи в небольшом городе"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.02 ХИМИЯ общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 240113 Химическая технология органических веществ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.02 ХИМИЯобщеобразовательного циклаосновной профессиональной образовательной программыпо специальностям естественнонаучного профиля ...

Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" программы подготовки специалистов среднего звена для специальностей социально-экономического профиля

Программа научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" предназначена для студентов, увлекающихся экономическими и финансовыми дисциплинами с целью формирования общенаучных, экспериментальны...

Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Электрик"

Миссией студенческого научно-исследовательского кружка является формирование личной заинтересованности студентов в расширении кругозора; научной эрудиции, объединение их на     осн...

Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Калейдоскоп"

Программа кружка имеет практическую направленность. Цель: создание условий для расширенного и углубленного изучения материала, удовлетворения познавательных интересов и развития способностей...

Рабочая программа внеурочной научно-исследовательской деятельности "Эрудит"

Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся и предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Новые стандарты образования предполагают внесение значите...

Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас

Программа научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" предназначена для студентов, увлекающихся экономическими и финансовыми дисциплинами с целью формирования общенаучных, экспер...