Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Чудеса химии"
рабочая программа на тему
Программа научно-исследовательского кружка "Чудеса химии" предназначена для студентов, увлекающихся естественнонаучными дисциплинами с целью формирования общенаучных, экспериментальных, интеллектуальных задатков и способностей, а также навыков проектной деятельности в сфере химии.
Миссией студенческого научно-исследовательского кружка является формирование личной заинтересованности студентов в выбранном направлении обучения, профессиональное воспитание студенческой молодежи ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум», расширение кругозора и научной эрудиции будущих специалистов.
Особенностью кружка является его междисциплинарный характер, что побуждает обучающихся к интеграции занятий и подчеркивает универсальный характер естественнонаучной деятельности. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей, так на 1-2 курсах студенты изучают дисциплины гуманитарного и социального цикла, математического и естественнонаучного цикла.
Основной целью работы студенческого научно-исследовательского кружка является активизация и содействие научно-исследовательской работы студентов, развитие их творческих способностей как молодых ученых, формирование у обучающихся глубокого и устойчивого интереса к естественнонаучным процессам происходящим в мире, приобретение практических знаний, умений и навыков, развитие интереса к естественным дисциплинам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.kruzhka_docx.docx | 44.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЭНГЕЛЬССКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
(ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»)
Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК кураторов и классных руководителей ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум» Протокол № _______ от «__» _________ 201 г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УВР ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум» _________________А. М. Черкасова «___»______________201 г. |
Рабочая программа
студенческого научно-исследовательского кружка
"Чудеса химии"
2017г.
Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»
Разработчик:
Бардонова Инна Юрьевна, преподаватель химии ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
стр. | |
| 4 |
| 8 |
| 14 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КРУЖКА
Программа научно-исследовательского кружка "Чудеса химии" предназначена для студентов, увлекающихся естественнонаучными дисциплинами с целью формирования общенаучных, экспериментальных, интеллектуальных задатков и способностей, а также навыков проектной деятельности в сфере химии.
Миссией студенческого научно-исследовательского кружка является формирование личной заинтересованности студентов в выбранном направлении обучения, профессиональное воспитание студенческой молодежи ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум», расширение кругозора и научной эрудиции будущих специалистов.
Особенностью кружка является его междисциплинарный характер, что побуждает обучающихся к интеграции занятий и подчеркивает универсальный характер естественнонаучной деятельности. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей, так на 1-2 курсах студенты изучают дисциплины гуманитарного и социального цикла, математического и естественнонаучного цикла.
Основной целью работы студенческого научно-исследовательского кружка является активизация и содействие научно-исследовательской работы студентов, развитие их творческих способностей как молодых ученых, формирование у обучающихся глубокого и устойчивого интереса к естественнонаучным процессам происходящим в мире, приобретение практических знаний, умений и навыков, развитие интереса к естественным дисциплинам.
1.1. Для достижения поставленной цели, в рамках работы студенческого научно-исследовательского кружка, решаются следующие задачи:
1) развитие у студентов навыков публичного выступления и самообразования, необходимых для защиты выпускных квалификационных работ, а также в последующей профессиональной деятельности;
2) укрепление экономической и правовой культуры студентов и преодоление информационной асимметрии;
3) содействие в повышении уровня научной подготовки и компетентности студентов, способствующих повышению готовности к социальной и профессиональной мобильности;
4) привлечение студентов к участию в конференциях, конкурсах, выставках, программах и проектах реализуемых Министерствами РФ, фондами и другими организациями;
5) содействие в использовании результатов студенческих исследований в учебном процессе;
6) привлечение студентов к инновационной деятельности, развитие умения доводить научно- исследовательскую работу до уровня еѐ реализации;
7) обучение студентов принципам организации подготовки научно-исследовательских отчетов и проектов;
8) установление и развитие сотрудничества со студенческими научными обществами высших учебных заведений, обмен опытом и совместное выполнение исследований;
9) проведение заседаний по обсуждению теоретических и прикладных вопросов экономики и предпринимательства;
10) воспитание интереса к изучаемым предметам естественного цикла;
12) формирование умения анализировать и интерпретировать информацию обобщать делать выводы разрабатывать проект развивать умение самостоятельной работы;
13) развитие познавательной активности студентов через межпредметные связи;
14) развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения экономических знаний с использованием различных источников информации способствует формированию навыков со справочной литературы;
15) развитие коммуникативных проектных презентационных умений и навыков;
16) развитие внимания памяти воображения мышления сообразительности творческой активности;
17) развитие учебной мотивации студентов на выбор профессии и специальности.
1.2. Приоритетные направления студенческого научно-исследовательского кружка:
- привить первоначальные систематические навыки выполнения теоретических и экспериментальных научно-исследовательских работ в единстве образовательного и творческого процессов;
- обеспечить прочное и глубокое усвоение знаний по специальным и смежным дисциплинам;
- развить творческое, аналитическое мышление, способности к творческой работе, расширить теоретический кругозор;
- выработать умения по применению теоретических знаний для решения конкретных практических задач;
- расширить знания по основным для данной специальности направлениям науки и техники;
- формировать потребности и умения самостоятельно пополнять свои знания по специальности, навыки работы в творческих коллективах;
- способствовать профессиональной и социальной адаптации.
Студенческий кружок не только способствуют активной научной деятельности обучающихся, но и помогают выявить наиболее талантливых, способных и деятельных студентов.
1.3. Результаты занятий
В ходе освоения программы научно-исследовательского кружка формируются определенные знания и умения.
Обучающиеся должны знать:
- место химии среди естественнонаучных дисциплин;
- основные методы изучения естественных наук: наблюдение, моделирование, эксперимент;
- признаки химических реакций и условия их протекания;
- вещества, наиболее часто используемые человеком в различных областях (быту, медицине, сельском хозяйстве, строительстве, парфюмерии и др.), и экологические последствия их применения.
Обучающиеся должны уметь:
- обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ и домашнего эксперимента;
- проводить простейшие исследования свойств веществ;
- использовать метод наблюдения при выполнении различных видов практических заданий;
- оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- работать индивидуально, в парах, группах, используя полученные знания;
- обладать навыками работы с различными видами источников информации: литературой, средствами Интернета, мультимедийными пособиями.
В ходе освоения программы научно-исследовательского кружка формируются элементы общих компетенций:
Код компетенции | Наименование результата обучения |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами и руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
Количество часов на освоение программы:
Программа научно-исследовательского кружка разработана на 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО И КРУЖКА
2.1. Объем программы и виды работ
Вид работы | Объем часов |
Общее количество часов (всего) | 36 |
теоретические занятия | 20 |
практические занятия | 16 |
самостоятельная работа | 18 |
Подведение итогов (защита проектов) | 2 |
2.2. Учебно-тематический план кружковых занятий
№ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ | КОЛИЧЕСВО ЧАСОВ | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ | ОБРАЗОВА- ТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ | |
Теория | Прак- тика | |||||
1 | Введение. | Утверждение плана работы кружка на 2017/2018 гг. | 2 | - | ||
2 |
Знакомство с лабораторным оборудованием |
| 1 | 1 | Знать основные понятия химии | Сообщение, Практическая работа № 1. Лабораторное оборудование и посуда. Изучение строения пламени. |
3 | Понятие об индикаторах. | Индикаторы. Фенолфталеин. Лакмус. Метилоранж. Изменение цвета в различных средах. Растительные индикаторы. | 1 | 1 | Иметь представление | доклад, презентация Практическая работа № 2. |
4 | Смеси. Однородные и неоднородные. | Смеси. Однородные и неоднородные. Способы разделения. Фильтрование. Хроматография. | 1 | 1 | Иметь представление | Сообщение, презентация по теме: Разделение смеси красителей хроматографией.Практическая работа № 3. |
5 | Кристаллы. | Понятие о кристаллических и аморфных веществах. Способы выращивания кристаллов. | 1 | 1 | Иметь представление | Вырастить кристалл сахара, медного купороса. Практическая работа № 4. |
6 | Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. | ПР №5 «Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, разделение при помощи делительной воронки; разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита» | 1 | 1 | Иметь представление | Демонстрационный опыт. «Разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита». |
7 | Понятие о растворах |
| 1 | 1 | Иметь представление |
|
8 | Чудесная жидкость – вода. |
| 1 | 1 |
| исследовательская работа, презентация Лабораторные опыты . «Выпаривание капли воды на предметном стекле и обнаружение на поверхности стекла белого налета», |
9 | Очистка загрязненной воды | Очистка загрязненной воды: фильтрование, выпаривание, дистилляция. Обеззараживание воды. | 1 | 1 |
| Сообщение, доклад, презентация Практическая работа № 6 «Очистка воды». |
10 |
Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. |
| 2 | Знать историю открытия периодического закона. | Портрет Д.И. Менделеева, презентация, фильм, ПСХЭ. | |
11 | Основные компоненты пищи. Белки. | Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химические элементы, которые образуют пищу. Белки, значение и применение. Белки растительного и животного происхождения. | 1 | 1 | Уметь: | Презентация Лабораторный опыт. «Сворачивание белка куриного яйца при нагревании», «Сворачивание белков молока при добавлении лимонной кислоты, спирта». |
12 | Основные компоненты пищи. Жиры и углеводы. | Какие продукты питания содержат жиры? Значение и применение жиров (не только в пище). Польза жиров в питании человека. | 1 | 1 |
| исследовательская деятельность, презентация Лабораторный опыт. |
13 | Основные компоненты пищи. Витамины. | Витамины, их роль в процессах жизнедеятельности. | 1 | 1 | Иметь представление о роли витаминов, правилах их применения | Демонстрационный опыт. «Обнаружение витаминов в продуктах». |
14 | Анализ продуктов питания | Состав продуктов питания. Пищевые добавки. | 2 | Уметь: | Практическая работа № 7 «Анализ пищевых продуктов». | |
15 | Знакомство с бытовыми химикатами. | Бытовые химикаты, их классификация на основе применения. Правила обращения с препаратами бытовой химии. Отравление бытовыми химикатами: (раствор аммиака, уксусная кислота, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ, инсектициды, растворители, лакокрасочные материал и т.п.). Оказание первой помощи при отравлениях и ожогах. | 1 | 1 |
| Презентация Практическая работа № 8 "Опыты с бытовыми химикатами" |
16 | Азбука химчистки. | Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски и т.д. | 1 | 1 | Иметь представление об удалении жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски. | Презентация Практическая работа №9 "Выводим пятна". |
17 | Знакомство с косметическими средствами. | Состав средств. рН. Классификация косметических средств: мыло, шампунь, духи, гели, лосьоны и др. | 1 | 1 | Иметь представление об удалении жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски. | Презентация Лабораторный опыт. «Измерение рН моющих средств». |
18 | Итоговое занятие «Ее величество Химия». | Подведение итогов работы. Защита проекта | 2 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы научно-исследовательского кружка "Чудеса химии" требуется наличие учебного кабинета для социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебная доска;
- учебная мебель.
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
- экран;
- аудиовизуальные средства - схемы и рисунки к занятим кружка в виде слайдов и электронных презентаций.
3.2. Информационное обеспечение деятельности кружка
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Нормативно-правовые источники:
Основные источники:
- Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии.// Химия в школе.- 2002.-№ 9. с. 73-80
- Баженова О.Ю. Пресс-конференция "Неорганические соединения в нашей жизни"// Химия в школе.-2005.-№ 3.-с. 67-74.
- Габриелян О.С. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2000-2003
- Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс.- М.: Дрофа, 20001-2003
- Головнер В.Н. Практикум-обобщение по курсу органической химии.// Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 58-64
- Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л.: Химия, 1985
- Запольских Г.Ю. Элективный курс "Химия в быту".// Химия в школе. -2005.-№ 5.- с. 25-26
- Северюхина Т.В. Старые опыты с новым содержанием. // Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 64-70
- Стройкова С.И. Факультативный курс "Химия и пища".// Химия в школе.-2005.- № 5.- с. 28-29
- Яковишин Л.А. химические опыты с лекарственными веществами. // Химия в школе.-2004.-№ 9.-С. 61-65.
Литература для учащихся.
- Энциклопедия для детей. Химия. М.: Аванта +, 2003.
- Электронное издание. Виртуальная химическая лаборатория.
Дополнительные источники -журналы, газеты:
3.3. Кадровое обеспечение деятельности кружка
Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанных в квалификационных справочниках, и профессиональных стандартах. Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в п. 1.5. ФГОС.
Список членов кружка
№ | Ф.И.О. | № группы |
1. | ||
2. | ||
3. |
Календарный график работы кружка
№ занятия | Дата и время проведения занятия | Тема занятия |
1. | ||
2. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Студенческая научно-исследовательская работа
Научно-исследовательская работа "Студенческий картинг-клуб как решение проблем организации досуга и трудоустройства молодежи в небольшом городе"...
Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" программы подготовки специалистов среднего звена для специальностей социально-экономического профиля
Программа научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" предназначена для студентов, увлекающихся экономическими и финансовыми дисциплинами с целью формирования общенаучных, экспериментальны...
Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Электрик"
Миссией студенческого научно-исследовательского кружка является формирование личной заинтересованности студентов в расширении кругозора; научной эрудиции, объединение их на осн...
Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Калейдоскоп"
Программа кружка имеет практическую направленность. Цель: создание условий для расширенного и углубленного изучения материала, удовлетворения познавательных интересов и развития способностей...
Работа в составе жюри студенческая научно-исследовательская конференция
Работа в составе жюри студенческая научно- исследовательская конференция "Автомобильная отрасль: вчера, сегодня, завтра"...
Рабочая программа внеурочной научно-исследовательской деятельности "Эрудит"
Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся и предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Новые стандарты образования предполагают внесение значите...
Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас
Программа научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" предназначена для студентов, увлекающихся экономическими и финансовыми дисциплинами с целью формирования общенаучных, экспер...