Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Чудеса химии"
рабочая программа на тему

Бардонова Инна Юрьевна

Программа научно-исследовательского кружка "Чудеса химии" предназначена для студентов, увлекающихся естественнонаучными дисциплинами с целью формирования общенаучных, экспериментальных, интеллектуальных задатков и способностей, а также навыков проектной деятельности в сфере химии.

Миссией студенческого научно-исследовательского кружка является формирование личной заинтересованности студентов в выбранном направлении обучения, профессиональное воспитание студенческой молодежи ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум», расширение кругозора и научной эрудиции будущих специалистов.

Особенностью кружка является его междисциплинарный характер, что побуждает обучающихся к интеграции занятий и подчеркивает универсальный характер естественнонаучной деятельности. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей, так на 1-2 курсах студенты изучают дисциплины гуманитарного и социального цикла, математического и естественнонаучного цикла.

Основной целью работы студенческого научно-исследовательского кружка является активизация и содействие научно-исследовательской работы студентов, развитие их творческих способностей как молодых ученых, формирование у обучающихся глубокого и устойчивого интереса к естественнонаучным процессам происходящим в мире, приобретение практических знаний, умений и навыков, развитие интереса к естественным дисциплинам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.kruzhka_docx.docx44.71 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЭНГЕЛЬССКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

(ГАПОУ СО «Энгельсский  политехникум»)

Рассмотрено и одобрено на заседании

 ПЦК кураторов и классных руководителей

ГАПОУ СО

«Энгельсский политехникум»

Протокол № _______

 от «__» _________ 201  г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР

ГАПОУ СО

«Энгельсский политехникум»

_________________А. М. Черкасова

«___»______________201  г.

Рабочая программа

студенческого научно-исследовательского кружка

"Чудеса химии"

2017г.

                

Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

Разработчик:

Бардонова Инна Юрьевна,  преподаватель химии  ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

                       

     

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КРУЖКА

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КРУЖКА

8

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КРУЖКА

14


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КРУЖКА

Программа научно-исследовательского кружка "Чудеса химии" предназначена для студентов, увлекающихся естественнонаучными дисциплинами с целью формирования общенаучных, экспериментальных, интеллектуальных задатков и способностей, а также навыков проектной деятельности в сфере химии.

Миссией студенческого научно-исследовательского кружка является формирование личной заинтересованности студентов в выбранном направлении обучения, профессиональное воспитание студенческой молодежи ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум», расширение кругозора и научной эрудиции будущих специалистов.

Особенностью кружка является его междисциплинарный характер, что побуждает обучающихся к интеграции занятий и подчеркивает универсальный характер естественнонаучной деятельности. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей, так на 1-2 курсах студенты изучают дисциплины гуманитарного и социального цикла, математического и естественнонаучного цикла.

Основной целью работы студенческого научно-исследовательского кружка является активизация и содействие научно-исследовательской работы студентов, развитие их творческих способностей как молодых ученых, формирование у обучающихся глубокого и устойчивого интереса к естественнонаучным процессам происходящим в мире, приобретение практических знаний, умений и навыков, развитие интереса к естественным дисциплинам.

1.1. Для достижения поставленной цели, в рамках работы студенческого научно-исследовательского кружка, решаются следующие задачи:

1) развитие у студентов навыков публичного выступления и самообразования, необходимых для защиты выпускных квалификационных работ, а также в последующей профессиональной деятельности;

2) укрепление экономической и правовой культуры студентов и преодоление информационной асимметрии;

 3) содействие в повышении уровня научной подготовки и компетентности студентов, способствующих повышению готовности к социальной и профессиональной мобильности;

4) привлечение студентов к участию в конференциях, конкурсах, выставках, программах и проектах реализуемых Министерствами РФ, фондами и другими организациями;

 5) содействие в использовании результатов студенческих исследований в учебном процессе;

 6) привлечение студентов к инновационной деятельности, развитие умения доводить научно- исследовательскую работу до уровня еѐ реализации;

7) обучение студентов принципам организации подготовки научно-исследовательских отчетов и проектов;

 8) установление и развитие сотрудничества со студенческими научными обществами высших учебных заведений, обмен опытом и совместное выполнение исследований;

9) проведение заседаний по обсуждению теоретических и прикладных вопросов экономики и предпринимательства;

10) воспитание интереса к изучаемым предметам естественного цикла;

12) формирование умения анализировать и интерпретировать информацию обобщать делать выводы разрабатывать проект развивать умение самостоятельной работы;

13) развитие познавательной активности студентов через межпредметные связи;

14) развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения экономических знаний с использованием различных источников информации способствует формированию навыков со справочной литературы;

15) развитие коммуникативных проектных презентационных умений и навыков;

16) развитие внимания памяти воображения мышления сообразительности творческой активности;

17) развитие учебной мотивации студентов на выбор профессии и специальности.

1.2. Приоритетные направления студенческого научно-исследовательского кружка:

 - привить первоначальные систематические навыки выполнения теоретических и экспериментальных научно-исследовательских работ в единстве образовательного и творческого процессов;

 - обеспечить прочное и глубокое усвоение знаний по специальным и смежным дисциплинам;

 - развить творческое, аналитическое мышление, способности к творческой работе, расширить теоретический кругозор;

 - выработать умения по применению теоретических знаний для решения конкретных практических задач;

- расширить знания по основным для данной специальности направлениям науки и техники;

 - формировать потребности и умения самостоятельно пополнять свои знания по специальности, навыки работы в творческих коллективах;

 - способствовать профессиональной и социальной адаптации.

Студенческий кружок не только способствуют активной научной деятельности обучающихся, но и помогают выявить наиболее талантливых, способных и деятельных студентов.

1.3. Результаты занятий

В ходе освоения программы научно-исследовательского кружка формируются определенные знания и умения.

Обучающиеся должны знать:

  • место химии среди естественнонаучных дисциплин;
  • основные методы изучения естественных наук: наблюдение, моделирование, эксперимент;
  • признаки химических реакций и условия их протекания;
  • вещества,  наиболее часто используемые человеком в различных областях (быту, медицине, сельском хозяйстве, строительстве, парфюмерии и др.), и экологические последствия их применения.  

Обучающиеся должны уметь:

  • обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ и домашнего эксперимента;
  • проводить простейшие исследования свойств веществ;
  • использовать метод наблюдения при выполнении различных видов практических заданий;
  • оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • работать индивидуально, в парах, группах, используя полученные знания;
  • обладать навыками работы с различными видами источников информации: литературой, средствами Интернета, мультимедийными пособиями.

В ходе освоения программы научно-исследовательского кружка формируются элементы общих компетенций:

Код компетенции

Наименование результата обучения

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами и руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Количество часов на освоение программы:

Программа научно-исследовательского кружка разработана на 36 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО И КРУЖКА

2.1. Объем программы и виды работ

Вид работы

Объем часов

Общее количество часов (всего)

36

теоретические занятия

20

практические занятия

16

самостоятельная работа

18

Подведение итогов (защита проектов)

2

2.2. Учебно-тематический план кружковых занятий

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

КОЛИЧЕСВО ЧАСОВ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

ОБРАЗОВА-

ТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ

Теория

Прак-

тика

1

Введение.

Утверждение плана работы кружка на 2017/2018 гг.

2

-

2


Химия-наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Знакомство с лабораторным оборудованием


Ее величество – Химия: кто она и где с ней можно встретиться? Химия – творение природы и рук человека. Химик – преданный и послушный ученик химии.

1

1

Знать основные понятия химии
и
правила ТБ.
 Уметь обращаться с лабораторной посудой и оборудование, оказывать первую медицинскую помощь.

Сообщение,

Практическая работа   № 1. Лабораторное оборудование и посуда. Изучение строения пламени.

3

Понятие об индикаторах.

Индикаторы. Фенолфталеин. Лакмус. Метилоранж. Изменение цвета в различных средах. Растительные индикаторы.

1

1

Иметь представление
об индикаторах.
Уметь
определять характер среды с помощью индикаторов.

доклад, презентация

Практическая работа   № 2.
«Изменение окраски индикаторов в различных средах».

4

Смеси. Однородные и неоднородные.

Смеси. Однородные и неоднородные. Способы разделения. Фильтрование. Хроматография.

1

1

Иметь представление
о различии чистого вещества и смеси, способах разделения.
Уметь проводить фильтрование, выпаривание.

Сообщение, презентация по теме: Разделение смеси красителей хроматографией.Практическая работа   № 3.
«Очистка загрязненной поваренной соли».

5

Кристаллы.

Понятие о кристаллических и аморфных веществах. Способы выращивания кристаллов.

1

1

Иметь представление
о кристаллических и аморфных веществах, способах выращивания кристаллов.
Уметь проводить процесс выращивания кристаллов.

Вырастить кристалл сахара, медного купороса.

Практическая работа   № 4.

«Выращивание кристаллов поваренной
 соли».

6

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

ПР №5 «Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, разделение при помощи делительной воронки; разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита»

1

1

Иметь представление
о чистых веществах и смесях.

Уметь разделять смеси.

Демонстрационный опыт.

«Разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита».

7

Понятие о растворах


Растворы. Растворенное вещество. Растворитель. Факторы, влияющие на растворение веществ. Способы приготовления растворов.

1

1

Иметь представление
о растворах, способах их приготовления.

Уметь определять растворимость веществ, готовить растворы.


Практическая работа   № 5 «Растворимые и нерастворимые вещества в воде».

8

Чудесная жидкость – вода.


Свойства воды. Агрегатное состояние воды при обычных условиях. Вода в природе. Круговорот воды. Разновидности воды: пресная, соленая, минеральная, питьевая, морская, речная.

1

1


Уметь:

- проводить простейший анализ воды;

очищать воду от примесей отстаиванием или фильтрованием.

исследовательская работа, презентация

Лабораторные опыты .

«Выпаривание капли воды на предметном стекле и обнаружение на поверхности стекла белого налета»,

9

Очистка загрязненной воды

Очистка загрязненной воды: фильтрование, выпаривание, дистилляция. Обеззараживание воды.

1

1


Уметь:
очищать воду от примесей отстаиванием или фильтрованием.

Сообщение, доклад, презентация

Практическая работа   № 6 «Очистка воды».

10

        

Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.


Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. История открытия ПЗ.

2

Знать историю открытия периодического закона.

Портрет Д.И. Менделеева, презентация, фильм, ПСХЭ.

11

Основные компоненты пищи. Белки.

Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химические элементы, которые образуют пищу. Белки, значение и применение. Белки растительного и животного происхождения.

1

1

Уметь:

называть основные компоненты пищи.

Презентация

Лабораторный опыт. «Сворачивание белка куриного яйца при нагревании», «Сворачивание белков молока при добавлении лимонной кислоты, спирта».

12

Основные компоненты пищи. Жиры и углеводы.

Какие продукты питания содержат жиры? Значение и применение жиров (не только в пище). Польза жиров в питании человека.
Углеводы = углерод + вода – не все так просто. Сахар – еще не значит «сладкий». Вкус хлеба, вермишели, картошки, леденцов. Как распознать сахар и крахмал?

1

1


Уметь:

-определять оксиды и водородные соединения,

-называть оксиды,

-определять тип оксида.

исследовательская деятельность, презентация

Лабораторный опыт.

«Окрашивание спиртового раствора йода крахмалом».

13

Основные компоненты пищи. Витамины.

Витамины, их роль в процессах жизнедеятельности.

1

1

Иметь представление о роли витаминов, правилах их применения

Демонстрационный опыт. «Обнаружение витаминов в продуктах».

14

Анализ продуктов питания

Состав продуктов питания. Пищевые добавки.

2

Уметь:
Проводить простейший анализ продуктов питания.

Практическая работа   № 7 «Анализ пищевых продуктов».

15

Знакомство с бытовыми химикатами.

Бытовые химикаты, их классификация на основе применения. Правила обращения с препаратами бытовой химии. Отравление бытовыми химикатами: (раствор аммиака, уксусная кислота, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ, инсектициды, растворители, лакокрасочные материал и т.п.).  Оказание первой помощи при отравлениях и ожогах.

1

1


Знать правила обращения с препаратами бытовой химии.

Уметь оказывать первую помощь при ожогах, отравлениях.

Презентация

Практическая работа   № 8 "Опыты с бытовыми химикатами"

16

Азбука химчистки.

Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски и т.д.

1

1

Иметь представление об удалении жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски.

Презентация

Практическая работа №9  "Выводим пятна".

17

Знакомство с косметическими средствами.

Состав средств. рН. Классификация косметических средств: мыло, шампунь, духи, гели, лосьоны и др.

1

1

Иметь представление об удалении жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски.

Презентация

Лабораторный опыт.  «Измерение  рН моющих средств».

18

Итоговое занятие «Ее величество Химия».

Подведение итогов работы. Защита проекта

2

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Для реализации  программы научно-исследовательского кружка "Чудеса химии" требуется наличие  учебного  кабинета для социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

-  посадочные места по количеству обучающихся;

-  рабочее место преподавателя;

-  учебная доска;

-  учебная мебель.

Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор;

- ноутбук;

- экран;

- аудиовизуальные средства - схемы и рисунки к занятим кружка в виде слайдов и электронных презентаций.

3.2. Информационное обеспечение деятельности кружка

Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Нормативно-правовые источники:

Основные источники:

  1. Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии.// Химия в школе.- 2002.-№ 9. с. 73-80
  2. Баженова О.Ю. Пресс-конференция "Неорганические соединения в нашей жизни"// Химия в школе.-2005.-№ 3.-с. 67-74.
  3. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2000-2003
  4. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс.- М.: Дрофа, 20001-2003
  5. Головнер В.Н. Практикум-обобщение по курсу органической химии.// Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 58-64
  6. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л.: Химия, 1985
  7. Запольских Г.Ю. Элективный курс "Химия в быту".// Химия в школе. -2005.-№ 5.- с. 25-26
  8. Северюхина Т.В. Старые опыты с новым содержанием. // Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 64-70
  9. Стройкова С.И. Факультативный курс "Химия и пища".// Химия в школе.-2005.- № 5.- с. 28-29
  10. Яковишин Л.А. химические опыты с лекарственными веществами. // Химия в школе.-2004.-№ 9.-С. 61-65.

Литература для учащихся.

  1. Энциклопедия для детей. Химия. М.: Аванта +, 2003.
  2. Электронное издание. Виртуальная химическая лаборатория.

Дополнительные источники -журналы, газеты:

3.3. Кадровое обеспечение деятельности кружка

Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанных в квалификационных справочниках, и профессиональных стандартах. Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в п. 1.5. ФГОС.

Список членов кружка

Ф.И.О.

№ группы

1.

2.

3.

Календарный график работы кружка

№ занятия

Дата и время проведения занятия

Тема занятия

1.

2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Студенческая научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа "Студенческий картинг-клуб как решение проблем организации досуга и трудоустройства молодежи в небольшом городе"...

Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" программы подготовки специалистов среднего звена для специальностей социально-экономического профиля

Программа научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" предназначена для студентов, увлекающихся экономическими и финансовыми дисциплинами с целью формирования общенаучных, экспериментальны...

Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Электрик"

Миссией студенческого научно-исследовательского кружка является формирование личной заинтересованности студентов в расширении кругозора; научной эрудиции, объединение их на     осн...

Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Калейдоскоп"

Программа кружка имеет практическую направленность. Цель: создание условий для расширенного и углубленного изучения материала, удовлетворения познавательных интересов и развития способностей...

Работа в составе жюри студенческая научно-исследовательская конференция

Работа в составе жюри студенческая научно- исследовательская конференция "Автомобильная отрасль: вчера, сегодня, завтра"...

Рабочая программа внеурочной научно-исследовательской деятельности "Эрудит"

Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся и предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Новые стандарты образования предполагают внесение значите...

Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас

Программа научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" предназначена для студентов, увлекающихся экономическими и финансовыми дисциплинами с целью формирования общенаучных, экспер...