РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.19 РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА для СПО
рабочая программа
Учебная дисциплина Родная литература осваивается на базовом уровне, относится к предметной образовательной области Родной язык и родная литература и является составной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС для всех профессий и специальностей СПО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28.02.2018 г. №139).
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. №413).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oud_19_pv_rodnaya_literatura_2021rp.doc | 225 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Саратовской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Энгельсский политехникум»
(ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.19 РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
для профессий технологического и естественно-научного профилей
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
09.02.07 Информационные системы и программирование
18.01.33 Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства (по отраслям)
08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
43.01.09 Повар, кондитер
на базе основного общего образования
с получением полного общего образования
2021 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2016 N 1568,№1547, N 1571,
N 1569 (ред. от 17.12.2020), 23.01.2018 N 44.
Учебная дисциплина родная литература осваивается на базовом уровне, относится к предметной образовательной области родной язык и родная литература и является составной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС для всех профессий и специальностей СПО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28.02.2018 г. №139).
РАССМОТРЕНО на заседании предметно-цикловой комиссии _____________________________________ ______________________________________ Протокол №__, дата «___»________20___г. Председатель комиссии _______________ /______________________/ Протокол №__, дата «___»________20___г. Председатель комиссии ______________ /______________________/ Протокол №__, дата «___»________20___г. Председатель комиссии _______________ /______________________/ Протокол №__, дата «___»________20___г. Председатель комиссии _______________ /______________________/ | ОДОБРЕНО методическим советом техникума Протокол №___ от «_____» __________20___г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________20___ г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________20___г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________20___г. Председатель _____________/______________/ |
Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»
Составитель Дементьева Е.В. преподаватель русского языка ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.19 РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………4 стр. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……….9 стр. |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………… 13 стр. |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………15 стр. |
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.19 РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина Родная литература осваивается на базовом уровне, относится к предметной образовательной области Родной язык и родная литература и является составной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС для всех профессий и специальностей СПО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28.02.2018 г. №139).
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. №413).
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цели и задачи: Основной целью изучения курса является подготовка к выполнению различных заданий по литературе, с одной стороны, и формирование умений и навыков в построении текста мини-сочинения, в обработке текстов – с другой.
Задачи:
- систематизация уже имеющихся у студентов знаний по теории литературы, их актуализация, уточнение понимания отдельных терминов и понятий;
- формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых интерпретаций;
- дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого текста, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся, их творческих способностей;
- обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения;
- содействие в области профессионального саморазвития.
Программа курса Родная литература призвана обеспечить более высокий уровень филологической подготовки.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности студента, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
В рамках программы учебной дисциплины планируется освоение обучающимися следующих результатов:
Личностные: | Метапредметные: | Предметные: |
Л.1. Проявлять российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); воспитать уважение к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. Л.2. Иметь гражданскую позицию активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности. Л.3. Быть готовым к служению Отечеству, его защите. Л.4. Сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире. Л.5. Сформировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования. Л.6. Обладать толерантным сознанием и поведением в поликультурном мире, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Л.7. Обладать навыками сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Л.8. Иметь нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей. Л.9. Быть готовым и способным к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; выработать сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; сформировать понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; Л.10. Сформировать эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; Л.11. Принимать и реализовывать ценности здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; Л.12. Бережно, ответственно и компетентно относиться к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, уметь оказывать первую помощь; Л.13. Осознанно выбирать будущую профессию и возможности реализации собственных жизненных планов; Л.14. Сформировать экологическое мышление; Л.15. Ответственно относиться к созданию семьи. | М.1 Уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; М.2 Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владеть нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; М.3 Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; М.4 Быть готовым и способным к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владеть навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, уметь ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; М.5 Уметь использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; М.6 Уметь определять назначение и функции различных социальных институтов; М.7 Уметь самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; М.8 Владеть языковыми средствами: уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; владеть всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом; использовать приобретенные знания и умения для анализа языковых явлений на межпредметном уровне; М.9 Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. | П.1 Демонстрировать знание произведений родной, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; П.2 В устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: • обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; • давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения; • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров; • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; • анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом); • анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.); П.3 Давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду); П.4 Выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений. П.5 Давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.); П.6 Анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; П.7 Анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.); П.8 Анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст. П.9 Знать о месте и значении родной литературы в мировой литературе; П.10 Знать о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы; П.11 Знать о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет; П.12 Знать об историко-культурном подходе в литературоведении; П.13 Знать об историко-литературном процессе XIX и XX веков; П.14 Знать о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений; П.15 Знать имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре; П.16 Знать о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой. |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Всего учебных занятий | 36 |
Теоретическое обучение | 36 |
Промежуточная аттестация в форме зачета с оценкой |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.19 Родная литература
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды Л,М,П результатов, формированию которых способствует элемент программы | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Раздел 1 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII века. | 4 | ||||
Тема 1.1 Литература русского Просвещения XVIII века | Содержание учебного материала: | 2 | 2 | ||
1 | Саратовская литература. А.Н.Радищев. Сведения из биографии. «Просвещение» как общеевропейская тенденция культуры XVIII века. Русское Просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении. А. Н. Радищев как основоположники двух направлений в русской литературе. Произведения для чтения: «Путешествие из Петербурга в Москву» «Любани», «Новгород», «Медное», «Пешки» Практическое занятие №1 | ||||
2 | Прочитать главы из «Путешествие из Петербурга в Москву» «Любани», «Новгород», «Медное», «Пешки». сделать анализ текста | 2 | 3 | ||
Раздел 2 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX века. | 6 | ||||
Тема 2.1 | Содержание учебного материала: | 2 3 | |||
3 4 | Н.Г.Чернышевский. Сведения из биографии. Роман «Что делать?» (обзор с чтением фрагментов). Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Особенности жанра и композиции романа. Утопические идеи в романе Н.Г.Чернышевского. Нравственные и идеологические проблемы в романе. «Женский вопрос» в романе. Образы «новых людей». А.С.Кайсаров. Сведения из биографии. Поэт, сатирик, пародист. Саратовские годы жизни. Написание сборника стихов «Саратовские безделки». Старинная песнь для новомодного альбома, «Прости Саратову». Практическое занятие№2 | 2 2 | |||
5 | А.А.Потехин. Воин и гуманист. Очерк «Лов красной рыбы в Саратовской губернии»анализ произведения | 2 | |||
Раздел 3 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУКРА ХХ века. | 14 | ||||
Тема 3.1 Модернизм | Содержание учебного материала: | 2 | 2 | ||
6 | Поэзия Серебряного века. В.Хлебников. Сведения из биографии. Поэзия. М.Зенкевич. Сведения из биографии. Поэзия. М.Кузьмин. Сведения из биографии. Поэзия. П.Орешин. Сведения из биографии. Поэзия. Волжские мотивы в произведениях П.Орешина. | ||||
7 | Практическое занятие №3: Н.А.Минх. Сведения из биографии. Повесть «Капитан поперечного плавания анализ произведения | 2 | 3 | ||
8 | Л.А.Кассиль Сведения из биографии. Рассказ «Есть на Волге утес». | 2 | 2 3 | ||
9 | А.Н.Толстой Сведения из биографии. «Мишука Налымов» цикл рассказов «Заволжье» | 2 | |||
К.А.Федин Сведения из биографии. Рассказ «Сазаны». | 2 | ||||
10 | А.М.Федоров Сведения из биографии. Рассказ «Признание». | ||||
11 | К.Симонов, С.Наровчатов, Н.У.Федоров Поэты-фронтовики о Великой Отечественной войне. Сведения из биографии . | 2 | |||
12 | Практическое занятие №4: Г.Д.Ширяева Сведения Рассказ «Сашка». « На пороге юности»Проблема нравственного становления подростка. В повестях Г.Ширяевой | 2 | |||
Раздел 4 СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС | 10 | ||||
Тема 4.1 Современный литературный процесс | 13 | Содержание учебного материала Е.А.Грачев Сведения из биографии Легенды: «Река-спасительница», «Легенда об Изнаире», «Птица-певица». | 2 | 2 | |
14 | Н.Е.Палькин Сведения из биографии. Поэзия. Г.Л.Ступин Сведения из биографии Стихи. Автобиографический очерк «Горячая земля» ------------------------------------------------------------------------- | 2 | |||
15 | Г.А.Мишин. Писатель-краевед. Сведения из биографии. Краеведческий очерк «Так они жили». | 2 | |||
А.И.Слаповский Сведения из биографии. Драматург. Пьесы «Сошедший с поезда», «Любовь рядом». | |||||
16 17 | Н.М.Медведева. Сведения из биографии. Поэзия. В.А.Кремер Сведения из биографии. Поэзия. Т.Е. Кекова. Сведения из биографии. Поэзия. Творчество Бойко В.Ф., Тобольского И.Г., Орешина П.В., Белянского Е.О. Творчество писателей и поэтов г. Энгельса – членов Союза писателей РФ (обзор). (Творчество Бурмистрова А., Кобылинскиого А., Гутник Н., Федорова Н., Удалова В. и др.). Игорь Смилевец «Дорогами «Полярного кольца» и др. Литературно-музыкальное объединение «Надежда» (обзор). Творчество членов литературно-музыкального объединения. | 2 | |||
18 | Промежуточная аттестация (зачет с оценкой) | 2 | 3 | ||
Всего: | 36 |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Освоение программы учебной дисциплины ОУД.19 Родная литература обеспечено в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебным кабинетом, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся1.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины ОУД.19 Родная литература входят:
• информационно-коммуникативные средства (электронные презентации по темам дисциплины);
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного материала по литературе, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной литературой и другой литературой по словесности, вопросам литературоведения. В процессе освоения программы учебной дисциплины ОУД.19 Литература студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по русскому языку и литературе, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).
1 Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
Перечень учебных изданий, дополнительной литературы, интернет-ресурсов,
Основные источники:
1.Русский язык и литература. Литература: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / [Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова и др.]; под ред. Г.А. Обернихиной.- 6-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2016. - Рек. ФГУ "ФИРО".
2.Русский язык и литература. Литература: практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования: / [Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова и др.]; под ред. Г.А. Обернихиной.- 6-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2016
Дополнительные источники:
1.Толстая-Крандиевская Н.В. Я вспоминаю. -Москва «Дрофа»,2018г.
2.Старков А. Ступени мастерства: очерк творчества К.А. Федина. –Москва «Просвещение»,2017г.
3.Невинская И.Н.; Кассиль Лев Абрамович. Русские детские писатели ХХ века – Москва «Наука»,2017г.
4.Н.Е. Палькин. Зацвели саратовские вишни. Сборник песен – Саратов «Приволжское книжное издательство»,2015г.
5.В.М. Ганский. «Дорогие мои саратовцы!» - Саратов «Приволжское книжное издательство»,2017г.
6.Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста – Москва «Просвящение»,2018г.
7.Энциклопедия для детей. Русская литература 19-20века – Москва «Аванта+»,2018г.
Интернет-ресурсы:
1.Белянкин Е.О. www.ru.wikipedia.org/wiki/Белянкин _Евгений_Осипович
2.Тобольский И.Г. www.ru.wikipedia.org/wiki/Тобольский_Исай_Григорьевич
3.Голобоков Г.Г. www.ru.wikipedia.org/wiki/Голобоков_Геннадий_Григорьевич
4.Бойко В.Ф. www.ru.wikipedia.org/wiki/Бойко_Виталий_Фёдорович
5.Орешин П.В. www.ru.wikipedia.org/wiki/Орешин_Пётр_Васильевич
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Перечень личностных результатов, осваиваемых в рамках дисциплины: | ||
Л.1. Проявлять российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); воспитать уважение к родной литературе, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; осознание эстетической ценности, потребности сохранить родную литературу. | - устный или письменный ответ на проблемный вопрос; | - устный или письменный ответ на проблемный вопрос; - устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования); - участие в коллективном диалоге; - игровые виды деятельности: конкурсы, викторины; - устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. |
Л.2. Иметь гражданскую позицию активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности. | - устный или письменный ответ на проблемный вопрос; | |
Л.3. Быть готовым к служению Отечеству, его защите | - устный или письменный ответ на проблемный вопрос; | |
Л.4. Сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире. | - устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования); - участие в коллективном диалоге; - игровые виды деятельности: конкурсы, викторины | |
Л.5. Сформировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования. | - устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров; | |
Л.6. Обладать толерантным сознанием и поведением в поликультурном мире, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. | - участие в коллективном диалоге; | |
Л.7. Обладать навыками сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. | -участие в коллективном диалоге | |
Л.8. Иметь нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей. | - нравственная оценка героев рассказов; | |
Л.9. Быть готовым и способным к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; выработать сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; сформировать понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; | поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы; различные виды пересказов; | |
Л.10. Сформировать эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; | подбор материалов и цитат на заданную тему. | |
Л.11. Принимать и реализовывать ценности здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; | -участие в коллективном диалоге | |
Л.12. Бережно, ответственно и компетентно относиться к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, уметь оказывать первую помощь; | -участие в коллективном диалоге | |
Л.13. Осознанно выбирать будущую профессию и возможности реализации собственных жизненных планов; | -участие в коллективном диалоге | |
Л.14. Сформировать экологическое мышление; | -участие в коллективном диалоге | |
Л.15. Ответственно относиться к созданию семьи. | -участие в коллективном диалоге | |
Перечень метапредметных результатов, осваиваемых в рамках дисциплины: | ||
М.1 Уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; | - написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта; - нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ; работа со словарём литературоведческих терминов. | - написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта; - нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ; работа со словарём литературоведческих терминов. -участие в коллективном диалоге; - устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров; поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы; -анализ различных форм выражения авторской позиции, составление письменного анализа эпизода или стихотворения; нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ; работа со словарём литературоведческих терминов; подбор материалов и цитат на заданную тему; - устные ответы на вопросы; участие в коллективном диалоге. |
М.2 Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владеть нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; | -участие в коллективном диалоге | |
М.3 Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; | - Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров; поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы; | |
М.4 Быть готовым и способным к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владеть навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, уметь ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; | анализ различных форм выражения авторской позиции, составление письменного анализа эпизода или стихотворения нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ; работа со словарём литературоведческих терминов. | |
М.5 Уметь использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; | - Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров; поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы; | |
М.6 Уметь определять назначение и функции различных социальных институтов; | подбор материалов и цитат на заданную тему. | |
М.7 Уметь самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; | - устные ответы на вопросы; участие в коллективном диалоге | |
М.8 Владеть языковыми средствами: уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; владеть всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом; использовать приобретенные знания и умения для анализа языковых явлений на межпредметном уровне; | - устные ответы на вопросы; участие в коллективном диалоге | |
М.9 Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. | устный или письменный ответ на проблемный вопрос. | |
Перечень предметных результатов, осваиваемых в рамках дисциплины: | ||
П.1 Демонстрировать знание произведений родной литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; | - составление сравнительной характеристики героев и произведений; составление плана анализа стихотворения или фрагмента эпического произведения; письменный анализ эпизода или стихотворения по плану; - устные ответы на вопросы; участие в коллективном диалоге; | - составление сравнительной характеристики героев и произведений; составление плана анализа стихотворения или фрагмента эпического произведения; письменный анализ эпизода или стихотворения по плану; - устные ответы на вопросы; участие в коллективном диалоге; - устные ответы на вопросы; участие в коллективном диалоге; - поиск сведений о писателе; - характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания; анализ различных форм выражения авторской позиции; - составление плана характеристики героя; устная и письменная характеристика отдельного персонажа и средств создания его образа; - поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы; различные виды пересказов; -устный рассказ о поэте; - различные виды пересказа; поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы; - составление сравнительной характеристики героев и произведений; составление плана анализа стихотворения или фрагмента эпического произведения; письменный анализ эпизода или стихотворения по плану; - выразительное чтение стихотворений; - устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров; составление плана отзыва о песне, романсе, письменный отзыв по плану (с использованием цитирования); - игровые виды деятельности: конкурсы, викторины - устные ответы на вопросы; участие в коллективном диалоге - составление плана устного и письменного рассказа о герое; сравнительной характеристики героев; анализ различных форм выражения авторской позиции; устный и письменный анализ эпизода. - Устный рассказ о поэте и истории создания его произведений; выразительной чтение стихотворений, фрагментов прозы; - устный или письменный ответ на проблемный вопрос; - устные ответы на вопросы; участие в коллективном диалоге; - нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ; работа со словарём литературоведческих терминов. характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания; анализ различных форм выражения авторской позиции; Устный рассказ о поэте и истории создания его произведений; выразительной чтение стихотворений, фрагментов прозы; участие в коллективном диалоге; формулирование вопросов по тексту произведений; устный или письменный ответ на вопрос; участие в коллективном диалоге; |
П.2 В устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: • обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; • давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения; • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров; • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; • анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом); • анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.); | - устные ответы на вопросы; участие в коллективном диалоге; - Поиск сведений о писателе; - характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания; анализ различных форм выражения авторской позиции; - составление плана характеристики героя; устная и письменная характеристика отдельного персонажа и средств создания его образа; - поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы; различные виды пересказов; -устный рассказ о поэте; - различные виды пересказа; поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы; - составление сравнительной характеристики героев и произведений; составление плана анализа стихотворения или фрагмента эпического произведения; письменный анализ эпизода или стихотворения по плану; - выразительное чтение стихотворений; - устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров; составление плана отзыва о песне, романсе, письменный отзыв по плану (с использованием цитирования); - игровые виды деятельности: конкурсы, викторины - устные ответы на вопросы; участие в коллективном диалоге | |
П.3 Давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду); | - составление плана устного и письменного рассказа о герое; сравнительной характеристики героев; анализ различных форм выражения авторской позиции; устный и письменный анализ эпизода. - Устный рассказ о поэте и истории создания его произведений; выразительной чтение стихотворений, фрагментов прозы; - устный или письменный ответ на проблемный вопрос; - устные ответы на вопросы; участие в коллективном диалоге; - нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ; работа со словарём литературоведческих терминов. | |
П.4 Выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений. | - устный или письменный ответ на проблемный вопрос; - написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта; игровые виды деятельности: конкурсы, викторины | |
П.5 Давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.); | различные виды пересказа; поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы; | |
П.6 Анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; | характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания; анализ различных форм выражения авторской позиции; | |
П.7 Анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.); | - характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания; анализ различных форм выражения авторской позиции; составление сравнительной характеристики героев и произведений; составление плана анализа стихотворения или фрагмента эпического произведения; письменный анализ эпизода или стихотворения по плану; | |
П.8 Анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст. | составление плана устного и письменного рассказа о герое; сравнительной характеристики героев; анализ различных форм выражения авторской позиции; устный и письменный анализ эпизода. написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта; устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования); | |
П.9 Знать о месте и значении родной литературы в мировой литературе; | Устный рассказ о поэте и истории создания его произведений; выразительной чтение стихотворений, фрагментов прозы; участие в коллективном диалоге; | |
П.10 Знать о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы; | Устный рассказ о поэте и истории создания его произведений; выразительной чтение стихотворений, фрагментов прозы; участие в коллективном диалоге; | |
П.11 Знать о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет; | поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы; различные виды пересказов; | |
П.12 Знать об историко-культурном подходе в литературоведении; | формулирование вопросов по тексту произведений; устный или письменный ответ на вопрос; участие в коллективном диалоге; | |
П.13 Знать об историко-литературном процессе XIX и XX веков; | формулирование вопросов по тексту произведений; устный или письменный ответ на вопрос; участие в коллективном диалоге; - выразительное чтение стихотворения; поиск незнакомых слов; - определение их значения с помощью словарей и справочной литературы; | |
П.14 Знать о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений; | формулирование вопросов по тексту произведений; устный или письменный ответ на вопрос; участие в коллективном диалоге; | |
П.15 Знать имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре; | составление плана характеристики героя; устная и письменная характеристика отдельного персонажа и средств создания его образа - устная и письменная характеристика отдельного персонажа и средств создания его образа; нравственная оценка героев рассказов; Устный рассказ о писателе; | |
П.16 Знать о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой. | формулирование вопросов по тексту произведений; устный или письменный ответ на вопрос; участие в коллективном диалоге; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология родного края» для профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой
Рабочая программа дополнительной учебной дисциплины разработана для программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.17 «История родного края»» (наименование учебной дисциплины) Профессия 43.01.02 «Парикмахер»
Рабочая программа учебной дисциплины «История родного края» ОУД.17 «Парикмахер»разработана на основе:ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения допо...
Рабочая программа учебной дисциплины "История родного края"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ»
Рабочая программа учебной дисциплины «История родного края» разработана в соответствии с ФГОС по профессии 13450 «Маляр», с учетом ряда требований Федерального госу...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 12 Родной (русский) язык. Разработчик: Асхадуллина Г.М.
Рабочая программа учебной дисциплины Родной (русский ) язык является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслужив...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.13 Родная литература специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, 2021 год
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Родная литература» предназначена для изучения родной литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образ...
Рабочая программа учебной дисциплины УПВ.01 "Родная литература"
рабочая программа по родной литературе по профессии 15.01.05 "Сварщик (ручной и частично механизированной сварки наплавки)", включающая литературу родного края (Камчатский край)...