Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 12 Родной (русский) язык. Разработчик: Асхадуллина Г.М.
рабочая программа

Асхадуллина Гульнар Мансуровна

Рабочая программа учебной дисциплины Родной (русский ) язык является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии  СПО 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

 «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука»

Рабочая программа учебной дисциплины

ОУД 12 Родной (русский) язык

по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

2018


        Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родной (русский) язык», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии  или специальности среднего профессионального образования (Письмо Министерства образования и науки РФ от 9 октября 2017 г. № ТС-945/08 “О реализации прав граждан на получение образования на родном языке»).

Разработана: преподаватель высшей квалификационной категории

ГАПОУ КамСК им. Е.Н. Батенчука

_________________________ Г.М. Асхадуллина


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………….………….4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………....…7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………14

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………………15

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

            1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Родной (русский) язык» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым дисциплинам (ОУД по выбору из обязательных предметных областей).

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

            Освоение содержания учебной дисциплины «Родной (русский) язык» обеспечивает достижение обучающимися  следующих результатов:

Личностные результаты:

1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:

• разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;

• умениями выступать перед аудиторией с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;

• умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;

• разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

Предметные результаты:

1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;

2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:

• адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;

• осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;

• способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;

• владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:

• создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;

• применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;

• соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;

• осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;

4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;

5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы  учебной дисциплины:

Объем образовательной нагрузки – 171 час, в том числе:

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 114 часов;

Самостоятельная работа  обучающегося – 57 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной нагрузки (всего)

171

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

114

в том числе:

 практические занятия

-

 контрольные работы

-

Самостоятельная работа

57

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Родной (русский) язык»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Объём часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

6

2

1. Общие сведения о языке. Повторение и углубление изученного ранее.  Язык и общество. Родной язык, литература и культура.

Язык и история народа..

2

2. Язык и речь. Язык и художественная литература.

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.

2

Самостоятельная  работа

2

Русский язык в Российской Федерации и в современном мире – в международном и межнациональном общении.

Раздел 1. Фонетика.  Орфоэпия. Орфография

15

Тема 1.1. Фонетика

Содержание учебного материала

2

2

1. Обобщающее повторение фонетики. Фонетический разбор.

Тема 1.2. Орфоэпия

Содержание учебного материала

2

2

1   1. Основные нормы современного литературного произношения и ударения

2   2. Роль логического ударения в стихах Н. Некрасова.

2

2

Самостоятельная  работа

3

Благозвучие речи, ассонанс, аллитерация

Тема 1.3. Орфография.

1.Обобщающее повторение  орфографии. Словарный диктант.

2

2

2. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии.

2

2

Самостоятельная  работа

2

Взаимосвязь орфографии с разными уровнями языка.

Раздел 2. Лексика и фразеология

21

Тема 2.1. Лексика

Содержание учебного материала

2

2

1.Повторение ранее приобретенных знаний о лексике русского языка.

2.Феликс Кривин. Стихотворение «Лики лжи». Роль антонимов и синонимов в структуре произведения.

2

2

3.Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления..

2

2

Самостоятельная  работа

3

 Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества». Антонимы в произведении Феликса Кривина «Лики лжи».

Тема 2.2. Фразеология

Содержание учебного материала

2

2

1. Русская фразеология. 

2. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей.

2

2

3.Словари русского языка. Словари языка писателей.

2

4. Лексико-фразеологический разбор текста.

2

Самостоятельная  работа

4

Фразеологизмы, клише и этикетные слова в речи

Раздел 3. Морфемика и словообразование

12

Тема 3.1. Морфемика и словообразование

Содержание учебного материала

2

2

  1. Повторение. Морфемика и словообразование.
  1. Однокоренные слова в произведениях И. Гончарова.

2

2

Самостоятельная  работа

2

Этимологический анализ слов в произведениях И. Гончарова

Тема 3.2. Способы словообразования

Содержание учебного материала

2

2

1. Способы словообразования. Словообразовательный разбор.

  1. 2. Выразительные средства словообразования.

2

2

  1. Самостоятельная  работа

2

  1. Михаил Пришвин «Кладовая солнца». Размышление над вопросом: как образовались слова? Анализ эпизода.

Раздел 4. Морфология и орфография

21

Тема 4.1. Морфология

Содержание учебного материала

2

2

  1. 1.   Обобщающее повторение морфологии. Части речи.
  1. 2.   Синтаксическая роль имѐн существительных в произведениях А.С. Пушкина.

2

2

2

Самостоятельная  работа

2

  1. Знаменательные и служебные части речи

Тема 4.2. Морфология и орфография

Содержание учебного материала

2

2

  1. Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи
  1.  Словообразование и правописание знаменательных и служебных частей речи.

2

2

 3.  Слитное, раздельное и дефисное написание.

2

2

 4.  Трудные вопросы правописания Н и НН в суффиксах существительных, причастий, наречий.

2

2

  1. Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи.

2

2

Самостоятельная  работа

5

Морфология и законы правописания.

Раздел 5. Функциональные стили речи

27

Тема 5.1. Текст и его строение

Содержание учебного материала

2

2

1. Что такое текст. Средства связи между частями текста в отрывке из романа Л.Толстого «Война и мир».

2. Абзац. Наблюдение за строением абзаца в главе романа И. Тургенева «Отцы и дети».

2

2

  1. Виды преобразования текста. Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация..

2

2

Самостоятельная  работа

3

Средства связи между частями текста в отрывке из романа Л.Толстого «Война и мир». Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом. Строением абзаца в главе романа И. Тургенева «Отцы и дети».

Тема 5.2. Стили речи

Содержание учебного материала

2

2

  1. Научный стиль речи. Основные признаки научного стиля.
  1.  2. Публицистический стиль речи. Жанры публицистического стиля. Устное выступление.  Дискуссия.

2

2

  1.  3. Официально – деловой стиль. Особенности официально-делового стиля. Образцы деловых бумаг.

2

2

4. Разговорный стиль речи, его признаки.

2

2

5.Художественный стиль речи, его признаки.

2

2

  1. Речеведческий разбор текста. Работа с аудиотекстами.

2

Самостоятельная  работа

6

Лингвостилистический анализ текста. Путевой очерк. Проблемный очерк. Портретный очерк.

Раздел 6. Синтаксис и пунктуация

36

    Тема 6.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.

Содержание учебного материала

2

2

1. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Работа с текстами.

Тема 6.2. Простое предложение

Содержание учебного материала

2

2

1. Стилистические функции и роль порядка слов в простом  предложении. Работа с текстами.

Тема 6.3. Односоставное и неполное предложение.

Содержание учебного материала

2

2

  1. 1.Односоставное и неполное предложение. Работа с текстами.

Самостоятельная  работа

3

Основные выразительные средства синтаксиса. Использование неполных предложений в речи.

Тема 6.4. Односложное простое предложение.

Содержание учебного материала

2

2

1. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.

2. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Работа с текстами.

2

         2

3.Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Знаки препинания при обращении.

2

2

Самостоятельная  работа

3

Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Стилистическое различие между вводными словами

Тема 6.5. Сложное предложение.

Содержание учебного материала

2

2

1. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

2.   Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и

стилях речи. Работа с текстами.

2

2

3. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Работа с текстами.

2

2

4.Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога.

2

2

Самостоятельная  работа

4

Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при диалоге.

Тема 6.6.  Русская пунктуация

1. Основные знаки русской пунктуации.

2

2

  1. Трудные случаи русской пунктуации.

2

2

  1. Самостоятельная  работа

2

  1. Принципы обособления в русском языке

Раздел 7. Культура речи. Речевое общение. Риторика

33

2

    Тема 7.1. Культура речи

Содержание учебного материала

      2

1. Основные качества хорошей речи.

  1. 2. Три компонента культуры речи: нормативный,  этический, коммуникативный

2

2

  1. Владение нормами современного русского языка

2

2

Самостоятельная  работа

3

Точность, выразительность, уместность, простота культурной  речи.

Тема 7.2. Речевое общение

Содержание учебного материала

2

2

  1. Речевой этикет. Речевой акт.
  1. Запрет сквернословия

      2

         2

Самостоятельная  работа

2

 Правила речевого этикета.

Тема 7.3.  Риторика.

Содержание учебного материала

2

2

  1. Риторика как наука
  1. Риторика в Древней Греции

2

2

  3. Риторика в Древнем Риме

2

2

4. Ораторство в России

2

2

Самостоятельная  работа

4

Библейское красноречие. Судебное красноречие.

Тема 7.4. Повторение

  1. Фонетика. Орфография. Орфоэпия. Тесты

2

2

Самостоятельная  работа

2

Правописание корней и приставок русского языка.

 Тема 7.5. Дифференцированный зачет

  Дифференцированный зачет

2

2

ИТОГО

    171

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации учебной дисциплины имеется в наличии учебный кабинет русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- образцы оформления деловых бумаг;

- раздаточный материал; (карточки, тесты, тексты художественных произведений)

- словари

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература:

  1. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык и литература. Русский язык.  10—11 классы. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2014. – 287 с.  

Дополнительные источники:

1. Самойлова Е. А.  Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Е.А. Самойлова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 144 с. - (Проф. образование). [ЭБС http://znanium.com/]

  1. Руднев В.Н.   Русский язык и культура речи : учеб. пособ. / В. Н. Руднев. - 4-е изд., стер. - М : КНОРУС, 2013. - 256 с. - (СПО)

Интернет источники:

  1. Справочно-информационный портал «Русский язык» (Грамота.Ру – www.gramota.ru/).
  2. Русский язык, Издательский дом «Первое сентября» – www.rus.1september.ru
  3. «Я иду на урок русского языка» – www.rus.1september.ru/urok/.
  4. Сайт «Виртуальная школа от Кирилла и Мефодия».
  5. Природная грамотность – www.gramota.director.ru «Методика формирования орфографической зоркости».
  6. Опорный орфографический компакт – www.yamal.org/ook/ (эффективная методика обучения орфографии.)
  7. Грамотей-клуб – www.gramotey.ericos.ru («Грамотей-класс» «Грамотей-Проф» «Грамотей-Эверест».
  8. Основные правила грамматики русского языка –www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html (Раздел «Библиотека электронной поэзии».)


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Личностные:

1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

- выборочный и фронтальный опрос;

- диктант;

- самостоятельная работа, доклады, защита рефератов;

- индивидуальные задания на  занятиях;

 - создание презентаций по теме, выполненных в различных компьютерных программах;

-  беседы по составленным кратким конспектам;

- интерактивный диалог в группах на занятиях;

 - письменный диктант по основным понятиям  дисциплины;

- беседа о прочитанной дополнительной литературе;

-составление  сравнительных таблиц с самостоятельным выделением критериев рассмотрения;

- работа с текстами художественных произведений,

- анализ языковых средств.

Метапредметные:

1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:

2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

Предметные:

1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;

2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:

4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;

5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по литературе и русскому языку в СПО и НПО.

Рабочие программы по русскому языку и литературе составлены в соответствии с Учебным планом, стандартами по предметам и программе Лебедева....

Рабочая программа элективного предмета по русскому языку для 6 класса "Загадки русского языка"

Программа  составлена в соответствии с требованиями:федерального компонента государственного образовательного  стандарта; основной образовательной программы МБОУ «Ленинская ...

Рабочая программа дисциплины ОДБ.01 Русский язык для специальности 34.02.01 Сестринское дело

Рабочая программа дисциплины ОДБ.01 Русский язык для специальности 34.02.01 Сестринское дело...

Рабочая программа дисциплины ОДБ.01 Русский язык для специальности 34.02.01 Сестринское дело

Рабочая программа дисциплины ОДБ.01 Русский язык для специальности 34.02.01 Сестринское дело...

Рабочая программа по предмету Родной (русский) язык

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету Родной(русский) язык 2 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Общеобразовательной дисциплины: «Родной (русский) язык»

Рабочая программа по родному (русскому) языку для СПО составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: 1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего...

Рабочая программа учебного предмета "Родной (чувашский ) язык" для 1 класса НОО

Рабочая программа по родному (чувашскому) языку для 1класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поко...