РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ»
рабочая программа

Куликова Алла Вячеславовна

Рабочая программа учебной дисциплины   «История родного края» разработана в соответствии с ФГОС по профессии 13450 «Маляр», с учетом ряда требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 270802.10 Мастер отделочных строительных работ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02 августа 2013 года №746 .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение №______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ»

        

ОДОБРЕНА

Методическим объединением ____________

Протокол № от «___» _____ 20     г.

Председатель МО

___________ / ______________ /

        (подпись)             (Ф.И.О.)  

ОДОБРЕНА

Методическим объединением ____________

Протокол № от «___» _____ 20     г.

Председатель МО

___________ / ______________ /

        (подпись)             (Ф.И.О.)  

Автор

___________ /_______________/

        (подпись)                    (Ф.И.О.)

«___» ______ 20     г.

Эксперт

_________ /_______________/

    (подпись)                    (Ф.И.О.)

___________________________

(ученая степень или звание, должность, наименование организации, научное звание)

Дата актуализации

Результаты актуализации

Подпись

разработчика


Рабочая программа учебной дисциплины   «История родного края» разработана в соответствии с ФГОС по профессии 13450 «Маляр», с учетом ряда требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 270802.10 Мастер отделочных строительных работ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02 августа 2013 года №746 .

Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Вольский строительный лицей».

Разработчики: Куликова Алла Вячеславовна - преподаватель спецдисциплин высшей квалификационной категории ГБПОУ СО «ВСЛ»

 

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «История родного края» является частью адаптированной учебной программы для профессиональной подготовки по профессии 13450 «Маляр».

1.2. Место дисциплины в структуре адаптированной учебной программы для профессиональной подготовки: 

Учебная дисциплина История родного края является дисциплиной адаптированного  цикла, устанавливающей базовые знания для получения профессиональных знаний и умений.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.

В результате освоения учебной дисциплины студент  должен уметь:

- выделять этапы и даты исторического развития  Саратовского края;

-воспринимать историю Саратовского края во взаимосвязях, в движении, в противоречиях;

- отмечать национальное и культурное своеобразие Саратовского края;

- использовать в речи исторические понятия, помогающие дать более точную и выразительную характеристику развития Саратовского края.

        В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:  

- основные этапы  истории Саратовского края;

-основные теоретические понятия и термины, необходимые для понимания истории Саратовского края;

- особенности  исторического развития Саратовского  края;

- культурные и национальные традиции  Саратовского края.

Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций.

Общие компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальная учебная нагрузка  обучающихся 99 часов, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 66 часа; самостоятельная  работа обучающегося  33  часов

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

99

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

66

в том числе:

практические занятия

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

33

в том числе:

-сообщения,

-доклады

Итоговый контроль предусмотрен после завершения курса дисциплины в форме зачета с оценкой

1

Курс, семестр

Учебная нагрузка обучающихся (час.)

Максимальная

учебная нагрузка

Самостоятельная работа обучающегося

Обязательная аудиторная нагрузка

Всего часов

в т.ч.

теоретические занятия

лабораторные работы

практические занятия

курсовая работа (проект)

(для СПО)

1

2

3

4

5

6

7

99

33

66

66

-

-

1 семестр

5

17

17

-

2 семестр

11

23

23

-

3 семестр

9

17

17

-

4 семестр

8

8

9

-

Итоговый контроль предусмотрен после завершения курса дисциплины в форме зачета с оценкой

1

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История родного края»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

1 семестр

Тема 1. Далекое прошлое нашего края

Содержание учебного материала:

1

Общие сведения о Саратовском крае.

1

1

ОК2,ОК4

2

 Наш край в древности. Стоянки древних людей в регионе. Древние

захоронения - курганы.

1

3

Поволжские земли в начале железного века. Сарматы в Поволжье. Быт,

занятия, памятники на территории нашего края.

1

4

Саратовский край в IV-XIIIв.в. (средневековье). Гуны. Волжская Болгария.

Хазары. печенеги, половцы .Археологические памятники.

1

5

 Следы пребывания Золотой Орды в Поволжье. Основание Саратова.

1

6

Присоединение Среднего и Нижнего Поволжья к России.

1

7

Заселение и развитие Поволжья в ХVII в.

1

8

Левобережный Саратов.

1

9

Степан Разин в Поволжье.

1

10

От Малыковки до Вольска.

1

11

Вольск купеческий.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщений по теме :

«Стоянки древних людей в регионе», «Поволжские земли в начале железного века», «Следы пребывания Золотой Орды в Поволжье», «Степан Разин в Поволжье», «От Малыковки до Вольска»

5

Тема 2. Саратовское Поволжье в XVIII – первой половине XIX века.

Содержание учебного материала:

12

Саратовское Поволжье в эпоху Петра.

1

1

ОК1,ОК2,ОК4

13

Саратовский край в середине XVIII века.

1

14

Пугачев на земле Саратовской.

1

15

 История сел Вольского уезда.

1

16

 Саратовская губерния в конце XVIII века.

1

17

 Социально – экономическое развитие края в первой половине XIX века.

1

Итого за 1 семестр:

Лекции-17ч., Самостоятельная работа-5 ч.

22

2 семестр

1

 Саратовцы и события первой четверти XIX  века.

1

1

ОК1,ОК2,

ОК03,ОК4

2

Общественно – политическая жизнь края во второй четверти XIX века.

1

3

 Культура Саратовского края в XVIII – первой половине XIX века.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщений по теме: «Саратовцы и события первой четверти XIX  века», «Общественно – политическая жизнь края во второй четверти XIX века», «Культура Саратовского края в XVIII – первой половине XIX века»

4

Тема 3. Саратовский край во второй половине XIX века.

Содержание учебного материала:

1

ОК1,ОК2,ОК4

4

 Саратовское Поволжье накануне и после крестьянской реформы.

1

5

Общественно – политическая жизнь края в пореформенное время.

1

6

Развитие капитализма в крае.

1

7

 Культура Саратовского края во второй половине 19 века.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка докладов по теме: «Саратовское Поволжье накануне и после крестьянской реформы», «Развитие капитализма в крае»

2

Тема 4. Саратовская губерния в начале  XX века.

Содержание учебного материала:

8

Край на рубеже веков.

1

1

ОК1,ОК2,

ОК03ОК4

9

У истоков индустрии.

1

10

Общественно – политическая ситуация в губернии в 1900 – 1904 годах.

1

11

События революции 1905 – 1907 годов в губернии.

1

12

Саратовский край в 1907 – 1914 годы.

1

13

 Открытие Саратовского университета и консерватории.

1

14

 Край в годы  Первой мировой войны.

1

15

 Период Февральской революции и двоевластия.

1

16

Культура края в начале 20 века.         

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщений по теме: «Край на рубеже веков», «У истоков индустрии», «События революции 1905 – 1907 годов в губернии», «Открытие Саратовского университета и консерватории», «Край в годы  Первой мировой войны»

5

Тема 5. Саратовский край в советский период.

Содержание учебного материала:

17

Саратовский край во время октябрьской революции и гражданской войны.

1

1

ОК1,ОК2,ОК4

18

Второе рождение цементных заводов.

1

19

Саратовский край в годы НЭПа.

1

20

Край в годы «социалистического штурма».

1

21

Культурная жизнь края в 1920 – 1030 – е гг.

1

22

Ликвидация безграмотности и развитие школьного образования (1918 – 1945

годы).

1

23

Вольск накануне войны.

1

Итого за 2 семестр:

Лекции-23ч., Самостоятельная работа-11ч.

34

3 семестр

1

Саратовский край в годы Великой Отечественной войны.

1

1

ОК1,ОК2,ОК4

2

Вольск военных лет.          

1

3

Подвиг В.В. Талалихина.

1

4

Золотые звезды  города Вольска.

1

5

Памятники г. Вольска.

1

6

Ратный подвиг  саратовцев.

1

7

Все для фронта, все для Победы!

1

8

Судьба немцев Поволжья.

1

9

Экономика Саратовской области в послевоенные десятилетия.

1

10

Исторические города Саратовского края.

1

11

Культурная жизнь края во второй половине 20 века.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщений по теме: «Саратовский край в годы Великой Отечественной войны», «Вольск военных лет», «Подвиг В.В. Талалихина», «Золотые звезды  города Вольска», «Все для фронта, все для Победы!», «Судьба немцев Поволжья», «Экономика Саратовской области в послевоенные десятилетия», «Исторические города Саратовского края», «Культурная жизнь края во второй половине 20 века»

9

Тема 6. Саратовская область на рубеже XX  – XXI  веков.

Содержание учебного материала:

12

Саратов. Путешествие по городу

1

1

ОК1,ОК2,ОК4

13

Саратовский цирк. Открытие Радищевского музея

1

14

Гербы районов Саратовской области

1

15

 Вольск – город ученых, новаторов, изобретателей

1

16

 Столица цемента

1

17

Край в годы перестройки

1

Итого за 3 семестр:

Лекции-17ч., Самостоятельная работа-9ч.

26

4 семестр

1

 Вольск в конце 90 – х  годов.

1

1

ОК1,ОК2,

ОК4,ОК6

2

 Область на современном этапе.

1

3

 Почетные граждане  г. Вольска.

1

4

Улицы и площади г. Вольска.

1

5

 Современный Вольск.

1

6

 Культурное наследие г. Вольска.

1

7

 Картинная галерея Вольска. Краеведческий музей Вольска.

1

8

 Охраняемые памятники природы.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщений по теме урока: «Вольск в конце 90 – х  годов», «Почетные граждане  г. Вольска», «Улицы и площади г. Вольска», «Картинная галерея Вольска. Краеведческий музей Вольска», «Охраняемые памятники природы»

8

9

Зачет с оценкой

1

Итого за 3 семестр:

Лекции- 8ч., Самостоятельная работа-8 ч., Зачет с оценкой-1ч.

17

Итого за 1, 2,3 и 4 семестры

99


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы осуществляется в учебном кабинете «История».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя

- комплект учебно-наглядных пособий (плакаты: «Стоянки древних людей в регионе», «Степан Разин в Поволжье», «Открытие Саратовского университета и консерватории», «Золотые звезды  города Вольска», «Гербы районов Саратовской области», «Почетные граждане  г. Вольска»)

Технические средства обучения:

 - компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор, интерактивная доска.

Презентации:

Древние захоронения - курганы.

Сарматы в Поволжье

Следы пребывания Золотой Орды в Поволжье

Левобережный Саратов

От Малыковки до Вольска

Пугачев на земле Саратовской

Общественно – политическая жизнь края во второй четверти XIX века

Развитие капитализма

У истоков индустрии

События революции 1905 – 1907 годов в губернии

Край в годы  Первой мировой войны

Культура края в начале 20 века

Саратовский край во время октябрьской революции и гражданской войны

Вольск военных лет

Экономика Саратовской области в послевоенные десятилетия

Вольск – город ученых, новаторов, изобретателей

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень  учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. М.В. Булычев, А.В. Воронежцев, А.А. Гуменюк, В.П. Тотфалушин "История Саратовского края с древнейших времен до 1917 года" – Саратов: Региональное Приволжское издательство «Детская книга», 2017 г.

Дополнительные источники:

  1. Земля Саратовская. Книга для внеклассного чтения. Саратовское  Приволжское кн. из-во, 1973г.
  2. "Недаром помнит вся Россия" к 190-летию Отечественной войны 1812 года. Саратов. Фотоальбом - сост. В.Колчин, 1984г.
  3. По залам Радищевского музея. Альбом. Саратов, Приволжское кн. из-во, 1985г.
  4. Энциклопедия Саратовского края. Саратов, Приволжское кн. из-во, 2011г.
  5. Л.В. Мякшева. История Саратовского края. – Саратов: Лицей,2009
  6. 3. Саратовский край в Великой Отечественной войне. 1941-1945гг. Материалы XI краеведческих чтений. 2005г.
  7. 4. История Саратовского края: (С древнейших времен до 1917 года): Учебное пособие. Саратов. 2000.
  8. 5. Максимов Е.К. "География Саратовской области". Учебное пособие, Саратов, 1997г.

INTERNET-РЕСУРСЫ.

http://pora.zavantag.com/- Общие сведения о Саратовском крае

https://poisk-ru.ru/- Поволжские земли в начале железного века.

https://univerfiles.com/ -Следы пребывания Золотой Орды в Поволжье

https://infourok.ru/vosstanie_stepana_razina_na_territorii_povolzhya-350744.htm- Степан Разин в Поволжье.

https://my.mail.ru/mail/degtjar50/video/625/854.html-Вольск купеческий.

http://sadservie.ru/history/in18th/389 -Саратовское Поволжье в эпоху Петра

-Пугачев на земле Саратовской.

http://sadservie.ru/history/in18th/729- Пугачев на земле Саратовской.

https://megaobuchalka.ru/4/43327.html-Социально – экономическое развитие края в первой половине XIX века.

https://studwood.ru/873848/kulturologiya/kultura_saratovskogo_kraya_veka-Культура Саратовского края в XVIII – первой половине XIX века.

http://sadservie.ru/history/in19th/446 -Саратовское Поволжье накануне и после крестьянской реформы

http://elsso.ru/cont/his/226.html -Развитие капитализма в крае

http://sadservie.ru/history/in20th/467-События революции 1905 – 1907 годов в губернии.

http://elsso.ru/cont/his/236.html-Край в годы  Первой мировой войны.

https://proshkolu.ru/user/Elena1020/file/4176943/ -Саратовский край во время октябрьской революции и гражданской войны

http://sadservie.ru/history/in20th/475-Саратовский край в годы НЭПа.

https://studfiles.net/-Край в годы «социалистического штурма»

http://elsso.ru/cont/his/246.html-Саратовский край в годы Великой Отечественной войны.

https://kopilkaurokov.ru/-Золотые звезды  города Вольска.

http://www.memorial.krsk.ru/Work/Konkurs/13/Kolesnikova/0.htm-Судьба немцев Поволжья.

http://volsk-ms.ru/informatsiya/pochetnyie-grazhdane-zemli-volskoy/- Почетные граждане  г. Вольска.


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

умеет выделять этапы и даты исторического развития  Саратовского края;

 Анализ решения  профессиональных задач

умеет воспринимать историю Саратовского края во взаимосвязях, в движении, в противоречиях;

Анализ решения  профессиональных задач

умеет        отмечать национальное и культурное своеобразие Саратовского края

Анализ решения  профессиональных задач

умеет использовать в речи исторические понятия, помогающие дать более точную и выразительную характеристику развития Саратовского края.

Анализ решения  профессиональных задач

знает основные этапы  истории Саратовского края;

тестирование

знает        основные теоретические понятия и термины, необходимые для понимания истории Саратовского края;

тестирование

знает особенности  исторического развития Саратовского  края;

тестирование

знает        культурные и национальные традиции  Саратовского края

тестирование

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверять у обучающихся не только освоенные умения и усвоенные знания, но и развитие общих компетенций.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Понимает сущность и социальную значимость будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес.

Интерпретация

результатов

наблюдений        за

деятельностью

обучающегося        в

процессе        освоения

образовательной

программы.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Организовывает собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

Анализирует рабочую ситуацию, осуществляет текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, несет ответственность за результаты своей работы

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

Работает в команде, эффективно общается с коллегами, руководством, клиентами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП по учебной дисциплине "Истории родного края"

Данное КТП составлено на основе одноименной рабочей программы...

Рабочая программа СПО "История родного края" 34 часа. 2017 г.

РП "История родного края" СПО. 34 часа. 2017 год...

Рабочая программа учебной дисциплины "История родного края"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства...