Рабочая программа учебной дисциплины УПВ.01 "Родная литература"
рабочая программа

Бреславская Ольга Геннадьевна

рабочая программа по родной литературе по профессии 15.01.05 "Сварщик (ручной и частично механизированной сварки наплавки)", включающая литературу родного края (Камчатский край)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАМЧАТСКОГО КРАЯ

КГПОБУ «КАМЧАТСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

УПВ.01 РОДНАЯ  ЛИТЕРАТУРА

по профессии СПО:

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки наплавки))

г. Елизово

2021

         Программа учебной общеобразовательной дисциплины УПВ.01 «Родная литература» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ№ 413 от 17.05.2012 года с изменениями                          и дополнениями от 11 декабря 2020 года и Примерной основной образовательной программой среднего общего образования одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 года                  № 2/16-з)  по профессии технического профиля среднего профессионального образования:  15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки наплавки)).

 

Организация – разработчик: КГПОБУ «КАМЧАТСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

 Разработчик: Бреславска Ольга Геннадьевна -  преподаватель русского языка и литературы

СОГЛАСОВАНО        

Методист

_____________М.А.Крылова

«____»____________2021 г.

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

____________А.С. Шумакова

«____»____________2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины УПВ.01 «Родная литература» разработана с учетом следующих документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ№ 413 от 17.05.2012 года с изменениями и дополнениями от 11 декабря 2020 года (далее - ФГОС СОО) и Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования. 
  • Примерной основной образовательной программы среднего общего образования одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 года № 2/16-з).

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родная литература», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы учебной дисциплины «Родная литература» направлено на достижение следующих целей:

-  пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Камчатского края;

-  приобщение студентов к литературному, историческому, культурному и природному наследию родного края;

-  воспитание любви и уважения к родному краю, его природе и традициям коренных народов Севера;

-  формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

-  стремление к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края.

Задачи программы:

-  изучить литературу, историю, культуру, обычаи и верования народов Севера;

-  расширить общий кругозор, глубже познакомиться с творчеством писателей родного края;

- развить творческие, поисковые навыки, умения систематизировать и правильно --  оформлять материалы; интеллектуальные и творческие способности студентов с учётом их интересов и склонностей;

-  формировать активные жизненные позиции.

-  познакомить с личностью и творчеством камчатских писателей;

 - познакомить с наиболее значительными произведениями писателей, связанных с
Камчатским краем; установить связи литературы Камчатского края и русской литературой в целом.

Изучение учебной дисциплины ОУП. 01 «Родная литература» завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачёта.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для:

качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования;

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) или программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).

        

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУП.01 РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение русской литературы как родной сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы родного края. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Рабочая программа по родной (русской) литературе также опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Региональный принцип изучения литературы побуждает строить занятия на постоянном соприкосновении студентов с жизнью, используя очные или заочные экскурсии, фотографии, картины местных художников, видеофильмы и другие камчатские реалии. Подбираются такие методы, организационные формы и технологии обучения, которые бы обеспечили овладение студентами не только знаниями, но и предметными и общеучебными умениями и способами деятельности. Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся подбирается в соответствии с ТДЦ урока, содержанием, методом обучения, учебными возможностями и уровнем сформированности познавательных способностей студентов. На занятиях применяются следующие виды деятельности: диалоги на проблемные темы по изучаемым произведениям, доклады, словарная работа, написание сочинений, эссе, рецензий, аннотаций, выразительное чтение, написание сказок по аналогии с камчатскими фольклорными мотивами; чтение по ролям, театрализованные сценки из произведений камчатских писателей; разработка и защита проектов, исследовательская деятельность; публичное выступление, встречи с писателями и поэтами, творческими коллективами родного края; читательские конференции; организация и сбор материалов для музея литературного краеведения.

На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, технологии проблемно-диалогического обучения, технология межличностного взаимодействия, технология развивающего обучения, технология опережающего обучения, обучение с применением опорных схем, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Родная литература», обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

  • личностных:

– формирование российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

– готовность студентов противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям;

– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

– бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.

  • метапредметных:

– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

–менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

  • предметных:

– демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

– понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения родной литературы (русской) для своего дальнейшего развития; осознавать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

– осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

– обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуника-тивно-эстетических возможностей родного языка (русского) на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа;

– навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции;

– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт.

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися следующих результатов.

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального полуострова;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

7) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

8) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

9) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Объем образовательной нагрузки, час

233

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

168

в том числе:

лабораторные занятия  

-

практические занятия  

-

контрольные работы

7

Самостоятельная работа студентов

65

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

Раздел 1. История Камчатского края

Введение. История Камчатки. Первооткрыватели Камчатки. Первое посещение русскими земли Камчатской. О происхождении названия «Камчатка». Версии происхождения топонимического названия «Камчатка». Первая Камчатская экспедиция. Витус Беринг, Алексей Чириков и Мартын Шпанберг. Пакетботы "Св. Петр" и "Св. Павел" – прародители Петропавловска-Камчатского.

Крашенинников Степан Петрович. Биография. Исследование Камчатки.  «Описание земли Камчатки», первое издание в середине  18 века. Исторический и фольклорный материал. Значение книги.

 Произведения, отражающие прошлое Камчатки. В.В. Атласов «Рассказ о походе на Камчатку», Гага Крамаренко «На Камчатку», Е.В. Гропянов «Атаман», В.С. Акшинский «Решающее сражение», Ю.Г. Завойко «Воспоминания о Камчатке и Амуре». Просмотр фильма «Гвардии Камчатка» Валдиса Пельша.

Раздел 2. Фольклор Камчатки

Мифы и легенды коренных народов Камчатки. Исторический фольклор коренных жителей Камчатки (ительменский Кутх, корякский Куйкынняку, Вороний цикл). С.П. Крашенинников «Сотворение земли», «Камчатские боги».  Георгий Поротов «Эльвель», «Кутха».

Сказки народов Камчатки. Коренные народы Камчатки. Верования, обычаи, исконный образ жизни. Пословицы, загадки, поверья, сравнения. Ительменские сказки, собранные В. И. Иохельсоном в 1910–1911 гг. Черканов К. С. Эвенские сказки (научное издание), Малюкович Владимир. Кутккынняку (сказки и мифы карагинских, апукинских, алюторских, анапкинских коряков), Килпалин Кирилл. Аня (сказки Севера),                 Лукашкина Т. П. Сказки бабушки Петровны.

Раздел 3.  Корякская литература  

 Первый корякский писатель Кецай Кеккетын. Повести «Хоялхот», «Эвныто-пастух». Образ неунывающего и не теряющего надежду человека, характерный для фольклора.

Творческие поиски Владимира Коянто (Косыгин). Прозаик и поэт. Поэзия «Родник», «В пути», «Струйка», «Оленёнок» и др. Сборник стихов «Посох».  Проза Коянто, книга «Верхние люди подождут», «Ложка с узорами», «Родной ветер». Анализ рассказа «Сын». Публицистика «Люди моей Земли», «О чём оленуха плачет».

Судьба и художественный мир Кирилла Килпалина. Любовь к малой родине. Верность  искусству. Воспевание природы. Анализ картин. Сказки «Аня», «Об островах».

 

Раздел 4. Поэзия камчатского края 1960 – 1990-х гг. (22 часа)

        Основные темы и мотивы лирики: мудрость мужественного народа, жизнестойкий ум, юмор, традиции и мотивы предков, тонкое «северное» видение мира, национальное своеобразие творчества.

Георгий Поротов. Особенности художественного мира  писателя. Сборники стихов «Акиках, Ачичух, Абабах», «Песни страны Уйкоаль», «Оё», «Стихи Кецая», «Вышел Ака…», «Игра на шкурах» (перевод с ительменского языка автора).

Г. Лазарев. «Девушка из тайги».

М.Шульгин. «Родина», «Язык».

В.Г.Воробьёв. Биографические данные. Стихи «Отсюда начинается Россия», «Осень», «В дороге».

В.Н.Шевяков.  «За мечтой», «Чудесный завтрак».

Э.А.Куни. «Мой край», «Старик» и др. по выбору.

В.П.Пустовит. «Трава под снегом», «Дождь зимой», «Ночью».

Ю.А.Алотов.  «Сон про белого оленя», «Последняя песня шамана». 

Б.А.Головин.   «Вечерний сонет», «Ожидание», «Священная строка».

В.И.Науменков. «Осенняя сказка», «Северный привал», «У этих каменных берёз», «Как прежде, цепь вулканов древних…».

Анализ биографий и творчества поэтов,  дополнительные авторы по выбору студентов.

Раздел 5. Проза камчатского края 1960 – 1990-х гг. (42 часов)

Г.Г. Поротов. Романы «На околице Руси», «Камчадалы».

А.А.Овчинникова. Рассказы «Чёрный», «Подарок», «Рубиновое зёрнышко». Детское чистое восприятие окружающего мира героев.

Е.А.Коптев. «Пролетье» (суровые северные герои, автобиографичность материала, социальная значимость, гуманизм творчества).

Р.А.Коренев. «Опасное затишье», «Собака – зверь домашний», «Собаки-волки». Анализ рассказа  «Барс». Основные мотивы: любовь к природе, братьям нашим меньшим, проблемные вопросы об отношении человека и природы, всегда ли достоин ли человек преданности приручённого животного.

Н.Н.Селиванова. Рассказы «Пурга», «В горячем ущелье», «Туманное утро рыбалки». Анализ рассказа «РЭМ». Документальная проза. Рассматриваемые мотивы прозы: психологическое исследование «скверного» человека, цельность характеров, трагедия духа нарушителей духовных заповедей.

Л.М.Пасенюк Биография альпиниста и путешественника. Анализ рассказа  «Хозяйка медвежьей речки». Жизненные цели героев рассказа, нравственная составляющая.

В.П. Кудлин- писатель драматург. Книга «Вулканы не молчат». Рассказ «Сухой дождь». Пьеса «Штормовое предупреждение».

Раздел 6. Современная камчатская проза (22 часа) 

Михаил Фёдоров  Жезл Хантая. (Рассказы по мотивам древних ительменских легенд).

Новеллы Марины Масловой. «Осенние эскизы».

В.П. Кудлин. Повесть «Снег был глубокий».

В. Михайлова. Анализ рассказа «Улька».

Р. Моисеев. Рассказы «На рыбалке», «Обмен». Авторы по выбору студентов. Основные мотивы творчества: любовь к родному краю, природе, бережное отношение к люлям и животным, камчатский колорит, трудности выживания  на необжитых территориях, уважительное отношение к наследию предков, к земле, где живёшь. Творческие работы студентов: написание сочинений, мини-сочинений, эссе, рецензий, аннотаций по прочитанным и изученным произведениям. Создание иллюстраций к прочитанным произведениям. Встречи с ныне здравствующими писателями.

Раздел 7. Современная камчатская поэзия (22 часа)

Анализ стихотворений молодых поэтов литературного клуба «Белый Кутх» и студии юных дарований «Океан». Признание в любви родному краю. Сборники современных стихов «Радуга над Океаном» (молодые авторы о родном крае), «Три брата», литературно-поэтического сборника «Прикосновение» и др. по выбору студентов. А.Саньков сборник «Деревья добра и любви». В. Науменков сборник «И прошлым лицо озарится». В. Пустовит сборник «После сказки». Встречи с современными авторами в Центральной библиотеке, приглашения авторов на уроки и литературные вечера в техникум. Выставки картин о Камчатке, выполняемые по мотивам прочитанных произведений, организация литературно-краеведческого музея в техникуме. Проба пера студентов: написание лирических произведений о Камчатке разных жанров.

Итоговая работа (2 часа)

Создание собственных произведений на тему родного края. Творческая работа.

Примерные темы индивидуальных проектов,

исследовательских работ по родной литературе

«Времена года в изображении камчатских поэтов»

«Самобытные поэты Камчатского края...»

«Современная камчатская поэзия»

«Слово о поэтах и писателях-земляках»

«Национальные традиции в творчестве Поротова»

«Живопись камчатских художников»

«Особенности творчества Коянто»

«Первооткрыватели Камчатки.»

«С.П.Крашенинников – путешественник и писатель»

«Сказки страны Уйкоаль»

«Национальные традиции в сказках коренных народов Севера»

«Речевые характеристики героев корякского фольклора»

«Богатство фольклора коренных народов Камчатки»

«Корякские писатели и поэты»

«Поэтический мир Г.Поротова»

«Защитим природу Камчатки»

Исследование творчества современного поэта по выбору


4. Тематическое планирование и содержание учебной дисциплины УПВ.01 «Родная литература»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности студентов

Объём часов/сам.раб.

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий). Уровень усвоения.

Раздел 1. История Камчатского края (22/10)

Тема 1.1. Введение.

Первооткрыватели Камчатки. Первое посещение русскими земли Камчатской.

1. Открытие Камчатки русскими казаками более 300 лет назад.  Первые сведения о полуострове из середины 17 века. Экспедиция Семена Дежнева.

2. Поход приказчика Владимира Атласова «для прииску новых землиц», который присоединил Камчатку к Русскому государству.

Просмотр презентации. Краткое конспектирование. Ответы на вопросы по прослушанному материалу.

Самостоятельная работа: презентации об открытии Камчатки

1

1

2

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий). Объяснение значимости чтения и изучения родной литературы, привлечение для аргументации собственного мнения.

Уровень усвоения - 1

Тема 1.2.

О происхождении названия «Камчатка».

Исконные жители Камчатки

1. Версии происхождения топонимического названия «Камчатка». Более 20 версий происхождения топонимического названия «Камчатка».

2. Исконные народы Камчатки: эвены, ительмены, коряки, чукчи, алеуты. Образ жизни, обычаи, верования. Освоение Камчатки. Просмотр презентации. Краткое конспектирование. Ответы на вопросы по прослушанному материалу.

Самостоятельная работа: презентации о северных народах, обычаях, промыслах.

1

1

2

Формирование у обучающихся деятельностных способностей к структурированию и выбору главного из изучаемого предметного содержания

Уровень усвоения - 1

Тема 1.3. 

Первая Камчатская экспедиция

1. Первая Камчатская экспедиция: маршрут, задачи, результаты.

2. Участники экспедиции:   Витус Беринг, Алексей Чириков и Мартын Шпанберг. Пакетботы "Св. Петр" и "Св. Павел" – прародители Петропавловска-Камчатского.

Самостоятельная работа: Рефераты об освоении Камчатки.

Исследовательская  работа: Первооткрыватели Камчатки (на выбор)

1

1

1

Конспектирование основных событий. Просмотр эпизодов из документальных фильмов об освоении Камчатки.

 Уровень усвоения - 1

Тема 1.4. 

Крашенинников Степан Петрович

1. Биография С.П. Крашенинникова.

2. Исследование Камчатки.

Сообщения, доклады, презентации студентов о жизни С.П.Крашенинникова.

Самостоятельная работа: чтение отрывков из книги С.П. Крашенинникова «Описание земли Камчатской»

1

1

1

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведений, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Уровень усвоения - 2

Тема 1.5. 

Книга С.П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки»

1. Первое издание в середине  18 века. Исторический и фольклорный материал.                    2. Значение книги. Обзор книги.

 Исследовательская работа: С.П.Крашенинников – путешественник и писатель.

1

1

Формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, Характеристика идейно - эмоционального содержания произведения, нравственная оценка героев

Уровень усвоения - 2

Тема 1.6. 

Произведения, отражающие прошлое Камчатки. В.В. Атласов

1. Сведения из биографии  В.В.Атласова.

2.  В.В. Атласов «Рассказ о походе на Камчатку», Гага Крамаренко «На Камчатку».

Сообщения, доклады, презентации студентов о жизни С.П.Крашенинникова.

Самостоятельная работа: заочная экскурсия «Памятники г. Елизово», «Первые поселенцы

1

1

2

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов

Уровень усвоения - 2

Тема 1.7. 

Е.В. Гропянов. «Атаман»

1. Жизнь и творчество Е.В. Гропянова.  

2. Анализ эпизодов из повести «Атаман».                      3. Словарная работа с изобразительными средствами языка.                                                          4. Особенности стиля. Исторический колорит.

Самостоятельная работа: письменный ответ по прочитанным эпизодам

1

1

1

1

1

Выразительное чтение и анализ эпизодов из повести «Атаман». Словарная работа с изобразительными средствами языка. Обсуждение прочитанного. Проблемные вопросы.

Уровень усвоения - 2

Тема 1.8. 

В.С. Акшинский. «Решающее сражение»

1. Биография В.С.Акшинского.

2. Особенности стиля. Исторический колорит. Обсуждение прочитанного. Проблемные вопросы.

1

1

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы. Устный рассказ о писателе. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика идейно - эмоционального содержания произведения, нравственная оценка героев. Уровень усвоения - 2

Тема 1.9. 

Ю.Г.Завойко.

«Воспоминания о Камчатке и Амуре»

1. Биография Ю.Г.Завойко.

2. Анализ эпизодов. Словарная работа с изобразительными средствами языка. Особенности стиля воспоминаний. Исторический колорит.

Обсуждение прочитанного.

1

1

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы. Устный рассказ о писателе. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика идейно - эмоционального содержания произведения, нравственная оценка героев. Уровень усвоения - 2

Тема 1.10. 

История края в современном кинематографе. Фильм Валдиса Пельша «Гвардии Камчатка»

Просмотр фильма «Гвардии Камчатка»

Самостоятельная работа: отзыв о фильме

1

1

Формирование у обучающихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученного материала. Просмотр и обсуждение фильма.

Уровень усвоения -3

Тема 1.11. 

Контрольная работа.

Отзыв о понравившемся произведении одного из автора, изученном материале.

1

Писать сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. 

Уровень усвоения - 3

Раздел 2. Фольклор Камчатки (12/5)

Тема 2.1.

Мифы и легенды коренных народов Камчатки

1. Исторический фольклор коренных жителей Камчатки (ительменский Кутх, корякский Куйкынняку, Вороний цикл).                                     2. Национальный колорит. Нравственный смысл.

Выразительное чтение. Обсуждение. Формулировка морали. Ответы на вопросы.

Самостоятельная работа: проект «Сказки страны Уйкоаль»

1

1

2

Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев фольклорных произведений.

Уровень усвоения -2

Тема 2.2.

С.П. Крашенинников «Сотворение земли», «Камчатские боги».

 Георгий Поротов

«Эльвель», «Кутха».

1. С.П. Крашенинников «Сотворение земли», «Камчатские боги».                                                          2. Георгий Поротов «Эльвель», «Кутха». Обсуждение прочитанного. Сравнение с верованиями других народов.

Самостоятельная работа: исследование «Национальные традиции в сказках коренных народов Севера»

1

1

2

Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев фольклорных произведений. Рассуждать на тему: чему учат, какие вопросы поднимают.

Уровень усвоения - 2

Тема 2.3.

Сказки народов Камчатки

1. Коренные народы Камчатки. Верования, обычаи, исконный образ жизни. Пословицы, загадки, поверья, сравнения.

2. Ительменские сказки, собранные В. И. Иохельсоном в 1910–1911 гг. 

Толковать пословицы, сравнивать с русскими выражениями.  

Самостоятельная работа: чтение других сказок

1

1

1

Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев фольклорных произведений. Рассуждать на тему: чему учат, какие вопросы поднимают.

Уровень усвоения -2

Тема 2.4. 

Эвенские сказки

1. Черканов К. С. Эвенские сказки (научное издание).  

2. Вечные вопросы добра и зла.

Чтение и обсуждение эвенских сказок, сравнение с корякскими. Словарная работа.

1

1

Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев фольклорных произведений. Рассуждать на тему: чему учат, какие вопросы поднимают.

Уровень усвоения - 2

Тема 2.5.

Сказки и мифы карагинских, апукинских, алюторских, анапкинских коряков

1. Малюкович Владимир. Кутккынняку (сказки и мифы карагинских, апукинских, алюторских, анапкинских коряков).                                                 2.  Килпалин Кирилл. «Аня» (сказки Севера).

Исследовательская  работа: «Речевые характеристики героев корякского фольклора» Чтение и обсуждение сказок. Сравнение с русскими народными сказками. Чему учат. Словарная работа.

1

1

Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев фольклорных произведений. Рассуждать на тему: чему учат, какие вопросы поднимают.

Уровень усвоения - 2

Тема 2.6.

Лукашкина Т. П. Сказки бабушки Петровны

1. Лукашкина Т. П. Сказки бабушки Петровны Мораль. Национальный колорит.  Нравственная составляющая сказок.

Чтение и обсуждение сказок.

1

Отвечать на проблемные вопросы. Придумывать сказку по камчатским мотивам. Контрольное тестирование по фольклору.

Уровень усвоения - 3

Тема 2.7.

Контрольная работа. Сочинение сказки по камчатским мотивам

Самостоятельная работа студентов.

1

Писать сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. 

Уровень усвоения - 3

Раздел 3.  Корякская литература (24/7)

Тема 3.1.

Первый корякский писатель Кецай Кеккетын

1. Биография писателя.                                                2. Повесть «Эвныто-пастух». Образ неунывающего и не теряющего надежду человека, характерный для фольклора. Сообщения, доклады, презентации студентов.

Исследовательский  проект: «Богатство фольклора коренных народов Камчатки»

1

1

Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения Составление словарика корякских слов и выражений. Характеристика героев фольклорных произведений.

Уровень усвоения  - 2

Тема 3.2.

Повесть Кеккетына «Хоялхот»

1. Образ героя сходство и различие с предыдущей повестью «Эвныто-пастух».                2. Проблемы, мотивы, особенности речи.

Сообщения, пересказ отрывков повести Словарь. Выразительное чтение глав повести.

Самостоятельная работа: создание портрета героя

1

1

1

Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев фольклорных произведений. Рассуждать на тему: чему учат, какие вопросы поднимают.  

Уровень усвоения  -  3

Тема 3.3.

Владимир Коянто (Косыгин). Прозаик и поэт

1. Жизненный и творческий путь. Интересные факты биографии.

2. Основные мотивы лирики.

Доклады, презентации студентов о писателе. Конспектирование материала.

1

1

Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно - контрольного типа и реализации коррекционной нормы. Выразительное чтение произведения. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.

Уровень усвоения - 2

Тема 3.4.

Поэзия Коянто

1. Сборник  стихов «Посох».

2. Анализ стихов  «Родник», «В пути», «Струйка», «Оленёнок» и др.

 Выразительное чтение, проблемные вопросы, рассуждение.

Самостоятельная работа: презентация по лирическим произведениям автора.

1

1

2

Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы. Выразительное чтение произведения. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.

Письменный анализ по выбору студента. Уровень усвоения - 3

Тема 3.5.

Проза В. Коянто. Книга «Верхние люди подождут»

1. «Верхние люди подождут» - социальная повесть на производственную тематику с корякским мировоззрением.                                        2. Стилевые особенности. Словарь. Главные герои.  

Выразительно читать и анализировать. Отвечать на проблемные вопросы. Формулировать собственное мнение  о прочитанном.

1

1

Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы. Выразительное чтение произведения. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.

Письменный анализ по выбору студента. Уровень усвоения - 3

Тема 3.6.

Рассказы В. Коянто

1. Характеристика героев. «Ложка с узорами», «Родной ветер».                                                             2. Национальный колорит. Нравственная составляющая рассказов, проблематика, особенности авторского стиля.

Выразительно  читать и анализировать рассказы. Отвечать на проблемные вопросы. Формулировать собственное мнение  о прочитанном.

1

1

Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.   Рассуждать на тему: чему учат, какие вопросы поднимают. Характеристика героев  произведений.  

Уровень усвоения - 2

Тема 3.7.

Анализ рассказа В. Коянто «Сын».

1. Содержание, идейный смысл, творческая манера писателя.                                                           2. Словесный портрет героя. Поиски духовной гармонии.

Выразительное чтение и анализ рассказа. Ответы на проблемные вопросы. Формулировать собственное мнение  о прочитанном.

Самостоятельная работа: Написание рассказа по камчатским мотивам.

1

1

2

Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.   Рассуждать на тему: чему учат, какие вопросы поднимают. Характеристика героев  произведений.  

Уровень усвоения - 2

Тема 3.8.

Публицистика В. Коянто. «Люди моей Земли», «О чём оленуха плачет».

1. Особенности публицистического жанра.              2. Проблематика  произведений.                               Ответы на проблемные вопросы. Письменная формулировка своего мнения о прочитанных статьях.

1

1

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика идейно-эмоционального содержания произведения, нравственная оценка героев

Уровень усвоения - 3

Тема 3.9.

Судьба и художественный мир Кирилла Килпалина.

1. Биография и особенности творческого пути Кирилла Килпалина.                                                        2. Сопоставление особенностей творческого мировоззрения камчатских  писателей Сообщения, доклады и презентации студентов о писателе и художнике.

1

1

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы. Устный рассказ о писателе. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.  

Уровень усвоения - 2

Тема 3.10.

К. Килпалин –  знаток фольклора северян. Изобразительное творчество.

1.  К. Килпалина и его картины. Иллюстрации Килпалина к корякским и эвенским сказкам. Акварельная чистота и прозрачность картин.                2. Контрольное тестирование.

Проект «Корякские писатели и поэты»

1

1

Сравнивать сюжеты картин с отрывками из сказок. Демонстрировать свои презентации к картинам. Писать мини-сочинения по картинам художника. Уровень усвоения - 3

Тема 3.11.

Анализ произведений                      К. Килпалина.

1. Легенды-сказки «Аня», «Спор рыб»,                 «К земле предков»: темы, идеи, герои.

2. Анализ, составление словесных портретов героев, сравнительная характеристика.  Выразительное чтение. Словарная работа. Творческий пересказ. Театрализация эпизодов.

Самостоятельная работа. Сочинение сказки по мотивам Килпалина. Создание иллюстраций к сказкам.

1

1

2

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика идейно-эмоционального содержания произведения, нравственная оценка героев

Уровень усвоения -2

Тема 3.12.  

Сочинение по биографии и творчеству понравившегося корякского писателя.

Контрольная работа.

2

Писать сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Уровень усвоения -3

Раздел 4. Поэзия камчатского края 1960 – 1990-х гг. (22/9)

Тема 4.1.

Георгий Поротов. Особенности художественного мира  писателя.

1. Жизненный и творческий путь писателя.                2. Особенности творческого пути писателя, сочетание в его творчестве биографической и философской основ.

 Сообщения, доклады, презентации студентов.

Самостоятельная работа: письменный отзыв о писателе.

1

1

1

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы. Устный рассказ о писателе. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.  

Уровень усвоения  - 2

Тема 4.2.

Поэтический мир Г. Поротова

  1. Сборники стихов «Акиках, Ачичух, Абабах», «Песни страны Уйкоаль», «Оё», «Стихи Кецая», «Вышел Ака…», «Игра на шкурах».
  2. Авторский перевод с ительменского языка.  

Письменный анализ стихотворения по выбору. Чтение по ролям пьесы «Корел».

Исследовательская работа: «Поэтический мир Г. Поротова»

1

1

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ стихотворений.

Уровень усвоения  - 2

Тема 4.3.

Поэзия В.И Науменкова

1. Биография поэта.                                                           2. Стихи «Осенняя сказка», «Северный привал», «У этих каменных берёз», «Как прежде, цепь вулканов древних…». Сообщения, доклады, презентации студентов. Чтение и анализ стихов

Самостоятельная работа: составить таблицу «Выразительные средства языка»

1

1

2

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы. Устный рассказ о писателе. Анализ стихотворений.

Уровень усвоения  - 2

Тема 4.4.

Е.И.Сигарёв – певец Дальнего Востока

1. Биография поэта.  Особенности стиля поэта.                                         2. Стихи «Камчатка», «Трону лаком рога оленьи…», «Камчатский ворон», «Ветеран». Сборники стихов «Тревожная песня тайфуна», «Тепло полярного сияния».  

Сообщения, доклады, презентации студентов. Выразительное чтение и анализ стихов. Словарная работа с изобразительными средствами языка.

Самостоятельная работа: словесный портрет автора.

1

1

1

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ стихотворений.

Уровень усвоения  - 2

Тема 4.5.

Сравнительный анализ стихов            Г. Лазарева  и М. Шульгина

1. Проблематика  стихов Г.Лазарева  «Девушка из тайги» и М.Шульгина  «Родина» и «Язык».  2. Авторский стиль, выразительные средства языка, отражение мотивов природы родного края.

Сообщения, доклады, презентации студентов о поэтах. Выразительное чтение и сравнительный анализ стихов. Словарная работа. Анализ построения рифмы, выразительных средств.

1

1

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ стихотворений.  

Уровень усвоения  - 2

Тема 4.6.

Камчатские мотивы в поэзии В.Г.Воробьёва.

1. Биография поэта.                                                 2. Стихи «Отсюда начинается Россия», «Осень», «В дороге». Авторский стиль, выразительные средства языка, проблематика, камчатские мотивы.

Сообщения, доклады, презентации студентов. Чтение и анализ стихов

1

1

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы. Устный рассказ о писателе. Анализ стихотворений.

Уровень усвоения  - 2

Тема 4.7.

Поэтический мир В.Н. Шевякова

1. Жизненный и творческий путь писателя.                   2. Особенности стиля поэта. Своеобразие поэтического понимания сущности любви, жизни и смерти: «За мечтой», «Чудесный завтрак».

Сообщения, доклады, презентации студентов. Словарная работа с изобразительными средствами языка.

Самостоятельная работа: сравнительный анализ стихов Воробьева и Шевякова.

1

1

1

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы. Устный рассказ о писателе. Анализ стихотворений.

Уровень усвоения  - 2

Тема 4.8.

Ю.А.Алотов – певец Севера

1. Жизненный и творческий путь писателя.                  2. Стихи  «Сон про белого оленя», «Последняя песня шамана».  Особенности стиля поэта. Сообщения, доклады, презентации студентов.  Словарная работа с изобразительными средствами языка. Проблемные вопросы. 

Самостоятельная работа: Рефераты о поэтах Камчатки (по выбору студента)

1

1

2

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы. Устный рассказ о писателе. Анализ стихотворений.

Уровень усвоения - 3

Тема 4.9.

Поэзия Б.А.Головина

1. Жизненный и творческий путь писателя.                   2. Стихи «Вечерний сонет», «Ожидание», «Священная строка».  Особенности стиля поэта.

Сообщения, доклады, презентации студентов. Словарная работа с изобразительными средствами языка.  Пересказ. Проблемные вопросы.

Самостоятельная работа: отзыв по прочитанным стихотворениям

1

1

1

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы. Устный рассказ о писателе. Анализ стихотворений.

Уровень усвоения - 3

Тема 4.10.

Творческий мир С.М.Скоробогатых

1. Жизненный и творческий путь писателя.                        2. Стихи «Весна на Камчатке», «Уйкоаль», «Бабье лето»,» «Ожидание». Особенности стиля поэта. Идея произведений.

Сообщения, доклады, презентации студентов. Словарная работа с изобразительными средствами языка. Проблемные вопросы.

Самостоятельная работа: отзыв по прочитанным стихотворениям

1

1

1

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы. Устный рассказ о писателе. Анализ стихотворений.

Уровень усвоения - 3

Тема 4.11.

Контрольная работа. Письменный анализ стихотворения камчатского поэта по выбору студента.

Самостоятельная работа студентов.

2

Писать анализ стихотворения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Уровень усвоения -3

Раздел 5. Проза камчатского края 1960 – 1990-х гг. (42/16)

Тема 5.1.

Проза Г.Г. Поротова. Роман «На околице Руси».

1. Роман «На околице Руси» - книга о становлении Советской власти в долине реки Камчатки. Тема создания  колхоза в с. Мильково,  комсомольской ячейки, борьба с кулачеством. Исторический колорит.                          2. Обсуждение эпизодов. Историзмы, устаревшие слова и выражения.

Выразительное чтение эпизодов. Обсуждение. Проблемные вопросы. Словарная работа.

Самостоятельная работа: составить словарь лексики

1

1

1

Формирование у обучающихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученного материала. Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев произведений

Уровень усвоения - 3

Тема 5.2.

Главы неоконченного романа  Г.Поротова «Камчадалы»

1. Неоконченный  роман «Камчадалы» - роман о событиях 1900-1906 гг.                                           2. Борьба с Японией за отстаивание интересов полуострова.

Выразительное чтение эпизодов. Обсуждение. Проблемные вопросы. Словарная работа.

Самостоятельная работа: эссе о камчатском писателе-прозаике (по выбору студента)

1

1

2

Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев древнерусской литературы.

Уровень усвоения - 2

Тема 5.3.

Камчатская проза Р.А. Коренева

1. Чтение и анализ рассказов «Опасное затишье», «Собака – зверь домашний», «Собаки-волки».

2. Основные мотивы: любовь к природе, братьям нашим меньшим, отношение человека и природы, всегда ли достоин  человек преданности приручённого животного. Отвечать на проблемные вопросы Выразительное чтение эпизодов. Обсуждение. Формулировать своё мнение.  

Самостоятельная работа: иллюстрации к рассказам

2

2

2

Формирование у обучающихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученного материала. Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев произведений.

Уровень усвоения - 3

Тема 5.4.

Анализ рассказа  Р.А. Коренева «Барс»

1. Анализ рассказа  «Барс». Тема отношений к животным.

2. Основные мотивы: любовь к природе, братьям нашим меньшим, отношение человека и природы, всегда ли достоин  человек преданности приручённого животного. Медленное чтение с остановками. Проблемные вопросы. Выразительный пересказ. Словарная работа. Письменный отзыв о рассказе с аргументами из жизненного опыта.

Самостоятельная работа: сравнительный анализ героев Коренева

2

2

1

Формирование у обучающихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученного материала. Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев произведений.

Уровень усвоения - 3

Тема 5.5.

Особенности прозы Е.А.Коптева

  1. Повесть «Пролетье»: тема, идея, композиция.
  2. Характеристика героев (суровые северные герои, автобиографичность материала, социальная значимость, гуманизм творчества).

Самостоятельная работа: сравнительный анализ героев Коптева

2

2

1

 Формирование у обучающихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученного материала. Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев произведений.

Уровень усвоения - 3

Тема 5.6.

Н.Н.Селиванова

1. Рассказы «Пурга», «В горячем ущелье», «Туманное утро рыбалки» (обзор)

2. Анализ рассказа «РЭМ». Документальная проза. Рассматриваемые мотивы прозы: психологическое исследование «скверного» человека, цельность характеров, трагедия духа нарушителей духовных заповедей.

3. Характеристика героев.

Ответы на вопросы. Характеризовать героев с помощью цитирования. Медленное чтение с остановками.

Самостоятельная работа: сравнительный анализ героев Селивановой

1

1

2

1

Формирование у обучающихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученного материала. Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев произведений. 

Уровень усвоения - 3 

Тема 5.7.

Л.М. Пасенюк

1. Биография альпиниста и путешественника. 2. Анализ рассказа  «Хозяйка медвежьей речки».

3. Жизненные цели героев рассказа, нравственная составляющая.

Отвечать  на проблемные  вопросы. Характеризовать героев с помощью цитирования. Медленное чтение с остановками.

Самостоятельная работа: сравнительный анализ героев Пасенюка

1

2

1

1

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы. Устный рассказ о писателе. Формирование у обучающихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученного материала. Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев произведений. 

Уровень усвоения -2

Тема 5.8.

Тема  Великой Отечественной войны в творчестве Н.В. Санеева

1. Жизненный и творческий путь писателя.               2. «Какая бывает весна» - повесть о годах войны в жизни подростков.                                   3. Как проходили испытания герои повести.

Проблемные вопросы на нравственные темы. Работа с эпизодами повести.

Самостоятельная работа: письменный отзыв о героях повести.

1

1

2

1

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы. Устный рассказ о писателе. Формирование у обучающихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученного материала. Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев произведений. 

Уровень усвоения - 3

Тема 5.9.

Тема защиты природы Камчатки в творчестве Н.В. Санеева

1. Чтение и анализ по выбору «Сероглазка-любовь моя», «Щедрость», «У кромки России», «Не сотвори беду».  

2. Отношение к природе. Роль человека в её сохранении. 

Обсуждение проблем экологии родного края. Проблемные вопросы на  темы отношения к природе,  роль человека в её сохранении. Приводить примеры из жизненного опыта.

Исследовательский  проект:  «Защитим природу Камчатки»

2

2

Формирование у обучающихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученного материала. Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев произведений. 

Уровень усвоения - 3

Тема 5.10.

Рассказ В.П. Кудлина «Сухой дождь»

1. Биографическая справка об авторе.                           2. Особенности стиля и речи автора. Идея произведения.

Выразительное чтение. Проблемные вопросы. Словарная работа.

Самостоятельная работа: сравнительный анализ картин природы в произведениях Кудлина и Санеева

1

1

2

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы. Устный рассказ о писателе. Формирование у обучающихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученного материала. Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев произведений.

Уровень усвоения - 3

Тема 5.11.

Труд рыбаков в повести                  Н.П. Рыжих «Макук»

1. Жизненный и творческий путь писателя.                  2. Стиль автора. Биографическая составляющая повести.

3. Речевые характеристики героев повести.

4. Анализ поступков героев.

Сообщения, доклады. презентации студентов. Чтение и анализ глав повести. Проблемные вопросы. Чтение с остановками. Словарная работа.

Самостоятельная работа: словесный портрет понравившегося героя

1

1

1

1

1

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы. Устный рассказ о писателе. Формирование у обучающихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученного материала. Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев произведений.

Уровень усвоения - 3 

Тема 5.12.

Новеллы М.Я. Жилина о природе и животном мире Камчатки.

1. Биографическая справка об авторе.                          2. Новеллы Жилина «Говорушки», «Топорки», «Туруторки», «Королева красоты» и др. Особенности жанра, авторского стиля.  Выразительное чтение и анализ новелл. Словарная работа. Рассказы студентов о местах Камчатки, которые запомнились.

Самостоятельная работа: мини-сочинение по малой литературной форме  (по выбору студента.

1

1

3

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы. Устный рассказ о писателе.

Формирование у обучающихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученного материала. Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев произведений.

Уровень усвоения - 3

Тема 5.13. Контрольная  работа. Написание очерка на тему «Защитим природу Камчатки»

Самостоятельная работа студентов.

2

Писать очерк  на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Раздел 6. Современная камчатская проза (22/7)

Тема 6.1.

Обзор современной камчатской прозы. Михаил Фёдоров  

1.Сведения из биографии.                                          2. «Жезл Хантая» (Рассказы по мотивам древних ительменских легенд): тема, идея.

3. Характеристика героев.

Сообщения, доклады и рефераты, подготовленные студентами о современных камчатских прозаиках. Конспектирование.

Исследовательская работа:  «Молодые писатели Камчатки»

1

1

1

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы. Устный рассказ о писателе.

Формирование у обучающихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученного материала. Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев произведений.

Уровень усвоения - 2

Тема 6.2.

Новеллы Марины Масловой

1. Биографическая справка об авторе

2. Новеллы Марины Масловой «Осенние эскизы». Особенности стиля и речи автора. Идея произведения.

Выразительное чтение. Проблемные вопросы.

Самостоятельная работа: словесный портрет понравившегося героя

1

1

1

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы. Устный рассказ о писателе.

Формирование у обучающихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученного материала. Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев произведений.

Уровень усвоения - 2

Тема 6.3. 

Повесть В.П. Кудлина «Снег был глубокий» 

1. Биографическая справка об авторе.                           2. Особенности стиля и речи автора.

3. Идея произведения.  

4. Анализ поступков героев.

Доклады студентов. Выразительное чтение анализ повести.  Проблемные вопросы. Словарная работа.

Самостоятельная работа: рефераты о камчатских писателях (по выбору)

1

1

1

1

1

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы. Устный рассказ о писателе.

Формирование у обучающихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученного материала. Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев произведений.

Уровень усвоения - 2

Тема 6.4.

 Анализ рассказа  В. Михайловой «Улька»

1. Биографическая справка об авторе.                       2.   Особенности стиля и речи автора.

3. Идея произведения.

Чтение и анализ рассказа. Проблемные вопросы.

Защита проекта:  «Экология Камчатки. Пути решения»

1

1

1

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы. Устный рассказ о писателе.

Формирование у обучающихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученного материала. Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев произведений.

Уровень усвоения - 2

Тема 6.5.  

Рассказы Р. Моисеева                      «На рыбалке», «Обмен».

1. Биографическая справка об авторе.                                     2. Особенности стиля и речи автора. Идея произведения. Проблемные вопросы.

Чтение и анализ рассказа.

Выразительное чтение. Проблемные вопросы. Словарная работа.

Самостоятельная работа: словесный портрет понравившегося героя

1

1

1

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы. Устный рассказ о писателе.

Формирование у обучающихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученного материала. Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев произведений.

Уровень усвоения - 3

Тема 6.6.

Рассказы  Е.В. Гропянова

1. Биографическая справка об авторе.               2. Чтение и анализ рассказов по выбору «Рукопись», «Звуки» и др.

Чтение и анализ рассказа. Выразительное чтение. Проблемные вопросы. Словарная работа. Пересказ.

Самостоятельная работа: словесный портрет понравившегося героя

1

1

1

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы. Устный рассказ о писателе.

Формирование у обучающихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученного материала. Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев произведений.

Уровень усвоения - 3

Тема 6.7.

Творчество А.А. Смышляева

1. Биографическая справка об авторе.                              2. Чтение и анализ произведенний «Время красной рыбы», «Навсегда ухожу к медведям» Биографическая справка об авторе, подготовленная студентами. Чтение и анализ новелл. Проблемные вопросы. Словарная работа.

 Самостоятельная работа: словесный портрет понравившегося героя

1

1

1

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы. Устный рассказ о писателе.

Формирование у обучающихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение ранее изученного материала. Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев произведений.

Уровень усвоения - 3

Тема 6.8.

Камчатка в современном кинематографе.

Фильмы А. Смышляева                  «На собаках через Камчатку», «Рабочий пар Мутновки»

Просмотр видеофильмов. Обсуждение увиденного.

Самостоятельная работа: Создание видеоролика на актуальные темы Камчатки (по выбору)

2

2

Писать отзыв на видеофильм   с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Уровень усвоения -3

Тема 6.9.

Контрольная работа.

Сочинение или рассказ о родном крае (тема по выбору студента)

Самостоятельная работа студентов.

2

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. 

Уровень усвоения - 3

Раздел 7. Современная камчатская поэзия (22/11)

Тема 7.1.

Современная камчатская поэзия (обзор)

1. Современные авторы, краткие сведения.

2. Темы, идеи, выразительные средства. Чтение стихов. Обсуждение. Проблемные вопросы. Оценивать прослушанные выступления, вступать в дискуссию, высказывать своё мнение. Чтение стихов. Обсуждение. Проблемные вопросы.

Самостоятельная работа: Исследование творчества современного поэта по выбору

1

1

2

Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы. Выразительное чтение произведения. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.

Уровень усвоения - 2

Тема 7.2.

А.Саньков. Сборник «Деревья добра и любви».

1. Сведения из биографии.

2.  Стилевые особенности сборника. Выразительное чтение и чтение наизусть стихов сборника. Словарная работа с изобразительными средствами языка. Высказывания о стихах. Формулировка своего впечатления.

Самостоятельная работа: анализ одного из стихотворений

1

1

1

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы. Устный рассказ о писателе.

Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы. Выразительное чтение произведения. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.

Уровень усвоения - 3

Тема 7.3.

 В. Науменков.  Сборник

 «И прошлым лицо озарится».

1. Сведения из биографии.

2. Стилевые особенности сборника.  Темы и мотивы лирики В. Науменкова.

Доклады подготовленных студентов о поэте. Выразительное чтение и чтение наизусть стихов сборника. Словарная работа с изобразительными средствами языка. Высказывания о стихах. Формулировка своего впечатления. Письменный анализ.

Самостоятельная работа: анализ одного из стихотворений

1

1

1

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы. Устный рассказ о писателе.

Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы. Выразительное чтение произведения. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.

Уровень усвоения - 3

Тема 7.4.

В. Пустовит. Сборник «После сказки».

1. Сведения из биографии.

2. Стилевые особенности сборника.  Темы и мотивы лирики В. Пустовита.

Доклады подготовленных студентов о поэте. Выразительное чтение и чтение наизусть стихов сборника. Стилевые особенности. Словарная работа с изобразительными средствами языка. Высказывания о стихах. Формулировка своего впечатления.

Самостоятельная работа: анализ одного из стихотворений

1

1

1

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы. Устный рассказ о писателе.

Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы. Выразительное чтение произведения. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.

Уровень усвоения - 3

Тема 7.5.

Литературно-поэтическая гостиная по творчеству современных поэтов

Самостоятельная подготовка студентами к проведению литературной гостиной. Изобразительная выставка о природе и жизни жителей камчатки.  Сообщения, песни, видеоклипы на стихи современных авторов.

Самостоятельная работа: Иллюстрирование произведений камчатских писателей и поэтов

2

1

Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы. Выразительное чтение произведения. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.

Уровень усвоения - 3

Тема 7.6. 

Литературно-поэтический сборник «Прикосновение»

 1. Проблематика, стилевые особенности стихов сборника.  

2. Основные мотивы лирики, тема любви, пафос вольности, любовь к малой Родине. Доклады подготовленных студентов о поэте. Выразительное чтение и чтение наизусть стихов сборника. Словарная работа с изобразительными средствами языка. Высказывания о стихах. Формулировка своего впечатления.

Самостоятельная работа: анализ одного из стихотворений

1

1

1

Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы. Выразительное чтение произведения. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.

Уровень усвоения - 3

Тема 7.7.

Исследования  о современных   поэтах

Исследования студентов на тему творчества современных поэтов.

Самостоятельная работа: проект «Прикладное творчество своими руками по камчатским мотивам».

2

1

Защита подготовленных исследований и проектов студентами на тему современной камчатской литературы.

Уровень усвоения -3

Тема 7.8. 

Сборники современных стихов «Радуга над Океаном» (молодые авторы о родном крае)

1. Философское содержание сборников: проблемы добра и зла, свободы личности, поисков гармонии, защита природы

2. Современные средства литературы.

Чтение и анализ стихотворений из поэтического сборника. Обсуждение стихов. Работа с выразительно-изобразительными средствами языка представленных стихотворений.

Самостоятельная работа: анализ одного из стихотворений

1

1

1

Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы. Выразительное чтение произведения. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.

Уровень усвоении - 2

Тема 7.9.

Урок-семинар на тему «Современная камчатская поэзия»

  1.  Актуальность тем, представляемых в произведениях камчатских поэтов.
  2. Нравственные проблемы поэзии, проблемы защиты природы Камчатки. Проблемные вопросы. Выступление подготовленных участников. Анализ представленных произведений различных жанров. Групповая работа. Защита своего мнения на заданные темы.

Самостоятельная работа: презентация по современной камчатской поэзии

1

1

1

Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы. Выразительное чтение произведения. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.

Уровень усвоения - 3

Тема 7.10.

Посещение Центральной библиотеки. Вечер встречи с камчатским писателем.

Посещение  Центральной библиотеки. Знакомство с современными изданиями, в том числе и поэтическими.

Самостоятельная работа: творческая работа по выбору студента по мотивам стихов молодых камчатских поэтов. (эссе, новелла, рассказ, стихи в прозе и т.д.)

2

1

Отвечать на вопросы лектора, формулировать своё мнение об услышанном. Высказывать благодарность за подготовленную для студентов информацию.

Уровень усвоения - 1

Тема 7.11. 

Контрольная работа

Письменный анализ стихотворения современного автора по выбору студента

Самостоятельная работа студентов.

2

Писать анализ стихотворения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. 

Уровень усвоения - 3

Дифференцированный зачёт

2

Тема 8.1.

Дифференцированный зачёт по изученным темам

Творческая работа, совершенствование навыка письменной речи

2

Демонстрировать хорошее знание изученных произведений, отвечать на вопросы разного уровня сложности, грамотно строить речевые высказывания. Уровень усвоения -3 

Итого

168

Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОДп 23 Литература для профессии 46.01.02«Архивариус» (базовая подготовка)

Рабочая  программа учебной дисциплины ОДп 23 «Литература» является частью общеобразовательной  подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы среднего (полн...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД .01 Русский язык и литература (часть 2.Литература)

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ______________________РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА (часть 2.ЛИТЕРАТУРА)____________название дисциплины1.1. Область применения программыРабочая пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература.» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную про...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ " РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА среднего профессионального образования по профессиям ППКРС...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.. 02 «Литература» для специальности среднего профессионального образования технического профиля 35.01.23. специальность «Хозяйка усадьбы», 35.01.11. специальность «Мастер сель

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) СПО 35.01.23. «Хозяйка усадьбы», 35.01.11. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД 02 Литература

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 02 Литература для специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ЛИТЕРАТУРА (ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ)

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Литература (отечественная и зарубежная) является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднег...