Рабочая программа психологии управления
рабочая программа

Ельцова Ольга Игоревна

Рабочая программа по управленческой психологии предназначена для средних профессиональных образовательных учреждений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Жуковский техникум»

                                                                                                «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                                          Зам. директора по УМР

                                                                                                   Е.В.Забелина

                                                                                            ____________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03

МДК 03.02. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Для специальности

38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Квалификация: товаровед

Срок обучения 2 года 10 месяцев

Жуковский,

2020

Рабочая программа  профессионального модуля «Управленческая психология»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования по специальности базовой подготовки 38.02.05  Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» 

Разработчик:

Ельцова Ольга Игоревна, преподаватель

Рекомендована методической комиссией

Протокол № __________от «_____»_______________2020 г.

Председатель методической комиссии_____________________

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО МОДУЛЯ МДК 03.02 «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»        4

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ12

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ        13

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ МДК 03.02 «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

  1. Область применения программы

Рабочая программа профессионально модуля  МДК 03.02 «Управленческая психология» является частью основной  профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) для  среднего профессионального образования (далее СПО)  подготовки специалистов 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» в части освоения основного вида профессиональной деятельности ПМ.03 «Организация работ в подразделении организации.

  1. Цели и задачи профессионального модуля - требования к результатам освоения модуля

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

-реализовывать в управленческой деятельности методы управленческой психологии

-применять  различные стандартизованные психологические методики и анализировать полученные результаты;

-определять типы темперамента и строить управленческую деятельность на основе индивидуально-типологических особенностей личности;

- принимать управленческие решения в профессиональной деятельности с учетом стиля управления;

- управлять конфликтами и стрессами в профессиональной деятельности;

-применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

-использовать психологические основы деятельности руководителя по делегированию, мотивированию и контролю в профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:        

- законы и методы управленческой психологии;

- основные закономерности внутренней психической деятельности личности;

- школы изучения личности;

- психологические аспекты малых групп и коллективов;

-механизмы групповой динамики;

-основные составляющие социально-психологического климата  в коллективе;

- психологические аспекты принятия управленческих решений;

- основные составляющие конфликта и стратегии поведения в конфликтной ситуации;

- психологические аспекты делового и управленческого общения;

-различия между руководством и лидерством, требования к современному руководителю;

- психологические основы деятельности руководителя по планированию, делегированию , мотивации и контроля.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 3.1.Планировать основные показатели деятельности и организации.

ПК 3.2. Планировать выполнение работ и оказание услуг исполнителями.

ПК 3.3. Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 3.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ и оказания услуг исполнителями.

ПК 3.5. Участвовать в выработке мер по оптимизации процессов оказания услуг в области профессиональной деятельности.

ПК 3.6. Оформлять учетно-отчетную документацию.

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля

Максимальная  учебная   нагрузка  обучающегося –139 часов:

      -обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -100часов;

  • в том числе практические занятия 25 часов;
  • самостоятельная работа обучающегося 39 часов.
  • Консультации к экзамену 10 часов

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

139

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

100

в том числе:

теоретическое обучение

65

лабораторные работы

практические занятия

25

контрольные работы

Консультации к экзамену

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:

Творческие задания

39

Итоговая аттестация в форме экзамена по профессиональному модулю

2.2. Примерный тематический план и содержание профессионального модуля ПМ.03 МДК 03.02. «Управленческая психология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объём часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1.Основные методы и принципы управленческой психологии

12

Тема 1.1 Предмет, цели и задачи управленческой психологии

Содержание учебного материала

4

1. Назначение учебной дисциплины «Управленческая психология». Основные понятия.

2. Основные законы и методы управленческой психологии

1

Практические занятия:

  1. Становление психологии управления как науки
  2. Составление анкеты на заданную тематику
  3. Составление плана наблюдения

6

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение основоположников управленческой психологии

2

Раздел 2. Закономерности внутренне психологической деятельности личности

38

Тема 2.1. Особенности психического отражения

Содержание учебного материала

10

1.Понятие о психике. Особенности психического отражения

2. Психологическая структура личности

3.Когнитивные особенности личности: ощущение, восприятие, представление

4. Когнитивные особенности личности: внимание, память

5. Когнитивные особенности личности: мышление, речь, воображение

2

Практические занятия:

  1. Исследование когнитивных особенностей личности

2

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение личностных особенностей

Анализ собственных когнитивных особенностей личности

6

Тема 2.2. Особенности личности

Содержание учебного материала

20

1.Психологические школы изучения личности

2.Эмоциональная и волевая сфера личности

3.Типология темперамента

4.Характеристика психосоциотипов

5.Структура характера. Способности и их развитие

10

2

Практические занятия:

  1. Исследование темперамента
  2. Индивидуально-типологические особенности личности
  3. Исследование акцентуации характера по Леонгарду

6

Самостоятельная работа обучающихся

Влияние свойства личности на адаптацию в коллективе

Стресс как проявление эмоциональной сферы

4

Раздел 3. Психологические аспекты малых групп и коллективов        

18

Тема 3.1. Малая социальная группа как социально-психологическая характеристика организации

Содержание учебного материала

1.Малая социальная группа как социально-психологическая характеристика организации

2.Механизмы групповой динамики

3.Формальные и неформальные группы

6

2

Практические занятия:

     8.Исследование межличностных отношений в коллективе

1

Самостоятельная работа обучающихся

Групповые роли

Понятие больших групп и толпы

3

Тема 3.2. Понятие коллектива

Содержание учебного материала

1.Коллектив и его основные характеристики.

2.Социально-психологический климат коллектива

4

2

Самостоятельная работа обучающихся

Способы исследования межличностных отношений в группе

Психологические механизмы формирования и динамики изменения социально-психологического климата с помощью метода социометрии

4

Раздел 4. Психология принятия управленческих решений

14

Тема 4.1. Психологические аспекты принятия управленческих решений

Содержание учебного материала

1.Психология принятия управленческих решений

2. Методы индивидуального и группового принятия решений

3.Проблемы социально-психологической адаптации

6

2

Практические занятия:

9.Принятие управленческих решений в конкретной ситуации

     10. Эффективное взаимодействие при принятии групповых решений

4

        Самостоятельная работа обучающихся

Модели поведения руководителя в процессе принятия решения и правила выбора эффективной модели.

Типы психологических барьеров

4

Раздел 5. Конфликт и стратегии поведения в конфликтной ситуации

10

Тема 5.1. Понятие конфликтной ситуации и конфликта

Содержание учебного материала

1.Понятие конфликтной ситуации и конфликта. Причины конфликта

2.Способы и правила разрешения конфликтов

4

2

Практические занятия:

     11. Стратегии выхода из конфликта

2

Самостоятельная работа обучающихся

Методы профилактики и правила конструктивного разрешения конфликта

Стрессы и управление эмоциональными состояниями

4

Раздел 6. Коммуникации и психология общения

22

Тема 6.1. Коммуникативные структуры в организации

Содержание учебного материала

1.Психологические аспекты управленческого общения

2.Структура общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивные стороны общения

3. Типы коммуникаторов в организации

6

2

Самостоятельная работа обучающихся

Механизмы процесса восприятия

Факторы, повышающие эффективность публичного выступления

Изучение законов аргументации и убеждения

6

Тема 6.2. Виды и техника слушания

Содержание учебного материала

1.Умение слушать и слышать как факторы эффективности общения

2.Нерефлексивное слушание

3. Рефлексивное и эмпатическое слушание

5

2

Практические занятия:

12.Ролевые игры – применение навыков слушания

1

Самостоятельная работа обучающихся

Конструктивные критические высказывания

«Я-высказывания»

4

Раздел 7. Социально-психологические основы деятельности руководителя

15

Тема 7.1. Руководство и лидерство

Содержание учебного материала

1.Понятие о руководстве и лидерстве

2. Требования к современному руководителю

4

2

Самостоятельная работа обучающихся

Психологические аспекты деятельности руководителя

Составные компоненты имиджа руководителя

2

Тема 7.2. Психологические основы деятельности руководителя

Содержание учебного материала

1.Психологические основы планирования в организации

2.Делегирование в системе управленческих решений

3.Психологические основы мотивирования и контроля

6

2

Практические занятия

13.Суббординация в различных ситуациях  психологии управления

    14.Действия руководителя в различных управленческих обстоятельствах ситуационные задачи

3

Консультации к экзамену по модулю

1.Консультация к экзамену

2

2.Консультация к экзамену

2

3.Консультация к экзамену

2

4.Консультация к экзамену

2

5.Консультация к экзамену

2

    Всего

139

В том числе теоретические занятия

65

 Практические занятия

25

Самостоятельная работа

39

Консультация к экзамену

10

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники, учебно-методические рекомендации, видеофильмы, презентации)

Технические средства обучения: Компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроекор, экран.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления (учебник для ссузов) – Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 2015. – 409с.

Волкова А.И. Психология общения (учебное пособие для ссузов) – Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 2016. – 448с.

Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения (учебное пособие для среднего профессионального образования) – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 178с.

Сухов А.Н. Социальная психология (учебное пособие для ссузов) - М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 240с.

Самыгин С.И., СтоляренкоЛ.Л. Психология управления М, «Зевс», 2012

Дополнительные источники:

Шеламова Г.М. Этикет делового общения. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 187с.

Шеламова Г.М. Этикет деловых отношений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 65с.

Битянова М.Р. Социальная психология (учебное пособие) – СПб.: Издательский дом Питер, 2015. - 368с.

Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений – СПб.: Издательский дом Питер, 2016. – 576с.

Канке А.А., Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология делового общения (учебное пособие для ссузов) – М.: Форум, 2014. – 304с.

Курбатов В.И. Конфликтология– Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 2015. – 448с.

Руденко А.М., Самыгин С.И. Деловое общение (учебное пособие) – М.: КноРус, 2013. – 440с.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МДК 03.02

Контроль и оценка результатов освоения  МДК осуществляется преподавателем  в процессе проведения занятий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля

и оценки результатов обучения

В результате освоения МДК

обучающийся должен уметь:

Формы контроля обучения:

-реализовывать в управленческой деятельности методы управленческой психологии

-применять  различные стандартизованные психологические методики и анализировать полученные результаты;

-определять типы темперамента и строить управленческую деятельность на основе индивидуально-типологических особенностей личности;

- принимать управленческие решения в профессиональной деятельности с учетом стиля управления;

- управлять конфликтами и стрессами в профессиональной деятельности;

-применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

-использовать психологические основы деятельности руководителя по делегированию, мотивированию и контролю в профессиональной деятельности.

- Оценка результатов выполнения практических работ;

- письменный и устный ответ.

В результате освоения МДК

обучающийся должен знать:

Методы оценки результатов обучения:

 - законы и методы управленческой психологии;

- основные закономерности внутренней психической деятельности личности;

- школы изучения личности;

- психологические аспекты малых групп и коллективов;

-механизмы групповой динамики;

-основные составляющие социально-психологического климата  в коллективе;

- психологические аспекты принятия управленческих решений;

- основные составляющие конфликта и стратегии поведения в конфликтной ситуации;

- психологические аспекты делового и управленческого общения;

-различия между руководством и лидерством, требования к современному руководителю;

- психологические основы деятельности руководителя по планированию, делегированию , мотивации и контроля.

-Оценка точности определения понятий, полноты устных ответов;

- Оценка внеаудиторной самостоятельной работы (по выбору: сообщение, доклад, реферат,  презентация), составление кроссвордов и тестовых заданий;

-письменное тестирование.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Управление персоналом" для специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Основной целью курса «Управление персоналом»  является формирование у студента целостной системы знаний о закономерностях становления и развития подсистемы управления человеческими ресурса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Управление техническими системами"

Структура автоматических систем управления и регулирования....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)

Программа профессионального модуля  является частью основной профессиональной образовательной программы  ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Документационное обеспечение управления Специальность 23.02.01. Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)

рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Документационное обеспечение управления  Специальность  23.02.01.Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)Рабочая програ...

рабочая программа "Управление в кризисных ситуациях"

1.3   Цели    и    задачи   учебной   дисциплины   –    требования   к результатам освоения учебной...

Рабочая программа по ПМ.01 «Организация документационного обеспечения управления и функционирования организации» (базовый уровень) ППССЗ по специальности CПО 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Программа профессионального модуля является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности CПО, входящей в состав укрупнённой группы специальностей 46.00.00 «История и а...