Рабочая программа психологии управления
рабочая программа
Рабочая программа по управленческой психологии предназначена для средних профессиональных образовательных учреждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа психология общения | 184.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Жуковский техникум»
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по УМР
Е.В.Забелина
____________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03
МДК 03.02. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Для специальности
38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
Квалификация: товаровед
Срок обучения 2 года 10 месяцев
Жуковский,
2020
Рабочая программа профессионального модуля «Управленческая психология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования по специальности базовой подготовки 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
Разработчик:
Ельцова Ольга Игоревна, преподаватель
Рекомендована методической комиссией
Протокол № __________от «_____»_______________2020 г.
Председатель методической комиссии_____________________
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО МОДУЛЯ МДК 03.02 «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» 4
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…12
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 13
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ МДК 03.02 «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
- Область применения программы
Рабочая программа профессионально модуля МДК 03.02 «Управленческая психология» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) для среднего профессионального образования (далее СПО) подготовки специалистов 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» в части освоения основного вида профессиональной деятельности ПМ.03 «Организация работ в подразделении организации.
- Цели и задачи профессионального модуля - требования к результатам освоения модуля
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
-реализовывать в управленческой деятельности методы управленческой психологии
-применять различные стандартизованные психологические методики и анализировать полученные результаты;
-определять типы темперамента и строить управленческую деятельность на основе индивидуально-типологических особенностей личности;
- принимать управленческие решения в профессиональной деятельности с учетом стиля управления;
- управлять конфликтами и стрессами в профессиональной деятельности;
-применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
-использовать психологические основы деятельности руководителя по делегированию, мотивированию и контролю в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- законы и методы управленческой психологии;
- основные закономерности внутренней психической деятельности личности;
- школы изучения личности;
- психологические аспекты малых групп и коллективов;
-механизмы групповой динамики;
-основные составляющие социально-психологического климата в коллективе;
- психологические аспекты принятия управленческих решений;
- основные составляющие конфликта и стратегии поведения в конфликтной ситуации;
- психологические аспекты делового и управленческого общения;
-различия между руководством и лидерством, требования к современному руководителю;
- психологические основы деятельности руководителя по планированию, делегированию , мотивации и контроля.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 3.1.Планировать основные показатели деятельности и организации.
ПК 3.2. Планировать выполнение работ и оказание услуг исполнителями.
ПК 3.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 3.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ и оказания услуг исполнителями.
ПК 3.5. Участвовать в выработке мер по оптимизации процессов оказания услуг в области профессиональной деятельности.
ПК 3.6. Оформлять учетно-отчетную документацию.
- Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля
Максимальная учебная нагрузка обучающегося –139 часов:
-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -100часов;
- в том числе практические занятия 25 часов;
- самостоятельная работа обучающегося 39 часов.
- Консультации к экзамену 10 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 139 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 100 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 65 |
лабораторные работы | |
практические занятия | 25 |
контрольные работы | |
Консультации к экзамену | 10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: | |
Творческие задания | 39 |
Итоговая аттестация в форме экзамена по профессиональному модулю |
2.2. Примерный тематический план и содержание профессионального модуля ПМ.03 МДК 03.02. «Управленческая психология»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объём часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1.Основные методы и принципы управленческой психологии | 12 | ||
Тема 1.1 Предмет, цели и задачи управленческой психологии | Содержание учебного материала | 4 | |
1. Назначение учебной дисциплины «Управленческая психология». Основные понятия. 2. Основные законы и методы управленческой психологии | 1 | ||
Практические занятия:
| 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Изучение основоположников управленческой психологии | 2 | ||
Раздел 2. Закономерности внутренне психологической деятельности личности | 38 | ||
Тема 2.1. Особенности психического отражения | Содержание учебного материала | 10 | |
1.Понятие о психике. Особенности психического отражения 2. Психологическая структура личности 3.Когнитивные особенности личности: ощущение, восприятие, представление 4. Когнитивные особенности личности: внимание, память 5. Когнитивные особенности личности: мышление, речь, воображение | 2 | ||
Практические занятия:
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Изучение личностных особенностей Анализ собственных когнитивных особенностей личности | 6 | ||
Тема 2.2. Особенности личности | Содержание учебного материала | 20 | |
1.Психологические школы изучения личности 2.Эмоциональная и волевая сфера личности 3.Типология темперамента 4.Характеристика психосоциотипов 5.Структура характера. Способности и их развитие | 10 | 2 | |
Практические занятия:
| 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Влияние свойства личности на адаптацию в коллективе Стресс как проявление эмоциональной сферы | 4 | ||
Раздел 3. Психологические аспекты малых групп и коллективов | 18 | ||
Тема 3.1. Малая социальная группа как социально-психологическая характеристика организации | Содержание учебного материала 1.Малая социальная группа как социально-психологическая характеристика организации 2.Механизмы групповой динамики 3.Формальные и неформальные группы | 6 | 2 |
Практические занятия: 8.Исследование межличностных отношений в коллективе | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Групповые роли Понятие больших групп и толпы | 3 | ||
Тема 3.2. Понятие коллектива | Содержание учебного материала 1.Коллектив и его основные характеристики. 2.Социально-психологический климат коллектива | 4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Способы исследования межличностных отношений в группе Психологические механизмы формирования и динамики изменения социально-психологического климата с помощью метода социометрии | 4 | ||
Раздел 4. Психология принятия управленческих решений | 14 | ||
Тема 4.1. Психологические аспекты принятия управленческих решений | Содержание учебного материала 1.Психология принятия управленческих решений 2. Методы индивидуального и группового принятия решений 3.Проблемы социально-психологической адаптации | 6 | 2 |
Практические занятия: 9.Принятие управленческих решений в конкретной ситуации 10. Эффективное взаимодействие при принятии групповых решений | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Модели поведения руководителя в процессе принятия решения и правила выбора эффективной модели. Типы психологических барьеров | 4 | ||
Раздел 5. Конфликт и стратегии поведения в конфликтной ситуации | 10 | ||
Тема 5.1. Понятие конфликтной ситуации и конфликта | Содержание учебного материала 1.Понятие конфликтной ситуации и конфликта. Причины конфликта 2.Способы и правила разрешения конфликтов | 4 | 2 |
Практические занятия: 11. Стратегии выхода из конфликта | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Методы профилактики и правила конструктивного разрешения конфликта Стрессы и управление эмоциональными состояниями | 4 | ||
Раздел 6. Коммуникации и психология общения | 22 | ||
Тема 6.1. Коммуникативные структуры в организации | Содержание учебного материала 1.Психологические аспекты управленческого общения 2.Структура общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивные стороны общения 3. Типы коммуникаторов в организации | 6 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Механизмы процесса восприятия Факторы, повышающие эффективность публичного выступления Изучение законов аргументации и убеждения | 6 | ||
Тема 6.2. Виды и техника слушания | Содержание учебного материала 1.Умение слушать и слышать как факторы эффективности общения 2.Нерефлексивное слушание 3. Рефлексивное и эмпатическое слушание | 5 | 2 |
Практические занятия: 12.Ролевые игры – применение навыков слушания | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Конструктивные критические высказывания «Я-высказывания» | 4 | ||
Раздел 7. Социально-психологические основы деятельности руководителя | 15 | ||
Тема 7.1. Руководство и лидерство | Содержание учебного материала 1.Понятие о руководстве и лидерстве 2. Требования к современному руководителю | 4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Психологические аспекты деятельности руководителя Составные компоненты имиджа руководителя | 2 | ||
Тема 7.2. Психологические основы деятельности руководителя | Содержание учебного материала 1.Психологические основы планирования в организации 2.Делегирование в системе управленческих решений 3.Психологические основы мотивирования и контроля | 6 | 2 |
Практические занятия 13.Суббординация в различных ситуациях психологии управления 14.Действия руководителя в различных управленческих обстоятельствах ситуационные задачи | 3 | ||
Консультации к экзамену по модулю | 1.Консультация к экзамену | 2 | |
2.Консультация к экзамену | 2 | ||
3.Консультация к экзамену | 2 | ||
4.Консультация к экзамену | 2 | ||
5.Консультация к экзамену | 2 |
Всего | 139 | |
В том числе теоретические занятия | 65 | |
Практические занятия | 25 | |
Самостоятельная работа | 39 | |
Консультация к экзамену | 10 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники, учебно-методические рекомендации, видеофильмы, презентации)
Технические средства обучения: Компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроекор, экран.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления (учебник для ссузов) – Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 2015. – 409с.
Волкова А.И. Психология общения (учебное пособие для ссузов) – Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 2016. – 448с.
Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения (учебное пособие для среднего профессионального образования) – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 178с.
Сухов А.Н. Социальная психология (учебное пособие для ссузов) - М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 240с.
Самыгин С.И., СтоляренкоЛ.Л. Психология управления М, «Зевс», 2012
Дополнительные источники:
Шеламова Г.М. Этикет делового общения. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 187с.
Шеламова Г.М. Этикет деловых отношений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 65с.
Битянова М.Р. Социальная психология (учебное пособие) – СПб.: Издательский дом Питер, 2015. - 368с.
Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений – СПб.: Издательский дом Питер, 2016. – 576с.
Канке А.А., Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология делового общения (учебное пособие для ссузов) – М.: Форум, 2014. – 304с.
Курбатов В.И. Конфликтология– Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 2015. – 448с.
Руденко А.М., Самыгин С.И. Деловое общение (учебное пособие) – М.: КноРус, 2013. – 440с.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МДК 03.02
Контроль и оценка результатов освоения МДК осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения МДК обучающийся должен уметь: | Формы контроля обучения: |
-реализовывать в управленческой деятельности методы управленческой психологии -применять различные стандартизованные психологические методики и анализировать полученные результаты; -определять типы темперамента и строить управленческую деятельность на основе индивидуально-типологических особенностей личности; - принимать управленческие решения в профессиональной деятельности с учетом стиля управления; - управлять конфликтами и стрессами в профессиональной деятельности; -применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; -использовать психологические основы деятельности руководителя по делегированию, мотивированию и контролю в профессиональной деятельности. | - Оценка результатов выполнения практических работ; - письменный и устный ответ. |
В результате освоения МДК обучающийся должен знать: | Методы оценки результатов обучения: |
- законы и методы управленческой психологии; - основные закономерности внутренней психической деятельности личности; - школы изучения личности; - психологические аспекты малых групп и коллективов; -механизмы групповой динамики; -основные составляющие социально-психологического климата в коллективе; - психологические аспекты принятия управленческих решений; - основные составляющие конфликта и стратегии поведения в конфликтной ситуации; - психологические аспекты делового и управленческого общения; -различия между руководством и лидерством, требования к современному руководителю; - психологические основы деятельности руководителя по планированию, делегированию , мотивации и контроля. | -Оценка точности определения понятий, полноты устных ответов; - Оценка внеаудиторной самостоятельной работы (по выбору: сообщение, доклад, реферат, презентация), составление кроссвордов и тестовых заданий; -письменное тестирование. |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дисциплине "Управление персоналом" для специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Основной целью курса «Управление персоналом» является формирование у студента целостной системы знаний о закономерностях становления и развития подсистемы управления человеческими ресурса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Управление техническими системами"
Структура автоматических систем управления и регулирования....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины «Управление персоналом» код, профессия/специальность 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Рабочая программа по дисциплине "Управление персоналом"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Документационное обеспечение управления Специальность 23.02.01. Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Документационное обеспечение управления Специальность 23.02.01.Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)Рабочая програ...
рабочая программа "Управление в кризисных ситуациях"
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной...
Рабочая программа по ПМ.01 «Организация документационного обеспечения управления и функционирования организации» (базовый уровень) ППССЗ по специальности CПО 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Программа профессионального модуля является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности CПО, входящей в состав укрупнённой группы специальностей 46.00.00 «История и а...