рабочая программа "Управление в кризисных ситуациях"
рабочая программа
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цели: получение обучающимся специальных знаний и представлений, необходимых для работы в профессиональной деятельности.
Задачи: обеспечить обучающихся необходимыми знаниями в области психологии экстремальных ситуаций, умениями и навыками экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- оценивать психическое состояние пострадавших и прогнозировать динамику;
- оказывать экстренную психологическую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;
- вести информационно-разъяснительную работу с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях;
- учитывать этнокультурные особенности пострадавших при оказании экстренной психологической помощи;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- особенности динамики психического состояния и поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях;
- систематику психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях;
- факторы риска развития психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях;
- о влиянии средств массовой информации на психическое состояние пострадавших в чрезвычайных ситуациях:
- понятие экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, ее цели и задачи;
- классификацию групп пострадавших в чрезвычайных ситуациях;
- основные направления работы с различными группами пострадавших;
- общие принципы и особенности общения с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях;
- алгоритм общения с пострадавшим, находящимся в очаге чрезвычайной ситуации;
- признаки, алгоритмы помощи при острых реакциях на стресс;
- механизмы образования толпы;
- принципы профилактики образования толпы;
- основные принципы ведения информационно-разъяснительной работы;
- алгоритм оказания экстренной психологической помощи при суицидальной попытке;
- влияние этнокультурных особенностей пострадавших на поведение в чрезвычайных ситуациях;
- принципы профилактики негативных последствий профессионального стресса
В результате освоения ППССЗ обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, людьми, находящимися в зонах пожара.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения ППССЗ обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Организовывать несение службы и выезд по тревоге дежурного караула пожарной части.
ПК 1.2. Проводить подготовку личного состава к действиям по тушению пожаров.
ПК 1.3. Организовывать действия по тушению пожаров.
ПК 1.4. Организовывать проведение аварийно-спасательных работ.
ПК 2.1. Осуществлять проверки противопожарного состояния промышленных, сельскохозяйственных объектов, зданий и сооружений различного назначения.
ПК 2.2. Разрабатывать мероприятия, обеспечивающие пожарную безопасность зданий, сооружений, технологических установок и производств.
ПК 2.3. Проводить правоприменительную деятельность по пресечению нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации объектов, зданий и сооружений.
ПК 2.4. Проводить противопожарную пропаганду и обучать граждан, персонал объектов правилам пожарной безопасности.
ПК 3.1. Организовывать регламентное обслуживание пожарно- технического вооружения, аварийно-спасательного оборудования и техники.
ПК 3.2. Организовывать ремонт технических средств.
ПК 3.3. Организовывать консервацию и хранение технических и автотранспортных средств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upravlenie_v_krizisnyh.docx | 60.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования, культуры и спорта
Ненецкого автономного округа
Государственное бюджетное профессиональное учреждение
Ненецкого автономного округа
«Ненецкий аграрно – экономический техникум им. В.Г. Волкова»
( ГБПОУ НАО «Ненецкий аграрно – экономический техникум им. В.Г. Волкова»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ НАО
«НЕНЕЦКИЙ АГРАРНО –
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ТЕХНИКУМ ИМ. В.Г. ВОЛКОВА
_______________ О.В. Данилова
«______»_______________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В. ППССЗ. ОГСЭ.01 Управление в кризисных ситуациях
Нарьян-Мар
2016
Рабочая программа учебной дисциплины «Управление в кризисных ситуациях» разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2014 г. № 354
Разработчик рабочей программы – Дмитрук Ярослав Викторович преподаватель экономических дисциплин
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Могольницкая Наталья Львовна – преподаватель высшей квалификационной категории
Рабочая программа рассмотрена на заседании ПЦК экономических дисциплин
« » 2016г., протокол №
Председатель ПЦК Н.Л. Могольницкая
СОДЕРЖАНИЕ
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 Управление в кризисных ситуациях
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность
Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Дисциплина входит в профессиональный цикл, в состав общепрофессиональных дисциплин.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цели: получение обучающимся специальных знаний и представлений, необходимых для работы в профессиональной деятельности.
Задачи: обеспечить обучающихся необходимыми знаниями в области психологии экстремальных ситуаций, умениями и навыками экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- оценивать психическое состояние пострадавших и прогнозировать динамику;
- оказывать экстренную психологическую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;
- вести информационно-разъяснительную работу с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях;
- учитывать этнокультурные особенности пострадавших при оказании экстренной психологической помощи;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- особенности динамики психического состояния и поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях;
- систематику психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях;
- факторы риска развития психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях;
- о влиянии средств массовой информации на психическое состояние пострадавших в чрезвычайных ситуациях:
- понятие экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, ее цели и задачи;
- классификацию групп пострадавших в чрезвычайных ситуациях;
- основные направления работы с различными группами пострадавших;
- общие принципы и особенности общения с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях;
- алгоритм общения с пострадавшим, находящимся в очаге чрезвычайной ситуации;
- признаки, алгоритмы помощи при острых реакциях на стресс;
- механизмы образования толпы;
- принципы профилактики образования толпы;
- основные принципы ведения информационно-разъяснительной работы;
- алгоритм оказания экстренной психологической помощи при суицидальной попытке;
- влияние этнокультурных особенностей пострадавших на поведение в чрезвычайных ситуациях;
- принципы профилактики негативных последствий профессионального стресса
В результате освоения ППССЗ обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, людьми, находящимися в зонах пожара.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения ППССЗ обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Организовывать несение службы и выезд по тревоге дежурного караула пожарной части.
ПК 1.2. Проводить подготовку личного состава к действиям по тушению пожаров.
ПК 1.3. Организовывать действия по тушению пожаров.
ПК 1.4. Организовывать проведение аварийно-спасательных работ.
ПК 2.1. Осуществлять проверки противопожарного состояния промышленных, сельскохозяйственных объектов, зданий и сооружений различного назначения.
ПК 2.2. Разрабатывать мероприятия, обеспечивающие пожарную безопасность зданий, сооружений, технологических установок и производств.
ПК 2.3. Проводить правоприменительную деятельность по пресечению нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации объектов, зданий и сооружений.
ПК 2.4. Проводить противопожарную пропаганду и обучать граждан, персонал объектов правилам пожарной безопасности.
ПК 3.1. Организовывать регламентное обслуживание пожарно- технического вооружения, аварийно-спасательного оборудования и техники.
ПК 3.2. Организовывать ремонт технических средств.
ПК 3.3. Организовывать консервацию и хранение технических и автотранспортных средств.
1.1 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 168 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной нагрузки обучающегося 112 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 56 часа.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 168 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 112 |
в том числе: | |
практические занятия | 32 |
теоретические занятия | 80 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 56 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
Тематический план и содержание дисциплины Психология экстремальных ситуаций
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение в дисциплину | Содержание учебного материала | 2 | |
1 Структура, содержание и методика изучения курса. Цель и задачи. Требования к уровню освоения содержания курса. Общая характеристика основной и дополнительной литературы. Основные понятия дисциплины. | 2 | 1 | |
Раздел 1 | "Экстремальная ситуация как социально-психологическое явление" | 56 | |
Тема 1 Понятие экстремальности Виды кризисных ситуаций. | Содержание учебного материала | 16 | 1-3 |
1.1 Понятия чрезвычайной, экстремальной и кризисной ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций. Экстремальная ситуация. Кризисная ситуация. Кризис. 1.2. Субъекты экстремальной ситуации. Классификация групп пострадавших в чрезвычайных ситуациях. Влияние экстремальных ситуаций на человека. Влияние этнокультурных особенностей пострадавших на поведение в чрезвычайных ситуациях | 6 6 | ||
Самостоятельна работа №1 Сообщение по выбранной теме: История катастроф, экстремальных ситуаций, ЧС; О профессиональных особенностях служащих МЧС; Профессиональные традиции, их роль в формировании личностных качеств пожарного; Возрастание социальной значимости профессии пожарного в связи с ростом в современных условиях числа катастроф антропогенного характера. Самостоятельная работа №2 Сообщение по выбранной теме: "Особенности динамики психического состояния и поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях"; "Цели и задачи экстренной психологической помощи пострадавшим в ЧС" "Принципы ведения информационно-разъяснительной работы"; "Алгоритм оказания экстренной психологической помощи при суицидальной попытке" "Влияние этнокультурных особенностей пострадавших на поведение в ЧС" | 2 2 | ||
Практическое занятие №1 Круглый стол по теме «История катастроф, экстремальных ситуаций, ЧС». Выступление с сообщениями. | 2 | ||
Практическое занятие №2 Семинар по теме | 2 |
Самостоятельная работа № 3 Презентация на тему «Чрезвычайные и экстремальные ситуации: действия пожарных и оказание первой психологической помощи» | 4 | ||
Тема 2 Психическое состояние и поведение пострадавших в чрезвычайных ситуациях. Стресс | Содержание учебного материала | 18 | 1-3 |
| 6 4 4 | ||
Самостоятельная работа №4 Сообщение по теме «Развитие психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях». | 2 | ||
Практическое занятие №3 «Определение тревожности, стресооустойчивости, самооценки, типа темперамента» | 4 | ||
Самостоятельная работа №5 Доклад по выбранной теме:
| 4 | ||
Тема 3 | Содержание учебного материала | 22 | 1-3 |
Теории поведения личности в конфликте |
Сущность и структура конфликта. Факторы возникновения и развития конфликтов. Типы конфликтных личностей. Основные принципы и тактики разрешения конфликта.
| 4 4 4 4 | |
Практическое занятие №4 «Технологии эффективного общения с пострадавшими и рационального поведения в конфликте» Тренинг «Оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайной ситуации» | 4 | ||
Практическое занятие №5 Практическое занятие по теме «Мое поведение в конфликте». Тестирование по 1 разделу | 2 | ||
Самостоятельна работа №6 Оформление доклада по любой теме 1 раздела. Самостоятельная работа №7 Разработка памятки по действиям населения в чрезвычайной ситуации | 4 2 | ||
Раздел 2 | Профессионально-психологические особенности действия пожарных в чрезвычайных ситуациях | 56 | |
Тема 4 Психологическая подготовка пожарных к действиям в ЧС | Содержание учебного материала | 6 | 1 |
| 2 4 | ||
Тема 5 Понятие экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, ее цели и задачи. Профессионально- психологические | Содержание учебного материала | 20 | 1-2 |
| 4 4 4 | ||
Практическое занятие №6 «Организация оказания оказание экстренной психологической помощи и проведения информационно-разъяснительной работы с | 4 |
особенности действий пожарных в экстремальных ситуациях | пострадавшими в чрезвычайных ситуациях». Практическое занятие №7 «Семинар по теме 4, 5». | 4 | |
Тема 6 Методы управления психическим состоянием пожарного при действиях в чрезвычайных ситуациях | Содержание учебного материала | 16 | 1 |
Психологическая устойчивость (подготовленность) пожарных к действиям в экстремальных условиях, пути, формы и методы ее повышения. Содержание: Изменения текущего состояния пожарного при ведении работ в условиях риска, опасности для жизни, неопределенности, лимита времени, длительных и интенсивных физических нагрузок, острых эмоциональных воздействий. Этапы профессионального становления. Основные виды профессиональных деформаций. Страх и его преодоление в поведении пожарного. Содержание: О физиологических и психологических резервах организма, условиях их мобилизации. Управление состоянием пожарного и повышение эффективности работы, сохранение здоровья пожарного. | 4 4 4 4 | ||
Тема 7 Основы саморегуляции и психической реабилитации | Содержание учебного материала | 14 | 1-3 |
Методы управления состоянием пожарного при работе в экстремальных условиях и после выхода из очага поражения. Рациональная организации труда и отдыха пожарного | 4 | ||
Практическое занятие № 8 Антистресс: как снять нервное напряжение. Методики восстановления | 6 | ||
Самостоятельная работа №8 Сообщение «Профилактика негативных последствий профессионального стресса» | 1 | ||
Практическое занятие №9 Разработка мероприятий психологической помощи пожарным | 4 | ||
Самостоятельная работа №9 Отработка методик аутогенных тренировок и саморегуляции | 4 | ||
Консультация и Экзамен | 8 | 1 | |
Итого по дисциплине: | 112 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Психологии
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя. Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийная установка.
Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения
Основная литература
- Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для ВУЗов.- СПб.: Питер, 2014.- 583 с.
- Овечкин А.Н. Психологическая подготовка нештатных аварийно- спасательных формирований [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Овечкин А.Н., Радоуцкий В.Ю., Егоров Д.Е.— Электрон. текстовые данные.— Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2013.— 95 c.
- Психология: Учебник /В.М Аллахвердов, С.И. Богданова и др.; Отв. Ред. А.А.Крылов.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2011.- 752 с.
Дополнительная литература
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психологической диагностике. СПб: Питер Ком, 1999. 528 с. (или более поздние издания).
- Бука Т.Л., Митрофанова Л.М. Психологический тренинг в группе. Учебное пособие. - М.: Институт Психотерапии, 2008. - 144 с.
- Колодзин Бенджамин. Как жить после психической травмы. Пер. с английского Савельевой И.В. – М.: Шанс, 1992. – 95 с
- Кулик А.А. Картина мира лиц, переживших землетрясение. Автореферат дисс. канд. психол. н. – Хабаровск, 2008. – 21 с
- Крюкова М.А., Никитина Г.И., Сергеева Ю.С. Экстренная психологическая помощь: практ. пособие. – М.: ЭНАС, 2009. – 64 с.
- Личностные расстройства /Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. Пособие. СПб.: Питер, 2010. -156с.
- Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. – М.: Смысл, 2006. –
63 с.
- Лебедев В.И. Экстремальная психология. Психическая деятельность в технических и экологически замкнутых системах: Учебник. – М.: Юнити-дана, 2001.
– 431 с.
- Малкина-Пых И. Г.. Психологическая помощь в кризисных ситуациях – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с.,
- Межгосударственный авиационный комитет. Комиссия по расследованию авиационных происшествий. Окончательный отчет по расследованию авиационного происшествия (катастрофа самолета Ту – 154 президента Польши 10 апреля 2010 г).
– 210 с. / http://ria.ru/society/20110112/320629742.html
- Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с. (или более поздние издания).
- Монина Г. Б., Раннала Н. В.Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». — СПб.: Речь, 2009. — 250 с.
- Наенко Н.И. Психическая напряженность. – М.: Изд-во МГУ, 1976. – 112
с.
- Русаев Э.С. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЯХ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. Уфа, Главное управление МЧС РОССИИ по Республике Башкортостан Управление по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан, 2003.- 181 с.
- Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.
- Саржавеладзе Н., Беберашвили З., Джавахишвили Д., Махашвили Н., Сарджавеладзе Н. Травма и психологическая помощь. – М.: Смысл, 2007. – 180 с.
- Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 200 с.
- Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. – Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2007. – 292 с.
- Шапарь В.Б. Психология кризисных ситуаций. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 452 с.
- Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситауций. - М.: Смысл,2007.-
319 с.
Интернет-ресурсы
- Сайт МЧС России mchs.gov.ru
- Сайт главного управления МС России по Саратовской области 64.mchs.gov.ru
- Приемы психологической саморегуляции. Методические рекомендации по приемам психологической саморегуляции в трех частях.http://chernobyl- mchs.ru/Rabota_s_organizacijami_i_naseleniem/Socialno_psihologicheskaja_reabilitacija/ Centri_socialno_psihologicheskoj_pomoshh/Tekstovie_resursi/Priemi_psihologicheskoj_s amoreguljacii
- Психологические особенности поведения населения в чрезвычайных ситуациях. Сайт Студопедия (2013-2015)
http://studopedia.net/8_26489_psihologicheskie-osobennosti-povedeniya-naseleniya-v- chrezvichaynih-situatsiyah.html
- Психологическая составляющая профессиональной деятельности спасателяСайт Студопедия (2013-2015) http://studopedia.ru/2_125905_psihologicheskaya-sostavlyayushchaya-professionalnoy- deyatelnosti-spasatelya.html
- Особенности психологии поведения личности в чрезвычайных ситуациях.
Психологическая готовность специалиста социальной работы к деятельности в чрезвычайных ситуациях. Сайт Межрегионального открытого социального института МОСИ. http://mosi.ru/ru/conf/articles/osobennosti-psihologii-povedeniya- lichnosti-v-chrezvychaynyh-situaciyah
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися самостоятельных работ.
Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Знать: понятие экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, ее цели и задачи; классификацию групп пострадавших в чрезвычайных ситуациях; общие принципы и особенности общения с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях Уметь: оказывать экстренную психологическую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях | Устные опросы, практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации, разработка мероприятий психологической помощи пожарным |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | Уметь: оценивать психическое состояние пострадавших и прогнозировать динамику Знать: основные направления работы с различными группами пострадавших | Устные опросы, практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации, отработка методик аутогенных тренировок и саморегуляции |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | Уметь: оказывать экстренную психологическую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях Знать: общие принципы и особенности общения с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях; механизмы образования толпы; принципы профилактики образования толпы; основные принципы ведения информационно- разъяснительной работы; алгоритм оказания экстренной психологической помощи при суицидальной попытке | Устные опросы, практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации |
ОК 4. Осуществлять поиск и | Уметь: учитывать этнокультурные | Устные опросы, |
использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | особенности пострадавших при оказании экстренной психологической помощи Знать: основные направления работы с различными группами пострадавших | практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации, отработка методик аутогенных тренировок и саморегуляции |
ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | Уметь: вести информационно- разъяснительную работу с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях Знать: о влиянии средств массовой информации на психическое состояние пострадавших в чрезвычайных ситуациях | Устные опросы, практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, людьми, находящимися в зонах пожара | Уметь: вести информационно- разъяснительную работу с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях Знать: о влиянии средств массовой информации на психическое состояние пострадавших в чрезвычайных ситуациях; механизмы образования толпы; принципы профилактики образования толпы; основные принципы ведения информационно- разъяснительной работы | Устные опросы, практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации, разработка мероприятий психологической помощи пожарным |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий | Уметь: оценивать психическое состояние пострадавших и прогнозировать динамику Знать: основные направления работы с различными группами пострадавших; общие принципы и особенности общения с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях | Устные опросы, практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации, разработка мероприятий психологической помощи пожарным |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | Знать: особенности динамики психического состояния и поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях; основные направления работы с различными группами пострадавших; | Устные опросы, практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации, отработка методик аутогенных тренировок и саморегуляции, разработка мероприятий психологической помощи пожарным |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | Уметь: вести информационно- разъяснительную работу с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях Знать: систематику психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях | Устные опросы, практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации |
ПК 1.1. Организовывать несение службы и выезд по тревоге дежурного караула пожарной части | Уметь: учитывать этнокультурные особенности пострадавших при оказании экстренной психологической помощи Знать: принципы профилактики негативных последствий профессионального стресса | Устные опросы, практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации, разработка мероприятий психологической помощи пожарным, отработка методик аутогенных тренировок и саморегуляции |
ПК 1.2. Проводить подготовку личного состава к действиям по тушению пожаров | Уметь: оценивать психическое состояние пострадавших и прогнозировать динамику Знать: алгоритм общения с пострадавшим, находящимся в очаге чрезвычайной ситуации; признаки, алгоритмы помощи при острых реакциях на стресс | Устные опросы, практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации, разработка мероприятий психологической помощи пожарным, отработка методик аутогенных тренировок и саморегуляции |
ПК 1.3. Организовывать действия по тушению пожаров | Знать: алгоритм общения с пострадавшим, находящимся в очаге чрезвычайной ситуации | Устные опросы, практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации |
ПК 1.4. Организовывать проведение аварийно- спасательных работ | Уметь: оказывать экстренную психологическую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях Знать: алгоритм общения с пострадавшим, находящимся в очаге чрезвычайной ситуации; признаки, алгоритмы помощи при острых реакциях на стресс; влияние этнокультурных особенностей пострадавших на поведение в чрезвычайных ситуациях | Устные опросы, практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации, разработка мероприятий психологической помощи пожарным |
ПК 2.1. Осуществлять проверки противопожарного состояния | Знать: признаки, алгоритмы помощи при | Устные опросы, практическая работа, |
промышленных, сельскохозяйственных объектов, зданий и сооружений различного назначения | острых реакциях на стресс; влияние этнокультурных особенностей пострадавших на поведение в чрезвычайных ситуациях | подготовка сообщения, доклада и презентации, разработка памятки |
ПК 2.2. Разрабатывать мероприятия, обеспечивающие пожарную безопасность зданий, сооружений, технологических установок и производств | Уметь: вести информационно- разъяснительную работу с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях Знать: факторы риска развития психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях | Устные опросы, практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации, разработка памятки |
ПК 2.3. Проводить правоприменительную деятельность по пресечению нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации объектов, зданий и сооружений | Уметь: учитывать этнокультурные особенности пострадавших при оказании экстренной психологической помощи Знать: факторы риска развития психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях | Устные опросы, практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации, разработка памятки |
ПК 2.4. Проводить противопожарную пропаганду и обучать граждан, персонал объектов правилам пожарной безопасности | Уметь: вести информационно- разъяснительную работу с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях Знать: принципы профилактики негативных последствий профессионального стресса | Устные опросы, практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации, разработка памятки |
ПК 3.1. Организовывать регламентное обслуживание пожарно-технического вооружения, аварийно- спасательного оборудования и техники | Уметь: использовать знания психологических особенностей личности в данном виде деятельности Знать: принципы профилактики негативных последствий профессионального стресса | Устные опросы, практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации |
ПК 3.2. Организовывать ремонт технических средств | Уметь: использовать знания психологических особенностей личности в данном виде деятельности Знать: принципы профилактики негативных последствий профессионального стресса | Устные опросы, практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации |
ПК 3.3. Организовывать консервацию и хранение технических и автотранспортных средств | Уметь: использовать знания психологических особенностей личности в данном виде деятельности Знать: принципы профилактики негативных последствий профессионального стресса | Устные опросы, практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации |
Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Показатели и критерии оценивания компетенций
Показатели и критерии оценивания компетенций отражены в комплексе контрольно-оценочных средств (Приложение 1).
Контрольные и тестовые задания
Перечень вопросов, контрольные и тестовые задания, необходимые для оценки знаний, умений, навыков характеризующих формирование компетенций представлены в комплексе контрольно-оценочных средств. (Приложение 1).
Методические материалы
Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений. Навыков характеризующих формирование компетенций представлены в методических рекомендациях по выполнению практических работ. (Приложение 2).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа профессионального модуля "Организация службы пожаротушения и проведения работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций" для специальности 20.02.04 "Пожарная безопасность"
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 20.02.04 Пожарная ...
"Приемы первой психологической помощи в кризисной и экстремальной ситуациях" семинар-практикум
Участившиеся в последнее время случаи возникновения чрезвычайных и кризисных ситуаций способствовали необхдимости создания семинара-практикума "Приемы первой психологической помощи в кризисной и...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №1 по дисциплине БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: Оповещение населения в чрезвычайных ситуациях. Отработка эвакуационных мероприятий при чрезвычайных ситуациях.
Цель занятия - достижение общих компетенций:ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.ОК...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 05. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ ПОЖАРНЫЙ профессионального цикла программы подготовки специалистов среднего звена специальности СПО 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях
Рабочая программа профессионального модуля (далее программа ПМ) является частью программы подготовки специалистов среднего звена ГАПОУ МО «Губернский колледж» по специальности СПО ...
Работа с подростками в кризисных ситуациях.
обзор возможных кризисных ситуаций в подростковом возрасте и методы работы с ними....
Памятка для педагогов по профилактике кризисных состояний у подростков
В памятке раскрывается понятие "трудная жизненная ситуация", признаки того, что подросток попал в трудную жизненную ситуацию, способы помощи ему....