рабочая программа "Управление в кризисных ситуациях"
рабочая программа
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цели: получение обучающимся специальных знаний и представлений, необходимых для работы в профессиональной деятельности.
Задачи: обеспечить обучающихся необходимыми знаниями в области психологии экстремальных ситуаций, умениями и навыками экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- оценивать психическое состояние пострадавших и прогнозировать динамику;
- оказывать экстренную психологическую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;
- вести информационно-разъяснительную работу с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях;
- учитывать этнокультурные особенности пострадавших при оказании экстренной психологической помощи;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- особенности динамики психического состояния и поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях;
- систематику психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях;
- факторы риска развития психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях;
- о влиянии средств массовой информации на психическое состояние пострадавших в чрезвычайных ситуациях:
- понятие экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, ее цели и задачи;
- классификацию групп пострадавших в чрезвычайных ситуациях;
- основные направления работы с различными группами пострадавших;
- общие принципы и особенности общения с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях;
- алгоритм общения с пострадавшим, находящимся в очаге чрезвычайной ситуации;
- признаки, алгоритмы помощи при острых реакциях на стресс;
- механизмы образования толпы;
- принципы профилактики образования толпы;
- основные принципы ведения информационно-разъяснительной работы;
- алгоритм оказания экстренной психологической помощи при суицидальной попытке;
- влияние этнокультурных особенностей пострадавших на поведение в чрезвычайных ситуациях;
- принципы профилактики негативных последствий профессионального стресса
В результате освоения ППССЗ обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, людьми, находящимися в зонах пожара.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения ППССЗ обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Организовывать несение службы и выезд по тревоге дежурного караула пожарной части.
ПК 1.2. Проводить подготовку личного состава к действиям по тушению пожаров.
ПК 1.3. Организовывать действия по тушению пожаров.
ПК 1.4. Организовывать проведение аварийно-спасательных работ.
ПК 2.1. Осуществлять проверки противопожарного состояния промышленных, сельскохозяйственных объектов, зданий и сооружений различного назначения.
ПК 2.2. Разрабатывать мероприятия, обеспечивающие пожарную безопасность зданий, сооружений, технологических установок и производств.
ПК 2.3. Проводить правоприменительную деятельность по пресечению нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации объектов, зданий и сооружений.
ПК 2.4. Проводить противопожарную пропаганду и обучать граждан, персонал объектов правилам пожарной безопасности.
ПК 3.1. Организовывать регламентное обслуживание пожарно- технического вооружения, аварийно-спасательного оборудования и техники.
ПК 3.2. Организовывать ремонт технических средств.
ПК 3.3. Организовывать консервацию и хранение технических и автотранспортных средств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования, культуры и спорта
Ненецкого автономного округа
Государственное бюджетное профессиональное учреждение
Ненецкого автономного округа
«Ненецкий аграрно – экономический техникум им. В.Г. Волкова»
( ГБПОУ НАО «Ненецкий аграрно – экономический техникум им. В.Г. Волкова»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ НАО
«НЕНЕЦКИЙ АГРАРНО –
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ТЕХНИКУМ ИМ. В.Г. ВОЛКОВА
_______________ О.В. Данилова
«______»_______________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В. ППССЗ. ОГСЭ.01 Управление в кризисных ситуациях
Нарьян-Мар
2016
Рабочая программа учебной дисциплины «Управление в кризисных ситуациях» разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2014 г. № 354
Разработчик рабочей программы – Дмитрук Ярослав Викторович преподаватель экономических дисциплин
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Могольницкая Наталья Львовна – преподаватель высшей квалификационной категории
Рабочая программа рассмотрена на заседании ПЦК экономических дисциплин
« » 2016г., протокол №
Председатель ПЦК Н.Л. Могольницкая
СОДЕРЖАНИЕ
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 Управление в кризисных ситуациях
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность
Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Дисциплина входит в профессиональный цикл, в состав общепрофессиональных дисциплин.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цели: получение обучающимся специальных знаний и представлений, необходимых для работы в профессиональной деятельности.
Задачи: обеспечить обучающихся необходимыми знаниями в области психологии экстремальных ситуаций, умениями и навыками экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- оценивать психическое состояние пострадавших и прогнозировать динамику;
- оказывать экстренную психологическую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;
- вести информационно-разъяснительную работу с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях;
- учитывать этнокультурные особенности пострадавших при оказании экстренной психологической помощи;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- особенности динамики психического состояния и поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях;
- систематику психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях;
- факторы риска развития психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях;
- о влиянии средств массовой информации на психическое состояние пострадавших в чрезвычайных ситуациях:
- понятие экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, ее цели и задачи;
- классификацию групп пострадавших в чрезвычайных ситуациях;
- основные направления работы с различными группами пострадавших;
- общие принципы и особенности общения с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях;
- алгоритм общения с пострадавшим, находящимся в очаге чрезвычайной ситуации;
- признаки, алгоритмы помощи при острых реакциях на стресс;
- механизмы образования толпы;
- принципы профилактики образования толпы;
- основные принципы ведения информационно-разъяснительной работы;
- алгоритм оказания экстренной психологической помощи при суицидальной попытке;
- влияние этнокультурных особенностей пострадавших на поведение в чрезвычайных ситуациях;
- принципы профилактики негативных последствий профессионального стресса
В результате освоения ППССЗ обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, людьми, находящимися в зонах пожара.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения ППССЗ обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Организовывать несение службы и выезд по тревоге дежурного караула пожарной части.
ПК 1.2. Проводить подготовку личного состава к действиям по тушению пожаров.
ПК 1.3. Организовывать действия по тушению пожаров.
ПК 1.4. Организовывать проведение аварийно-спасательных работ.
ПК 2.1. Осуществлять проверки противопожарного состояния промышленных, сельскохозяйственных объектов, зданий и сооружений различного назначения.
ПК 2.2. Разрабатывать мероприятия, обеспечивающие пожарную безопасность зданий, сооружений, технологических установок и производств.
ПК 2.3. Проводить правоприменительную деятельность по пресечению нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации объектов, зданий и сооружений.
ПК 2.4. Проводить противопожарную пропаганду и обучать граждан, персонал объектов правилам пожарной безопасности.
ПК 3.1. Организовывать регламентное обслуживание пожарно- технического вооружения, аварийно-спасательного оборудования и техники.
ПК 3.2. Организовывать ремонт технических средств.
ПК 3.3. Организовывать консервацию и хранение технических и автотранспортных средств.
1.1 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 168 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной нагрузки обучающегося 112 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 56 часа.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 168 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 112 |
в том числе: | |
практические занятия | 32 |
теоретические занятия | 80 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 56 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
Тематический план и содержание дисциплины Психология экстремальных ситуаций
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение в дисциплину | Содержание учебного материала | 2 | |
1 Структура, содержание и методика изучения курса. Цель и задачи. Требования к уровню освоения содержания курса. Общая характеристика основной и дополнительной литературы. Основные понятия дисциплины. | 2 | 1 | |
Раздел 1 | "Экстремальная ситуация как социально-психологическое явление" | 56 | |
Тема 1 Понятие экстремальности Виды кризисных ситуаций. | Содержание учебного материала | 16 | 1-3 |
1.1 Понятия чрезвычайной, экстремальной и кризисной ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций. Экстремальная ситуация. Кризисная ситуация. Кризис. 1.2. Субъекты экстремальной ситуации. Классификация групп пострадавших в чрезвычайных ситуациях. Влияние экстремальных ситуаций на человека. Влияние этнокультурных особенностей пострадавших на поведение в чрезвычайных ситуациях | 6 6 | ||
Самостоятельна работа №1 Сообщение по выбранной теме: История катастроф, экстремальных ситуаций, ЧС; О профессиональных особенностях служащих МЧС; Профессиональные традиции, их роль в формировании личностных качеств пожарного; Возрастание социальной значимости профессии пожарного в связи с ростом в современных условиях числа катастроф антропогенного характера. Самостоятельная работа №2 Сообщение по выбранной теме: "Особенности динамики психического состояния и поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях"; "Цели и задачи экстренной психологической помощи пострадавшим в ЧС" "Принципы ведения информационно-разъяснительной работы"; "Алгоритм оказания экстренной психологической помощи при суицидальной попытке" "Влияние этнокультурных особенностей пострадавших на поведение в ЧС" | 2 2 | ||
Практическое занятие №1 Круглый стол по теме «История катастроф, экстремальных ситуаций, ЧС». Выступление с сообщениями. | 2 | ||
Практическое занятие №2 Семинар по теме | 2 |
Самостоятельная работа № 3 Презентация на тему «Чрезвычайные и экстремальные ситуации: действия пожарных и оказание первой психологической помощи» | 4 | ||
Тема 2 Психическое состояние и поведение пострадавших в чрезвычайных ситуациях. Стресс | Содержание учебного материала | 18 | 1-3 |
| 6 4 4 | ||
Самостоятельная работа №4 Сообщение по теме «Развитие психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях». | 2 | ||
Практическое занятие №3 «Определение тревожности, стресооустойчивости, самооценки, типа темперамента» | 4 | ||
Самостоятельная работа №5 Доклад по выбранной теме:
| 4 | ||
Тема 3 | Содержание учебного материала | 22 | 1-3 |
Теории поведения личности в конфликте |
Сущность и структура конфликта. Факторы возникновения и развития конфликтов. Типы конфликтных личностей. Основные принципы и тактики разрешения конфликта.
| 4 4 4 4 | |
Практическое занятие №4 «Технологии эффективного общения с пострадавшими и рационального поведения в конфликте» Тренинг «Оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайной ситуации» | 4 | ||
Практическое занятие №5 Практическое занятие по теме «Мое поведение в конфликте». Тестирование по 1 разделу | 2 | ||
Самостоятельна работа №6 Оформление доклада по любой теме 1 раздела. Самостоятельная работа №7 Разработка памятки по действиям населения в чрезвычайной ситуации | 4 2 | ||
Раздел 2 | Профессионально-психологические особенности действия пожарных в чрезвычайных ситуациях | 56 | |
Тема 4 Психологическая подготовка пожарных к действиям в ЧС | Содержание учебного материала | 6 | 1 |
| 2 4 | ||
Тема 5 Понятие экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, ее цели и задачи. Профессионально- психологические | Содержание учебного материала | 20 | 1-2 |
| 4 4 4 | ||
Практическое занятие №6 «Организация оказания оказание экстренной психологической помощи и проведения информационно-разъяснительной работы с | 4 |
особенности действий пожарных в экстремальных ситуациях | пострадавшими в чрезвычайных ситуациях». Практическое занятие №7 «Семинар по теме 4, 5». | 4 | |
Тема 6 Методы управления психическим состоянием пожарного при действиях в чрезвычайных ситуациях | Содержание учебного материала | 16 | 1 |
Психологическая устойчивость (подготовленность) пожарных к действиям в экстремальных условиях, пути, формы и методы ее повышения. Содержание: Изменения текущего состояния пожарного при ведении работ в условиях риска, опасности для жизни, неопределенности, лимита времени, длительных и интенсивных физических нагрузок, острых эмоциональных воздействий. Этапы профессионального становления. Основные виды профессиональных деформаций. Страх и его преодоление в поведении пожарного. Содержание: О физиологических и психологических резервах организма, условиях их мобилизации. Управление состоянием пожарного и повышение эффективности работы, сохранение здоровья пожарного. | 4 4 4 4 | ||
Тема 7 Основы саморегуляции и психической реабилитации | Содержание учебного материала | 14 | 1-3 |
Методы управления состоянием пожарного при работе в экстремальных условиях и после выхода из очага поражения. Рациональная организации труда и отдыха пожарного | 4 | ||
Практическое занятие № 8 Антистресс: как снять нервное напряжение. Методики восстановления | 6 | ||
Самостоятельная работа №8 Сообщение «Профилактика негативных последствий профессионального стресса» | 1 | ||
Практическое занятие №9 Разработка мероприятий психологической помощи пожарным | 4 | ||
Самостоятельная работа №9 Отработка методик аутогенных тренировок и саморегуляции | 4 | ||
Консультация и Экзамен | 8 | 1 | |
Итого по дисциплине: | 112 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Психологии
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя. Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийная установка.
Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения
Основная литература
- Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для ВУЗов.- СПб.: Питер, 2014.- 583 с.
- Овечкин А.Н. Психологическая подготовка нештатных аварийно- спасательных формирований [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Овечкин А.Н., Радоуцкий В.Ю., Егоров Д.Е.— Электрон. текстовые данные.— Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2013.— 95 c.
- Психология: Учебник /В.М Аллахвердов, С.И. Богданова и др.; Отв. Ред. А.А.Крылов.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2011.- 752 с.
Дополнительная литература
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психологической диагностике. СПб: Питер Ком, 1999. 528 с. (или более поздние издания).
- Бука Т.Л., Митрофанова Л.М. Психологический тренинг в группе. Учебное пособие. - М.: Институт Психотерапии, 2008. - 144 с.
- Колодзин Бенджамин. Как жить после психической травмы. Пер. с английского Савельевой И.В. – М.: Шанс, 1992. – 95 с
- Кулик А.А. Картина мира лиц, переживших землетрясение. Автореферат дисс. канд. психол. н. – Хабаровск, 2008. – 21 с
- Крюкова М.А., Никитина Г.И., Сергеева Ю.С. Экстренная психологическая помощь: практ. пособие. – М.: ЭНАС, 2009. – 64 с.
- Личностные расстройства /Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. Пособие. СПб.: Питер, 2010. -156с.
- Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. – М.: Смысл, 2006. –
63 с.
- Лебедев В.И. Экстремальная психология. Психическая деятельность в технических и экологически замкнутых системах: Учебник. – М.: Юнити-дана, 2001.
– 431 с.
- Малкина-Пых И. Г.. Психологическая помощь в кризисных ситуациях – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с.,
- Межгосударственный авиационный комитет. Комиссия по расследованию авиационных происшествий. Окончательный отчет по расследованию авиационного происшествия (катастрофа самолета Ту – 154 президента Польши 10 апреля 2010 г).
– 210 с. / http://ria.ru/society/20110112/320629742.html
- Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с. (или более поздние издания).
- Монина Г. Б., Раннала Н. В.Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». — СПб.: Речь, 2009. — 250 с.
- Наенко Н.И. Психическая напряженность. – М.: Изд-во МГУ, 1976. – 112
с.
- Русаев Э.С. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЯХ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. Уфа, Главное управление МЧС РОССИИ по Республике Башкортостан Управление по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан, 2003.- 181 с.
- Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.
- Саржавеладзе Н., Беберашвили З., Джавахишвили Д., Махашвили Н., Сарджавеладзе Н. Травма и психологическая помощь. – М.: Смысл, 2007. – 180 с.
- Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 200 с.
- Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. – Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2007. – 292 с.
- Шапарь В.Б. Психология кризисных ситуаций. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 452 с.
- Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситауций. - М.: Смысл,2007.-
319 с.
Интернет-ресурсы
- Сайт МЧС России mchs.gov.ru
- Сайт главного управления МС России по Саратовской области 64.mchs.gov.ru
- Приемы психологической саморегуляции. Методические рекомендации по приемам психологической саморегуляции в трех частях.http://chernobyl- mchs.ru/Rabota_s_organizacijami_i_naseleniem/Socialno_psihologicheskaja_reabilitacija/ Centri_socialno_psihologicheskoj_pomoshh/Tekstovie_resursi/Priemi_psihologicheskoj_s amoreguljacii
- Психологические особенности поведения населения в чрезвычайных ситуациях. Сайт Студопедия (2013-2015)
http://studopedia.net/8_26489_psihologicheskie-osobennosti-povedeniya-naseleniya-v- chrezvichaynih-situatsiyah.html
- Психологическая составляющая профессиональной деятельности спасателяСайт Студопедия (2013-2015) http://studopedia.ru/2_125905_psihologicheskaya-sostavlyayushchaya-professionalnoy- deyatelnosti-spasatelya.html
- Особенности психологии поведения личности в чрезвычайных ситуациях.
Психологическая готовность специалиста социальной работы к деятельности в чрезвычайных ситуациях. Сайт Межрегионального открытого социального института МОСИ. http://mosi.ru/ru/conf/articles/osobennosti-psihologii-povedeniya- lichnosti-v-chrezvychaynyh-situaciyah
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися самостоятельных работ.
Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Знать: понятие экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, ее цели и задачи; классификацию групп пострадавших в чрезвычайных ситуациях; общие принципы и особенности общения с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях Уметь: оказывать экстренную психологическую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях | Устные опросы, практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации, разработка мероприятий психологической помощи пожарным |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | Уметь: оценивать психическое состояние пострадавших и прогнозировать динамику Знать: основные направления работы с различными группами пострадавших | Устные опросы, практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации, отработка методик аутогенных тренировок и саморегуляции |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | Уметь: оказывать экстренную психологическую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях Знать: общие принципы и особенности общения с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях; механизмы образования толпы; принципы профилактики образования толпы; основные принципы ведения информационно- разъяснительной работы; алгоритм оказания экстренной психологической помощи при суицидальной попытке | Устные опросы, практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации |
ОК 4. Осуществлять поиск и | Уметь: учитывать этнокультурные | Устные опросы, |
использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | особенности пострадавших при оказании экстренной психологической помощи Знать: основные направления работы с различными группами пострадавших | практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации, отработка методик аутогенных тренировок и саморегуляции |
ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | Уметь: вести информационно- разъяснительную работу с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях Знать: о влиянии средств массовой информации на психическое состояние пострадавших в чрезвычайных ситуациях | Устные опросы, практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, людьми, находящимися в зонах пожара | Уметь: вести информационно- разъяснительную работу с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях Знать: о влиянии средств массовой информации на психическое состояние пострадавших в чрезвычайных ситуациях; механизмы образования толпы; принципы профилактики образования толпы; основные принципы ведения информационно- разъяснительной работы | Устные опросы, практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации, разработка мероприятий психологической помощи пожарным |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий | Уметь: оценивать психическое состояние пострадавших и прогнозировать динамику Знать: основные направления работы с различными группами пострадавших; общие принципы и особенности общения с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях | Устные опросы, практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации, разработка мероприятий психологической помощи пожарным |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | Знать: особенности динамики психического состояния и поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях; основные направления работы с различными группами пострадавших; | Устные опросы, практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации, отработка методик аутогенных тренировок и саморегуляции, разработка мероприятий психологической помощи пожарным |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | Уметь: вести информационно- разъяснительную работу с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях Знать: систематику психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях | Устные опросы, практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации |
ПК 1.1. Организовывать несение службы и выезд по тревоге дежурного караула пожарной части | Уметь: учитывать этнокультурные особенности пострадавших при оказании экстренной психологической помощи Знать: принципы профилактики негативных последствий профессионального стресса | Устные опросы, практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации, разработка мероприятий психологической помощи пожарным, отработка методик аутогенных тренировок и саморегуляции |
ПК 1.2. Проводить подготовку личного состава к действиям по тушению пожаров | Уметь: оценивать психическое состояние пострадавших и прогнозировать динамику Знать: алгоритм общения с пострадавшим, находящимся в очаге чрезвычайной ситуации; признаки, алгоритмы помощи при острых реакциях на стресс | Устные опросы, практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации, разработка мероприятий психологической помощи пожарным, отработка методик аутогенных тренировок и саморегуляции |
ПК 1.3. Организовывать действия по тушению пожаров | Знать: алгоритм общения с пострадавшим, находящимся в очаге чрезвычайной ситуации | Устные опросы, практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации |
ПК 1.4. Организовывать проведение аварийно- спасательных работ | Уметь: оказывать экстренную психологическую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях Знать: алгоритм общения с пострадавшим, находящимся в очаге чрезвычайной ситуации; признаки, алгоритмы помощи при острых реакциях на стресс; влияние этнокультурных особенностей пострадавших на поведение в чрезвычайных ситуациях | Устные опросы, практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации, разработка мероприятий психологической помощи пожарным |
ПК 2.1. Осуществлять проверки противопожарного состояния | Знать: признаки, алгоритмы помощи при | Устные опросы, практическая работа, |
промышленных, сельскохозяйственных объектов, зданий и сооружений различного назначения | острых реакциях на стресс; влияние этнокультурных особенностей пострадавших на поведение в чрезвычайных ситуациях | подготовка сообщения, доклада и презентации, разработка памятки |
ПК 2.2. Разрабатывать мероприятия, обеспечивающие пожарную безопасность зданий, сооружений, технологических установок и производств | Уметь: вести информационно- разъяснительную работу с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях Знать: факторы риска развития психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях | Устные опросы, практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации, разработка памятки |
ПК 2.3. Проводить правоприменительную деятельность по пресечению нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации объектов, зданий и сооружений | Уметь: учитывать этнокультурные особенности пострадавших при оказании экстренной психологической помощи Знать: факторы риска развития психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях | Устные опросы, практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации, разработка памятки |
ПК 2.4. Проводить противопожарную пропаганду и обучать граждан, персонал объектов правилам пожарной безопасности | Уметь: вести информационно- разъяснительную работу с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях Знать: принципы профилактики негативных последствий профессионального стресса | Устные опросы, практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации, разработка памятки |
ПК 3.1. Организовывать регламентное обслуживание пожарно-технического вооружения, аварийно- спасательного оборудования и техники | Уметь: использовать знания психологических особенностей личности в данном виде деятельности Знать: принципы профилактики негативных последствий профессионального стресса | Устные опросы, практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации |
ПК 3.2. Организовывать ремонт технических средств | Уметь: использовать знания психологических особенностей личности в данном виде деятельности Знать: принципы профилактики негативных последствий профессионального стресса | Устные опросы, практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации |
ПК 3.3. Организовывать консервацию и хранение технических и автотранспортных средств | Уметь: использовать знания психологических особенностей личности в данном виде деятельности Знать: принципы профилактики негативных последствий профессионального стресса | Устные опросы, практическая работа, подготовка сообщения, доклада и презентации |
Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Показатели и критерии оценивания компетенций
Показатели и критерии оценивания компетенций отражены в комплексе контрольно-оценочных средств (Приложение 1).
Контрольные и тестовые задания
Перечень вопросов, контрольные и тестовые задания, необходимые для оценки знаний, умений, навыков характеризующих формирование компетенций представлены в комплексе контрольно-оценочных средств. (Приложение 1).
Методические материалы
Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений. Навыков характеризующих формирование компетенций представлены в методических рекомендациях по выполнению практических работ. (Приложение 2).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа профессионального модуля "Организация службы пожаротушения и проведения работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций" для специальности 20.02.04 "Пожарная безопасность"
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 20.02.04 Пожарная ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/29/picture-638561-1432894680.jpg)
"Приемы первой психологической помощи в кризисной и экстремальной ситуациях" семинар-практикум
Участившиеся в последнее время случаи возникновения чрезвычайных и кризисных ситуаций способствовали необхдимости создания семинара-практикума "Приемы первой психологической помощи в кризисной и...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/01/picture-274350-1535823356.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №1 по дисциплине БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: Оповещение населения в чрезвычайных ситуациях. Отработка эвакуационных мероприятий при чрезвычайных ситуациях.
Цель занятия - достижение общих компетенций:ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.ОК...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/02/picture-943115-1504333698.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 05. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ ПОЖАРНЫЙ профессионального цикла программы подготовки специалистов среднего звена специальности СПО 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях
Рабочая программа профессионального модуля (далее программа ПМ) является частью программы подготовки специалистов среднего звена ГАПОУ МО «Губернский колледж» по специальности СПО ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/10/picture-1055123-1536586293.jpg)
Работа с подростками в кризисных ситуациях.
обзор возможных кризисных ситуаций в подростковом возрасте и методы работы с ними....
Памятка для педагогов по профилактике кризисных состояний у подростков
В памятке раскрывается понятие "трудная жизненная ситуация", признаки того, что подросток попал в трудную жизненную ситуацию, способы помощи ему....