Рабочая программа по дисциплине "Управление персоналом" для специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
рабочая программа по теме
Основной целью курса «Управление персоналом» является формирование у студента целостной системы знаний о закономерностях становления и развития подсистемы управления человеческими ресурсами организации как важнейшего элемента системы управления организацией в целом, а также освоение студентом навыков и умений управления персоналом организации.
Основными задачами изучения курса являются:
- Усвоение сущности и содержания процесса управления персоналом организации;
2. Овладение понятийным аппаратом управления персоналом организации;
3. Оценка места и роли управления персоналом в общей системе управления предприятием;
- Изучение методов управления персоналом, формирование навыка использования ситуационного подхода при их выборе;
- Формирование способности к анализу организационных проблем через призму человеческого фактора;
- Разработка управленческого решения по совершенствованию использования человеческих ресурсов организации;
- Оценка экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и процессов управления персоналом.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- работать со специальной литературой фундаментального и прикладного характера;
- разрабатывать типовые документы, используемые службами управления персоналом,
- систематизировать, обобщать, анализировать фактический материал по проблемам управления персоналом;
- проводить системный анализ управления персоналом организации;
- обосновывать выводы и предложения по совершенствованию технологий управления персоналом.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
- концепцию управления персоналом, принципы, функции, методы управления персоналом, факторы и субъекты управления персоналом, нормативно-методическое обеспечение управления персоналом организации или учреждения;
- необходимые предпосылки обеспечения деятельности системы управления персоналом, основные формы работы с персоналом, принципы и способы управления конфликтами в коллективе;
- сущность кадрового обеспечения персоналом, задачи и содержание анализа работы и кадрового потенциала, планирование потребности в персонале, технологии подбора, отбора и высвобождения персонала;
- сущность, задачи и факторы планирования карьеры, содержание процессов индивидуального и организационного планирования карьеры, последовательность и правила прохождения отдельных этапов трудоустройства;
- цели и факторы обучения и развития персонала, формы и виды развития сотрудников, методы обучения сотрудников, принципы и содержание организационного развития технологию проектирования обучающейся организации;
- механизм оценки деятельности сотрудников, сущность, цели, объект, предмет и субъектов оценки, методы оценки деятельности, содержание процедуры оценки деятельности, правила проведения оценочного интервью;
- структуру системы вознаграждения сотрудников, факторы, формирующие вознаграждение сотрудников, особенности вознаграждения управляющих;
- обеспечение безопасности труда на рабочем месте и поддержание здоровья сотрудников;
- трудовые отношения и внутренние отношения между членами трудового коллектива, современные стратегии профсоюзного движения, организацию переговорного процесса между работодателем и профсоюзом, факторы независимости администрации от профсоюзов, дисциплинарные взыскания, основы регулирования конфликтов и трудовых споров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_upravleniya.docx | 57.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение
«Кунгурский техникум – интернат»
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Рабочая программа
учебной дисциплины
«Управление персоналом»
для специальности 034702
«Документационное обеспечение управления и архивоведение»
(2-3 курс, базовый уровень)
2013
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Управление персоналом»
- Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение».
- Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в группу общего гуманитарного и социально – экономического цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Основной целью курса «Управление персоналом» является формирование у студента целостной системы знаний о закономерностях становления и развития подсистемы управления человеческими ресурсами организации как важнейшего элемента системы управления организацией в целом, а также освоение студентом навыков и умений управления персоналом организации.
Основными задачами изучения курса являются:
- Усвоение сущности и содержания процесса управления персоналом организации;
- Овладение понятийным аппаратом управления персоналом организации;
- Оценка места и роли управления персоналом в общей системе управления предприятием;
- Изучение методов управления персоналом, формирование навыка использования ситуационного подхода при их выборе;
- Формирование способности к анализу организационных проблем через призму человеческого фактора;
- Разработка управленческого решения по совершенствованию использования человеческих ресурсов организации;
- Оценка экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и процессов управления персоналом.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- работать со специальной литературой фундаментального и прикладного характера;
- разрабатывать типовые документы, используемые службами управления персоналом,
- систематизировать, обобщать, анализировать фактический материал по проблемам управления персоналом;
- проводить системный анализ управления персоналом организации;
- обосновывать выводы и предложения по совершенствованию технологий управления персоналом.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
- концепцию управления персоналом, принципы, функции, методы управления персоналом, факторы и субъекты управления персоналом, нормативно-методическое обеспечение управления персоналом организации или учреждения;
- необходимые предпосылки обеспечения деятельности системы управления персоналом, основные формы работы с персоналом, принципы и способы управления конфликтами в коллективе;
- сущность кадрового обеспечения персоналом, задачи и содержание анализа работы и кадрового потенциала, планирование потребности в персонале, технологии подбора, отбора и высвобождения персонала;
- сущность, задачи и факторы планирования карьеры, содержание процессов индивидуального и организационного планирования карьеры, последовательность и правила прохождения отдельных этапов трудоустройства;
- цели и факторы обучения и развития персонала, формы и виды развития сотрудников, методы обучения сотрудников, принципы и содержание организационного развития технологию проектирования обучающейся организации;
- механизм оценки деятельности сотрудников, сущность, цели, объект, предмет и субъектов оценки, методы оценки деятельности, содержание процедуры оценки деятельности, правила проведения оценочного интервью;
- структуру системы вознаграждения сотрудников, факторы, формирующие вознаграждение сотрудников, особенности вознаграждения управляющих;
- обеспечение безопасности труда на рабочем месте и поддержание здоровья сотрудников;
- трудовые отношения и внутренние отношения между членами трудового коллектива, современные стратегии профсоюзного движения, организацию переговорного процесса между работодателем и профсоюзом, факторы независимости администрации от профсоюзов, дисциплинарные взыскания, основы регулирования конфликтов и трудовых споров.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины
- максимальной учебной нагрузки обучающегося – 146 часов,
в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 102 часа, из них практических – 22 часа;
- самостоятельной работы обучающегося – 44 часа.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 146 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 102 |
Самостоятельная работа студента | 44 |
Практических занятий | 22 |
Консультаций | 12 |
Итоговая аттестация в форме | зачет; экзамен. |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Управление персоналом»
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- компьютер с выходом в сеть Интернет;
- видеопроектор;
- презентации;
- видеофильмы;
- электронные пособия.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Базовый учебник:
Веснин В.Р. Управление персоналом. – М.: Юристъ, 2003. – 340 с.
Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 2003. – 720 с.
Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 638 с.
Лукичева Л.И. Управление персоналом. – М.: Омега-Л, 2007. – 264 с.
Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 320 с.
Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом. – М.: Финстатинформ, 2005. – 356 с.
Шекшня С.В. Управление персоналом. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2005. – 302 с.
Основная литература:
Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами: пер. 8-го англ. изд. / перев. с англ. под ред. С.К. Мордовина. – СПб.: Питер, 2004. – 832 с.
Фут М. Введение в HR-менеджмент: учебник. – М.: Дело и Сервис, 2008. – 496 с.
Дополнительная литература:
Базаров Г.Ю. Управление персоналом. - М., 2002.
Борисова Е. А., Папонова Н.Е и др. Роль и действия службы персонала в условиях кризиса. Метод. издание – СПб – 1999.
Бородкин Ф.Н., Коряк Н.М. Внимание! Конфликт! – Новосибирск: Луч, 1999. – 169 с.
Вернер Зигерт, Лючия Ланг. Руководить без конфликтов. – М.: Экономика, 1990.
Виханский О.С. Человек, стратегия, организация, процесс. Учебник, - М.: МТУ, 1995 – 416 с.
Волгин Н.А., Николаев С.В. Доходы работника и результативность производства: проблемы, реалии, перспективы. – М.: Мир, 2000. – 254 с.
Голви У. Тимоти. Работа как внутренняя игра: Фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте / пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 252 с.
Грачев М. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации, М. – 1993.
Демин Ю.М. Управление кадрами в кризисных ситуациях. – СПб.: Питер, 2004. – 219 с.
Журавлев П.В.,Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников. М. – 1998.
Зайцев Г.Г. Управление кадрами на предприятии (персональный менеджмент), Л. – 1992.
Зигерт В., Ланк Л. Руководить без конфликтов. – М. Экономика, 2002. – 204с.
Иванова С.В. Мотивация на 100%: А где же у него кнопка? – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 288 с.
Иванцевиц Дж., Лобанов А. Человеческие ресурсы управления, М. – 1993.
Классики менеджмента / Под ред. И. Уорнера / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. -СПб.: Питер, 2001. – 695 с.
Кочеткова А.И. Основы управления персоналом, - М., 1999.
Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. – М.: АРИЭЛ, 1995.
Левина С.Ш., Турчаева Р.Ю. Практикум по курсу «Менеджмент». – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 115 с.
Магура М.И. Поиск и отбор персонала. – М., 2001
Майстер Дэвид. Истинный профессионализм / пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 228 с.
Митин А.Н., Федорова А.Э., Токарева Ю.А. и др. Антикризисное управление персоналом организации: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 272 с.
Одегов Ю.Г. Аудит и контроллинг персонала. – М., 2002
Основы управления персоналом / под ред. Р.Г. Яновского. – М., 2002.
Проблемы управления персоналом / под ред. В.Н. Дулькина. – М., 1997.
Проников В.А., Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии – М.: Экономика, 2001. – 150 с.
Роджерс Ф. ИБН: взгляд из внутри: человек – фирма – маркетинг / пер. с англ. – М.: Лукачев и Ко, 1999. – 358 с.
Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала, Ростов н/Д. – 1997.
Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. - М., 2000.
Старобинский Э.В. Как управлять персоналом. - М.: «Бизнес-школа», 1995. – 240 с.
Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М., 1995.
Управление персоналом / под ред. Б.Ю. Сербиновского, С.И. Самыгина. – М., 1999.
Управление персоналом. Энциклопедический словарь / под ред. А.Я. Кибанова, - М., 1998.
Уткин Э.А., Кочеткова А.М. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. – 1996.
Ушаков А.А. Особенности национальной карьеры: Как делать карьеру в России. Тайны менеджмента по персоналу. – М., 1999.
Ходгсон С. Блестящие ответы на трудные вопросы при приеме на работу / пер. с англ. – М.: Вершина, 2006. – 176 с.
Цветаев В.Н. Управление персоналом. – М., 2002.
Чудновская С.Н. История менеджмента: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. – 340 с.
Шейл П. Руководство по развитию персонала. – СПб.: Питер, 2004. – 240 с.
Интернет-ресурсы:
www.management.com.ua - Интернет портал для управленцев.
www.megabook.ru/business - экономический словарь.
www.glossary.ru - служба тематических толковых словарей.
www.bpm-online.ru - все об управлении бизнес процессами, стратегией, финансами, персоналом, маркетингом.
ek-lit.agava.ru/books.htm - Библиотека экономической и деловой литературы. Читальня.
eup.kulichki.net/Catalog/All-All.htm - Библиотека экономической и управленческой литературы. Бесплатная электронная библиотека (монографии, диссертации, книги, статьи, новости и аналитика, конспекты лекций, рефераты, учебники).
econom.nsc.ru/jep - Виртуальная экономическая библиотека.
www.garant.ru – Гарант.
www.vopreco.ru - Журнал «Вопросы экономики».
www.expert.ru- Журнал «Эксперт».
www.akdi.ru- Интернет-сервер «АКДИ Экономика и жизнь».
www.consultant.ru - Консультант-Плюс.
dic.academic.ru/searchall.php - Словари и энциклопедии.
glossary.ru - Служба тематических толковых словарей.
www.zipsites.гu - Библиотека экономической и управленческой литературы.
www.sf–online.ru – Деловой журнал «Секрет фирмы».
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
работать со специальной литературой фундаментального и прикладного характера; разрабатывать типовые документы, используемые службами управления персоналом, систематизировать, обобщать, анализировать фактический материал по проблемам управления персоналом; проводить системный анализ управления персоналом организации; обосновывать выводы предложения по совершенствованию технологий управления персоналом. | - тестовый контроль; -оценка результатов выполнения практических работ; -оценка результатов устного чтения; -оценка выполнения домашней работы, контрольных работ. - тестовый контроль; -оценка результатов выполнения практических работ; -оценка результатов устного чтения; -оценка выполнения домашней работы, контрольных работ. |
Знать: | |
концепцию управления персоналом, принципы, функции, методы управления персоналом, факторы и субъекты управления персоналом, нормативно-методическое обеспечение управления персоналом организации или учреждения; необходимые предпосылки обеспечения деятельности системы управления персоналом, основные формы работы с персоналом, принципы и способы управления конфликтами в коллективе; сущность кадрового обеспечения персоналом, задачи и содержание анализа работы и кадрового потенциала, планирование потребности в персонале, технологии подбора, отбора и высвобождения персонала; сущность, задачи и факторы планирования карьеры, содержание процессов индивидуального и организационного планирования карьеры, последовательность и правила прохождения отдельных этапов трудоустройства; цели и факторы обучения и развития персонала, формы и виды развития сотрудников, методы обучения сотрудников, принципы и содержание организационного развития технологию проектирования обучающейся организации; механизм оценки деятельности сотрудников, сущность, цели, объект, предмет и субъектов оценки, методы оценки деятельности, содержание процедуры оценки деятельности, правила проведения оценочного интервью; структуру системы вознаграждения сотрудников, факторы, формирующие вознаграждение сотрудников, особенности вознаграждения управляющих; обеспечение безопасности труда на рабочем месте и поддержание здоровья сотрудников; трудовые отношения и внутренние отношения между членами трудового коллектива, современные стратегии профсоюзного движения, организацию переговорного процесса между работодателем и профсоюзом, факторы независимости администрации от профсоюзов, дисциплинарные взыскания, основы регулирования конфликтов и трудовых споров. |
- тестовый контроль; - оценка результатов выполнения практических работ; - оценка результатов устного чтения; - оценка выполнения домашней работы, контрольных работ. |
Тематика рефератов для учебного курса «Управление персоналом»
Раздел 1 «Концептуальные основы управления персоналом организации»
- Диагностика персонала организации как объекта управления.
- Зарубежные модели социального партнерства.
- Искусство составления резюме.
- Кадровая служба: функции, организация, ответственность.
- Методика разработки должностных инструкций работников.
- Области применения и возможности использования психодиагностики в управленческой деятельности и кадровой работе.
- Организационное, правовое и научно-методическое обеспечение социального партнерства.
- Особенности аттестации управленческих кадров.
- Особенности управления женским коллективом.
- Особенности управления мужским коллективом.
- Особенности управления персоналом в современных корпорациях.
- Развитие коммуникативных возможностей персонала.
- Разработка стратегии управления персоналом.
- Роль корпоративной культуры в кадровом менеджменте.
- Совершенствование информационного и технического обеспечения системы управления персоналом.
- Совершенствование кадрового и документационного обеспечения системы управления персоналом.
- Совершенствование технологии выработки управленческих решений по управлению персоналом.
- Современные трактовки карьерного пути.
- Техника написания сопроводительного письма.
- Управление деловой карьерой в организации.
- Факторы, влияющие на процесс оценки результатов деятельности сотрудников.
- Эффективная беседа при аттестации работников.
Раздел 2 «Методологические основы управления персоналом»
- Адаптация как проблема мотивации.
- Астрология как нестандартный метод оценки кандидатов при приеме на работу.
- Виды собеседования.
- Возникновение и сущность коучинга.
- Графология как нестандартный метод оценки кандидатов при приеме на работу.
- Зарубежный опыт психологического подхода к стимулированию труда.
- Зарубежный опыт разрешения конфликтов в управлении.
- Искусство чтения резюме.
- Использование личных связей и контактов при поиске персонала.
- Коучинг как современный подход к обучению и развитию персонала.
- Методы выявления личностных качеств соискателя.
- Мотивация как функция управленческого цикла.
- Нестандартные методы оценки кандидатов при приеме на работу.
- Описание процесса коучинга.
- Основные критерии оценки нового работника.
- Особенности вознаграждения управляющих.
- Особенности мотивации и стимулирование персонала государственной службы.
- Особенности отбора и найма управленческих кадров.
- Подготовка кадров и повышение их квалификации.
- Поиск персонала в Интернете.
- Портал «Работа в России».
- Практика использования конфликтов в управлении.
- Причины тяжелой адаптации нового работника.
- Проверка отзывов и рекомендаций.
- Программы профессиональной и социальной адаптации работников.
- Психологические аспекты мотивации
- Пути и средства разрешения конфликтов в процессе делового общения.
- Роль мотивации в достижении цели управлении.
- Современные тенденции выдвижения и подготовки руководящих кадров.
- Социальные и психологические факторы упреждения конфликтов в деловом общении.
- Социальный аспект материального стимулирования персонала.
- Сущность «охоты за головами».
- Типология и характеристика конфликтов делового общения.
- Физиогномика как нестандартный метод оценки кандидатов при приеме на работу.
- Формы телефонного собеседования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по МДК 01.04. «Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов» для специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» (2 курс, базовый уровень)
Цель изучения дисциплины «Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов »:-дать студентам представление о современном состоянии обеспечения сохранности документов;- определить сущ...
Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.04 «Документационное обеспечение управления»
Рабочая программа ОП 04 "Документационное обеспечение управления" составлениа для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)" в соответствии с Федеральным государственным станд...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 05. Управление деятельностью по оказанию услуг в области кинологии
Рабочая программа учебной практики профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по спе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины «Управление персоналом» код, профессия/специальность 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Рабочая программа по дисциплине "Управление персоналом"...
Рабочая программа дисциплины "Информатика и ИКТ в документационном обеспечении управления и архивоведении"
Рабочая программа дисциплины "Информатика и ИКТ в документационном обеспечении управления и архивоведении" для специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.13 «Документационное обеспечение управления»
Рабочая программа по учебной дисциплине "Документационное обеспечение управлениия" для специальности 40.02.01 "Право и организация социального обеспечения"...
Рабочая программа учебной практики для специальности 27.02.07 "Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)"
Рабочая программа учебной практики ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих...