Программа дополнительного образования обучающихся по баскетболу
проект

Ханиев Руслан Талгатович

В образовательных организациях среднего профессионального образования подготовка квалифицированного специалиста, способного поддерживать свою физическую форму и работоспособность на должном уровне, является  одной из задач  Нижневартовского строительного колледжа. Эти задачи решаются как в ходе физкультурно-спортивной деятельности, так и в реализации дополнительных программ спортивной и физкультурно-оздоровительной направленности.

Ученые и исследователи Столяров В.И., Понамарев Н.А., Лотоненко А.В.   отмечают недостаточный объем двигательной активности студентов,  снижение показателей здоровья студенческой молодёжи, что натолкнуло нас  на поиск путей и средств оптимизации физического воспитания студентов через привлечение их к занятиям в секциях по баскетболу.

Данная проблема  усугубляется  существующим противоречием  между уровнем требований системы профессионального образования к процессу физического воспитания и недостаточной организацией оздоровительной эффективности  занятий студентов в колледже. Физическое состояние студентов 1 курса, а также  результаты опроса по итогам входного контроля сформированности ОФП свидетельствуют о том, что  у обучающихся имеются  потребности в повышении  своей физической дееспособности и  реализации своего двигательного потенциала.

 Баскетбол как спортивная игра привлекает своей яркой зрелищностью, наличием большого количества технико-тактических приемов. Обладая высокой динамичностью, эмоциональностью,  баскетбол является одним из самых эффективных факторов всестороннего физического развития. Разнообразие технических и тактических действий игры  в  баскетбол  и  игровая  деятельность  обладают   уникальными   свойствами   для формирования жизненно важных  навыков  и  умений, а также всестороннего развития  физических  и  психических  качеств.

         Программа дополнительного образования по баскетболу (далее- Программа) составлена на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по баскетболу, утвержденного приказом Министерства спорта Российской Федерации от 10 апреля 2013 года  № 114, типовой  программы по баскетболу спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, спецализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (Ю.М. Портнов, В.Г. Башкирова, 2009 год).

Программа предназначена для организации занятий по баскетболу во внеаудиторной  деятельности  обучающихся, рассчитана на 1 учебный год.

Цель Программы:  достижение высокого уровня физических качеств и совершенствование  техники и тактики игры; индивидуальной и командной подготовленности, приобретение навыков и их реализация в соревновательных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx97.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Программа

дополнительного образования обучающихся

по баскетболу

  1. Пояснительная записка

В образовательных организациях среднего профессионального образования подготовка квалифицированного специалиста, способного поддерживать свою физическую форму и работоспособность на должном уровне, является  одной из задач  Нижневартовского строительного колледжа. Эти задачи решаются как в ходе физкультурно-спортивной деятельности, так и в реализации дополнительных программ спортивной и физкультурно-оздоровительной направленности.

Ученые и исследователи Столяров В.И., Понамарев Н.А., Лотоненко А.В.   отмечают недостаточный объем двигательной активности студентов,  снижение показателей здоровья студенческой молодёжи, что натолкнуло нас  на поиск путей и средств оптимизации физического воспитания студентов через привлечение их к занятиям в секциях по баскетболу.

Данная проблема  усугубляется  существующим противоречием  между уровнем требований системы профессионального образования к процессу физического воспитания и недостаточной организацией оздоровительной эффективности  занятий студентов в колледже. Физическое состояние студентов 1 курса, а также  результаты опроса по итогам входного контроля сформированности ОФП свидетельствуют о том, что  у обучающихся имеются  потребности в повышении  своей физической дееспособности и  реализации своего двигательного потенциала.

 Баскетбол как спортивная игра привлекает своей яркой зрелищностью, наличием большого количества технико-тактических приемов. Обладая высокой динамичностью, эмоциональностью,  баскетбол является одним из самых эффективных факторов всестороннего физического развития. Разнообразие технических и тактических действий игры  в  баскетбол  и  игровая  деятельность  обладают   уникальными   свойствами   для формирования жизненно важных  навыков  и  умений, а также всестороннего развития  физических  и  психических  качеств.

          Программа дополнительного образования по баскетболу (далее- Программа) составлена на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по баскетболу, утвержденного приказом Министерства спорта Российской Федерации от 10 апреля 2013 года  № 114, типовой  программы по баскетболу спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, спецализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (Ю.М. Портнов, В.Г. Башкирова, 2009 год).

Программа предназначена для организации занятий по баскетболу во внеаудиторной  деятельности  обучающихся, рассчитана на 1 учебный год.

Цель Программы:  достижение высокого уровня физических качеств и совершенствование  техники и тактики игры; индивидуальной и командной подготовленности, приобретение навыков и их реализация в соревновательных условиях.

Программа призвана  решить  следующие задачи:

  1. Повышение  уровня физического развития обучающихся (высокого уровня до 40%, среднего уровня до 70%, низкого уровня до 20%);
  2. Повышение уровня физкультурно-спортивного образования обучающихся до 40%;
  3. Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности;
  4. Развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, гибкости по средствам физических упражнений: построение игровых ситуаций, усложнение упражнений, использование природных факторов;
  5. Обучение основам техники перемещения и стоек, ловли, передачи; ведения мяча, броска мяча в корзину;
  6. Начальное обучение тактическим действиям в нападении и защите;
  7. Приучение к игровым условиям;
  8. Выполнение нормативных требований по видам подготовки;
  9. Участие в соревнованиях  различного уровня по мини-баскетболу.

Методы Программы:

- словесные методы - методы, создающие  предварительное представление об изучаемом движении. К словесным методам относятся следующие формы речи: объяснение, рассказ, замечание, команда, распоряжение, указание, подсчет и др.;

-наглядные методы - методы, которые применяются главным образом в виде показа упражнений,  наглядных пособий, видеофильмов. Данные методы помогают создать  конкретные представления об изучаемых действиях;

-практические методы -  методы упражнений, игровые и соревновательные. Игровой и соревновательный методы применяются после приобретения занимающимися навыков игры.

Контрольные нормативы по баскетболу составлены на основе контрольных тестов, принимаемых в Нижневартовском строительном колледже (программа дополнительного образования обучающихся  по баскетболу) и адаптированы для обучающихся с учетом программного материала (приложение 1).

В результате освоения Программы будут сформированы:

 общие компетенции ОК:

- ОК 2: умение  организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

- ОК 3: умение  осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

- ОК 6: умение работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Ожидаемый результат: повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;  приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта баскетбол; формирование спортивной мотивации и мотивации к здоровому образу жизни как важному условию конкурентоспособности специалиста на рынке труда.

Тематический учебный план на 2017-2018 учебный год

Содержание занятий

Часы

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

I. Теория

8

1. ФК и С

1

1

2. Гигиена, самоконтроль

1

3. Техника безопасности

1

1

4. История развития

1

1

5.Инвентарь и оборудование

1

II. Практика

1. ОФП

90

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

2. СФП

48

4

4

5

6

6

5

5

4

4

5

3. Техническая подготовка

50

4

5

6

5

5

6

6

5

3

5

4. Тактическая подготовка

20

2

2

2

1

3

3

3

1

1

2

5. Интегральная подготовка

18

1

2

1

2

2

2

2

3

1

2

III. Участие в соревнованиях

По плану спортивно-массовых мероприятий

IV. Контрольные испытания

12

3

1

3

5

V. Восстановительные мероприятия

6

3

3

                                           20    20   20    20     20   20    20   20   20    20

Всего часов: 200

Программный материал

Распределение объёмов компонентов тренировки по недельным циклам

Программный материал

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

I. Теоретическая подготовка

II. Физическая подготовка

В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО ГОДА

III. Техническая подготовка

Техника нападения

1. Техника передвижения

    Стойка баскетболиста (ноги параллельно на одной линии; одна нога выдвинута вперёд).

К

     Ходьба, бег

К

    Передвижения приставными шагами (лицом вперёд, вправо, влево, спиной вперёд).

 

 

 

 

   

   

К

    Прыжки толчком двух ног.

    Прыжки толчком одной ноги.

К

    Остановки (прыжком, двумя шагами).

К

    Повороты на месте (вперёд, назад).

2. Техника владения мячом.

Ловля мяча:

    Ловля мяча двумя руками на уровне груди.

К

    Ловля двумя руками «высокого» мяча.

К

    Ловля двумя руками «низкого» мяча.

К

    Ловля двумя руками «катящегося» мяча.

Передачи мяча

    Передача мяча двумя руками от груди.

К

    Передача мяча двумя руками сверху.

    Передача мяча двумя руками от плеча.

К

    Передача мяча двумя руками снизу.

    Передача мяча двумя руками с отскоком от пола.

К

Броски мяча с места

    Бросок мяча двумя руками от груди.

К

    Бросок мяча двумя руками сверху.

    Бросок мяча одной рукой от плеча

Программный материал

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

    Бросок мяча одной рукой сверху.

К

Ведение мяча

    Ведение мяча с высоким отскоком.

    Ведение мяча с низким отскоком.

    Ведение мяча с изменением скорости передвижения.

    Ведение мяча с изменением высоты отскока.

    Ведение мяча с переводом на другую руку.

    Ведение мяча с изменением направления движения с обводкой препятствия.

К

Техника защиты

1. Техника передвижения.

   Стойка защитника с выставленной ногой вперёд.

    Стойка защитника со ступнями на одной линии.

    Передвижения в защитной стойке вперёд, назад, в стороны.

К

2. Техника овладения мячом

    Вырывание мяча.

Выбивание мяча.

    Перехват мяча.

IV. Тактическая подготовка

Тактика нападения

1. Индивидуальные действия

Действия без мяча

    Выход на свободное место с целью освобождения от опёки противника и получение мяча.

Действия с мячом

    Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полёта мяча.

    Выбор способа передачи в зависимости от расстояния.

    Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке.

Программный материал

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

2. Групповые действия.

    Взаимодействие двух игроков «передай мяч и выходи».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Взаимодействие трёх игроков «треугольник».

3. Командные действия.

    Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий.

Тактика защиты

1. Индивидуальные действия

    Выбор места по отношению к нападающему с мячом.

Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действия и расположения нападающего.

    Выбор места и способа противодействия нападающему без мяча в зависимости от местонахождения мяча.

    Противодействия выходу на свободное место для получения мяча.

    Действия одного защитника против двух нападающих.

2. Групповые действия.

    Взаимодействия двух игроков «подстраховка».

3. Командные действия.

    Переключения от действия в нападении к действиям в защите.

V. Интегральная подготовка

    Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств.

    Чередование упражнений на развитие качеств применительно к изучению технических приёмов.

    Чередование изученных технических приёмов и их способов в различных сочетаниях.

Программный материал

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

    Чередование изученных тактических действий (индивидуальных, групповых, командных).

    Многократное выполнение технических приёмов.

    Многократное выполнение тактических действий.

    Подвижные игры.

    Учебные игры

VI. Контрольные нормативы.

VII. Зачёты. 

Программный материал

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

I. Теоретическая подготовка

II. Физическая подготовка

В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО ГОДА

III. Техническая подготовка

Техника нападения

1. Техника передвижения

    Стойка баскетболиста (ноги параллельно на одной линии; одна нога выдвинута вперёд).

     Ходьба, бег

    Передвижения приставными шагами (лицом вперёд, вправо, влево, спиной вперёд).

    Прыжки толчком двух ног.

    Прыжки толчком одной ноги.

    Остановки (прыжком, двумя шагами).

    Повороты на месте (вперёд, назад).

2. Техника владения мячом.

Ловля мяча:

    Ловля мяча двумя руками на уровне груди.

    Ловля двумя руками «высокого» мяча.

К

    Ловля двумя руками «низкого» мяча.

    Ловля двумя руками «катящегося» мяча.

Передачи мяча

    Передача мяча двумя руками от груди.

К

    Передача мяча двумя руками сверху.

    Передача мяча двумя руками от плеча.

    Передача мяча двумя руками снизу.

    Передача мяча двумя руками с отскоком от пола.

Броски мяча с места

    Бросок мяча двумя руками от груди.

К

    Бросок мяча двумя руками сверху.

    Бросок мяча одной рукой от плеча.

К

Программный материал

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

    Бросок мяча одной рукой сверху.

Ведение мяча

    Ведение мяча с высоким отскоком.

    Ведение мяча с низким отскоком.

    Ведение мяча с изменением скорости передвижения.

    Ведение мяча с изменением высоты отскока.

    Ведение мяча с переводом на другую руку.

К

    Ведение мяча с изменением направления движения с обводкой препятствия.

Техника защиты

1. Техника передвижения.

   Стойка защитника с выставленной ногой вперёд.

    Стойка защитника со ступнями на одной линии.

    Передвижения в защитной стойке вперёд, назад, в стороны.

К

2. Техника овладения мячом

    Вырывание мяча.

Выбивание мяча.

    Перехват мяча.

IV. Тактическая подготовка

Тактика нападения

1. Индивидуальные действия

Действия без мяча

    Выход на свободное место с целью освобождения от опёки противника и получение мяча.

Действия с мячом

    Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полёта мяча.

    Выбор способа передачи в зависимости от расстояния.

    Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке.

Программный материал

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

2. Групповые действия.

    Взаимодействие двух игроков «передай мяч и выходи».

Взаимодействие трёх игроков «треугольник».

3. Командные действия.

    Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий.

Тактика защиты

1. Индивидуальные действия

    Выбор места по отношению к нападающему с мячом.

Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действия и расположения нападающего.

    Выбор места и способа противодействия нападающему без мяча в зависимости от местонахождения мяча.

    Противодействия выходу на свободное место для получения мяча.

    Действия одного защитника против двух нападающих.

2. Групповые действия.

    Взаимодействия двух игроков «подстраховка».

3. Командные действия.

    Переключения от действия в нападении к действиям в защите.

V. Интегральная подготовка

    Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств.

    Чередование упражнений на развитие качеств применительно к изучению технических приёмов.

    Чередование изученных технических приёмов и их способов в различных сочетаниях.

Программный материал

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

    Чередование изученных тактических действий (индивидуальных, групповых, командных).

    Многократное выполнение технических приёмов.

    Многократное выполнение тактических действий.

    Подвижные игры.

    Учебные игры

VI. Контрольные нормативы.

VII. Зачёты.

Приложение         1

КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ

ПО ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ПО ВИДУ СПОРТА

БАСКЕТБОЛ

Т Е С Т Ы

Начальная подготовка

Тренировочный этап

I

II

III

I

II

III

IV

V

контр

перев

контр

перев

контр

перев

контр

перев

контр

перев

контр

перев

контр

перев

контр

перев

Общая физическая подготовка

1

Прыжок в длину с места (см)

144

148

152

156

162

173

176

179

180

182

185

187

190

194

200

210

2

Бег 60 м (сек)

10,3

10,1

10,0

9,9

9,7

9,5

9,4

9,3

9,3

9,2

9,1

9,0

8,8

8,7

8,7

8,6

3

Бег 300 м (сек)

1,10

1,00

58,3

58,0

55,3

55,0

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

4

Бег 600 м (мин)

-

-

-

-

-

-

2,22

2,21

2,20

2,17

2,17

2,16

2,16

2,15

2,14

2,13

Специальная физическая подготовка

1

Бег 20 м (сек)

4,3

4,2

4,1

4,1

4,0

3,9

3,9

3,8

3,8

3,7

3,7

3,6

3,5

3,4

3,3

3,2

2

Высота подскока (см)

26

28

30

33

34

37

39

41

42

43

44

45

46

47

48

50

3

Бег 40 сек (м)

120

127

130

140

150

160

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

4

Бег 40 сек х 2 (м)

-

-

-

-

-

-

320

330

340

350

358

360

362

364

366

368

Техническая подготовка

1

Штрафные броски (%)

-

-

-

35

37

40

42

48

48

50

53

55

58

64

70

70

2

Броски с точек (%)

-

-

-

36

40

44

46

48

50

52

53

55

58

62

65

70

3

Перемещение 6х5 (сек)

-

-

-

12,5

12,0

11,8

11,7

11,6

11,5

11,4

11,3

11,3

11,2

10,6

10,3

8,6

4

Комбинир. упр-е (сек)

-

-

-

38,0

37,0

36,0

35,1

34,5

34,1

33,8

33,2

32,5

32,5

31,5

31,0

30,5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 9-11 классов коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа  для обучающихся 9-11 классов коррекционной школы 8 вида, предназначена для дополнительного образования по предмету швейное дело....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «Слесарные работы в автомобилестроение»

Программа кружка включаеи в себя овладения трудовыми приёмами АО следующим видам работ:«Правка и гибка металла», «Выполнение изделий по технологической карте», «Токарное дело», «Нарезание резьбы вручн...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Отличительной особенностью данной программы является то, что в процессе изучения материала прослеживается последовательное изучение истоков русской государственности, русской духовности, русской литер...

Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительному направлению секции Страна Баскетболия

Учебная программа обобщает и систематизирует теоретические и практические сведения, позволяющие рационально строить учебно-тренировочный процесс (в рамках массового спорта), получать положительные сдв...

Рабочая программа дополнительного образования Московедение (обучающиеся 1-2 курса)

Рабочая программа дополнительного образования Московедение (обучающиеся 1-2 курса)Программа имеет комплексный характер и призвана познакомить с историей, городским пространством и досто...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год

Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная.  Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...

Методическая разработка «Проектирование и разработка программы дополнительного образования обучающихся»

Методическая разработка «Проектирование и разработка программы дополнительного образования обучающихся»...