рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 9-11 классов коррекционной школы 8 вида
рабочая программа на тему
Рабочая программа для обучающихся 9-11 классов коррекционной школы 8 вида, предназначена для дополнительного образования по предмету швейное дело.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dizayn.rar | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
ст. Николаевской Константиновского района.
ПРОГРАММА
по дополнительному образованию
обучающихся, воспитанников специальных (коррекционных)
общеобразовательных школ VIII вида
«Дизайн современного дома»
(9 -11 классы)
ст. Николаевская 2008г.
Содержание
- Пояснительная записка 4
- Содержание учебной дисциплины .6
- Литература .12
1. Пояснительная записка.
Программа «Дизайн современного дома» предусматривает подготовку обучающихся воспитанников к созданию современного интерьера дома. Включает в себя простые эффективные технологии, позволяющие выпускнику легко и без особых хлопот преобразить свою квартиру, дом. Цель программы «Дизайн современного дома» - создание условий для совершенствования приобретённых на уроках швейного дела знаний, умений и навыков. В этом аспекте основные задачи программы состоят в следующем:
- мотивация обучающихся, к выбору профессии;
- развитие самостоятельности обучающихся в решении творческих задач;
- воспитание трудолюбия, аккуратности, бесконфликтного общения, художественного вкуса и творческого отношения к работе;
- совершенствование практических умений в создании собственного стиля;
- развитие эстетического вкуса.
Труд обучающихся воспитанников в рамках данной программы носит
творческий характер, способствует приобретению и активному
использованию знаний, формированию технологической и художественной культуры. Занятия носят практический и теоретический характер. На занятиях дети знакомятся с технологией вышивки и лоскутного шитья. Получают знания об основах композиции интерьера, умении красиво и со вкусом оформлять шторы, подбирать ткани, моделировать диванные подушки, столовое бельё.
Теоретический материал подобран так, что на протяжении всех лет обучения осуществляется внутренняя преемственность, последовательное усложнение изучаемого теоретического материала. Это делает процесс его усвоения более успешным и позволяет заинтересовать детей художественной вышивкой, созданием композиций из ткани.
Программа «Дизайн современного дома» состоит из трёх разделов и включает четыре направления:
- художественная вышивка;
- лоскутное шитьё;
- аппликация из ткани;
- декорирование окон и дверей.
Направление - «художественная вышивка».
Обучающиеся воспитанники получают знания по истории возникновения вышивки и вышивальных промыслов. Получают сведения о вышивальных традициях родного края, характерных чертах местной вышивки. Знакомятся с построением растительных и геометрических орнаментов, технологией выполнения швов: стебельчатый, тамбурный, роспись, козлик, односторонняя, двусторонняя гладь. Учатся применять вышивку при оформлении интерьера (вышивание диванных подушек, столового и постельного белья, создание панно).
Направление - «лоскутное шитье».
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
Дети учатся изготавливать изделия в лоскутной технике, при этом проявляют изобретательность, фантазию и творчество. Они знакомятся с основами композиции, видами орнаментов, цветовой гаммой и сочетаниями цветов, придумывают свои орнаменты, подбирают ткани по фактуре, волокнистому составу, цвету, учатся делать стёжку изделия, создают индивидуальные, неповторимые изделия. Работая с лоскутками, ищут более рациональные варианты их использования.
Практические работы включают сборку образцов узоров, графические зарисовки, изготовление изделий (прихватка, декоративная салфетка, диванная подушка, грелка на чайник, панно, подставка под горячее и т.п. по выбору обучающихся). Все объекты труда должны быть максимально познавательными, иметь эстетическую привлекательность и давать представление о технике лоскутного шитья.
Направление - «аппликация из ткани».
Аппликация (от латинского слова аррНсайо - прикладывание) - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании по выкройкам, наложении различных форм и закрепление их на другом материале, принятом за фон.
Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении сувениров к праздникам, оформление стендов, выставок, помещений), но и в создании картин, панно, орнаментов, для украшения окружающих нас предметов быта, отделки одежды, сумок, поясов и пр.
Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, дом, машина, человек и. д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий ("Весна", "Уборка хлеба", "Салют Победы" и т. д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Направление «декорирование окон и дверей»
По форме окна современных домов можно условно разделить на прямоугольные и арочные, стрельчатые, заимствованные из-готической архитектуры, и круглые, а также спаренные и окна-эркеры. Каждое из этих окон можно оформить по-разному, учитывая специфику формы, размера и способа открытия оконных рам.
Одно и то же окно можно декорировать в разном стиле в зависимости от общего стиля интерьера комнаты и от сезона. Ткани с незапамятных времен занимают одно из ведущих мест в оформлении интерьера. С помощью различных деталей из ткани можно предать неповторимый вид квартире или дому, сделать более уютными большие помещения и зрительно расширить маленькие, создать определенное настроение в каждой комнате. Обучающиеся воспитанники на занятиях учатся подбирать ткань для гостиной, спальни, кухни. Совмещать несколько видов ткани. Подбирать готовую модель или моделировать шторы с учетом формы окна и двери, украшать готовое изделие дополнительными аксессуарами.
По окончанию обучения учащиеся должны: знать:
- классификацию вышивки России, её историю и многообразие;
- основные законы построения композиции;
- технологию изготовления вышитого изделия ручным и машинным
- швами;
- технологию выполнения аппликации из ткани способом пришивания
- или наклеивания;
- технологию подбора и моделирования штор для окон и дверей.
Уметь:
- организовывать трудовой процесс, рабочее место (швеи, вышивальщицы);
- технически правильно выполнять приёмы вышивки ручным и машинным способом;
- переводить рисунок на ткань;
- осуществлять влажно-тепловую обработку готового изделия;
- подбирать ткань и моделировать шторы с учетом интерьера.
2. Содержание учебной дисциплины.
Раздел I. Первый год обучения (34часа).
Глава 1. Художественная вышивка (9 часов).
История возникновения и многообразие вышивки, вышивальных промыслов. Классификация вышивки. Выбор рисунка и подбор ниток. Перевод рисунка на ткань. Выполнение гладьевых стежков. Оформление столовых салфеток.
Глава 2. Лоскутное шитьё (9часов).
Орнамент. Цветовое сочетание. Шаблоны. Раскрой лоскутков. Составление узора. Пошив лоскутного узора из квадратов и полосок. Изготовление изделия - прихватка в технике «полоска».
Глава 3. Аппликация из ткани (9 часов).
Аппликация. Способы выполнения. Выбор рисунка и материалов. Составление эскиза. Наложение шаблона на ткань, вырезание деталей аппликации. Сборка изделия. Самостоятельное изготовление клеевой аппликации из ткани - «цветочная композиция»
Глава 4. Декорирование окон и дверей (6 часов).
Шторы для кухни. Определение стиля помещения. Выбор ткани с учетом фактуры и расцветки. Создание эскиза. Раскрой шторы и пошив. Отделка штор.
К концу первого года обучения учащиеся должны: Знать:
- виды вышивки гладью, инструменты и приспособления для вышивки;
- способы перевода рисунка на ткань;
- технологию создания аппликации из ткани;
- технологию пошива лоскутного узора из полос; уметь:
- выбрать рисунок для вышивки гладью, перевести рисунок на ткань, подобрать нитки и выполнить вышивку гладью;
- составлять узор из лоскутов, подбирать ткань;
- придумывать модели штор для кухни, зарисовывать их, описывать изделие, создавать;
- выполнять влажно-тепловую обработку изделия.
- подбирать модели и ткани штор для кухни.
Раздел II, Второй год обучения (34 часа).
Глава1. Художественная вышивка (9 часов).
Композиционное построение узора. Шов «крест». Гобеленовый шов. Вышивание столового белья: полотенца и салфетки (выбор и перенос рисунка, подбор ниток).
Глава 2. Лоскутное шитьё (9 часов).
Цветовые сочетания. Шаблоны. Раскрой лоскутков. Виды орнаментов. Изготовление изделия - диванная подушка, в технике «треугольник».
Глава 3. Аппликация из ткани (8 часов).
Способы прикрепления деталей аппликации ручными стежками. Выполнение стежки. Выполнение аппликации «бабочка». Создание эскиза, шаблона. Подбор ткани и ниток.
Глава 4. Декорирование окон и дверей (9 часов).
Гардины и шторы для спальни. Определение стиля помещения. Выбор ткани с учетом фактуры и расцветки. Создание эскиза. Раскрой шторы. Отделка штор. Способ крепления.
К концу второго года обучения учащиеся должны: Знать:
- технологический процесс изготовления изделия в
технике «треугольник»;
- основы построения композиции в вышивке;
- технологию подбора тканей;
• технологию соединения деталей.
Уметь:
- выполнять шов «крест», гобеленовый шов;
- соединять детали аппликации ручными стежками;
- выполнять виды орнамента в технике «треугольник»;
- подбирать ткани и модели гардин и штор для спальни.
Раздел III. Третий год обучения (34 часа).
Глава 1. Художественная вышивка (8 часов).
Машинная технология вышивки: подготовка швейной машины к вышивке; выполнение вышивки на швейной машине (гладь, стебельчатый шов). Применение строчевой вышивки при оформлении интерьера.
Глава 2. Лоскутное шитьё (8 часов).
Техника «уголки», «ромбы». Изготовление изделия - покрывало в технике «уголки» или «ромбы». Подбор тканей, создание эскиза.
Глава 3. Аппликация из ткани (9 часов).
Машинная стёжка. Выполнение стежки. Изготовление творческого изделия. Выбор рисунка и материалов. Сборка изделия. Стёжка. Окончательная отделка.
Глава 4. Декорирование окон и дверей (9 часов).
Гардины и шторы для гостиной. Определение стиля помещения. Выбор ткани с учетом фактуры и расцветки. Создание эскиза. Раскрой шторы. Отделка штор. Виды монтажной ленты, способ крепления. Уход за шторами.
К концу третьего года обучения учащиеся должны:
знать:
- технологию изготовления вышитого изделия машинным способом;
- технологию соединения деталей аппликации машинным способом;
- технику выполнения «уголка» и «ромба».
уметь:
- технически правильно выполнять приёмы машинной вышивки;
- соединять детали аппликации машинным способом;
- выполнять строчку по контуру деталей аппликации;
Литература
- Программа трудового обучения для специальных (коррекционных) школ VШ вида под редакцией А.М. Щербаковой по курсам «Рукоделие», «Художественная обработка швейных изделий» для 6-9 классов; «Художественная обработка текстильных материалов» для 10-11 классов. М.: Изд-во НЦ ЭНАС,2001г.-320с (Коррекционная школа).
- Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) под редакцией В.Д. Симоненко- М.: Вентана-Графф,2001. 240с:ил.
- Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. -М.,1979 г.
- Симоненко В.Д., Бронников Н.Л., Самородский П.С., Синицина Н.В. Технология. Трудовое обучение. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы / Под. Ред. В.Д. Симоненко. - М., 1998 г.
- Симоненко В.Д., Бронников Н.Л., Ю.В.Крупская, О.А.Кожина и др.; Технология. Трудовое обучение. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы / Под. Ред. В.Д. Симоненко. - М, 2001. -240 с: ил.
- Малахова С.А., Журавлева Т.А., Козлов В.Н. Художественное оформление текстильных изделий. - М., 1999 г.
- Т. Деревянко. «Стильные вещи для вашего дома» М: АСТ-ПРЕСС КНИГА.-272с: ил.
8. Т.В.Пономаренко. Стильные окна. 50 оригинальных моделей гардин
/Т.В.Пономаренко. - Изд. «-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 255с: и
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О профессиональной подготовке обучающихся 9-х классов коррекционной школы VIII вида
Представления о проффессии у подроствков не адекватны реальности в следствие ограниченности их взглядов на современную ситуацию в сфере социально-экономических отношений. Профориентационная рабо...
Рабочая программа дополнительного образования ГБПОУ Колледж полиции "Строевая подготовка"
Рабочая программа дополнительного образования ГБПОУ Колледж полиции "Строевая подготовка"...
Рабочая программа дополнительного образования ГБПОУ Колледж полиции "Ансамбль барабанщиц"
Рабочая программа ансамбля барабанщиц...
Рабочая программа дополнительного образования ГБПОУ Колледж полиции "Театральное и вокальное мастерство"
Программа по вокалу и театральной деятельности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дополнительного образования КРУЖОК «ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ»
Рабочая программа кружка является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС...
Рабочие программы дополнительного образования
Рабочие программы по стрелковому спорту и туризму...
Рабочая программа дополнительного образования Московедение (обучающиеся 1-2 курса)
Рабочая программа дополнительного образования Московедение (обучающиеся 1-2 курса)Программа имеет комплексный характер и призвана познакомить с историей, городским пространством и досто...