Рабочая программа дополнительного образования Московедение (обучающиеся 1-2 курса)
рабочая программа по теме

Демидова Анастасия Александровна

Рабочая программа дополнительного образования Московедение (обучающиеся 1-2 курса)

Программа имеет комплексный характер и призвана познакомить с историей, городским пространством и достопримечательностями Москвы, позволяет обучающимся «собственными ногами и глазами»: приобрести пространственно-визуальный образ города, связать историю Москвы с её городским ландшафтом, ощутить «душу столицы», воплощённую во всей материально-вещественной среде, несущей неповторимый образ «малой Родины».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moskvovedenie_2016-2017_uch.god_demidova.doc224 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс

имени Виктора Талалихина»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРУЖОК

«МОСКВОВЕДЕНИЕ»

(ознакомительный уровень) 

Москва

2016

Пояснительная записка

Программа кружка «Москвоведение» является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе, имея более широкую педагогическую идею в плане воспитания духовности, физической выносливости, уважения и любви к своей Родине. Настоящая программа относится к культурологической направленности с элементами туристско-краеведческой направленности и рассчитана на реализацию в учреждениях профессионального образования.

Москва – это современный живой город, в котором 870-летняя история оставило глубокие следы и во внешнем облике улиц и в исторической памяти горожан. Поэтому важным аспектом является изучение Москвы с учётом исторической перспективы.

Программа является самостоятельным предметом, не представляющий собой курс истории, изучающий город, в котором живут обучающиеся, на основе познания археологии и быта, архитектуры и градостроительства, достопримечательностей и памятников, ансамблей и усадеб, улиц и площадей.

Программа имеет комплексный характер и призвана познакомить с историей, городским пространством и достопримечательностями Москвы, позволяет обучающимся «собственными ногами и глазами»: приобрести пространственно-визуальный образ города, связать историю Москвы с её городским ландшафтом, ощутить «душу столицы», воплощённую во всей материально-вещественной среде, несущей неповторимый образ «малой Родины». Содержание курса предоставляет широкую возможность реализовать межпредметные связи. Именно в этих особенностях содержания и формы реализации программы и заключается её оригинальность и отличие от традиционных курсов «москвоведения».

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКВОВЕДЕНИЕ» (ознакомительный уровень)

название дисциплины

1.1. Область применения программы

Рабочая программа дополнительного образования «МОСКВОВЕДЕНИЕ» (ознакомительный уровень) – является частью дополнительного образования ГАПОУ МОК им.В.Талалихина обучающихся по специальностям СПО.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в качестве основной  программы для профессиональной подготовки специалистов в области социально-культурного сервиса и туризма, вариативной  программы для специальностей сервисной деятельности и  дополнительной образовательной программы для повышения квалификации специалистов СПО.

Рабочая программа написана в соответствии с документами: Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.13 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Приказ Департамента образования г. Москвы от 17.12.14 №922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 году».

        Рабочая программа направлена на формирование общих компетенций:

Код

Наименование результата обучения

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Перечисленные компетенции определяют достаточный уровень для развития умственных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), развития универсальных знаний и умений, формирования навыков системного мышления и проектной деятельности, умения воспринимать художественные образы. С помощью художественно-эстетического воспитания у учащихся выстраивается целостная картина мира. Таким образом, через внеурочную деятельность посредством творческого развития происходит воспитание гармонично развитой личности, формирование компетентного человека – гражданина своей страны.

1.2. Визитная карточка

Тип программы

Авторская

Срок реализации

Сентябрь 2016 года – май 2017 года

Образовательный уровень

Ознакомительный уровень

Направленность

Культурологическая

Туристско-краеведческая

Количество обучающихся

12 человек

Возраст

15-18 лет

Учебный период

108 часов

Количество часов в неделю

3часа

Стоимость оказания услуги

Услуга предоставляется бесплатно

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель программы: помочь научиться видеть, понимать и любить Москву; формирование у обучающихся систематических знаний об исторических местностях и улицах Москвы через изучение городского пространства  и исторического значение в жизни России.

Задачи программы:

  • познакомить обучающихся с историческими улицами, достопримечательностями Москвы, принципами планировки и застройки Москвы в исторической ретроспективе;
  • научить ориентироваться в реальном городском пространстве;
  • привить навыки исследовательской и практической работы по сбору и систематизации материалов; подготовки исследовательских работ к публикации;
  • развитие интереса к познанию и сохранению культурных ценностей своего родного города и формирование уважительного отношения к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • высокий уровень знаний по москвоведению, а также по предметам эстетического цикла;
  • формирование исследовательского мышления, стремления к творчеству и познанию окружающего мира;
  • социализация личности обучающегося в процессе обучения и воспитания.

В результате освоения курса обучающийся должен

знать:

  • основные этапы истории развития Москвы;
  • основные архитектурные, культурные и исторические сведения, достопримечательности и памятники Москвы;
  • географические особенности и принципы планировки Москвы;

иметь представление:

  • об основных краеведческих понятиях, особенностях природы, населения и хозяйства города Москвы во всем его разнообразии и целостности;
  • об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования, об истории и современной жизни Москвы как центра России.

уметь:

  • свободно ориентироваться на территориях, расположенных в пределах Садового кольца;
  • уметь работать с картой и ориентироваться по ней;
  • анализировать и применять полученные знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения.

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

2.1. Формы занятий

2.1.1. Основная форма проведения занятий - экскурсионные прогулки по Москве. 

Особенность программы заключается в последовательном составлении тем и маршрутов, их взаимосвязи с аудиторными занятиями, с включением посещения музеев, выставок, театров, которые расположены вблизи экскурсионных маршрутов. В занятиях на улице главное – ощущение реального городского пространства и его личностного восприятия. Экскурсионные прогулки составлены по топографическому принципу – последовательное знакомство с историческими местностями и улицами Москвы в соответствии с её общепринятым историко-топографическим делением: Кремль, Китай-город, Белый город (в пределах Бульварного кольца), Земляной город (территории в пределах Садового кольца).

Основным методом изучения столицы является градостроительный анализ, суть которого в зрительных впечатлениях от реального города. Экскурсионные прогулки строятся на показе и анализе увиденном. В результате вырабатывается умение видеть город, читать его, как читают книгу.

2.1.2. Аудиторные занятия, предваряющие экскурсионную прогулку, носят вспомогательный характер. На данных занятиях сообщаются историко-теоретические сведения о Москве, её отдельных местностях или памятниках, обсуждаются работы обучающихся. Форма аудиторных занятий разнообразна – традиционная лекция, семинар, беседа. Учебный год начинается и заканчивается вводным и заключительным занятиями.

2.1.3. Встречи с интересными и знаменитыми людьми (краеведы, экскурсоводы, библиографы, составители путеводителей, путешественники)

2.1.4. Самостоятельная исследовательская и проектная деятельность по изучению Москвы. Для получения навыков исследовательской работы, подготовки выступлений и проведения экскурсий, обучающиеся могут заниматься по индивидуальной программе по примерному плану:  

  • выбор темы исследования; подбор источников и литературы;
  • изучение и анализ материалов; составление выписок и конспектов; составление библиографии;
  • консультации со специалистами;
  • составление схем и таблиц; подбор иллюстраций и планов;
  • посещение музеев, связанных с тематикой работы;
  • написание первого варианта работы;
  • работа над техникой выступления;
  • корректировка и уточнение фактов;
  • написание окончательного варианта работы;
  • оформление презентации и портфеля экскурсовода;
  • выступление.

2.2. Методы организации учебного процесса

2.2.1. Формирование «портфеля экскурсовода» – поиск и подбор фотографий, репродукций, книг, газетных и журнальных публикаций, воспоминаний о Москве и ее жителях. Занятия развивают у обучающихся стремление самостоятельно собирать материалы и составлять личные коллекции, библиотеки и архивы, вести дневники и другие записи по городу.

2.2.2. Составление фоторепортажей, презентаций, подготовка сообщений, докладов по пройденным темам и маршрутам прогулок. Данные задания вырабатывают навыки работы с источниками, вдумчиво относиться к изучаемому и увиденному материалу, приобретённые навыки служат хорошей основой для дальнейшей серьёзной исследовательской работы и выступлений, получив, таким образом, опыт публичного выступления и работы с источниками.

2.3. Методы контроля и управления образовательным процессом

После каждого занятия обучающиеся получают домашнее задание: поработать со справочным текстом, разгадать кроссворд или головоломку по теме, составить схему маршрута, ответить на вопросы, решить задачу, подобрать дополнительную интересную информацию по маршруту. Подобные задания поддерживают интерес к занятиям и служат удобной формой проверки усвоения пройденного материала.

В дополнительном обучении не принято ставить отметки, поэтому викторины, тестирование, конкурсы и игры с призами и наградами позволяют решить проблему оценки знаний и премирования за успешно проведённую работу.

2.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальная учебная нагрузка обучающегося - 108 часов,

включая:

аудиторную учебную нагрузки обучающегося - 24 часа;

практические занятия – 84 часа.

2.5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

занятия

Форма

занятия

Название темы

Кол-во часов

1

Лекция

Вводное занятие. Правила поведения во время экскурсии.

1

2

Лекция

Введение в Москвоведение. Городская символика

2

3

Лекция

Планировка Москвы. Радиально-кольцевая застройка.

1

4

Лекция

О чём говорят имена улиц, площадей. Памятник. Архитектурный ансамбль. Усадьбы.

2

5

Лекция

Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Москве

1

6

Лекция

Москва в литературе и художественных фильмах

2

7

Экскур

Главная площадь России - Красная площадь

3

8

Экскур

Вокруг Московского Кремля. Древнерусский город

3

9

Экскур

Китай-город. Варварка – Ильинка - Никольская

3

10

Лекция

Встреча с краеведами Москвы и района Печатники

3

11

Экскур

Театральная площадь. Кузнецкий мост. Лубянка

3

12

Экскур

Тверская – главная улица Москвы

3

13

Экскур

От Пушкинской площади к Храму Христа Спасителя.

3

14

Экскур

От Страстного бульвара до Трубной площади.

3

15

Экскур

От Цветного бульвара до Сретенка. Гиляровская Москва

3

16

Экскур

Бульварное кольцо. Чистые пруды и окрестности.

3

17

Лекция

Составление фоторепортажей, презентаций, подготовка сообщений и докладов

3

18

Лекция

Семинар «Москва – город, в котором мы живём»

3

19

Экскур

Старый и Новый Арбат. Воздвиженка.

3

20

Экскур

Замоскворечье. «Окраины старой Москвы»

3

21

Экскур

Болотная площадь. Дом на Набережной.

3

22

Экскур

От конки до метро … Музей Московского метрополитена.

3

23

Экскур

Триумфальная площадь – Белорусский вокзал

3

24

Экскур

Кутузовский проспект. Поклонная гора

3

25

Экскур

Московские колоссы. Воробьёвы горы.

3

26

Экскур

Красные ворота – Комсомольская площадь

3

27

Экскур

Музей-заповедник «Люблино»

3

28

Экскур

Музей-заповедник «Царицыно»

3

29

Экскур

Музей-заповедник «Коломенское»

3

30

Лекция

Встреча с краеведами Москвы и района Печатники

3

31

Экскур

Путешествие на троллейбусе «Москва в кольце Садовых»

3

32

Экскур

Путешествие по Москве-реке. Мосты Москвы

3

33

Экскур

Большая Якиманка. Парк искусств «Музеон»

3

34

Экскур

Москва–Сити: современный облик столицы

3

35

Экскур

ВДНХ

3

36

Экскур

Крестьянская застава – улица Талалихина

3

37

Экскур

«Наши Герои в названиях улиц района Печатники»

3

38

Лекция

Составление фоторепортажей, презентаций, подготовка сообщений и докладов

3

39

Лекция

Итоговый семинар-викторина «Москва: собери пазл!!!»

3

Итого:

108

2.6. Содержание изучаемого курса

Тема 1

Вводное занятие. Правила поведения во время экскурсии.

Знакомство с ребятами. Инструктаж по технике безопасности: Правила поведения в общественных местах. Правила поведения в общественном транспорте. Противопожарная безопасность. Правила дорожного движения.

Тема 2

Введение в Москвоведение. Городская символика

Основные исторические источники информации. Московский адрес. Административное деление: полицейские части и современные районы. Номера домовладений, численность домов, улиц и жителей в Москве. Площадь столицы. Геральдика: флаг, герб и гимн города.

Тема 3

Планировка Москвы. Радиально-кольцевая застройка.

Понятие плана и карты. Игра по теме «План». Топография Москвы. Радиальные и кольцевые улицы - основные сведения о возникновении и формировании улиц Москвы. Улицы-связки.

Тема 4

О чём говорят имена улиц, площадей. Памятник. Архитектурный ансамбль. Усадьбы.

Имена как исторический источник. Происхождение гидронима Москва. Виды памятников - скульптурные, архитектурные, мемориальные, памятники архитектуры. Понятие об архитектурном ансамбле и усадьбе.

Тема 5

Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Москве

Выступление обучающихся 4 курса по специальности «Туризм» с презентациями «Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Москве».

Тема 6

Москва в литературе и художественных фильмах

Художественные произведения о Москве. Выступление обучающихся 4 курса по специальности «Туризм» с презентациями «Москва в художественных фильмах».

Тема 7

Главная площадь России - Красную площадь

История возникновения и развития ансамбля. Воскресенские ворота. Исторический музей. Казанский собор. Никольская башня. Некрополь и Мавзолей В.И. Ленина. Верхние торговые ряды (ГУМ). Покровский собор. Спасская башня. Лобное место. Памятник Минину и Пожарскому. Принципы торговли и их влияние на архитектуру и планировку.

Тема 8

Вокруг Московского Кремля. Древнерусский город

Древний город и его составные части: кремль, посад, торг. Городские поселения: починок, село, деревня, слобода, посад, усадьба. Московский Кремль как крепость, система обороны. Александровский сад. Боровицкий холм. Кремлевская набережная. Б.Москворецкий мост. Софийская набережная. Панорама Кремля из-за Москва-реки. Общая идея ансамбля.

Тема 9

Китай-город. Варварка – Ильинка - Никольская

Прочтение рельефа Варварки - постижение городского пространства. Новая площадь. Ильинские ворота и сквер. Варварские ворота. Палаты Бояр Романовых, Старый Английский двор. Гостиный двор (Тёплые торговые ряды). Ильинка. Никольская – улица просвещения: монастыри, учебные заведения, Печатный двор, букинисты.

Тема 10

Встреча с краеведами Москвы и района Печатники

Утраченные памятники Москвы. Рассказ о разрушенных московских памятниках: Сухарева башня, Кремлёвские монастыри, церковь Успения на Покровке, дворец в Коломенском, старый Большой Каменный мост.

Тема 11

Театральная площадь. Кузнецкий мост. Лубянка

Театральная площадь как ансамбль. История возникновения. Планировочные особенности. Большой и Малый театры. Пожар 1812 года. Создание площади арх. О.И. Бове. Река Неглинная, или История её пленения. Охотный ряд – Б.Дмитровка - Кузнецкий мост - Неглинная – Петровка – Пушечный двор – Рождественка – Б.Лубянка. Понятие о функциях городских площадей. История Кузнецкого моста.

Тема 12

Тверская – главная улица Москвы

Воскресенские ворота. Нулевой километр - история вопроса, принцип отсчёта километров. От Охотного ряда до Пушкинской площади. Гостиница Националь. Тверская площадь. Дом Саввинского подворья. Булочная Филиппова и Елисеевский магазин «Гастроном №1». Начальные сведения о планировке Москвы — радиальные улицы.

Тема 13

От Пушкинской площади к Храму Христа Спасителя.

Белый город - Москва в пределах Бульварного кольца (историческая справка). Тверской – первый бульвар Москвы. Театры, памятники, легенды, Дуб Пушкина, Никитские ворота. Никитский бульвар. Арбатские ворота. Гоголевский бульвар.  Пречистенские ворота. Пречистенка – Остоженка. Волхонка. Храм Христа Спасителя. Пречистенская набережная. Начальные сведения о кольцевой планировке Москвы.

Тема 14

От Страстного бульвара до Трубной площади.

Страстной бульвар – Петровка – Каретный ряд. Сад Эрмитаж. Петровка д.38. Петровский бульвар. Театр Современной пьесы. Трубная площаь. Легенды о московских подземельях.

Тема 15

От Цветного бульвара до Сретенка. Гиляровская Москва 

В.Гиляровский «Москва и Москвичи». Цветной бульвар - Трубная площадь – Рождественский бульвар – Рождественка – Трубная – Сретенский бульвар – Мясницкие ворота. Сухаревка. Понятие о системе переулков.

Тема 16

Чистые пруды и окрестности. Заяузье.

Чистопрудный бульвар –   Архангельский переулок – Б. Харитоньевский пер.  – Козловские переулки. Покровка - Покровские ворота - Покровский бульвар. Яузский бульвар.  Заяузье - Б. Радищевская улица и её окрестности, Яузский холм, Таганка.

Тема 17

Составление фоторепортажей, презентаций, подготовка сообщений и докладов

Тема 18

Семинар «Москва – город, в котором мы живём»

Темы и сообщения по пройденным темам и маршрутам. Викторина  «Где эта улица, где этот дом?». Повторение материалов экскурсионных прогулок. Часть заданий викторины отводится вопросам безопасности в городе. 

Тема 19

Старый и Новый Арбат. Воздвиженка.

Новый Арбат. Реконструкция центра Москвы в середине ХХ века. Моховая – Воздвиженка – Новый Арбат. Библиотека им. В.И. Ленина. Старый Арбат «Здесь в старых переулках, за Арбатом…». Смоленская площадь. Спасопесковская площадка. Арбатская площадь. История и особенности местности.

Тема 20

Замоскворечье. «Окраины старой Москвы»

Понятие о границах города. Планировочные особенности площадей у городских застав. Особенности застройки и расселение в Замоскворечье. Серпуховская застава. Полянка. Большая Ордынка. Пятницкая. Лаврушинский переулок. Дворы Замоскворечья. Памятники истории и архитектуры улицы. 

Тема 21

Болотная площадь. Дом на Набережной.

Кадашевские переулки и Овчинники. Водоотводный канал. Болотная площадь. Аллея молодоженов. Кинотеатр «Ударник». Большой Каменный мост. Музей «Дом на Набережной».

Тема 22

От конки до метро … Музей Московского метрополитена.

Понятие о системе транспорта Москвы. История общественного транспорта Москвы: Извозчики и экипажи. Линейка. Конка. Трамвай. Автобус. Московский Метрополитен – подземный город. Знакомство с историей сооружения и архитектурой центральных станций метро; пересадочные узлы метро. Музей Московского метрополитена. Современный городской транспорт. Коллаж «От кареты до метро».

Тема 23

Триумфальная площадь – Белорусский вокзал

Знакомство с городской средой, расположенной между крупными улицами. Бронные улицы, Спиридоновка, особняки Шехтеля. Патриаршие пруды. Садовая-Триуфальная улица. Площадь Маяковского. История, памятники и застройка старой Тверской-Ямской слободы (улицы 1-я и 2-я Тверские-Ямские). Б.Грузинская – Тишинка –Белорусский вокзал.

Тема 24

Кутузовский проспект. Поклонная гора

Знакомство с системой крупной центральной магистралью, расположенной за пределами Садового кольца. Кутузовский проспект и его окрестности. Прогулка от Киевского вокзала до Бородинской панорамы. Современные мемориальные комплексы города. Военно-исторический мемориал на Поклонной горе.

Тема 25

Московские колоссы. Воробьёвы горы.

Рассказ о самых больших сооружениях города. Метромост. Главное здание МГУ им. М.В. Ломоносова. Ботанический сад МГУ. Парк-заповедник Воробьёвы горы. Смотровая площадка панорамы Москвы. Девичье поле. Спортивная арена «Лужники». Московские традиции. Практикум по безопасности жизнедеятельности в городе (на улицах).

Тема 26

Красные ворота – Комсомольская площадь

Местность привокзального района. Красные ворота. Памятник М.Ю.Лермонтову. РЖД. Московские вокзалы – ворота города. Понятие о системе внешнего транспорта Москвы. Комсомольская площадь. Вокзалы: Ленинградский, Ярославский, Казанский.

Тема 27

Музей-заповедник «Люблино»

Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник Территория «Люблино». Понятие о загородной усадьбе. Усадьба Люблино: Парк. Люблинские пруды. Дворец Н.А. Дурасова. Крепостной театр - комплекс театральных зданий (театр, дом управляющего, театральная школа). 

Тема 28

Музей-заповедник «Царицыно»

Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». Парк. Большой дворец. Хлебный дом. Малый дворец. Оперный дом. Оранжерейный комплекс.

Тема 29

Музей-заповедник «Коломенское»

Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник Территория «Коломенское». Государев двор в Коломенском – парадная летняя резиденция, «подмосковный Кремль» царя Алексея Михайловича Романова. Церковь Вознесения Господня (объект ЮНЕСКО). Деревянный дворец Алексея Михайловича. Домик императора Петра I. Сытный двор.

Тема 30

Встреча с краеведами Москвы и района Печатники

Непостроенные здания Москвы - памятник истории города. Неосуществлённые проекты уникальных московских зданий и ансамблей: Кремлёвский дворец В.И. Баженова, колокольня Д.В. Ухтомского, Дворец Советов и другие уникальные проекты.

Тема 31

Путешествие на троллейбусе «Москва в кольце Садовых»

Раскрытие цельного представления о кольцевой магистрали. Земляной Вал (ст.м.Курская) - Садово-Черногрязская – Красные ворота - Садово-Спасская - Сухаревская площадь – Садово-Самотёчная - Садово-Каретная улица – Триумфальная площадь (ст.м.Маяковская) – Большая Садовая - Садово-Кудринская улица (ст.м.Баррикадная) – Новинский бульвар – Смоленский бульвар – Зубовский бульвар (ст.м.Парк культуры) - Крымский мост – Коровий вал, улица Житная -  Валовая (ст.м.Добрынинская) – Зацепский вал (ст.м.«Павелецкая») – Большой Краснохолмский мост – Таганский тоннель (ст.метро Таганская) - Земляной Вал (ст.метро Курская)

Тема 32

Путешествие по Москве-реке. Мосты и набережные Москвы

Прогулка на теплоходе. Знакомство с водными системами столицы.

Тема 33

Большая Якиманка. Парк искусств «Музеон»

Искусство и парки Москвы. Калужская площадь. Б. Якиманка - Музей скульптуры в парке Искусств. Памятник Петру I. Крымский мост - ЦПКиО им. Горького -  Андреевский мост -  Нескучный сад - Центральный парк – 1-я Градская больница –  ст. метро «Октябрьская».

Тема 34

Москва–Сити: современный облик столицы

Багратионовский мост. Центр Международной Торговли. Трехгорный холм. Дом правительства России (Белый дом).

Тема 35

ВДНХ

Историческое значение ВДНХа в развитии народного хозяйства СССР и мировой художественной культуры.

Тема 36

Крестьянская застава – улица Талалихина

Значение застав в функционировании города. Новоспасский мост - Б. Каменщики – Крутицкое Патриаршее подворье - Новоспасский монастырь. Музей воды.  Крестьянская застава. Абельмановская улица – улица Талалихина – Сквер Талалихина – Волгоградский проспект.

Тема 37

«Наши Герои в названиях улиц района Печатники»

Экскурсия по району Печатники в сопровождении обучающихся 4 курса по специальности «Туризм». Литературная композиция «Поклонимся великим тем годам».

Тема 38

Составление фоторепортажей, презентаций, подготовка сообщений и докладов

Тема 39

Итоговый семинар-викторина «Десять веков Москвы!!!»

Проведение итогового семинара-викторины по темам и маршрутам прогулок.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «География туризма».

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочие места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-методической документации;
  • наглядные пособия: географические карты города Москвы, России и отдельных регионов; демонстрационные плакаты;
  • учебные фильмы по определенным разделам дисциплины;
  • каталоги, путеводители, буклеты о Москве;
  • периодические издания туристской тематики;
  • шкаф для хранения учебно-методической документации
  • учебные стенды.

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер
  • мультимедиа комплекс
  • интерактивный экран

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

  1. Конвенция об охране нематериального культурного наследия. – Париж: ЮНЕСКО, 2003 Федеральный закон от 26.05.96. № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»
  2. Кузина И.Н., Москвоведение. О чем рассказали названия московских улиц. Тесленко О.Е. ОАО «Московские учебники», 2010.
  3. Алексеев А.И., Козленко С.И. и др., Москвоведение. Наш город.   «Московские учебники», 2009.
  4. Горинов, М.М.; Казакевич, А.Н.; Москвоведение. Москва – столица России: Учебник для 10–11 классов общеобразовательных учреждений. Низовцев, В.А. и др. АО «Московские учебники и картолитография», 1999.
  5. Святославский А.В., Городская экскурсия. Основы теории и практики. М.: МИОО, 2006.
  6. Н.А. Гейнике. Краеведение Москвы. Научно-методические материалы в помощь краеведам. - М., 1990.
  7. Горелова Н. Город чудный, город древний... М., 1994.
  8. Горелова Н., Поникарова Н. Лики Москвы. - М., 1995.
  9. Рюмина Т., Смятских А. История Москвы – столицы России. - М., 1994.

Интернет-ресурсы

www.museum.ru

Информационный портал Музеи России

www.culture.ru

Портал Культурного наследия России

www.whc.unesco.com

Всемирное наследие ЮНЕСКО

www.personalguide.ru

Персональный гид в туризме

www.planetolog.ru

Информационный портал по странам мира

www.tvkultura.ru

Телеканал «Культура»

www.otr-online.ru

Общественное телевидение России

www.tonkosti.ru

Электронная туристическая энциклопедия

www.km.ru

Энциклопедия Кирилла и Мефодия

www.tourlib.ru

Туристская библиотека

www.cih.ru

Ресурс текстов по архитектуре

www.mojgorod.ru

Города России, информация, история, справки.

www.all-names.net

Происхождение и толкование имён

www.in.msk.ru

Москва неофициальная

www.telegraph.ru

Электронная версия известной книги В.А. Никольского «Старая Москва»

www.moskva.ru

Москва историческая. Литература о Москве, Москва в фотографиях и в живописи

3.3. Рекомендуемые музеи для самостоятельного посещения

Историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль" 

Государственный Исторический музей

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Музейное объединение "Музей Москвы"

Музей "Огни Москвы"

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина

Музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки

Государственный музей А.С. Пушкина

Музей космонавтики

Музей-панорама "Бородинская битва"

Государственный музей Востока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 9-11 классов коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа  для обучающихся 9-11 классов коррекционной школы 8 вида, предназначена для дополнительного образования по предмету швейное дело....

Рабочая программа дополнительного образования ГБПОУ Колледж полиции "Строевая подготовка"

Рабочая программа дополнительного образования ГБПОУ Колледж полиции "Строевая подготовка"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дополнительного образования КРУЖОК «ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ»

Рабочая программа кружка является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КУРС «АНГЛИЙСКИЙ БЕЗ ГРАНИЦ»

Рабочая программа дополнительного образования лингвистического клуба «Английский без границ» составлена в соответствии с Федеральным Законом  «Об образовании в Российской Федера...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КУРС «АНГЛИЙСКИЙ БЕЗ ГРАНИЦ»

Программа рекомендована для учащихся, которые хотят    расширить и систематизировать свои знания по английскому языку, овладеть иноязычной грамотностью для формирования достойного образ...