МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
рабочая программа на тему
Отличительной особенностью данной программы является то, что в процессе изучения материала прослеживается последовательное изучение истоков русской государственности, русской духовности, русской литературы и искусства, истории своей семьи, истории родного края в контексте истории Тамбовского края и России, знакомство с принципами историко-краеведческой работы,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mp_istoriya_formirov.d-n.ts_.docx | 64.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и науки Тамбовской области
Тамбовское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Мичуринский аграрный техникум»
(ТОГБПОУ «Мичуринский аграрный техникум»)
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УПР |
___________ С.Ю. Гусельникова |
«___» _____________ 2016г. |
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках истории и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»
для обучающихся 1-2 курсов
Срок реализации программы – 2 года.
Преподаватель истории:
Александрова Елена Николаевна
РАССМОТРЕНО
На заседании методического совета
Протокол №___ от ________________ 2016г.
Председатель_____________ А.В. Свиридов
Модифицированная образовательная программа «Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках истории и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС» разработана для специальностей среднего профессионального образования (далее – СПО)
43.02.02 Парикмахерское искусство укрупненной группы специальностей
43.00.00 Сервис и туризм
Организация-разработчик: Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Мичуринский аграрный техникум» (ТОГБПОУ «Мичуринский аграрный техникум»)
Разработчик:
Александрова Елена Николаевна, преподаватель ТОГБПОУ «Мичуринский аграрный техникум», 1 квалификационная категория
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. | Пояснительная записка |
2. | Учебный план |
3. | Учебно-тематический план 1 года обучения |
4. | Учебно-тематический план 2 года обучения |
5 | Содержание программы |
6 | Методическое обеспечение программы 1 года обучения |
7 | Методическое обеспечение программы 2 года обучения |
8 | Список использованной литературы |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Особое значение имеет возвращение к традиционной системе нравственности, сформированной православием (уважение к старшим , терпение и терпимость к окружающим, умение признавать свои ошибки, послушание, целомудрие, милосердие и т. д.). Основной целью программы является формирование у учащихся черт гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры, что является одной из главных задач современной школы.
Программа «Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках истории и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС» отражает межпредметную интеграцию, что позволяет расширять тематику изучаемого материала, осуществлять актуализацию знаний учащихся.
Направленность программы
Данная программа имеет культурологическую направленность: ориентирована на изучение детьми истории и культуры, православных традиций и обрядов родного края, привития им любви и уважения к истории своей малой родины, обучению учащихся первоначальным навыкам исследовательской работы, работы с архивными и другими материалами.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Отличительной особенностью данной программы является то, что в процессе изучения материала прослеживается последовательное изучение истоков русской государственности, русской духовности, русской литературы и искусства, истории своей семьи, истории родного края в контексте истории Тамбовского края и России, знакомство с принципами историко-краеведческой работы, правилами ведения краеведческого поиска, сбор документов и экспонатов для краеведческого музея школы, приобщение к общекультурным и историческим ценностям (посещение музеев, театров,выставочных залов, православных храмов). Изучаемый материал актуален: проходя этапы освоения программы, обучающиеся получают глубокие знания по истории русской государственности, православной культуры, литературы и искусства, родного села, Тамбовского края и России, приобретают навыки краеведческого поиска и научных исследований, учатся анализировать и систематизировать источники исторического краеведения (материальные, письменные и устные), расширяют свой кругозор, ощущая себя полноправными гражданами своей страны и истинными патриотами.
Осваивая тематический материал программы, обучающиеся приобретают коммуникативные навыки, навыки публичных выступлений, имеют возможность реализовать свой творческий потенциал, быть способным к социальному взаимодействию.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что знакомство с историко-культурным наследием своего Отечества, родного края наиболее близка и доступна обучающимся детям.
Процесс реализации программы сопровождается созданием методических разработок отдельных занятий, краеведческих игр и викторин, наглядных пособий.
Цели и задачи программы:
Цель программы: знакомство учащихся с историко-культурным наследием; формирование гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры; обеспечение духовно-нравственного и психологического благополучия школьников.
Задачи программы:
Изучать историю родного края, обычаи, традиции и духовную культуру русского народа.
Знакомить с основами культуры и искусства наших предков.
Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
Формировать умения и навыки историко-краеведческой и поисково-исследовательской работы.
Воспитывать чувство гражданственности и патриотизма, уважительное отношение к семейным традициям.
Реализация задач возможна при условии проведения систематических занятий с учащимися, последовательного изучения курса, использования разнообразных форм занятий, выполнения творческих работ.
Курс дополнительной образовательной программы «Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках истории и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС» реализуется полностью за 2 года (два этапа).
Формы проведения занятий:
комбинированный урок
мини-конференция
ролевая игра, урок-игра (краеведческая викторина, историческая игра «Путешествие за три моря»)
интегрированный урок
литературно-музыкальная, поэтическая гостиная
инсценированное представление
экскурсия
экспедиция
Режим занятий:
Занятия проводятся один раз в неделю по два часа. Это позволяет изучить тему занятия, выполнить творческое задание, закрепить полученные знания.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Программа предусматривает проведение итоговых занятий (после изучения отдельных блоков), которые представляют собой инсценированные представления: праздники народного календаря, ярмарки, сценки, деревенские посиделки. Обязательным условием и залогом успеха является присутствие на итоговых занятиях гостей – зрителей. Образовательная и воспитательная работа должна носить деятельный характер. Недостаточно изучить теоретический материал, рассказать детям о дружбе, взаимопонимании, милосердии и т.д., необходимы реальные дела по сплочению детского коллектива, вовлечению в совместную творческую деятельность.
Итогом каждого года обучения является участие актива обучающихся в фольклорно-этнографической экспедиции, где они встречаются со старожилами села, узнать о народных праздниках, обычаях и традициях из первоисточников. Приобретенные знания по истории родного края, традициям народа обучающие могут применить, отдыхая в летнем оздоровительном лагере, участвуя в районных и областных конкурсах и фестивалях.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю, через занятия по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России.
Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы:
- Организация праздников народного календаря, тематических недель.
- Участие в фестивале народных игр.
- Участие в районных краеведческих конференциях и олимпиадах.
Учебный план:
№ | Разделы программы: | 1 год обучения | ||
2 год обучения | ||||
Введение. Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения | 2 | 2 | ||
Истоки русской государственности. | 16 | 18 | ||
Истоки русской духовности | 16 | 14 | ||
Истоки русской литературы и искусства. | 18 | 16 | ||
История Тамбовского края. | 6 | 8 | ||
Мой дом, моя семья. | 8 | 10 | ||
Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год. | 4 | 2 | ||
9. | ИТОГО ЗА ГОД | 70 час | 70час |
УЧЕБНО– ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | Всего часов | В том числе | Дата проведения | |
теория | практика | ||||
I | Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения. Человек и окружающий мир. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание: подобрать пословицы о родной земле, Родине. | 2 | 1 | 1 | |
II | I. Истоки русской государственности | 14 | 8 | 6 | |
1 | Кто были наши предки? Происхождение славянских народов. Освоение и заселение Русской равнины. Быт и семейные отношения славян. | 2 | 2 | ||
2 | Племена славян. Враги славян. Верования славян: боги, духи. Сущность язычества. Творческое задание: составить рассказ о жизни славян, рисунки богов, духов. | 2 | 1 | 1 | |
3 | Начало Русского государства. Первые русские государи. Рюрик - родоначальник русских князей. Великие князья в борьбе с врагами Земли Русской. Творческое задание: пословицы о смелости, храбрости, мужестве. | 2 | 1 | 1 | |
4 | Принятие христианства на Руси. Крещение Руси киевским князем Владимиром. Значение Крещения. Первые русские храмы. Творческое задание: христианские имена; рассказ о святом, именем которого ты назван. | 2 | 1 | 1 | |
5 | Начало Москвы, князь Юрий Долгорукий. Первые храмы Москвы. Нашествие монголо-татар. | 2 | 2 | ||
6 | Князь Дмитрий Донской. Благословение преподобного Сергия Радонежского. Иконы Божией Матери - заступницы Земли Русской. Куликовская битва. Россия освобожденная. Творческое задание: рисунок боя на Куликовом поле. | 2 | 1 | 1 | |
7 | Итоговое занятие: сценка из жизни славян дохристианского периода. | 2 | 2 | ||
III | II. Истоки русской духовности | 14 | 6 | 8 | |
1 | Знакомство с Православием. Понятие о Троице. Образ Спасителя - основа православного учения. | 2 | 1 | 1 | |
2 | Крестное знамение, его значение. Крест. Иконы. Молитва - беседа человека с Богом. Творческое задание: рассказы и стихи об особо чтимых иконах. | 2 | 1 | 1 | |
3 | Святые имена Земли Русской. Апостол Андрей Первозванный. Святой князь Владимир. Святые князья Борис Ростовский и Глеб Муромский. Святые первоучители и просветители, славянские Кирилл и Мефодий. Творческое задание: разучивание духовных песен. | 2 | 1 | 1 | |
4 | Святые места Руси. Основание Киево-Печорской обители. Преподобные Антоний и Феодосий Печорские. Московский Кремль, храмы Москвы. Основание Троицкого монастыря. Преподобный Сергий Радонежский. | 2 | 2 | ||
5 | Святые места земли Тамбовской, храмы, монастыри. Творческое задание: сказки и пословицы о доброте, самопожертвовании, любви, милосердии. | 2 | 1 | 1 | |
6 | Экскурсия в храмы г.Мичуринска | 2 | 2 | ||
7 | Итоговое занятие: музыкально-поэтическая композиция на библейскую тему. | 2 | 2 | ||
IV | III. Истоки русской литературы и искусства | 16 | 11 | 5 | |
1 | Древние летописи. Летописцы. | 2 | 2 | ||
2 | Русский фольклор. Былины о русских богатырях. Борьба богатырей за Землю Русскую | 2 | 2 | ||
3 | Календарно-обрядовая поэзия русского народа. Зимний цикл народных праздников. Зимние святки, празднование обряда на Руси. Весенний цикл народных праздников. Масленица. | 2 | 2 | ||
4 | Русские народные сказки: о животных, бытовые, волшебные. Сказители А.Н. Королькова, А.Н. Афанасьев, сказки в их пересказе. Творческое задание: инсценировка русской народной сказки. | 2 | 1 | 1 | |
5 | Прикладное творчество народа. Изготовление игрушек: матрешка, бирюльки, глиняные игрушки, куклы-закрутки, игрушки из соломы. Народные игры, их значение в жизни народа. Творческое задание: изготовить игрушку своими руками; разучивание народных игр. | 2 | 1 | 1 | |
6 | Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в музее. Экскурсия в краеведческий музей г.Мичуринска. Итоговое занятие: инсценированное представление обряда народного праздника | 2 | 1 | 1 | |
V | IV. История Тамбовского края | 6 | 3 | 3 | |
VI | V. Мой дом, моя семья | 8 | 3 | 5 | |
1 | Генеалогическое дерево. Значение знания истории своей семьи. | 2 | 2 | ||
2 | Источники памяти предков. Значение распространенных на Руси имен и фамилий. | 2 | 2 | ||
3 | Семейные традиции, реликвии, фотографии. | 2 | 2 | ||
4 | Судьба семьи в истории родного края, всей страны. | 2 | 2 | ||
5 | Обычай поминовения умерших у христиан, родительские дни. | 2 | 2 | ||
6 | Родословная. Творческое задание: составление родословной; рассказы, стихи, сказки, пословицы об отношениях в семье. | 2 | 1 | 1 | |
7 | Итоговое занятие: встреча с родственниками учащихся, помнящих Великую Отечественную войну, концерт для гостей. | 2 | 2 | ||
VII | Заключение. Моя большая и малая Родина. За что я люблю свой край. Осознание понятий: Родина, Отечество, Православие, патриотизм. Творческое задание: стихи о Родине русских поэтов. | 4 | 2 | 2 | |
Всего часов: | 70 часов | 36 часов | 34 часа |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 год обучения
№ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | Всего часов | В том числе | Дата проведения | |
теория | практика | ||||
I | Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения Введение. Народ и государство. Любовь к Родине и служение ей. Мы - дети России, Руси Святой. Творческое задание: анализ стихотворений о Родине русских поэтов. | 2 | 1 | 1 | |
II | I. Истоки русской государственности | 16 | 9 | 7 | |
1 | Образ жизни русских царей. Жилые местности, дворы и дома, домашняя утварь, одежда, пища. Образ домашней жизни, увеселения, праздники. Верования. | 2 | 2 | ||
2 | Российские императоры в истории нашей страны. Император Александр I Благословенный. Император Александр II Освободитель. | 2 | 2 | ||
3 | Император Александр III Миротворец. | 2 | 2 | ||
4 | Судьба последнего Российского императора Николая II. | 2 | 2 | ||
5 | Благотворительность на Руси. Киевская Русь: благотворительность святой княгини Ольги, князя Владимира, завещание князя Владимира Мономаха сыновьям. | 2 | 2 | ||
6 | Благотворительная деятельность сестер милосердия. Творческое задание: изготовление поделок из природного материала в подарок воспитанникам детского сада. | 2 | 2 | ||
7 | Российская символика: герб, стяги, флаги. Гимн Российской Федерации. Творческое задание: изображение российской символики с помощью разнообразных видов прикладного творчества (рисунок, вышивка, резьба, выжигание, бисероплетение и др.). | 2 | 1 | 1 | |
8 | Итоговое занятие: музыкально-поэтическая композиция “Родина - как много в этом звуке…”. | 2 | 2 | ||
III | II. Истоки русской духовности | 8 | 3 | 5 | |
1 | Духовно-нравственное совершенствование человека. Православные воспитательные ценности: отцовство, Отечество, семья, любовь к близким, свобода и закон, трудолюбие, милосердие. Заповеди Закона Божия. Учение о страстях человечьих. Таинства православной Церкви и православные обряды. Творческое задание: осмысление жизни православного христианина (откровенный разговор). | 2 | 1 | 1 | |
2 | Нравственные законы, данные человечеству в Библии. Основное отличие христианства от других религиозных конфессий. Основные протестантские секты, методы вовлечения. Кто такие “свидетели Иеговы?” Основные секты, действующие на территории области (религиозная основа, методы вовлечения, цели). Творческое задание: обсуждение нравственных идеалов христианства. | 2 | 1 | 1 | |
3 | Годовой круг православного календаря. “Переходящие праздники” - пасхальный цикл. Заговенье, Прощенное Воскресенье, Вербное Воскресенье, Светлое Христово Воскресенье - Пасха, Вознесение Господне. Пятидесятница - День Святой Троицы. Творческое задание: духовные стихи и песни о христианских праздниках. | 2 | 1 | 1 | |
4 | Итоговое занятие: встреча со священнослужителями, просмотр фильма. Экскурсия по святым местам | 2 | 2 | ||
IV | III. Истоки русской литературы и искусства | 12 | 4 | 8 | |
1 | Отображение природы в традиционной культуре русского народа, фольклоре, обрядах. Троицкий праздничный цикл. Троицкая березка - образ дерева жизни. Творческое задание: разучивание троицких песен, хороводов. Посещение концерта фольклорного ансамбля. | 2 | 1 | 1 | |
2 | Семейно-обрядовая поэзия русского народа. Содержание традиционных свадебных песен, символико-поэтический и реально-обрядовый сюжет. Необрядовые песни: игровые, хороводные, плясовые. Содержание необрядовых песен, их значение. Творческое задание: разучивание игровых песен, народных игр. | 2 | 1 | 1 | |
3 | Экскурсия в краеведческий музея г.Мичуринска | 2 | 2 | ||
4 | Итоговое занятие: инсценированное представление “Праздник русской деревни”. | 2 | 2 | ||
VI | Мой дом, моя семья | 12 | 9 | 3 | |
1 | Русские воспитательные системы. Воспитательный смысл хозяйствования, работы на земле. | 2 | 2 | ||
2 | Народная школа. Православная гимназия. | 2 | 2 | ||
3 | Воспитание в русской школе. Современные воспитательные системы | 2 | 2 | ||
4 | Роль семьи в воспитании личности. Нравственный климат семьи. | 2 | 2 | ||
5 | Воспитание трудом, совместный труд - основа жизни и сплоченности семьи. Семейный досуг. Творческое задание: рассказ о традициях семьи, обязанностях ее членов, взаимопомощи. | 2 | 1 | 1 | |
6 | Итоговое занятие: музыкально-поэтическое выступление учащихся перед педагогами и родителями. | 2 | 2 | ||
VIII | Заключительное занятие. Нравственные устои современного общества. Необходимость в возрождении традиционной культуры русского народа. Православная вера - неотъемлемая часть отечественной истории и культуры. Подведение итогов работы за год. Итоговое тестирование | 2 | 1 | 1 | |
Всего часов: | 70 часов | 33часа | 37 часов |
Методическое обеспечение изучаемого курса дополнительной образовательной программы первый год обучения:
№ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | Формы занятий | Формы подведения итогов | Приёмы и методы в организации работы | Техническое оснащение занятия, дидактический материал |
I | Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения. Человек и окружающий мир. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание: подобрать пословицы о родной земле, Родине. | Беседа, инструктаж по Т\Б | Анкетирование | словесный, наглядный, беседа. | Журнал инструктажей Анкеты |
II | I. Истоки русской государственности | ||||
1 2 | Кто были наши предки? Происхождение славянских народов. Освоение и заселение Русской равнины. Быт и семейные отношения славян. | Рассказ, объяснение | викторина | Работа в группах | Дидактический материал, ТСО |
3 | Племена славян. Враги славян. Верования славян: боги, духи. Сущность язычества. Творческое задание: составить рассказ о жизни славян, рисунки богов, духов. | Игра | Творческое задание инд. | Работа в группах | Дидактический материал, ТСО |
4 | Начало Русского государства. Первые русские государи. Рюрик - родоначальник русских князей. Великие князья в борьбе с врагами Земли Русской. Творческое задание: пословицы о смелости, храбрости, мужестве. | Рассказ, объяснение | Творческое задание | Коллективная работа | Дидактический материал, ТСО |
5 | Принятие христианства на Руси. Крещение Руси киевским князем Владимиром. Значение Крещения. Первые русские храмы. Творческое задание: христианские имена; рассказ о святом, именем которого ты назван. | Рассказ, объяснение | Творческое задание, диспут | Работа в группах | Дидактический материал, ТСО |
6 | Начало Москвы, князь Юрий Долгорукий. Первые храмы Москвы. Нашествие монголо-татар. | практикум | тест | Работа в группах | Дидактический материал, ТСО |
7 | Князь Дмитрий Донской. Благословение преподобного Сергия Радонежского. Иконы Божией Матери - заступницы Земли Русской. Куликовская битва. Россия освобожденная. Творческое задание: рисунок боя на Куликовом поле. | практическая работа в музее | Творческое задание, выставка рисунков | Инд. работа | Дидактический материал, ТСОфонды школьного краеведческого музея |
8 | Итоговое занятие: сценка из жизни славян дохристианского периода. | Инсценированное представление | Творч. отчёт | Коллективная работа | Дидактический материал, ТСО |
III | II. Истоки русской духовности | ||||
1 | Знакомство с Православием. Понятие о Троице. Образ Спасителя - основа православного учения. | объяснение | Выставка творч. работ | Коллективная работа | Дидактический материал, ТСО |
2 | Крестное знамение, его значение. Крест. Иконы. Молитва - беседа человека с Богом. Творческое задание: рассказы и стихи об особо чтимых иконах. | Круглый стол | Творческое задание | работа малыми группами | Дидактический материал, ТСО |
3 4 | Святые имена Земли Русской. Апостол Андрей Первозванный. Святой князь Владимир. Святые князья Борис Ростовский и Глеб Муромский . Святые первоучители и просветители, славянские Кирилл и Мефодий. Творческое задание: разучивание духовных песен. | практическая работа в библиотеке; | Творческое задание | Раб. по группам | Дидактический материал, ТСО, литература |
5 | Святые места Руси. Основание Киево-Печорской обители. Преподобные Антоний и Феодосий Печорские. Московский Кремль, храмы Москвы. Основание Троицкого монастыря. Преподобный Сергий Радонежский. | лекция | Круглый стол | Коллективная работа | Дидактический материал, ТСО |
6 | Святые места земли тамбовской храмы, монастыри. Творческое задание: сказки и пословицы о доброте, самопожертвовании, любви, милосердии. | практикум | Творческое задание | Инд.работа | Дидактический материал, ТСО |
7 | Экскурсия в храмы города Мичуринска | экскурсия | Тврч. отчёт | Коллективная работа | Фотоаппарат, блокноты |
8 | Итоговое занятие: музыкально-поэтическая композиция на библейскую тему. | музыкально-поэтическая композиция | Творческое задание | Коллективная работа | Дидактический материал, ТСО |
IV | III. Истоки русской литературы и искусства | ||||
1 | Древние летописи. Летописцы. | Рассказ, беседа | Практическая работа в библиотеке | Инд. работа | Дидактический материал, ТСО фонды школьной библиотеки |
2 | Русский фольклор. Былины о русских богатырях. Борьба богатырей за Землю Русскую | инсценирование | концерт | Инд. работа | Дидактический материал, ТСО |
3 4 | Календарно-обрядовая поэзия русского народа. Зимний цикл народных праздников. Зимние святки, празднование обряда на Руси. Весенний цикл народных праздников. Масленица. | конкурс | опрос | Инд. работа | Дидактический материал, ТСО, худ. Литература, костюмы |
5 | Летние праздники русского народа: Зеленые святки, Троица, Ивана Купала. Обрядовые песни Белгородского края. Творческое задание: разучивание обрядовых песен, рисунок народного гуляния. | Ролевая игра | Творческое задание | Коллективная работа | Дидактический материал, ТСО, Литература, костюмы, фотоматериал |
6 | Русские народные сказки: о животных, бытовые, волшебные. Сказители А.Н. Королькова, А.Н. Афанасьев, сказки в их пересказе. Творческое задание: инсценировка русской народной сказки. | Практикум в библиотеке ;инсценирование | Творческое задание | Работа в группах | Дидактический материал, ТСО, худ. Литература, народные костюмы |
7 | Прикладное творчество народа. Изготовление игрушек: матрешка, бирюльки, глиняные игрушки, куклы-закрутки, игрушки из соломы. Народные игры, их значение в жизни народа. Творческое задание: изготовить игрушку своими руками; разучивание народных игр. | Практическая работа | Выставка декоративно-приклад. Тв-ва | Работа в группах | Дидактический материал, ТСО, пластилин, картон, клей |
8 | Изготовление одежды крестьянами. Орнамент на предметах крестьянского быта. Резьба по дереву. Гончарство. Творческое задание: рисунок народного орнамента. | Объяснение, рассказ | Творческое задание | Работа в группах | Дидактический материал, ТСОфонды школьного краеведческого музея |
9 | Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в музее. Экскурсия в краеведческий музей г.Мичуринска Итоговое занятие:инсценирование народного праздника | Ролевая игра-представление, экскурсия | инсценированное представление | Коллективная работа | экспонаты музея |
V | Заключение Моя большая и малая Родина. За что я люблю свой край. Осознание понятий: Родина, Отечество, Православие, патриотизм. Творческое задание: стихи о Родине русских поэтов. | Устный журнал | Творческий отчёт, анкетирование | Коллективная работа | Дидактический материал, ТСО |
Методическое обеспечение изучаемого курса дополнительной образовательной программы второй год обучения :
№ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | Формы занятий | Формы подведения итогов | Приёмы и методы в организации работы | Техническое оснащение занятия, дидактический материал |
I | Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения. Введение. Народ и государство. Любовь к Родине и служение ей. Мы - дети России, Руси Святой. Творческое задание: анализ стихотворений о Родине русских поэтов. | Беседа, инструктаж по Т\Б | Анкетирование | словесный, наглядный, беседа. | Журнал инструктажей Анкеты |
II | I. Истоки русской государственности | ||||
1 | Образ жизни русских царей. Жилые местности, дворы и дома, домашняя утварь, одежда, пища. Образ домашней жизни, увеселения, праздники. Верования. | Рассказ, объяснение | викторина | Работа в группах | Дидактический материал, ТСО |
2 | Российские императоры в истории нашей страны. Император Александр I Благословенный. Император Александр II Освободитель. | Игра | Творческое задание инд. | Работа в группах | Дидактический материал, ТСО |
3 | Император Александр III Миротворец. | Рассказ, объяснение | Творческое задание, диспут | Работа в группах | Дидактический материал, ТСО |
4 | Судьба последнего Российского императора Николая II. | практикум | тест | Работа в группах | Дидактический материал, ТСО |
5 | Благотворительность на Руси. Киевская Русь: благотворительность святой княгини Ольги, князя Владимира, завещание князя Владимира Мономаха сыновьям. | практическая работа в музее | Творческое задание, выставка рисунков | Инд. работа | Дидактический материал, ТСОфонды школьного краеведческого музея |
6 | Благотворительная деятельность сестер милосердия. Творческое задание: изготовление поделок из природного материала в подарок воспитанникам детского сада. | Просмотр фильма | диспут | Коллективная работа | Дидактический материал, ТСО, |
7 | Российская символика: герб, стяги, флаги. Гимн Российской Федерации. Творческое задание: изображение российской символики с помощью разнообразных видов прикладного творчества (рисунок, вышивка, резьба, выжигание, бисероплетение и др.). | Беседа,практикум | Творческое задание | Коллективная работа | Дидактический материал, ТСО, плакаты «Символика РФ» |
8 | Итоговое занятие: музыкально-поэтическая композиция “Родина - как много в этом звуке…”. | Инсценированное представление | Творч. отчёт | Коллективная работа | Дидактический материал, ТСО |
III | II. Истоки русской духовности | ||||
1 | Духовно-нравственное совершенствование человека. Православные воспитательные ценности: отцовство, Отечество, семья, любовь к близким, свобода и закон, трудолюбие, милосердие. Заповеди Закона Божия. Учение о страстях человечьих. Таинства православной Церкви и православные обряды. Творческое задание: осмысление жизни православного христианина (откровенный разговор). | объяснение | Выставка творч. работ | Коллективная работа | Дидактический материал, ТСО |
2 | Нравственные законы, данные человечеству в Библии. Основное отличие христианства от других религиозных конфессий. Основные протестантские секты, методы вовлечения. Кто такие “свидетели Иеговы?” Основные секты, действующие на территории области (религиозная основа, методы вовлечения, цели). Творческое задание: обсуждение нравственных идеалов христианства. | Круглый стол | Творческое задание | работа малыми группами | Дидактический материал, ТСО |
3 4 | Годовой круг православного календаря. “Переходящие праздники” - пасхальный цикл. Заговенье, Прощенное Воскресенье, Вербное Воскресенье, Светлое Христово Воскресенье - Пасха, Вознесение Господне. Пятидесятница - День Святой Троицы. Творческое задание: духовные стихи и песни о христианских праздниках. | практическая работа в библиотеке; | Творческое задание | Раб. по группам | Дидактический материал, ТСО, литература |
5 | Итоговое занятие: встреча со священнослужителями, просмотр фильма. Экскурсия по святым местам | лекция | Круглый стол | Коллективная работа | Дидактический материал, ТСО |
IV | III. Истоки русской литературы и искусства | ||||
1 | Отображение природы в традиционной культуре русского народа, фольклоре, обрядах. Троицкий праздничный цикл. Троицкая березка - образ дерева жизни. Творческое задание: разучивание троицких песен, хороводов. Посещение концерта фольклорного ансамбля. | Рассказ, беседа | Практическая работа в библиотеке | Инд. работа | Дидактический материал, ТСО фонды школьной библиотеки |
2 | Семейно-обрядовая поэзия русского народа. Содержание традиционных свадебных песен, символико-поэтический и реально-обрядовый сюжет. Необрядовые песни: игровые, хороводные, плясовые. Содержание необрядовых песен, их значение. Творческое задание: разучивание игровых песен, народных игр. | инсценирование | концерт | Инд. работа | Дидактический материал, ТСО |
3 4 | Природа родного края в поэтических произведениях поэтов -белгородцев. Доброта, как лучшее человеческое качество в произведениях И. Чернухина, В. Михалёва, П. Рощупкина. Страницы биографии. Творчество художников Белгородчины. Экскурсия в художественный музей г. Белгорода | конкурс | опрос | Инд. работа | Дидактический материал, ТСО, худ. Литература, костюмы |
5 | Особенности крестьянских костюмов Воронежской губернии в сравнении с народными костюмами других районов России. Северный русский народный костюм конца XIX- начала ХХ века. Особенности курских, белгородских, рязанских костюмов крестьян. Украинские черты крестьянских костюмов Творческое задание: рисунки, аппликации, модели народных костюмов. | Ролевая игра | Творческое задание | Коллективная работа | Дидактический материал, ТСО, Литература, костюмы, фотоматериал |
6 | Экскурсия в краеведческий музей г.Мичуринска | экскурсия | Творческое задание | Работа в группах | Дидактический материал, ТСО, худ. Литература, народные костюмы |
7 | Итоговое занятие: инсценированное представление “Праздник русской деревни”. | Ролевая игра-представление, | Выставка декоративно-приклад. Тв-ва | Работа в группах | Дидактический материал, ТСО, пластилин, картон, клей |
V | IV. История Тамбовского края | Дидактический материал, ТСО | |||
1 | Культурные традиции и обычаи Тамбовщины. | практическая работа в библиотеке | викторина | Работа в группах | Дидактический материал, ТСОэнциклопедия «Белгородская энциклопедия», |
2 | Знаменитые земляки-мичуринцы. | . Объяснение, беседа | практическая работа в музее | Работа в группах | Дидактический материал, ТСО карта |
4 | Итоговое занятие: литературно-краеведческая гостиная «Малая Родина, ты частица России Великой». | . Объяснение, беседа поэтическая композиция | Творческое задание | Работа в группах. | Дидактический материал, ТСОэнциклопедия «Белгородская энциклопедия»,толковый словарь |
VI | V. Мой дом, моя семья | Дидактический материал, ТСО | |||
1 | Русские воспитательные системы. Воспитательный смысл хозяйствования, работы на земле. | практикум | Творч. отчёт | Инд. работа | Дидактический материал, ТСО |
2 | Народная школа. Православная гимназия. | Практикум в музее | Выст. Творч. работ | Работа в группах | Дидактический материал, ТСО |
3 | Воспитание в русской школе. Современные воспитательные системы | практикум | Мини-конференция | Работа в группах | Дидактический материал, ТСОэнциклопедия «Белгородская энциклопедия», |
4 | Роль семьи в воспитании личности. Нравственный климат семьи. | эспедиция | выставка | Работа в группах | Дидактический материал, ТСО |
5 | Воспитание трудом, совместный труд - основа жизни и сплоченности семьи. Семейный досуг. Творческое задание: рассказ о традициях семьи, обязанностях ее членов, взаимопомощи. | беседа | опрос | Работа в группах | Дидактический материал, ТСО |
6 | Итоговое занятие: музыкально-поэтическое выступление учащихся перед педагогами и родителями. | Объяснение, практикум | Творческое задание | Инд. работа | Дидактический материал, ТСО |
7 | Заключительное занятие. Нравственные устои современного общества. Необходимость в возрождении традиционной культуры русского народа. Православная вера - неотъемлемая часть отечественной истории и культуры. Подведение итогов работы за год. Итоговое тестирование | Мини-конференция | тест | Работа в парах | фотоаппарат |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на региональном научно - методическом семинаре "Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС" по теме "Использование возможностей социальных сетей в воспитательной работе"
Елхимова О.А.Использование возможностей социальных сетей в воспитательных целях Позиция классного руководителя в студенческой группе специфична, с одной стороны он проводит много времени с учащим...
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС. (Зотова Н. В. - заместитель директора по воспитательной работе МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска)
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС. (Зотова Н. В. - заместитель директора по воспитательной работе МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска)...
Статья ИГРА «БРЕЙН-РИНГ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Статья ИГРА «БРЕЙН-РИНГ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...
Внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС СПО
В рамках реализации ФГОС СПО внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. Во внеурочной деятельности на занятиях по спецдисциплинам широко использу...
Духовно- нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности
В статье "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности" автор поднимает проблемы воспитания патриотизма и духовно -...
Программа по выявлению и развитию способностей у обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности
Цель программы: создание условий для выявления ,поддержки и развития одарённых обучающихся, обеспечение их личностной и социальной самореализации....