Методическая разработка «Проектирование и разработка программы дополнительного образования обучающихся»
методическая разработка

Никитина Наталья Васильевна

 

 

Методическая разработка

«Проектирование и разработка программы

дополнительного образования обучающихся»

 

 

 

 

                                                         Автор: педагог доп. образования

Никитина Н.В.

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. Понятие о программе дополнительного образования обучающихся, классификация программ, особенности проектирования.

 

2. Технология разработки программы, паспорта и календарно-тематического плана программы дополнительного образования.

 

3. Шаблон для разработки программы дополнительного образования обучающихся.

 

4. Шаблон для разработки паспорта программы дополнительного образования обучающихся.

 

5.Шаблон для разработки календарно-тематического плана программы дополнительного образования обучпающихся.

 

6. Источники информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

   Скажи мне – и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
дай сделать – и я пойму.
Китайская притча.

 

1. Понятие о программе дополнительного образования обучающихся, классификация программ, особенности проектирования

 

  Согласно концепции развития дополнительного образования детей одним из основных принципов государственной политики развития дополнительного образования детей является «...принцип программоориентированности, где базовым элементом системы дополнительного образования рассматривается образовательная программа, а не образовательная организация...

 Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на следующих основаниях:

-свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;

-соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;

-вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;

-разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;

-модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результата;

-ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;

-творческий и продуктивный характер образовательных программ;

-открытый и сетевой характер реализации...»

 

    Для упорядочения нормативной базы дополнительного образования детей и повышения его качества Министерством образования Российской Федерации в 2006 году были разработаны и рекомендованы к использованию «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844).  Соблюдение этих требований обязательно и актуально сегодня, и каждому педагогу надо хорошо понимать их содержание.

 

В декабре 2019 года внесены новые коррективы по направленностям программ: прежде их было восемь, с 2019 года-шесть:

-художественная направленность;

-социально-педагогическая направленность;

-техническая направленность;

-физкультурно-спортивная направленность;

-туристско-краеведческая направленность;

-естественнонаучная направленность.

 

 

 

    Система общего образования базируется на типовых программах, которые утверждены Министерством образования и науки Российской Федерации и подкреплены выпусками учебников. В системе дополнительного образования программы преимущественно модифицированные и авторские. Таким образом, педагоги дополнительного образования более свободны в выборе содержания  программы.

 

Слово «программа» в переводе с греческого означает «распоряжение» – это нормативная модель совместной деятельности людей, определяющих последовательность действий по достижению поставленной цели.

 

Наиболее распространенная классификация образовательных программ подразделяет их на следующие виды:

-примерная (типовая);

-модифицированная (адаптированная);

-экспериментальная;

- авторская.

       Примерная (типовая) программа – это программа, рекомендованная государственным органом управления образованием в качестве примерной по той или иной образовательной области или направлению деятельности. Каждая такая программа в обязательном порядке имеет сертификат, подтверждающий ее соответствие требованиям, предъявляемым к образовательным программам.

Модифицированная (адаптированная) программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа, либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Диагностика результатов работы по таким программам связана с демонстрацией достижений обучающихся, например: отчетные концерты, выставки, выступления на соревнованиях, конкурсах, конференциях, но при этом не отрицаются и количественные показатели знаний, умений и навыков. Коррективы вносятся в программу самим педагогом и не затрагивают концептуальных аспектов, основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу.

Экспериментальная программа – это программа, которая разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе. Экспериментальная программа может предлагать изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, вводить новые области знания, апробировать новые педагогические технологии. Разработчик экспериментальной программы должен доказать истинность экспериментального положения.

Авторская программа – это программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и новизной. Она полностью создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Как правило, это программа преподавания либо впервые вводимого предмета, либо собственного подхода автора к традиционным темам. Авторская программа может быть и экспериментальной. При этом название «авторская» требует документального доказательства новизны, принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Поэтому знания о прототипе, относительно которого заявляется новизна, – обязательный исходный момент в создании авторских разработок.

 

Программы дополнительного образования по типу содержания могут быть:

-комплексные;

-интегрированные;

-модульные;

-сквозные.

Комплексные программы  представляют собой  соединение отдельных областей, направлений, видов деятельности в некое целое. Это программы с многоступенчатым обучением и набором разных предметов, форм организации деятельности, педагогических технологий, методик.

Интегрированные программы объединяют в целое отдельные образовательные области. В термин «интеграция» в данном случае вкладывается понятие взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопроникновения двух или нескольких ведущих идей или объектов.

Модульные программы составлены из самостоятельных целостных блоков. Образовательный процесс всегда можно разделить на отдельные модули, выбрав для этого какое-либо основание, а затем составить карту-схему, в рамках которой компоновать эти модули в зависимости от цели деятельности. Сами модули программы могут входить как составные части в интегрированные и комплексные программы.

Сквозные программы появляются тогда, когда необходимо ввести и реализовать общую цель через несколько программ. Примером cквозной программы могут быть:

-программа «Здоровье», назначение которой состоит в создании условий для оздоровительной деятельности детей;

-программа «Одаренные дети», направленная на адаптацию и поддержку общей креативности в учреждении, создание базы для учебно-исследовательской работы.

 

  Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Дополнительная общеобразовательная программа принимается педагогическим (методическим) советом и утверждается руководителем образовательной организации (фиксируется на титульном листе). Обновление и утверждение программы должно осуществиться до начала нового учебного года.

Содержание и материал программы дополнительного образования детей должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:

1.   «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

2. «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.

3. «Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.

При реализации многоуровневых программ для повышения мотивации обучающихся необходимо разработать систему стимулирующего поощрения достижений, в которой ребенок, осваивающий программу, будет получать отличительные знаки за освоение каждой ступени программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Технология разработки программы, паспорта и календарно-тематического плана программы дополнительного образования детей

 

№ п/п

Структура программы

Содержание структурных компонентов программы

 

Титульный лист

Наименование образовательного учреждения.

Где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа.

Название программы.

Возраст детей, на которых рассчитана программа.

Срок реализации программы.

Фамилия, имя, должность автора (педагога-разработчика) дополнительной образовательной программы.

Название города, населенного пункта, в котором реализуется программа.

Год разработки.

 

Паспорт программы

Общие краткие сведения о программе и ее авторе (педагоге-разработчике).

 

Рецензии на программу

К авторской программе прилагаются не менее трех рецензий

 

Содержание

программы

I. Пояснительная записка.

1. Направленность программы дополнительного образования детей.

2.  Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.

3. Цель программы.

4. Задачи программы.

5. Особенности программы.

6. Возраст    детей,    участвующих   в   реализации   данной дополнительной образовательной программы.

7. Сроки  реализации  дополнительной  образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы).

8. Формы и режим занятий.

9. Ожидаемые    результаты    и    способы   определения  их результативности.

10. Формы    подведения   итогов   реализации   дополнительной образовательной   программы.

II. Учебно-тематический план программы дополнительного образования обучающихся.

III. Содержание программы дополнительного образования детей.

IV. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей.

V. Список литературы.

VI. Приложения.

I.

Пояснительная записка

1. Направленность дополнительной образовательной программы:

-художественная;

-социально-педагогическая;

-техническая;

-физкультурно-спортивная;

-туристско-краеведческая;

-естественнонаучная.

2. Новизна (краткий сравнительный анализ традиционных, адаптированных и авторских программ по данной области знаний или указание на их отсутствие; анализ научно-методической и научной литературы по данной области знаний. Точное описание инноваций (новое содержание учебного материала или новая компоновка знаний или новая технология образовательного процесса, предлагаемых в разработанной программе);

         актуальность (исходя из какой объективной потребности жизни в обновлении того или иного компонента образовательного процесса вытекает необходимость в создании данной программы; какие проблемы и противоречия образовательного процесса может решить разработанная программа);

 педагогическая целесообразность программы (методологические положения программы: основные теоретические идеи, положенные в основу программы; предполагаемое педагогическое воздействие на развитие, воспитание и обучение детей, краткое обоснование способов, приемов, форм, средств, технологий).

3. Цель программы.

Цель – это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться.

При характеристике цели следует избегать общих абстрактных формулировок типа: всестороннее развитие личности, создание возможностей для творческого развития детей, удовлетворение образовательных потребностей и т. п. Такие формулировки не отражают специфики конкретней программы и могут быть применены к любой из них.

Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность.

4.Задачи программы. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели.

Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели.

При формулировании задач можно воспользоваться следующей классификацией:

– обучающие задачи (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п.);

–воспитывающие (формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.);

–развивающие (развитие личностных свойств – самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности; формирование потребности в самопознании, саморазвитии).

Формулирование задач такие не должно быть абстрактным; задачи должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.

5. Особенности программы (ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа; ключевые понятия, которыми оперирует автор; этапы реализации программы, их обоснование и взаимосвязь).

6. Возраст    обучающихся,    участвующих   в   реализации   данной дополнительной образовательной программы.

Возраст детей и их психологические особенности;

особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.); количество обучающихся по годам обучения.

7. Сроки  реализации  дополнительной  образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы).

8. Формы и режим занятий.

Основные формы организации образовательного процесса по программе. Краткое описание основных способов и форм работы с детьми (индивидуальные и групповые; практические и  теоретические); конкретных форм занятий (игра, беседа, экспедиция, экскурсия, конференция, другие).

Режим занятий:

– общее количество часов в год;

– количество часов и занятий в неделю;

– периодичность занятий.

9. Ожидаемые    результаты    и    способы определения   их результативности.

Ожидаемые результаты - это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся. Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. В данном разделе необходимо охарактеризовать предметные, личностные и метапредметные результаты, описать систему отслеживания и оценивания результатов обучения детей по данной программе (тесты, зачеты, экзамены, выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские конференции).

10. Формы    подведения   итогов   реализации   дополнительной образовательной   программы (выставки, концерты, конкурсы, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции, т.п.).

II.

Учебно-тематический план программы

Учебно-тематический план дополнительной  образовательной программы (по годам обучения)  содержит:

– перечень разделов, тем;

– количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

  Оформить учебно-тематический план рекомендуется в виде таблицы, где указывается наименование разделов и тем, общее количество часов, из них теоретических и практических.

III.

Содержание программы

дополнительного образования детей

Содержание программы дополнительного образования детей можно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

Раскрывать содержание следует в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описать тему означает:

– указать название темы;

–перечислить основные узловые моменты, которые излагаются в рамках данной темы;

–указать, в каких формах организуется образовательный процесс (теоретических, практических).

IV.

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей: методические разработки, методические рекомендации, дидактические материалы, техническое оснащение занятий, формы занятий, приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

V.

Список литературы

Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса. Литература, рекомендуемая для педагогов, детей и родителей по данной программе. В списке должны быть в том числе источники информации за последние 5 лет, ссылки на определенные сайты.

VI.

Приложения

Приложения к программе: календарно-тематический план программы (учебно-тематический план с датами проведения занятий), авторские методические разработки, свидетельства о публикации программы, дипломы с указанием участия программы в конкурсах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

«Проектирование и разработка программы

дополнительного образования обучающихся»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_2.1.docx34.54 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Проектирование и разработка программы

дополнительного образования обучающихся»

                                                         Автор: педагог доп. образования

Никитина Н.В.

Содержание

  1. Понятие о программе дополнительного образования обучающихся, классификация программ, особенности проектирования.

  1. Технология разработки программы, паспорта и календарно-тематического плана программы дополнительного образования.

3. Шаблон для разработки программы дополнительного образования обучающихся.

  1. Шаблон для разработки паспорта программы дополнительного образования обучающихся.

5.Шаблон для разработки календарно-тематического плана программы дополнительного образования обучпающихся.

6. Источники информации.

   Скажи мне – и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
дай сделать – и я пойму.
Китайская притча.

  1. Понятие о программе дополнительного образования обучающихся, классификация программ, особенности проектирования

  Согласно концепции развития дополнительного образования детей одним из основных принципов государственной политики развития дополнительного образования детей является «...принцип программоориентированности, где базовым элементом системы дополнительного образования рассматривается образовательная программа, а не образовательная организация...

 Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на следующих основаниях:

-свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;

-соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;

-вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;

-разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;

-модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результата;

-ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;

-творческий и продуктивный характер образовательных программ;

-открытый и сетевой характер реализации...»

    Для упорядочения нормативной базы дополнительного образования детей и повышения его качества Министерством образования Российской Федерации в 2006 году были разработаны и рекомендованы к использованию «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844).  Соблюдение этих требований обязательно и актуально сегодня, и каждому педагогу надо хорошо понимать их содержание.

 

В декабре 2019 года внесены новые коррективы по направленностям программ: прежде их было восемь, с 2019 года-шесть:

-художественная направленность;

-социально-педагогическая направленность;

-техническая направленность;

-физкультурно-спортивная направленность;

-туристско-краеведческая направленность;

-естественнонаучная направленность.

    Система общего образования базируется на типовых программах, которые утверждены Министерством образования и науки Российской Федерации и подкреплены выпусками учебников. В системе дополнительного образования программы преимущественно модифицированные и авторские. Таким образом, педагоги дополнительного образования более свободны в выборе содержания  программы.

Слово «программа» в переводе с греческого означает «распоряжение» – это нормативная модель совместной деятельности людей, определяющих последовательность действий по достижению поставленной цели.

Наиболее распространенная классификация образовательных программ подразделяет их на следующие виды:

-примерная (типовая);

-модифицированная (адаптированная);

-экспериментальная;

- авторская.

       Примерная (типовая) программа – это программа, рекомендованная государственным органом управления образованием в качестве примерной по той или иной образовательной области или направлению деятельности. Каждая такая программа в обязательном порядке имеет сертификат, подтверждающий ее соответствие требованиям, предъявляемым к образовательным программам.

Модифицированная (адаптированная) программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа, либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Диагностика результатов работы по таким программам связана с демонстрацией достижений обучающихся, например: отчетные концерты, выставки, выступления на соревнованиях, конкурсах, конференциях, но при этом не отрицаются и количественные показатели знаний, умений и навыков. Коррективы вносятся в программу самим педагогом и не затрагивают концептуальных аспектов, основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу.

Экспериментальная программа – это программа, которая разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе. Экспериментальная программа может предлагать изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, вводить новые области знания, апробировать новые педагогические технологии. Разработчик экспериментальной программы должен доказать истинность экспериментального положения.

Авторская программа – это программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и новизной. Она полностью создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Как правило, это программа преподавания либо впервые вводимого предмета, либо собственного подхода автора к традиционным темам. Авторская программа может быть и экспериментальной. При этом название «авторская» требует документального доказательства новизны, принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Поэтому знания о прототипе, относительно которого заявляется новизна, – обязательный исходный момент в создании авторских разработок.

Программы дополнительного образования по типу содержания могут быть:

-комплексные;

-интегрированные;

-модульные;

-сквозные.

Комплексные программы  представляют собой  соединение отдельных областей, направлений, видов деятельности в некое целое. Это программы с многоступенчатым обучением и набором разных предметов, форм организации деятельности, педагогических технологий, методик.

Интегрированные программы объединяют в целое отдельные образовательные области. В термин «интеграция» в данном случае вкладывается понятие взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопроникновения двух или нескольких ведущих идей или объектов.

Модульные программы составлены из самостоятельных целостных блоков. Образовательный процесс всегда можно разделить на отдельные модули, выбрав для этого какое-либо основание, а затем составить карту-схему, в рамках которой компоновать эти модули в зависимости от цели деятельности. Сами модули программы могут входить как составные части в интегрированные и комплексные программы.

Сквозные программы появляются тогда, когда необходимо ввести и реализовать общую цель через несколько программ. Примером cквозной программы могут быть:

-программа «Здоровье», назначение которой состоит в создании условий для оздоровительной деятельности детей;

-программа «Одаренные дети», направленная на адаптацию и поддержку общей креативности в учреждении, создание базы для учебно-исследовательской работы.

  Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Дополнительная общеобразовательная программа принимается педагогическим (методическим) советом и утверждается руководителем образовательной организации (фиксируется на титульном листе). Обновление и утверждение программы должно осуществиться до начала нового учебного года.

Содержание и материал программы дополнительного образования детей должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:

1.        «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

2.        «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.

3. «Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.

При реализации многоуровневых программ для повышения мотивации обучающихся необходимо разработать систему стимулирующего поощрения достижений, в которой ребенок, осваивающий программу, будет получать отличительные знаки за освоение каждой ступени программы.

2. Технология разработки программы, паспорта и календарно-тематического плана программы дополнительного образования детей

№ п/п

Структура программы

Содержание структурных компонентов программы

Титульный лист

Наименование образовательного учреждения.

Где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа.

Название программы.

Возраст детей, на которых рассчитана программа.

Срок реализации программы.

Фамилия, имя, должность автора (педагога-разработчика) дополнительной образовательной программы.

Название города, населенного пункта, в котором реализуется программа.

Год разработки.

Паспорт программы

Общие краткие сведения о программе и ее авторе (педагоге-разработчике).

Рецензии на программу

К авторской программе прилагаются не менее трех рецензий

Содержание

программы

I. Пояснительная записка.

1. Направленность программы дополнительного образования детей.

2.  Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.

3. Цель программы.

4. Задачи программы.

5. Особенности программы.

6. Возраст    детей,    участвующих   в   реализации   данной дополнительной образовательной программы.

7. Сроки  реализации  дополнительной  образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы).

8. Формы и режим занятий.

9. Ожидаемые    результаты    и    способы   определения  их результативности.

10. Формы    подведения   итогов   реализации   дополнительной образовательной   программы.

II. Учебно-тематический план программы дополнительного образования обучающихся.

III. Содержание программы дополнительного образования детей.

IV. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей.

V. Список литературы.

VI. Приложения.

I.

Пояснительная записка

1. Направленность дополнительной образовательной программы:

-художественная;

-социально-педагогическая;

-техническая;

-физкультурно-спортивная;

-туристско-краеведческая;

-естественнонаучная.

2. Новизна (краткий сравнительный анализ традиционных, адаптированных и авторских программ по данной области знаний или указание на их отсутствие; анализ научно-методической и научной литературы по данной области знаний. Точное описание инноваций (новое содержание учебного материала или новая компоновка знаний или новая технология образовательного процесса, предлагаемых в разработанной программе);

         актуальность (исходя из какой объективной потребности жизни в обновлении того или иного компонента образовательного процесса вытекает необходимость в создании данной программы; какие проблемы и противоречия образовательного процесса может решить разработанная программа);

 педагогическая целесообразность программы (методологические положения программы: основные теоретические идеи, положенные в основу программы; предполагаемое педагогическое воздействие на развитие, воспитание и обучение детей, краткое обоснование способов, приемов, форм, средств, технологий).

3. Цель программы.

Цель – это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться.

При характеристике цели следует избегать общих абстрактных формулировок типа: всестороннее развитие личности, создание возможностей для творческого развития детей, удовлетворение образовательных потребностей и т. п. Такие формулировки не отражают специфики конкретней программы и могут быть применены к любой из них.

Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность.

4.Задачи программы. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели.

Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели.

При формулировании задач можно воспользоваться следующей классификацией:

– обучающие задачи (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п.);

–воспитывающие (формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.);

–развивающие (развитие личностных свойств – самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности; формирование потребности в самопознании, саморазвитии).

Формулирование задач такие не должно быть абстрактным; задачи должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.

5. Особенности программы (ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа; ключевые понятия, которыми оперирует автор; этапы реализации программы, их обоснование и взаимосвязь).

6. Возраст    обучающихся,    участвующих   в   реализации   данной дополнительной образовательной программы.

Возраст детей и их психологические особенности;

особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.); количество обучающихся по годам обучения.

7. Сроки  реализации  дополнительной  образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы).

8. Формы и режим занятий.

Основные формы организации образовательного процесса по программе. Краткое описание основных способов и форм работы с детьми (индивидуальные и групповые; практические и  теоретические); конкретных форм занятий (игра, беседа, экспедиция, экскурсия, конференция, другие).

Режим занятий:

– общее количество часов в год;

– количество часов и занятий в неделю;

– периодичность занятий.

9. Ожидаемые    результаты    и    способы определения   их результативности.

Ожидаемые результаты - это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся. Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. В данном разделе необходимо охарактеризовать предметные, личностные и метапредметные результаты, описать систему отслеживания и оценивания результатов обучения детей по данной программе (тесты, зачеты, экзамены, выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские конференции).

10. Формы    подведения   итогов   реализации   дополнительной образовательной   программы (выставки, концерты, конкурсы, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции, т.п.).

II.

Учебно-тематический план программы

Учебно-тематический план дополнительной  образовательной программы (по годам обучения)  содержит:

– перечень разделов, тем;

– количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

  Оформить учебно-тематический план рекомендуется в виде таблицы, где указывается наименование разделов и тем, общее количество часов, из них теоретических и практических.

III.

Содержание программы

дополнительного образования детей

Содержание программы дополнительного образования детей можно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

Раскрывать содержание следует в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описать тему означает:

– указать название темы;

–перечислить основные узловые моменты, которые излагаются в рамках данной темы;

–указать, в каких формах организуется образовательный процесс (теоретических, практических).

IV.

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей: методические разработки, методические рекомендации, дидактические материалы, техническое оснащение занятий, формы занятий, приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

V.

Список литературы

Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса. Литература, рекомендуемая для педагогов, детей и родителей по данной программе. В списке должны быть в том числе источники информации за последние 5 лет, ссылки на определенные сайты.

VI.

Приложения

Приложения к программе: календарно-тематический план программы (учебно-тематический план с датами проведения занятий), авторские методические разработки, свидетельства о публикации программы, дипломы с указанием участия программы в конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: "Педагогические технологии как средство повышения качества образования обучающихся НПО"

Ни для кого не секрет, что  у значительной части современных учащихся снижен уровень учебной мотивации, слабо развиты как высшие психические функции – память, логика, мышление, анализ, самоконтро...

Проект учебного занятия в рамках реализации интегрированного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушением слуха) по дисциплине: Теоретические и методические основы музыкального образования детей в ДОУ .

Проект занятия предназначен для группы 2 курса специальности СПО 050130 "Музыкальное образование". Проект выполнен в рамках повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе: "О...

Методические рекомендации по оценке эффективности антикоррупционного образования и формирования антикоррупционного мировоззрения обучающихся в СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр»

Актуальность настоящих рекомендаций обусловлена необходимостью повышения эффективности антикоррупционного образования  обучающихся и формирования у них антикоррупционного мировоззрения, что являе...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)» по МДК 01.08 «Музыкальный инструмент (синтезатор)» «Этапы интегра

laquo;Этапы интеграции навыков игры на музыкальном инструменте (синтезаторе) с навыками в других видах музыкальной деятельности (вокал, хоровое дирижирование) в рамках работы с детским хоровым коллек...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)» по МДК 01.08 «Музыкальный инструмент (синтезатор)» «Алгоритмы раб

Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) в соответствии с требованиями к М...

Методическая разработка "Проектирование современного урока физической культуры"

Методическая разработка "Проектирование современного урока физической культуры"...