Рабочая программа по русскому языку и культуре речи для учащихся СПО -1 курс
рабочая программа

Дёмина Алла Анатольевна

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:        

         Учебная дисциплина Русский язык и культура речи является общего гуманитарного и социально-экономического цикла  примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

         Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи я» обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.06 Русский язык и культура речи

38.02.07 Банковское дело

Москва, 2019г.

УТВЕРЖДЕНА

Протокол Педсовета № 11 от

 «04» июня 2018г

Разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования  по специальности 38.02.07 Банковское дело, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «26» февраля 2018 г. № 50135

РАССМОТРЕНА

Протокол ПЦК № 10 от

 « 29» мая 2019 г

Председатель ______ КоршуноваЛ.Н.

Разработчик (составитель):

Демина А.А.–преподаватель колледжа Московского университета имени С.Ю.Витте.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:         

        Учебная дисциплина Русский язык и культура речи является общего гуманитарного и социально-экономического цикла  примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

        Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи я» обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности  38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

        Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01- 10.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:  

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

ОК

Умения

Знания

ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. 

Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

 Основные категории, понятия, цели, задачи и принципы философии;

 роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира.

ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

  Роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды.

ОК 3. Планировать и организовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Роль философии в жизни человека и общества;

сущность процесса познания;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

 об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

 об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

 Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

ОК10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

 Роль философии в жизни человека и общества;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

очное

заочное

Объем образовательной программы

36

36

в том числе:

теоретическое обучение

20

4

практические занятия

16

2

курсовая работа (проект)

Самостоятельная работа

-

30

Промежуточная аттестация

дифференцированный зачет

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем, час

очное

заочное

1

2

3

4

5

Введение

Содержание учебного материала

2

1

Цели и задачи изучения дисциплины, связь с другими дисциплинами. Язык и речь. Функций языка. Основные единицы языка. Понятие о литературном языке. Формы литературного языка. Понятие о языковой норме. Типы нормы. Словари русского языка.

Практические занятия

Составления словаря с построением  высказываний в устной и письменной форме с учетом требований культуры речи.

2

Тема 1

Фонетика

Содержание учебного материала

2

1

Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения. Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация. Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов. Орфоэпические норма: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов.

Практические занятия

Определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю.  Выполнение упражнений по определению ударения в слове в рабочей тетради

2

Тема 2

Лексика и фразеология

Содержание учебного материала

4

1

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Лексические и фразеологические единицы русского языка. Афоризмы. Лексико-фразеологическая норма, ее варианты. Лексические ошибки: плеоназм, тавтология, алогизмы, избыточные слова в тексте и ошибки в употреблении фразеологизмов. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологий. Использование тропов в художественной речи. Характеристика основных тропов (метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, эпитеты, сравнение, аллергология, гипербола.

Практические занятия

Исправление лексических ошибок и ошибок в употреблении фразеологизмов в предложенном отрывке текста

2

1

Самостоятельная работа

5

Тема 3

Словообразование

Содержание учебного материала

4

1

Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования

Самостоятельная работа

5

Тема 4

Части речи

Содержание учебного материала

2

Самостоятельные части речи. Нормативное употребление форм слова Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова Служебные части речи .Стилистика частей речи. Нормативное употребление форм слова

Практические занятия

Выявление ошибок на употребление форм слова в отрывке текста. Выполнение  диктанта на склонение простых и сложных числительных. Выявление и исправление в предложенном тексте грамматических ошибок.

2

1

Самостоятельная работа

5

Тема 5

Синтаксис

Содержание учебного материала

2

Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложений. Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзные сложное предложения. Актуальное членение предложение. Выразительные возможности русского синтаксиса.

Практические занятия

Синтаксический разбор предложений. Выявление речевых ошибок в предложенном отрывке текста

2

Самостоятельная работа

5

Тема 6

Нормы русского языка

Содержание учебного материала

4

Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения. Принципы русской пунктуаций, функций знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.

Практические занятия

Выполнение орфографического и пунктуационного разбора предложенного отрывка текста. Выполнение диктанта на употребление заимствованных слов. Выполнение диктанта на употребление трудных  орфографических слов. Выполнение диктанта  на употребление сложных случаев пунктуации.

2

Самостоятельная работа

5

Тема 7

Стили речи

Содержание учебного материала

2

Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение, (объяснение, характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования).

Описание научное, художественное, деловое.

Функциональные стили литературного языка: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей. Жанры деловой и учебно-научной речи.

Практические занятия

Определение  стиля литературного  языка по отрывку  из текста. Составление  текста с использованием официально –делового языка

2

Самостоятельная работа

5

Дифференцированный зачет

Всего:

36

36

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины проходит в кабинете № 117.

Оборудование учебного кабинета:

Учебные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; классная доска.

Мультимедийный комплекс (проектор, экран) - 1, ноутбук – 1, колонки – 1 комплект.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Русский язык: Практикум для СПО / Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю., Фысина У.Н. - М.:РГУП, 2017. - 256 с.: ISBN 978-5-93916-586-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1006893
  2. Русский язык и культура речи : учебник / Н.В. Кузнецова. — 3-е изд. — М.: ФОРУМ : ИНФРА-М, 2016. — 368 с. — (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/661709
  3. Романичева Е. С. , Сосновская И. В. Введение в методику обучения литературе: учебное пособие Флинта, 2017 (http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115123)  
  4. Болотнова Н. С., Болотнов А. В. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография. Контрольно-тренировочные задания: учебное пособие – М.: Флинта, 2016 (http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83070)
  5. Иссерс О. С. , Кузьмина Н. А. Интенсивный курс русского языка. Почему так не говорят по-русски: учебное пособие – М.: Флинта, 2016 (http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83440)
  6. Попова Т. В., Рацибурская Л. В., Гугунава Д.В. Неология и неография современного русского языка: учебное пособие – М.: Флинта, 2017 (http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103820)

Дополнительные источники:

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2015.
  2. Литература: учебник для студ. учреждений средних проф. образования/ Г.А. Обернихина, И.Л. Вольнова, Т.В. Емельянова; под ред. Г.А. Обернихиной  — 12-е изд., стер. /. — М.: Академия, 2015.
  3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2015.
  4.  Русский язык и культура речи: этический аспект изучения: учебное пособие. Под ред. Араевой Л.А. – Кемеровский государственный университет: 2018. – 131 с.
  5. Лебедев Ю.В. Русская литератураXIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2015.
  6. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2015.
  7. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 2015.
  8. Словари:
  9. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2015.
  10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2015.
  11. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2015.
  12. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2015.
  13. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2015.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Студент умеет:

применять свои коммуникативные качества через богатство, точность, выразительность и другие качества речи

Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите результатов практических работ, выполнении внеаудиторной самостоятельной работы, тестирования и других видов текущего контроля

грамотно выражать свои мысли устно и письменно

систематизировать знания в области лингвистики

приобрести навыки, необходимые для эффективного общения с коллегами, руководством, потребителями.

Студент должен знать:

основные понятия культуры речи

Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите результатов практических работ, выполнении внеаудиторной самостоятельной работы, тестирования и других видов текущего контроля

правила речевого этикета

структуру и стилистические ресурсы русского языка

общие сведения о лингвистике как науке

основные нормы русского литературного языка

Фонды оценочных средств.

1. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
а) высматривая;
б) прощение;
в) приглушенный;
г) возчик.

2. Какое из перечисленных слов имеет значение «краткий вывод, изложение сути написанного, прочитанного или сказанного»?
а) резюме;
б) регламент;
в) отзыв;
г) резонанс.

3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?
а) к нарастающ…й бур…, в последн…м письм…;
б) вчерашн…м впечатлени…м, перед виднеющ…йся деревн…й;
в) под скрипуч…м ясен…м, о тончайш…м искусств…;
г) в звучащ…й реч…, на развевающ…мся знамен… .

4. В каком варианте ответа нужно поставить тире? (Знаки не расставлены.)
а) Все казалось каким-то сказочным и небо, и воздух, и травы.
б) Любить иных тяжелый крест…
в) О человеке судят не по словам а по поступкам.
г) Я знаю научные поиски дадут результаты.

5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
а) р…птать, прик…снуться, гр…мадный;
б) соб…рут, св…детельство, загл…дение;
в) выт…рать, обл…денение, с…луэт;
г) г…потеза, зач…рстветь, зап…рать.

6. Выберите правильное определение.
а) Официально-деловой стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе.
б) Научный стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, учебников, который определяется их содержанием и целями – по возмож-ности точно и полно объяснить факты окружающей действительности.
в) Разговорный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.
г) Публицистический стиль – это стиль общения обычного человека, позволяющий передавать эмоции и мысли другим людям.

7. В каком слове ударение на первом слоге?
а) включена;
б) цемент;
в) цыган;
г) шприцы.

8. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
а) пр…творить в жизнь, пр…секать попытки, пр…светлый;
б) видеос…ёмка, в…ются, кар…ерист;
в) без…скусный, дез…нформация, без…сходная;
г) ра…долье, во…дать, ра…фасовать.

9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
а) пять апельсинов;
б) наиболее решительнее;
в) в двухстах метрах;
г) на их территории.

10. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я?
а) грохоч…щие звуки, люди запомн…т;
б) угли тле…т, цвета выгор…т;
в) вяж…щий привкус, наде…щийся на взаимность;
г) беспоко…щийся о будущем, повара вар…т.

11. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
а) (по)больше, вряд(ли), (изумрудно)зеленый;
б) (по)прежнему работать, (еле)еле, посмотри(ка);
в) кто(же), (плащ)палатка, (северо)восточный;
г) (зелено)глазый, (по)дружески, кто(то).

12. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Возражая собеседнику,
а) …я привел аргументы.
б) …часто не учитываются законы психологии.
в) …у нас возникло взаимопонимание.
г) …ему позвонили.

13. В каком варианте ответа нужно поставить только одну запятую? (Знаки не расставлены.)
а) Людей данного типа больше всего беспокоит как слушание влияет на их отношения с людьми что могут подумать о них окружающие люди.
б) Выявление личных предпочтений других людей оказывается нам одинаково полезно когда мы выступаем и в роли слушателя и в роли оратора.
в) Интересно что огромное количество новых близких отношений возникает у нас с теми людьми которые ищут кого-нибудь и кто был бы готов понимать и слушать их.
г) Большинство слушателей во время разговора имеют привычку то как бы исчезать где-то вдали то появляться вновь.

14. В каком слове ударение на втором слоге?
а) хвоя;
б) коклюш;
в) созвонимся;
г) углубленный.

15. Выберите верное толкование слова «договор».
а) Договор – это документ, закрепляющий правовые отношения юридических лиц или физического лица с юридическим лицом.
б) Договор – это документ, в котором прописаны права сторон.
в) Договор – это документ о правовых взаимоотношениях.
г) Договор – это сговор дух людей.

16. В каком слове произносится согласный «к»?
а) Бог;
б) где;
в) друг;
г) кит.

17. Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, испытывающий ненависть к людям, человеконенавистник»?
а) меланхолик;
б) максималист;
в) мизантроп;
г) лицедей.

18. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Старайтесь одобрить даже незначительные успехи и это вызовет у собеседника желание добиться еще большего.
а) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
б) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
в) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
г) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

19. Укажите фамилию, которая не склоняется.
а) Леонид Гайдай;
б) Альбер Камю;
в) Василий Лановой;
г) Мигель де Сервантес.

20. Выберите термин, который обозначает «слова, противоположные по значению».
а) синонимы;
б) паронимы;
в) омонимы;
г) антонимы.

21. Выберите слово, которое не имеет форм единственного числа.
а) торты;
б) ножи;
в) сливки;
г) листья.

22. Определите неправильное утверждение.
а) Русский язык относится к славянской группе.
б) Русский язык относится к индоевропейской семье.
в) Русский язык относится к южнославянской подгруппе славянской группы.
г) Русский язык относится к восточнославянской подгруппе.

23. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
а) Кто слишком долго думает о том, чтобы сделать добро тому нет времени быть добрым (Р. Тагор).
б) Высшая нравственность – это жертва своей личности в пользу коллектива (М.М. Пришвин).
в) Только красота, сочетающаяся со скромностью, имеет право называться красотою. Красота же без скромности – это не красота, а всего-навсего миловидность (М. Сервантес).
г) Малые печали словоохотливы, глубокая скорбь безмолвна (Сенека).

24. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
а) популяция;
б) засохший;
в) переживая;
г) натуральный.

25. Какое из перечисленных слов имеет значение «подражание, воспроизведение с некоторой точностью»?
а) имитация;
б) сенсация;
в) оппозиция;
г) стереотип.

26. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?
а) по застывш…й глад…, на вздревнувш…м петух…;
б) завораживающ…м пени…м, под высохш…м полотенц…м;
в) о ведущ…м специалист…, на пестреющ…м покрывал…;
г) тонк…м сло…м, в зеленеющ…й долин… .

27. В каком варианте ответа нужно поставить тире? (Знаки не расставлены.)
а) Небо словно шатер голубой…
б) Всех принимает Земля и бродягу и философа и святого и отшельника.
в) Теперь я понял без прошлого не прожить.
г) Семь магическое число.
28. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
а) проб…раться, м…ниатюра, сбл…жаясь;
б) заст…лая, л…тучий, инж…нер;
в) опр…вдать, прик…снуться, к…мбинация;
г) гр…мадный, водор…сли, тр…вянистый.

29. Выберите правильное утверждение.
а) Основная функция языка – быть средством украшения общения.
б) Славянскую письменность изобрел Владимир Мономах.
в) Диалект относится к литературным формам существования языка.
г) Разговорная речь относится к литературным формам существования языка.

30. В каком слове ударение на последнем слоге?
а) снято;
б) газопровод;
в) принят;
г) банты.

31. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
а) не…говорчивый, чре…вычайно, бе…мятежный;
б) от…грали, мед…нститут, пред…нфарктный;
в) с…ехали, зав…южило, в…едливый;
г) не…деланный, бе…церемонный, во…пылал.

32. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
а) больше шестьдесят рублей;
б) нет мест;
в) несколько килограммов;
г) в двухстах метрах.

33. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Ю?
а) помн…щий детали, тревож…щийся понапрасну;
б) мел…щий муку, овцы бле…т;
в) дворники крас…т, скач…щий галопом;
г) зайцы пряч…тся, дыш…щий с трудом.

34. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
а) (по)меньше, зачем(то), (пол)мандарина;
б) (кое)где, (научно)исследовательский, (иссиня)черный;
в) бок(о)бок, голубо(глазый), (полу)легальный;
г) взгляни(ка), (вот)вот, знай(же).

35. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Исполняя эту пьесу,
а) …было чувство радости.
б) …я старался передать свое настроение.
в) …должен учитываться авторский замысел.
г) …зал хорошо слушал пианиста.

36. В каком варианте ответа нужно поставить только одну запятую? (Знаки не расставлены.)
а) Прогулка или разговор с другом были одинаково приятны для него.
б) Вечер и наступившая прохлада расслабили и упокоили нас.
в) Ученье да труд все перетрут.
г) В колледже он с увлечением занимался как гуманитарными так и естественно-математическими дисциплинами.

37. В каком слове ударение на втором слоге?
а) диспансер;
б) каталог;
в) включишь;
г) кладовая.

38. Выберите верное толкование слова «менеджер».
а) специалист по управлению;
б) управляющий сбытом;
в) ответственный работник;
г) молодой специалист.

39. В каком слове произносится согласный «х»?
а) снег;
б) мягкий;
в) город;
г) друг.

40. Какое из перечисленных слов имеет значение «постепенное ухудшение, снижение каких-либо качеств, упадок»?
а) депрессия;
б) эволюция;
в) деградация;
г) революция.

41. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
С первых лет возникновения скаутских отрядов появились их песни и одной из любимых скаутами песен была «Картошка».
а) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
б) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
в) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
г) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

42. Укажите фамилию, которая склоняется.
а) Александр Лукашенко;
б) Наталия Герцен;
в) Алексей Крученых;
г) Эрнест Хемингуэй.

43. Выберите термин, который обозначает «слова, близкие по значению».
а) синонимы;
б) паронимы;
в) омонимы;
г) антонимы.

44. Выберите слово, которое не имеет форм множественного числа.
а) тишина;
б) вода;
в) песок;
г) стекло.

45. Определите неправильное утверждение.
а) Русский язык относится к славянской группе.
б) Диалект относится к нелитературным формам существования языка.
в) Славянскую письменность изобрели Кирилл и Мефодий.
г) Понятие «жаргон» уже понятий «арго», «сленг».

46. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
а) Только тот может горячо любить добро, кто способен от всей души, непримиримо ненавидеть зло (Ф. Шиллер).
б) Мы должны благодарить тех, которые указывают нам наши недостатки (Б. Паскаль).
в) С юных лет приучайся прощать проступки ближнего и никогда не прощай своих собственных (А.В. Суворов).
г) Доброта – качество излишек которого не вредит (Дж. Голсуорси).

47. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
а) запекая;
б) отцветший;
в) перепечатанный;
г) сознание.

48. Какое из перечисленных слов имеет значение «склонный к нападению, насилию; враждебный, захватнический»?
а) склочный;
б) свирепый;
в) агрессивный;
г) яростный.

49. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?
а) у находивш…йся крепост…, под выросш…м деревц…м;
б) с поникш…й ветк…, сверкнувш…м солнц…м;
в) до будущ…й встреч…, о дальнейш…м сотрудничесв…;
г) на коптящ…йся печк…, в заскрипевш…й телег… .

50. В каком варианте ответа нужно поставить тире? (Знаки не расставлены.)
а) Язык народа лучший никогда не увядающий вечно распускающийся цвет его духовной жизни.
б) Для арабских мыслителей греческие тексты утратив свой живой и непосредственный характер превратились в своего рода священные книги.
в) Педагогика совокупность теоретических и прикладных наук изучающих воспитание образование и обучение.
г) Теперь я понял без прошлого не прожить.
51. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
а) ин…циалы, мер…диан, забл…стевший;
б) к…мпромисс, прик…сновение, пром…чить;
в) в…юга, суб…ект, вороб…и, в…ехать;
г) крыж…вник, ж…лудь, ч…рный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторские рабочие программы по русскому языку и русскому языку и культуре речи

Рабочие программы могут быть полезны преподавателям русского языка ССУЗов...

Рабочая тетрадь по русскому языку и культуре речи

В процессе обучения «Русскому языку и культуре речи» студенты должны осознать различие между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения ме...

Рабочая программа дисциплины "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи" является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности  54.02.01 ...

Рабочая программа дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» разработана на основе и согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык и культура речи

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.02 Преп...

методические указания по усвоению дисциплины русский язык и культура речи для учащихся СПО -1 курс

Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы, изучается в 1 семес...