Рабочая программа дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
рабочая программа по теме
Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» разработана на основе и согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по программе подготовки специалистов среднего звена (далее - П П С С З).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_r.ya_._i_kultura_rechi.docx | 41.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Медицинский техникум № 2»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор СПб ГБПОУ «МТ № 2»
____________ Баженова О.П.
«______»_____________2017 г.
Рабочая программа
дисциплины
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
по ППССЗ
специальности 34.02.02 «Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)»
базовая подготовка
Квалификация: медицинская сестра/медицинский брат
Форма обучения: очная.
СОГЛАСОВАНО:
Методист СПб ГБПОУ МТ № 2
_____________Зобнина И.А.
«___» _________2017 г.
Председатель ЦМК
_____________ Белова Н.М.
«___»__________2017 г.
Санкт-Петербург – 2017 г.
РАССМОТРЕНА на заседании ЦМК общеобразовательных дисциплин Протокол № ___ от «__» _____ 2017 г. председатель ЦМК ___________/Белова Н.М./ | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе ___________/Л.Г. Анненко/ «___» ______ 2017 года |
ОДОБРЕНА Методическим Советом СПб ГБПОУ «МТ №2» протокол № ___ от «___» ____2017 г. председатель МС ________________ /Л.Г. Анненко/ |
Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» разработана на основе и согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по программе подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ).
34.02.02 Медицинский массаж
Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Медицинский техникум №2».
Разработчик: Троценко И.Н., преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 12 |
| 13 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
- Область применения программы
Программа учебной дисциплины является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы (вариативная часть ОПОП) по ППССЗ по специальности 34.02.02 Медицинский массаж.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» включена в вариативную часть цикла ОГСЭ и является продолжением и развитием дисциплины общеобразовательного цикла «Русский язык».
Дисциплина ориентирована на темы, актуальные для современного человека: основные понятия культуры речи, правила речевого этикета, основные нормы русского литературного языка.
Дисциплина содержит практические занятия, цель которых – применять на практике полученные теоретические знания, отрабатывать навыки.
Предполагается самостоятельная работа студентов, включающая освоение теоретического материала, выполнение закрепляющих упражнений и заданий творческого характера.
Учебная значимость дисциплины состоит в том, чтобы сделать речь обучающихся грамотной, яркой и выразительной; дать навыки, необходимые для эффективного общения с коллегами, руководством, потребителями; систематизировать знания в области русской лингвистики.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
- воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- дальнейшее совершенствование речевых навыков и умений студентов;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями грамотного использования строительных терминов;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка;
- применение полученных знаний и умений в собственной как письменной, так и устной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- особенности строительной терминологии, её отличие от общеупотребительной лексики;
- способы образования строительных терминов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, жаргон, просторечие, диалект, языковая норма, культура речи;
- лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
- жанровые особенности реферата;
- лексические, синтаксические изобразительно-выразительные средства языка.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвостилистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- пользоваться лингвистическими словарями;
- произносить слова в соответствии с современными орфоэпическими нормами;
- давать оценку новому слову с позиции словообразовательных норм;
- образовывать грамматические формы слов в соответствии с морфологическими нормами;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
- составлять разного вида конспекты на основе изучаемых текстов;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;
- писать реферат в соответствии с современными правилами научной коммуникации;
- моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
- использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
Общие компетенции, которые актуализируются в процессе освоения дисциплины:
Название компетенции | |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
практические занятия | |
контрольные работы | 8 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
| |
Итоговая аттестация в форме тестовой зачетной работы |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «русский язык и культура речи»
Наименование разделов | Содержание учебного материала: аудиторная, самостоятельная и практическая работа студентов | Объём часов | Уровень освоения |
1. Введение. | 1. Вводное занятие. | 2 | ознакомительный |
2. Фонетика и орфоэпия. | 1. Фонетика и орфоэпия. Русское ударение, его свойства. Нормы русского литературного произношения. | 2 | ознакомительный, репродуктивный |
2. Контрольная работа по разделу «Фонетика и орфоэпия». | 2 | репродуктивный, продуктивный | |
Сам. раб. Подготовка к контрольной работе. | 2 | репродуктивный | |
3. Лексические нормы. | 1. Лексические нормы. Фразеологические нормы. Лексический состав языка. Л. Значение, сочетаемость. Полисемия. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Заимствованная лексика. Активный и пассивный запас. Лексические ошибки: тавтология, плеоназм, нарушение лексической сочетаемости, употребление слова без учёта его значения. | 2 | ознакомительный, репродуктивный |
2. Контрольная работа по разделу «Лексические нормы». | 2 | репродуктивный, продуктивный | |
Сам. раб. Анализ словарей. | 2 | репродуктный | |
4. Словообразовательные нормы. | 1. Состав слова. Способы словообразования. Неологизмы. Способы образования строительных терминов. | 2 | ознакомительный, репродуктивный |
2. Морфемный и словообразовательный анализ. | 2 | репродуктивный | |
Сам. раб. Морфемный и словообразовательный разбор. Источник по выбору учащегося. | 2 | репродуктивный | |
5. Морфологические нормы. | 1. Грамматическое значение слова. Части речи: самостоятельные и служебные. Нормативное употребление грамматических форм слов. Род существительных. Падежные окончания существительных. Несклоняемые существительные. Склонение числительных. Образование степеней сравнения прилагательных. Образование кратких форм прилагательных. | 2 | ознакомительный, репродуктивный |
Сам. раб. Морфологический разбор. | 2 | репродуктивный | |
6. Синтаксические нормы. | 1. Словосочетание и предложение. Виды связей в словосочетании: управление, согласование, примыкание. Нормы управления. Согласование определения с определяемым словом. Члены предложения. | 2 | ознакомительный, репродуктивный |
2.Контрольная работа по разделу «Синтаксические нормы» . | 2 | репродуктивный, продуктивный | |
Сам. раб. Составить словарь по теме «Синтаксис». | 2 | репродуктивный | |
7. Орфографические нормы. Пунктуационные нормы. | 1. Основные принципы русской орфографии. Знаки препинания при БСП и прямой речи. | 2 | продуктивный |
2. Контрольная работа по разделу «Орфографические и пунктуационные нормы» . | 2 | репродуктивный | |
Сам. раб. Анализ орфограмм из отрывка текста. | 2 | репродуктивный, продуктивный | |
8. Функциональные стили. | 1. Функции языка и функциональные стили. Особенности функциональных стилей: официально-делового, научного, публицистического, разговорного. | 2 | ознакомительный, репродуктивный |
2. Понятие «текст». Понятие ССЦ. Структура текста. Анализ текста. Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Вторичные тексты: конспект, план, тезисы. | 2 | ознакомительный, репродуктивный | |
Сам. раб. Определение стиля текста. | 2 | репродуктивный | |
Сам. раб. Определение типов речи. | 2 | репродуктивный | |
Сам. раб. Подготовка к зачету. | 2 | репродуктивный | |
ЗАЧЁТ | 2 | продуктивный | |
Итого: | 48 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, словари, комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Изд. 32-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 539 с.
- Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. Учебник. –М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014.
- http://dic.academic.ru
- http://gramota.ru
- http://slovari.ru
Дополнительные источники:
1.Барышникова Е.Н., Клепач Е.В., Красс Н.А. Речевая культура молодого специалиста. – М.: Флинта, Наука, 2007.
2. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
3. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
4. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи. – М.: Гардарики, 2006.
5. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. – М., 2011.
Список словарей:
1. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1999.
2.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «А ТЕМП», 2009.
3. Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка. – М.: Астрель: АСТ, 2008.
4.Русская речевая культура. Учебный словарь-справочник. – СПб.: САГА, Азбука-классика, 2006.
5.Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.И.Ушакова. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006.
6.Фразеологический словарь русского языка. – СПб.: ООО «Виктория-плюс», 2009.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
● анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; ● проводить лингвостилистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; ● пользоваться лингвистическими словарями; ● произносить слова в соответствии с современными орфоэпическими нормами; ● давать оценку новому слову с позиции словообразовательных норм; ● образовывать грамматические формы слов в соответствии с морфологическими нормами; создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения; ● составлять разного вида конспекты на основе изучаемых текстов; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации; ● моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления; ● использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи; ● соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | 1. Контрольные работы по проверке теоретического материала. 2. Тестовые работы. 3. Практические занятия (выполнение упражнений, работа с текстом). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»
Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»...
Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для заочного отделения
Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для заочного отделения...
Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 101101 «Гостиничный сервис» (углубленной подготовки)
Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность101101 «Гостиничный сервис»(углубленной подготовки)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык и культура речи по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качеств...
Рабочая программа дисциплины "Русский язык и культура речи"
Рабочая программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи" является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 54.02.01 ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык и культура речи
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.02 Преп...
Рабочая программа по русскому языку и культуре речи для учащихся СПО -1 курс
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина Русский язык и культура р...