Рабочая тетрадь по русскому языку и культуре речи
учебно-методический материал на тему

Иноземцева Лилия Валерьевна

В процессе обучения «Русскому языку и культуре речи» студенты должны осознать различие между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах русского литературного языка; знать наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка.Программа дисциплины «Русский язык и культура речи предполагает не только изучение основных теоретических положений, но и практических навыков.Практические занятия по дисциплине «Русский язык и культура речи» проводятся в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования .В процессе обучения «Русскому языку и культуре речи» студенты должны осознать различие между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах русского литературного языка; знать наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка.Программа дисциплины «Русский язык и культура речи предполагает не только изучение основных теоретических положений, но и практических навыков.Практические занятия по дисциплине «Русский язык и культура речи» проводятся в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pr.rab_rabochaya_tetrad.doc198.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Тамбовской области

ТОГБПОУ  « ЖЕРДЕВСКИЙ КОЛЛЕДЖ САХАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

    РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

     для практических занятий

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

                                      Ф.И.О. студента

Группа                                                                                      Специальность

Учебный год ______________


Оглавление

Стр.

Введение

Вводный инструктаж

Практические работы

1 Словари русского языка

2 Фонетические средства речевой выразительности

3 Изобразительно-выразитительные возможности лексики и фразеологии

4 Особенности употребления фразеологизмов. Афоризмы.

5 Стилистические возможности словообразования

6 Морфологический разбор частей речи

7 Выразительные возможности словообразования

8 Способы оформления чужой речи

9 Функциональные стили литературного языка

10 Особенности построения текста различных стилей

Литература

Введение

В процессе обучения «Русскому языку и культуре речи» студенты должны осознать различие между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах русского литературного языка; знать наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка.

Программа дисциплины «Русский язык и культура речи предполагает не только изучение основных теоретических положений, но и практических навыков.

Практические занятия по дисциплине «Русский язык и культура речи» проводятся в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и примерной программой учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» для средних специальных учебных заведений и рассчитана на 10 часов.

Цель рабочей тетради  -  помочь студентам в подготовке и выполнении практических работ.

Перед выполнением практических заданий, студентам предлагается повторить соответствующий теоретический материал, ответить на контрольные вопросы при допуске к работе, внимательно ознакомиться с содержанием работы, ответить на вопросы для зачета.

В конце урока преподаватель ставит зачет или оценку, которая складывается из результатов наблюдения за выполнением практической части работы, проверки отчета, беседы в ходе работы или после нее.

Вводный инструктаж

        Вводный инструктаж необходим для разъяснения студентам организационных вопросов выполнения практических заданий.

        Практические занятия проходят в учебном кабинете. Со студентами проводится инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности.

        На каждом практическом занятии перед студентами ставятся цели, задачи, указывается время выполнения каждого задания; разъясняются правила заполнения рабочей тетради и порядок оформления.

        

Практическая  работа  №  1

Тема: « Словари русского  языка»

Наименование  работы: работа со словарями русского языка.

Цель работы: научиться пользоваться словарями русского языка.

Приобретаемые навыки и умения: студенты смогут находить и исправлять речевые ошибки.

Норма времени: 45  минут.

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь, толковый словарь

Литература: Н.В.Кузнецова «Русский язык и культура  речи», М., 2006г, с.14-19

Контрольные  вопросы  при  допуске к занятию

1 Основные нормы литературного языка.

2 Виды словарей.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методические  указания

Для понимания практического задания рекомендуется ознакомиться со всеми видами словарей.

Порядок  выполнения  работы

1.  Пользуясь толковым словарем, выпишите все значения слов. Составьте с этими словами словосочетания и предложения.

Верткий  -  вертлявый,               водный  -  водяной,

искусный  -  искусственный,     одеть  -  надеть,

поступок  -  проступок,               уплатить  -  оплатить.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. К данным словам  подберите  синонимы.

 а) Блестеть, бросать, бояться, хотеть.

 б) Врач,  одежда, холод,  труд.

 в)  Горячий, жестокий, красивый, интересный.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Пользуясь орфоэпическим  словарем, расставьте ударение в следующих словах:

боязнь,  щавель,  жалюзи,   договор,       грушевый,  сливовый,  кулинария, звонит,  квартал, алкоголь, вербовщик,  каталог,       баловать.

4.  Исправьте предложения, используя синонимы.

Одинокий дом одиноко стоял на краю села.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Робкий мальчик  своей робостью резко отличался от своих товарищей, которые нередко смеялись над его робостью.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Все работали  напряженно, выполняя срочную работу.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Обширные залы обширного здания выставки были заполнены экспонатами.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы  для  зачета

1.  Что такое  словарь?

 Для  чего нужны  словари?

 2.  Назовите  различные  типы  словарей.

Для чего  предназначен каждый из них?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата_________  Оценка____________  Подпись

                                                                     преподавателя_________________

Практическая  работа  №  2

Тема: «Фонетические средства речевой  выразительности»

Дисциплина: «Русский язык и культура  речи»

Наименование  работы: «Распознавание фонетических средств речевой    

                                  выразительности на литературных примерах»                    

Цели: научиться на практике определять смысловую значимость явлений ассонанса  и  аллитерации.

Приобретаемые умения и навыки: приобретение навыков нахождения в данных примерах ассонанса  и  аллитерации.

Норма времени: 45  минут.

Оснащение рабочего места  : рабочая тетрадь.

Литература: учебник Н.В.Кузнецовой «Русский язык и культура речи».

Контрольные вопросы при допуске к занятию

1.  Объясните понятие ассонанс, назовите основные его функции.

2. Объясните понятие и смысловую значимость аллитерации.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методические указания

Для понимания практического задания рекомендуется изучить тексты, стихи поэтов Н.А.Некрасова, А.Т.Твардовского

Порядок выполнения работы:

Задание 1.  Какие чувства вызывает стихотворение Н.А. Некрасова «Русь»?  Какую роль играет созвучие гласных о, у, ы?

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и всесильная,

Матушка – Русь.

Сила народная,

Сила могучая –

Совесть спокойная,

Правда живучая!

Русь не шелохнется,

Русь – как убитая!

А загорелась в ней

Искра  сокрытая.

Встали – небужены,

Вышли – непрошены:

Жита по зернышку

Горы накошены.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 2.  Найдите в стихотворении А.Т. Твардовского о сенокосе аллитерацию.

Покос высокий, как постель,

Ложился, взбитый пышно,

И непросохший сонный шмель

В покосе пел чуть слышно.

И с мягким маком тяжело

Косьё в руках скрипело.

И солнце жгло,

И дело шло,

И все, казалось, пело:

Коси, коса,

Пока роса,

Роса – долой, -

И мы домой.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________

Вопросы для зачета

1. Какие средства речевой выразительности вы знаете?

2. Какова роль ассонанса и аллитерации в общей структуре поэтических текстов?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата______________Оценка____________Подпись преподавателя

Практическая работа №3

Тема: Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.

Дисциплина: «Русский язык и культура речи»

Наименование работы: Распознавание изобразительно-выразительных возможностей лексики и фразеологии.

Цели: научиться на практике определять  изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.

Приобретаемые умения и навыки: умение грамотно использовать в речи  изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии с целью образного совершенствования речи.

Норма времени: 45 минут.

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь.

Литература: Н.В.Кузнецова «Русский язык и культура  речи», М., 2006г.

 Контрольные вопросы при допуске к занятию

1 Скажите, какие понятия передаются с помощью следующих парафраз.

   Приведите примеры использования образных, метафорических оборотов       вместо прямого называния предмета.

Белое золото, черное золото, голубая планета, белая смерть, корабль пустыни, зеленый змей, спутница жизни, зеленый пожар, однорукие бандиты, город Желтого Дьявола, туманный Альбион, город на Неве.

2 Фразеологизм как косвенно-номинативная единица языка; как вы это понимаете?

3  Какие изобразительно-выразительные лексики вы знаете?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методические указания

Изучить рекомендуемую литературу

Порядок выполнения работы

Задание 1. Составьте предложение с приведёнными ниже фразеологическими оборотами.

Ловить на лету: 1) жадно слушать, ничего не упускать;

                            2) быстро, легко понимать, усваивать.

                            ___________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Переливать из пустого в порожнее:

  1. проводить время в разговорах, в пустой болтовне;
  2. заниматься бесполезным делом, бесцельно тратить время:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Терять  голову:  1)попасть в затруднительное положение;

        2) приходить в растерянность, не знать, что делать от                      

            волнения, как поступить.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание  2. Объясните значение фразеологических выражений и крылатых слов.

Блудный сын, альфа и омега, Иудин поцелуй, камень преткновения, козёл отпущения, манна небесная, хлеб насущный.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Исправьте ошибки в использовании устойчивых  словосочетаний.

1 Известно, какую важную роль в воспитании молодёжи имеет наша литература.

2  Надо, чтобы комитет играл в этом деле главную скидку.

3  Я вам зуб  даю на  отсечение, зачёт вы не сдадите.

4  Так вот, где собака порылась!

5 Нашему герою всё удаётся, должно быть, он родился под счастливой луной.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание  №4

Проанализируйте отрывки из выступлений. Выделите средства речевой выразительности, использованные ораторами.

1. Сейчас мы на нашей конференции избавляемся от политической близорукости или от астигматизма. Но, кроме того, существует и просто нормальная человеческая близорукость. Для её лечения нужно иметь орудие производства, которые должны принадлежать нам (С.Федоров).

2.  Сегодня-рубеж. История близко приблизилась к нам и с надеждой заглядывает нам в глаза: не ошиблись, не струсь, не испугайся! Человек, сегодня ты ещё многое можешь сделать, завтра может быть поздно! Будь умным, и не чужой дядя будет за нас решать, а мы сами должны отстоять и укрепить демократию и народовластие, другой силы нет (М.Ульянов)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Вопросы для зачета

1. Какие  изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии вы знаете?

2.  Каковы  особенности употребления в речи фразеологизмов?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Дата______________Оценка____________Подпись преподавателя

 Практическая  работа  № 4

Тема: «Особенности употребления фразеологизмов и афоризмов»

Дисциплина : «Русский язык и культура  речи»

Наименование  работы: «Распознавание фразеологизмов в обыденной речи,

        уметь исправлять речевые ошибки, возникшие в

        результате ненормативного употребления

        фразеологических единиц»

Приобретаемые умения и навыки: умение грамотно использовать в речи фразеологизмы с          целью образного совершенствования речи.

Норма времени: 45  минут. 

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь, словарь фразеологизмов.

Литература: учебник Н.В.Кузнецовой «Русский язык и культура речи»

Контрольные вопросы при допуске к занятию

1. Объясните значение фразеологизмов, какое слово является ключевым для всех устойчивых словосочетаний. Составьте 5 предложений с фразеологизмами.

Водой не разольешь, как  в воду опущенный, толочь воду в ступе, носить воду решетом, седьмая вода на киселе, воду не замутит, набрал в рот воды, как в воду глядел, как две капли воды, прошли огонь и воду, концы в воду, как рыба в воде, вилами по воде писано, как с гуся вода, как в воду кануть, вывести на чистую воду, выйти сухим из воды.

2.  Что такое  фразеология?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Методические указания

Изучить рекомендуемую литературу

Порядок выполнения работы

Задание 1.  Выпишите отдельно фразеологизмы и свободные словосочетания. Вешать хомут на шею, вешать портьеры, на черный день, осенний день, центр тяжести, центр города, попасть в точку, поставить точку в конце предложения, поставить точку в этом деле, себе на уме, не в своем уме, в детском уме, заколдованный круг, нарисованный круг.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание  2. Укажите и исправьте речевые ошибки при употреблении фразеологизмов.

  • Я взглянул на небо: звезды так и падали, наверное, это и был звездный час.
  • Писатель идет в одну ногу  со своим временем.
  • Все у них было шито крыто, так что комар  носа не просунет.
  • Теперь понятно, где собака порылась.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.  Объясните значение фразеологизмов, составьте с ними предложения.

Подводить под монастырь, перегибать палку, сводить концы с концами, курам на смех.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для зачета

1.Объясните смысл следующих фразеологических выражений литературного происхождения.

1.1.  Все пройдет как с белых яблонь дым (С.Есенин)

1.2. Горький сказал, что Леонид Борисович Красин его близкий друг и правая рука.

1.3. Схема взята из твоей дипломной работы – об этом в заявке написано черным по белому (А.Белинский)

2. Перечислите характерные признаки фразеологизмов? Как они подразделяются?

3. Чем отличаются фразеологизм от свободных сочетаний?

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата______________Оценка__________Подпись преподавателя_________

Практическая работа №5

Тема:  «Стилистические возможности словообразования»

Дисциплина: « Русский  язык  и  культура  речи».

Наименование  работы: определение стилистических ресурсов словообразования.

Цель:  научиться правильно определять формы слова в отличие от родственных слов;

уметь адекватно оценивать лексическое  значение слова, имеющего стилистически обоснованный  словообразовательный суффикс (приставку).

Приобретаемые навыки и умения: приобретение навыков определение способов словообразования; умение определять формы слова в отличие от родственных слов.

Норма времени: 45  минут.

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь, толковый словарь С.Н.Ожегова

Литература:  учебник Н.В. Кузнецовой «Русский язык и культура речи»

Контрольные вопросы при допуске к занятию

1. Прочитайте и определите, каким способом образованы выделенные слова. приведите свои примеры на каждый из этих способов, применяя лексику вашей профессии.

1.1. Настольный теннис_____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

1.2. Безвыходная ситуация__________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

1.3. Красивый ночник_______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

1.4. Серебряное кольцо______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

1.5. Строгий завуч  __________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

1.6. Увлекательный турпоход______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.7. Здание ЖКСП  _________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что такое словообразование и лексика?

Методические указания

Изучить рекомендуемую литературу

Задание № 1 Используя все известные вам суффиксы, обозначьте новые слова от следующих:

Друг – __________________________________________________________

Дом – __________________________________________________________

Книга- __________________________________________________________

Задание № 2 Разделите на две группы слова: 1) с положительной оценкой;

2) с отрицательной оценкой.

Бабуля, старикан, сестричка, девка, старичок, бабка, детина, деточка, девчонка, сеструха, братишка, тетенька, старикашка, тетка, деваха.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание № 3 Объясните, на какие 2 логические группы можно разделить следующие слова, выделите словообразовательные суффиксы в каждом слове.

 Домик, комнатушка, деточка, крохотный, огромный, домище, детина, малюсенький, ножища, мужичек, большущий, зайчишка, милиардище, ручонка, тонюсенький, женишок, толстущий.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Вопросы для зачета

Вспомните, какие слова в русском  языке называются паронимами.

Составьте  предложения или словосочетания с паронимами. За справками обращайтесь к словарям трудностей русского языка.

Осудит – обсудить;

Новшество – новинка;

Урожай – урожайность;

существо -  сущность;

Представить – предоставить;

Блудить – блуждать.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата______________Оценка__________Подпись преподавателя_________

 Практического  занятия №6

Тема:  «Морфологический разбор частей речи»

Дисциплина: Русский  язык  и  культура  речи.

Наименование  работы: определение  морфологических признаков частей речи.

Цель:  закрепить навыки морфологического  разбора частей речи.

Приобретаемые навыки и умения: формирование умения исправлять ошибки, допущенные при образовании слов; приобретение навыков морфологического разбора слов.

Норма времени: 45  минут.

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь.

Литература:  учебник Н.В. Кузнецовой «Русский язык и культура речи»

Контрольные  вопросы  при  допуске к занятию

1 Что такое склонение?

2 Сколько склонений у имени существительного?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методические указания

Изучить рекомендуемую литературу

Порядок выполнения работы

Задание  №1  Разберите  слова  по  составу.

Поднебесный, серебряный, разувериться, пылесос, подъехать, приветливость, ночник, бриться, дотемна.

Задание №2 Прочитайте высказывание М.В.Ломоносова . Сформируйте основную мысль.

Прочитайте, укажите ошибки, допущенные при образовании слов.

Перепишите в исправленном виде, сделайте морфологический разбор выделенных слов.

1. Дворник, чисто подметший двор, отдыхал на скамейке.

2.  Тщательно прицелившись,  фазан был убит охотникам.

3.  Стюардесса предложила пассажирам занять свое место.

4. Речь бабушки более ярче и выразительна, чем речь других героев повести.

5. Ольга  была более моложе Татьяны.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для зачета

1.  Какими признаками характеризуется имя существительное?

2.  Какими признаками характеризуется имя  прилагательное ?

3. Какими признаками характеризуется  глагол?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата______________Оценка__________Подпись преподавателя_________

Практическая  работа  №  7

Тема: «Синтаксический  разбор  предложения»

Наименование  работы: Выразительные возможности в предложении русского синтаксиса.

Цель работы: закрепить порядок синтаксического разбора.

Приобретаемые навыки и умения: уметь делать синтаксический разбор предложения, знать синтаксический строй предложения.

Норма времени: 45  минут.

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь

Литература: Н.В.Кузнецова «Русский язык и культура  речи», М., 2006г.

Контрольные  вопросы  при  допуске к занятию

1. Что такое предложение?

2. Перечислите виды предложений.

3. Что такое инверсия?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методические  указания

Для выполнения практического задания рекомендуется изучить литературу.

Порядок  выполнения  работы:

Задание №1

Найдите в следующих предложениях ошибки, связанные с порядком слов. Запишите правильный вариант.

а) Мальчик съел котлету вместе со своей овчаркой. б) Я хочу пойти на футбол с тобой только. в) Меня фильм этот заинтересовал очень.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2

Сделайте синтаксический разбор предложения.

1 «Он много видел, много знал, и от него я многому научился».

2 Мы подъехали к крепости, куда входила наша артиллерия.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3

Сделайте из следующих нераспространенных предложений  распространенные.  Продолжите рассказ.

Небо потемнело. Надвигалась туча. Усилился ветер. Блеснула молния. Полил ливень.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Вопросы  для  зачета

1. Какие явления можно отнести к выразительным  особенностям синтаксиса. Приведите примеры.

2. Дайте характеристику сложного предложения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата_________  Оценка____________  Подпись

                                                                     преподавателя_________________

Практическая работа  №8

Тема: «Чужая речь: прямая, косвенная, цитаты».

Цель: научиться расставлять знаки препинания при прямой речи, косвенной речи, цитатах.

Наименование работы: расстановка знаков препинания при прямой, косвенной,  цитируемой речи.

Приобретаемые навыки и умения: умение грамотно оформить на письме прямую, косвенную, цитируемую речь.

Норма времени: 45 минут.

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь.

Литература: Кузнецова Н. В. «Русский язык и культура речи», М.,2006

                              Контрольные вопросы при допуске к занятию

1. Прямая речь и знаки препинания при ней.

2. Косвенная речь и знаки препинания при ней.

3. Знаки препинания при цитатах.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методические указания

 Для выполнения практического задания рекомендуется изучить литературу.

                                    Порядок выполнения работы:

Задание № 1: Спишите, расставляя знаки препинания. Замените косвенную речь прямой. Запишите полученные предложения.

1. Он помолчал и строго сказал артиллеристу что обеспечить предстоящий бой сверхметким огнем дело его совести.

2. Ильин услышал как Дудкин помощник начальника штаба полка взял трубку и отвечает какому-то по телефону что командир полка спит. На  проводе наверное сказали чтобы  не будил.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание № 2 Замените прямую речь косвенной.

1 Чертежница ответила: «Я закончу работу сегодня».

2 « Пошлите машину на станцию»,-распорядился он.

3 « Поедешь ты в горы?»- спросил я у друга.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

                                       Вопросы для зачета:

1. Дайте определение следующим понятиям: «Прямой речи, косвенной речи.

2. Каковы особенности расстановки знаков препинания при прямой, косвенной, цитируемой речи.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата_________  Оценка____________  Подпись

                                                                     преподавателя_________________

Практическая работа №9

Тема: «Функционально-смысловые типы речи»

Наименование работы: определение смысловых типов речи.

Цели: научиться различать Функционально – смысловые типы речи.

Приобретаемые умения и навыки: умение характеризовать функционально – смысловые типы речи;

приобретение навыков построения текстов разных стилей.

Норма времени: 45 минут.

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь.

Литература: Кузнецова Н.В. «Русский язык и культура речи». М., 2006г.

Контрольные вопросы при допуске к занятию.

  1. Раскройте сущность понятия «текст».
  2. В каких речевых формах существует текст?
  3. Из каких частей состоит  текст?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методические указания.

Для выполнения практической работы необходимо изучить литературу, познакомиться с текстами  разных типов.

Порядок выполнения работы.

Задание 1.  Прочитайте текст. Дайте полную характеристику смысловому типу текста. Определите основную мысль и стиль текста.    

 Михайловский парк – приют отшельника. Этот парк, где трудно веселиться. Он немного угрюм вековыми силами, высок, молчалив и незаметно  переходит в такие же величественные, как он сам столетние и пустынные леса. Только  на окраинах норка и сквозь сумрак ,всегда  присутствующей под сводами старых деревьев ,вдруг откроется поляна, заросшая блестящими лютиками, и пруд с тихой водой .В него десятками сыплются маленькие пушинки.      

 ______________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание №2. Является ли данная группа предложений  текстом? Докажите, можно ли их превратить в текст? Напишите текст и озаглавьте его.

1. Как был теперь рад  мальчик, что не разорил гнездышко!

2. Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки ,в котором хозяев уже не было.

3. В конце апреля прилетела пара веселых, щебечущих птичек и стала носиться вокруг старого гнездышка.

4. Мальчик послушал отца.

5. – Не разоряй гнезда ,-сказал мальчику отец, -весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой прекрасный домик.

( К.Паустовский)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание №3.Составьте рассуждение по одной из следующих цитат.

1. «Добро не мелочь,а достигается по мелочам».

2. «У человека не может быть иной цели, кроме как быть настоящим человеком».

3. «Ошибки - это наука, помогающая нам двигаться вперед»

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Вопросы для зачета

1. Чем повествование отличается от описания?

2. Как строятся рассуждения?

3.  Чем диалог отличается от монолога.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Дата_________  Оценка____________  Подпись  преподавателя__________

Практическая  работа  №  10

Тема: Особенности  построения  текста  различных стилей.

Наименование  работы: построение текста  различных стилей.

Цель работы: научиться на практике  построению  текстов  различных  стилей.

Приобретаемые навыки и умения: приобретение умения построения текста, используя различные языковые  средства.

Норма времени: 45  минут.

Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь.

Литература: Н.В.Кузнецова «Русский язык и культура  речи», М., 2006.

Контрольные  вопросы  при  допуске к занятию

1.  Раскройте понятие «стиль речи»

2.  Каким образом создается стиль?

3.  Перечислите языковые средства и внутренние факторы, которые характерны для различных стилей.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методические  указания

Для выполнения практического задания рекомендуется изучить литературу, познакомиться с текстами  разных стилей.

Порядок  выполнения  работы

  Задание № 1

1.  В  приведенных примерах определите языковые признаки и по ним укажите, к какому стилю русского языка относится текст.

а) – Вы ведь знаете Гаврилу, слободского плотника?

- Ну да, знаем.

- А знаете ли, отчего он такой невеселый, все молчит, знаете?

Вот почему он такой невеселый: пошел он, братцы мои , в лес по орехи, да и заблудились, зашёл, бог знает, куда зашел. Уж он ходил, ходил, ходил, братцы мои, - нет! Не может найти дороги, а уж ночь на дворе. Вот и присел он под дерево, давай, мол, дождусь утра, - присел и задремал.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

б) Характерный признак  растения семейства сложноцветных – наличие соцветия корзинки. Обычно соцветие содержит множество мелких цветков, сидящих на общем ложе соцветия. Все эти цветы окружены оберткой из листочков, обычно зеленых.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

в) Дождями связано много примет, Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по двору петухи, облака       вытягиваются по небу длинными туманами прядями – все это приметы дождя. А незадолго перед дождем, хотя ещё и натянуло тучи, слышится неясное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

г) Я, Афанасьева Людмила Алексеевна, доверяю Ивановой Лидии Андреевне получить приметающуюся мне зарплату в сумме 4 тысячи рублей за сентябрь 2003 года.

________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

д) Почему не  поднимаете вы властного голоса против безумия? Каждый миг под косою смерти, падает где – нибудь человек и каждый миг в каком – нибудь другом уголке земли дарует миру новый человек. Как же вы можете допустить, что бы рожденный вами человек снова принизился!

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

е) – Мне, кроме Леса ничего не надо, - однажды в порыве откровенности рассказал он на мостике. Сложу на ночь шалашик или навесик сделаю, брошу под брезент, разведу костер, подстелю травы или еловых веток и лягу. Пусть дождик стучит, пусть ветер свою песню поет. Мне не мешает. Мне только люди своей брехней мешают. И табачищем.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

ж) Махичеву лет сорок пять. Он один из старейших и опытных северных капитанов. Еще до войны за проводку каравана по Северному морскому пути он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Он не многословен, строг и справедлив.

Команды любят его и ласково называют за глаза «лесовик». Внешность у Махичева самая заурядная, трудно запоминающаяся: невысокий, узкоглазый, лысоватый. И голос тихий, не капитанский. Но и всем важнейшим вопросам командир конвоя советуется всегда с ним.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание № 2

Составьте текст, который будет относиться к публицистическому стилю.

Темы:

1) Вести из Жердевского колледжа.

2) Идея энтузиаста.

3) Подари людям праздник.

4) Если не мы, то кто же

5) Обо всем...

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Вопросы  для  зачета

Какие языковые средства используются в

а) научном стиле;

б) публицистическом стиле;

в) разговорном стиле;

г) художественном стиле.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Дата_________  Оценка____________  Подпись

                                                                     преподавателя_________________

Литература:

  1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи., М.: Лотос -  2005г.
  2. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи., Ростов – на – Дону, 2001г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторские рабочие программы по русскому языку и русскому языку и культуре речи

Рабочие программы могут быть полезны преподавателям русского языка ССУЗов...

Рабочая тетрадь "Русский язык и культура речи"

Рабочая тетрадь предназначена для преподавания дисциплины “Русский язык и культура речи” студентам всех специальностей средних профессиональных учебных заведений. Пособие окажет помощь студентам в раб...

Рабочая программа дисциплины "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи" является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности  54.02.01 ...

Рабочая программа дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» разработана на основе и согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык и культура речи

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.02 Преп...

Рабочая программа по русскому языку и культуре речи для учащихся СПО -1 курс

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:                 Учебная дисциплина Русский язык и культура р...

7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи".

7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи  для группы 1БС91   по теме  "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи" предназначено в рамка...