Урок в 6 классе по ФГОС "Не с прилагательными"
план-конспект урока на тему
Тема урока. Правописание НЕ с именами прилагательными
Тип урока. Знакомство с новым материалом
Технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо
Индуктивные методы работы. Эвристическая беседа, частично-поисковый метод
Приемы работы. Сравнение, анализ, обобщение, систематизация материала
Формы работы. Самостоятельная, групповая, коллективная
Цель урока. Формирование у обучающихся навыков правописания НЕ с именами прилагательными, обобщение и систематизирование знаний о правописании НЕ с разными частями речи.
Задачи:
- дидактические:
- обучать постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;
- обучать организации планирования, анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;
- обучать самостоятельному и коллективному поиску доказательств; умению отыскивать причины явлений;
- формировать способность осознанного выбора слитного и раздельного написания НЕ с именами прилагательными;
- повторить правописания НЕ с другими частями речи;
- воспитательные:
- показать силу и выразительность родного языка;
- воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;
- воспитывать культуру поведения в обществе;
- развивающие:
1) развивать критическую мыслительную деятельность, коммуникативную культуру;
2) расширять кругозор и обогащать словарный запас;
- развивать аналитические и творческие способности.
Оборудование. Письмо, учебник «Русский язык. 6 класс», раздаточный дидактический материал (карточки ), проектор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок в 6 классе "Не с прилагательными" | 40.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока:
- Сформировать умение правильно применять правило правописания не с именами прилагательными
- Закрепить правила правописания не с именами существительными, не с глаголами
- Активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать мыслительные процессы, память, внимание.
- Развивать творческие способности учащихся.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с качественными именами прилагательными; закрепить знания учащихся о правописании НЕ с существительными и глаголами; формировать умение применять правило на письме.
Развивающие: развивать интерес к предмету; развивать навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм; развивать речь, умение сравнивать и обобщать изучаемые факты; развивать словесно-логическое мышление; развивать умение работать с дополнительными источниками информации.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, любви к русской природе; формировать правильное отношение к слову.
Планируемые результаты:
Предметные: Знать: основные понятия морфологии; правила написания НЕ с прилагательными.
Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи; составлять словосочетания; выполнять синтаксический разбор предложения; определять разряд прилагательных; применять правило написания НЕ с прилагательными на письме; обозначать условия выбора написания; подбирать синонимы к словам; ставить знаки препинания при письме.
Личностные: Уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).
Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.
Тип урока: урок приобретения новых знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, электронная презентация с необходимыми изображениями, шаблон таблицы.
Структура урока
I. Организационный момент. Психологический настрой на урок.
II. Повторение пройденного материала.
III. Определение темы и цели урока учащимися.
IV. Изучение нового материала.
V .Работа с текстом
VI. Закрепление.
2) физминутка
3)работа с карточками
VII. Итог урока.
Домашнее задание: выучить правило
Ход урока.
1.Орг. момент
- Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать Вас сегодня на нашем уроке русского языка. Поприветствуем гостей, которые присутствуют у нас.
- Меня зовут Биянат Османовна. Я надеюсь, что сегодняшний наш урок пройдёт благотворно, понравится и вам, и мне, и гостям. Ваши радостные лица дают мне надежду, что сегодня всё пройдёт замечательно, и вы покажете всем, какие вы маленькие Ломоносовы.
- Вы знаете кто такой Ломоносов, ребята? (портрет)
Слово о Ломоносове.
Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь
.
2. Повторение пройденного материала.
- Девизом нашего урока возьмём слова великого Ломоносова, который сказал:
«Береги время учёбы: оно не вернётся, его не наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится.»
- Давайте , ребята, откроем тетрадки, запишем число сегодняшнее. Четыре на дцать.
-Теперь обратите внимание на следующую запись.
М.В.Ломоносов о поведении учащихся.
С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем.
Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.
(Не) быть гордым и грубым.
(Не) произносить грубых и пустых слов.
Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.
Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!(1758 г.)
- Я прочитаю его громко, а вы следите.
-Ломоносов нам здесь советует беречь время учёбы, так как оно не вернётся, его не наверстаешь. Согласны вы с его высказыванием?
-Какое правило вспоминаем, глядя на эти скобки?
-Как пишутся не с глаголами?
-Что общего в правилах «Не с существительными» и «Не с глаголами»?
(Они пишутся слитно, если слово без НЕ не употребляется.)
- Теперь мы проведём интересную орфографическую пятиминутку.
- Я прочитаю слово, вы записываете, а тот, кого я назову, объяснит правописание. Пишем в строчку, через запятую.
Не лениться, победа, удивительный, беречь, мудрость, философ (любить науку), кругозор, интеллект, сова, не проигрывать. любознательный, не сдаваться, доброта, ослепительный, роскошный,
- Если вы заметили, то эти слова имеют прямое отношение к нашему уроку: и к школе, и к Ломоносову, и к жизни. Думаю, вам понравится моя идея сделать символом нашего сегодняшнего собрания- сову!(фото)
- Все же знают такую телепередачу «Что? Где? Когда?», где самому мудрому, интеллектуальному человеку с широким кругозором победа достаётся в виде хрустальной совы.
Работа с презентацией.
Посмотрите внимательно на слова на слайде и объясните правописание слов.
- (Не)настье;
- (не)друг, а враг;
- (не)друг;
- (не)брежный;
- (не)решительность;
- (не)правда;
- (не)годование;
- (не)веселый
Учитель: В каких словах вы почувствовали затруднения при выполнении данной работы?
Учащиеся: В словах (не)брежный, (не)веселый.
Учитель: А данные слова являются какой частью речи?
Учащиеся: Прилагательными
Учитель: А почему вы испытали затруднения в данных словах?
Учащиеся: Данную тему не изучали
Учитель: Тема нашего урока
“Правописание НЕ с прилагательными”. Записываем в тетрадочки.
Тема записывается и на доске.
Учитель: Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.
1) Повторить… .правила написания НЕ с другими частьями речи.
2) Познакомиться с … .с правилом правописания НЕ с именами прилагательными.
3) Научиться … .отличать частицу НЕ от приставки.
Изучение нового материала
Ребята, посмотрите на таблицу. Нам нужно его заполнить с вашей помощью.
Как пишется НЕ с именем прилагательным?
(Пустые строки таблицы заполняют учащиеся в процессе работы)
Учащиеся: Слитно и раздельно.
Учитель: При каких условиях прилагательные с НЕ пишутся слитно?
Учащиеся: Слова без НЕ не употребляются.
Учитель: Почему слова во втором столбике написаны раздельно? слитно?
Учащиеся: Можно заменить синонимом.
Учитель: Посмотрите на колонку, в которой имена прилагательные написаны раздельно. Как вы думаете, почему они пишутся раздельно?
Учащиеся выдвигают гипотезы.
-А теперь выпишите в тетрадь только примеры из таблицы.
- Отложите ручки, ребята. Сейчас мы выполним одно очень интересное задание. У вас на столах лежат карточки с буквой С и Р. Что они обозначают?
1. Некрасивый поступок.
2. Неряшливый вид.
3. Неглубокая речонка.
4. Неглубокий, но рыбный пруд.
5. Не широкая, а узкая канава.
6. Вовсе невысокий кустарник.
7. Небрежный почерк.
8. Недорогой, но красивый платок.
9. Необыкновенный.
10. Не сильный, а слабый.
11.не правда, а ложь.
12.совсем не весёлое настроение.
13.небольшая книга.
(если есть союз НО,то нет против- ления.Для противопоставления нужен союз А.
22 минута…физминутка.
- Ребята, отложите всё в сторону. Мы достаточно серьёзно поработал Сейчас время немножко отдохнуть. Встали все. Вытянули руки вверх………….Закроем глаза. Успокоим своё дыхание, дадим передышку сердцу, мозгу, ручкам. Пусть наш организм поблагодарит нас за внимательное отношение к нему. Вспомним улыбку мамы. Пошлём ей привет и ответную улыбочку.
Всё. Отдохнули и продолжаем работать. Ведь как говорил великий Ломоносов «надо беречь время учёбы, потому что его не вернёшь, не наверстаешь».
- У вас у каждого на столах лежат листочки с текстом и заданиями.
- Прочитать и озаглавить.
-Найдите прилагательные с НЕ и объясните их правописание.
-Произвести синтаксический разбор последнего предложения.
Приморская тайга – удивительный (не)рукотворный сад. Весной он поражает (не)обыкновенной красотой. Часто в нём можно увидеть (не)больших и очень задумчивых сов. Совы среди лесной пестроты ничуть (не)приметные. Одна (не)крупная сова может съесть за день пять полевых (не)шустрых мышек. Таёжные совы отличаются от своих собратьев (не)громким уханьем.
-Так, а сейчас закрепим всё то, о чём мы говорили на уроке. Устно повторяем правило.
-Молодцы, сейчас я буду давать словосочетания, а вы подберите к ним синонимы- прилагательные с НЕ.
(Глупый пёс) - неумный ,(злой взгляд) - добрый, (узкая речка) - неширокая, (твёрдый хлеб) - немягкий , (близкий город) - недалёкий, ( старое дерево)- немолодое, (маленькая поляна) – небольшая.
-Следующую работу, которую вы сейчас выполните, я могу назвать важной. Потому что его успешное выполнение обеспечит успешную сдачу экзамена- ОГЭ и ЕГЭ. Вы знаете, что это такое?
Там как раз эти задания и есть. Попробуем выполнить их ?
Тест.
Цель : проверить знания учащихся по теме.
Отметьте номера правильных ответов.
1.Не с прилагательными пишется слитно:
- если слово не употребляется без не-;
- если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не-;
- если в предложении есть противопоставление с союзом а.
2.Слово не употребляется без не- в предложении:
- Его(не)ряшливый вид всегда отпугивал.
- В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.
- День выдался (не)жаркий.
3.Слово с не- можно заменить синонимом в предложении:
- Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме.
- Прохожий был одет в (не)взрачный костюм.
- (Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти.
4.Слово с не пишется слитно в предложении:
- (Не)приятельская армия отступила.
- Эта книга далеко (не)простая.
- Нам продали (не)вкусное мороженое.
5.Слово с не- пишется раздельно:
- Фильм был вовсе не скучный.
- Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.
- Её (не)навистный взгляд остановил нас.
6.Допущена ошибка в написании не- в предложении:
- Не широкая речонка поблескивала на горизонте.
- Океан был совсем не спокойным.
- В лесу мы увидели не глубокое, но очень широкое озеро.
- Обменяйтесь работами с соседом. Побудьте минуточку учителями- надо проверить этот тест на правильность.
Нет ошибок- пятёрка.
1,2 ошибки – четвёрка.
Три ошибки – тройка.
А более трёх ошибок- то это плохо на сегодня.
- Сдайте мне работы для перепроверки.
Ключ
№задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ответ | 1,2 | 1,2 | 1,3 | 1,3 | 1,2 | 1,3 |
- Гёте сказал: «Недостаточно только получить знания, надо найти им приложение. Недостаточно только желать, надо делать».
- А каков наш итог урока? Решили ли мы учебную задачу, которую ставили в начале урока?
- Научились мы различать правописание НЕ с прилагательными?
(на экране слайд с целью урока)
- Повторить…..
- Познакомиться…
- Научиться…
10. Оценивание.
- Мне очень понравилась работа таких учеников как…….
Я хочу вам подарить символ нашего урока. ….
Вы мне напоминаете маленьких совят, стремящихся к вершинам знаний.
- У вас лучше всех получилось сберечь время, ведь его не вернёшь, не наверстаешь, а всё, чему вы научились сегодня, обязательно пригодится.
- Молодцы, вы все сегодня были активны.
Некоторые из вас получили следующие оценки.
(Сообщение результатов, мотивирование)
11. Домашнее задание.
-Выучить правило .
Предлагаю задание на выбор:
1) Выписать из литературного произведения несколько предложений с прилагательными с НЕ.
2) Придумать мини- сочинение о нашем сегодняшнем уроке , используя прилагательные с НЕ.
- У меня остались очень хорошие впечатления о вас, я хочу, чтоб и у вас тоже обо мне осталось напоминание в виде вот такого симпатичного совёнка с пожеланиями от меня. Пусть она принесёт вам удачу. Будьте такими же умными и здоровыми..
Спасибо вам за всё.
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок 6 класса "Определение географической широты"
Тема урока: Определение географической широты.(С использованием системно-деятельностной педагогики)ГБОУ СОШ №1245 ЮАО г. МосквыТип урока: Открытие нового знания.Основные цели урока:деятельностны...
План-конспект открытого урока по классу фортепиано "Интонация - главное в исполнительстве".
Представляю план-конспект открытого урока, который поможет вам самим составить свой конспект .Возможно, этот конспект будет вам чем-то полезен в вашей работе ....
Урок в 4 классе Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. Упражнение в определении падежа. Учебник: Русский язык. 4 класс. А.В.Полякова Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний.
урок - исследование, материалом для него послужили совосочитания из прочитанными детьми произведений...
Проектирование урока "Перевёрнутый класс" по теме: "Степени сравнения прилагательных"
Разработка урока...
Конспект урока "Н и НН в суффиксах прилагательных"
Конспект урока в 7 классе по теме "Н иНН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"...
Урок 9 класс ТЕМА: « Применение элементов векторной геометрии в решении физических задач» ( интегрированный урок физики и математики)
Цель:1. Повторение основных определений темы. 2.Формирование умений практического применения действий над...