Урок 6 класса "Определение географической широты"
методическая разработка по теме

Чуракова Ирина Васильевна

 

Тема урока: Определение географической широты.

(С использованием системно-деятельностной педагогики)

ГБОУ СОШ №1245 ЮАО г. Москвы

Тип урока: Открытие нового знания.

Основные цели урока:

деятельностные:

-формировать умение работать в парах;

-тренировать умение анализировать;

-развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

-тренировать способность оценивать свою деятельность;

образовательные:

- сформировать знания о географической широте;

-сформировать умение определять географическую широту любого объекта;

-продолжить формировать умение работать с картами атласа.

 

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования:

сравнение, анализ, обобщение.

Оборудование урока: физическая карта полушарий, карты России, проектор.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_opredeleniya_geograficheskoy_shiroty.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Номинация: урок для компьютерного класса

Чуракова Ирина Васильевна

Предмет: география

Тема урока: Определение географической широты.

(С использованием системно-деятельностной педагогики)

6 класс

ГОУ СОШ №1245 ЮАО г. Москвы

Тип урока: Открытие нового знания.

Основные цели урока:

деятельностные:

-формировать умение работать в парах;

-тренировать умение анализировать;

-развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

-тренировать способность оценивать свою деятельность;

образовательные:

- сформировать знания о географической широте;

-сформировать умение определять географическую широту любого объекта;

-продолжить формировать умение работать с картами атласа.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования:

сравнение, анализ, обобщение.

Оборудование урока: физическая карта полушарий, карты России, проектор.

Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

  1. Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок урока.
  2. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Организация учебного процесса на 1 этапе.

Фронтальная форма работы.

-Добрый день! Мне приятно видеть вас в кабинете географии.

Скажите, о чем мы говорил не прошлом уроке?

(Мы говорили об экваторе, параллелях, меридианах, градусной сетке на глобусах и картах)

-Чему вы научились?

(Мы умеем определять величину меридиана и параллелей; определять по меридианам и параллелям направление сторон горизонта; определять в каком полушарии находится объект; взаиморасположение географических объектов на картах атласа)

-Сегодня мы продолжим разговор географической карте.

Каждый из вас на уроке постарается самостоятельно сделать еще один шаг вперед. Возможно, у кого-то будут ошибки, но мы знаем, что, только преодолевая собственные ошибки, мы сможем открыть новые знания для самих себя. Вы хотели бы сделать еще один шаг вперед? (Да!)

-Нам предстоит интересная работа! Я желаю вам успехов!

II. Актуализация знаний.

Цели:

  1. Актуализировать знания о параллелях, меридианах, экваторе;
  2. Актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
  3. Организовать фиксацию актуализированных способов действий в речи;
  4. Организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках;
  5. Организовать обобщение актуализированных способов действий;
  6. Организовать самостоятельное выполнение индивидуального задания на новые знания;
  7. Организовать фиксацию результатов выполнения индивидуального задания.

Организация учебного процесса на втором этапе.

Фронтальная форма работы, работа в парах.

- Прежде, чем приступить к изучению новой темы, вспомним, что такое экватор?

(Экватор - условная линия, проведённая на поверхности Земли, на равном расстоянии от северного и южного полюсов. Это самая большая параллель.)

   (Показать на доске лист №1).

-Покажите друг другу экватор на физической карте полушарий в атласах.

(Один ученик показывает у доски по карте полушарий.)

 -Что вы знаете о параллелях?

(Параллель - воображаемая линия на поверхности Земли, проведённая на одинаковом расстоянии от экватора. Показывает направление с запада на восток. Её величина уменьшается от экватора к полюсам, от 180º до 0º, от 40000 км. до 0 км.)

(Открыть определение на доске,  лист №2)

-Через сколько градусов проведены параллели у вас на физической карте полушарий?

(Через 10º) Где показаны величины параллелей? (Вдоль рамки карты.)

-Покажите друг другу несколько параллелей и назовите их величину.

 Один ученик показывает у доски.

-Что вы знаете о меридианах?

(Меридиан - условная линия, проведённая на поверхности Земли, кратчайшим путём между северным и южным полюсами. Показывает направление с севера на юг. Все меридианы равны между собой и составляют 180º)

     (Открыть определение на доске лист №3)

-Через сколько градусов проведены меридианы у вас на физической карте полушарий?

(Через 10º)

-Покажите друг другу несколько меридианов и назовите их величину.

 Один ученик показывает у доски.

-Назовите, какие материки находятся только в северном полушарии?

(Евразия, Северная Америка.)

-В южном полушарии?

(Антарктида, Австралия.)

-В западном полушарии?

(Южная Америка, Северная Америка.)

-Покажите друг другу параллель 60º к северу от экватора. Какие материки и океаны она пересекает c запада на восток?

(Атлантический океан, Евразию, Тихий океан, Северную Америку.)

Ученики показывают по карте атласа, один ученик показывает у доски.

-Какой из островов расположен южнее:  Тасмания или Мадагаскар? Почему вы так думаете?

(Остров Тасмания, так как он находится дальше от экватора; на параллели 42º, а остров Мадагаскар расположен на параллели 20º от экватора.)

-Какое кругосветное путешествие будет короче: по параллели 30º или по параллели 60º?

(60º)        

- Почему вы так думаете?

(Так как Земля шар, длина параллелей от экватора к полюсам уменьшается. Длина 1º параллели 30º равна 96,5км, а длина 1º параллели 60º равна 55,8 км.)

-Итак, какие знания и умения мы повторили?

(Повторили что такое экватор, параллели, меридианы, их основные свойства. Определяли направления по сторонам горизонта, определяли в каком полушарии находятся материки.)

-Для сегодняшнего урока нам понадобится ещё одно понятие - географическая широта.

Географическая широта показывает расстояние от экватора до любого заданного объекта, выраженное в градусах. Географическая широта бывает северная и южная.

(Открыть на доске определение лист №4.)

-Как вы думаете, для чего необходимо знать географическую широту?

(Для того чтобы определить точное месторасположение любого объекта по отношению к экватору.)

-Теперь попробуйте выполнить новое для вас задание. Определите в течение одной минуты географическую широту г. Москвы.

 (Открыть лист №5.)

-Ответ запишите на карточках. Время закончилось. Покажите, какие у вас получились ответы. (Учащиеся показывают варианты ответов на карточках)

 (Возможные варианты ответов: нет ответа, разные варианты, 56º с.ш.)

Учитель записывает варианты ответов на доске (56º с.ш., нет ответа, разные цифры).

-Что вы видите? (Все ответы разные)

-Те, кто не смог ответить, в чем у вас затруднения? (Мы не смогли найти г. Москву на карте.)

-Ребята! Посмотрите на правильный ответ: 56º с.ш. (открыть на доске).

-У кого другой ответ? В чем ваше затруднение? (Мы не смогли правильно определить географическую широту)

-У кого ответ правильный, докажите, что ваш ответ верный.

Вспомним: доказать – предъявить способ, алгоритм, действие, правило нахождения, принятое в культуре. (Текст на доске.)

(Мы не можем доказать, т.к. мы не знаем последовательности действий при определении географической широты.)

III. Проблемное изложение нового знания.

Цели:

  1. Зафиксировать причину затруднения.
  2. Сформулировать и согласовать цели урока.
  3. Организовать уточнение и согласование темы урока.
  4. Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.
  5. Организовать использование предметных действий с моделями, схемами, формулами, свойствами и др.
  6. Организовать фиксацию нового способа действия в речи.
  7. Организовать фиксацию нового способа действия в знаках.
  8. Соотнесение нового знания с правилом в учебнике («Эталонах»,справочнике, и т.д.)
  9. Организовать фиксацию преодоления затруднения.

Организация учебного процесса на третьем этапе.

Фронтальная форма работы, работа в парах.

-Давайте проанализируем полученную ситуацию. Что вы пытались сделать?

(Определить географическую широту г. Москвы).

-Как вы работали? (Мы работали по атласу).

-Почему у вас получились разные ответы? В чем основная причина ваших затруднений?

(Мы не знаем последовательности действий при определении географической широты).

-В таком случае, какова цель ваших дальнейших действий?

(Выстроить алгоритм действий для определения географической широты).

-Какая же будет тема урока?

(Определение географической широты).

(На доске тема урока: «Определение географической широты»)

-Запишем тему урока в тетрадь.

-Как вы думаете, что будет ориентиром в нашей работе?

(Определение географической широты г. Москвы).

-Что нам поможет в работе?

(Знание о географической широте, учебник, атлас).

-Откройте учебник на странице 30, рассмотрите рис. 18 (схема).

-Что показывают стрелки чёрного цвета?

(Северную широту, расстояние от экватора к северу до заданной точки).

-Т.о. что такое северная широта?

(Территория, расположенная к северу от экватора.)

-Что показывают стрелки красного цвета?

(Южную широту, расстояние от экватора к южному полюсу.)

-Что такое южная широта?

(Территория, расположенная  к югу от экватора)

-Вспомните, где обозначена величина параллелей на физической карте полушарий? (Вдоль рамки карты.)

 -Через сколько градусов проведены параллели на физической карте полушарий? (Через 10º).

 -Сколько делений между двумя соседними параллелями? (5) Значит каждое деление равно…(2º, 10º : 5 = 2º). Цена одного деления отрезка меридиана равна 2º.

-Тогда постарайтесь, обсудив друг с другом, записать в тетрадь последовательность действий для определения географической широты и предоставьте свои варианты ответов.

Несколько учеников проговаривают свои варианты. Остальные сравнивают со своими полученными ответами. Ученики анализируют, уточняют, исправляют, дополняют выполненную  работу. По результатам обсуждения учащиеся приходят к единому выводу – алгоритму (способу) определения географической широты.

Учитель открывает свой вариант на доске.          

Способ определения географической широты.

  1. Найти географический объект на карте.
  2. Определить в каком направлении от экватора находится этот объект.
  3. Определить широту параллели, на которой находится этот объект.
  4. Записать полученный результат: …º (северной), (южной) широты.

-Мы получили способ определения географической широты. Те ребята, кто не смог справится с заданием, перепишите в тетрадь способ определения географической широты. Те, кто справился – уточните, измените, либо дополните свои записи, сверив их с эталоном.

Скажите, можно ли теперь утверждать, что вы можете определить географическую широту любого географического объекта?

(Нет, нам необходимо потренироваться.)

IV. Первичное закрепление во внешней речи.

Цели:

1.Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

-фронтально;

-в парах или группах.

Организация учебного процесса на четвёртом этапе.

Фронтальная и парная форма работы.

-Я предлагаю вам задание на тренировку. Постарайтесь выполнить его, проговаривая друг другу, каждый шаг ваших действий.  Полученный результат запишите в тетрадь.

1. Определить, по физической карте полушарий, географическую широту города Каира.

Учащиеся проговаривают друг другу каждый шаг, опираясь на эталон. Ответ записывают в тетрадь. Затем, один ученик проговаривает вслух, фиксирует результат на доске. Ответ уточняется, дополняется, изменяется другими детьми.

 Результат проверяется по эталону № 1.

  1. город Каир находится в Африке, в с-в части;
  2. город находится к северу от экватора;
  3. параллель, на которой находится город Каир, равна 30º;
  4. географическая широта города Каира равна 30ºс.ш.

2. По физической карте России определите географическую широту города Санкт-Петербурга. Чем это задание отличается от предыдущего?

(Трудно определить, в каком направлении от экватора находится город Санкт-Петербург; нет привычной рамки карты; не показан экватор…)

-Давайте подумаем, как можно определить, в каком полушарии находится город Санкт-Петербург?

(Надо вспомнить, на каком материке находится город Санкт-Петербург. Т. к. город находится на материке Евразия, а этот материк расположен к северу от экватора, значит, Санкт-Петербург находится так же к северу от экватора.)

-Посмотрите внимательно на карту, где указаны обозначения параллелей?

(На самих параллелях.)

При помощи логических рассуждений и наводящих вопросов учителя, ученики приходят к правильному результату: город Санкт-Петербург расположен на параллели 60º

 к северу от экватора, т.о. географическая широта города Санкт-Петербурга равна 60º с.ш. 

 Проверка по эталону № 2.

1. г. Санкт-Петербург находится на материке Евразия;

2. к северу от экватора;

3. параллель, на которой находится город, равна 60 º;

4. географическая широта г. Санкт-Петербурга равна 60º с.ш.

-С определением географической широты объектов, расположенных на параллелях, вы справились хорошо. Но чаще бывает так, что географические объекты находятся между параллелями. Как определить географическую широту в таких случаях?

3.Попробуйте определить по физической карте России географическую широту города Москвы. Обратите внимание, чем это задание отличается от предыдущих?

(Город Москва расположен между параллелями).

-Между какими? (Между параллелями 50º  и 60º).

- Для правильного решения, ещё раз вспомните: чему равна цена одного деления рамки карты (10º:5частей равно 2º)  и что такое географическая широта.

Полученный результат запишите в тетрадь, предварительно обсудив его в парах.

Результат проговаривается с места, фиксируется на доске и проверяется по Эталону 3:

1. г. Москва находится на материке Евразия;

2. к северу от экватора;

3. ближайшая к городу параллель со стороны экватора  равна 50º;

4. определить число градусов от этой параллели до объекта (6º);

5. прибавить получившееся число к широте параллели (50º + 6º  = 56º);

6. географическая широта г. Москвы равна 56º  с.ш.

-А теперь можно утверждать, что вы можете определить географическую широту любого географического объекта?

(Нет, надо каждому потренироваться самостоятельно)

V. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цели:

1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2. Организовать самопроверку самостоятельной работы.

3. По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок.

4. По результатам самостоятельной работы создать ситуацию успеха.

Организация учебного процесса на пятом этапе.

Индивидуальная форма работы.

-Вы, готовы поработать самостоятельно, проверить свои знания? (Да.)

Учащимся предлагается карточка-задание

1.Определите географическую широту вулкана Килиманджаро.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу, по окончанию которой, проверяют себя по эталону для самопроверки:

Эталон для самопроверки:

1. влк. Килиманджаро находится на материке Африка;

2. к югу от экватора;

3. ближайшая к влк. параллель со стороны экватора  равна 0º;

4. число градусов от этой параллели до объекта (4º);

5. географическая широта влк. Килиманджаро равна 4º ю.ш.

-Проверьте себя по эталону и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?»

-Что вы использовали при выполнении задания?

(Эталон №3 и физическую карту полушарий)

-У кого были затруднения при выполнении этого задания? (…)

-На каком шаге?  (…)

Используя эталон решения, постарайтесь исправить ошибки. У кого не было затруднений, и работа выполнена верно?  (…)

Молодцы! Вы хорошо справились с работой!

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цели:

1. Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действия.

2. Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Организация учебного процесса на шестом этапе.

Форма работы индивидуальная и  парами.

-Давайте, выполним задание №4 на странице32 по вариантам. После выполнения работы обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте работу друг друга, обсудив полученные результаты, оцените работу.

(Если потребуется, можно пошагово проговорить действия)

1. Определить географическую широту городов:

1ряд-Берлина (52º с.ш.) и Мурманска (68º с.ш.)

2ряд - Бразилия (15º ю.ш.) и Нижнего Новгорода (57º с.ш.)

3ряд – Вашингтона (39 ºс.ш.) и Владивостока(43º с.ш.)

Ответы проверить на доске (лист 9)

Можно выполнить такое задание:

2. Какой объект расположен южнее: гора Ямантау или вулкан Ключевская Сопка?

(гора Ямантау)

-Объясните, почему?

(Географическая широта г. Ямантау равна 54º с.ш., а широта вулкана Ключевская Сопка равна 56ºс.ш. Следовательно, гора Ямантау расположена южнее.)

 Ответы проверить на доске (лист 10)

Учащиеся записывают результаты в тетрадь и устно объясняют правильность выполнения задания. При выполнении задания ученики делают обобщение пройденного материала, а так же объясняют зависимость месторасположения объекта от его географической широты.

  1. Определите географический объект по географической широте:52º с.ш.

Ученики, рассматривая разные карты, говорят о том, что этот объект находится в северном полушарии, перечисляют острова, материки, океаны, горы, страны, города, реки и т.д. Приходят к выводу о том, что зная географическую широту, нельзя определить точное месторасположение объекта.

VII. Итог урока.

Цели:

  1. Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
  2. Организовать фиксация степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели.
  3. Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.
  4. По результатам работы на уроке зафиксировать направление будущей деятельности.
  5. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Организация учебного процесса на седьмом этапе.

Фронтальная форма работы.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

(Что такое географическая широта; выработали способ определения географической широты; научились определять географическую широту объектов.)

-Какое затруднение вы испытывали? (…) Как вы смогли его преодолеть? (…)  Состоялось ли самостоятельное открытие нового знания? (…) Смогли ли вы сделать шаг вперёд? (…)

-Какая была цель урока? (…)

-Как вы считаете, достигли ли вы поставленной цели? (…)

-Помогла вам работа в парах? (…) Поблагодарите друг друга за помощь в совместной работе. Оцените свою работу на уроке.

(На полях  тетради ученики ставят значки, в зависимости от их участия в работе урока: , , )

-Как вы полагаете, можно ли зная географическую широту определённого объекта, определить его точное месторасположение?

(Нет, так как на одной параллели может находиться множество объектов, имеющих одинаковую географическую широту)

На следующем уроке мы постараемся научиться определять точное месторасположение объектов. Определять географические координаты.

Откройте дневники и запишите домашнее задание:

1. Стр.34; задания № 1,2,3 устно.

2. Определите географическую широту трёх любых объектов по картам атласа.

3. В случае затруднения, воспользуйтесь учебником §13.

Я желаю вам удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока " Физико - географическое положение Северной Америки." для учащихся 7 класса

Урок " Физико - географическое положение Северной Америки."  разработан для учащихся 7 класса ( учебник по географии для 7 класса В.П. Дронов "Материки, океаны, народы, страны.")Задачи:Образовате...

Методическая разработка открытого урока "Определение географических координат"

В данной методической разработке представлена методика проведения практического занятия с применением технология игрового обучения.Игровое обучение (технология игрового обучения) - это такая организац...

Открытый урок в 6 классе. Тема : Географическое положение Америки.

Урок для учащихся 6 класса углубленног уровня. Знакомит учащихся с геграфическим положением Америки. природными достопримечательностями и занимательным материалом....

Мелодии заснеженных широт

Мероприятие этнокультурной направленности, расширяет знания воспитанников о природе и природных богатствах Ямала....

Особенности выполнения полетов в полярных широтах и северных районах Российской Федерации

Презентация на тему "Особенности выполнения полетов в полярных широтах и северных районах Российской Федерации"...