Урок в 4 классе Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. Упражнение в определении падежа. Учебник: Русский язык. 4 класс. А.В.Полякова Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний.
учебно-методический материал на тему
урок - исследование, материалом для него послужили совосочитания из прочитанными детьми произведений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок в 4 классе по русскому языку | 36.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 4 классе
Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода.
Упражнение в определении падежа.
Учебник: Русский язык. 4 класс. А.В.Полякова
Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний.
Место в учебном плане: второй урок по данной теме.
Методы:
- Иллюстративный (с использованием мультимедийной презентации)
- Беседа
- Диалог
- Самоконтроль
Оборудование:
- Компьютер
- Проектор
- Экран
- Презентация
- Песочные часы
Планируемый результат:
В ходе урока учащиеся:
- смогут закрепить свои знания о родовых окончаниях имён прилагательных;
- будут учиться распознавать их;
- будут продолжать обучаться самостоятельно «открывать» знания по теме урока
Проект урока:
- Актуализация знаний происходит на каждом этапе урока. Учащиеся осваивают мыслительные операции (анализ, синтез), обобщают имеющиеся знания об изучаемой части речи – имени прилагательном.
- При выполнении практической работы дети сталкиваются с заданием, которое они не могут выполнить (т.к. оно не сходно с выполняемыми ранее). Дети формулируют вопрос, для ответа на который учитель предлагает по плану провести исследование. Работа организуется в парах.
- Материалом для исследования послужили словосочетания из прочитанных детьми произведений (или региональный компонент)
-2-
- На этапе отработки полученных знаний и проработки нового материала на теоретическом уровне учащимся предлагается сравнить результаты исследования с материалом учебника и внести дополнения в составленную таблицу.
- Домашнее задание направлено на применение и закрепление изученного на уроке.
- На этапе подведения итогов урока дети называют родовые окончания имён прилагательных и делают вывод о необходимости их знания.
Цели урока:
Образовательные:
- продолжать формировать умение правильно писать окончания прилагательных мужского и среднего рода;
- закрепить навыки каллиграфии;
- создавать условия для распознавания окончаний прилагательных;
- активизировать познавательную деятельность учащихся, используя различные приёмы: создание проблемной ситуации; возможность выполнения задания по выбору;
Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать устойчивый интерес к русскому языку;
- обогащать словарный состав детей;
- развивать творческие способности через составление текста по опорным словосочетаниям;
- способствовать развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, классификация;
- развивать логическое мышление, творческую мыслительную деятельность;
- развивать внимание и память;
- развивать умение делать выводы, обобщать;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету через ситуацию успеха;
- воспитывать любознательность;
- воспитывать умение доводить работу до завершения;
- воспитывать умение внимательно слушать ответы одноклассников;
- воспитывать чувство любви к родному языку;
Психологические:
- Формировать умение логически последовательно рассуждать, доказывать;
-3-
-3-
1)Мы находимся в Форте Баярд. Правила игры: за каждой дверью – ключ.
Мы должны расшифровать ключевое слово.
Откроем первую дверь - СЛОВАРНАЯ РАБОТА. На доске 14х9: (1 у доски)
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 |
Задание:
1) Замени прилагательным словосочетание «кольцо из серебра»
2)Антоним к слову «пассивный»
- Синоним к слову «неловкий»
- Последний цвет радуги
- Утро, когда всё небо затянуто тучами и моросит дождь
- Этот человек постоянно говорит: «Спасибо», «Благодарю», «Как я рад вас видеть»
- Синоним к слову «неприметный»
- Дело, о котором мне не хотелось бы рассказывать всем
- Дело, в котором мы будем участвовать всем коллективом, без исключения
- А мы пока попробуем заработать другой ключ.
Откроем вторую дверь – ЧИСТОПИСАНИЕ.
На доске: Синий туман, яркое солнце, морской город, спокойное море.
Буква для минутки чистописания находится в начале каждого из однокоренных слов. Что это за слова? Какая это буква? (м)
-В тетрадях пропишите буквы, соблюдая закономерность:
Мм м Мм мм
Какие буквы пропущены? Аргументируйте ответ. Пропишите в тетради.
. урманск, .ончегорск
-2-
Мы заработали первый ключ!
Проверим работу у доски:
с | е | р | е | б | р | я | н | о | е | ||||
а | к | т | и | в | н | ы | й | ||||||
н | е | у | к | л | ю | ж | и | й | |||||
ф | и | о | л | е | т | о | в | ы | й | ||||
н | е | н | а | с | т | н | о | е | |||||
в | е | ж | л | и | в | ы | й | ||||||
н | е | в | з | р | а | ч | н | ы | й | ||||
д | е | л | и | к | а | т | н | о | е | ||||
к | о | л | л | е | к | т | и | в | н | о | е |
Денис отгадывал слова.
Он заработал для класса второй ключ!
-Что общего во всех этих словах? (прил)
-Дайте характеристику прилагательного по категории рода (прил. м. и ср.р.)
- Прочитайте слово, которое получилось по вертикали. (склонение)
- Что такое склонение?
Откроем третью дверь.
- Сформулируйте тему урока. (склонение прилагательных м. и ср. р.)
Мы заработали третий ключ.
- Что для этого мы должны УМЕТЬ? Падеж, род прил. по сущ.
- Что для этого мы должны ЗНАТЬ? вопросы прил.
- Чему будем учиться на уроке? (правильно писать падежные окончания)
Откроем четвёртую дверь.
- Кто такой золотой человек?
- А про какого человека говорят, что у него золотое сердце?
2 ученика у доски: первый склоняет словосочетание золотой человек, второй – золотое сердце. В тетради – по вариантам.
-3-
На доске:
И. золот__ человек золот__ с ердце
Р. зотот__ человека золот__ сердца
Д. зотот__ человеку зотот__ сердцу
В. золот__ человека золот__ сердце
Т. золот__ человеком золот__ сердцем
П. о золот__ человеке о золот__ сердце
Окончания на выбор: ому -2, ого – 3, ом-2, ым-2, ое-2, ой, ая, яя.
Проверка: читаем прилагательные с ударением.
Мы заработали четвёртый ключ.
- Назовите синоним к слову золотой.
- Закройте глаза (заменить м.р.)
-Всё ли верно на доске?
- Закройте глаза (заменить ср.р.)
- Всё ли верно на доске?
- Как пишутся безударные падежные окончания прилагательных?
(так же, есть искл.)
Откроем пятую дверь.
- Как вы это делали? (сначала я… - схема в алгоритме)
(вместе- сильный ученик)
Мы заработали пятый ключ.
Откроем шестую дверь.
- Работать будем по рядам.
Задание: вставить пропущенные окончания, пользуясь алгоритмом.
(трое у доски)
На доске:
1 ряд
полярн.. сиянием (ср.р., Т)
ледян.. ветром (м.р., Т)
за широк.. болотом (ср.р., Т)
на заснежен.. хребте (м.р., П)
-4-
2 ряд
к морск… берегу (м.р., Д)
на речн.. дне (ср.р., П)
около глубок.. ущелья (ср.р., Р)
к долгожданн… солнцу (ср.р., Д)
3 ряд
пушист.. снегом (м.р., Т)
больш.. окуня (м.р., В)
через хвойн.. лес (м.р., В.)
на беззащитн.. дерево (ср.р., В)
-Всё ли верно слелано? (если ошибка)
- Самопроверка.
Мы получили шестой ключ!
- Как пишутся безударные падежные окончания прилагательных?
(так же, есть искл.)
Откроем седьмую дверь.
ФИЗМИНУТКА:
Слушай, думай и вникай,
Все заданья выполняй:
Если поймёшь - окончание ударное –
Хлопни в ладоши - элементарно.
Если поймешь , что оно – безударное –
Быстро присядь – для тебя это главное:
морское дно, зимнее утро, старый дом,
родной дом, золотое солнце, чистый воздух,
далёкое село, большой город.
Мы получили седьмой ключ!
Откроем восьмую дверь.
Творческая работа.
Задание: составить рассказ о море из трёх предложений, используя прилагательные мужского и среднего рода.
-5-
1 уровень: Впиши предложенные прилагательные вместо пропусков. Спиши, вставляя пропущенные окончания, пользуясь алгоритмом.
_____________________________________________________________
Я люблю смотреть на ____________________ море. Вода в нём _________________ цвета. С берега море кажется ______________.
Тих__, бескрайн__,изумруд___ .
_____________________________________________________________
2 уровень: Впиши прилагательные вместо пропусков. Проверь написание окончаний, пользуясь алгоритмом.
При __________________ ветре море ________________.
А во время шторма оно _______________________. Вода в море может быть __________________ цвета.
_____________________________________________________________
3 уровень: напиши рассказ о море, используя данные словосочетания:
безбрежн__, бездонн__ море; вода бирюзов__, лилов__ цвета; сильн__, штормов__ ветер.
Проверь написание окончаний, пользуясь алгоритмом.
_____________________________________________________________
4 уровень: напиши рассказ о море в стихотворной форме, используя рифмы:
____________________________________ бескрайн__м,
____________________________________ разъяренн__м,
__________________________________ буйн__м,
__________________________________непокорённ__м.
Докажи правописание окончаний.
_____________________________________________________________
- Как пишутся безударные падежные окончания прилагательных?
(так же, есть искл.)
(4-ых оценить!)
Мы получили восьмой ключ!
- Какой рассказ получился самым интересным?
-6-
Откроем девятую дверь.
Диктант: Я люблю смотреть на бескрайнее море. Вода в нём может быть и изумрудного, и лилового, и серебристого цвета. Солнце своим тёплым лучом едва касается воды. Солнечный зайчик играет в прятки на его волнах.
Мы получили последний, десятый ключ!
- Проверим написание окончаний прилагательных, используя алгоритм.
Давайте расшифруем важное, ключевое слово.
ОКОНЧАНИЕ
-Почему оно называется ключевым на нашем уроке?
- Как пишутся безударные падежные окончания прилагательных?
(так же, есть искл.)
_____________________________________________________________
Д/з: 1) выполни упр.262 (с.35)
- Придумать и написать рассказ о Баренцевом или о Чёрном море, используя прилагательные м. и ср. р.
_____________________________________________________________
Выбери задание на дом и обведи цифру.
У меня есть для вас есть пожелания-памятки:
_____________________________________________________________
Дорогой друг!
Я желаю тебе плодотворн___ труда, хорош___ настроения, крепк___ здоровья, больш__ здоровья, удачи!
_____________________________________________________________
- ПРОЧТИТЕ
- НАЗОВИТЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
- вставьте пропущенные окончания
- докажите их написание по алгоритму
-Для чего мы изучаем эту тему?
(чтобы не ошибаться в написании безударных окончаний прилагательных)
_____________________________________________________________
Д/з: 1) выполни упр.262 (с.35)
- Придумать и написать рассказ о Баренцевом или о Чёрном море, используя прилагательные м. и ср. р.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Д/з: 1) выполни упр.262 (с.35)
- Придумать и написать рассказ о Баренцевом или о Чёрном море, используя прилагательные м. и ср. р.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Д/з: 1) выполни упр.262 (с.35)
- Придумать и написать рассказ о Баренцевом или о Чёрном море, используя прилагательные м. и ср. р.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Д/з: 1) выполни упр.262 (с.35)
- Придумать и написать рассказ о Баренцевом или о Чёрном море, используя прилагательные м. и ср. р.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Д/з: 1) выполни упр.262 (с.35)
- Придумать и написать рассказ о Баренцевом или о Чёрном море, используя прилагательные м. и ср. р.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Д/з: 1) выполни упр.262 (с.35)
- Придумать и написать рассказ о Баренцевом или о Чёрном море, используя прилагательные м. и ср. р.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Д/з: 1) выполни упр.262 (с.35)
- Придумать и написать рассказ о Баренцевом или о Чёрном море, используя прилагательные м. и ср. р.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Дорогой друг!
Я желаю тебе плодотворн___ труда, хорош___ настроения, крепк___ здоровья, больш__ здоровья, удачи!
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Дорогой друг!
Я желаю тебе плодотворн___ труда, хорош___ настроения, крепк___ здоровья, больш__ здоровья, удачи!
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Дорогой друг!
Я желаю тебе плодотворн___ труда, хорош___ настроения, крепк___ здоровья, больш__ здоровья, удачи!
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Дорогой друг!
Я желаю тебе плодотворн___ труда, хорош___ настроения, крепк___ здоровья, больш__ здоровья, удачи!
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Дорогой друг!
Я желаю тебе плодотворн___ труда, хорош___ настроения, крепк___ здоровья, больш__ здоровья, удачи!
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Дорогой друг!
Я желаю тебе плодотворн___ труда, хорош___ настроения, крепк___ здоровья, больш__ здоровья, удачи!
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Дорогой друг!
Я желаю тебе плодотворн___ труда, хорош___ настроения, крепк___ здоровья, больш__ здоровья, удачи!
_____________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Физика на кухне» Урок повторения и обобщения знаний по теме «Свойства паров, жидкостей и твёрдых тел»
Обобщающий урок по теме: «Свойства паров, жидкостей и твёрдых тел» проводится для будущих поваров-кондитеров в форме физического турнира. Турнир называется «Физика на кухне». Цель урока –...
«Электрическое поле» Урок повторения и обобщения знаний по теме «Электростатика»
урок – викторина проводится при повторении и обобщении темы: «Электростатика». Ребята заранее делятся на три команды, приблизительно равные по силам и каждая выбирает себе капитана. Сам урок сос...
Урок систематизации и обобщения знаний и умений (с элементами игровых технологий) "Деньги правят миром"
Деньги ли правят миром? Они ли являются выражением наших стремлений, исканий, достижений, всем тем, ради чего живет и развивается человечество....
"Виртуальное путешествие по Лондону" Урок закрепления и обобщения изученного материала.
"Виртуальное путешествие по Лондону" Урок закрепления и обобщения изученного материала Подарок ко Дню учителя коллегам презентация "Учитель- звучит гордо!" Актуальность проблемы по защите окружающе...
Технологическая карта урока по МДК. 01.02 Русский язык с методикой преподавания Тема Воспитательные возможности урока русского языка в начальной школе
Урок разработан в рамках ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования. На уроках используется проблемное обучение, разные формы работы способствуют формированию профессиональных ком...
Технологическая карта урока русского языка в 6-м классе. Тема урока - "Повторение по теме Имя числительное".
Тема: «Повторение по теме «Имя числительное» Тип урока: урок общеметодологической направленностиВид урока: урок-совершенствование...
Химический состав клетки Урок повторения и обобщения знаний, развития умений биология 6 класс
Химический состав, органические вещества, неорганические вещества, минеральные соли, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты....