Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное"
план-конспект урока на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
по теме «Имя прилагательное»
Тема урока: Повторение и обобщение знаний по теме: "Имя прилагательное"
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном
Задачи урока:
1.Научить применять знания о прилагательном как части речи, выявлять орфограммы в прилагательных, отработать умение определять его синтаксическую роль в предложении.
2.На литературном материале развивать навыки использования прилагательных в речи ; развивать навыки работы над изобразительно-выразительными средствами языка, в основе которых лежит использование прилагательных.
Ход урока.
I Оргмомент. ( 1 мин)
У - Доброе утро, ребята. Проверьте, чтоб на партах у всех были учебники, тетради, письменные принадлежности и дневники. Сегодня на уроке мы закрепим материал по теме «Имя прилагательное как часть речи». Вспомним его признаки, роль в предложении и в нашей речи.А в конце урока напишем небольшую творческую работу.
II Лингвистическая разминка ( 3 мин)
ИКТ
У- Найдите 4-е лишнее слово
( работа с презентацией_)
- 1. Светло-зелёный, розоватый, розовенький, розоветь.
- 2.Белый, белизна, бел, белый-пребелый.
III Обобщение понятий и правил, определение их роли в речи.
У – Откройте тетради, запишите число, «Классная работа», тему урока.
1.У – Какие грамматические значения выражают следующие окончания прилагательных? Докажите примерами.
(работа с презентацией )
- ая , -яя
- -ое, -ее
- -им, -ым
- -ого, -его
- -ый, -ий
- -ые, -ие
2 .У- Итак, дайте полное определение имени прилагательного.
О – Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? чей?, обозначает признак предмета ,изменяется
по числам, родам, падежам.
У – Прилагательные очень многогранны, чтобы увидеть это запишем предложения
(предложения уже записаны на доске)
Осыпается весь наш бедный сад ( А.К.Толстой)
Приближалась довольно скучная пора ( А.С.Пушкин)
У – Обратите внимание на эти предложения, что обозначают прилагательные в них?
О – Отношение человека к этому предмету
У –Итак, прилагательные могут обозначать не только признак предмета, но и отношение к этому предмету человека.
- Назовите прилагательное ,употреблённые не в прямом, а в переносном значении?
О- Бедный
У – Определите род, число и падеж прилагательных, их роль в предложении. С родом, числом и падежом каких слов они будут совпадать?
-Как называется вид связи в словосочетании «сущ. + прил.».
-Чем в предложении будут являться имена прилагательные?
О – Определением.
У – Составьте предложения с одним из рассмотренных нами прилагательных так, чтобы оно стало сказуемым.
3.Работа со стихотворением С. Есенина «Черёмуха»
У – У вас на партах лежит текст стихотворения С. Есенина «Черёмуха». Ваша задача: вставить пропущенные окончания прилагательных.
- Как определить окончание прилагательных?
- Прочитайте выразительно стихотворение
- Какова тема стихотворения?
-Какова главная мысль стихотворения? Что пытается передать автор?
- С помощью какой части речи автор передаёт красоту весенней природы, красоту черёмухи?
- Как изображается у нас природа ? Как называется приём, который позволяет нам изобразить природу живой?
- Как называются красочные определения?
- Обратите внимание на эпитеты « медвяный», «пряный». Что они значат?
Медвяный, -ая, -ое; ян (устар.) . Имеющий вкус или запах мёда, а также приготовленный на меду. М.дух. Медвяная брага.
Пряный, -ая, -ое; прян. Острый и ароматный по вкусу и запаху. Пряные приправы. Пряные блюда. П.аромат цветка.
У – Обратите внимание на сравнение «…что кудри…» .Замените на более привычное нам.
О – Будто кудри
У – Найдите прилагательные, которые даны в переносном значении.
4. Подберите прилагательное к данным существительным
- Шампунь
- Тюль
- Рояль
- Сирень
- Апрель
- Капель
IV Подведение итогов урока.
Заключительное слово учителя. Дается краткий обзор изученного о прилагательном, о роли прилагательных в речи.
(Отмечаются лучшие работы учащихся, активные учащиеся-участники урока).
Домашнее задание:
Написать небольшое сочинение-миниатюру о погоде, используя в сочинении прилагательные.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка
Урок посвящён теме "Проблема текста. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения". Предполагает дифференцированный подход к организации работы студентов на уроке....
Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290, 291"
Данный урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала.Дети смогут написать сочинение-рассуждение о з...
Конспект урока русского языка во 2-В классе УМК «Школа 2100»
Конспект урока по русскому языку...
Конспект урока английского языка "Степени сравнения прилагательных"
Конспект урока английского языка "Степени сравнения прилагательных" с пояснительной запиской и презентацией...
Конспект урока русского языка. "Разбор имен прилагательных по составу". Школа 2100 3 класс.
Конспект для открытого урока....
Технологическая карта . Урок русского языка " Разбор имен прилагательных по составу".
Технологичкая карта учителя....
Урок русского языка . Тема "Имя прилагательное как часть речи".
Урок разработан для студентов 1 курса СПО....