Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное"
план-конспект урока на тему

Мелещенко Наталья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока 42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

 по теме «Имя прилагательное»

Тема урока: Повторение и обобщение знаний по теме: "Имя прилагательное"

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном

Задачи урока:

1.Научить применять знания о прилагательном как части речи, выявлять орфограммы в прилагательных, отработать умение определять его синтаксическую роль в предложении.

2.На литературном  материале развивать навыки использования прилагательных в речи ; развивать навыки работы над изобразительно-выразительными средствами языка, в основе которых лежит использование прилагательных.

 Ход урока.

I Оргмомент. ( 1 мин)

У - Доброе утро, ребята. Проверьте, чтоб на партах у всех были учебники, тетради, письменные принадлежности и дневники. Сегодня на уроке мы закрепим материал по теме «Имя прилагательное как часть речи». Вспомним его признаки, роль в предложении и в нашей речи.А в конце урока напишем небольшую творческую работу.

II Лингвистическая разминка ( 3 мин)

      ИКТ

 У- Найдите 4-е лишнее слово

( работа с презентацией_)

  • 1. Светло-зелёный, розоватый, розовенький, розоветь.
  • 2.Белый, белизна, бел, белый-пребелый.

III Обобщение понятий и правил, определение их роли в речи.

У – Откройте тетради, запишите число, «Классная работа», тему урока.

1.У – Какие грамматические значения выражают следующие окончания прилагательных? Докажите примерами.

(работа с презентацией )

  • ая ,  -яя
  • -ое, -ее
  • -им, -ым
  • -ого, -его
  • -ый, -ий
  • -ые, -ие

 2  .У- Итак, дайте полное определение имени прилагательного.

 О – Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? чей?, обозначает признак предмета ,изменяется

                по числам, родам, падежам.  

  У – Прилагательные очень многогранны, чтобы увидеть это запишем предложения

              (предложения уже записаны на доске)

                 

            Осыпается весь наш бедный сад ( А.К.Толстой)

            Приближалась довольно скучная пора ( А.С.Пушкин)

У – Обратите внимание на эти предложения, что обозначают прилагательные в них?

О – Отношение человека к этому предмету

 У –Итак, прилагательные могут обозначать не только признак предмета, но и отношение к этому предмету человека.

    - Назовите прилагательное ,употреблённые не в прямом, а в переносном значении?

О- Бедный

У – Определите род, число и падеж прилагательных, их роль в предложении. С родом, числом и падежом каких слов  они будут совпадать?  

 -Как называется вид связи в словосочетании «сущ. + прил.».

-Чем в предложении будут являться имена прилагательные?

О – Определением.

У – Составьте предложения с одним из рассмотренных нами прилагательных так, чтобы оно стало сказуемым.

3.Работа со стихотворением С. Есенина «Черёмуха»

У – У вас на партах лежит текст стихотворения С. Есенина «Черёмуха». Ваша задача: вставить пропущенные окончания прилагательных.

   - Как определить окончание прилагательных?

   - Прочитайте выразительно стихотворение

   - Какова тема стихотворения?  

   -Какова главная мысль стихотворения? Что пытается передать автор?

   - С помощью какой части речи автор передаёт красоту весенней природы, красоту черёмухи?

   - Как изображается у нас природа ? Как называется приём, который позволяет нам изобразить природу живой?

   - Как называются красочные определения?

   - Обратите внимание на эпитеты « медвяный», «пряный». Что они значат?

          Медвяный, -ая, -ое; ян (устар.) . Имеющий вкус или запах мёда, а также приготовленный на меду. М.дух. Медвяная брага.

           

          Пряный, -ая, -ое; прян. Острый и ароматный по вкусу и запаху. Пряные приправы. Пряные блюда. П.аромат цветка.

У – Обратите внимание на сравнение  «…что кудри…» .Замените на более привычное нам.

О – Будто кудри

У – Найдите прилагательные, которые даны в переносном значении.

4. Подберите прилагательное к данным существительным 

  • Шампунь
  • Тюль
  • Рояль
  • Сирень
  • Апрель
  • Капель

IV Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя. Дается краткий обзор изученного о прилагательном, о роли прилагательных в речи.

(Отмечаются лучшие работы учащихся, активные  учащиеся-участники урока).

Домашнее задание:

 Написать небольшое сочинение-миниатюру о погоде, используя в сочинении прилагательные.

                         

-

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка

Урок посвящён теме "Проблема текста. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения". Предполагает дифференцированный подход к организации работы студентов на уроке....

Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290, 291"

Данный урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала.Дети смогут написать сочинение-рассуждение о з...

Конспект урока английского языка "Степени сравнения прилагательных"

Конспект урока английского языка "Степени сравнения прилагательных" с пояснительной запиской и презентацией...

Урок русского языка . Тема "Имя прилагательное как часть речи".

Урок разработан для студентов 1 курса СПО....