План-конспект открытого урока по классу фортепиано "Интонация - главное в исполнительстве".
план-конспект урока по теме
Представляю план-конспект открытого урока, который поможет вам самим составить свой конспект .Возможно, этот конспект будет вам чем-то полезен в вашей работе .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Даниловская детская школа искусств»
План-конспект открытого урока по теме:
«Интонация - главное в исполнительстве»
Преподаватель : Запольских Ирина Валентиновна
Предмет: Специальность в классе фортепиано
Дата проведения: 2012-2013 уч. г.
Учащаяся: Жалнина Полина, возраст 11 лет, класс 6
-2-
Тема урока: « Интонация - главное в исполнительстве ».
Цель урока: Вдохновить ребёнка на эмоциональное, прочувствованное исполнение произведения.
Вид урока: традиционный.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Развивающая:
- развитие навыков выразительной игры и интонирования, необходимых для исполнительства;
- освоение образной структуры музыкального произведения.
Обучающая:
- изучение техники интонирования, необходимой для передачи эмоций и чувств в музыке.
Воспитательная:
- воспитание устойчивого интереса и чуткого отношения к исполняемой музыке.
- развивать образное музыкальное мышление, художественное воображение;
План урока:
- 1. Организационный момент.
2. Теоретические сведения.
3. Подготовительные упражнения.
4. Работа над произведением.
5. Показ - исполнение музыкального произведения педагогом.
6. Контрольное проигрывание учащимся. Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
-3-
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель: Сегодня мы проводим открытый урок по специальности
" фортепиано" в Даниловской детской школе искусств с учащейся 6 класса Жалниной Полиной. Тема нашего урока: «Интонация - главное в исполнительстве». Работать над интонацией мы будем в пьесе А. Гречанинова "Жалоба".
2. Теоретические сведения.
Учитель:
- Полина, текст "Жалобы" у нас с тобой выучен, а как ты думаешь, что же нам не хватает, чтобы сыграть эту пьесу на концерте? Достаточно ли только хорошо знать текст музыкального произведения и играть без ошибок?.............. Конечно, нет! Мы, как художники, должны раскрасить чёрно - белую картину в различные цвета, используя множество оттенков, чтобы картина получилась красивая и производила впечатление, не правда ли?................... Наша пьеса называется "Жалоба". Как ты думаешь, что означает слово "жалоба"?................Мне , например, кажется, это - через какие-то слова выраженное чувство обиды. Ты согласна?...............А ты кому- нибудь когда-нибудь жаловалась?...................Маме? А я в детстве жаловалась маленькому игрушечному любимому мишке. Как ты думаешь, жалуются все одинаково?............Конечно, нет! Одни могут всхлипывать тихонечко, а другие - рыдать, или даже кричать и негодовать на своего обидчика. Вполне возможно, композитор в пьесе вспоминает о том, как он в детстве жаловался маме на своего обидчика. Какие эмоции мы можем почувствовать на протяжении всей пьесы?......... (анализируем эмоциональное развитие пьесы).
-4-
Как и в жизни, настроение может меняться мгновенно, а может постепенно. Если сначала композитор хотел показать тихие всхлипывания и вздохи, рассказал о каком-то происшествии, то затем , возможно, хотел, чтобы услышали и почувствовали всю его сердечную боль и даже возмущение и негодование. В конце произведения наступает успокоение, смирение, а может даже, и прощение обиды.
Если мы очень постараемся, то можем передать интонацию всех этих разнообразных чувств и эмоций, правда?............А что же такое ИНТОНАЦИЯ?............Это - звук с каким-то своим настроением. Бывает интонация радости, грусти, скорби, жалобы.......Можно сыграть звук, но ничем его не наполнить, а можно через звук выразить своё душевное состояние. Как ты думаешь, какую музыку будет интереснее слушать - просто набор звуков или передающую чувства и эмоции?...........
3. Подготовительные упражнения.
Чтобы передать какое-нибудь настроение в музыке, очень важна посадка. Интонация и посадка связаны между собой, как единая система. Давай проверим с какой посадкой звук станет более выразительным. ( пробуем играть с прямой спиной, затем - с наклоненным корпусом небольшой отрывок пьесы). Во второй раз музыка звучит гораздо выразительнее и легче передавать эмоцию, правда?.....
Второе упражнение - сидя на стуле, наклоняем корпус тела, руки висят вниз. Нужно почувствовать тяжесть в кистях рук. ............
-5-
Третье упражнение - пробуем играть два звука, передавая различные эмоции - жалобы, гнева, печали и др. Без тяжести и ощущения веса в пальцах передать интонацию в музыке трудно и даже невозможно, кисти рук должны быть свободными. Если руки будут зажаты, мы не сможем передать интонацию в музыке. Попробуй сыграть фразу зажатыми руками. Что получается? ...........Музыка - пустая, невыразительная, без чувств! Нам нужно ощутить в кистях одновременно и вес и свободу. Благодаря игре с правильным интонированием, ты должна почувствовать, что твоя музыка выражает твою эмоцию, которую ты хочешь передать в каждый миг твоей игры. Музыка начинается в твоей душе, сердце и через руки и пальцы переливается в инструмент.
4. Работа над произведением.
Интонация - это главное в музыкальном исполнительстве. Это - музыкальное слово. Интонация придаёт музыке объём, делает её живой, даёт ей окраску, воздух и свет. А мышцы рук и запястья должны быть живыми, как будто они дышат - напрягаются при вздохе и расслабляются при выдохе. (начинаем играть пьесу)
рр - означает ,как будто где-то далеко или очень давно ..... пальцами чувствуем тишину....Палец, предчувствуя звук - напрягается и медленно погружается. Ещё при переходе на легато в другой звук должно быть ощущение, что звук, как у скрипки тянется к другому звуку , или почувствовать звук как натянутую пружину......... Мелодия начинается с секунды. Секунда - это почти всегда ощущение напряжения, ожидания. Ритмичные мягкие терции в левой - как тихий стук сердца....
-6-
И далее до конца произведения:
- работаем по фразам над интонацией, красивым звуком, правильным погружением пальцев ( как будто поём пальчиками);
- проговариваем, как развивается и меняется эмоциональный характер пьесы;
- работаем над фразами. Чтобы не было дробления внутри фразы, придумываем подтекстовку мелодической фразы, сначала проговариваем текст вслух с выражением, стремлением, развитием, нужным настроением, затем пропеваем и пытаемся сыграть мелодическую фразу на инструменте;
- затем , поработав отдельно над каждой фразой , объединяем их в более крупное музыкальное полотно, где происходит более общее музыкальное развитие;
- параллельно происходит работа над ошибками ,если они имеются в тексте, (штрихами, аппликатурой, педализацией, артикуляцией).
- 5. Показ - исполнение музыкального произведения педагогом.
( Педагог исполняет пьесу и затем просит оценить свою игру - что понравилось учащемуся, а что не понравилось. Затем сам даёт оценку своему исполнению.)
6. Контрольное проигрывание учащимся. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
( Ученик играет пьесу с новыми знаниями, ощущениями, навыками, полученными на уроке, затем с помощью педагога делает самоанализ проигранного произведения, определяя , что ещё не получается и над чем нужно поработать дома.)
-7-
Самоанализ урока : Мы считаем, что урок удался , а цель урока - настроить ученика на творческий лад, побудить его к осмыслению характера произведения и эмоциональной игре, была достигнута. В конце урока на контрольном проигрывании ученица попыталась максимально передать свои внутренние ощущения и эмоции. Конечно, об интонации говорится на каждом занятии, но обычно на обыкновенных рабочих уроках преподаватель ставит сразу несколько задач ( текстовых , технических, интонационных и др.), поэтому учащемуся трудно сосредоточиться в полной мере , например, на задаче правильного интонирования.) Данный тематический урок ценен именно тем, что перед ребёнком ставится только одна конкретная задача и ему легче сосредоточиться именно на ней. Это помогает ребёнку эмоциональней воспринять данный материал, запомнить его и применять в исполнении. Безусловно, открытый урок предполагает новую непривычную обстановку и для педагога и для обучающегося, поэтому , анализируя видео, можно сказать о некоторой зажатости , скованности у ребёнка и напряжённости, несвободы в речи педагога. Хотя педагог старается объяснять ярко и образно, чувствуется некоторое волнение и сбивчивость. Все запланированные этапы занятия были выполнены, уложены в урочное время, задачи урока определены. Предложенные педагогом методы и приёмы были эффективны для осуществления поставленной цели урока. Чувствуется волевое и эмоциональное воздействие педагога на ученика. Преподаватель владеет музыкальным материалом, воспитывает в ученике умение слышания зависимости звукового результата от технического приёма. Контакт ( " обратная связь") с ребёнком у педагога есть. Учащаяся показала умение работать над деталями и в целом, над нюансами и музыкальными фразами, над исправлением дефектов игрового аппарата. Восприятие указаний педагога быстрое и сознательное. Активность ученицы средняя, ввиду её флегматичного характера,но благодаря усилиям педагога , неэмоциональный в обычной жизни ребёнок, на уроке показал своё умение через звук высказать свои внутренние ощущения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/29/picture-728167-1538213119.jpg)
Открытый урок 5 класс
План-конспект открытого урока в 5 классе по теме « Now I know The ABC!» («Теперь я знаю алфавит!»)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/20/picture-30998-1371749157.jpg)
План-конспект к открытому занятию «Создание Web-страницы с внутренними ссылками»
· План-конспект открытого занятия «Создание структуры навигации с внутренними ссылками на web-странице».Занятие явля...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/18/picture-1013106-1518932855.jpg)
открытый урок 5 класс по теме "My favourite holidays"
открытый урок“ My favourite holidays ” УМК «Английский язык» (5–9 классы) автор В. П. Кузовлев....
План - конспект внеклассного мероприятия (урок мужества) Тема: «Урок Победы»
Пламя Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. бушевало 1418 дней и ночей, это почти четыре года. И все эти годы советский народ ковал победу над врагом на фр...
План-конспект для открытого урока по английскому языку на тему "Human and nature. Protection of animals"
План открытого урока преподавателя Кузьминой А.И. по дисциплине «Иностранный язык», проведенного 17 ноября 2022 г. в группе специальности 40.02.01 «Право и организация социально...