Приобщение студентов к наследию знаменитого земляка, народного художника России В.М. Клыкова с помощью музейных экспозиций
статья на тему
Статья содержит описание опыта использования краеведческих материалов в работе со студентами с целью их приобщения к наследию знаменитого земляка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_studentov_k_naslediyu_znamenitogo_zemlyaka.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.И. Долженкова
Приобщение студентов к наследию знаменитого земляка, народного художника России В.М. Клыкова с помощью музейных экспозиций
Современное российское общество охватил процесс духовного обновления и национально-культурного возрождения. Одновременно подрастающее поколение, молодежь, оказалось в большом, быстро меняющемся мире, где многие ценности смещены или деформированы. Задача учреждений образования, культуры, да и всех нас помочь оказавшимся на «распутье» молодым людям сориентироваться в сложном многообразии сегодняшнего времени и выбрать истинные ценности.
Огромная роль в формировании лучших человеческих качеств принадлежит общественным дисциплинам: истории и краеведению. Справедливо отмечено, что настоящий гражданин состоится только тогда, когда будет знать историю своего села, района, Родины. Точкой пересечения истории и современности, посредником, помогающим зрителю восстанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим всегда выступал и выступает музей. Ведь он не просто хранилище, он современный интерпретатор всей многовековой культуры. Здесь аккумулируются жизненный, культурный опыт человечества.
Сегодня музеи действуют в мире, подверженном порой непредсказуемым изменениям. Однако, едва ли не главный смысл их в том, что они выступают средством общения людей, народов и эпох между собой. Главная цель историко-культурных ценностей – это возделывание духа человека, возможное лишь при непосредственном общении личности с экспонатом, позволяющее личности ощутить связь прошлого и настоящего, определить свое место в будущем.
Деятельность и интересы музея как социального института обуславливают его тесные связи с другими учреждениями культуры, такими как библиотека, архив, информационные структуры, образовательные и воспитательные учреждения. Поэтому не только их сотрудничество, но и различные варианты их объединения для решения общих задач, преимущественно относящихся к сохранению историко-культурного наследия, воспринимаются как закономерные. Особенно эффективно подобные тандемы могут работать в направлении формирования новых социальных ценностей молодежи.
Именно поэтому система общественных музеев, созданных и создающихся в образовательных учреждениях, является эффективным инструментов воздействия на личность воспитанников.
ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум» создан в 2013 году в результате объединения нескольких учебных заведений Курской области (Советский педагогический колледж, ПУ №33 Советского района, ПУ №37 Тимского района и ПУ №39 города Щигры). Несмотря на молодость, техникум является хранителем лучших традиций, вошедших в его состав образовательных учреждений. Одной из таких традиция является активная музейно-краеведческая работа. В техникуме действует музей (созданный в ПУ №33 на основании приказа директора 25 февраля 2003 года), а в его филиалах – музейные комната и отдел. Руководители и актив этих объединений проводит большую поисковую, краеведческую, исследовательскую работу, направленную на изучение основных этапов становления образовательных учреждений, прошлого малой Родины, а также жизни и деятельности знаменитых земляков.
На основании постановления Администрации Курской области от 04.08.2014 года №486-па, приказа комитета образования и науки Курской области от 6 августа 2014 года №1-847 ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникуму» было присвоено имя Вячеслава Михайловича Клыкова.
Однако, неверно считать, что работа по приобщению студентов к наследию знаменитого земляка началась только после этого.
В Советском районе всегда поддерживалась тесная связь с выдающимся скульптором: при жизни он неоднократно присутствовал на значимых районных мероприятиях, встречался с жителями, делал ценные подарки: его скульптуры стали настоящим украшением кшенской земли. В учреждениях образования постоянно проводятся классные часы и иные мероприятия, направленные на приобщение к творчеству выдающегося скульптора. Если говорить о сфере профессионального образования, то и здесь велась активная работа. Так, в ПУ № 33 библиотекарь Ирина Владимировна Романова с 2000 года вела подборку газетных и журнальных статей о В.М. Клыкове. На базе библиотеки и по её инициативе проводились вечера, посвященные выдающимся произведениям и общественной деятельности знаменитого земляка.
Советский педагогический колледж в своей работе также постоянно обращался к наследию В.М. Клыкова – здесь проводились Дни славянской письменности и культуры, организовывались круглые столы и конференции по проблемам использования краеведческого материала в формировании личности подрастающего поколения. С 2007 года ставший традиционным фестиваль научного и художественного творчества стал проводиться в память о народном художнике России Вячеславе Михайловиче Клыкове. В рамках фестиваля проходит и научно-практическая конференция, посвященная актуальным проблемам образования, воспитания и социализации личности. В работе конференции принимают участие учреждения образования, священнослужители, представители общественных организаций из Курской, Воронежской, Белгородской, Орловской, Липецкой и других областей и регионов Российской Федерации. Кроме того, преподаватели педагогического колледжа принимали участие в работе Клыковских чтений, проходящих в городе Курске.
Ежегодно студенты Советского района посещают с экскурсиями Советский краеведческий музей, а также музей В.М. Клыкова, расположенный на станции Мармыжи, являются активными участниками районных мероприятий, приуроченных ко Дню славянской письменности и культуры, а также памятных мероприятий в день смерти знаменитого скульптора. С 2010 года на базе колледжа реализовывался социально-значимый проект молодежного клуба «Развитие» «Сын земли Курской», отмеченный всероссийскими и областными грамотами, дипломами и благодарственными письмами.
Поэтому создание экспозиции о В.М. Клыкове является закономерным этапом длительной работы по приобщению студентов к наследию знаменитого земляка, народного художника России.
В процессе её подготовки были использованы не только собранные в колледже и училище материалы, но и фонды районного краеведческого музея и музея В.М. Клыкова. Она представлена тремя комплексами: стендом, разместившемся в фойе техникума, стеллажом, расположенным в одном из учебных аудиторий и фотовыставкой в коридоре 1-го и 3-го этажа учебного корпуса. Здесь представлены плоскостные материалы, содержащие факты из биографии и творчества В.М. Клыкова (стенд); книги, журналы, альбомы и другая печатная продукция, посвященная знаменитому земляку (стеллаж), а также уникальные фотографии из личных и музейных архивов (коридор). Конечно, это лишь начало будущей большой экспозиции, которая представит основные вехи в жизни и творчестве выдающегося скульптора. Работа по сбору экспонатов продолжается: техникум поддерживает связь с теми, кто был лично знаком с В.М. Клыковым, обращается к опубликованным материалам, сотрудничает с государственными музеями.
Функция любого музея – собирать, хранить, учитывать, выставлять, и тем самым интерпретировать с помощью экспозиции достижения культуры. Все это направлено на широкое использование музейного собрания в образовательных и воспитательных целях. Опираясь на принципы музейной педагогики, можно оказывать воздействие на систему ценностей в тот период, когда идет процесс становления личности.
Задача музея не только эстетическое воспитание и помощь в изучении программного материала по истории, но и духовно-нравственное развитие детей, подростков, молодежи, формирование их внутренней культуры и мировоззрения. Особенно следует выделить общественные музеи, с которых порой начинается первое знакомство не только с прошлым родного края, но и музеями вообще.
Конечно, невозможно охватить одним взором и отразить в одной пусть и самой широкой экспозиции вклад, сделанный В.М. Клыковым в русскую культуру, в возрождение православного самосознания народа, в сохранение и утверждение лучших традиций нашего государства. Многие его слова есть призыв и своеобразное завещание нам, его потомкам, которые мы в свою очередь должны донести следующему поколению. «Не разрушать, не осквернять нашу землю, а украшать ее – вот долг настоящего патриота своей Родины» Невозможно отделить Клыкова-художника от Клыкова-гражданина. И здесь, лучше его самого не скажешь: «Пусть опыт и мудрость предшествующих поколений войдет в наше сердце, вразумит, укрепит нашу Веру и волю, вдохнови и направит нас на верный путь устроения нашего Отечества».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ пионерского сбора "Знаменитые земляки"
В данном документе представлен самоанализ проведенного пионерского сбора, посвященного 460 - летию города Болхова...
Научно-исследовательская работа студентов «Анализ лекарственных средств, входящих в перечень оснащения линейных бригад станции медицинской помощи, с точки зрения фармакоэкономического подхода»
В докладе представлены результаты научно-исследовательской работы студентов по теме: «Анализ лекарственных средств, входящих в перечень оснащения линейных бригад СМП, с точки зрения фармако...
Развитие критического мышления студентов при постановке проблемы на занятиях "Роль медицинской сестры в оказании паллиативной помощи онкологическим больным и их родственникам (психологические аспекты)
Развитие критического мышления на занятиях психология.«Роль медицинской сестры в оказании паллиативной помощи онкологическим больным и их родственникам (психологические аспекты)»«Уни...
Рабочая программа дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов специальности 51.02.01 Народное художественное творчество: по виду «Хореографическое творчество».
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание», реализующая федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в предел...
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Обществознание» для студентов 1-х курсов учреждений СПО: «Конституция России – основной закон государства».
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Обществознание» для студентов 1-х курсов учреждений СПО.Тема: «Конституция России – основной закон государства»....
2022 год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России
Наступивший 2022 год посвящен культурному наследию народов России....
Методическая разработка Проведения классного часа для студентов по правовому воспитанию Тема: «Соблюдение законов России»
Целью методической разработки классного часа «Правовое воспитание. Соблюдение законов России»является:- Формирование правовой культуры студентов.- Развитие коммуникативных способносте...