Развитие критического мышления студентов при постановке проблемы на занятиях "Роль медицинской сестры в оказании паллиативной помощи онкологическим больным и их родственникам (психологические аспекты)
план-конспект занятия
Развитие критического мышления на занятиях психология.
«Роль медицинской сестры в оказании паллиативной помощи
онкологическим больным и их родственникам
(психологические аспекты)»
«Уникальная функция медицинской сестры заключается
в оказании помощи индивиду, больному или здоровому,
в выполнении таких мероприятий, содействующих сохранению и восстановлению здоровья или спокойной смерти, которые он мог бы обеспечить себе сам, если бы имел необходимые для этого силы, волю и знания»
Вирджиния Хендерсон 1955 г.
В соответствии с ФГОС-3 по специальности СПО 34.02.01 «Сестринское дело» студенты должны освоить общие и профессиональные компетенции на занятиях психологии, где одной из приоритетных задач в области медицины, является решение проблем возрастающего числа больных, нуждающихся в паллиативном лечении. Для достижения этих целей на занятиях мною используются современные педагогические технологии: личностно ориентированные, информационные, коммуникативные, тренинговые игры.
Лекция – диалог. Содержание подается через серию вопросов, на которую студент должен ответить непосредственно на занятии.
Лекция – визуализация. Это подача лекционного материала с помощью технических средств обучения. ЕЕ цель формирование у студентов профессионального мышления через восприятие устной и письменной информации, преобразованной в визуальную форму.
В ходе занятий применяется метод критического мышления, где происходит приобретение знаний при непосредственном их участии. Постановка проблемы побуждает студентов к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание, расширяет возможности когнитивного мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Васильева Т.Ф. Паллиативная помощь. | 70 КБ |
vasileva_t.f._palliativnaya_pomoshch.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
"Акушерский колледж"
Развитие критического мышления на занятиях психология.
«Роль медицинской сестры в оказании паллиативной помощи
онкологическим больным и их родственникам
(психологические аспекты)»
Преподаватель психологии
высшей квалификационной категории
Васильева Татьяна Федоровна
Санкт-Петербург
2018
«Медицинская сестра должна иметь квалификацию троякого рода:
научную - для понимания болезни,
сердечную – для понимания больного, техническую – для ухода за больным»
Флорес Найтингел
«Уникальная функция медицинской сестры заключается
в оказании помощи индивиду, больному или здоровому,
в выполнении таких мероприятий, содействующих сохранению и восстановлению здоровья или спокойной смерти, которые он мог бы обеспечить себе сам, если бы имел необходимые для этого силы, волю и знания»
Вирджиния Хендерсон 1955 г.
В соответствии с ФГОС-3 по специальности СПО 34.02.01 «Сестринское дело» студенты должны освоить общие и профессиональные компетенции на занятиях психологии, где одной из приоритетных задач в области медицины, является решение проблем возрастающего числа больных, нуждающихся в паллиативном лечении. Для достижения этих целей на занятиях мною используются современные педагогические технологии: личностно ориентированные, информационные, коммуникативные, тренинговые игры.
Лекция – диалог. Содержание подается через серию вопросов, на которую студент должен ответить непосредственно на занятии.
Лекция – визуализация. Это подача лекционного материала с помощью технических средств обучения. ЕЕ цель формирование у студентов профессионального мышления через восприятие устной и письменной информации, преобразованной в визуальную форму.
В ходе занятий применяется метод критического мышления, где происходит приобретение знаний при непосредственном их участии. Постановка проблемы побуждает студентов к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание, расширяет возможности когнитивного мышления.
Актуальность.
Ежегодно в мире умирают около пятидесяти двух миллионов человек. Десятки миллионов из этих людей, умирая, испытывают страдания. Столько же больных не получают адекватного лечения, купирования боли и других симптомов, не получают решения психосоциальных проблем и удовлетворения духовных потребностей. Чаще всего такие люди умирают в состоянии страха. Страх, боль и одиночество. Вот в каком состоянии людей встречает неизбежное.
Неизбежное - это смерть.
В системе здравоохранения важная роль принадлежит категории средних медработников, от квалификации, психологического подхода и личностных качеств от которых зависит не только успех проводимого лечения, но иногда и жизнь пациента.
Следует отметить важность того, что при оказании помощи пациентам на последнем этапе жизни медсестра должна обладать рядом качеств, без которых просто невозможно быть рядом с пациентом: это милосердие, доброта и отзывчивость на чужое горе, чувство сострадания и способность к сопереживанию. Этому нельзя научиться! Это должно быть в сердце каждого, кто выбрал для себя нелегкий труд медсестры.
Цель паллиативной помощи – создание для пациента и его семьи лучшего качества жизни, связанных с физической, психологической, социальной и духовной сферами жизни.
Задачи:
- Психологическая поддержка больного и ухаживающих родственников.
- Адекватное обезболивание и купирование других физических симптомов.
- Выработка отношения к смерти, как к нормальному этапу жизни человека.
- Удовлетворение духовных потребностей больного и его близких.
- Решение вопросов медицинской биоэтики.
Слово «паллиативный» происходит от латинского слова « pallium» - оболочка, покрытие, сглаживание, сокрытие проявлений неизлечимой болезни и (или) обеспечение защиты тем, кто остался в «холоде и без защиты».
Паллиативный уход (ПУ) – это активная забота о пациенте и его семье, когда болезнь не поддается обычным методам лечения, и предусматривает создание максимального комфорта, снятие тягостных симптомов болезни, удовлетворение психологических, физических, социальных и духовных потребностей.
Медицинская сестра, профессионально занимающаяся квалифицированным уходом за пациентом, должна знать 6 принципов паллиативного ухода:
1. утверждает жизнь;
2. не ускоряет и не замедляет смерть, не предусматривает эвтаназию, не имеет в себе агрессивного лечения.
3. облегчает боль, устраняет страдания и другие тягостные симптомы.
4. включает в себя психологические аспекты.
5. включает меры поддержки активной жизни до момента смерти.
6. включает меры поддержки семьи на последнем этапе жизни больного и после его смерти.
Но одних знаний не достаточно, для того, чтобы осуществлять полноценный уход за тяжелыми пациентами.
- оказывать психологическую поддержку пациенту и его семье в период болезни и после смерти.
То есть выходит, что не только облегчение физических страданий необходимо таким пациентам. Облегчение страданий души - вот в чем нуждается каждый человек, осознающий, что его дни сочтены.
И если контроль качества медицинской помощи все же существует, то о психологической поддержке, увы, помнят не все и не всегда.
У больных в таком состоянии возникают те или иные эмоционально-психологические нарушения сознания, которые проявляются негативными оценками данной ситуации, переживаниями обреченности или ощущения вины за такое физическое состояние, а особенно ощущением постоянной тревоги. Наиболее негативные мысли таких больных, естественно, о фатальности заболевания.
Именно это отягощает развитие болевого синдрома. Ощущения беспомощности, безнадежности в конечном итоге приводит к развитию синдрома изоляции, который требует от медицинского персонала особых психологических подходов в процессе его коррекции.
Девиз паллиативной помощи: Любовь. Милосердие. Профессионализм.
Психологические проблемы:
• эмоциональный шок
• эмоциональное оцепенение
• отрицание или принятие
• злость
• чувство вины
• горе
• нервозность
Нервозность и депрессия:
• реакция на столкновение со смертью
• проблемы общения между пациентами, медперсоналом и семьями
• проблемы, связанные с болезнью (колостомия, плегия и др.)
• проблемы, связанные с лечением (потеря волос и др.)
• проблемы, связанные с положением в обществе (материальная зависимость, потеря смысла и цели).
Внимание к этим проблемам может помочь уменьшить депрессию гораздо эффективнее, чем лекарства!
Выбор лечения:
• возможности организма пациента
• терапевтические цели и пользу от лечения
• побочные эффекты
• избежание томительной смерти
• желание пациента.
Цели общения:
• избавить от неопределенности
• придать новое значение отношениям с окружающими
• помочь пациенту и семье выбрать правильное направление
Условия для начала общения:
• Достаточное время для неспешной непрерывной беседы
• Уединенная обстановка
• Представление и обмен рукопожатиями
• Присесть и дать понять, что у вас есть время
• Установить визуальный контакт таким образом, чтобы глаза были на одном уровне
• Достаточное время для неспешной непрерывной беседы
• Уединенная обстановка
• Представление и обмен рукопожатиями
• Присесть и дать понять, что у вас есть время
• Установить визуальный контакт таким образом, чтобы глаза были на одном уровне
• Избегать медицинской лексики
• Начало разговора с чего-нибудь положительного: “Здравствуйте, рад Вас видеть”
• Использование открытых вопросов: “Как самочувствие сегодня?” “Как спалось этой ночью?”
Проблемы общения с пациентами:
недостаток времени, что сказать? замешательство и т.п.
Самое главное – ваше отношение:
• оно не должно быть формальным старайтесь не избегать общения.
• не сбивайте пациента с толку сложными медицинскими терминами, не пытайтесь укрыться за ними.
• будьте искренними
• какой бы короткой не была беседа оцените состояние (своё состояние и состояние пациента) на физическом, и эмоциональном уровнях.
Применяйте в беседе активное слушание:
• Актуальный для пациента вопрос: ”Можете мне рассказать о Ваших проблемах?”
• Кивание головой, показывает, что вы внимательно слушаете.
• Если пациент обрывает фразу, повторите последние три слова.
• Не отвлекаться от основной темы разговора.
• Не пропускать такие замечания, как “Эта болезнь похожа на бабушкину”.
• Задать обратный вопрос пациенту для размышления: “Как вы считаете, для чего была сделана операция?”
• Спрашивайте о чувствах: “Какие чувства вы испытываете в связи с этим?”
• Подтверждайте высказывания пациента о его чувствах: “Это естественно, что вы испытываете такие чувства”
• Наблюдение за «языком тела».
• Подведите итог и еще раз повторите все, что было сказано.
Разговор с пациентом о болезни и прогнозе
• Вы имеете дело с человеком, с личностью, а не просто с пациентом
• У родственников могут быть свои проблемы и представления о болезни
• У вас есть свой собственный опыт
• Один случай не похож на другой. Не вырабатывайте догматических суждений
При общении:
• позаботьтесь о спокойной, по возможности интимной обстановке
• представьтесь и расскажите о своих обязанностях
• сядьте рядом
• постарайтесь поддерживать зрительный контакт (глаза в глаза)
• не выказывайте признаков спешки
• полностью включите своё внимание (следите за строем беседы)
• задавайте открытые вопросы
• будьте честными
• не забывайте о прикосновении
• говорите простым языком
Сообщение неприятных новостей:
• ключевое правило: подводите пациента к постижению реальности медленно, постепенно начните с «предупреждающего сигнала»
• выдержите паузу - понаблюдайте за реакцией
• при сообщении дурных новостей пользуйтесь эфимизмами (синонимами) по нарастающей степени
- несколько изменённых клеток
- род опухоли
- похожи на опухолевые
• оцените, как далеко готов продвинуться пациент на каждой стадии
• есть ли другие проблемы: боль дети
Обсудите поддержу, которую вы можете оказать и план действий.
Факторы, способствующие надежде у неизлечимо больных пациентов
Уменьшение надежды
• недооценка, как личности
• заброшенность или изоляция
• отсутствие реальных целей направления
• неконтролируемая боль и дискомфорт
Увеличение надежды
• ценят, как личность
• значимость во взаимоотношениях
• реальные цели направления
• обезболивание
Что хотелось бы слышать пациенту
• “Чтобы не случилось, мы не оставим вас”.
• “Вы по-прежнему важны нам”.
Психологическая помощь
• прикосновение важное средство передачи пациенту чувства уверенности и комфорта
• когда остается совсем мало для надежды, вполне реально надеяться на:
неодинокую смерть, спокойную смерть.
Люди, нуждающиеся в паллиативной помощи, находятся на различных стадиях осознания неизлечимости своего заболевания. Соответственно, к разным пациентам требуется принципиально разный подход: кому-то больше внимания и заботы, кому-то, наоборот, как можно больше покоя. Но в любом случае таким пациентам нужна особая помощь - психологическая поддержка, увы, помнят не все и не всегда.
По определению, это должен быть комплексный подход, направленный на улучшение качества жизни пациентов и их семей, которые оказались лицом к лицу с угрожающим жизни заболеванием, своевременную идентификацию, диагностику и устранение боли, обеспечение физических, психосоциальных и духовных потребностей, предупреждения и облегчения страдания.
Медицинская сестра должна стать для пациентов опорой, близким человеком и практически семьей.
Пациент в терминальной стадии заболевания ждет от людей, которые за ним ухаживают, понимания, облегчения и поддержки. Санитарный уход должен быть ориентирован на «мелочи», поскольку любая, даже самая незначительная для обычного человека вещь, может оказаться спасательным кругом для пациента и, пусть хотя бы ненадолго, может вернуть проблеск надежды в глазах, а, значит, и в душе.
В медсестрах, оказывающих паллиативную помощь, хотят видеть такие качества, как сердечность и заботливость, выдержка и бескорыстие, подлинная человечность и гуманность, тактичность и внимательность, добросовестность, самообладание, высокая культура и опрятность.
Только тот сотрудник, который работает по призванию и с увлечением, любит свою работу, привязан к своему делу и постоянно стремится к самоусовершенствованию в своей профессии, может отвечать деонтологическим принципам. Медсестра должна выслушивать пациента с уважением, говорить спокойно, не откладывая разговор «на потом». Потому что «потом» может не наступить.
Необходимо создать условия максимального комфорта, например, окружить пациента предметами, которые ему приятны и важны, обеспечить возможность участия в уходе членов семьи, друзей и знакомых. Тактильный контакт, улыбка, приятное слово - это «девизы», воплощать которые совсем не сложно, но они значат очень и очень много.
Забота о семье и близких пациента в рамках паллиативной помощи медицинской сестры.
Забота о родных и близких друзьях пациента — это ключевой признак высококачественной паллиативной помощи. Хорошая забота о пациенте помогает родным справиться с проблемами, но у них есть собственные потребности и тревоги, в которых им необходима поддержка. Это могут быть проблемы, связанные с болезнью и уходом за пациентом, их собственными чувствами и заботами, взаимоотношениями с обществом, в котором они живут. Ниже перечислены основные вопросы, беспокоящие родных и близких неизлечимых больных.
Забота связанная с болезнью и уходом за пациентом:
— что именно происходит с больным
— зачем он получает то или иное лечение;
— заразно ли его заболевание и передается ли оно по наследству;
— смогут ли они ухаживать за больным дома;
— как долго они смогут ухаживать за больным в домашних условиях;
— позволит ли им собственное здоровье ухаживать за больным;
— смогут ли они ответить больному, если он спросит их о смерти, особенно если они скрывают от него правду;
— смогут ли они справиться с возможными неотложными ситуациями;
— когда следует вызывать врача или обращаться за советом;
— как давать лекарства;
— как правильно кормить и поить больного;
— когда посещать его в больнице;
— как говорить с детьми и друзьями о болезни близкого.
Забота связанная с собственными чувствами:
— неуместность обсуждения проблем с собственным здоровьем;
— напряжение в семье, и как его снять;
— нерешенные проблемы взаимоотношений;
— переживаемое горе недавней утраты;
— как жить после смерти близкого, где и на какие средства, кто будет заботиться о них.
Для решения этих проблем медсестры объясняют родственникам все, что они желают знать о болезни, лечении и уходе за пациентом, разъясняют упущенные детали, дают информацию о том, какие районные службы и учреждения могут помочь им в уходе за пациентом. Родственники могут выразить свои опасения о настоящем, ближайшем и отдаленном будущем, могут обсудить свое собственное здоровье и другие нужды, выразить свое недовольство, обиды и огорчения на других родственников и ухаживающих лиц. Родные должны сознавать, что эти встречи организуются специально для них и предназначены для решения их проблем.
На каждом этапе паллиативной помощи медсестра должна проявлять заботу о близких пациента, уделять им достаточно внимания и времени.
Заключение.
Проанализировав психологические аспекты паллиативной помощи онкологическим больным в рамках деятельности медсестры, я пришла к следующим выводам:
- Паллиативная помощь – помощь, обеспечивающая оптимальный комфорт, функциональность и социальную поддержку пациентам (и членам семьи) на стадии заболевания, когда специальное, в частности противоопухолевое лечение, уже невозможно. В этой ситуации борьба с болями и иными соматическими проявлениями, а также решение психологических, социальных или духовных проблем больного приобретает первостепенное значение. Цель паллиативной помощи - достижение наилучшего качества жизни больных и членов их семей. Паллиативная помощь онкологическим больным решает следующие задачи: обеспечивает уменьшение боли и смягчение других беспокоящих больного симптомов; включает психологическую и духовную поддержку больного; предлагает систему, поддерживающую у больного способность как можно более длительно вести активную жизнь; предлагает систему оказания помощи семье больного во время его болезни.
Список литературы
1. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела. Ч.1. Ч. 2: Практика сестринского дела. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
2. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013– 320 с.
3. Никитина Л. А. Сестринский уход в паллиативной медицине // Российский семейный врач. - 2006. - №4 - С. 50-57.
4. Новиков Г.А. Паллиативная помощь онкологическим больным // Учебное пособие. Новиков Г.А., Чиссов В.И. (под ред.). – М.: ООД «Медицина за качество жизни», 2006. – 192с
5. Новиков Г.А., Осипова Н.А., Старинский В.В. и др. Организация паллиативной помощи онкологическим больным и перспективы ее совершенствования. Вопросы онкологии 1995; 2: 27-28.
6. Гнездилов А. В.
Психология и психотерапия потерь. Пособие по паллиативной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся проблемой. — СПб.: Издательство «Речь», 2002. — 162 стр.
7. Гнездилов А.В. Пути на Голгофу. Очерки работы психотерапевта в онкологической клинике и хосписе. СПб.: АОЗТ фирма "КЛИНТ", 1995. 136 с.
8. Иванюшкин А.Я. Новая медицинская этика приходит из хосписа // Человек. 1994. N 5. С. 105-108.
9. Липтуга М.Е. Паллиативная помощь: Краткое руководство. Архангельск, 2006.192 с.
10. Модников О.П., Шарафутдинов М.Г., Емельянцев Н.Е. и др. Введение в паллиативную медицину // Учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГУ 2004. 48 с.
11. Новиков Г.А., Осипова Н.А. Лечение хронической боли онкологического генеза // Учебное пособие. М., 2005. 82 с.
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
"Акушерский колледж"
Развитие критического мышления на занятиях психология.
«Роль медицинской сестры в оказании паллиативной помощи
онкологическим больным и их родственникам
(психологические аспекты)»
Преподаватель психологии
высшей квалификационной категории
Васильева Татьяна Федоровна
Санкт-Петербург
2018
«Медицинская сестра должна иметь квалификацию троякого рода:
научную - для понимания болезни,
сердечную – для понимания больного, техническую – для ухода за больным»
Флорес Найтингел
«Уникальная функция медицинской сестры заключается
в оказании помощи индивиду, больному или здоровому,
в выполнении таких мероприятий, содействующих сохранению и восстановлению здоровья или спокойной смерти, которые он мог бы обеспечить себе сам, если бы имел необходимые для этого силы, волю и знания»
Вирджиния Хендерсон 1955 г.
В соответствии с ФГОС-3 по специальности СПО 34.02.01 «Сестринское дело» студенты должны освоить общие и профессиональные компетенции на занятиях психологии, где одной из приоритетных задач в области медицины, является решение проблем возрастающего числа больных, нуждающихся в паллиативном лечении. Для достижения этих целей на занятиях мною используются современные педагогические технологии: личностно ориентированные, информационные, коммуникативные, тренинговые игры.
Лекция – диалог. Содержание подается через серию вопросов, на которую студент должен ответить непосредственно на занятии.
Лекция – визуализация. Это подача лекционного материала с помощью технических средств обучения. ЕЕ цель формирование у студентов профессионального мышления через восприятие устной и письменной информации, преобразованной в визуальную форму.
В ходе занятий применяется метод критического мышления, где происходит приобретение знаний при непосредственном их участии. Постановка проблемы побуждает студентов к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание, расширяет возможности когнитивного мышления.
Актуальность.
Ежегодно в мире умирают около пятидесяти двух миллионов человек. Десятки миллионов из этих людей, умирая, испытывают страдания. Столько же больных не получают адекватного лечения, купирования боли и других симптомов, не получают решения психосоциальных проблем и удовлетворения духовных потребностей. Чаще всего такие люди умирают в состоянии страха. Страх, боль и одиночество. Вот в каком состоянии людей встречает неизбежное.
Неизбежное - это смерть.
В системе здравоохранения важная роль принадлежит категории средних медработников, от квалификации, психологического подхода и личностных качеств от которых зависит не только успех проводимого лечения, но иногда и жизнь пациента.
Следует отметить важность того, что при оказании помощи пациентам на последнем этапе жизни медсестра должна обладать рядом качеств, без которых просто невозможно быть рядом с пациентом: это милосердие, доброта и отзывчивость на чужое горе, чувство сострадания и способность к сопереживанию. Этому нельзя научиться! Это должно быть в сердце каждого, кто выбрал для себя нелегкий труд медсестры.
Цель паллиативной помощи – создание для пациента и его семьи лучшего качества жизни, связанных с физической, психологической, социальной и духовной сферами жизни.
Задачи:
- Психологическая поддержка больного и ухаживающих родственников.
- Адекватное обезболивание и купирование других физических симптомов.
- Выработка отношения к смерти, как к нормальному этапу жизни человека.
- Удовлетворение духовных потребностей больного и его близких.
- Решение вопросов медицинской биоэтики.
Слово «паллиативный» происходит от латинского слова « pallium» - оболочка, покрытие, сглаживание, сокрытие проявлений неизлечимой болезни и (или) обеспечение защиты тем, кто остался в «холоде и без защиты».
Паллиативный уход (ПУ) – это активная забота о пациенте и его семье, когда болезнь не поддается обычным методам лечения, и предусматривает создание максимального комфорта, снятие тягостных симптомов болезни, удовлетворение психологических, физических, социальных и духовных потребностей.
Медицинская сестра, профессионально занимающаяся квалифицированным уходом за пациентом, должна знать 6 принципов паллиативного ухода:
1. утверждает жизнь;
2. не ускоряет и не замедляет смерть, не предусматривает эвтаназию, не имеет в себе агрессивного лечения.
3. облегчает боль, устраняет страдания и другие тягостные симптомы.
4. включает в себя психологические аспекты.
5. включает меры поддержки активной жизни до момента смерти.
6. включает меры поддержки семьи на последнем этапе жизни больного и после его смерти.
Но одних знаний не достаточно, для того, чтобы осуществлять полноценный уход за тяжелыми пациентами.
- оказывать психологическую поддержку пациенту и его семье в период болезни и после смерти.
То есть выходит, что не только облегчение физических страданий необходимо таким пациентам. Облегчение страданий души - вот в чем нуждается каждый человек, осознающий, что его дни сочтены.
И если контроль качества медицинской помощи все же существует, то о психологической поддержке, увы, помнят не все и не всегда.
У больных в таком состоянии возникают те или иные эмоционально-психологические нарушения сознания, которые проявляются негативными оценками данной ситуации, переживаниями обреченности или ощущения вины за такое физическое состояние, а особенно ощущением постоянной тревоги. Наиболее негативные мысли таких больных, естественно, о фатальности заболевания.
Именно это отягощает развитие болевого синдрома. Ощущения беспомощности, безнадежности в конечном итоге приводит к развитию синдрома изоляции, который требует от медицинского персонала особых психологических подходов в процессе его коррекции.
Девиз паллиативной помощи: Любовь. Милосердие. Профессионализм.
Психологические проблемы:
• эмоциональный шок
• эмоциональное оцепенение
• отрицание или принятие
• злость
• чувство вины
• горе
• нервозность
Нервозность и депрессия:
• реакция на столкновение со смертью
• проблемы общения между пациентами, медперсоналом и семьями
• проблемы, связанные с болезнью (колостомия, плегия и др.)
• проблемы, связанные с лечением (потеря волос и др.)
• проблемы, связанные с положением в обществе (материальная зависимость, потеря смысла и цели).
Внимание к этим проблемам может помочь уменьшить депрессию гораздо эффективнее, чем лекарства!
Выбор лечения:
• возможности организма пациента
• терапевтические цели и пользу от лечения
• побочные эффекты
• избежание томительной смерти
• желание пациента.
Цели общения:
• избавить от неопределенности
• придать новое значение отношениям с окружающими
• помочь пациенту и семье выбрать правильное направление
Условия для начала общения:
• Достаточное время для неспешной непрерывной беседы
• Уединенная обстановка
• Представление и обмен рукопожатиями
• Присесть и дать понять, что у вас есть время
• Установить визуальный контакт таким образом, чтобы глаза были на одном уровне
• Достаточное время для неспешной непрерывной беседы
• Уединенная обстановка
• Представление и обмен рукопожатиями
• Присесть и дать понять, что у вас есть время
• Установить визуальный контакт таким образом, чтобы глаза были на одном уровне
• Избегать медицинской лексики
• Начало разговора с чего-нибудь положительного: “Здравствуйте, рад Вас видеть”
• Использование открытых вопросов: “Как самочувствие сегодня?” “Как спалось этой ночью?”
Проблемы общения с пациентами:
недостаток времени, что сказать? замешательство и т.п.
Самое главное – ваше отношение:
• оно не должно быть формальным старайтесь не избегать общения.
• не сбивайте пациента с толку сложными медицинскими терминами, не пытайтесь укрыться за ними.
• будьте искренними
• какой бы короткой не была беседа оцените состояние (своё состояние и состояние пациента) на физическом, и эмоциональном уровнях.
Применяйте в беседе активное слушание:
• Актуальный для пациента вопрос: ”Можете мне рассказать о Ваших проблемах?”
• Кивание головой, показывает, что вы внимательно слушаете.
• Если пациент обрывает фразу, повторите последние три слова.
• Не отвлекаться от основной темы разговора.
• Не пропускать такие замечания, как “Эта болезнь похожа на бабушкину”.
• Задать обратный вопрос пациенту для размышления: “Как вы считаете, для чего была сделана операция?”
• Спрашивайте о чувствах: “Какие чувства вы испытываете в связи с этим?”
• Подтверждайте высказывания пациента о его чувствах: “Это естественно, что вы испытываете такие чувства”
• Наблюдение за «языком тела».
• Подведите итог и еще раз повторите все, что было сказано.
Разговор с пациентом о болезни и прогнозе
• Вы имеете дело с человеком, с личностью, а не просто с пациентом
• У родственников могут быть свои проблемы и представления о болезни
• У вас есть свой собственный опыт
• Один случай не похож на другой. Не вырабатывайте догматических суждений
При общении:
• позаботьтесь о спокойной, по возможности интимной обстановке
• представьтесь и расскажите о своих обязанностях
• сядьте рядом
• постарайтесь поддерживать зрительный контакт (глаза в глаза)
• не выказывайте признаков спешки
• полностью включите своё внимание (следите за строем беседы)
• задавайте открытые вопросы
• будьте честными
• не забывайте о прикосновении
• говорите простым языком
Сообщение неприятных новостей:
• ключевое правило: подводите пациента к постижению реальности медленно, постепенно начните с «предупреждающего сигнала»
• выдержите паузу - понаблюдайте за реакцией
• при сообщении дурных новостей пользуйтесь эфимизмами (синонимами) по нарастающей степени
- несколько изменённых клеток
- род опухоли
- похожи на опухолевые
• оцените, как далеко готов продвинуться пациент на каждой стадии
• есть ли другие проблемы: боль дети
Обсудите поддержу, которую вы можете оказать и план действий.
Факторы, способствующие надежде у неизлечимо больных пациентов
Уменьшение надежды
• недооценка, как личности
• заброшенность или изоляция
• отсутствие реальных целей направления
• неконтролируемая боль и дискомфорт
Увеличение надежды
• ценят, как личность
• значимость во взаимоотношениях
• реальные цели направления
• обезболивание
Что хотелось бы слышать пациенту
• “Чтобы не случилось, мы не оставим вас”.
• “Вы по-прежнему важны нам”.
Психологическая помощь
• прикосновение важное средство передачи пациенту чувства уверенности и комфорта
• когда остается совсем мало для надежды, вполне реально надеяться на:
неодинокую смерть, спокойную смерть.
Люди, нуждающиеся в паллиативной помощи, находятся на различных стадиях осознания неизлечимости своего заболевания. Соответственно, к разным пациентам требуется принципиально разный подход: кому-то больше внимания и заботы, кому-то, наоборот, как можно больше покоя. Но в любом случае таким пациентам нужна особая помощь - психологическая поддержка, увы, помнят не все и не всегда.
По определению, это должен быть комплексный подход, направленный на улучшение качества жизни пациентов и их семей, которые оказались лицом к лицу с угрожающим жизни заболеванием, своевременную идентификацию, диагностику и устранение боли, обеспечение физических, психосоциальных и духовных потребностей, предупреждения и облегчения страдания.
Медицинская сестра должна стать для пациентов опорой, близким человеком и практически семьей.
Пациент в терминальной стадии заболевания ждет от людей, которые за ним ухаживают, понимания, облегчения и поддержки. Санитарный уход должен быть ориентирован на «мелочи», поскольку любая, даже самая незначительная для обычного человека вещь, может оказаться спасательным кругом для пациента и, пусть хотя бы ненадолго, может вернуть проблеск надежды в глазах, а, значит, и в душе.
В медсестрах, оказывающих паллиативную помощь, хотят видеть такие качества, как сердечность и заботливость, выдержка и бескорыстие, подлинная человечность и гуманность, тактичность и внимательность, добросовестность, самообладание, высокая культура и опрятность.
Только тот сотрудник, который работает по призванию и с увлечением, любит свою работу, привязан к своему делу и постоянно стремится к самоусовершенствованию в своей профессии, может отвечать деонтологическим принципам. Медсестра должна выслушивать пациента с уважением, говорить спокойно, не откладывая разговор «на потом». Потому что «потом» может не наступить.
Необходимо создать условия максимального комфорта, например, окружить пациента предметами, которые ему приятны и важны, обеспечить возможность участия в уходе членов семьи, друзей и знакомых. Тактильный контакт, улыбка, приятное слово - это «девизы», воплощать которые совсем не сложно, но они значат очень и очень много.
Забота о семье и близких пациента в рамках паллиативной помощи медицинской сестры.
Забота о родных и близких друзьях пациента — это ключевой признак высококачественной паллиативной помощи. Хорошая забота о пациенте помогает родным справиться с проблемами, но у них есть собственные потребности и тревоги, в которых им необходима поддержка. Это могут быть проблемы, связанные с болезнью и уходом за пациентом, их собственными чувствами и заботами, взаимоотношениями с обществом, в котором они живут. Ниже перечислены основные вопросы, беспокоящие родных и близких неизлечимых больных.
Забота связанная с болезнью и уходом за пациентом:
— что именно происходит с больным
— зачем он получает то или иное лечение;
— заразно ли его заболевание и передается ли оно по наследству;
— смогут ли они ухаживать за больным дома;
— как долго они смогут ухаживать за больным в домашних условиях;
— позволит ли им собственное здоровье ухаживать за больным;
— смогут ли они ответить больному, если он спросит их о смерти, особенно если они скрывают от него правду;
— смогут ли они справиться с возможными неотложными ситуациями;
— когда следует вызывать врача или обращаться за советом;
— как давать лекарства;
— как правильно кормить и поить больного;
— когда посещать его в больнице;
— как говорить с детьми и друзьями о болезни близкого.
Забота связанная с собственными чувствами:
— неуместность обсуждения проблем с собственным здоровьем;
— напряжение в семье, и как его снять;
— нерешенные проблемы взаимоотношений;
— переживаемое горе недавней утраты;
— как жить после смерти близкого, где и на какие средства, кто будет заботиться о них.
Для решения этих проблем медсестры объясняют родственникам все, что они желают знать о болезни, лечении и уходе за пациентом, разъясняют упущенные детали, дают информацию о том, какие районные службы и учреждения могут помочь им в уходе за пациентом. Родственники могут выразить свои опасения о настоящем, ближайшем и отдаленном будущем, могут обсудить свое собственное здоровье и другие нужды, выразить свое недовольство, обиды и огорчения на других родственников и ухаживающих лиц. Родные должны сознавать, что эти встречи организуются специально для них и предназначены для решения их проблем.
На каждом этапе паллиативной помощи медсестра должна проявлять заботу о близких пациента, уделять им достаточно внимания и времени.
Заключение.
Проанализировав психологические аспекты паллиативной помощи онкологическим больным в рамках деятельности медсестры, я пришла к следующим выводам:
- Паллиативная помощь – помощь, обеспечивающая оптимальный комфорт, функциональность и социальную поддержку пациентам (и членам семьи) на стадии заболевания, когда специальное, в частности противоопухолевое лечение, уже невозможно. В этой ситуации борьба с болями и иными соматическими проявлениями, а также решение психологических, социальных или духовных проблем больного приобретает первостепенное значение. Цель паллиативной помощи - достижение наилучшего качества жизни больных и членов их семей. Паллиативная помощь онкологическим больным решает следующие задачи: обеспечивает уменьшение боли и смягчение других беспокоящих больного симптомов; включает психологическую и духовную поддержку больного; предлагает систему, поддерживающую у больного способность как можно более длительно вести активную жизнь; предлагает систему оказания помощи семье больного во время его болезни.
Список литературы
1. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела. Ч.1. Ч. 2: Практика сестринского дела. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
2. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013– 320 с.
3. Никитина Л. А. Сестринский уход в паллиативной медицине // Российский семейный врач. - 2006. - №4 - С. 50-57.
4. Новиков Г.А. Паллиативная помощь онкологическим больным // Учебное пособие. Новиков Г.А., Чиссов В.И. (под ред.). – М.: ООД «Медицина за качество жизни», 2006. – 192с
5. Новиков Г.А., Осипова Н.А., Старинский В.В. и др. Организация паллиативной помощи онкологическим больным и перспективы ее совершенствования. Вопросы онкологии 1995; 2: 27-28.
6. Гнездилов А. В.
Психология и психотерапия потерь. Пособие по паллиативной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся проблемой. — СПб.: Издательство «Речь», 2002. — 162 стр.
7. Гнездилов А.В. Пути на Голгофу. Очерки работы психотерапевта в онкологической клинике и хосписе. СПб.: АОЗТ фирма "КЛИНТ", 1995. 136 с.
8. Иванюшкин А.Я. Новая медицинская этика приходит из хосписа // Человек. 1994. N 5. С. 105-108.
9. Липтуга М.Е. Паллиативная помощь: Краткое руководство. Архангельск, 2006.192 с.
10. Модников О.П., Шарафутдинов М.Г., Емельянцев Н.Е. и др. Введение в паллиативную медицину // Учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГУ 2004. 48 с.
11. Новиков Г.А., Осипова Н.А. Лечение хронической боли онкологического генеза // Учебное пособие. М., 2005. 82 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на занятиях по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»"
Раскрываются некоторые приемы технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо на занятиях по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»...
«Применение технологии развития критического мышления и группового способа обучения на занятиях истории и обществознания»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ППО( передового педагогического опыта)«Применение технологии развития критического мышления и группового способа обучения на занятиях истории и обществознания»...
Деятельность операционной медицинской сестры в оказании высокотехнологичной медицинской помощи
. Высокотехнологичная медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких метод...
7 образовательная конференция с международным участием "Роль медицинской сестры в паллиативной медицинской помощи"
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает такое определение:Паллиативная помощь — это подход, имеющий своей целью улучшение качества жизни пациента и членов его семьи, оказавшихся пе...
Городской конкурс «Роль медицинской сестры в оказании помощи пациентам с туберкулезом».
Ежегодно 24 марта отмечается Всемирный день борьбы с туберкулезом. Этот день, приуроченный к 100-летию со дня открытия Робертом Кохом микобактерии туберкулеза — палочки Коха, учрежден в 1982 год...
Методическая разработка занятия по курсу «Общая психология» с использованием приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и РНС оценивания деятельности студентов.
Конспект занятия по курсу «Общая психология» с использованием приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и рейтингово-накопительной системы...
Доклад на тему: Развитие критического мышления у студентов: теоретические аспекты и практические решения
Анализ стратегий и методов, направленных на формирование критического мышления у студентов, и их влияние на учебную деятельность....