Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям.
консультация
На вопрос: «Кто придумал доктора Айболита?» - любому из нас ответить проще простого. Ещё бы! Каждый дошколёнок знает: это Корней Чуковский. Так же легко назовёте, наверное, и автора «Незнайки в Солнечном городе», и автора «Дюймовочки», и автора «Сказки о царе Салтане». Но встречались вам уже, наверное, и такие произведения, автора из которых не так-то просто назвать. Действительно, кто придумал, например, сказку про Крошечку - Хаврошечку? Или загадку про небо и звёзды? Или песенку «Во поле берёза стояла»? Откуда взялась считалка, с которой начинается игра в прятки? Кто сложил всем известную скороговорку про Карла, Клару и кораллы? И сколько бы вы не искали отдельных имён сочинителей сказки, считалки, скороговорки - вы их не найдёте. Потому что и сказка, и считалка, и скороговорка создавались не одним-единственным человеком и не сразу, а на протяжении многих жизней многих людей. А много жизней и много людей, собранных на одном каком-то месте нашей Земли, - это уже народ. Потому и произведения, прошедшие через множество человеческих судеб, передающиеся от деда к внуку, от матери к дочери, от старших к младшим, называют народными. Русские народные сказки, русские народные песни, русские народные загадки, русское народное творчество... Вспомните - ведь вы не раз уже встречались с этими словами! Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, гражданственности, о патриотизме. Именно поэтому, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Каждый жанр русского народного творчества - кладезь народной мудрости. И в каждом - огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на занятиях, народных праздниках позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определённых случаях. В детском саду закладывается фундамент, происходит накопление первых, решающих музыкальных впечатлений. Ребёнок никогда не забудет то, чему он здесь научился, что он здесь услышал, оно входит в его плот и кровь. С русскими народными песенками и мелодиями детей начинают знакомить уже с младшей группы. Это такие песенки, как: «Петушок», «Ладушки», «Зайка» «Сорока-сорока» и т.д. Ребёнок младшего возраста живёт больше чувствами, чем разумом: явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально. Этот факт является мощным стимулом в развитии эстетических чувств ребёнка. В работе с детьми старших групп, педагоги чаще используют песенки-веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т.д. для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, часто используют многообразие народной музыки: «Во поле берёзка стояла», «Во кузнице», «Посею лебеду на берегу» и другие. Эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на целый день. На этих песнях, хороводах дети приобщаются к миру взрослых, где живут уважение, взаимопонимание, любовь. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного народного творчества. Советы родителям: дома пойте с детками русские народные песни, заведите фонотеку с русским фольклором. Из множества русских пословиц и поговорок выберите те, которые могут сопровождать трудовую деятельность. В контексте трудовой деятельности при соответствующих условиях ребёнок научится понимать значение пословиц, ясно формулировать свои мысли. Например, ваш ребёнок сидит на ковре. Скажите: «От скуки бери дело в руки» и дайте какое-то поручение. Ребёнок охотно приступит к делу. А после того, как работа будет закончена, похвалите его и спросите, почему так говориться. Таким образом, вы поможете осмыслить пословицу и результат своего труда. В повседневной жизни так же используйте и загадки. Например, отгадывая загадку: «Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая», ребёнок доказывает, опираясь на признак: «Это морковь, потому что растёт в земле». «А разве на грядке растёт только морковь? Ведь в земле растёт и лук, и свекла, и редис». Тогда ребёнок обратит внимание и на другие признаки (красная, длинная, сладкая). Таким образом, остроумная и занимательная форма загадки позволяет обучать рассуждению и доказательству легко и непринужденно. Для развития чёткой дикции ребёнка используйте скороговорки, чистоговорки. Попросите произнести заученную скороговорку громче и тише, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена, меняйте темп. Общая длительность таких упражнений - три - десять минут. Затем можно предложить задание более творческого характера. Передать, например, своё отношение к содержанию воспроизводимого текста, выразить настроение, свои желания или намерения. Например, поставьте перед ребёнком задачу выразить огорчение («Проворонила ворона воронёнка»), удивление («На горе Арарат растёт крупный виноград»), просьбу, нежность или ласку («Наша Маша маленька, на ней шубка аленька»). В результате систематических упражнений у детей повысится интерес к устному народному творчеству, они будут использовать в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх - потешки, будут самостоятельно организовывать народные игры - забавы с помощью считалок.
Успехов вам, уважаемые родители, в воспитании ваших детей!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_detey_doshkolnogo_vozrasta_k_tsennostyam_narodnoy_kultury.docx | 17.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям.
На вопрос: «Кто придумал доктора Айболита?» - любому из нас ответить проще простого. Ещё бы! Каждый дошколёнок знает: это Корней Чуковский. Так же легко назовёте, наверное, и автора «Незнайки в Солнечном городе», и автора «Дюймовочки», и автора «Сказки о царе Салтане». Но встречались вам уже, наверное, и такие произведения, автора из которых не так-то просто назвать. Действительно, кто придумал, например, сказку про Крошечку - Хаврошечку? Или загадку про небо и звёзды? Или песенку «Во поле берёза стояла»? Откуда взялась считалка, с которой начинается игра в прятки? Кто сложил всем известную скороговорку про Карла, Клару и кораллы? И сколько бы вы не искали отдельных имён сочинителей сказки, считалки, скороговорки - вы их не найдёте. Потому что и сказка, и считалка, и скороговорка создавались не одним-единственным человеком и не сразу, а на протяжении многих жизней многих людей. А много жизней и много людей, собранных на одном каком-то месте нашей Земли, - это уже народ. Потому и произведения, прошедшие через множество человеческих судеб, передающиеся от деда к внуку, от матери к дочери, от старших к младшим, называют народными. Русские народные сказки, русские народные песни, русские народные загадки, русское народное творчество... Вспомните - ведь вы не раз уже встречались с этими словами! Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, гражданственности, о патриотизме. Именно поэтому, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Каждый жанр русского народного творчества - кладезь народной мудрости. И в каждом - огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на занятиях, народных праздниках позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определённых случаях. В детском саду закладывается фундамент, происходит накопление первых, решающих музыкальных впечатлений. Ребёнок никогда не забудет то, чему он здесь научился, что он здесь услышал, оно входит в его плот и кровь. С русскими народными песенками и мелодиями детей начинают знакомить уже с младшей группы. Это такие песенки, как: «Петушок», «Ладушки», «Зайка» «Сорока-сорока» и т.д. Ребёнок младшего возраста живёт больше чувствами, чем разумом: явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально. Этот факт является мощным стимулом в развитии эстетических чувств ребёнка. В работе с детьми старших групп, педагоги чаще используют песенки-веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т.д. для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, часто используют многообразие народной музыки: «Во поле берёзка стояла», «Во кузнице», «Посею лебеду на берегу» и другие. Эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на целый день. На этих песнях, хороводах дети приобщаются к миру взрослых, где живут уважение, взаимопонимание, любовь. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного народного творчества. Советы родителям: дома пойте с детками русские народные песни, заведите фонотеку с русским фольклором. Из множества русских пословиц и поговорок выберите те, которые могут сопровождать трудовую деятельность. В контексте трудовой деятельности при соответствующих условиях ребёнок научится понимать значение пословиц, ясно формулировать свои мысли. Например, ваш ребёнок сидит на ковре. Скажите: «От скуки бери дело в руки» и дайте какое-то поручение. Ребёнок охотно приступит к делу. А после того, как работа будет закончена, похвалите его и спросите, почему так говориться. Таким образом, вы поможете осмыслить пословицу и результат своего труда. В повседневной жизни так же используйте и загадки. Например, отгадывая загадку: «Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая», ребёнок доказывает, опираясь на признак: «Это морковь, потому что растёт в земле». «А разве на грядке растёт только морковь? Ведь в земле растёт и лук, и свекла, и редис». Тогда ребёнок обратит внимание и на другие признаки (красная, длинная, сладкая). Таким образом, остроумная и занимательная форма загадки позволяет обучать рассуждению и доказательству легко и непринужденно. Для развития чёткой дикции ребёнка используйте скороговорки, чистоговорки. Попросите произнести заученную скороговорку громче и тише, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена, меняйте темп. Общая длительность таких упражнений - три - десять минут. Затем можно предложить задание более творческого характера. Передать, например, своё отношение к содержанию воспроизводимого текста, выразить настроение, свои желания или намерения. Например, поставьте перед ребёнком задачу выразить огорчение («Проворонила ворона воронёнка»), удивление («На горе Арарат растёт крупный виноград»), просьбу, нежность или ласку («Наша Маша маленька, на ней шубка аленька»). В результате систематических упражнений у детей повысится интерес к устному народному творчеству, они будут использовать в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх - потешки, будут самостоятельно организовывать народные игры - забавы с помощью считалок.
Успехов вам, уважаемые родители, в воспитании ваших детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Статья адресована для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В статье раскрыты аспекты нравственного воспитания детей через организацию народных праздников....
Интеграция разных видов искусства в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.
Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших направлений становления современного образования. Интегрированное обучение, по мнению многочисленных исследователей, способствует формированию у детей...
Опыт работы: «Деятельностный подход в приобщении детей дошкольного возраста к художественной литературе».
Процесс общения ребенка – дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. От взрослого в большой степени зависит, и то, станет ли ребенок настоящим, увлечением читателя или встреча с кн...
Статья "Особенности социализации детей дошкольного возраста, в условиях семейной группы организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Социализация воспитанника, находящегося в государственном учреждении по той или иной причине, имеет много сложностей, и вообще очень трудоемкий и многообразный процесс. Социализация такого ребенка нач...
Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Формирование звуковой культуры речиу детей дошкольного возраста Подготовила: Балакина .Л.П. 2020г.Звуковая куль...
Конспект родительского собрания на тему: «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста» . Младшая группа
quot;Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как лекарство от болезни, диагноз которой-равнодушие к нашему общему Дому, к Природе" В.А.Алексеев...
Региональная культура как средство гражданско- патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Патриотическое воспитание детей- актуальная проблема современной педагогики ,одна из современной педагогики, одна из приоритетных задач современного ФГОС дошкольного образования. Дошкольный возр...