Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Обществознание» для студентов 1-х курсов учреждений СПО: «Конституция России – основной закон государства».
методическая разработка
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Обществознание» для студентов 1-х курсов учреждений СПО.
Тема: «Конституция России – основной закон государства».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstitutsiya_rossii_-_osnovnoy_zakon_gosudarstva.docx | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Обществознание» для студентов 1-х курсов учреждений СПО.
Тема: «Конституция России – основной закон государства».
Пояснительная записка.
Методическая разработка учебного занятия составлена по дисциплине «Обществознание», по теме «Конституция России - основной закон государства». На изучение данной темы отводится 80 минут.
В процессе проведения занятия используются методы обучения:
По источнику передачи знаний — Верзилин Н.М., Перовский Е.И., Лордкипанидзе Д.О.:
словесные — беседа, работа с текстом;
наглядные — презентация;
По характеру познавательной деятельности обучающихся - Лернер И.Я., Скаткин М.Н.:
частично-поисковый (эвристический);
проблемный;
Для оценки знаний, умений используются следующие формы контроля:
наблюдение;
оценка результатов учебной деятельности.
Критерии взаимооценки участников группы:
5 баллов, «отлично» - точно раскрыты основные понятия, выводы обоснованы, участники группы оперативно отвечают на дополнительные вопросы преподавателя, доброжелательное отношение к участникам группы;
4 балла, «хорошо» - основные понятии раскрыты частично, выстраивается диалог с преподавателем по сути вопроса, доброжелательное отношение к участникам группы;
3 балла, «удовлетворительно» - раскрыта только меньшая часть основных понятий, с трудом выстраивается диалог с преподавателем, возникли проблемы с обоснованием выводов, участники группы не ответили на большинство дополнительных вопросов, при работе в команде имелись разногласия;
2 балла, «неудовлетворительно» - не раскрыто ни одно из основных понятий, допущены существенные неточности в решении задания, отсутствие реакции на дополнительные вопросы, действия команды не согласованы, имеются разногласия,.
Планируемые результаты:
Студенты узнают о:
Сущности Конституции РФ как основного закона страны;
Учебно-методическое обеспечение открытого занятия:
технические средства обучения (компьютер, проектор);
печатные средства обучения (учебные пособия, конспекты, выдержки из документов).
Цель занятия: создание условий для осмысления сущности Конституции Российской Федерации как основного закона страны
Задачи:
образовательная: организовать деятельность обучающихся по изучению, обобщению и первичному закреплению понятий: Конституция, Федеральное собрание, Совет Федераций, Государственная Дума, права и обязанности человека.
развивающая: способствовать развитию навыков работы в команде; умений анализировать учебный текст, текст нормативно-правового источника и высказывать свою точку зрения по предложенным вопросам.
воспитательная: способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма и гражданского самосознания, самостоятельности суждений и взглядов, чувства ответственности за себя и членов команды.
Используемые педагогические технологии: элементы интерактивных, личностно-ориентированных, игровых педагогических технологий.
Психолого-педагогические задачи урока:
Создавать на занятии ситуацию удовлетворения студентов успехами в обучении.
Междисциплинарные связи:
Обеспечивающие:
ОУД 05. «История», раздел 15 «Россия и мир на рубеже XX - XXI веков», тема программы: 15.2 «Современная Россия»
Обеспечиваемые:
ОГСЭ 02. «История», раздел 3 «Основные процессы политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира», тема
программы: 3.3 «Создание Российской федерации. От Б. Ельцина до В. Путина»;
ОП 05. «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», раздел 1 «Основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации», тема программы: 1.1 «Основные положения Конституции РФ. Права и свободы человека и гражданина»;
ОП 02. «Конституционное право», раздел 1 «Конституционное право России как отрасль национального права», тема программы: 1.1 «Содержание Конституции Российской Федерации».
Дидактические средства:
Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
Учебник обществознания - Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, и др. «Обществознание. 10, 11 кл.» М.: Просвещение, 2014.;
Презентация «Конституция России - основной закон государства»;
Оборудование:
ТСО: компьютер, мультимедиа проектор, колонки
Ход занятия
№ п/п. | Элементы занятия | Вид деятельности |
I | Организационный момент | Слово преподавателя: приветствие, проверка явки студентов (1 мин.) |
II | Актуализация опорных знаний Вопросы для актуализации знаний: Что такое Конституция? Вспомните структуру Конституции. Каковы отличия Конституции от других правовых актов? | Блиц-опрос (4 мин.) |
III | Повторение и обобщение знаний Повторение и обобщение знаний по теме занятия осуществляется по принципу «Своей игры». Правила игры. Участники игры распределяются на 3 команды с равным количеством. Выбор экспертов из числа студентов. Участникам игры предлагаются 5 тем по 5 вопросов в каждой (25 вопросов). Вопросы располагаются слева направо, по возрастанию степени сложности (100 - 500 баллов). Темы игры: Основы конституционного строя, Права и свободы человека, Федеративное устройство, Президент РФ, Федеральное собрание. Выбор темы и стоимости вопроса осуществляет капитан команды. Ведущий зачитывает вопрос. Команда ведет обсуждение и, если готова, поднимает сигнальную карту. Команде, первой поднявшей сигнальную карту, предоставляется возможность ответа на вопрос. Обсуждение на этом заканчивается. Если команда отвечает правильно, то ей предоставляется право выбора следующего вопроса, если она отвечает неправильно, то право ответить на этот же вопрос предоставляется другой команде. Правильный ответ прибавляет количество очков к общей сумме команды. Неправильный ответ на обычный вопрос не уменьшает общее количество очков. Подсчет набранных баллов каждой команды производят эксперты. Вопросы игры. Тема 1. Основы конституционного строя Назовите дату принятия действующей конституции? Конституция РФ принята: Учредительным собранием, Конституционным собранием, Государственной Думой, всенародным референдумом? Носителем суверенитета и источником власти в России является: Президент РФ, Федеральное собрание, Конституционный суд РФ, Многонациональный народ? Что Конституция провозглашает высшей ценностью в нашем государстве? Как характеризуется российское государство в статье 1 Конституции РФ? Тема 2. Права и свободы человека К личным правам не относится право на: свободу совести, жизнь, мирные собрания, достоинство личности? Защита Отечества является для граждан... ? Закончите фразу: «В РФ обязательным является ... образование»? Права человека - это .? Когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав и свобод человека? Тема 3. Федеративное устройство Каким государством по территориальному устройству является РФ? К субъектам федерации относятся.? Закончите фразу: «Законы и нормативно - правовые акты субъектов РФ не могут противоречить .»? Кто осуществляет денежную эмиссию в РФ? Назовите количество субъектов РФ? Тема 4. Президент РФ Кто может быть избран Президентом РФ? Что может издавать Президент РФ? С какого момента исчисляется срок пребывания Президента в должности? Кто может отстранить Президента от должности? Какими полномочиями наделен Президент РФ при формировании Правительства? Тема 5. Федеральное Собрание Какие функции выполняет Федеральное Собрание РФ Из каких палат состоит Федеральное Собрание, назовите их? Сколько человек входит в состав Государственной Думы? Кто входит в состав Совета Федерации? Кто возглавляет сейчас Государственную Думу и Совет Федерации? Подведение итогов игры Определение команды-победителя | Слово преподавателя: озвучить правила игры; распределить студентов для групповой работы (25 мин.) Работа в группах, Подсчет набранных баллов командами, оглашение результатов |
IV | Рефлексия Осознание студентами своей учебной деятельности, самооценка деятельности. Студентам предлагается возможность высказаться по теме занятия со слов: «Конституция для меня ...» | Заполнение листов самооценки Выработка мнения групп (6 мин.) |
V | Подведение итогов занятия Анализ проделанной на уроке работы подведение итогов и результатов урока | Выставление оценок с учетом наблюдения преподавателя и заполненных листов самооценки (7 мин.) |
VI | Домашнее задание Составить синквейн по теме «Конституция России» | Принципы выполнения домашнего задания (2 мин.) |
Опорный конспект
I. Добрый день, уважаемые студенты, сегодня у нас открытый урок. Проведу его я, преподаватель ГБПОУ РК «Керченский политехнический колледж», Дозморов Валерий Александрович.
II. Внимание на экран. Чему посвящен ребус, который Вы видите на экране? (С помощью ребуса загадано понятие «Конституция»)
С.: отвечают с места
В декабре 2018 г. исполнится 25 лет Конституции Российской Федерации. Конституция Российской Федерации является Основным Законом государства, который определяет его общественное и государственное устройство. Основной Закон страны утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа России не только как общепризнанные ценности, но и как юридические понятия. Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя, политические и юридические особенности устройства нашего государства.
Блиц опрос
1. Давайте вспомним, что мы знаем о Конституции России:
2. Что такое Конституция?
3. Каковы отличия Конституции от других правовых актов?
4. Вспомните структуру Конституции?
С: отвечают с места
III. Сегодня мы с вами обобщим и систематизируем имеющиеся знания по Конституции России. Для этого проведем викторину по принципу «Своей игры».
Уважаемые студенты, обратите внимание на правила игры:
Участники игры распределяются на 3 команды с равным количеством.
Участникам игры предлагаются 5 тем по 5 вопросов в каждой (25 вопросов).
Вопросы располагаются слева направо, по возрастанию степени сложности (100 - 500 баллов).
Темы игры: Основы конституционного строя, Права и свободы человека, Федеративное устройство, Президент РФ, Федеральное собрание.
Выбор темы и стоимости вопроса осуществляет капитан команды.
Ведущий зачитывает вопрос. Команда ведет обсуждение и, если готова, поднимает сигнальную карту.
Команде, первой поднявшей сигнальную карту, предоставляется возможность ответа на вопрос. Обсуждение на этом заканчивается.
Если команда отвечает правильно, то ей предоставляется право выбора следующего вопроса, если она отвечает неправильно, то право ответить на этот же вопрос предоставляется другой команде.
Правильный ответ прибавляет количество очков к общей сумме команды. Неправильный ответ на обычный вопрос не уменьшает общее количество очков.
Подсчет набранных баллов каждой команды производят эксперты (определяются преподавателем из числа студентов).
Ход игры
Тема 1. Основы конституционного строя
1. Назовите дату принятия действующей конституции?
2. Конституция РФ принята: Учредительным собранием,
Конституционным собранием, Государственной Думой, всенародным референдумом?
3. Носителем суверенитета и источником власти в России является: Президент РФ, Федеральное собрание, Конституционный суд РФ, Многонациональный народ?
4. Что Конституция провозглашает высшей ценностью в нашем государстве?
5. Как характеризуется российское государство в статье 1 Конституции
РФ?
Тема 2. Права и свободы человека
1. К личным правам не относится право на: свободу совести, жизнь, мирные собрания, достоинство личности?
2. Защита Отечества является для граждан...?
3. Закончите фразу: «В РФ обязательным является ... образование»?
4. Права человека - это .?
5. Когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав и свобод человека?
Тема 3. Федеративное устройство
1. Каким государством по территориальному устройству является РФ?
2. К субъектам федерации относятся.?
3. Закончите фразу: «Законы и нормативно -правовые акты субъектов РФ не могут противоречить.»?
4. Кто осуществляет денежную эмиссию в РФ?
5. Назовите количество субъектов РФ?
Тема 4. Президент РФ
1. Кто может быть избран Президентом РФ?
Что может издавать Президент РФ?
С какого момента исчисляется срок пребывания Президента в должности?
Кто может отстранить Президента от должности?
Какими полномочиями наделен Президент РФ при формировании Правительства?
Тема 5. Федеральное Собрание
Какие функции выполняет Федеральное Собрание РФ
Из каких палат состоит Федеральное Собрание, назовите их?
Сколько человек входит в состав Государственной Думы?
Кто входит в состав Совета Федерации?
Кто возглавляет сейчас Государственную Думу и Совет Федерации?
Подведение итогов игры
Эксперты совместно с преподавателем осуществляют подсчет набранных баллов каждой командой, определяется команда-победитель.
Таким образом, цель нашего урока сегодня - обобщение и систематизация имеющихся знаний о Конституции России. Как вы думаете, смогли мы достичь поставленной цели?
С.: отвечают с места
Перед вами лежит лист оценки, причитайте критерии оценивания, и оцените свою работу в группе по пятибалльной шкале. После заполнения листов самооценки студентам предлагается возможность высказаться по теме занятия со слов: «Конституция для меня ...»
Из всех юридических документов наиболее известным является Конституция. Вряд ли вы найдете человека, который не слышал бы о том, что в его государстве есть Конституция. Конституциями гордятся, на них клянутся, их критикуют, ими укрепляют государственную власть.
Вы сегодня очень хорошо поработали! Показали свои знания по теме урока, умение работать в команде. Объявление оценок за урок с комментариями.
В качестве домашнего задания Вам необходимо составить синквейн по теме урока. Возможные понятия для составления синквейна: Конституция, закон, право, порядок, гражданин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Обществознание" на тему "Религия"
Тип занятия: урок изучения нового материала.Форма занятия: групповая, с элементами активной лекции.Цели занятия: в ходе изучения нового материала студенты должны…Ø образовательные: знать определ...
Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Обществознание (включая экономику и право)" тема: "Молодежь как социальная группа".
Методическая разработка открытого занятия по дисциплине Обществознание (включая экономику и проаво).Тема: "Молодежь как главная социальная группа"....
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине "Основы философии" тема: Основные категории бытия
Конспект занятия по дисциплине "Основы философии" для обучающихся СПО...
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История» для студентов 1-х курсов учреждений СПО: «Дмитрий Донской. Куликовская битва».
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История» для студентов 1-х курсов учреждений СПО.Тема: «Дмитрий Донской. Куликовская битва»....
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История» для студентов 2-х курсов учреждений СПО: «Межнациональные конфликты и распад СССР»
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История» для студентов 2-х курсов учреждений СПО.Тема: «Межнациональные конфликты и распад СССР»...
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Основы философии» для студентов 2-3 курсов учреждений СПО: «Древний восток – колыбель философской мысли».
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Основы философии» для студентов 2-3 курсов учреждений СПОТема: «Древний восток – колыбель философской мысли»....
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История» для студентов 1-х курсов учреждений СПО: «Отмена крепостного права в России»
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История»для студентов 1-х курсов учреждений СПОТема: «Отмена крепостного права в России»...