Конспект урока русского языка "Причастие. Правописание суффиксов причастий" с использованием сингапурских структур
план-конспект урока на тему
На уроке обобщается и систематизируется материал о причастии, правописании суффиксов причастий, совершенствуются орфографические и пунктуационные навыки, формируются практические умения и навыки обучающихся по осознанному применению полученных знаний на практике, воспитывается бережное отношение к слову. культура поведения и умение работать в коллективе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Премет. Русский язык
Тема: Причастие как часть речи. Правописание причастий.
Цель: обобщить изученное о причастиях.
Задачи: - вспомнить морфологические, синтаксические признаки причастия;
- развивать умение исследовать: наблюдать, находить новые факты об объекте, анализировать их, аргументировать свои выводы;
- воспитывать чувство долга и патриотизма.
Содержание.
- Самоопределение к деятельности. Организация начала урока.
Синтаксическая минута. Разбор предложения.
Истинный патриот счастлив своей причастностью к судьбам родной страны, нерушимой верой в её светлое будущее.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
- Почему человек должен быть причастным к судьбе своей страны? Действительно ли таких людей можно назвать счастливыми?
(Невозможно быть счастливым, если все вокруг несчастны, а значит, нужно стараться сделать жизнь своей страны лучше.)
Я думаю, человеческое счастье не может быть настоящим без двух составляющих. Почему?
Попробую ответить вам небольшой притчей В.А.Сухомлинского.
(притча «Каждый человек должен»)
Мама с маленьким Петриком сели в поезд. Они едут в далекий южный город, на берег теплого моря – отдыхать. Мама стелет на полке постель для себя и на отдельной полке – для Петрика. Мальчик ужинает: ест вкусную булку, куриную ножку и яблоко. Мягко покачиваясь, убаюкивают вагоны. Лег Петрик на мягкую постель и спрашивает:
- Мама, вы говорили, что поезд ведет машинист. А кто же ночью ведет поезд? Неужели он едет сам?
- Ночью тоже ведет поезд машинист.
- Как? – удивляется Петрик. – Неужели он ночью не спит?
- Не спит, сынок.
- Мы спим, а он не спит? Целую ночь? – еще больше удивляется Петрик.
- Да, машинист не спит целую ночь. Если бы он хоть на минуту уснул, поезд разбился бы и мы погибли бы.
- Но как же это так? – не может понять Петрик. – Ведь спать-то ему хочется?
- Хочется, но он должен вести поезд. Каждый человек – должен. Посмотри в окно, видишь: вон в поле пашет землю тракторист. Ночь, а человек работает, видишь, как прожектором освещает поле? Потому что он должен работать ночью.
- И я должен? – спрашивает Петрик.
- И ты должен.
- Что же я должен?
- Быть человеком, ответила мама. – Это самое главное. Трудиться. Уважать и почитать старших. Презирать лень и нерадивость. Любить свою родную землю.
Петрик долго не мог уснуть.
- Постановка учебной задачи.
Итак, каждый человек должен, в том числе быть причастным судьбе своей страны. Почему?
Наверное, по очень простой причине. Потому что мы носим гордое имя Человек.
- С «долгом» все более или менее понятно. А что означает слово «причастный», «причастие»?
В толковых словарях можно найти такое лексическое значение слова «причастный» (участвующий в чем-либо, имеющий непосредственное отношение к кому-либо, чему-либо.)
У слова есть несколько значений. Например, «имеющий отношение к причастию, имеющий в своем составе причастие». Мы попытаемся обобщить изученное в школе.
4.Построение проекта выхода из затрудения.
Прочитайте следующее высказывание. Причастие – «часть речи, причастная (т.е. близкая) глаголу, в образе прилагательного» (В. Даль). Используя данное высказывание, вспомните и запишите об этой части речи. Подготовьте рассказ об этой форме глагола.
(Для выполнения этого задания используем Allwrite Round Robin – все пишут Раунд Робин, т.е. в командах каждый студент по очереди высказывается, в это время все студенты записывают каждый прозвучавший ответ на своем листочке.) (5 мин.)
Для проверки воспользуемся структурой командный Stand-N-Share – встань и поделись, т.е. 1. Все студенты встают со своими ответами.
2. Я вызываю одного студента из каждой команды, чтобы тот поделился (у каждого ученика есть свой список общих с командой пунктов).
3. Все остальные помечаете галочкой общее в ответах, если узнаёте что-то новое, добавляете в свой список.
4. Команда садится, когда все их звуки прозвучали, продолжая добавлять каждый новый пункт в свои списки.
5. После того, как все команды зачитают свои ответы, структура завершается.
Вопрос: Сколько пунктов с ответами было у 1 команды, у 2 команды, у 3 и 4? до проведения структуры Stand-N-Share – встань и поделись?
(Мы видим, что эта структура помогла нам преумножить свои знания)
Устали, немного отдохнем. Физминутка. Игра «Третий лишний» (если причастие страдательное, садимся. Если действительное, руки вверх, если лазутчик, т.е. другая любая часть речи, топаем.)
Одевающий, одеваемый, возвышавшийся, черный, дующий, спелый, дувший, сорванный, каменный, изрытый, сидящий, последний, брошенный, спавший, мелкий, усеянный, цветущий, болотный, увлекаемый, облетевший.
С каким лазутчиком вы встретились? Назовите эту часть речи.
Вопрос: какой теоретический материал вы должны были вспомнить при выполнении этого задания? Какое действие вы выполняли при разграничении причастия и прилагательного.
(при обсуждении используем одиночный Раунд Робин, т.е. в командах каждый студент по очереди высказывается в течение … с., затем выбирают наиболее понравившийся ответ, указывая на хозяина этого ответа.)
5. Первичное закрепление.
Для выполнения следующего задания нужно вспомнить тему «Спряжение глагола» по плану:
- Что называется спряжением глагола?
- Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие глаголы – ко II спряжению?
- Перечислите глаголы-исключения.
Задание. Определить спряжение глаголов.
Читать, хотеть, рассуждать, видеть, слышать, мыслить, говорить, сравнивать, сопоставлять, писать, смотреть.
Мы неслучайно записали именно эти глаголы. Ведь они диктуют нам действия, необходимые для достижения целей урока. Чтобы всё знать и уметь надо (читаем глаголы II спряжения): смотреть, видеть, слышать, мыслить, говорить); для достижения результатов необходимо (проговариваем глаголы I спряжения): читать, рассуждать, сравнивать, сопоставлять) – в результате вы будете грамотно писать, т.е. овладевать навыками правильного письма.
Сейчас мы с вами вспомним и отработаем навык написания гласных в суффиксах действительных и причастий настоящего времени.
Запишите следующую цитату:
думать → думают → думающий.
слышать → слышат → слышащий
клеить → клеят → клеящий
грохотать → грохочут → грохочущий
Вопрос: Как спряжение глаголов влияет на написание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени? Сделайте вывод, сформируйте правило. Для этого используем структуру одиночный раунд робин.
Вывод: гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени соответствуют гласным глагола, от которого они образованы, т.е. гласным в окончании глаголов в форме 3-его лица множественного числа.
Правило: Если действительное причастие образовано от глагола I спряжения, в суффиксе пишем гласную у (ю), если от глагола II спряжения – гласную а (я).
6.Самостоятельная проверка по эталону.
Упр. 308, стр. 196, уч. Пособие Грекова Василия Федоровича.
Д/з. Упр. 309.
7.Рефлексия деятельности.
Для закрепления материала выполним очень легкий тест из 5 заданий.
- Причастие обозначает:
а) признак предмета;
б) признак предмета по действию;
в) признак другого признака.
2. Действительные причастия настоящего времени образуются с помощью суффикса:
а) –вш-
б) –ш-
в) –ущ-.
3. Причастие с зависимым словом называется:
а) предложением;
б) причастным оборотом;
в) словосочетанием.
4. Какой морфологический признак отсутствует у причастия?
а) – вид
б) – время
в) – лицо.
5. Чаще в предложении бывает:
а) – дополнением
б) – обстоятельством
в) определением.
Итак, вы выполнили тест. Кто доволен своими результатами? Неудовлетворенность собственными знаниями еще одно доказательство того, что нужно более тщательно готовиться к урокам русского языка. Но не смотря на это, Вы хорошо работали, и сейчас пришло время оценить эту работу. Итак, продолжите предложение:
Я на уроке (думающий, читающий, размышляющий).
Моя работа на уроке приносящая плоды.
Выразите восторг друг другу.
На следующем уроке вы напишите самый потрясающий тест в вашей колледжной жизни. Почему? Спросите вы. Потому что 8 из 10 заданий войдут в экзаменационный тест, который проведем мы в конце этого семестра.
Предварительный просмотр:
Педагогическая диагностика как эффективный способ контроля и оценки достижения метапредметных результатов
С 1 сентября 2011 года начальная школа России перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в соответствии с которым предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение не только предметных, но и метапредметных результатов, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. При этом в стандарте говорится, что в итоговой оценке должны быть выделены две составляющие: результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, и результаты итоговых работ. Следовательно, каждый педагог начальной школы должен уметь в ходе промежуточной аттестации, т.е. в ходе своей каждодневной контрольно-оценочной деятельности, контролировать и оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты, основной составляющей которых являются универсальные учебные действия. Как уже многократно подчеркивалось, актуальной становится разработка новых методов и форм текущего контроля и оценивания, которые учитель может использовать для постоянного мониторинга успешности достижения не только предметных, но и регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться. В связи с эти были проанализированы возможности разработанной педагогической диагностики в контроле и оценке овладения младшими школьника универсальными учебными действиями. В ходе анализа было определено, что предлагаемые диагностические работы обладают значительным потенциалом и могут наряду с вновь разрабатываемыми новыми методами и формами служить для контроля и оценки метапредметных результатов.
В большей степени педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, закреплённых в ФГОС НОО:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умение понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Выполнение большого количества заданий педагогической диагностики требует от учащихся понимания смысла нестандартного задания, самостоятельного нахождения нового способа действия, умения самостоятельно отобрать необходимые способы действия, выполняя при этом мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Эти задачи помогут педагогу оценить динамику в овладении учащимися таким метапредметным результатом, как «способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления».
В диагностической работе по русскому языку, проводимой в середине 3 класса, есть такое задание.
СЛАЙД 2
Это задание нестандартной ситуации проверяет, владеет ли третьеклассник действием разбора слова по составу, при этом алгоритм разбора в скрытой форме дан в задании. Для успешного выполнения задания необходимо, чтобы учащийся внимательно его прочитал и понял, как оно устроено. Вся необходимая информация есть в самом задании, важно, чтобы учащийся, проанализировав задание, провел известное ему действие разбора слова по составу применительно к несуществующему слову.
Еще один пример задания на поиск способа действия можно привести из работы, проводимой в конце 3 класса.
СЛАЙД 3
Целью этого задания является проверка умения учащихся использовать знания о написании мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода, проверка умения осуществлять поиск необходимого способа действия, находить способ выполнения нестандартного задания. Объективная сложность задания заключается в том, что обычно для определения склонения имени существительного учащиеся опираются на знание рода, а род имен существительных, представленных в этом задании, учащимися не известен, поскольку род географических названий ничем , кроме традиции не мотивирован. Ключевой момент в выполнении задания - поставит ли учащийся перед собой вопрос: « А каким способом я могу выполнить это задание? На что в задании я могу опереться?» или же начнет действовать наугад. Для выполнения задания учащемуся необходимо обратить внимание на то, что все слова оканчиваются на шипящие, и при этом часть из них записана с мягким знаком, а часть без мягкого знака. Если учащийся актуализирует свои знания о написании мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода и установит связь двух признаков имени существительного – рода и склонения, это даст ему основание для группировки слов, а следовательно, и способ выполнения задания: смотрю на слово – есть мягкий знак после шипящего, значит, слово женского рода, а значит, 3-го склонения; нет мягкого знака, значит, слово мужского рода, а значит, 2-го склонения. Выполнение этого задания предоставляет педагогу данные о таком метапредметном результате как умение осуществлять поиск необходимого способа действия , находить способ выполнения задания. Вполне реально, что ученики, достаточно хорошо владеющие программным материалом и твердо знающие, в каких случаях пишется мягкий знак после шипящих, какие имена существительные относятся ко 2-му, а какие – к 3-му склонение, не справятся с этим заданием, так как не смогут проанализировать его и выбрать необходимый способ действия.
В диагностических работах есть задания, позволяющие выявить гибкость и нестандартность мышления учащегося, его умение взглянуть на задачу с разных точек зрения. Выполнение таких заданий позволит педагогу контролировать достижение указанного в стандарте требования к метапредметным результатам – «освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.»
Например, задание в диагностической работе по русскому языку, проводимой в конце 1 класса, оценивает умение первоклассника найти несколько правильных утверждений и доказать примерами каждое из них.
СЛАЙД 4
С одной стороны, после каждого утверждения даны примеры, чтобы первоклассник мог доказать правильность утверждения ( первого и третьего, так как второе утверждение правильным не является); с другой стороны, эти примеры помогают установить правильность или ложность высказывания, но впрямую об этом в задании не сказано. Сумеет ли первоклассник проанализировать задание ,понять , что может служить ему опорой при его выполнении, - это и будет свидетельствовать о его умении решать задания поискового характера.
Задание в диагностической работе по русскому языку в конце 2 класса также оценивает умение второклассника найти несколько правильных ответов, проявить гибкость мышления.
СЛАЙД 5
Задание направлено на проверку способности применять знания о составе слова в нестандартной ситуации. Учащийся должен понять, что предложенное в задании словесное описание состава слова предполагает несколько вариантов, и найти все возможные варианты. Важно, чтобы, отметив первую схему, которая точно соответствует условию задания ( в состав слова входит корень и окончание), учащийся не решил, что он уже полностью выполнил задание , а проверил оставшиеся схемы и определил, что третья и четвертая схемы также соответствуют заданному условию ( в эти схемы входят корень и окончание и то , что в этих схемах есть еще и суффикс или приставка и суффикс, не противоречит условию задания).
Такой метапредметный результат, как «формирование умения планировать , контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата», также может быть оценен заданиями педагогической диагностики. Эти задания направлены на проверку того, как ученик выполняет учебные действия; как умеет задавать, как проверяет и обосновывает каждый выполняемый шаг, как умеет объяснить, на каком основании выполнено то или иное действие , как понимает конкретный смысл выполненных действий. Проведем пример одного из таких заданий
( диагностическая работа по русскому языку конце 2 класса) . Задание позволяет проверить умение второклассник а работать со звуковой формой, а не с буквенной записью слова, внимательно читать задание и обращать внимание на каждое слово в его формулировке( работать нужно со звуками слова, а не с буквами), а также проверять собственное выполнение задания, перечитывая то, что сам записал.
СЛАЙД 6
Безусловно, учащемуся не так легко обратиться именно к звуковому составу слова. Если при выполнении задания он действительно работает со звуками, то в результате их перестановки в обратном порядке получатся слова кот, ноль, лей. Построение задания помогает определить еще и уровень развития самоконтроля второклассников: если учащийся на последних двух строчках написал «нёл» и «ьле» ( т.е. не обратил внимания на формулировку задания и работал все же с буквами) и при этом не перечеркнул свою запись - это уже свидетельствует об отсутствии самоконтроля , известно, что таких слов в русском языке нет, а значит, квазислова «нёл» и ьле» должны быть зачеркнуты.
Довольно показательными для определения уровня развития учебной деятельности являются задания, включающиеся в себя нерешаемую задачу. То, как поведет себя ученик - сразу ли откажется от ее выполнения, попытается ли найти какой-либо ответ, но, убедившись в несоответствии ответа и задания, перечеркнет предложенный сначала ответ, или же «выполнит» невыполнимую задачу - много расскажет учителю об уровне учебной рефлексии ученика, о его контроле и самоконтроле.
В середине 3 класса в работе по русскому языку есть такое задание.
СЛАЙД 7
Последняя часть этого задания (подобрать слово, в котором 3 звука, 6 букв)- это нерешаемая задача. То, как поведет себя учащийся- оставит ли четвертую строчку чистой, напишет ли какие-то слова и потом, проверив и убедившись, что они не соответствуют условию, зачеркнет их или же напишет слова и не зачеркнет- будет свидетельствовать об уровне развития учебной деятельности.
Еще один пример - задание, которое проверяет как умение подбирать антонимы, так и умение распознавать нерешаемую задачу( диагностическая работа в конце 4 класса).
СЛАЙД 8
К относительному прилагательному капустный подобрать антоним нельзя. Запишет ли ученик слова типа картофельный, морковный, фруктовый, некапустный или подставит рядом с этим словом прочерк? Это предоставит педагогу информацию об уровне учебной деятельности.
В педагогической диагностике довольно много заданий направлено на выявление уровня овладения таким заявленным в стандарте метапредметным результатом, как « овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям».
Например, в конце первого класса в диагностической работе по русскому языку учащиеся выполняют задание.
СЛАЙД 9
Первоклассник читает каждую группу слов, выбирает из каждой по три слова, которые могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово, не соответствующее этим требованиям, подчеркивает. В первой группе общим признаком для объединения трех слов является то, что они являются характеристиками согласных звуков (твёрдый, мягкий, звонкий), « лишним словом оказывается слово ударный ( характеристика гласного звука). Заметим, что в каждой группе меняется признак, по которому происходит выбор «лишнего» слова: это дает возможность обнаружить умение ученика быстро переключить внимание с одного существенного признака на другой, применяя знания то о звуках русского языка, то о буквах, то о знаках препинания в конце предложения. Каждый раз ученик должен, выполняя сравнение слов, постоянно контролировать свои действия.
В конце 2 класса в диагностический работе по русскому языку есть задание со схожими целями.
СЛАЙД 10
Для того чтобы продолжить ряд, ученик обязательно должен установить, по какому принципу слова объединены в группу. Только после этого он поймет, что в первом ряду нужно дописать антоним, во втором - синоним, в третьем- неизменяемое слово, а в четвертом- еще одну форму слова.
В середине 4 класса в диагностической работе по русскому языку задание, позволяющее оценить данный метапредметный результат, звучит так.
СЛАЙД 11
Ученик читает каждую группу слов, выбирает из каждой по три слова, которые могут быть объединены по общему для них признаку. В первой группе общим приз наком для объединения является принадлежность к одному склонению - три слова: мальчик, король, отличник - это имена существительные 2-го склонения, «лишним» словом оказывается слово дедушка, поскольку это слово 1-го склонения. Во второй группе три слова являются существительными женского рода, а одно слово ( конь)- это существительные мужского рода. Правильным будет и ответ, связанный с указанием на отнесение трех слов к 3-му склонению, а одного слова - ко 2-му склонению. В третьей группе у трех имен существительных нет формы единственного числа. Заметим, что признак, по которому происходит выбор «лишнего» слова, меняется,- это дает возможность обнаружить умение ученика быстро переключить внимание с одного существенного грамматического признака на другой, применяя знания то о склонениях имен существительных, то о существительных женского и мужского рода, то о формах числа. В каждом подпункте этого задания ученик должен, выполняя сравнение слов, постоянно контролировать каждое свое действие, объяснять основание своего выбора.
Сравнение полученных результатов регулярно проводимых диагностических работ позволяет педагогу оценить динамику овладения каждым учеником рядом метапредметных результатов, составит основание первой составляющей итоговой оценки - результатов промежуточной аттестации овладения метапредметными результатами. Важно постоянно фиксировать, какие изменения происходят с ребенком в процессе обучения, как изменяется овладение им компонентами учебной деятельности, в какой помощи учителя он нуждается. Именно это служит основой эффективной дифференцированной и индивидуальной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка
Урок посвящён теме "Проблема текста. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения". Предполагает дифференцированный подход к организации работы студентов на уроке....
Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290, 291"
Данный урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала.Дети смогут написать сочинение-рассуждение о з...
Конспект урока русского языка во 2-В классе УМК «Школа 2100»
Конспект урока по русскому языку...
Урок русского языка "Правописание наречий с приставками", 4 класс
урок разработан в соответствии с ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В.Занкова...
Конспект урока русского языка. 4 класс. Спряжение глагола (Система РО Л.В. Занкова)
Цель:- создать условия для формирования понятия «спряжение глагола».Задачи:Обучающие:- формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием; - закрепить знания о глаголе.Развив...
План-конспект урока по произведению М.Булгакова с использованием ЭОР
В разработку данного урока включены электронные образовательные ресурсы...
УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"
УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"...