7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи".
план-конспект занятия
7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи" предназначено в рамках дистанционного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_1.2._ponyatie_kultury_rechi_eyo_sotsialnye_aspekty_kachestva_horoshey_rechi.zip | 37.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 1.2. Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи.
Языковая норма. Основные типы норм.
.
Контрольные вопросы и задания:
1.Дайте определение понятию «культура речи».
2. Что такое речевой этикет?
3. Какими качествами должна обладать речь, чтобы ее можно было назвать качественной?
4. Что такое языковая норма? Назовите основные типы языковых норм.
5. Проанализировать речевую структуру текста с т. зрения использования нормированных и ненормированных средств языка (на примере подобранных текстов).
ЛЕКЦИЯ
«Истинная суть и смысл культуры – в органическом отвращении ко всему, что грязно, подло, лживо, грубо, что унижает человека и заставляет его страдать» (М. Горький. «Несвоевременные мысли»).
Культура речи как часть общей культуры человека предполагает овладение правилами и нормами русского языка и связана с нормами этики и эстетики.
Культура речи – это совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной задачи и конкретной ситуации
Основы культуры речи закладывает русский литературный язык, являющийся частью национального языка.
Что включает в себя хорошая речь?
Хорошая речь – это речь, которая обладает грамматической правильностью и характеризуется такими коммуникативными качествами как логичность, точность, доступность, краткость, богатство, чистота, уместность и выразительность.
Качества речи | Содержание |
Правильность речи | следование нормам литературного языка в процессе речевого общения. Правильность речи является фундаментом культуры речи, основным показателем владения литературным языком |
Богатство речи | определяется большим словарным запасом человека, умением оперировать словами и их значениями; характеризуется интонационным разнообразием и многообразием синтаксических конструкций. |
Точность речи | предполагает правильное использование слов и их значений в контексте. Причины неточности речи - недостаточная предметная компетенция говорящего или пишущего (фактические ошибки) и речевая бедность (речевые ошибки) |
Уместность речи | определяется ее соответствием целям и задачам общения. Различают уместность ситуативную (уместность определённой информации в контексте конкретной ситуации); стилевую (связь с манерой изложения и выбором речевых средств) и личностнопсихологическую (связь с умением оценить душевное состояние собеседника и его предполагаемое отношение к речи говорящего). |
Доступность речи | предполагает использование общеупотребительной лексики, привычных слов и оборотов; простоту изложения; отказ от незнакомых аудитории терминов и терминосочетаний, а также от сложных предложений с разветвленной структурой, чтобы не вызывать затруднений у адресата в понимании содержания речи. Доступность речи зависит от ее объема. |
Логичность речи | определяется умением последовательно и аргументировано оформлять выражаемое содержание. Логичная речь – это речь, в которой ясно и правильно выражена связь слов в предложении и связь отдельных высказываний в тексте в соответствии с законами логики. |
Чистота речи | характеризует речь, свободную от слов-паразитов, жаргонных, диалектных, просторечных слов, неизвестных заимствований. |
Выразительность речи | характеризуется тем, что речь своим построением и отбором языковых средств усиливает впечатление от сказанного (написанного), вызывает интерес и поддерживает внимание адресата, воздействует на его чувства и воображение |
Образность | служит для усиления действенности высказывания с помощью изобразительно-выразительных средств (метафоры, сравнения, гиперболы, стилистические фигуры и др.) |
Языковая норма — исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период.
Норма является одним из существенных свойств языка, обеспечивающих его функционирование и историческую преемственность за счёт свойственной ей устойчивости, хотя и не исключающей вариантности языковых средств и заметной исторической изменчивости, поскольку норма призвана, с одной стороны, сохранять речевые традиции, а с другой — удовлетворять актуальным и меняющимся потребностям общества. Частным случаем языковой нормы является литературная норма.
К основным источникам языковой нормы относятся:
- произведения писателей-классиков;
- произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;
- публикации средств массовой информации;
- общепринятое современное употребление;
- данные лингвистических исследований.
Характерными чертами языковых норм являются:
- относительная устойчивость;
- распространенность;
- общеупотребительность;
- общеобязательность;
- соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.
В литературном языке различают следующие типы норм:
1) нормы письменной и устной форм речи;
2) нормы письменной речи;
3) нормы устной речи.
1)К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:
*лексические нормы;
*грамматические нормы;
*стилистические нормы.
2)Специальными нормами письменной речи являются:
*нормы орфографии;
*нормы пунктуации.
3)Только к устной речи применимы:
*нормы произношения;
*нормы ударения;
*интонационные нормы.
Орфоэпические нормы.
Орфоэпические нормы включают нормы произношения, ударения и интонации. Соблюдение орфоэпических норм является важной частью культуры речи, т.к. их нарушение создаёт у слушателей неприятное впечатление о речи и самом говорящем, отвлекает от восприятия содержания речи. Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях русского языка и словарях ударений. Интонационные нормы описаны в "Русской грамматике" и учебниках русского языка.
Морфологические нормы.
Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Типичным нарушением морфологических норм является употребление слова в несуществующей или несоответствующей контексту словоизменительной форме (проанализированный образ, царящиеся порядки, победа над фашизмами, назвал Плюшкина прорехом). Иногда можно услышать такие словосочетания: железнодорожная рельса, импортная шампунь, заказной бандероль, лакированный туфель. В этих словосочетаниях допущена морфологическая ошибка - неправильно оформлен род имён существительных.
Синтаксические нормы.
Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц - словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием. Нарушение синтаксических норм имеется в следующих примерах: читая ее, возникает вопрос; Поэме характерен синтез лирического и эпического начал; Выйдя замуж за его брата никто из детей не родился живым.
Речевой этикет. Специфика русского речевого этикета.
Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.
Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.
Неукоснительное соблюдение речевого этикета в деловом общении оставляет у клиентов и партнеров благоприятное впечатление об организации, поддерживает ее положительную репутацию.
Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.
Важность этих качеств отражается в многочисленных русских пословицах и поговорках, характеризующих этические нормы общения. Одни пословицы указывают на необходимость внимательно слушать собеседника: Умный не говорит, невежда не дает говорить. Язык - один, уха - два, раз скажи, два раза послушай. Другие пословицы указывают на типичные ошибки в построении беседы: Отвечает, когда его не спрашивают. Дед говорит про курицу, а бабка - про утку. Вы слушайте, а мы будем молчать. Глухой слушает, как немой речь говорит. Многие пословицы предупреждают об опасности пустого, праздного или обидного слова: Все беды человека от его языка. Корову ловят за рога, людей за язык. Слово - стрела, выпустишь - не вернешь. Невысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя. Лучше недосказать, чем пересказать. Мелет с утра до вечера, а послушать нечего.
*Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
*Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
*Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.
*Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.
Приложение 2
Словарик для дилетанта
«Говори правильно»
(Самые распространенные не только грамматические ошибки)
- Ложите сюда – Нет, я КЛАДУ на место, где взял.
СлОва «ложить» не существует.
Что делать? - класть
Что сделать? - положить
- В глаголе нравит…ся : «ться» или «тся»?
Я хочу ему (что делать?) нравиться
Он мне (что делает?) нравится
- Он мне звОнит и звОнит!
«звОнит» или «звонИт»?
Правильно: «Тебе Вася звонИт», «позвонИшь маме»
- Надевайся быстрей!
«одеться » или «надеться»?
Надеть что-то. Одеть кого-то.
Надеть одежду. Одеть Надю.
- Пишу объявление : так как всё –таки? «прийти» или «придти»?
Правильный ответ: прийти!
Но в будущем времени: приду, придёт.
- Кондукторская ошибка: «Оплатите за проезд»
Правильно: или «оплатить проезд» или «заплатите за проезд»
- Опять задумалась:«оба» или «обои»?
Оба мальчика. Обоим мальчикам.
Обои - это то, что на стену клеят!
- Помните!!!Не существует слов: «вообщем» и «вобщем»!
Есть слова «вообще» и «в общем»
- Разберемся с кофе:
Не «эКспрессо», а «эспрессо»
Не «латтЕ», а «лАтте»
Не «капуЧчино», а «капучино»
- Никаких «иду на день рождениЕ» или «поздравляю с днем рождениЕ»
Правильно: «поздравляю с днем (чего?) рождениЯ»
- Ошибка, убивающая наповал.
Вы хочете спать? – Нет, мы не хоТИМ спать.
- Что- то жгёт солнце с утра. – Да, действительно, жЖёт.
- Смотри, какая красивая тюль!- Этот тюль бесподобнЫЙ
- Ихний обман я раскусил!- ИХ стоит наказать!
- И долго ты на его будешь надеяться? – Нет, на НЕГО я не возлагаю надежды.
- Я люблю кушать мороженое в жару - А я ЕМ в такие дни арбуз.
- Ты родился в двухтысяно втором годе?- Да, на свет я появился в ДВЕ ТЫСЯЧИ ВТОРОМ ГОДУ.
- Трое наших девушек поступают в педагогический.- А наши ТРИ ДЕВУШКИ – в строительный.
- Вы можете облЕгчить свою жизнь…- Да, мне предстоит облегчИть свое сердце.
- Он сейчас вклЮчит- Нет, он не включИт его
Тренировочные упражнения
2. Выполни тест
1) Укажите существительное, у которого форма именительного падежа множественного числа образована в соответствии с нормой литературного языка
A | договора |
B | бухгалтера |
C | доктора |
D | Редактора |
2) Существительное женского рода…
A | хинди |
B | кенгуру |
C | коммюнике |
D | кольраби |
3) Укажите существительное, у которого форма родительного падежа множественного числа образована правильно.
A | апельсин |
B | чулков |
C | килограмм |
D | носков |
4) Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка.
A | В кассе нет трехсот шестидесяти девяти рублей. |
B | Фонд библиотеки пополнился пятьюстами восьмьюдесятью семью книгами. |
C | Депутат встретился с шестьюстами шестьдесят шестью рабочими завода. |
D |
5) Какая фамилия склоняется?
10) Правильно образована степень сравнения прилагательного…
A | маленький – более меньше |
B | точный – самый наиточнейший |
C | краткий – самый наикратчайший |
D | прогрессивный – более прогрессивны |
2. Внимательно прочитайте задание. 2. Выберите правильный ответ.
3 I. Найдите предложение с неверным употреблением причастия. 1. Бойцы, сражающиеся на улицах города, держались до последнего. 2. Видневшиеся вдалеке дома казались маленькими. 3. Раскрылись набухавшие на деревьях почки.
Проверьте себя! Вспомните о признаках глагола у причастия. Вспомните о признаках глагола у причастия. В одном предложении нельзя употреблять разновидовые глаголы, соответственно, и разновидовые причастие и глагол.
5 II. Найдите предложение с ошибкой в употреблении числительного. 1. Обоих женщин хорошо знают на заводе. 2. Пять автобусов не вышло на трассу. 3. Обе ученицы справились с заданием.
Проверьте себя! Обратите внимание на различие гласных в формах мужского и женского рода числительных оба и обе и на употребление собирательных числительных.
15 III. Найдите предложение, в котором неверно употреблен предлог. 1. Надо самому выбрать: будешь ты ходить в клуб или нет. 2. Из зала неслись крики, шум. 3. У его нет домашнего задания.
6 IV. Найдите предложение с неверным употреблением полной и краткой формы прилагательного. 1. Работа на штамповочном участке была тяжелая и грязная. 2. Учитель был внимателен и добр. 3. Будьте внимательные и осторожны с упрямыми друзьями
7 V. Найдите предложение с ошибкой в образовании сравнительной степени имени прилагательного. 1. Наша цель – показать лучшие выступления фигуристов. фигуристов. 2. В последнее время лучше обстоят дела с дисциплиной. 3. Это собрание, кажется, прошло более организованнее, чем предыдущее.
8 VI. Найдите предложение с ошибкой в оформлении падежной формы. 1. Разработкой этого оборудования могли бы 1. Разработкой этого оборудования могли бы заняться наши инженеры. 2. Нередким в ту пору были наказания плетями. 3. Много лет не было в Латвии таких ранних заморозков.
9 VII. Найдите предложение с неверным употреблением наименований профессий. 1. Лучшим работником нашего общепита признана новая повариха. 2. Бухгалтер Новикова быстро освоилась на новом месте. 3. Лектор очень интересно рассказала об этике семейных отношений.
10 VIII. Найдите предложение с ошибкой, связанной с определением рода существительного. с определением рода существительного. 1. Асфальтированное шоссе вело к городу. 2. Пестрый какаду сидел на ветке. 3. ООН отметил очередной юбилей своего существования. слова составного наименования, например: ООН – о р г а н и з а ц и я (ж.р.) объединенных наций. Знание рода существительного важно для построения предложений.
11 IX. Найдите ошибку, связанную с неверным определением рода существительных: 1. болезненный мозоль; 2. лечебный шампунь; 3. новый тюль.
12 X. Отметьте существительное общего рода : 1. учитель; 2. ябеда; 3. вокалист.
Литература
Крылова, В.П. К 85 Русский язык и культура речи в таблицах. Орфоэпические, грамматические и стилистические нормы русского литературного языка : учебное пособие / В.П. Крылова, Е.Н. Мастюгина ; М-во образования и науки Росс. Федерации, ФГБОУ ВПО «Моск. гос. строит. ун-т». – Москва, Издательство МИСИ – МГСУ, 2012. – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник практических заданий по дисциплине "Русский язык и культура речи"
Целью сборника «Нормы русского языка» является обобщение и систематизация знаний студентов о языке, полученных в средней школе, а также формирование письменной и устной...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык и культура речи по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качеств...
Устные деловые жанры речи. Культура разговора (практикум).Конспект урока по русскому языку и культуре речи .
Одна и та же тема может передаваться (одним и тем же автором) в зависимости от целей, от ситуаций, от адресата в разных жанрах функциональных стилей. Всё зависит от того, КТО? ГДЕ?КОГДА? П...
11.06.Задание по русскому языку для гр. 1 МНЭ90, 1БС91
Задание по русскому языку по теме "Сложные предложения с разными видами связи" предназначено для студентов гр.1МНЭ90, 1БС91...
14.09.2020.Задание для самостоятельной работы по русскому языку и культуре речи по теме "Функциональные стили литературного языка, сфера их использования, языковые признаки. Официально- деловой стиль"
Задание по теме "Функциональные стили литературного языка, сфера их использования, языковые признаки. Официально- деловой стиль" предназначено для самостоятельной работы в рамках дистанционн...
Презентация по ОП.17 Русский язык и культура речи по теме: "Качества грамотной речи"
Презентация по ОП.17 Русский язык и культура речи по теме: " Качества грамотной речи". Специальность 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)...
ОГСЭ. 06 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Методические указания и задания к контрольной работе для обучающихся 1 курса заочной формы обучения по специальностям 15.02.01, 21.02.01, 21.02.02
Методические указания и контрольные задания разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» по специальностям:15.02.01 Монтаж и технич...