Использование форм контроля на уроке методики русского языка
план-конспект занятия на тему

Морозова Наталья Николаевна

Конспект урока демонстрирует практическое применение различных форм контроля на уроке методики обучения грамоте с целью активизации познавательной деятельности студентов 2 курса.а

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской федерации
Департамент образования и науки Брянской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Суражский педагогический колледж им.А.С.Пушкина
»

урок методики

РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: Использование форм контроля как
средства активизации познавательной
деятельности студентов на уроках
гуманитарного цикла.

Подготовила: преподаватель   русского языка Морозова Наталья Николаевна

Тема урока: Использование форм контроля как средства активизации познавательной деятельности студентов на уроках гуманитарного цикла.

Структура урока в период обучения грамоте.

Контрольный урок - зачет по теме «Обучение грамоте».

Цели урока: проверка знаний, умений, навыков студентов по теме обучение грамоте с целью активизации познавательной деятельности.

Методы и приемы:        методическая разминка, работа с планом

( трансформация), устный связный ответ, дидактическая игра «Урок в уроке», «презентация уроков чтения, просмотр урока письма (фрагмент) с последующим анализом, тестирование.

Оборудование: перфокарты, «Говорящая азбука», наглядные пособия для обучения грамоте, видеозапись урока, запись (диск) с презентацией урока, экран, компьютер, проектор.

 

План

Теоретическая часть урока.

I. Методическая разминка. По данному определению запишите термин.

  • Совокупность требований, выполнение которых в процессе обучения письму позволяет сохранять здоровье школьника, (гигиена письма).
  • Метод, впервые использован в России Ушинским (метод письма-чтения или исторический). За основу берется звук, звуки выделяются из речевого потока, из слов путем анализа, синтез идет вслед за анализом, чтения-слог (позиционное чтение).

Звуковой аналитическо-синтетический метод обучения грамоте).

  • Набор средств обучения, определяющий содержание обучения, в значительной мере деятельность учителя и ученика.

(Комплекс учебный по русскому языку).

  • Пособие, используется в период обучения грамоте         (наборное

полотно).

  • Образцы письменных шрифтов для обучения письму, (прописи).
  • Деятельность человека, использование языка в целях общения. Результаты и результат этой деятельности (речь).
  • Включение в учебники (буквари) слов, словосочетаний и пр., которые наиболее часто используются. Изучение букв наиболее часто употребляется.

(частотный принцип отбора языковых единиц).

  • Неосознанное владение закономерностями языка, грамматикой, которое развивается в процессе восприятия речи и говорения (языковое чутье).

  • Умение различать фонемы на слух в процессе речи. (фонематический слух)
  • Составная часть процесса обучения русскому языку. Обучение элементарным навыкам чтения и письма.

(Обучение грамоте).

  1. Работа на доске.

Трансформировать задачи обучения грамоте в систему знаний, умений и навыков детей за букварный период обучения грамоте.

  1. Устный ответ. Характеристика современного метода обучения грамоте.
  2. Практическая часть урока.

Итак, мы вспомнили основные теоретические понятия на методике обучения грамоте. Обратимся к тому, чему мы научились практически.

Вопросы экспресс-контроля

Перечислите (назовите):

  1. Принципы обучения русскому языку.
  2. Лингвистические основы обучения русскому языку.
  3. Требования к организации обучения грамоте.
  4. Приемы анализа.
  5. Приемы синтеза.
  6. Периоды обучения грамоте.
  7. Средства обучения грамоте.
  8. Приемы работы со слоговой таблицей.
  9. Приемы, работы со столбиками слов.
  10. Приемы работы с текстом букваря (азбуки).
  11. Приемы работы с сюжетной картинкой
  12. Приемы работы с предметной картинкой.
  13. Приемы работы с лентой букв.
  14. Приемы работы с буквой.
  15. Задачи подготовительного периода обучения грамоте.
  16. Задачи основного периода обучения грамоте.
  17. Общедидактические требования к урокам обучения грамоте.
  18. Конкретно-методические требования к урокам обучения чтению.
  19. Этапы урока обучения чтению при ознакомлении с новыми звуками и буквами.
  20. Этапы урока обучения чтению при закреплении материала.
  21. Ориентиры прочтения букв.
  22. Требования к ЗУН учащихся на конец периода обучения грамоте.
  23. Требования к урокам обучения письму.
  24. .Этапы урока обучения письму.
  25. . Методы обучения письму.
  26. Приемы обучения письму.

Тест.          

  1. Каким из названных умений дети не могут овладеть на 1 (безвуквенной) ступени подготовительного периода обучения грамоте:
  1. моделирование слов, предложений;
  2. характеристика звуков по твердости-мягкости,
  3. развитый фонематический слух.
  1. Какая из названных задач не относится к основному (букварному) периоду:
  1. практически усвоить правила графики,
  2. выработать умение плавного слогового чтения с переходом на чтение целыми словами,
  3. получили первоначальное представление о понятиях речь, предложение, слово, слог, ударение.
  1. Метод обучения письму, заключающийся в прописывании специальных упражнений для развития движений руки (упражнения-росчерки):
  1. линейный метод,
  2. метод Кастера,
  3. генетический метод.
  1. Какой из принципов обучения письму относится только к методике обучения грамоте, т.е. является специфическим:
  1. учет индивидуальных особенностей детей,
  2. параллельное обучение чтению и письму,
  3. наглядность.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы."

Компьютерные технологии интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый образованный человек, и тем более преподаватель, должен иметь знания, умения и навыки работы на ПК. Компьютеры могут и должны и...

разработка урока по русскому языку и культуре речи в форме КВН "Лексикология. Лексические ошибки"

В своей педагогической деятельности  я часто использую игровые технологии. Выигрышность таких уроков  в сравнении с обычными очевидна. Урок в форме КВН  лучше проводить  в конце из...

Промежуточный контроль по ОДБ.01 Русский язык (110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства)

Тестовое задание по русскому языку в рамках промежуточной аттестации для обучающихся по профессии 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства....

" Биологический диктант и тестовые задания как формы контроля на уроке биологии"

" Биологический диктант и тестовые задания как формы контроля на уроке биологии"...

"Жило-было причастие". Разработка урока по русскому языку в 6 классе с использованием электронных образовательных ресурсов и ИКТ.

Я применяю ИКТ на уроках, во-первых,  для того, чтобы решить социальные практические задачи:- для изучения нового материала, предъявления новой информации;-  для закрепления пройденного, отр...

Методическая разработка урока по русскому языку Преподавателя русского языка и литературы ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум» Ионовой Нины Викторовны. Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».

Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».Цель: обобщение знаний по теме «Деепричастие» и «Причастие».Задачи:Обучающие:повторить:общее значение деепричастия и причастия...

Технологическая карта урока по русскому языку в группе 1 курса по профессии 15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)). Тема: "Основные виды переработки текстов (с использованием текстов профессиональной направленности)"

В числе приоритетных направлений развития системы среднего профессионального образования обозначено внедрение методик преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной напра...