" Биологический диктант и тестовые задания как формы контроля на уроке биологии"
методическая разработка на тему

Маршенко Ирина Ильинична

 

" Биологический диктант и тестовые задания как формы контроля на уроке биологии"

 

                                                           Учитель МБОУ Молоковская СОШ

                                               Маршенко Ирина Ильинична

 

 

Сейчас одной из приоритетных задач школы является реализация на практике личностно-ориентированного подхода в образовании. Его суть заключается в том, чтобы рассматривать ученика в системе образования не средством, а целью образования, то есть он должен стать субъектом обучения, воспитания и развития, а каждое занятие должно обеспечивать максимальное развитие личности. Постоянный перевод ученика из зоны его актуального развития в зону ближайшего развития является основным критерием эффективности занятий с учеником. В этом переводе с низкого на высокий уровень развития и заключается главное назначение педагогического процесса. Итак, личностно-ориентированная технология-это такой способ организации процесса, который «запускает» внутренние механизмы развития личности.

Главным принципом преподавания биологии является формирование математического мышления, самостоятельности суждений, навыков и умений практического применения приобретенных знаний в общественных интересах. Важное значение имеет развитие склонностей и способностей учащихся, воспитание у них настойчивости в достижении цели, выработка самооценки.

 

Эффективность усвоения учащимися учебной информации повышается в случае проведения с ними фронтальных текущих форм контроля. Такой формой контроля является биологический диктант, который целесообразно предлагать учащимся с первых уроков. Это стимулирует учащихся тщательно готовиться к каждому уроку, способствует быстрому усвоению биологической символики, терминологии, выработке навыков написания схем, опорных-конспектов и т.д.. Согласно цели, которой хочет достичь учитель, биологические диктанты делятся на:

- тренировочные;

- контрольные;

- закрепляющие;

- систематизационный.

Их можно использовать на следующих этапах урока:

1) в начале урока:

- для формирования определенных навыков;

- для осуществления оперативного контроля усвоения учащимися учебного материала;

2) перед объяснением нового материала с целью актуализации определенных знаний;

3) после объяснения нового материала с целью его закрепления и систематизации.

По форме написания биологические диктанты делятся на:

1) выборочные (графические);

2) фразеологические;

3) формульные;

4) терминологический;

5) шифрованный;

6) логические.

Контрольный диктант может быть предложен в нескольких вариантах. Оценив всех учеников, учитель выставляет оценки в классный журнал. Если диктант закрепляющий, т.е. выполняется после объяснения учителем новой темы, учащиеся сами оценивают свою работу. Для этого учитель знакомит школьников с критериями оценки и с помощью проектора проецирует на экран или рисует на доске схемы с правильными ответами. Оценок в этом случае в журнал не выставляют. Рассмотрим каждый из этих типов диктантов.

Выборочный (графический) диктант

Учитель читает утверждение. Если ученик согласен с ним, он отвечает «да», а если не согласен - «нет». Например:

1. Орган слуха у человека состоит из трех частей: наружного, среднего и внутреннего уха. (да)

З. На границы между наружным и средним ухом находится барабанная перепонка. (да)

8. Сверху ушной раковины содержится мочка уха. (нет)

и т.д.

Фразеологический диктант

Учитель зачитывает текст (определение, утверждение, предположение). Задача учащихся - написать пропущенные в тексте слова или закончить.

Подчеркните правильные утверждения.

1. В процессе эмбрионального развития в кишечнополостных закладывается два зародышевых листка.

2. У всех кишечнополостных наблюдают две жизненные формы: полипы и медузы.

3. Полипы размножаются вегетативно и т.д.

Впишите пропущенные слова:

В вдоль спинной части тела ланцетника размещена _____, которая выполняет роль___. В одних позвоночных она сохраняется на всю жизнь, а в других только _______. Центральная часть нервной системы размещена на ______, а кишечник на _______ части тела. Кровеносная система _____ и образована из ____. Органы дыхания ______

Подчеркните правильные ответы.

1. Хорда похожа на: полую трубку упругий стержень; цепочку.

3. Кровеносная системы хордовых: замкнутая; незамкнутая; отсутствует.

4. Органы выделения размещены в груди; брюшке; глотке.

5. В каком органе происходит газообмен: трахеях; легких; жаберных щелях.

Терминологический диктант

Такие диктанты в основном имеют тренировочный характер. Ученики пишут диктанты в течение 5 - 6 уроков, при этом оценивается работа только одного-двух школьников, которые работают у доски. Исполнение 6 - 7-го диктантов оценивается фронтально.

Логический диктант

По представленному образцу учащиеся создают логические цепочки. При выполнении такой работы они не просто воспроизводят полученные знания, но и предсказывают свойства соединений, демонстрируют понимание генетических связей между процессами.

Шифрованный диктант.

В тетради записать слова-ответы:

1) хрусталик

2) зрительный нерв

3) сетчатка

4) белковая оболочка и роговица

5) рецептор

6) радужная оболочка

7) зрачок

8) сосудистая оболочка

9) стекловидное тело

10) зрительная зона коры головного мозга

Учитель диктует задачи и предлагает выбрать правильные ответы:

1. Проводит возбуждение в мозг ...(4)

2. Место образования изображения предмета ...(3)

и т.д.

Тестовые задания по биологии

Эффективность обучения определяется проведением контроля знаний учащихся, и осуществляется непрерывно посредством рефлексии и самоконтроля. Тестовые задания по биологии дают возможность за короткое время выявить уровень усвоения учебного материала у всех учащихся класса, закрепить полученные знания, систематизировать их, ликвидировать возможные пробелы, скорректировать деятельность учителя и школьников.

1) «Открытые» тесты предусматривают самостоятельность ответа ученика.

(При фотосинтезе поглощается .... и выделяется……).

2) Тест-альтернатива (дать один из двух предложенных ответов)

(или – или)

3) Тест-соответствие (установить соответствие между двумя частями теста).

Опыление Слияние двух половых клеток

Оплодотворение Процесс переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика

4) Множественный выбор (количество правильных ответов - разное для каждого теста)

5) Комплексная карта (включает различные виды заданий по теме)

- Тестовые задания

- Дать ответы на вопросы.

- «Немой» рисунок.

- «Литературная минутка» и другие.

- На написание биологических диктантов отводят до 10 мин. Проверка результатов требует минимальных затрат времени.

Систематическое написание биологических диктантов и тестов по биологии способствует непринужденному, самопроизвольном усвоению учащимися учебной информации.

Благодаря работе над выполнением предложенных задач ученик сможет усвоить основные биологические термины и понятия, закрепить свои знания и практические умения, проверить усвоение изученного материала, повысить качество полученных знаний, научиться объяснять биологические процессы, происходящие в организме человека. Систематическая работа над выполнением предложенных задач поможет легко ориентироваться в схемах, таблицах, рисунках, которые учитель будет предлагать на уроке.

 

Контроль результатов обучения биологии и учебной деятельности учащихся является ключом к оценке и дальнейшему усовершенствованию всего процесса обучения предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologicheskiy_diktant_na_uroke_biologii_vystuplenie.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла: 

" Биологический диктант и тестовые задания как формы контроля на уроке биологии"

                                        Учитель МБОУ Молоковская СОШ

                                Маршенко Ирина Ильинична

Сейчас одной из приоритетных задач школы является реализация на практике личностно-ориентированного подхода в образовании. Его суть заключается в том, чтобы рассматривать ученика в системе образования не средством, а целью образования, то есть он должен стать субъектом обучения, воспитания и развития, а каждое занятие должно обеспечивать максимальное развитие личности. Постоянный перевод ученика из зоны его актуального развития в зону ближайшего развития является основным критерием эффективности занятий с учеником. В этом переводе с низкого на высокий уровень развития и заключается главное назначение педагогического процесса. Итак, личностно-ориентированная технология-это такой способ организации процесса, который «запускает» внутренние механизмы развития личности.

Главным принципом преподавания биологии является формирование математического мышления, самостоятельности суждений, навыков и умений практического применения приобретенных знаний в общественных интересах. Важное значение имеет развитие склонностей и способностей учащихся, воспитание у них настойчивости в достижении цели, выработка самооценки.

Эффективность усвоения учащимися учебной информации повышается в случае проведения с ними фронтальных текущих форм контроля. Такой формой контроля является биологический диктант, который целесообразно предлагать учащимся с первых уроков. Это стимулирует учащихся тщательно готовиться к каждому уроку, способствует быстрому усвоению биологической символики, терминологии, выработке навыков написания схем, опорных-конспектов и т.д.. Согласно цели, которой хочет достичь учитель, биологические диктанты делятся на:

- тренировочные;

- контрольные;

- закрепляющие;

- систематизационный.

Их можно использовать на следующих этапах урока:

1) в начале урока:

- для формирования определенных навыков;

- для осуществления оперативного контроля усвоения учащимися учебного материала;

2) перед объяснением нового материала с целью актуализации определенных знаний;

3) после объяснения нового материала с целью его закрепления и систематизации.

По форме написания биологические диктанты делятся на:

1) выборочные (графические);

2) фразеологические;

3) формульные;

4) терминологический;

5) шифрованный;

6) логические.

Контрольный диктант может быть предложен в нескольких вариантах. Оценив всех учеников, учитель выставляет оценки в классный журнал. Если диктант закрепляющий, т.е. выполняется после объяснения учителем новой темы, учащиеся сами оценивают свою работу. Для этого учитель знакомит школьников с критериями оценки и с помощью проектора проецирует на экран или рисует на доске схемы с правильными ответами. Оценок в этом случае в журнал не выставляют. Рассмотрим каждый из этих типов диктантов.

Выборочный (графический) диктант

Учитель читает утверждение. Если ученик согласен с ним, он отвечает «да», а если не согласен - «нет». Например:

1. Орган слуха у человека состоит из трех частей: наружного, среднего и внутреннего уха. (да)

З. На границы между наружным и средним ухом находится барабанная перепонка. (да)

8. Сверху ушной раковины содержится мочка уха. (нет)

и т.д.

Фразеологический диктант

Учитель зачитывает текст (определение, утверждение, предположение). Задача учащихся - написать пропущенные в тексте слова или закончить.

Подчеркните правильные утверждения.

1. В процессе эмбрионального развития в кишечнополостных закладывается два зародышевых листка.

2. У всех кишечнополостных наблюдают две жизненные формы: полипы и медузы.

3. Полипы размножаются вегетативно и т.д.

Впишите пропущенные слова:

В вдоль спинной части тела ланцетника размещена _____, которая выполняет роль___. В одних позвоночных она сохраняется на всю жизнь, а в других только _______. Центральная часть нервной системы размещена на ______, а кишечник на _______ части тела. Кровеносная система _____ и образована из ____. Органы дыхания ______

Подчеркните правильные ответы.

1. Хорда похожа на: полую трубку упругий стержень; цепочку.

3. Кровеносная системы хордовых: замкнутая; незамкнутая; отсутствует.

4. Органы выделения размещены в груди; брюшке; глотке.

5. В каком органе происходит газообмен: трахеях; легких; жаберных щелях.

Терминологический диктант

Такие диктанты в основном имеют тренировочный характер. Ученики пишут диктанты в течение 5 - 6 уроков, при этом оценивается работа только одного-двух школьников, которые работают у доски. Исполнение 6 - 7-го диктантов оценивается фронтально.

Логический диктант

По представленному образцу учащиеся создают логические цепочки. При выполнении такой работы они не просто воспроизводят полученные знания, но и предсказывают свойства соединений, демонстрируют понимание генетических связей между процессами.

Шифрованный диктант.

В тетради записать слова-ответы:

1) хрусталик

2) зрительный нерв

3) сетчатка

4) белковая оболочка и роговица

5) рецептор

6) радужная оболочка

7) зрачок

8) сосудистая оболочка

9) стекловидное тело

10) зрительная зона коры головного мозга

Учитель диктует задачи и предлагает выбрать правильные ответы:

1. Проводит возбуждение в мозг ...(4)

2. Место образования изображения предмета ...(3)

и т.д.

Тестовые задания по биологии

Эффективность обучения определяется проведением контроля знаний учащихся, и осуществляется непрерывно посредством рефлексии и самоконтроля. Тестовые задания по биологии дают возможность за короткое время выявить уровень усвоения учебного материала у всех учащихся класса, закрепить полученные знания, систематизировать их, ликвидировать возможные пробелы, скорректировать деятельность учителя и школьников.

1) «Открытые» тесты предусматривают самостоятельность ответа ученика.

(При фотосинтезе поглощается .... и выделяется……).

2) Тест-альтернатива (дать один из двух предложенных ответов)

(или – или)

3) Тест-соответствие (установить соответствие между двумя частями теста).

Опыление Слияние двух половых клеток

Оплодотворение Процесс переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика

4) Множественный выбор (количество правильных ответов - разное для каждого теста)

5) Комплексная карта (включает различные виды заданий по теме)

- Тестовые задания

- Дать ответы на вопросы.

- «Немой» рисунок.

- «Литературная минутка» и другие.

- На написание биологических диктантов отводят до 10 мин. Проверка результатов требует минимальных затрат времени.

Систематическое написание биологических диктантов и тестов по биологии способствует непринужденному, самопроизвольном усвоению учащимися учебной информации.

Благодаря работе над выполнением предложенных задач ученик сможет усвоить основные биологические термины и понятия, закрепить свои знания и практические умения, проверить усвоение изученного материала, повысить качество полученных знаний, научиться объяснять биологические процессы, происходящие в организме человека. Систематическая работа над выполнением предложенных задач поможет легко ориентироваться в схемах, таблицах, рисунках, которые учитель будет предлагать на уроке.

Контроль результатов обучения биологии и учебной деятельности учащихся является ключом к оценке и дальнейшему усовершенствованию всего процесса обучения предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания для итогового контроля по ПМ 01 МДК 01.03. Коммерция «Техническое оснащение предприятия и охрана труда»

Перечень вопросов с вариантами ответов по дисциплине  "Техническое оснащение предприятия и охрана труда"...

Тестовые задания для проведения контроля знаний по теме "Артикли"

Тестовые задания для проведения контроля знаний по теме "Артикли"....

Тестовые задания для проведения контроля знаний по теме "Степени сравнения прилагательных"

Тест состоит из 10 вопросов. Может быть применен при проверке изучения материала в конце урока....

Тестовые задания для проведения контроля знаний по теме «Фонетика английского языка»

Тест состоит из 20 вопросов. Тема сложная и поэтому целисообразно применять ее и  для тех, кто только нначинает изучать английский язык, и для тех кто уже несколько лет его учит....

Формы контроля на уроках биологии

Систематический контроль знаний и умений обучающихся  -это важная составная часть процесса обучения. Методы контроля или проверки знаний и умений тесно связаны с методами всех остальных звеньев у...