разработка урока по русскому языку и культуре речи в форме КВН "Лексикология. Лексические ошибки"
методическая разработка по теме
В своей педагогической деятельности я часто использую игровые технологии. Выигрышность таких уроков в сравнении с обычными очевидна. Урок в форме КВН лучше проводить в конце изучения раздела., так как он дает возможность быстро диагностировать знания учащихся по большой теме. Здесь можно широко использовать фронтальные, групповые и индивидуальные задания, включать инсценировки или другие формы театрализации. Задания и вопросы разрабатывает не только учитель, но и учащиеся.. Раздел "Лексикология" - один из самых любимых разделов учащихся., поэтому такая форма урока будет интереснве вдвойне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_leksikologii.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по русскому языку и культуре речи
«Лексикология. Виды лексических ошибок»
Преподаватель русского языка и литературы
Федотова Альфия Наиловна
ГАОУ СПО «Нижнекамский педагогический колледж»
Дисциплина: русский язык и культура речи
Тема программы: «Лексикология»
Тема урока: «Лексикология. Виды лексических ошибок»
Цели урока: 1) диагностировать знания учащихся о лексикологии, лексических нормах, видах речевых ошибок;
2) предупредить типичные речевые ошибки, недочеты, развивать классификационные, аналитические навыки;
3) обогащать индивидуальный словарный запас, развивать интеллект учащихся.
Методическая цель: показать совместную деятельность учителя и учащихся на уроке, скрепленную взаимопониманием, сопереживанием, совместным анализом хода и результатов деятельности.
Форма урока: практическое занятие в форме игры КВН
Методы и приемы: игровые приемы, практические приемы, инсценировка, объяснение, беседа, инструктаж, стимулирование и мотивация интереса к учению, самостоятельная поисковая деятельность, создание ситуаций совместных переживаний, перекрестный опрос, взаимопроверка, организация работы консультантов, взаимопросвещение.
Внутрипредметные связи: Фразеология. Орфоэпия. Синтаксис. Ономастика. Лексикография. Морфемика. Стилистика.
Межпредметные связи: Изобразительное искусство. Музыка. История. Литература.
Литература.
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи – учебник для студентов средних педагогических учебных заведений -М.,»Академия», 2007
- Грабчикова Е.С., Ващенко Л.Д. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия» Ростов :Феникс, 2002
- Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В. Русский язык в двух частях: Учебник для студентов средних педагогический заведений – М., Академия, 2008
- Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум: для студентов средних педагогических учебных заведений – М., Академия, 1997
Организация начала урока.
Группа разделена на две команды по 7 человек, ответы оценивает экспертная группа из трех человек
Постановка цели урока.
Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если вы уверены в своей абсолютной грамотности и хорошо владеете литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как следует сделать свою речь богаче, выразительнее. Лексическая норма плохо поддаётся унификации и формализации. Судьбы слова часто глубоко индивидуальны и своеобразны, поэтому при оценке приемлемости слова вспыхивают споры о правильном и неправильном употреблении слова.
А может ли любой из нас с уверенностью сказать, что он в совершенстве овладел родным языком. Думается, что среди нас таких не окажется. И вот почему: чем больше мы осознаем богатство и величие русского языка, тем требовательнее становимся к нашей речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту языка, противостоять его порче.
Наш урок пройдет необычно. Мы проведем его в форме КВН. Такую форму я выбрала неслучайно, т.к. она дает возможность быстро диагностировать ваши знания по большому разделу «Лексикология». На уроке будут работать две команды по 7 человек. Ваши ответы будет оценивать экспертная группа из 3 человек. Но и остальные учащиеся не должны быть пассивными наблюдателями. Если участники игры не смогут ответить на вопрос, в таком случае вопрос будет адресоваться вам.
Ход урока.
I КОНКУРС - РАЗМИНКА
1 команда.
- Назовите виды омонимов. (омофоны, омоформы, омографы)
- Перенос значения слова на основе сходства (метафора)
- Слова и выражения, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем (канцеляризмы)
- На какие две группы делится лексика с точки зрения по происхождению? (исконная и заимствованная лексика)
- Приведите примеры диалектизмов.
- Употребление в речи близких по значению и потому излишних слов. (плеоназм)
- Повторение однокоренных слов в одном предложении.(тавтология)
- Избитые выражения с потускневшим значением и стертой экспрессивностью (штампы)
- Обиходно – бытовая лексика, характеризующаяся социально-ограниченным употреблением (жаргонизмы)
- Устаревшие и вышедшие из употребления слова, которые имеют синонимы в современном языке (архаизмы)
2 команда.
- Назовите виды синонимов. (семантические, стилистические, контекстуальные, абсолютные)
- Перенос значения слова на основе смежности (метонимия)
- Какие группы слов относятся к пассивной лексике? (архаизмы, историзмы, неологизмы)
- Стилистический приём сопоставления взаимоисключающих понятий. (оксюморон)
- Приведите примеры неологизмов.
- Слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначающихся ими предметов или понятий (историзмы)
- Назовите виды многословия. (плеоназм, тавтология, слова-паразиты, расщепление сказуемого)
- Раздел языкознания, изучающий собственные имена. (ономастика)
- Близкие по звучанию однокоренные слова с разным лексическим значением (паронимы)
- Тайные засекреченные слова, используемые в обособленных группах людей, прежде всего деклассированных: воров, бродяг, преступников? (арготизмы)
II КОНКУРС КАПИТАНОВ
1 команда
- Приведите примеры омофонов, омографов, омоформ.
- Назовите основные группы ограниченной в употреблении лексики. (термины, профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, арготизмы, просторечные и разговорные слова)
- Исправьте ошибки в употреблении паронимов.
Ступень ноги. Обитатели ютятся на нартах. Обломов был знаменем своего времени. Пушкин связан крепкими узлами с декабристами. Это была чувственная девушка.
- Какой стилистический приём использован в данных примерах?(оксюморон)
Горячий снег. Оптимистическая трагедия. Сладкая боль. Весело грустить. Убогая роскошь.
2 команда.
- Приведите примеры семантических, стилистических, контекстуальных синонимов.
- На какие 2 группы слов делится заимствованная лексика русского языка (старославянизмы, иноязычная лексика)
- Найдите расщепленные сказуемые, замените синонимичными глаголами.
Вчера я нёс дежурство в столовой. Учитель провёл опрос учащихся. В библиотеке наблюдается нехватка учебников. Перед выпускным вечером родители обратились к ученикам с пожеланиями весело провести время..
- Какой вид речевой ошибки допущен в данных словосочетаниях?(плеоназм)
Народный фольклор, коллега по профессии, вечерняя серенада, демобилизация из армии, необычный феномен, свободная вакансия.
Ш КОНКУРС «Гонка за лидером»
- Словарно-распределительный диктант
(1команда записывает историзмы, 2 команда – архаизмы, зрители – неологизмы)
Тать, опричник, выя, вече, спикер, ваучер, фортеция, волость, аэробика, сонм, десница, зело, барщина, дизайн, бурмистр, зипун, зеница, дистрибьютор, шейпинг, ветрило, камердинер, бурмистр, омбудсмен, урядник, дабы, грядет.
- Подобрать синонимы к данным словам.
1 команда 2 команда
Амбиция компетентный
Анонимный композиция
Ангажировать комбинировать
Антитеза канон
Альянс координация
Амбиция корректный
Аномалия контракт
- Составьте списки употребляемых вами речевых клише, выражающих:
1 команда – благодарность (спасибо, благодарю Вас, очень признателен, очень благодарен, Вы очень добры )
2 команда – просьба (будьте добры, прошу Вас, окажите услугу, не откажите в просьбе)
- Составьте словосочетания с данными словами-паронимами:
1 команда 2 команда
Драматичный – драматический выборный – выборочный
безликий – безличный жилищный – жилой
целый – цельный нетерпимый – нестерпимый
типичный – типовой классный – классический
основание – обоснование личный – личностный
- Кто больше? Напишите известные вам термины.
1 команда – тема «Живопись» 2 команда –«Музыка»
(живопись: мольберт, акварель, баталист, маринист, анималист, натюрморт, палитра, пейзаж, колорит, музыка: вокализ, ноктюрн, серенада, кантата, сопрано, адажио, аллегро, скерцо, баритон, тенор, оперетта, соло, дуэт, трио.
IV КОНКУРС «Ты – мне, я – тебе»
(Команды задают друг другу подготовленные вопросы)
1 команда
- Какой вид речевой ошибки допущен в словосочетаниях? Отредактируйте их. (нарушение лексической сочетаемости)
Высоченный домик, одержать поражение, вопиющие достижения, седобородая старушка, произвели в солдаты, безвыходное горе.
- Кого в России называли пуристами?
(Стремление оградить русский язык от всяких заимствований называется пуризмом, а сторонников его – пуристами. В России пуристы, как правило, были люди консервативные (некоторые из них не признавали слово «пурист», предлагая вместо него слово «чистяк»).
2 команда
- Составьте предложения с омонимами. Определите вид омонима.
Стать (существительное) – стать (инфинитив) – омоформы
Компания – кампания (омофоны)
Стрелки – стрелки (омографы)
- Как различить омонимию и полисемию?
(Полисемия – это многозначность. Многозначное слово – это одно и то же слово, которое имеет несколько значений, т.е. слово, как дерево, ветвится. Мальчик идет в школу. – Идет снег.
(Омонимы – это слова – близнецы, т.е. они внешне похожи, но это разные слова. Чтобы отличить полисемию от омонимии, надо подобрать синонимы к словам. Например: омонимы «бой»
Бой – битва бой – мальчик Синонимы подтверждают, что это разные слова.
V КОНКУРС «Домашнее задание»
1 команда.
- Посмотрите миниатюру по рассказу М.Зощенко «Обезьяний язык». Найдите речевые ошибки, определите их вид.(непонимание лексического значения слова, использование просторечных слов, жаргонизмов, немотивированное использование иностранных слов, злоупотребление терминами, ошибки в использовании фразеологизмов)
Отрывок из рассказа М.Зощенко «Обезьяний язык»
- Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Беда, какой трудный… Главная причина в том, что иностранных слов в нем до черта. Ну, взять французскую речь. Всё хорошо и понятно. Кескесе, мерси, комси – всё.
- А нуте-ка, сунься теперь с русской фразой – беда. Вся речь пересыпана словами с иностранным, туманным значением. От этого затрудняется речь, нарушается дыхание и треплются нервы.
Я вот на днях слышал разговор. На собрании было. Соседи разговорились. Очень умный и интеллигентный разговор был, но я, человек без высшего образования, понимал ихний разговор с трудом и хлопал ушами.
Началось дело с пустяков. Мой сосед. Не старый ещё мужчина. Наклонился к своему соседу слева и вежливо спросил:
- А что, товарищ, это заседание пленарное будет али как?
- Пленарное,– небрежно ответил сосед.
- Ишь ты, - удивился первый, - то-то я и гляжу, что такое? Как будто оно и пленарное.
- Да ну? – спросил сосед. – Неужели и кворум подобрался?
- Ей – богу, - сказал второй.
- И что же он, кворум-то этот?
- Да, ничего, - ответил сосед, несколько растерявшись. – Подобрался, и всё тут.
- Скажи на милость, - с огорчением покачал головой первый сосед. – С чего бы это он, а?
Второй сосед развел рукам и строго посмотрел на собеседника, потом добавил с мягкой улыбкой:
- Вот вы, товарищ, небось не одобряете эти пленарные заседания… А мне как-то они ближе. Всё как-то, знаете ли, выходит, в них минимально по существу дня…Хотя я, прямо скажу, последнее время отношусь довольно перманентно к этим собраниям. Так, знаете ли, индустрия из пустого в порожнее.
- Навсегда это, - возразил первый. – Если, конечно, посмотреть с точки зрения. Вступить, так сказать, на точку зрения и оттеда, с точки зрения, то – да, индустрия конкретно.
- Конкретно фактически, - строго поправил второй.
- Пожалуй, - согласился собеседник, - Это я тоже допущаю. Конкретно фактически. Хотя как когда.
- Всегда, - коротко отрезал второй. – Всегда, уважаемый товарищ. Особенно, если после речей подсекция заварится минимально. Дискуссии и крика не оберешься.
2 команда
- Посмотрите миниатюру по фельетону И. Костюкова «На разных языках». Найдите речевые ошибки, определите их вид.(непонимание лексического значения слова, использование просторечных слов, использование жаргонизмов, немотивированное использование иностранных слов, неполнота высказывания, ошибки в использовании фразеологизмов)
Напротив секретарского стол на скрипучем деревянном диване примостились два посетителя – юрист Стихотин и шофёр артели «Штамп» Чеканов…все посетители пришли на приём к начальнику жилищного отдела Махоткину. Но его в отделе не оказалось.
- Я вот второй день припухаю здесь, а мой самосвал загорает на морозе! – жалуется Чеканов, махая рукой с татуированной надписью «Коля + Тоня» - А ведь я сильно вкалывю. Позавчера я подшиб сотнягу. Вчера – сорок хрустов. А сегодня что буду иметь? Хрен на постном масле! И всё из-за этого деятеля Махоткина. Бюрократ он чисторобный!
- А кое-кто, между прочим, констатирует обратное, - заметил юрист. –
Тут как-то один субъект утверждал, будто товарищ Махоткин – антипод всему бюрократическому.
- Вот, вот! Как бы не так! Дудки! Правда, с фасада он вроде ничего, свой в доску. Придешь к нему в первый раз, он и лапу потрясет, и всякой муры с трёхтонку наобещает. А дальше ни с места. А чуть ему намекаешь, что, мол, баста трёпом промышлять. Так сразу в бутылку лезет., с пол-оборота заводится.
- Значит, товарищ с повышенным нервным восприятием.
- А черт его знает! Но уж после такого намека он даст прикурить. Особенно, если у тебя справки поскрипывают. Тут он и начинает колбасить! В таких случаях остается одно: включать заднюю передачу и газовать за новыми справками. А вы говорите, антипуд!
Подведение итогов урока.
Экспертная группа анализирует ответы, объявляет результаты команд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторские рабочие программы по русскому языку и русскому языку и культуре речи
Рабочие программы могут быть полезны преподавателям русского языка ССУЗов...
Бинарный урок по дисциплинам «Теория вероятностей и математическая статистика» и «Русский язык и культура речи»
Тема урока "Применение методов математической статистики и теории вероятностей в задачах теоретической лингвистики при анализе устной и звучащей речи на русском языке".Цели урока:образовательные: науч...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО БИНАРНОГО УРОКА «Русский язык и культура речи», ПМ 07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным» (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода) Тема: «Официально-деловой с
Изучение курса «Русский язык и культура речи» необходимо на первом году обучения в медицинском колледже, потому что, во-первых, на данном этапе происходит изучение различны...
Устные деловые жанры речи. Культура разговора (практикум).Конспект урока по русскому языку и культуре речи .
Одна и та же тема может передаваться (одним и тем же автором) в зависимости от целей, от ситуаций, от адресата в разных жанрах функциональных стилей. Всё зависит от того, КТО? ГДЕ?КОГДА? П...
Рабочая программа "Русский язык и культура речи" для обучающися по заочной форме обучения
Рабочая программа "Русский язык и культура речи" Заочная форма обученияКоличество часов: 68...
7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи".
7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи" предназначено в рамка...
ОГСЭ. 06 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Методические указания и задания к контрольной работе для обучающихся 1 курса заочной формы обучения по специальностям 15.02.01, 21.02.01, 21.02.02
Методические указания и контрольные задания разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» по специальностям:15.02.01 Монтаж и технич...