"Жило-было причастие". Разработка урока по русскому языку в 6 классе с использованием электронных образовательных ресурсов и ИКТ.
опыты и эксперименты на тему

Орлова Светлана Константиновна

Я применяю ИКТ на уроках, во-первых,  для того, чтобы решить социальные практические задачи:

- для изучения нового материала, предъявления новой информации;

-  для закрепления пройденного, отработки учебных  умений, навыков;

- для повторения, практического применения  знаний, умений, навыков;

- для обобщения, систематизации знаний.

- Каждый учитель знает, как оживляет урок, исользование видеоматериалов.

Использование ИКТ на уроках приводит к целому ряду положительных результатов:

а) создание учителем и учащимися мадиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творческу писателей;

б) повышает качество обучения;

в) повышает учебную мотивацию и мотивацию на успех;

г) дает возможность рационально использовать время на уроках;

д) помогает доходчиво объяснять материал, делать его интересным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Форма: Урок-игра . Показ презентации.

Цели:

1.Закрепить и обобщить все теоретические сведения, полученные по теме "Причастие".
2. Развивать умение правильного определения категорий причастия, правописания причастий, расстановки знаков препинания при причастном обороте.
3. Воспитывать умение работать в атмосфере взаимосотрудничества.

Класс разбивается на три команды по 5 человек:

Ход урока:

1. Оргмомент.
Сегодня наш урок будет не совсем обычным, но все вы любите поиграть, и поэтому мы разделились на 3 команды. Каждая из команд сейчас выберет себе название и капитана. Капитана вы выберете сами, а вот названия я предлагаю вам выбрать путём жеребьёвки. (капитаны тянут листочки с названиями команд: "Буквоеды", "Словотворцы", "Знаколюбы". Какое значение несёт каждое из названий? Расшифруйте его.

2. А теперь я предлагаю вам отгадать загадку. Она для всех.
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.

О чём пойдёт сегодня речь на уроке? Правильно! Причастие! А поможет нам сегодня в игре лингвистическая сказка. Поэтому и урок наш называется по-сказочному "Жило-было Причастие…"

3. Задание 1.
Посмотрите на названия своих команд. Исходя из них, конкретизируйте, что о причастии нам сегодня предстоит вспомнить? Каждая из команд сформулирует одну из целей урока, согласно своему названию. Я начну, а вы продолжите:

1. Повторить все теоретические сведения о причастии.
2, 3, 4.
Сверяем с доской:

2.Повторить орфограммы в причастиях
3. Вспомнить способы образование причастий
4.Повторить знаки препинания при причастном обороте.

Задание №2.
Подпишите к названиям своих команд причастие, так, чтобы оно стало более ярким, индивидуальным. (2мин).
Проверяем задание. Жюри оценивает работу.

Задание №3. Блиц-опрос. Каждый из членов команды должен ответить на вопрос. Итак, начинаем

Вопросы для 1 команды:

1.Причастия бывают действительные и ….. (страдательные)
2.Причастия изменяются по падежам или лицам? (падежам)
3.У действительных причастий суффикс –ущ- или –ом -? ( -ущ-)
4.Сколько времен у действительных причастий? ( два)
5.Сколько Н пишется в кратких причастиях? (одна)

Вопросы для 2 команды:

1. Причастие "разбитая" действительное или страдательное? (страдательное)
2. Сколько Н в "прожаренная рыба"? (две)
3. Сколько Н в кратком причастии? ( одна)
4. Сколько спряжений у причастия? (нисколько)
5. У страдательных причастий суффикс ЕНН или АЩ?

Вопросы для 3 команды:

1.Сколько Н в "домотканая ткань"? (одна)
2. Может ли быть в причастии суффикс - ец - ? (нет)
3.К какому времени относится причастие с суффиксом - ш - ? (прошедшему)
4.Сколько может быть лиц у причастия? ( ноль)
5.Сколько может быть падежей у причастия? (шесть)

А теперь каждая команда задаст свой вопрос соперникам.(на подготовку 3 минуты)

4. Задание №4 Нарисуй причастие.

Жило-было причастие… Жило-то, оно, жило! Да откуда взялось?

А вот послушайте: Жил в стране Морфологии молодой Глагол. Весёлый, статный парень! Много у него друзей было: и существительное и наречие очень его уважали, прислушивались к его словам, даже подчинялись ему. Но однажды встретил он на городском празднике красавицу Прилагательное, милую, добрую девушку. Сердце глагола было покорено! Да и Прилагательное не устояло перед обаянием Глагола. Вскоре сыграли они свадьбу, куда были приглашены все части речи. А через некоторое время появился у них малыш. А назвали они его Причастие. Внешне очень был похож ребёнок на маму, но характер у Причастия был как у отца, хотя некоторые черты он унаследовал от матери…
Вот так появилось на свет причастие!

А давайте мы немного пофантазируем и подумаем, как бы оно выглядело, "унаследовав" часть признаков глагола, а часть прилагательного?

Глагол:
Цвет волос – время
Цвет глаз – вид
Цвет рубашки – возвратность
Штаны- спряжение
Обувь – переходность
Узор- наклонение
Пояс-вопрос
Головной убор - синтаксическая роль

Прилагательное:
Цвет волос –разряд
Цвет глаз – наличие степеней сравнения
Причёска- вопрос
Платье – изменение по родам, числам, падежам.
Обувь- наличие полной и краткой форм
Головной убор - синтаксическая роль

Представитель каждой команды пойдёт к доске и они совместно создадут образ нашего героя. (Работа на интерактивной доске). А команды будут работать на листочках. Потом сравним ваши работы.

Жюри оценивает точность и быстроту выполнения.

Задание №5. Какой морфологический признак причастия мы не отметили в предыдущем задании?
Причастия бывают действительные и страдательные.
Как их отличить?

-по смыслу
- по суффиксу

Какие орфограммы могут встретиться в написании суффиксов?

- Гласные в суффиксы действительных причастий настоящего времени ущ, ющ, ащ, ящ
- гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего и настоящего времени енн, анн ,янн, им, ем
- н и нн в страдательных причастиях прошедшего времени.

Каждая команда получает карточки с заданием. Ваша задача вставить пропущенные буквы, кто быстрее и правильнее выполнит задания, тот и победит!

Карточка

А) Умира…..ие звёзды, бодр…..ий морской воздух, запах распуска…..щейся зелени.
Б) Муч….ый жаждой, рекоменду…..ая книга, сжига…..ое топливо.
В) Смущён…..ый юноша, бешен…..ый пёс, сушён…..ые на солнце грибы.
Г) Выслуш…..ый приказ, отпущ……ый товар, задерж……ая книга.

По одному представителю команды выполняет задание на доске (по одной строчке)

Задание №6

А теперь вернёмся к нашей сказке о Причастии. Так вот. Выросло причастие, стало полноправным жителем страны Морфологии и однажды оно повстречалось с несговорчивой частицей НЕ. Дружелюбное Причастие протянуло ей руку для знакомства, а хитрая НЕ то поближе подойдёт, то отодвинется от Причастия. Обратилось причастие за помощью к более опытным родителям. Глагол говорит: "И не вздумай дружить с этой обманщицей! То она приставкой притворится, то сторонится всех!" А мудрое Прилагательное возразило: "С каждым можно найти общий язык, только нужно создать особые условия для дружбы с НЕ". Задумалось Причастие, вновь пошло к частице. И после недолгих переговоров, нашли наши герои компромисс.
А вы знаете, в каких случаях причастие пишется с НЕ слитно, а в каких раздельно?

А вот и следующее задание: распределите слова на столбики, где НЕ пишется слитно, а где раздельно.

(Не)изгладимое впечатление, задача (не)решена, (не)пролазный орешник, никогда (не)упрекавший, (не)замеченный противником, (не)выполненное задание, волосы (не)причёсаны, ещё (не)созревшая пшеница,(не)тронутая природа, трава (не)скошена, (не)освещённая комната, (не)летящая, а сидящая птица, (не)пробудный сон.

По одному примеру объясняют представители каждой из команд.

Задание №7.
Трудно складывались отношения у Причастия и частицы НЕ, зато крепко подружилось причастия с другими словами, так крепко, что и в предложении они вместе выполняли одну синтаксическую функции. Такую дружную компанию во главе с Причастием назвали в Морфологии…. Причастным оборотом.
Дайте определение этому понятию.

Следующее задание нам поможет установить, как хорошо вы знаете правила постановки знаков препинания при причастном обороте.
Замените глаголы причастиями, расставьте знаки препинания.
По одному примеру выполняется на доске одним из представителей команд.

(Построить) на выгоде дружба не бывает прочной.
Шуба (скроить) по совету друзей никогда не будет мала.
Слово (идти) от сердца согревает три зимы подряд.
Человек (закаляться) с детских лет всегда бодр и здоров.
( Не заметить) противником батальон зашёл в тыл.

Задание 8.
Когда сказка заканчивается, всегда немного грустно. Но ведь и самим можно придумать много увлекательных сказочных историй о Причастии.
Я вам предлагаю творческий конкурс. Каждая из команд получит название своей сказки, которую ребята должны будут придумать сами. Но давайте вспомним, что обязательно должно отразиться в сказки?

Грамматические свойства Причастия должны проявиться в сказочной форме.

Итак, вот вам заголовки ваших сказок:

"О послушном Причастии, так похожем при склонении на Прилагательное"
"О сложных взаимоотношениях Причастия с Зависимым и Определяемым словами"
"О том, как Причастный оборот от Запятых спасался"
"О жизни Действительного и Страдательного Причастий, таких прохожих по характеру"
"О том, как Причастия решили похудеть и что из этого получилось"

По окончании работы сказки зачитываются вслух, оцениваются.

Резервные вопросы: "Вопросы на засыпку"

1. Установи, в каком случае предан является кратким страдательным причастием и в каком – прилагательным.
Преданность вечно была в характере русского люда.
Кто же не предан теперь? Ни одного не найдёшь.
Каждый, кто глуп или туп, наверное, предан престолу;
Каждый, кто честен, умён, предан, суду.

2. В роли какой части речи выступают причастия?
Мы в грядущее смело глядим.
От перестановки слагаемых сумма не меняется.
Утопающий и за соломинку хватается.
В нашем классе нет отсутствующих.
Я уважаю прошедшее ваше и презираю настоящее.

2. Попробуй образовать страдательные причастия настоящего времени от глаголов искать, есть, жевать, вести, вычитать, предлагать, зависеть.
Тур 2
1.От какого спряжения образовано причастие "гонящий"? (второго)
2.От какого спряжения образовано причастие "ноющий"? ( первого)
3.Сколько Н в "желанный ребенок"? (две)
4.Сколько Н в "тучи рассеяны ветром"? (одна)
5.Сколько Н в "рассеянная девочка"? (две)
6.НЕ пишется слитно или раздельно в "не знающий усталости турист"? (раздельно)
7. НЕ пишется слитно или раздельно в "трава еще не покошена"? (раздельно)
8. НЕ пишется слитно или раздельно в "неподсудное дело"? (слитно)
9. Сколько родов у кратких причастий? (три)
10.Какие причастия могут быть краткими? (страдательные)
11.В каком числе краткие причастия не изменяются по родам? (во мн.ч.)
12.Причастие «поющий» может быть кратким? (нет)

Тур 3
1. НЕ пишется слитно или раздельно в "совсем немытое стекло"? (слитно)
2. НЕ пишется слитно или раздельно в "далеко не мытое стекло"? (раздельно)
3. НЕ пишется слитно или раздельно в "совершенно некошеный луг"? (слитно)
4. Сколько Н в "линованная тетрадь"? (две)
5. Сколько Н в "недоваренный картофель"? (две)
6. Сколько Н в "срезанная ветка"? (две)
7.Чем является в предложении краткое причастие? (сказуемым)
8.Может ли быть у причастия суффикс – я - ? (да)
9.Может ли быть у причастия суффикс – ывающ - ? (нет)

Финал
1. Сколько Н в "золоченый перстень"? (одна)
2. Сколько Н в "посеребренное колечко"? (две)

1. У действительных причастий суффикс –вш- или –т- ? (-вш-)
2.У страдательных причастий суффикс –ящ- или –енн- ? (-енн-)

1. Может ли в причастном обороте быть пять слов? (да)
2.Всегда ли одиночное причастие выделяется запятыми? (нет)

4.Ну вот пришла пора и подвести итог нашей сегодняшней работе. Слово предоставляется жюри.

Учитель выставляет оценки, комментирует их.
Всем большое спасибо за работу, до свидания.


На уроках вы не только обучаете, но и воспитываете. Лучшее из практики воспитательной работы - в
журнале "Справочник классного руководителя" >> 

Блок "Учебно-методическое обеспечение учебного процесса" для вас в
Электронной системе "Образование" >> 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку "Перенос слов" (Школа России) 1 класс

Цуканова Е.А.                 учитель начальных классов...

Методическая разработка урока по русскому языку Преподавателя русского языка и литературы ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум» Ионовой Нины Викторовны. Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».

Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».Цель: обобщение знаний по теме «Деепричастие» и «Причастие».Задачи:Обучающие:повторить:общее значение деепричастия и причастия...

Разработка урока по русскому языку в 10 классе по теме " Фонетический разбор слова"

Закрепление умения находить основные звуковые процессы в слове, соблюдать орфоэпические нормы русского языка, совершенствовать навыки фонетического разбора....

Разработка урока "Энергоэффективное освещение и бережное отношение к энергетическим ресурсам"

Разработка урока "Энергоэффективное освещение и бережное отношение к энергетическим ресурсам"...

Презентация вводного урока "Сварочное производство" созданное с использованием электронных образовательных ресурсов

Презентация вводного урока "Сварочное производство"  созданное с использованием электронных образовательных ресурсов...

Разработка урока по русскому языку 3 класс узнаем род глагола прошедшего времени

Здравствуйте, уважаемые эксперты, меня зовут Хамадуллина Элина Айдаровна, я студентка 4 курса группы Б, специальности преподавание в начальных классах. Сегодня я хочу предоставить вам уровневые задани...