Технологическая карта урока по русскому языку в группе 1 курса по профессии 15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)). Тема: "Основные виды переработки текстов (с использованием текстов профессиональной направленности)"
методическая разработка

Ионова Нина Викторовна

В числе приоритетных направлений развития системы среднего профессионального образования обозначено внедрение методик преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, предусматривающих интенсивную общеобразовательную подготовку обучающихся с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности, в том числе с учетом применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования.

На занятиях по русскому языку я использую практико-ориентированный подход к преподаванию дисциплины. Практико-ориентированные формы организации образовательного процесса создают условия для реализации целей общеобразовательной дисциплины «Русский язык» на уровне среднего профессионального образования. Профессиональная направленность обучения реализуется за счет использования в качестве упражнений реальных профессиональных текстов (законов, приказов, объявлений, инструкций и пр.), а также за счет отработки типовых коммуникативных ситуаций в процессе профессионального общения. Рассматриваются основные аспекты культуры речи, формируется представление о функциональных стилях как типовых коммуникативных ситуациях, с которыми каждый сталкивается в ходе профессионального общения. Содержание зависит от специфики профессиональных компетенций.  В качестве примера представляю вашему вниманию технологическую карту урока по русскому языку, тема: "Основные виды переработки текстов (с использованием текстов профессиональной направленности)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15.01.05.tk_2.rus_.yaz_.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

(для профессии 15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

1

Тема занятия

Текст. Основные виды переработки текста

2

Содержание темы

Язык         как средство профессиональной и межкультурной коммуникации.   Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический).  Текст как произведение речи.  Текст и его место в системе языка и речи

3

Тип занятия

Комбинированное занятие, практикум

4

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, индивидуальная

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Планируемые образовательные результаты

Типы оценочных мероприятий

  1. Организационный этап занятия

Создание рабочей обстановки, актуализация мотивов учебной деятельности и установок на восприятие, осмысление.

Для реализации поставленных целей необходимо: установить связь с предыдущими уроками, поставить перед учащимися задачу, которую необходимо решить на данном уроке, объяснить, с какой целью осуществляется данная деятельность, т.е. дать установку на будущее

Приветствие обучающихся, ставит перед ними образовательные задачи, объясняет, с какой целью осуществляется данная деятельность, т.е. дает установку на будущее восприятие темы.

Обучающиеся слушают преподавателя, демонстрируют готовность к учебной деятельности. Вместе с преподавателем формулируют учебные задачи, отвечают на вопросы о целях и перспективах изучения этой темы.

Отвечают на вопросы преподавателя, участвуют в беседе

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и

работать в коллективе и команде

Наблюдение, беседа, фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Анализ ответов

  1. Основной этап занятия

1.Повторение изученного ранее

Фронтальная беседа с группой по вопросам:

-Что такое текст?

-Назовите признаки текста (выраженность, связность, цельность, упорядоченность, информативность).

- Что такое тема текста?

- Что такое содержание текста?

- Что такое идея (основная мысль) текста?          

 Обобщение преподавателя:

Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически.

Основные признаки текста.

  • Тематическое и композиционное единство всех его частей Наличие грамматической связи между частями
  • Смысловая цельность

-   законченность.

Примеры профессиональных текстов:

1.По виду электродного материала различают дуговую сварку плавящимися и неплавящимися электродами. Плавящимися электродами служат металлические проволоки и стержни из стали, сплавов алюминия, титана, никеля, меди и других металлов. Неплавящимися электродами – угольные, вольфрамовые стержни.

2.Ручная дуговая сварка покрытыми электродами – один из наиболее распространенных способов, используемых при изготовлении сварных конструкций. Достоинства способа: простота и универсальность.

(При работе с текстом можно повторить орфографию и пунктуацию)

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы преподавателя, пользуясь конспектами лекций и материалами, выполненными самостоятельно. Приводят примеры

Записывают с в тетрадь

При работе с текстом повторяются правила орфографии и пунктуации. Ребята доказывают, что это текст, определяют его стиль, выделяя стилистические особенности.

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и

работать в коллективе и команде

ПК?

(уметь правильно и уместно использовать профессиональную терминологию в речи, понимать сущность своей будущей профессиональной деятельности)

Наблюдение,

Фронтальный опрос

Устный контроль,

Индивидуальный контроль

2. Актуализация знаний по теме.

- Постановка учебной задачи, повторение

  1. Отработка умений и навыков

 

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Задание для самостоятельной работы:

Выступление 1 обучающегося: Что такое тезисы? В каких случаях мы оформляем тезисы и выписки?

Выступление 2 обучающегося: Что такое рецензия? В каких случаях мы пишем рецензию?

Выступление 3 обучающегося: Что такое аннотация? В каких случаях мы оформляем аннотацию?

Выступление 4 обучающегося: Что такое  реферат? В каких случаях мы пишем реферат?

Выступление 5 обучающегося: Что такое  план? В каких случаях мы пишем план?

Обобщение преподавателя: презентация

Задание 1.

Запишите под диктовку текст, докажите, что это текст, назовите его и определите тему.

(Также выполняются задание на повторение орфографии и пунктуации)

Задание 2.

Прочтите текст и оформите на свой выбор его  переработку в виде:

тезиса, плана, рецензии, аннотации или  конспекта.

Сварочное производство.

        Современный технический прогресс в промышленности во многом зависит от научной и инженерной мысли, направленной на развитие сварочного производства. Сварка занимает ведущее место в реализации новейших технологий. Достоинства сварки обеспечили широкое применение: свариваются корпуса автомобилей, узлы и агрегаты самолетов, турбины, котлы. Современный мир полностью держится на металле, потому что без него нельзя построить высокие здания, машины, корабли. Металл применяется повсеместно: в быту, в строительстве. Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки)- профессия ответственная, от качества которого зависит многое - долговечность и устойчивость, работа и срок службы различной техники.

К плюсам профессии можно отнести престижность и высокую востребованность на рынке труда. Молодым специалистам, только что окончившим колледж, работу долго искать не придется - она находит их сама. В условиях общей нехватки рабочего персонала эта профессия - на особом счету, потому что сварочные работы требуются на любом производстве, а молодых мастеров очень мало. В России наблюдается острая нехватка сварщиков, монтажников. Сварка как изображение, которое получило широкое применение в различных отраслях, имеет исторически российские корни. Развитие науки о сварке и ее применение в разных отраслях имеет огромное значение.                                                                                  

Преподаватель подводит итоги урока. Спрашивает мнение учащихся по этапам урока. Выставляет оценки. Комментирует, отвечает на вопросы учащихся

Составьте резюме на прочитанную книгу, стихи или фильм о профессии сварщика

 

Индивидуальные выступления обучающихся (выступления заранее готовятся под контролем преподавателя)

Обучающиеся записывают тезисы в тетрадь.

Учащиеся записывают текст под диктовку. Один человек работает у доски, остальные в тетради.

Учащиеся работают с текстом, отвечают на вопросы преподавателя, комментируют ответы друг друга, исправляют, дополняют.

Учащиеся читают предложенный текст. Выполняют его переработку. Затем сдают тетради на проверку.

Учащиеся слушают учителя, участвуют в беседе, отвечают на вопросы, задают вопросы преподавателю.

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и

работать в коллективе и команде

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и

работать в коллективе и команде

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ПК.

(уметь правильно и уместно использовать профессиональную терминологию в речи, понимать сущность своей будущей профессиональной деятельности)

 

Наблюдение,

Фронтальный опрос

Письменный контроль,

Устный контроль,

Индивидуальный контроль

Письменный контроль, устный контроль, индивидуальный контроль, взаимоконтроль

Наблюдение, консультации, письменный контроль, индивидуальный контроль.

Беседа,

фронтальный опрос,

устный контроль,

взаимоконтроль

Самоконтроль, взаимоконтроль,

Беседа,

Фронтальный опрос,

Устный контроль,

Письменный контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине Иностранный язык по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений студентов, освоивших программу учебной дисциплины «Иностранный язык»...

План урока с использованием игровой педагогической технологии в процессе обучения по профессии 15.01.05 «Сварщик(ручной и частично механизированной сварки(наплавки))»

представлена разработка методики проведения урокf с использованием игровых технологий при подготовке по профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки(наплавки))», что спосо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 02 Ручная дуговая сварка (резка, наплавка) плавящимся покрытым электродом по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с  ФГОС СПО по профессии 15...

Методическая разработка открытого урока МДК 01.01 «Основы технологии сварки и сварочное оборудование» Профессия: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

Методическая разработка открытого урока по теме: "Разрушение сварных соединений" содержит описание целей урока (образовательных, воспитательных, развивающих); методы обучения; формы организа...