Особенности звуков (ж),(ш)
презентация к уроку на тему

Куликова Олеся Александровна

урок русского языка в 1 классе

Тема:

« Особенности звуков (ж),(ш).СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ ЖИ–ШИ, ЖЕ–ШЕ».

1.

ФИО (полностью)

Егорова Олеся Александровна

2.

Место работы

МБОУ «СОШ №87»

3.

Должность

Учитель английского языка

4.

Предмет

Русский язык

5.

Класс

1

6.

Базовый учебник

Н.А. Чуракова «Русский язык» стр 56-59

Цель:

 Образовательные:

Формирование знаний об особенностях звуков [ж] ,[ш]как всегда твёрдых;

способствовать развитию  навыка правописания слов с сочетаниями жи-ши,же-ше под ударением;

обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся;

развивать умение соотносить схемы слов и предложений с буквенным их выражением.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах и группах.

Формирование УУД:

-Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

понимание роли знаний в жизни каждого человека;

иметь внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

-Регулятивные УУД: определять  и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать  последовательность действий на уроке; учиться высказывать свою версию на основе работы с материалом учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить  необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

-Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

-Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний;

осуществлять анализ объектов;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся различать только твёрдые и только мягкие согласные звуки, писать слова с сочетаниями жи-ши, же-ше под ударением, предупреждать дисграфические  ошибки в смешении  звуков [ж], [ш], составлять предложения по картинке и по схеме.

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

понимание роли знаний в жизни каждого человека;

иметь внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Метапредметные:

Оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы, определяют   и формулируют  цель на уроке с помощью учителя, проговаривают  последовательность действий на уроке, учатся  высказывать свою версию на основе работы с материалом учебника (Регулятивные УУД)

Принимают  участие в работе парами,  группами, соблюдая общепринятые правила  общения и взаимодействия (Коммуникативные УУД)

Анализируют изучаемые факты языка  с выделением их отличительных признаков, ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов,

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях,

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

Основные понятия:

Звуковая модель слова, схема предложения, ударный и безударный слог.

Межпредметные связи: Русский язык, литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы:

Основные : учебник Н.А. Чуракова «Русский язык» стр 56-59

Дополнительные: презентация к уроку

Организация пространства: фронтальная работа, самостоятельная работа, парная работа

 

 

 

 

 

1.     Организационный момент( 3 минуты)

А) Учитель проверяет готовность учащихся к уроку

Б) Учитель знакомит учащихся с темой урока: «Особенности звуков (Ж),(ш).Правописание слов с сочетанием жи-ши,же-ше»(слайд №1)

2. Проведение беседы (актуализация упорных знаний)(5 минут). Учитель предлагает учащимся поработать в паре и выполнить следующее задание:

 соедините слоги парами, обсудите по какому признаку вы их  соединили и сделали парой. (слайд №2)

Па                        ве

Бо                        зю

Зу                         пя

Ты                        ти

Вэ                        бё

- Какие  гласные показывают, что согласный перед ним твердый?

 - А какие показывают что перед ним мягкий согласный? Сделайте вывод

3.( надо доказать, что  есть только  твёрдые  и только мягкие звуки)(5 минут)

 - Мы начинаем новую главу. Откройте оглавление, найдите значок (кот), стр 56, прочитай

те название  главы, откройте нужную страницу

 - Прочитайте название. Какая цель урока? (будем работать со звуками, у которых нет

мягкой пары). Объяснение нового материала:постановка вопросов, сообщение цели урока: «Работа со звуками у которой нет мягкой пары» (слайд №4) (7 минут)

Чистописание.(слайд №3)

 

– Запишите гласные буквы, которые указывают на твёрдость предшествующего

согласного. (а, о, ы, у, э), а на следующей строчке гласные которые показывают мягкость

 согласного.

- Произнеси звуки ж, ш, ц.

- Какие звуки  обозначают буквы ж, ш, ц: твердые или мягкие?

Сделайте cвой вывод.(Слайд №5)

4. - Не все согласные звуки  имеют пару по твердости-мягкости. (10 минут)

Есть всегда твёрдые согласные звуки (ж, ш, ц), а    есть всегда мягкие согласные звуки

 (щ, ч, й).

Учитель: - Ребята, какая задача стоит перед вами дальше? (выяснить в каких случаях

пишутся сочетания жи -ши, же-ше.) Для этого нужно провести исследовательскую работу.

   Учитель:

   – Произнесите слова и поставьте ударение: жизнь, жир, чижи. (слайд №7)

– Как вы произносите? (твердо) какой слышим звук? (ы)

 – А теперь произнесите слова и поставьте ударение: шип, шишка, машина.( слайд № 8)

- какая буква написана после Ж и Ш, а какая стоит под ударением? (и)

 В  старину произносили эти звуки мягко [ш’] и [ж’]  Но сейчас они  стали твердыми.

 Это старинное произношение до сих пор отражается на письме.

5. Учитель предлагает учащимся прочитать в учебнике правило стр 57 (1-ое правило)(слайд №9) (5 минут)

Записаны слова в учебнике : шесть, шерсть, ж есть, служебный.

 Прочитайте слова.

Обращаемся к словарю.

- Что такое жесть? (это лист железа, только очень тонкое.)

– как вы произносите? Какой звук слышите?(э) Какая буква написана после Ж, Ш.

 - догадываешься, в какими раньше были  произношения этих звуков? Попробуйте

Сделайте вывод

Прочитайте 2-ое правило на стр 58(слайд №10)

- Как писать сочетание же-ше?

 Запомните: же–ше  пиши с буквой е.(слайд№11)

– Вставьте пропущенные буквы в слова: ж..них, ш …стой

 Учитель спрашивает учащихся Подумать , почему многие ребята   не смогли этого сделать? Если  затрудняетесь ответить, обратитесь за помощью к  Летучей  Мыши (с. 58).(открывают учебник на стр 58)

- Сделайте свой вывод.

(Сочетания  жи–ши, же–ше пиши только под ударением.)(слайд №12)

Учитель предлагает учащимся немного отдохнуть от темы и загадывает ребятам загадку

Физкультминутка( 3 минуты)

Слышит мишка краем уха,

К  Как жужжит над ухом муха.

Мишка лапой муху хвать!

Мухи слыхом не слыхать!

И  понять не может мишка,

Отчего над ухом … (шишка).

 

 

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи(5 минут)

Волшебнице понравилась ваша работа. Она предлагает вам кое-что(слайд №13)

 Работа по учебнику с. 59  упр.25.

Запись слов с проговариванием. Выпиши слова, вставив  в них пропущенные

буквы.

Пользуйся правилом!

- Сочетания жи-ши, же-ше подчеркиваем.

7. Этап рефлексии(5 минут)

На доске мухомор, шапка поделена на 3 части, каждая часть символизирует вопрос.

Интерес на уроке. Моя активность на уроке. Мои знания. С помощью цветов оцени себя

(красный- очень, зеленый – не очень, желтых –не понравилось совсем)(слайд №14)

8. Заключительный этап – итог

- Каким правилом пользовались, что бы правильно написать слова?(слайд №15)

9.Этап подачи домашнего задания. (2 минуты)

Написать по 3 слова на каждое правило(т.е всего 6 слов), а также выучить правило.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Особенности звуков жи-ши...449.86 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особенности звуков (ж),( ш ). Правописание слов с сочетанием жи-ши,же-ше » Текст надписи

Слайд 2

Соедини слоги парами Па Ве бо зю зу пя ты ти вэ бё Текст надписи

Слайд 3

Гласные буквы а о ы у э е ё ю я и

Слайд 4

Цель урока работа со звуками у которых нет мягкой пары.

Слайд 5

Произносим звуки Ж ш ц

Слайд 6

Выяснить в каких случаях пишутся сочетания жи-ши , же-ше

Слайд 7

Жи знь жи раф чи жи

Слайд 8

Ши п ши шка ма ши на

Слайд 9

Правила!!!! Жи - ши всегда пиши с буквой И

Слайд 10

Же-ше пиши с буквой Е

Слайд 11

Выполни задание!!! Ж…них ш …стой

Слайд 12

Под ударением пиши же-ше , жи-ши

Слайд 13

ОСВОБОДИ ЗАКОЛДОВАННЫХ МНОЙ ДЕТЕНЫШЕЙ ЖИВОТНЫХ, ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ ПРАВИЛЬНО, ВСПОМИНАЙ ПРАВИЛО

Слайд 14

Ответь на три вопроса, свой ответ соотнеси с цветом: Было ли мне интересно? Был ли я активен? Все ли я понял?

Слайд 15

Я очень довольна Вами, Спасибо за Внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самоконтроля фрикативных звуков как средство повышения внятности устной речи

Настоящая работа имеет практическое значение и может быть предложена для коррекционной работы учителям – дефектологам....

Музыкальное занятие "Краски звуки музыки"

Музыкальное занятие развивает фантазию и воображение при восприятии  прекрасного в жизни и искусстве....

Работа над звуком

Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством  для воплощения музыкально – художественного замысла. Поэтому работа над звуком должна занимать центральное место в процессе ...

Работа над звуком

Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством  для воплощения музыкально – художественного замысла. Поэтому работа над звуком должна занимать центральное место в процессе ...

Автоматизация звука Ш, дифференциация звуков К-Г

Это презентация для работы с детьми с нарушениями речи....

Тема Звук и буква Зз. Слоги и слова со звуком и буквой з.

Тема Звук и буква  Зз. Слоги и слова со звуком и буквой з.Тип урока:  Урок изучения нового материала.Образовательные задачи:Познакомить с чтением  слогов и слов с буквой Зз. Чтение пред...