Работа над звуком
методическая разработка на тему
Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально – художественного замысла. Поэтому работа над звуком должна занимать центральное место в процессе обучения игре на фортепиано. Начало этой работы относится к первым шагам, совершенствование же не имеет предела. Главное условие успешного решения как самых элементарных, так и сложнейших звуковых задач заключается в развитии способности слышать музыкальную ткань.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа над звуком | 305.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Работа над звуком
Сачкова Наталья Викторовна
Преподаватель по классу фортепиано
МБОУДОД ДШИ им. г.Кукуевицкого г. Сургут
РАБОТА НАД ЗВУКОМ
«Звук – это материя музыки, ее плоть – должен быть главным содержанием наших повседневных трудов»
Г.Нейгауз
1.Дослушивание звука. Ощущение движения и развития музыкальной ткани.
Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально – художественного замысла. Поэтому работа над звуком должна занимать центральное место в процессе обучения игре на фортепиано.
Начало этой работы относится к первым шагам, совершенствование же не имеет предела. Главное условие успешного решения как самых элементарных, так и сложнейших звуковых задач заключается в развитии способности слышать музыкальную ткань.
С точки зрения исполнительского слушания нет незначительных элементов - для уха все составные части музыкальной ткани имеют равные права. Во многих случаях для более глубокого и тонкого выражения музыки решающей является способность услышать мельчайшие детали.
Способность слышать музыку во всем ее объеме зависит от музыкального воспитания пианиста, в частности от его слухового развития.
Существует два фактора музыкального воспитания ученика, оказывающих непосредственное воздействие на решение звуковых задач:
- Дослушивание звука до конца.
- Ощущение горизонтального движения и развития музыки.
Эти два фактора, на первый взгляд противоречат друг другу. Дослушивать звук – это значит слушать предыдущее, а ощущать движение музыки – это думать и слушать « вперед». На самом же деле эти тенденции должны дополнять друг друга, быть в единстве. Ведь говоря о дослушивании мы имеем ввиду движение звука, а не покой, и это движение должно стать импульсом дальнейшего развития. Тогда дослушивание предыдущего и движение вперед совпадают в одном сложном процессе.
Исходя из этого, уже на первых уроках, когда ученик играет упражнения на звукоизвлечение и постановку рук, следует научить его слушать до конца затухающий звук и ощущать («вести») его кончиком пальца, пока он длится. При переносе руки на другую клавишу (на пример через октаву) ученик должен переносить не только руку, но и как бы «нести звук». В результате складывается непрерывный процесс, состоящий из дослушивания и переноса. Кстати, это ощущение будет способствовать более естественной форме руки и поможет в работе над постановкой.
Живая рука и живые, активные пальцы – это необходимое условие в работе над постановкой. Не ставить палец и руку на клавиатуру, а брать, извлекать звук; не поднимать руку, а брать дыхание – такие задания гораздо естественнее формируют руку.
Для того, чтобы научить слушать звук, нужно давать пьесы с яркой звуковой окраской, разнообразные по характеру и настроению, близкие и понятные ученику. В работе над ними следует добиваться выразительного исполнения и показывать игровые движения, которые облегчают звуковую задачу, помогают выражению музыкального смысла.
В дальнейшем умение слушать звук в сочетании с ощущением движения музыки поможет приобретению певучего легато, цельности музыкальной фразировки и живому развитию музыкальной ткани.
Нельзя забывать, что основные недостатки в исполнении кантилены в большинстве случаев связаны с недослушиванием звука и недостаточным ощущением живого движения мелодии.
Если ухо не слышит звук до конца, то палец становится пассивным, рука расслабляется, и каждый следующий звук мелодии не выливается из предыдущего, а берется как бы заново, с помощью нового движения руки или кисти. В результате фраза становится разорванной, а исполнение статичным. Если ухо не слышит и не «ведет» звук, то и пальцы не получают необходимой команды мозга, следующий звук берется формально – отсутствует та неуловимая градация звуковой палитры, которая делает мелодическую линию осмысленно последовательной.
Дослушивание звука особенно необходимо для достижения цельности и естественности таких фраз, как например:
В этом примере следует не только выдержать (высчитать), но и выслушать длинные звуки мелодии до конца. Только в этом случае отдельные звуки сливаются в отдельную фразу, которая приобретает внутреннее движение и музыкальный пульс.
Если мы обратимся к пьесам, связанным со стаккато, как, например:
То убедимся, что главные недостатки исполнения чаще всего заключаются в отсутствии горизонтального движения к «опорным точкам» мелодии. Это вызывает вертикальную тяжеловесность, которая препятствует живому развитию музыкальной фразы.
Итак, дослушивание каждого звука мелодии обеспечивает плавный переход в следующий звук и определяет меру звучания аккомпанемента; ощущение движения музыки к опорным точкам и ухода от них способствует живому развитию и цельности музыкальной фразы. И то и другое является необходимой предпосылкой для успешной работы над звуковыми задачами.
2.Технические приемы в работе над звуком
Для достижения наилучших технических результатов и владения разнообразными качествами звука надо использовать все возможности тела от пальца до всего туловища.
Г.Нейгауз
В решении звуковых проблем большую, хоть и вспомогательную, роль играют различные приемы и способы звукоизвлечения.
Так, одно из условий достижения кантилены заключается в слаженной работе «выразительных» пальцев, которые, играя мелодию, как бы переступают, мягко погружаясь «до дна» клавиши (словно в глубокий мягкий ковер).
Поднимать отыгравший палец также следует мягко, не спеша, и не раньше, чем следующий полностью погрузится в очередную клавишу (этим достигается «вливание» одного звука в другой – легато). Необходимо «связать без толчка один звук с другим, как бы переступая с пальца на палец», - пишет К.Игумнов. Переступающие пальцы ведут руку, которая, перемещая опору, подкрепляет каждый из них и в то же время сохраняет плавное движение, как бы очерчивая контуры мелодии.
Взаимодействие пальцев и руки придает звукам глубину, а мелодии – связность. Надо особо подчеркнуть, что «переступающие» пальцы должны активно доводить каждый звук мелодии до конца, не ослабляя силу давления, а передавая ее следующей клавише. Таким образом, перемещение опоры происходит как бы «внутри» руки, следующей за пальцами. В этих условиях «внешнее» движение руки, очерчивающей контуры фразы, будет весьма незначительным.
Работа над приемами звукоизвлечения, в той или иной степени, должна проводиться с самого начала обучения. Задачи взаимодействия пальцев и руки для достижения глубины звука и связности мелодии следует ставить при прохождении таких пьес, как, например:
Живые кончики пальцев должны быть связаны со всей системой пианистического аппарата вплоть до корпуса. Такая связь способствует достижению большого диапазона звуковой выразительности, не нарушая при этом слитной певучести мелодии и сохраняя контуры фразировки. Пальцы получают подкрепление «изнутри», не прибегая к излишним внешним движениям руки и кисти.
Можно сказать, что звук рождается и расцветает всеми красками в кончике пальца, как цветок на конце растения. Но, так же, как цветок, он должен питаться «соками» изнутри, от самого корня. Лишенный этих соков цветок засыхает и чахнет. Лишенный поддержки «изнутри» звук теряет глубину, певучесть и становится сухим и колючим (так как извлекается короткими «рычагами»).
В этом случае пианист старается подкрепить и углубить каждый звук с помощью лишних взмахов руки и кисти, которые разрушают фразу.
В результате исполнение становится статичным; оживить его не могут ни преувеличенная нюансировка, ни излишняя жестикуляция; и то, и другое приводит к вычурности и манерности. «Вихлянием кисти и руки ничего путного не достигают, а лишь создают тощую кантилену» - К.Игумнов.
Не меньшее значение имеют разобранные выше факторы музыкального развития (дослушивание звука, ощущение горизонтального движения и навыки звукоизвлечения) для соотношения звучности мелодии и аккомпанемента. Левая рука, создавая гармонический фон и ритмическую пульсацию, должна в то же время помочь мелодии сохранить крупные контуры фразы и целиком подчиниться ей во всех тончайших деталях.
Поэтому аккомпанемент следует играть тихо и легко. Выполнить эту задачу поможет ощущение горизонтального развития музыки, а также навыки крупного, объединяющего движения рук.
Эти задачи должны решаться в более раннем периоде, например, при разучивании таких пьес, как «Андантино» А,Хачатуряна, «Романс» Д.Шостаковича.
В пьесах с подвижным сопровождением часто появляется опасная тенденция аккомпанемента подчинить себе мелодию. Это выражается как в форсированном звучании аккомпанемента, так и в стремлении «заковать» мелодию в тиски метричного движения.
Чтобы этого не случилось, правая рука должна вести свою мелодическую линию с яркой звуковой выразительностью и ощущением живого развития музыкальной фразы. Левая рука должна играть сопровождение цельно, без промежуточных метрических опор, полностью подчиняясь движению мелодии, дополняя ее звучание и помогая ее развитию.
Эти задачи должны ставиться на более ранней ступени обучения, например, в таких произведениях, как «Менуэт» Бетховена, «Ариетта» Р. Глиэра:
Работая над соотношением звучности, бывает полезно поделить партии правой и левой рук между учеником и педагогом. Это поможет ученику услышать должный уровень звучания, чтобы затем добиться его, играя двумя руками вместе. В некоторых случаях (когда позволяет фактура) полезно сопровождение поиграть выдержанными аккордами, на фоне которых легче дослушать каждый звук мелодии и сохранить ее ведущую роль.
В произведениях подвижного характера действуют те же принципы звукоизвлечения – дослушивание, ощущение движения музыкальной ткани, формирующейся в контуры фраз, а также принцип слаженных действий всего пианистического аппарата.
Нарушение этих принципов бывает основной причиной статичности, метричности, тяжеловесности и сухого колючего звучания. Исполнение, лишенное естественной музыкальной пластики, становится напряженным, неловким и технически трудным.
3. Роль дыхания в исполнительском процессе.
Живое дыхание играет в музыке первенствующую роль.
А.Гольденвейзер
Речь идет о музыкальном дыхании, которое является важнейшим условием живой и выразительной музыкальной речи. В игровом процессе музыкальное дыхание обычно связано с соответствующими движениями рук.
Музыка без дыхания мертва. Однако «дышать» нужно вовремя в полном соответствии с музыкальной фразировкой и с характером звуковой задачи. Своевременность дыхания способствует организации связного исполнительского процесса, помогает ярче выразить музыку и облегчает двигательно – техническую задачу исполнителя. Правильное дыхание всегда связано с дослушиванием звука или « дослушиванием» пауз.
В пьесе П.Чайковского «Зимнее утро» стремительное, порывистое дыхание в паузах соответствует возбужденному настроению, а также облегчает нарастание и затухание звучности:
Правильное дыхание объединяет фразу, организует движения пианиста и помогает осуществить динамическое развитие. Рассмотрим в этом плане начало «Сонаты» соч.2, №1 Бетховена:
Здесь первые ноты 2-го, 4-го,5-го,6-го, тактов должны быть взяты движением руки вниз (без прогибания кисти), а последние ноты тех же тактов – движением вверх (как указано стрелками). Движением руки вверх достигается естественное дыхание в паузах, отделяющее друг от друга мелкие фразы, и в то же время скрепляется общая линия движения музыки в восьмитакте. Размах руки в паузах способствует также динамическому нарастанию звучности.
В пьесе П. Чайковского «Зимнее утро» стремительное, порывистое дыхание в паузах соответствует возбужденному настроению, а также облегчает нарастание и затухание звучности:
В «Шуточке» Д.Кабалевского правая рука заполняет «дыханием» промежутки между пятизвучными группами (показано пунктиром), как бы объединяя их в непрерывном движении. Этим достигается легкость и непринужденность, свойственные шутливому характеру пьесы.
Заканчивая краткий обзор звуковых задач, мы видим, что приемы звукоизвлечения, соотношения звучности в элементах фактуры, живое дыхание и движение музыкальной ткани – все это сводится к одному: «Внимательно себя слушать» - К.Игумнов.
Список литературы
- Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1978. – 287с.
- Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. - М.: Классика – XXI, 2002. – 192с.
- Лагутин А.И. Методические записи по вопросам музыкального образования. – М.: Музыка, 1991. – 239с.
- Милич Б.Е. Воспитание ученика – пианиста. – М.: Кифара,2002.- 117с.
- Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1967.- 312с.
- Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М.: Советский композитор, 1984. – 125с.
- Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха. – М.: Музыка, 1996. – 184с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над звуком
Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально – художественного замысла. Поэтому работа над звуком должна занимать центральное место в процессе ...
Автоматизация звука Ш, дифференциация звуков К-Г
Это презентация для работы с детьми с нарушениями речи....
" Поэзии чарующие звуки" презентация детских работ
Стихи учащихся 6 класса с занятий литературного кружка...
Тема Звук и буква Зз. Слоги и слова со звуком и буквой з.
Тема Звук и буква Зз. Слоги и слова со звуком и буквой з.Тип урока: Урок изучения нового материала.Образовательные задачи:Познакомить с чтением слогов и слов с буквой Зз. Чтение пред...
Работа над звуком в классе флейты.
Материал о том, как добиться красивого звука при игре на флейте....
Урок Пианистические навыки работы над звуком на примере классического репертуара
Представлен методический комплект: технологическая ката урока + электронная презентация...
Методическая разработка на тему: "Работа над звуком и артикулляцией в классе фортепиано"
Методическая разработка на тему: "Работа над звуком и артикулляцией в классе фортепиано"...