Формирование самоконтроля фрикативных звуков как средство повышения внятности устной речи
материал по теме

Старикова Наталья Васильевна

Настоящая работа имеет практическое значение и может быть предложена для коррекционной работы учителям – дефектологам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление29.26 КБ
Файл презентация к выступлению2.54 МБ

Предварительный просмотр:

Уважаемы коллеги!

Вашему вниманию предлагается обобщение педагогического опыта, тему

вы можете видеть на экране.(ПРЕЗ_Я)     Над данной темой я работаю с 2007 года и считаю ее актуальной.

Проблема социального развития глухих и слабослышащих детей является значимым направлением в современной  отечественной сурдопедагогике. От того, как глухой владеет навыками устного общения с окружающими, зависит его адаптация в мире слышащих. Однако, не смотря на достижения в области формирования и коррекции устной речи у детей с нарушением слуха, качество произношения не удовлетворяет специалистов.

 Неустойчивое произнесение фрикативных звуков отрицательно сказывается на разборчивости речи глухих, так как наличие свистящих и шипящих звуков «цементирует» речь глухого, обеспечивает наиболее выразительное противопоставление гласных и шумных согласных. Известные сурдопедагоги Микишина и Щепилова указывают, что дефектологи при работе с глухими детьми используют внешний контроль, дают оценку речи, формируя тем самым низкий уровень самоконтроля за собственной речью, что приводит к распаду нестойких произносительных стереотипов. И педагогам приходится постоянно заниматься коррекцией одних и тех же дефектов. Это явилось весомым аргументом для того, чтобы мною была выбрана именно эта группа звуков.

Возникает противоречие между существующей системой действий специалистов, которые направлены на внешний контроль произношения неслышащих школьников и необходимостью целенаправленной работы по формированию самоконтроля произносительных навыков глухих школьников.

Существующее противоречие определяет актуальность исследования.

С объектом, предметом и целью работы вы можете ознакомиться на экране.(ПРЕЗ_Я)

Структурно работа состоит из нескольких этапов.

На первом этапе  я изучила теоретические аспекты, представленные в трудах психологов (Эльконина, Давыдова) и известных дефектологов (Волковой, Щепиловой, Рау, Боскис и других) по  формирования самоконтроля произношения у глухих школьников. И пришла к выводу, что для осуществления действий самоконтроля, глухим детям необходимо предъявлять эталоны, раскрыть их содержание и научить их правильно применять. Для этого я изучила, адаптировала и внедрила в практику логопедические технологии Акименко.

Вторым этапом работы было исследование  произносительных навыков и внятности произношения глух  учащихся в 2007 уч.г. на базе НС(К) ОШ 1,2 вида г.Нижневартовска с учащимися 1 класса, в количестве 4 человек.

Констатирующий эксперимент состоял из двух этапов: на первом этапе для исследования произносительных навыков фрикативных звуков я применила  методику Фотековой, но так как она  направлена на диагностику устной речи слышащих школьников, я ее адаптировала для глухих учащихся.

Анализ полученных результатов позволил мне выделить 4 уровня самоконтроля произношения фрикативных звуков. (ПРЕЗ_Я) В результате исследования  (ПРЕЗ_Я)  всеми учащимися был проявлен 1 уровень, который характеризовался отсутствием самоконтроля, как механизма сличения.

        Следующим этапом констатирующего эксперимента было определение внятности устной речи по методике Леонгард.  Результаты представлены в диаграмме (ПРЕЗ_Я). Как видно, у всех глухих школьников выявлена невнятная речь.

        Сопоставив полученные результаты 1 и 2 этапа исследования, мною были вскрыты следующие проблемы:  несмотря на то, что изолированно многие фрикативные звуки поставлены, в самостоятельной речи глухие учащиеся их не произносят, заменяют, либо произносят дефектно, что отразилось на внятности произношения.

На следующем этапе работы, проанализировав полученные данные в констатирующем эксперименте, я взяла за основу традиционную методику, которая состоит из 3 этапов: постановки, автоматизации и дифференциации звуков.  Изучив литературу, я пришла к выводу, что для выработки самоконтроля произношения этого не достаточно. Поэтому, я усовершенствовала эту модель, включив в нее систему приемов по выработке самоконтроля произношения неслышащих школьников. Эту модель вы можете видеть на экране  (ПРЕЗ_Я)  Рассмотрим ход работы, опираясь на данную модель.

Основной упор на подготовительной стадии я делала на укрепление и называние артикуляционных органов – через артикуляционную гимнастику. Мною подготовлена серия альбомов по выработке воздушной струи, артикуляционные упражнения, которые представлены вашему вниманию. Но, начав эту работу, я поняла, что детям с нарушенным слухом очень трудно донести артикуляционную позицию звука и дать определение. Поэтому, для произвольного запоминания алгоритма действий, я разработала карточки-символы с помощью которых ученик мог заполнить схему и дать словесную  артикуляционную характеристику звука по опорным табличкам. Альбомы с символами и словарем вы можете видеть. Рассмотрим сказанное на примере звука [З]. (ПРЕЗ_Я)  Дети выбирают нужные карточки и озвучивают по опорным табличкам (ПРЕЗ_Я): губы в улыбке, язык внизу, воздушная струя –холодная, голос  есть.  Усвоив артикуляционную позицию, необходимо было свернуть эти действия. Передо мной встала делема: КАК? Изучив логопедические технологии Акименко, я  их адаптировала и внедрила в практику.(ПРЕЗ_Я) Эти модели есть у детей дома, с ними ознакомлены также и родители. Они  служат опорой для выработки навыка самоконтроля  - вы их также можете видеть в представленном альбоме.(ПРЕЗ_Я)

На основной стадии работы этап автоматизации  проходил с постепенным нарастанием сложности и речевого материала (в слогах, словах, фразах).  Автоматизируя звук я постепенно переходила  от слухо - зрительного и осязательного самоконтроля к осязательному и кинестезическому и в дальнейшем – задания выполнялись на основе самоконтроля. В процессе обучения детям предлагались задания для формирования самоконтроля над произношением. (ПРЕЗ_Я) К ним относились воспроизводящие задания (менее самостоятельные - «Повтори слово» , «Вставь пропущенный звук» ) и творческие (более самостоятельные - «Придумай  слово со звуком» «Придумай предложение со словом»  

Самым сложным был этап дифференциации смешиваемых  фонем. Так как детям, полученные ранее знания необходимо было перенести в самостоятельную деятельность. Для этого  я  предлагала ученикам по моделям звуков рассказать, чем похожи  и чем отличаются звуки; (ПРЕЗ_Я)  проводились игры на различение звуков (Шум камышей и  свист сдуваемого шарика), проговаривании этих звуков  в слогах, словах, фразах.

Так, на основной стадии я формировала (коррегировала) произношение фрикативных звуков,  используя словесные инструкции, схемы условных знаков-символов на основе полимодального контроля. На основе кинестетических ощущений  учащиеся сами (по опорным табличкам) называли основные моменты артикуляции, все это способствовало умению контролировать новое положение органов артикуляции.

Одним из условий выработки самоконтроля произношения является совместная деятельность всех участников педагогического процесса. Поэтому на завершающей стадии было закрепление полученных навыков на общеобразовательных уроках и в повседневной жизни. (ПРЕЗ_Я)

Мною была организована консультативно-обучающая работа с родителями, имеющими глухих детей, включающая регулярную организацию индивидуальных бесед,  консультаций педагогов и родителей (Которые представлены вашему вниманию), по формированию самоконтроля за произношением сформированных звуков, Проведение открытых занятий для родителей и педагогов, речевых праздников с участием школьников, в подготовке которых принимали участие и педагоги и родители. Такие формы работы были эффективными.

На 4 этапе работы была проведена итоговая диагностика с использованием диагностических заданий констатирующего эксперимента.(ПРЕЗ_Я) Полученные результаты позволили отразить динамику уровня самоконтроля произношения фрикативных звуков. Так в констатирующем эксперименте учащимися был проявлен 1 уровень самоконтроля, а в контрольном эксперименте – учащиеся проявили 3 и 4 уровни самоконтроля, который характеризуется сформированным и автоматизированным самоконтролем. Но, не смотря на то, что дети достигли довольно высокого уровня самоконтроля произношения, иногда отмечалось «соскальзывание» звуков, что подтверждает сложность произношения фрикативных звуков и  необходимость продолжения  начатой работы.

(ПРЕЗ_Я) Контрольное исследование по определению внятности устной речи показало, что в результате применения разработанной методики неслышащие школьники достигли маловнятной степени устной речи, за исключением одной ученицы, у которой повысилась внятность устной речи на 10%, но речь еще невнятная. Работа доказала справедливость выдвинутой гипотезы о том, что разработанная система приемов способствовала выработке  самоконтроля произношения фрикативных звуков и повысила внятность устной речи.

        В заключение подтверждается, что все поставленные задачи выполнены, цель реализована. Но, проведенное исследование не исчерпывает рассматриваемую проблему. Научный поиск в этой области   продолжен в направлении разработки новых форм и содержания коррекционной работы по совершенствованию навыков самоконтроля в старших классах.

В связи со всем сказанным настоящая работа имеет практическое значение и может быть предложена для коррекционной работы учителям – дефектологам. (ПРЕЗ_Я)

        СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков беглого чтения, как средство повышения качества знаний обучающихся.

«Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость п...

Задачи и методические требования к работе по формированию устной речи слабослышащих обучающихся

Материал содержит основные  задачи и требования к работе по формировнию устной речи слабослышащих обучающихся. Материал может быть полезен для  педагогов начинающих работу с детьми с ОВЗ по ...

Индивидуальное занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (в соответствии с требованиями ФГОС НОО (вариант 2.2))

Данное индивидуальное занятие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья п...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в соответствии с требованиями ФГОС НОО (вариант 2.2) в 5 «А» классе

Формирование фонетически внятной речи.  Работа над восприятием неречевого звучания и речевого материала разговорно-обиходного характера, связанного с учебной деятельностью и изучением общеоб...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в соответствии с требованиями ФГОС НОО (вариант 2.2)

Формирование самоконтроля произношения звука [Л] в самостоятельной речи.  Умение  различать на слух предложения и вопросы с ИСА на расстоянии 1-2м. Совершенствуются навыки общения (диалогиче...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в 7 «А» классе

Занятие направлено на формирование фонетически внятной, естественной  речи обучающихся с нарушениями слуха, а а также умение вести диалог, монолог....