Рабочая программа по культуре речи
рабочая программа по теме
Тематический план учебной дисциплины
«Русский язык и культура речи»
Наименование разделов и тем | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | ||
всего | В том числе практических занятий | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Общие сведения о языке и речи | 2 |
|
Раздел І | Лит–ый язык и языковая норма |
|
|
Тема 1.1. | Лит. язык – высш. форма разви- тия национального языка | 4 |
|
Тема 1.2. | Система норм русского литера- турного языка | 4 | 1 |
Тема 1.3. | Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка | 4 | 1 |
Раздел ІІ | Система языка и её стилистичес- кая характеристика |
|
|
Тема 2.1. | Фонетика, орфоэпия, орфография | 8 | 2 |
Тема 2.2. | Лексика и фразеология | 6 | 1 |
Тема 2.3. | Словообразование и словообразо- вательные средства языка | 4 |
|
Тема 2.4. | Морфология | 4 |
|
Тема 2.5. | Синтаксис | 6 | 1 |
Раздел ІІІ. | Текст как речевое произведение |
|
|
Тема 3.1. | Текст, его структура | 4 | 1 |
Тема 3.2. | Функциональные стили русского языка | 6 | 1 |
Тема 3.3. | Жанры деловой и учебно-научной речи | 4 | 2 |
|
Всего часов по дисциплине |
56 |
|
Примерное содержание учебной дисциплины
Введение. Общие сведения о языке и речи
Требования к знаниям:
знать основные функции языка, основные единицы языка и принципы их выделения, виды речи, виды речевой деятельности, грамматические категории частей речи, структуру языка, уровни языка (фонетический, лексико-семантический, морфемный, морфологический, синтаксический), нормативный, коммуникативный и этический аспекты речевой культуры.
Требования к умениям:
уметь различать понятия «культура языка» и «культура речи», определять единицы языка и соотносить их с языковым уровнем.
Курс «Русский язык и культура речи»: цели, задачи и структура курса, его связь с другими дисциплинами.
Социальная обусловленность возникновения и развития языка. Основные функции языка: конструктивная (формулирование мыслей), коммуникативная (передача информации, общение), эмотивная (выражение отношения к предмету речи), воздействующая. Язык как знаковая система. Структура языка. Основные единицы языковой системы и принципы их выделения. Сегментные и суперсегментные единицы (фонетический уровень). Слово как основная единица языка; фразеологические единицы и их место в системе языка (лексико-семантический уровень). Морфема как двусторонняя единица языковой системы (морфемный уровень языка). Части речи, грамматические категории и формы (морфологический уровень). Словосочетание и предложение (синтаксический уровень языка). Разграничение понятий «язык» и «речь». Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо). Виды речи: монолог, диалог и полилог.
Различия между понятиями «культура языка» и «культура речи». Культура языка как уровень его полифункциональности. Культура речи как уровень практического владения языком, как учение о коммуникативных качествах литературной речи (правильности, точности, чистоте, логичности, целесообразности, выразительности, эстетической и этической выдержанности) и как система знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование языка для целей коммуникации. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речевой культуры. Взаимосвязь культуры языка и культуры речи.
Раздел 1. Литературный язык и языковая норма
Требования к знаниям:
знать признаки литературного языка, понятие литературно-языковой нормы и критерии её кодификации, систему норм русского литературного языка (орфоэпические, словообразовательные, лексические, синтаксические, грамматические, орфографические, пунктуационные, коммуникативно-прагматические и этико-речевые), типы речевых ошибок, основные типы
словарей.
Требования к умениям:
уметь различать элементы нормированной и ненормированной речи, находить и исправлять речевые ошибки и речевые недочёты в тексте, пользоваться словарями и справочниками.
Тема 1.1. Литературный язык – высшая форма развития национального языка
Русский национальный язык в историческом развитии. Литературный язык – высшая форма развития национального языка. Основные признаки литературного языка. Кодифицированность как основной отличительный признак литературного языка. Книжная и разговорная разновидности литературного языка; характеристика их особенностей. Специфика устной и письменной форм литературной речи. Понятие о функциональных разновидностях языка. Нелитературный (некодифицированный) язык: просторечие, территориальные диалекты, социальные диалекты (жаргоны, сленг, арго) и причины ограниченности их употребления. Взаимосвязь литературных и нелитературных форм существования национального языка.
Тема 1.2. Система норм русского литературного языка
Понятие литературно-языковой нормы и критерии её кодификации. Правильность речи (её соответствие нормам литературного языка) как базовое коммуникативное качество грамотной речи. Коммуникативные качества чистоты, точности, логичности, уместности, выразительности, целесообразности, эстетической и этической выдержанности. Система норм русского литературного языка: орфоэпические, словообразовательные, лексические, грамматические (морфологические и синтаксические) нормы. Стилистические нормы. Коммуникативно-прагматические и этико-речевые нормы. Орфографические и пунктуационные нормы. Понятие речевой ошибки как неосознанного и немотивированного нарушения языковых и речевых норм. Нормы императивные и рекомендательные. Речевой недочёт как нарушение рекомендательной нормы. Типы ошибок: структурно-языковые (выделяемые в соответствии с уровнями языковой системы); коммуникативно-прагматические ошибки как несоответствие речи коммуникативным качествам уместности, чистоты, выразительности, целесообразности, благозвучности; этико-речевые ошибки как нарушение в речи этикетных и этических норм.
Тема 1.3. Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка
Лексикография. Основные типы словарей. Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка, в совершенствовании
речевой культуры общества и личности. Культура пользования словарями и справочниками.
Раздел II. Система языка и её стилистическая характеристика
Требования к знаниям:
знать фонетические, лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические единицы языка; определения понятий фонетики, орфоэпии, грамматики, синтаксиса, словообразования, морфемы, слова, грамматические категории, части речи, синтаксический строй;
орфоэпические, орфографические, пунктуационные, лексические, фразеологические, словообразовательные, синтаксические нормы, нормы формоизменения самостоятельных частей речи;
артикуляционную характеристику звуков речи, классификацию букв, слогов, частей речи, словарного состава языка, закон восходящей звучности, особенности русского ударения, принципы русской орфографии, способы разграничения полисемии и омонимии, типы лексических значений слов, словосочетание и его виды, типы связей слов в словосочетаниях, особенности стилистического использования различных типов простых и сложных предложений;
основные виды орфоэпических, лексических, фразеологических ошибок, ошибок в образовании слов, в формообразовании самостоятельных частей речи и в построении предложений;
выразительные возможности частей речи, фонетические, лексические, фразеологические, синтаксические изобразительные средства.
Требования к умениям:
уметь определять лексическое значение слова, находить изобразительные средства языка в тексте, определять вид тропа, распознавать и исправлять лексические, фразеологические, орфоэпические ошибки, ошибки в словообразовании, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, правильно ставить ударение в словах и словоформах, определять способы словообразования, различать простое и сложное предложения, обособленные обороты, предложения по цели высказывания, по эмоциональной нагрузке, использовать лексические, словообразовательные, фонетические, фразеологические, синтаксические средства выразительности, пользоваться разными типами словарей.
Тема 2.1. Фонетика, орфоэпия, орфография
Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Сегментные (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук) и суперсегментные (интонация, ударение) единицы фонетики.
Фонетический и фонологический аспекты фонетики. Артикуляционная характеристика звуков речи. Гласные и согласные звуки и их классификация. Понятие фонемы. Чередование фонем.
Учение о слоге и слогоделении (определение понятия слога, классификация слогов, закон восходящей звучности) и его роль в правописании.
Орфоэпия как учение о правилах (нормах) произношения. Нормы литературного произношения (правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, правила произношения отдельных грамматических форм; особенности произношения слов иноязычного происхождения). Динамичность орфоэпических норм. Орфоэпические словари. Типичные орфоэпические ошибки.
Акцентология как наука о словесном ударении. Особенности русского словесного ударения. Функции словесного ударения.
Неблагозвучие как стилистический недостаток речи (неблагозвучие в аббревиатурах, скопление одинаковых или близких по артикуляции звуков, скопление одинаковых или похожих слогов, неуместная рифма, случайные звуковые повторы).
Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись, звукоподражание, звукосимволизм. Каламбурная рифма. Интонация как выразительное средство языка.
Графика. Виды письма. Значение письменности. Фонематический характер русского письма. Алфавит. Классификация букв. Обозначение звуков на письме. Соотношение звуков и букв. Принципы русской орфографии. Русская орфография в аспекте нормы и речевой выразительности.
Тема 2.2. Лексика и фразеология
Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Лексическое значение слова (лексемы) и его компоненты. Типы лексических значений слов. Многозначность слова (явление полисемии). Омонимы, их типы и функции в речи. Способы разграничения омонимии и полисемии. Паронимы, их функции. Синонимы, их типы и функции. Антонимы, их типы и функции. Классификация словарного состава языка (с точки зрения стилистической дифференциации, территориально-социального распространения, активного и пассивного запаса, происхождения слов).
Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов. Фразеологизмы и их разновидности. Стилистические функции фразеологизмов. Толковые и фразеологические словари. Словари омонимов, синонимов, антонимов, паронимов.
Лексические и фразеологические нормы. Образные средства языка. Понятие тропа. Основные разновидности тропов.
Основные виды лексических ошибок. Неправильное словоупотребление; расширение или сужение объёма значения слова; изменение значения производного слова вследствие неточного или неверного осмысления его морфемной структуры; нарушение лексической сочетаемости слов. Тавтология и плеоназм. Стилистически не оправданное употребление
синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов. Лексические ошибки, вызванные смешением паронимов. Неоправданное употребление слов с различной стилевой окраской, заимствованных слов, внелитературной лексики. Лексические анахронизмы. Злоупотребление терминами.
Фразеологические ошибки: расширение, сокращение или искажение состава фразеологизма, изменение грамматических форм в составе фразеологизма; контаминация (смешение) фразеологизмов.
Тема 2.3. Словообразование и словообразовательные средства языка
Словообразование как учение о структуре слов и их образовании. Морфемика как учение о морфемах и морфемном составе слова. Понятие морфемы. Типы морфем (корневые и аффиксальные). Способы словообразования: морфемные (суффиксальный, префиксальный, постфиксальный, префиксально-постфиксальный и др.) и неморфемные (конверсия, слияние, аббревиация, усечение, семантический способ). Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка.
Тема 2.4. Морфология
Морфология как учение о частях речи и грамматических категориях. Понятие грамматической категории. Части речи (самостоятельные и служебные). Формоизменение самостоятельных частей речи (склонение существительных, прилагательных, числительных, местоимений; спряжение глаголов; изменение причастий и деепричастий). Наречие и категория состояния. Служебные части речи (междометия, модальные слова, предлоги, союзы, частицы). Переходные явления в частях речи.
Морфологические нормы (нормы формообразования).
Выразительные возможности знаменательных и служебных частей речи (синонимика частей речи; стилистическое использование морфолого-грамматических категорий).
Основные виды ошибок в формообразовании, написании и употреблении частей речи: ошибки в выборе форм рода и числа существительных; ошибки в склонении (существителных, прилагательных, местоимений, числительных); ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных и наречий; ошибки в образовании собирательных числительных; ошибки в употреблении местоимений (введение в текст местоимений при отсутствии существительных, которые замещаются; неоправданная замена одного местоимения другим; неудачный выбор притяжательного местоимения); ошибки в образовании и употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий (личных, видовых, временных и залоговых форм).
Тема 2.5. Синтаксис
Синтаксис как учение о словосочетании, предложении и сложном синтаксическом целом. Синтаксические нормы. Словосочетание и его виды. Типы связей слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание). Синонимика словосочетаний. Ошибки в согласовании и управлении.
Предложение и высказывание: соотношение понятий.
Простое предложение. Грамматическая основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Виды предложений по цели, по эмоциональной окраске. Усложнение простых предложений за счёт однородных членов предложения, вводных слов и вставных конструкций. Нечленимые предложения (высказывания). Актуальное членение простых предложений. Стилистическое использование разных типов простого предложения. Пунктуация в простых предложениях (тире между подлежащим и сказуемым; тире в эллиптических и неполных предложениях; эмфатическое тире; знаки препинания при однородных членах предложения, при обособленных членах предложения, при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения, при вводных и вставных конструкциях; при обращениях, междометиях и частицах).
Основные ошибки в построении простых предложений: неоправданная инверсия; неоправданный пропуск члена предложения (неуместный эллипсис); смещенные синтаксические конструкции; незавершённость синтаксической конструкции; нарушение координации главных членов предложения; ошибки при употреблении однородных членов предложения.
Сложное предложение и его виды (сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное). Сложные предложения с разными видами связи. Способы передачи чужой речи. Пунктуация в сложных предложениях (знаки препинания в сложносочинённом, сложноподчинённом и бессоюзном предложениях); пунктуация при прямой, косвенной и несобственно-прямой речи. Принципы русской пунктуации.
Актуальное членение сложного предложения. Стилистическое использование разных типов сложного предложения. Синтаксические фигуры (анафора, эпифора, симлока, синтаксический параллелизм, именительный представления, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, период и др.).
Основные ошибки в построении и употреблении сложного предложения: ошибки в употреблении сочинительных союзов в сложносочинённом предложении; ошибки в сложносочинённом предложении усложнённой структуры; ошибки в построении сложноподчинённого предложения (с придаточным определительным, изъяснительным, обстоятельственным и др.); ошибки в сложноподчинённом предложении усложнённой структуры; ошибки в построении бессоюзного сложного предложения.
Раздел ІІІ. Текст как речевое произведение
Требования к знаниям:
знать структуру текста, понятие «сложное синтаксическое целое» и его виды, способы связи предложений в тексте, функционально-смысловые типы текстов, функциональные стили литературного языка, понятие жанра, жанра устной и письменной речи, жанры учебно-научной речи.
Требования к умениям:
уметь выбирать жанр, композицию текста и языковые средства в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.
Тема 3.1. Текст, его структура
Текст как речевое произведение. Структура текста. Смысловая и композиционная целостность текста. Связи предложений в тексте. Сложное синтаксическое целое и его виды. Функционально-смысловые типы текстов (описание, повествование, рассуждение).
Тема 3.2. Функциональные стили русского языка
Функциональные стили литературного языка: официально-деловой, научный, публицистический, обиходно-разговорный (функции, стилевые черты, языковые особенности). Особый статус языка художественной литературы.
Тема 3.3. Жанры деловой и учебно-научной речи
Выбор композиции текста и языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Понятие жанра.
Жанры деловой устной речи: сообщение, доклад, деловая беседа, совещание (технология подготовки и проведения). Культура разговора по телефону. Нормы русского речевого этикета в деловом общении.
Жанры деловой письменной речи: заявление, служебная записка, расписка, доверенность, объявление, протокол, акт, деловое письмо (приглашение, поздравление и др.), автобиография, резюме, трудовое соглашение. Язык и стиль служебных документов. Унификация документов: реквизиты, формуляр, бланк.
Жанры учебно-научной речи (конспект, реферат, аннотация, тезисы).
Перечень практических работ к соответствующим разделам
содержания учебной дисциплины
Введение. Общие сведения о языке и речи
Самостоятельная работа с учебной литературой и ответы на вопросы (в письменной форме), предложенные преподавателем.
Раздел І. Литературный язык и языковая норма
- Самостоятельное наблюдение за устной речью окружающих с целью обнаружения и классификации нарушений собственно языковых, коммуникативных и этических норм.
- Практическая работа по формированию умений использования словарей в процессе анализа и редактирования текста.
Раздел ІІ. Система языка и её стилистическая характеристика
Фонетика, орфоэпия, орфография
- Практическое занятие по установлению видов орфоэпических и орфографических ошибок и их исправлению.
- Самостоятельная работа по составлению индивидуальных орфоэпических и орфографических словариков.
Лексика и фразеология
- Практическое занятие, содержанием которого является анализ образцового литературного текста с целью нахождения и интерпретации стилистически мотивированного употребления многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, фразеологизмов и других языковых средств.
- Практическая работа по выявлению, объяснению и исправлению содержащихся в тексте (текстах) разных видов лексических и фразеологических ошибок.
- Практическое занятие по разграничению ненормативного словоупотребления как речевой ошибки и как выразительного средства.
Словообразование
Самостоятельная работа по выявлению и объяснению экспрессивных словообразовательных форм в художественных и публицистических текстах.
Морфология
- Практическая работа, содержанием которой является анализ трудных случаев формообразования и употребления частей речи.
- Практическое занятие по закреплению знаний и отработке умений в оптимальном выборе грамматических (морфологических) синонимов.
Синтаксис
- Практическое занятие по грамматическому анализу разных типов простых и сложных предложений, связанному с расстановкой в них знаков препинания.
- Практическое занятие по выявлению, объяснению и исправлению разного рода синтаксических ошибок.
- Самостоятельная работа по написанию микротекстов с использованием синтаксических синонимов и стилистических фигур.
Правописание
Упражнения в правильном написании орфограмм и пунктограмм (с параллельным комментированием); контрольный диктант с последующим анализом.
Раздел ІІІ. Текст как речевое произведение
- Практическое занятие по определению стилистических особенностей текста и его структуры.
- Практическое занятие по составлению аннотации и реферата.
- Тренинг в форме игры «Деловая беседа».
- Самостоятельная работа по составлению деловых документов
Рекомендуемая литература и технические
средства обучения
Основная
Русский язык и культура речи: Учебник / А.И.Дунев, В.А.Ефремов, Е.В.Сергеева, В.Д.Черняк. Под ред. В.Д.Черняк. – СПб.: САГА; М.: ФОРУМ, 2005. – (Профессиональное образование).
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2001.
Образцы документов по делопроизводству (руководство к составлению).– М.: ПРИОР, 1996.
Русский язык и культура речи: Практикум. / Под ред. проф. В.И.Максимова.–М.: Гардарики, 2000
Дополнительная
Бердникова Е.Д., Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи.– М.: Флинта, 2000.
Капинос В.И. Культура речи: Ошибки и недочёты в речи учащихся // Методика развития речи на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1991.
Солганик Г.Я. Стилистика текста: Учеб. пособие.– М.: Флинта, Наука, 1997
Словари и справочники
Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка.– М.: Русский язык, 1986.
Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка, М.: 1988
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М.: Азъ, 1992.
Орфографический словарь русского языка: М.: Русский язык, 1982.
Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И.Аванесова.– М.: Русский язык, 1997.
Современный словарь иностранных слов: М.: Русский язык, 1992.
Технические средства обучения
Видеопроектор, видеоплеер, графопроектор, диапроектор, кинопроектор, персональный компьютер, телевизор, экран, эпипроектор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_kulture_rechi_no1.doc | 239 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИГРУШКИ
Рабочая программа
дисциплины «Русский язык и культура речи»
для группы специальностей:
250403 «Технология деревообработки»,
032401 «Реклама»,
260903 «Моделирование и конструирование швейных изделий»,
070602 «Дизайн (по отраслям) /в области художественного проектирования, моделирования и оформления игрушки/»
г. Сергиев Посад
2008 год
Составлена в соответствии с
государственными требованиями к
минимуму содержания и уровню
подготовки выпускников по
специальностям:
070602 «Дизайн (по отраслям) /в области
художественного проектирования,
моделирования и оформления игрушки/»,
032401 «Реклама»,
260903 «Моделирование и конструирование
швейных изделий»,
250403 «Технология деревообработки» и
примерной программой учебной
дисциплины «Русский язык и культура
речи», утвержденной
Управлением среднего профессионального
образования Минобразования
11 октября 2002 года
«УТВЕРЖДАЮ» «ОДОБРЕНА»
предметной комиссией
Заместитель директора
по учебной работе Председатель комиссии
__________________ Осипова Т.В. _________ Романова Л.А.
__________________ 2008 г. _______________ 2008 г.
Программу составил преподаватель
Российского художественно-технического
колледжа игрушки _________ Стеклов Ю.Н.
Рецензенты:
преподаватель РХТКИ ____________ МарвинаА.А.
преподаватель русского языка и литературы
Богородского художественно-
промышленного училища _____________ Серпутько В.Г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям
032401 «Реклама», утверждённых Минобразования России 14 июля 2004 года, регистрационный № 04-2308-Б;
070602 «Дизайн (по отраслям) /в области художественного проектирования, моделирования и оформления игрушки/», утвержденных Минобразования России 11 ноября 2002 года, регистрационный № 03-0514П;
250403 «Технология деревообработки», утвержденных Минобразования России 4 апреля 2002 года, регистрационный № 04-2602-Б;
260903 «Моделирование и конструирование швейных изделий», утвержденных Минобразования России 4 марта 2002 года, регистрационный № 04-2808-Б.
При составлении рабочей программы за основу была принята примерная программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи», утвержденная Управлением среднего профессионального образования Минобразования России 11 октября 2002 года.
Рабочим учебным планом для данной дисциплины определено:
для специальности 032401
дисциплина изучается в течение 3-го семестра,
всего аудиторных занятий – 56 часов, в том числе практических занятий – 10 часов,
максимальная нагрузка студента устанавливается в объеме 73 часов,
в 3-м семестре – 1 контрольная работа;
для специальностей 250403, 260903
дисциплина изучается в течение 3-го и 4-го семестров,
всего аудиторных занятий – 56 часов, в том числе практических занятий – 10 часов,
максимальная нагрузка студента устанавливается в объёме 72 часов,
в 3-ем семестре проводится контрольная работа, в 4-ом семестре – зачёт;
для специальности 070602
дисциплина изучается в течение 5-го семестра,
всего аудиторных занятий – 36 часов, в том числе практических занятий – 10 часов,
максимальная нагрузка студента устанавливается в объеме 47 часов,
в 5-ом семестре проводится зачёт.
При составлении рабочей программы в содержание примерной программы внесены следующие изменения:
- основываясь на опыте преподавания данной дисциплины, проведено перераспределение часов, отведенных на изучение некоторых тем дисциплины;
- уточнено содержание и откорректирован (конкретизирован) объем самостоятельной работы студентов по всем темам тематического плана;
- уточнено, конкретизировано учебно-методическое обеспечение, необходимое для выполнения отчетных работ студентов.
Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» является общеобразовательной.
Программой дисциплины предусмотрены практические работы, включающие в себя творческие задания по различным темам.
Рабочая программа предусматривает две формы организации самостоятельной работы студентов:
1) самостоятельная аудиторная работа в виде выполнения конкретного задания;
2) самостоятельная внеаудиторная работа в виде окончания аудиторных работ.
Для активизации самостоятельной работы, обеспечения реальной возможности ее выполнения студентом рабочая программа предполагает обязательное использование методических пособий, перечень которых указан в списке литературы.
Текущий контроль усвоения студентами материала предусматривается в форме устного и письменного опроса по контрольным вопросам, приведенным в разделе 4 рабочей программы.
В результате изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» студент должен
иметь представление
о культуре письменной и устной речи,
об основных нормах литературной речи;
знать
различия между языком и речью,
основные выразительные средства литературного языка;
уметь
строить свою речь в соответствии с языковыми нормами,
устранять ошибки и недочёты в своей и чужой речи,
пользоваться словарями русского языка,
продуцировать тексты основных деловых бумаг.
2. Тематические планы учебной дисциплины
«Русский язык и культура речи»
Тематический план учебной дисциплины
«Русский язык и культура речи»
для специальностей
260903 «Моделирование и конструирование швейных изделий»,
250403 «Технология деревообработки»
№№ п/п | Наименование разделов и тем | Макси- мальная учебная нагрузка в часах | За- ня- тия на уро- ках | Пра- кти- чес- кие заня- тия | Самосто- ятельная учебная нагрузка в часах |
| Введение. Общие сведения о языке и речи | 2
| 2 | | |
I | Литературный язык и языковая норма |
| |||
1.1.
| Литературный язык – высшая форма развития национального языка | 4 | 4 | ||
1.2. | Система норм русского литературного языка | 5 | 4 | 1 | |
1.3. | Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка | 5 | 3 | 1 | 1 |
II | Система языка и её стилистическая характеристика | ||||
2.1. | Фонетика, орфоэпия, орфография | 10 | 7 | 1 | 2 |
2.2. | Лексика и фразеология | 8 | 4 | 2 | 2 |
2.3. | Словообразование и словообразовательные средства языка | 6 | 3 | 1 | 2 |
2.4. | Морфология | 6 | 3 | 1 | 2 |
2.5. | Синтаксис | 9 | 4 | 2 | 3 |
III | Текст как речевое произведение | ||||
3.1. | Текст, его структура | 5 | 4 | 1 | |
3.2. | Функциональные стили русского языка | 7 | 5 | 1 | 1 |
3.3. | Жанры деловой и учебно-научной речи | 5 | 3 | 1 | 1 |
Всего | 72 | 46 | 10 | 16 |
Тематический план учебной дисциплины
«Русский язык и культура речи»
для специальности
070602 «Дизайн (по отраслям) /в области художественного проектирования, моделирования и оформления игрушки/
№№ п/п | Наименование разделов и тем | Макси- мальная учебная нагрузка в часах | Заня- тия на уро- ках | Пра- кти- чес- кие заня- тия | Самосто- ятельная учебная нагрузка в часах |
| Введение. Общие сведения о языке и речи | 2
| 2 | | |
I | Литературный язык и языковая норма |
| |||
1.1.
| Литературный язык – высшая форма развития национального языка | 2 | 2 | ||
1.2. | Система норм русского литературного языка | 3 | 2 | 1 | |
1.3. | Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка | 3 | 1 | 1 | 1 |
II | Система языка и её стилистическая характеристика | ||||
2.1. | Фонетика, орфоэпия, орфография | 7 | 5 | 1 | 1 |
2.2. | Лексика и фразеология | 5 | 2 | 2 | 1 |
2.3. | Словообразование и словообразовательные средства языка | 3 | 1 | 1 | 1 |
2.4. | Морфология | 5 | 3 | 1 | 1 |
2.5. | Синтаксис | 6 | 2 | 2 | 2 |
III | Текст как речевое произведение | ||||
3.1. | Текст, его структура | 3 | 2 | 1 | |
3.2. | Функциональные стили русского языка | 5 | 3 | 1 | 1 |
3.3. | Жанры деловой и учебно-научной речи | 3 | 1 | 1 | 1 |
Всего | 47 | 26 | 10 | 11 |
Тематический план учебной дисциплины
«Русский язык и культура речи»
для специальности
032401 «Реклама»
№№ п/п | Наименование разделов и тем | Макси- мальная учебная нагрузка в часах | Заня- тия на уро- ках | Пра- кти- чес- кие заня- тия | Самосто- ятельная учебная нагрузка в часах |
| Введение. Общие сведения о языке и речи | 2
| 2 | | |
I | Литературный язык и языковая норма |
| |||
1.1.
| Литературный язык – высшая форма развития национального языка | 4 | 4 | ||
1.2. | Система норм русского литературного языка | 5 | 4 | 1 | |
1.3. | Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка | 5 | 3 | 1 | 1 |
II | Система языка и её стилистическая характеристика | ||||
2.1. | Фонетика, орфоэпия, орфография | 10 | 7 | 1 | 2 |
2.2. | Лексика и фразеология | 8 | 4 | 2 | 2 |
2.3. | Словообразование и словообразовательные средства языка | 6 | 3 | 1 | 2 |
2.4. | Морфология | 6 | 3 | 1 | 2 |
2.5. | Синтаксис | 10 | 4 | 2 | 4 |
III | Текст как речевое произведение | ||||
3.1. | Текст, его структура | 5 | 4 | 1 | |
3.2. | Функциональные стили русского языка | 7 | 5 | 1 | 1 |
3.3. | Жанры деловой и учебно-научной речи | 5 | 3 | 1 | 1 |
Всего | 73 | 46 | 10 | 17 |
3. Cодержание учебной дисциплины
Введение. Общие сведения о языке и речи
Курс «Русский язык и культура речи»: цели, задачи и структура курса, его связь с другими дисциплинами.
Социальная обусловленность возникновения и развития языка. Основные функции языка: конструктивная (формулирование мыслей), коммуникативная (передача информации, общение), эмотивная (выражение отношения к предмету речи), воздействующая. Язык как знаковая система. Структура языка. Основные единицы языковой системы и принципы их выделения. Сегментные и суперсегментные единицы (фонетический уровень). Слово как основная единица языка; фразеологические единицы и их место в системе языка (лексико-семантический уровень). Морфема как двусторонняя единица языковой системы (морфемный уровень языка). Части речи, грамматические категории и формы (морфологический уровень). Словосочетание и предложение (синтаксический уровень языка). Разграничение понятий «язык» и «речь». Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо). Виды речи: монолог, диалог и полилог.
Различия между понятиями «культура языка» и «культура речи». Культура языка как уровень его полифункциональности. Культура речи как уровень практического владения языком, как учение о коммуникативных качествах литературной речи (правильности, точности, чистоте, логичности, целесообразности, выразительности, эстетической и этической выдержанности) и как система знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование языка для целей коммуникации. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речевой культуры. Взаимосвязь культуры языка и культуры речи.
В результате изучения «Введения» студент должен
иметь представление
о языке и речи,
о культуре речи;
знать
основные функции языка,
основные единицы языка и принципы их выделения,
виды речи,
виды речевой деятельности,
грамматические категории частей речи,
структуру языка,
уровни языка (фонетический, лексико-семантический, морфемный, морфологический, синтаксический),
нормативный, коммуникативный и этический аспекты речевой культуры;
уметь
различать понятия культура языка и культура речи,
определять единицы языка и соотносить их с языковым уровнем.
Раздел 1. Литературный язык и языковая норма
Тема 1.1. Литературный язык – высшая форма развития национального языка
Русский национальный язык в историческом развитии. Литературный язык – высшая форма развития национального языка. Основные признаки литературного языка. Кодифицированность как основной отличительный признак литературного языка. Книжная и разговорная разновидности литературного языка; характеристика их особенностей. Специфика устной и письменной форм литературной речи. Понятие о функциональных разновидностях языка. Нелитературный (некодифицированный) язык: просторечие, территориальные диалекты, социальные диалекты (жаргоны, сленг, арго) и причины ограниченности их употребления. Взаимосвязь литературных и нелитературных форм существования национального языка.
В результате изучения темы студент должен
иметь представление
о русском национальном языке,
о литературном и нелитературном языке;
знать
признаки литературного языка,
лексическое значение слов жаргон, сленг, арго;
уметь
различать элементы нормированной и ненормированной речи,
пользоваться устной и письменной формой литературной речи.
Тема 1.2. Система норм русского литературного языка
Понятие литературно-языковой нормы и критерии её кодификации. Правильность речи (её соответствие нормам литературного языка) как базовое коммуникативное качество грамотной речи. Коммуникативные качества чистоты, точности, логичности, уместности, выразительности, целесообразности, эстетической и этической выдержанности. Система норм русского литературного языка: орфоэпические, словообразовательные, лексические, грамматические (морфологические и синтаксические) нормы. *Стилистические нормы. Коммуникативно-прагматические и этико-речевые нормы. Орфографические и пунктуационные нормы. Понятие речевой ошибки как неосознанного и немотивированного нарушения языковых и речевых норм. Нормы императивные и рекомендательные. Речевой недочёт
* Звёздочкой помечены вопросы для самостоятельного изучения
как нарушение рекомендательной нормы. Типы ошибок: структурно-языковые (выделяемые в соответствии с уровнями языковой системы); коммуникативно-прагматические ошибки как несоответствие речи коммуникативным качествам уместности, чистоты, выразительности, целесообразности, благозвучности; этико-речевые ошибки как нарушение в речи этикетных и этических норм.
В результате изучения темы студент должен
иметь представление
о системе норм литературного языка,
о типичных речевых ошибках;
знать
понятие литературно-языковая норма и критерии её кодификации,
систему норм русского литературного языка,
типы речевых ошибок;
уметь
находить и исправлять речевые ошибки в тексте.
Тема 1.3. Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка
Лексикография. Основные типы словарей. Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка, в совершенствовании
речевой культуры общества и личности. *Культура пользования словарями и справочниками.
В результате изучения темы студент должен
иметь представление
о словарях и справочниках;
знать
основные типы словарей;
уметь
пользоваться словарями и справочниками.
Раздел 2. Система языка и её стилистическая характеристика
Тема 2.1. Фонетика, орфоэпия, орфография
Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Сегментные (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук) и суперсегментные (интонация, ударение) единицы фонетики.
Фонетический и фонологический аспекты фонетики. Артикуляционная характеристика звуков речи. Гласные и согласные звуки и их классификация. Понятие фонемы. Чередование фонем.
Учение о слоге и слогоделении (определение понятия слога, классификация слогов, закон восходящей звучности) и его роль в правописании.
Орфоэпия как учение о правилах (нормах) произношения. *Нормы литературного произношения (правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, правила произношения отдельных грамматических форм; особенности произношения слов иноязычного происхождения). Динамичность орфоэпических норм. Орфоэпические словари. Типичные орфоэпические ошибки.
Акцентология как наука о словесном ударении. *Особенности русского словесного ударения. Функции словесного ударения.
Неблагозвучие как стилистический недостаток речи (неблагозвучие в аббревиатурах, скопление одинаковых или близких по артикуляции звуков, скопление одинаковых или похожих слогов, неуместная рифма, случайные звуковые повторы).
Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись, звукоподражание, звукосимволизм. Каламбурная рифма. Интонация как выразительное средство языка.
Графика. Виды письма. Значение письменности. Фонематический характер русского письма. Алфавит. Классификация букв. Обозначение звуков на письме. Соотношение звуков и букв. Принципы русской орфографии. Русская орфография в аспекте нормы и речевой выразительности.
В результате изучения темы студент должен
иметь представление
о фонетике, орфоэпии, орфографии,
о классификации звуков речи,
о литературном произношении;
знать
фонетические единицы языка,
определение понятий фонетика, орфоэпия,
орфоэпические, орфографические нормы,
артикуляционную характеристику звуков речи,
закон восходящей звучности,
особенности русского ударения,
основные виды орфоэпических ошибок,
фонетические изобразительные средства;
уметь
распознавать и исправлять орфоэпические ошибки,
правильно ставить ударение в словах и словоформах,
использовать фонетические средства выразительности.
Тема 2.2. Лексика и фразеология
Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Лексическое значение слова (лексемы) и его компоненты. Типы лексических значений слов. Многозначность слова (явление полисемии). Омонимы, их типы и функции в речи. Способы разграничения омонимии и полисемии. Паронимы, их функции. *Синонимы, их типы и функции. *Антонимы, их типы и функции. Классификация словарного состава языка (с точки зрения стилистической дифференциации, территориально-социального распространения, активного и пассивного запаса, происхождения слов).
Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов. Фразеологизмы и их разновидности. Стилистические функции фразеологизмов. Толковые и фразеологические словари. Словари омонимов, синонимов, антонимов, паронимов.
*Лексические и фразеологические нормы. Образные средства языка. Понятие тропа. Основные разновидности тропов.
Основные виды лексических ошибок. Неправильное словоупотребление; расширение или сужение объёма значения слова; изменение значения производного слова вследствие неточного или неверного осмысления его морфемной структуры; нарушение лексической сочетаемости слов. Тавтология и плеоназм. Стилистически не оправданное употребление
синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов. *Лексические ошибки, вызванные смешением паронимов. *Неоправданное употребление слов с различной стилевой окраской, заимствованных слов, внелитературной лексики. Лексические анахронизмы. Злоупотребление терминами.
*Фразеологические ошибки: расширение, сокращение или искажение состава фразеологизма, изменение грамматических форм в составе фразеологизма; контаминация (смешение) фразеологизмов.
В результате изучения темы студент должен
иметь представление
о лексике и фразеологии,
о полисемии и омонимии,
о лексических словарях,
о тропах,
о лексических ошибках;
знать
лексические, фразеологические единицы языка,
определение понятий лексика, фразеология, словарный состав языка,
лексические, фразеологические нормы,
способы разграничения полисемии и омонимии,
типы лексических значений слов,
основные виды лексических и фразеологических ошибок,
лексические, фразеологические изобразительные средства;
уметь
определять лексическое значение слова,
находить изобразительные средства языка в тексте,
определять вид тропа,
распознавать и исправлять лексические, фразеологические ошибки,
использовать лексические, фразеологические средства выразительности,
пользоваться разными типами словарей.
Тема 2.3. Словообразование и словообразовательные средства языка
Словообразование как учение о структуре слов и их образовании. Морфемика как учение о морфемах и морфемном составе слова. Понятие морфемы. Типы морфем (корневые и аффиксальные). Способы словообразования: морфемные (суффиксальный, префиксальный, постфиксальный, префиксально-постфиксальный и др.) и неморфемные (конверсия, слияние, аббревиация, усечение, семантический способ). *Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка.
В результате изучения темы студент должен
иметь представление
о словообразовании и словообразовательных средствах языка,
о типах морфем,
о способах словообразования;
знать
определение понятий словообразование, морфема,
словообразовательные нормы,
основные виды ошибок в образовании слов;
уметь
распознавать и исправлять ошибки в словообразовании,
определять способы словообразования,
использовать словообразовательные средства выразительности.
Тема 2.4. Морфология
Морфология как учение о частях речи и грамматических категориях. Понятие грамматической категории. Части речи (самостоятельные и служебные). Формоизменение самостоятельных частей речи (склонение существительных, прилагательных, числительных, местоимений; спряжение глаголов; изменение причастий и деепричастий). Наречие и категория состояния. Служебные части речи (междометия, модальные слова, предлоги, союзы, частицы). Переходные явления в частях речи.
Морфологические нормы (нормы формообразования).
Выразительные возможности знаменательных и служебных частей речи (синонимика частей речи; стилистическое использование морфолого-грамматических категорий).
*Основные виды ошибок в формообразовании, написании и употреблении частей речи: ошибки в выборе форм рода и числа существительных; ошибки в склонении (существителных, прилагательных, местоимений, числительных); ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных и наречий; ошибки в образовании собирательных числительных; ошибки в употреблении местоимений (введение в текст местоимений при отсутствии существительных, которые замещаются; неоправданная замена одного местоимения другим; неудачный выбор притяжательного местоимения); ошибки в образовании и употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий (личных, видовых, временных и залоговых форм).
В результате изучения темы студент должен
иметь представление
о морфологии,
о частях речи и грамматических категориях;
знать
морфологические единицы языка,
определение понятия грамматика,
нормы формоизменения самостоятельных частей речи,
классификацию частей речи,
основные виды ошибок в формообразовании самостоятельных частей речи,
выразительные возможности частей речи;
уметь
распознавать и исправлять грамматические, орфографические ошибки.
Тема 2.5. Синтаксис
Синтаксис как учение о словосочетании, предложении и сложном синтаксическом целом. *Синтаксические нормы. Словосочетание и его виды. Типы связей слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание). Синонимика словосочетаний. Ошибки в согласовании и управлении.
Предложение и высказывание: соотношение понятий.
Простое предложение. Грамматическая основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Виды предложений по цели, по эмоциональной окраске. Усложнение простых предложений за счёт однородных членов предложения, вводных слов и вставных конструкций. Нечленимые предложения (высказывания). Актуальное членение простых предложений. Стилистическое использование разных типов простого предложения. Пунктуация в простых предложениях (тире между подлежащим и сказуемым; тире в эллиптических и неполных предложениях; эмфатическое тире; знаки препинания при однородных членах предложения, при обособленных членах предложения, при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения, при вводных и вставных конструкциях; при обращениях, междометиях и частицах).
Основные ошибки в построении простых предложений: неоправданная инверсия; неоправданный пропуск члена предложения (неуместный эллипсис); смещенные синтаксические конструкции; незавершённость синтаксической конструкции; нарушение координации главных членов предложения; ошибки при употреблении однородных членов предложения.
Сложное предложение и его виды (сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное). Сложные предложения с разными видами связи. Способы передачи чужой речи. Пунктуация в сложных предложениях (знаки препинания в сложносочинённом, сложноподчинённом и бессоюзном предложениях); пунктуация при прямой, косвенной и несобственно-прямой речи. Принципы русской пунктуации.
Актуальное членение сложного предложения. Стилистическое использование разных типов сложного предложения. Синтаксические фигуры (анафора, эпифора, симлока, синтаксический параллелизм, именительный представления, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, период и др.).
Основные ошибки в построении и употреблении сложного предложения: ошибки в употреблении сочинительных союзов в сложносочинённом предложении; ошибки в сложносочинённом предложении усложнённой структуры; ошибки в построении сложноподчинённого предложения (с придаточным определительным, изъяснительным, обстоятельственным и др.); ошибки в сложноподчинённом предложении усложнённой структуры; ошибки в построении бессоюзного сложного предложения.
В результате изучения темы студент должен
иметь представление
о синтаксисе,
о разных типах предложений,
о пунктуации в сложных предложениях;
знать
синтаксические единицы языка,
определение понятий синтаксис, синтаксический строй,
пунктуационные, синтаксические нормы,
виды словосочетаний,
типы связей слов в словосочетаниях,
особенности стилистического использования различных типов простых и сложных предложений,
основные виды ошибок в построении предложений,
синтаксические изобразительные средства;
уметь
распознавать и исправлять пунктуационные ошибки,
различать простое и сложное предложения, обособленные обороты, предложения по цели высказывания, по эмоциональной нагрузке,
использовать синтаксические средства выразительности.
Раздел 3. Текст как речевое произведение
Тема 3.1. Текст, его структура
Текст как речевое произведение. Структура текста. Смысловая и композиционная целостность текста. Связи предложений в тексте. Сложное синтаксическое целое и его виды. *Функционально-смысловые типы текстов (описание, повествование, рассуждение).
В результате изучения темы студент должен
иметь представление
о тексте и его структуре,
о композиции текста;
знать
структуру текста,
понятие сложное синтаксическое целое и его виды,
способы связи предложений в тексте,
функционально-смысловые типы текстов;
уметь
составлять текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение.
Тема 3.2. Функциональные стили русского языка
*Функциональные стили литературного языка: официально-деловой, научный, публицистический, обиходно-разговорный (функции, стилевые черты, языковые особенности). Особый статус языка художественной литературы.
В результате изучения темы студент должен
иметь представление
о функциональных стилях русского языка;
знать
функциональные стили литературного языка и их особенности;
уметь
составлять основные виды официально-деловых бумаг.
Тема 3.3. Жанры деловой и учебно-научной речи
Выбор композиции текста и языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Понятие жанра.
Жанры деловой устной речи: сообщение, доклад, деловая беседа, совещание (технология подготовки и проведения). Культура разговора по телефону. Нормы русского речевого этикета в деловом общении.
*Жанры деловой письменной речи: заявление, служебная записка, расписка, доверенность, объявление, протокол, акт, деловое письмо (приглашение, поздравление и др.), автобиография, резюме, трудовое соглашение. Язык и стиль служебных документов. Унификация документов: реквизиты, формуляр, бланк.
Жанры учебно-научной речи (конспект, реферат, аннотация, тезисы).
В результате изучения темы студент должен
иметь представление
о жанрах деловой и учебно-научной речи;
знать
понятия жанр, жанр устной и письменной речи,
жанры учебно-научной речи;
уметь
выбирать жанр, композицию текста и языковые средства в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.
4. Перечень практических работ к соответствующим
разделам содержания учебной дисциплины
Введение. Общие сведения о языке и речи
Самостоятельная работа с учебной литературой и ответы на вопросы (в письменной форме), предложенные преподавателем.
Раздел 1. Литературный язык и языковая норма
1. Самостоятельное наблюдение за устной речью окружающих с целью обнаружения и классификации нарушений собственно языковых, коммуникативных и этических норм.
2. Практическая работа по формированию умений использования словарей в процессе анализа и редактирования текста.
Раздел 2. Система языка и её стилистическая характеристика
Фонетика, орфоэпия, орфография
1. Практическое занятие по установлению видов орфоэпических и орфографических ошибок и их исправлению.
2. Самостоятельная работа по составлению индивидуальных орфоэпических и орфографических словариков.
Лексика и фразеология
1. Практическое занятие, содержанием которого является анализ образцового литературного текста с целью нахождения и интерпретации стилистически мотивированного употребления многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, фразеологизмов и других языковых средств.
2. Практическая работа по выявлению, объяснению и исправлению содержащихся в тексте (текстах) разных видов лексических и фразеологических ошибок.
3. Практическое занятие по разграничению ненормативного словоупотребления как речевой ошибки и как выразительного средства.
Словообразование
Самостоятельная работа по выявлению и объяснению экспрессивных словообразовательных форм в художественных и публицистических текстах.
Морфология
1. Практическая работа, содержанием которой является анализ трудных случаев формообразования и употребления частей речи.
2. Практическое занятие по закреплению знаний и отработке умений в оптимальном выборе грамматических (морфологических) синонимов.
Синтаксис
1. Практическое занятие по грамматическому анализу разных типов простых и сложных предложений, связанному с расстановкой в них знаков препинания.
2. Практическое занятие по выявлению, объяснению и исправлению разного рода синтаксических ошибок.
3. Самостоятельная работа по написанию микротекстов с использованием синтаксических синонимов и стилистических фигур.
Правописание
Упражнения в правильном написании орфограмм и пунктограмм (с параллельным комментированием); контрольный диктант с последующим анализом.
Раздел 3. Текст как речевое произведение
1. Практическое занятие по определению стилистических особенностей текста и его структуры.
2. Практическое занятие по составлению аннотации и реферата.
3. Тренинг в форме игры «Деловая беседа».
4. Самостоятельная работа по составлению деловых документов
5. Контрольные вопросы
Введение. Общие сведения о языке
1. Какие функции языка вы знаете?
2. Назовите основные единицы языка.
3. Можете ли вы перечислить грамматические категории частей речи?
4. Какие разделы науки о языке вам известны?
5. Какие виды речи вы знаете?
Раздел 1. Литературный язык и языковая норма
Тема 1.1. Литературный язык – высшая форма развития национального языка
1. Какая разница между национальным языком и литературным?
2. Что такое кодифицированность?
3. Назовите две разновидности литературного языка.
4. Какой речи противопоставляется устная речь?
5. Назовите характерные признаки нелитературного языка.
Тема 1.2. Система норм русского литературного языка
1. Что такое грамотная речь?
2. Какие нормы составляют систему норм русского литературного языка?
Тема 1.3. Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка
1. Что такое лексикография?
2. Какие типы словарей вы знаете?
3. Для чего нужны словари и справочники?
Раздел 2. Система языка и её стилистическая характеристика
Тема 2.1. Фонетика, орфоэпия, орфография
1. Можете ли вы назвать сегментные единицы фонетики?
2. На какие группы делятся звуки речи?
3. Что вы знаете о слоге и слогоделении?
4. Как вы понимаете слова фонетика, артикуляция, фонема, орфоэпия?
5. Что такое аллитерация, ассонанс, каламбур?
Тема 2.2. Лексика и фразеология
1. Что изучает лексикология?
2. Что такое полисемия?
3. Определите лексическое значение слов синоним, антоним, омоним, пароним; жаргонизм, диалектизм, архаизм, неологизм, фразеологизм.
4. Какие разновидности тропов вы знаете?
5. Что такое тавтология и плеоназм?
6. Какие заимствованные слова вы знаете?
7. Что такое контаминация фразеологизмов?
Тема 2.3. Словообразование и словообразовательные средства языка
1. Определите лексическое значение слов морфема, морфемика, аффиксальная морфема, словообразование.
2. Какие способы словообразования вы знаете?
3. Назовите все значимые части слова.
4. Что такое интерфикс и постфикс?
Тема 2.4. Морфология
1. Что изучает морфология?
2. Какие существительные не изменяются?
3. Сколько частей речи в русском языке?
4. Какая разница между склонением и спряжением?
5. Какие служебные части речи вы знаете?
6. Можете ли вы образовать все формы причастия от глагола читать?
7. Какие разряды местоимений вы знаете?
Тема 2.5. Синтаксис
1. Что изучает синтаксис?
2. Назовите три типа связи слов в словосочетании.
3. Умеете ли вы находить в предложении его грамматическую основу?
4. Какие виды односоставных предложений вы знаете?
5. Сколько второстепенных членов в русском языке?
6. Придумайте нераспространённое предложение.
7. Назовите несколько вводных слов.
8. В каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым?
9. Какие виды сложных предложений вы можете назвать?
10. Что такое придаточное предложение?
11. Какие синтаксические фигуры вы знаете?
Раздел 3. Текст как речевое произведение
Тема 3.1. Текст, его структура
1. Что такое текст?
2. Какие виды связи предложений в тексте вы знаете?
3. Какие типы текстов вы можете назвать?
Тема 3.2. Функциональные стили русского языка
1. Какие стили литературного языка вы знаете?
2. Чем они отличаются друг от друга?
Тема 3.3. Жанры деловой и учебно-научной речи
1. Какие жанры деловой устной речи вы знаете?
2. Что такое речевой этикет?
3. Можете ли вы назвать жанры деловой письменной речи?
4. Что такое резюме?
5. Перечислите жанры учебно-научной речи.
6. Рекомендуемая литература
1. Русский язык и культура речи: Учебник / А.И.Дунев, В.А.Ефремов, Е.В.Сергеева, В.Д.Черняк. Под ред. В.Д.Черняк. – СПб.: САГА; М.: ФОРУМ, 2005. – (Профессиональное образование).
2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2001.
3. Образцы документов по делопроизводству (руководство к составлению).– М.: ПРИОР, 1996.
4. Русский язык и культура речи: Практикум. / Под ред. проф.
В.И.Максимова.–М.: Гардарики, 2000
5. Бердникова Е.Д., Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи.– М.: Флинта, 2000.
6. Капинос В.И. Культура речи: Ошибки и недочёты в речи учащихся // Методика развития речи на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1991.
7. Солганик Г.Я. Стилистика текста: Учеб. пособие.– М.: Флинта, Наука, 1997
8. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка.– М.: Русский язык, 1986.
9. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка, М.: 1988
10. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М.: Азъ, 1992.
11. Орфографический словарь русского языка: М.: Русский язык, 1982.
12. Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И.Аванесова.– М.: Русский язык, 1997.
13. Современный словарь иностранных слов: М.: Русский язык, 1992.
14. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка: Ок. 52000 слов.– М.: Рус. яз., 1986.– 1136 с.
15. Новый орфографический словарь русского языка.– М.: Издательство «Лукоморье», 2002.– 608 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа физическая культура
Рабочая программа физическая культура...
Рабочая программа по развитию речи.
Рабочая программа по развитию речи....
ПРОГРАММА «Воспитание культуры речи у детей старшего школьного возраста»
ПРОГРАММА «Воспитание культуры речи у детей старшего школьного возраста».Срок реализации программы: 3 года.Возраст детей: 14-17 летЦель и задачиЦель: обратить внимание на актуальность проблемы воспита...
Рабочая программа по спецкурсу"Речь"
Рабочая программа по спецкурсу "Речь"....
Рабочая программа "Физическая культура"
Программа курс 2-4...
Рабочая программа "Физическая культура"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 49.02.01 Физическая ку...
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация " для обучающихся с ОВЗ
Данная программа составлена мной в соответствии с требованиями ФГОС и ФАООП, специально для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....