Рабочая программа по развитию речи.
рабочая программа на тему
Рабочая программа по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_razvitiyu_rechi.docx | 28.34 КБ |
Предварительный просмотр:
С О Г Л А С О В А Н О У Т В Е Р Ж Д А Ю
заместитель директора Директор МОГКОУ СКШ №19 МОГКОУ СКШ №19
по учебной работе ________ А.П.Симонов
__________ И.Ф.Кучеренко «___» сентября 20___
«___» сентября 20___
Магаданское областное государственное казённое образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) школа VIII вида № 19»
Рабочая программа
по предмету «Развитие речи»
9 «Б» класса со сложным дефектом
классно - урочная форма обучения
Программа составлена:
учителем первой категории
Себелевой З.В.
Г. Магадан
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету Развитие речи учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на основе программы развитие речи из Сборника программ специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для детей с умеренной умственной отсталостью, Е.И. Капланская, 2009г.
Цель предмета - развитие коммуникативной функции речи.
Задачи:
∙ создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании и повседневной жизни;
∙ обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению.
∙ формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
∙ учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
∙ развивать фразовую речь;
∙ формировать умение составлять с помощью педагога простейший словесный отчёт о выполненных действиях;
∙ знакомить с простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям совместно с учителем.
Все виды работ по развитию речи направлены на то, чтобы новые слова и обороты речи способствовали осмыслению жизненного опыта детей, а также практического опыта приобретаемого детьми на экскурсиях, и других уроках.
Отбор содержания программы обучения и воспитания базируется на двух основных принципах: практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будет овладевать учащийся. Формы, методы и средства разнообразны: экскурсии, беседы и чтение, просмотр видеофильмов, подготовка к праздникам, практическая деятельность в процессе учебных занятий.
Программой по развитию речи предусматривается продолжать отработку речевых навыков, предусмотренных в программе . Называть, сравнивать и классифицировать предметы, используя помощь учителя. Подбирать к данному предмету слова-действия. Подбирать к предмету слова-признаки. Уметь правильно употреблять в разговорной речи формы знакомых слов, в том числе и с использованием предлогов. Согласовывать слова-предметы со словами-действиями и словами-признаками (род, число).Составлять простые нераспространенные предложения на основе демонстрируемых действий, по картинкам, но вопросам учителя. Распространять предложения прилагательными — определениями. Давать простейшую характеристику по признакам предмета: цвет, размеры, функциональные признаки и т. д. Подготовка к праздникам. Элементы драматизации. Развитие коммуникативной функции речи .Практически использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях. Соблюдать правильное поведение в ходе диалога, беседы (в том числе мимика и жесты). Пользоваться специальными оборотами речи при обращении к друзьям, малознакомым людям. Уметь соблюдать речевое внимание к собеседнику.
Для обучения и воспитания необходимо использовать приемы сопряженного и отраженного проговаривания лексического материала. Использовать заучивание простейших фраз, связанных с темой урока, занятия, коммуникативными потребностями или социальной ситуацией. Отбор содержания программы обучения и воспитания базируется на двух основных принципах: практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будет овладевать учащийся. Формы, методы и средства разнообразны: экскурсии, беседы и чтение, просмотр видеофильмов, подготовка к праздникам, практическая деятельность в процессе учебных занятий, дидактических и творческих игр. Задача состоит не только в том, чтобы дать определенные знания и навыки, но и в том, чтобы развивать учеников со сложной структурой дефекта, научить их использовать полученные знания в практической деятельности.
В соответствии с учебным планом школы в 9 классе по развитию речи предусматривается 1 час в неделю,
1 четверть – 9 часов.
2 четверть – 7 часов.
Всего: 16 часов.
На каждую тему отводится 2 часа, включая экскурсии, наблюдения и практические работы.
Характеристика класса
В 9 б классе обучается 5 человек: 2 девочки, 3 мальчика.
Имя учащегося | Дата рождения | Уровень развития | Год обучения | |
1 | Даниил А | 11.12.1999 г.р. | высокий | 9 |
2 | Карина К. | 27.01.1999г.р | высокий | 9 |
3 | Виктор Н. | 11.06.1999г.р. | высокий | 9 |
4 | Николай Ч. | 14.08.1998 г,р | средний | 6 |
5 | Карина Ш. | 06.02.2000г.р | средний | 9 |
Даниил А. Активный и пассивный словарь беден. Затрудняется дать конкретный ответ, на поставленный вопрос. Путает существительные по родам. Предпочитает говорить о том, что ему интересно в данный момент. Читает по слогам, испытывает трудности в понимании и осознании прочитанного текста. Требуются опоры, наводящие вопросы
Карина К.. Процесс восприятия и осознания получаемой информации замедлен. Речь искажена, отдельные предложения, фразы непонятны для окружающих. Требуется постоянный контроль за соблюдением темпа речи. Инструкции понимает. Новый материал необходимо давать дозировано, в малом объеме Активно включается в работу, считает с помощью калькулятора, палочек, решает простые задачи, ориентируется в геометрическом материале. При ответе у доски кого-то из одноклассников внимательно следит за выполнением задания. Нуждается в постоянном поощрении со стороны педагога. Ученица может прослушать произведение, показать персонажей, назвать их. Читает слоги, слова, короткие тексты. Смысл прочитанного понимает. По вопросам учителя может пересказать короткий текст, назвать героев произведения, дать оценку поступкам и событиям
Виктор Н. Витя умеет слушать художественные произведения, может показать на картинке героев, назвать их, но действия по сюжету самостоятельно воспроизвести затрудняется. Самостоятельно списывает с доски буквы, слоги, слова. Читает по слогам, складывает слоги в слова. Понимает прочитанное.
Требуются опоры. В тетрадях выполняет задания аккуратно, старательно. Знает, как пишется его имя, может найти среди других.
Карина Ш. На уроках работает по индивидуальным заданиям пониженной сложности: обводка, штриховка, сюжетные картинки. Процесс восприятия и осознания информации замедленный. Простые инструкции понимает, но для их выполнения необходимо дополнительное разъяснение, помощь учителя. Внимание неустойчивое. Память кратковременная. Механическая. Реагирует на свое имя. Показывает и называет предметы не всегда верно. , Из-за особенностей эмоционально-волевой сферы прослушивание художественных произведений и работа по содержанию проводится в малом объеме на низком уровне. Ученица научилась спокойно слушать учителя. Повторяет слова, названия предметов, имена главных героев. Смысл прослушанного произведения понимает не всегда, отдельные фразы. Не может назвать и показать предметы, людей, животных на иллюстрации даже после многократного показа и называния другими учащимися и учителем. Букв не знает.
Николай Ч. Проходит адаптационный период в новом коллективе. Уровень усвоения материала низкий, нарушение речи, говорит фразами, не всегда понятными для окружающих. Трудности: не соблюдает правила для учащихся во время уроков : может встать, подойти к ведру или раковине, не спросив разрешения, часто выходит в туалет во время уроков, несмотря на то, что на перемене учитель напоминает о необходимости сходить в туалет. На замечания обижается, может лечь на парту закрыв голову руками. Требуются уговоры для включения в работу. Успехи: знает рабочее место, готовится к уроку, по настроению увлеченно работает, с удовольствием у доски. Искренне радуется успехам и похвале, списывает с печатного текста, находит нужную букву среди других, но не всегда правильно называет
Задачи обучения | Приемы выполнения |
Даниил А, Карина К, Виктор Н. | |
Продолжение отработки речевых навыков. Называть, сравнивать и классифицировать предметы, используя помощь учителя. Подбирать к данному предмету слова – действия, слова – признаки. Уметь правильно употреблять в разговорной речи формы знакомых слов, в том числе и с использованием предлогов. Согласовывать слова – предметы со словами – действиями и словами – признаками. Составлять простые нераспространенные предложения на основе демонстрируемых действий, по картинкам, по вопросам учителя. Давать простейшую характеристику по признакам предмета. Практически использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях. Соблюдать правильное поведение в ходе диалога, беседы. Пользоваться специальными оборотами речи при обращении к друзьям, малознакомы людям. | Самостоятельные действия, действия по подражанию, действия по образцу педагога. |
Карина Ш, Николай Ч. | |
Составление по картинкам наглядность, знать обобщающие слова. Формировать умение слушать рассказы и сказки в изложении учителя; выражать понимание текста путём подбора картинок.
| Совместные действия с педагогом. |
Предполагаемые результаты для высокого и среднего уровня
развития учащихся
Уметь слушать рассказы и сказки читаемые учителем.
Называть имя и отчество учителей, работающих в классе.
Понимать и употреблять в речи формы множественного числа глаголов.
Понимать и употреблять в речи предлоги (под, над, к, от).
Уметь отвечать на вопросы.
С помощью учителя составлять по картинкам распространенные предложения, состоящие из 3 - 4-х слов.
Употреблять в речи вежливые слова.
По возможности заучивать простых вопросов, связанных с бытовыми ситуациями.
По возможности уметь обратиться с просьбой к однокласснику, к любому сотруднику школы.
Участвовать в диалоге в магазине, на улице, в транспорте.
Учебно-тематический план по предмету Развитие речи
№ раздела, темы | наименование раздела, темы | количество часов (всего) | из них (количество часов) | |
практические работы | экскурсии | |||
1 | Времена года (месяцы, изменении в природе) | 4 | - | 4 |
2 | Школа (класс, урок, расписание, перемена, дежурство, помещения) | 4 | - | |
3 | Сказки | 4 | - | - |
4 | Человек | 4 | - | |
Итого | 16 | 1 | 4 |
Содержание обучения программы по предмету «Развитие речи».
Времена года.
«Лето-осень ». Экскурсия в парк.
Составление рассказа об осени по картинкам .
«Зима». Составление рассказа по сюжетной картине, пиктограммам.
«Школа.
«Наш класс»
«Правила поведения в школе».
Сказки.
«Русские народные сказки.
Игра-драматизация по сказкам.
Человек.
«Личная гигиена»
«Береги здоровье».
«Режим дня».
. Учебно-методические средства обучения
Литература: Л.М. Шипицына «Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» Пособие для учителя. – Санкт-Петербург, Издательство «Союз», 2004.
Е. Д. Худенко, Д. И. Барышникова «Планирование уроков развития речи» во 2 классе специальных коррекционных (коррекционных) школ VIII вида. Методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2003.
И.А.Морозова, М.А.Пушкарёва «Ознакомление с окружающим миром», конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет, издательство Мозаика-Синтез, Москва 2007 год.
Е.М. Мастюкова «Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии», Москва, Классик Стиль, 2003.
Е. Д. Худенко, Г.А. Фёдорова «Развитие речи», Издательство «АРКТИ», Москва, 2003
А.С. Герасммова , «Энциклопедия развития и обучения Дошкольника», Санкт-Петербург, Издательский дом «Нева», 2004
Е.Г.Речицкая «Солнечный зайчик». Коррекционная педагогика, Москва, «ВЛАДОС»,2000
Наглядно-дидактические пособия:
Презентации, видеофильмы, звукозаписи, из средств Интернет ресурсов.
Оборудование: процессор, монитор, клавиатура, мышь компьютерная, принтер, телевизор, магнитофон.
Дидактический материал: Иллюстрации. Познавательная информация. Развивающие задания. Разрезные картинки. Игры «ЛОТО»: Весна, Лето, Осень, Зима. 2010.
Демонстрационный материал для фронтальных занятий: серия развивающих игр для детей. Компьютерные дидактические игры «В помощь логопеду», Издательство «Учитель». 2009
Презентации, видеофильмы, звукозаписи, из средств Интернет ресурсов.
Оборудование: процессор, монитор, клавиатура, мышь компьютерная, принтер, телевизор, магнитофон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для глухих учащихся 0 классов.
Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» предназначена для глухих учащихся 0 классов.Содержание специального обучения произношению включает ряд ра...
Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для глухих учащихся 0 классов.
Рабочая программа «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» предназначена для глухих учащихся 0 классов.Содержание специального обучения произношению включает ряд ра...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по междисциплинарному курсу МДК 03.02. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПМ 03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»
Рабочая тетрадь по дисциплине «Теория и методика развития речи у детей» адресована студентам педагогического колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» и ориентирована на активизацию ...
Рабочая программа по спецкурсу"Речь"
Рабочая программа по спецкурсу "Речь"....
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация " для обучающихся с ОВЗ
Данная программа составлена мной в соответствии с требованиями ФГОС и ФАООП, специально для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....