Рабочая программа по МДК 01.04. «Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов» для специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» (2 курс, базовый уровень)
рабочая программа по теме
Цель изучения дисциплины «Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов »:
-дать студентам представление о современном состоянии обеспечения сохранности документов;
- определить сущность и содержание этого комплексного понятия;
- познакомиться с опытом практической и методической работой архивистов, связанной с обеспечением сохранности документов;
- нацелить студентов на основные проблемные вопросы, которые предстоит решать будущим специалистам.
Задачи изучения дисциплины «Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов»:
- овладение студентами историко-теоретическими знаниями и первичными профессиональными навыками работы в области сохранности архивных документов;
-овладение основами реставрации документов;
- разбираться в современных проблемах обеспечения сохранности документов в государственных и муниципальных архивах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФКОУ СПО «Кунгурский техникум-интернат»
Минтруда России
Рабочая программа
МДК 01.04. «Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов»
для специальности СПО 034702
«Документационное обеспечение управления и архивоведение»
(2 курс, базовый уровень)
2012
1. Паспорт программы учебной дисциплины
МДК 01.04 «Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов»
1.1.Область применения программы
Применяемая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение».
Программа профессиональной дисциплины «Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области архивоведения.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов» входит в профессиональный цикл.
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цель изучения дисциплины «Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов »:
-дать студентам представление о современном состоянии обеспечения сохранности документов;
- определить сущность и содержание этого комплексного понятия;
- познакомиться с опытом практической и методической работой архивистов, связанной с обеспечением сохранности документов;
- нацелить студентов на основные проблемные вопросы, которые предстоит решать будущим специалистам.
Задачи изучения дисциплины «Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов»:
- овладение студентами историко-теоретическими знаниями и первичными профессиональными навыками работы в области сохранности архивных документов;
-овладение основами реставрации документов;
- разбираться в современных проблемах обеспечения сохранности документов в государственных и муниципальных архивах.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- осуществлять все виды работ по обеспечению сохранности документов, реализуемые в государственных, муниципальных архивах;
- осваивать технологии автоматизированной обработки документации;
- реставрировать документы на поврежденных носителях;
- осуществлять хранение, поиск документов;
- проводить проверку наличия и состояния дел;
- создавать страховой фонд и фонд пользования.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
- правовую и нормативно-методическую литературу, инструкции, правила, регламентирующие условия хранения архивных документов на традиционных носителях;
- требования к рациональному размещению документов в хранилищах и к условиям их хранения;
- осуществлять хранение, поиск документов;
- современное состояние и проблемы обеспечения сохранности документов в государственных и муниципальных архивах.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
- максимальная учебная нагрузка – 120
- обязательная аудиторная учебная нагрузка – 80
- самостоятельная работа студентов – 40
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работ
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 120 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 80 |
в том числе: | |
практические занятия | 20 |
самостоятельная работа студентов | 40 |
консультации | 8 |
Итоговая аттестация в форме | 6э |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень освоения |
Введение. | Цели и задачи дисциплины. Возникновение проблемы «вечного» хранения документов. Обзор источников и литературы по дисциплине. | 2 | 1 |
Раздел 1. История документа. Свойства носителей и текста. | 20 | ||
Тема 1.1. Ключевые понятия дисциплины. | Понятия «документ», «архивный документ», «документ Архивного фонда РФ». Задачи обеспечения сохранности архивных документов. | 2 | 1 |
Тема 1.2. Материалы для письма и их свойства. | Характеристика материалов для письма. Основные факторы, влияющие на старение бумаги. | 2 | 2 |
Тема 1.3. Средства письма. | Характеристика средств письма. | 2 | 2 |
Тема 1.4. Старение документов. | Понятие « угасание текста». Основные факторы старения и причины разрушения текста. | 2 | 2 |
Тема 1.5. Практическое занятие № 1. | Применение методов восстановления угасших текстов. | 2 | 3 |
Тема 1.6. Деятельность ВНИИДАД и ЛКРД РАН по разработке проблемы старения бумаги. | Деятельность ВНИИДАД и ЛКРД РАН, научно-исследовательского цента консервации и реставрации документов по разработке проблемы старения документов. | 2 | 1 |
Тема 1.7. Семинарское занятие № 1. | ВНИИДАД и его роль в решении проблем сохранности архивных документов. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа студента: выполнение домашнего по темам 1.1. – 1.7., подготовка сообщений по темам раздела 1. | 6 | ||
Раздел 2. Обеспечение сохранности документов в государственных (муниципальных) архивах. |
| 78 | |
Тема 2.1. Требования к зданиям и помещениям архивов. | Требования к зданиям и помещениям архивов. Требования к архивохранилищам. | 2 | 2 |
Тема 2.2 Противопожарный режим. Охранный режим в архивохранилищах. | Оборудования для пожарной и охранной сигнализации. Значение этих охранных режимов. | 2 | 2 |
Тема 2.3. Температурно-влажностный режим. Световой режим. Санитарно-гигиенический режим. | Характеристика режимов. Санитарно-гигиенические мероприятия в архивах. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа студента: выполнение домашнего задания по темам 2.1.-2.3., подготовка сообщений, составление схемы ответа. | 4 | ||
Тема 2.4. Оборудование архивохранилищ средствами хранения. | Характеристика стеллажей, которые могут быть установлены в хранилищах для хранения разных видов документов. | 2 | 1 |
Тема 2.5. Размещение документов в хранилищах. | Рациональный порядок размещения документов в хранилищах. Размещение документов обособленного хранения, фонда пользования и учетных документов. | 2 | 1 |
Тема 2.6. Практическое занятие № 2. | Порядок нумераций помещений архива, стеллажей, полок. Ведение топографических указателей. | 2 | 3 |
Тема 2.7. Практическое занятие № 3. | Посещение МУ «Кунгурский городской архив» с целью ознакомления функционирования архивохранилища. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа студентов: выполнение домашних заданий по т.2.4., 2.5., подготовка сообщений. | 6 | ||
Тема 2.8. Семинарское занятие № 2. | Обзор правовой и нормативно-методической литературы, отражающей вопросы нормативных режимов хранения архивных документов. | 2 | |
Тема 2.9. Проверка наличия и состояния документов. | Цели и задачи проверки наличия и состояния дел, порядок и периодичность её проведения. | 2 | 1 |
Тема 2.10. Практическое занятие № 4. | Оформление акта и листа проверки наличия и состояния дел. | 2 | 1 |
Тема 2.11. Организация розыска необнаруженных документов. | Мероприятия по результатам проверки наличия и состояния дел. Порядок снятия с учета документов, не найденных в ходе проверки. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа студентов: выполнение домашних заданий по т. 2.8.. 2.9, 2.11. | 4 | ||
Тема 2.12. Выявление документов с повреждениями носителей и текста. | Порядок работы по выявлению документов с поврежденными носителями. Проведение проверки технического состояния документов. | 2 | 2 |
Тема 2.13. Практическое занятие № 5. | Проведение работы по снятию с учета поврежденных документов, выявленных в ходе проверки технического состояния документов. | 2 | 2 |
Тема 2.14. Практическое занятие № 6. | Проведение оценки физического состояния документов. Буквенно-цифровая индексация их дефектов. | 2 | 3 |
Тема 2.15. Выявление уникальных документов и особо ценных документов. | Порядок работы по выявлению уникальных и особо ценных документов. Характеристика Регламента Государственного реестра уникальных документов РФ. | 2 | 1 |
Тема 2.16. Создание страхового фонда особо ценных документов и фонда пользования. | Цель создания страхового фонда и фонда пользования. Организация работ по микрофильмированию или оцифрованию документов. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа студента: выполнение домашнего задания по темам 2.12.. 2.15.. 2.16. Составление схемы ответов. | 6 | ||
Тема 2.17. Передача страхового фонда на специальное хранение. | Типовой технологический регламент изготовления страховых копий. Учет и хранение страховых копий и фонда пользования. | 2 | 2 |
Тема 2.18. Страхование документов и основы их денежной оценки. | Какие документы подлежат страхованию. Порядок оформления результатов страховой оценки документов Архивного фонда РФ. | 2 | 2 |
Тема 2.19. Практическое занятие № 7. | Оформление временного вывоза документов Архивного фонда РФ за рубеж. | 2 | 3 |
Тема 2.20. Обеспечение сохранности архивных документов при чрезвычайных ситуациях. | Какие обстоятельства относятся к чрезвычайным ситуациям. Планы конкретных мероприятий архивов при чрезвычайных ситуациях. | 2 | 2 |
Тема 2.21. Основы консервации и реставрации документов. | Режим хранения, стабилизация, реставрация. Цель реставрации. Новейшие разработки в области технической консервации и реставрации документов. | 2 | 1 |
Тема 2.22. Семинарское занятие № 3. | Практический опыт работы государственных архивов по созданию страхового фонда особо ценных документов, фонда пользования и реставрации. | 2 | 2 |
Тема 2.23. Семинарское занятие № 4. | Практический опыт работы по созданию страхового фонда особо ценных и уникальных документов в Государственном архиве Пермского края и в Пермском государственном архиве новейшей истории. | 2 | 3 |
Тема 2.24. Практическое занятие № 8. | Посещение МУ «Кунгурский городской архив», с целью ознакомления работы специалистами архива по созданию страхового фонда особо ценных документов. | 4 | 3 |
Самостоятельная работа студента: выполнение домашнего задания по темам 2.17., 2.18..2.20.. 2.21., 2.22. 2.23. Составление схемы ответа. | 6 | ||
Раздел 3. Проблемы сохранности архивных документов на современном этапе и их решение. | 20 | ||
Тема 3.1. Сохранение Архивного фонда РФ – приоритетное направление работы архивных учреждений. | Анализ работы в этом направлении архивов Пермского края. | 2 | 2 |
Тема 3.2. Семинарское занятие № 4. | Отражение вопросов сохранности архивных документов в современном российском законодательстве. | 2 | 3 |
Тема 3.3. Состояние материально-технической базы архивных учреждений. | Факторы, влияющие на состояние обеспечения сохранности архивных документов в современных государственных и муниципальных архивах. | 2 | 2 |
Тема 3.4. Семинарское занятие № 5. | Международный опыт по обеспечению сохранности документов по материалам семинара Международного совета архивистов в марте 2003 года. | 2 | 2 |
Тема 3.5. Семинарское занятие № 6. | Работа по обеспечению сохранности, проводимая Агентством по делам архивов Пермского края. | 2 | 2 |
Тема 3.6. Семинарское занятие № 7. | Развитие материально-технической базы как условие обеспечения сохранности в архивах Пермского края. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа студента: выполнение домашнего задания по темам 3.1.. 3.3., 3.4.. 3.5.,3.6. | 8 | ||
Всего: | 120 |
3. Условия реализации учебной дисциплины
3.1.Материально-техническое обеспечение:
- наличие учебного кабинета;
- оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству студентов группы;
рабочее место преподавателя;
- технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Банасюкевич В.Д., Устинов В.А. Актуальные научные проблемы обеспечения сохранности архивных документов / Отечественные архивы. 2001. № 1.
2. ГОСТ 7.48-2002 СИБИД. Консервация документов. Основные термины и определения.
3. ГОСТ Р 33.505-2003. Единый Российский страховой фонд документации. Порядок создания страхового фонда документации, являющейся национальным научным, культурным и историческим наследием. Дата введения 01.01.2004.
4. Привалов В.Ф. Обеспечение сохранности архивных документов на бумажной основе: Методическое пособие / Росархив. ВНИИДАД – М., 2005 – 112 с.
5. Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ, и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях российской Академии наук. № 19, от 6 марта 2007г.
Дополнительные источники:
1. Федеральный Закон № 125 – ФЗ «Об архивном деле в РФ» от 22 октября 2004г.
2. Перечень технических средств, рекомендуемых для оснащения государственных архивов. М.: ВНИИДАД, 2000.
3. Принципы денежной оценки документов Архивного фонда РФ. М.: ВНИИДАД, 1993.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь | |
- определять сущность и содержание обеспечения сохранности документов; | Тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа |
- применять первичные профессиональные навыки работы в области обеспечения сохранности документов | Исследование, . внеаудиторная самостоятельная работа |
- реставрировать документы на поврежденных носителях; | Исследование, практическое занятие |
- осуществлять все виды работ по обеспечению сохранности документов, реализуемых в государственных и муниципальных архивах. | Практическое занятие, тестирование |
- проводить проверку наличия и состояния дел | Практическое занятие, тестирование |
Знать | |
- правовую и нормативно-методическую литературу, инструкции, правила, регламентирующие условия хранения документов на традиционных носителях; | Исследование, практическая работа |
- требования к рациональному размещению документов в архивохранилищах; | Практическая работа, тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа |
- требования к условиям хранения архивных документов на разных носителях | Тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа |
- порядок создания страхового фонда и фонда пользования | Практическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дисциплине "Управление персоналом" для специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Основной целью курса «Управление персоналом» является формирование у студента целостной системы знаний о закономерностях становления и развития подсистемы управления человеческими ресурса...
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Целью учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и на...
Рабочая программа учебной дисциплины 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности базовой подготовки 034702 «Документационное обеспече...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 06 «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 034702 «Документационное обеспечение упр...
Рабочая программа дисциплины Экономика организации для специальности 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Рабочая программа дисциплины Экономика организации для специальности 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение. Максимальная учебная нагрузка обучающегося 132 часа, в том числе: о...
Методическая разработка открытого урока МДК 01.04. Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов для специальности 46.02.01
Методическая разработка учебного занятия по МДК 01.04.Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов разработана в соответствии с рабочей программой по специальности 46.02.01 Докум...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины «Управление персоналом» код, профессия/специальность 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Рабочая программа по дисциплине "Управление персоналом"...