Методическая разработка открытого урока МДК 01.04. Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов для специальности 46.02.01
методическая разработка на тему
Методическая разработка учебного занятия по МДК 01.04.Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов разработана в соответствии с рабочей программой по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение.
Изучение темы «Обеспечение сохранности архивных документов» является составляющим раздела «Обеспечение сохранности документов в государственных (муниципальных) архивах».
Обеспечение сохранности документов - основная задача государственных и муниципальных архивов. Сложность решения задачи определена тем, что никто и никогда не создавал документы для «вечного» хранения. В основе современного подхода к решению данной проблемы лежит принцип постепенного перехода к дифференцированному, избирательному принципу обеспечения сохранности архивных документов, с учетом их ценности, физического состояния.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_2016_g.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение
«Кунгурский техникум-интернат» Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации
Методическая разработка
открытого урока
МДК 01.04. Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов
для специальности 46.02.01
Обеспечение сохранности архивных документов
Преподаватель
Белокрылова С.Б.
2016
Пояснительная записка
Методическая разработка учебного занятия по МДК 01.04.Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов разработана в соответствии с рабочей программой по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение.
Изучение темы «Обеспечение сохранности архивных документов» является составляющим раздела «Обеспечение сохранности документов в государственных (муниципальных) архивах».
Обеспечение сохранности документов - основная задача государственных и муниципальных архивов. Сложность решения задачи определена тем, что никто и никогда не создавал документы для «вечного» хранения. В основе современного подхода к решению данной проблемы лежит принцип постепенного перехода к дифференцированному, избирательному принципу обеспечения сохранности архивных документов, с учетом их ценности, физического состояния.
Предлагаемая форма проведения учебного занятия направлена на овладение студентами историко-теоретическими знаниями и первичными профессиональными навыками работы в области сохранности архивных документов. Это позволит развить следующие компетенции учащихся, таких как:
- применять нормативные правовые акты в управленческой деятельности;
- разбираться в современных проблемах обеспечения сохранности документов в государственных и муниципальных архивах.;
- находить и использовать дополнительную информацию, в разных источниках.
Для организации деятельности студентов были выбраны следующие методы проведения урока: элементы информационных технологий, индивидуальная работа, самостоятельная работа, практическая работа. Считаю эти методы оправданными и современными для студентов, осваивающих данную проблему.
План-конспект учебного занятия
Тема: Обеспечение сохранности архивных документов ( слайд 1)
Цель урока: обобщение и систематизация теоретических знаний и практических навыков по обеспечению нормативных условий хранения архивных документов. (слайд 2)
Задачи урока:
- проверить теоретические знания при выполнении практических заданий;
- воспитывать ответственное отношение к обеспечению сохранности архивных документов. (слайд 2)
Тип урока: повторительно-обобщающий, систематизация знаний и умений.
Материальное обеспечение урока: Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ, и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях российской Академии наук, 2007 г.; ФЗ от 22.10.2004 № 125 «Об архивном деле в РФ; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.11.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.12.2014); ФЗ РФ от0 7 июля 2006 г. № 149-ФЗ «О информации, информационных технологиях и о защите информации»; ФЗ РФ от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
На столах у каждого студента лежит пакет с раздаточным материалом (Приложение 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7). Студенты обращаются к ним по ходу урока в тот момент, когда скажет преподаватель.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока:
1. Организационный момент:
- приветствие, проверка отсутствующих;
- проверка готовности студентов к уроку, настрой студентов на работу.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
В ходе занятия вы должны все теоретические знания, полученные на учебных занятиях применить на практике по обеспечению сохранности архивных документов.
3. Обобщение и систематизация знаний.
Архивист в настоящее время – первый, кто имеет дело с информацией, созданной в прошлом. Он обязан её отобрать и сохранить.
Обеспечение сохранности документов - основная задача государственных архивов. Сложность решения задачи определена тем, что никто и никогда не создавал документы для «вечного» хранения. При этом архивы ежегодно пополняются новыми фондами, а реставрационные возможности остаются скромными. В основе современного подхода к решению данной проблемы лежит принцип постепенного перехода к дифференцированному, избирательному принципу обеспечения сохранности архивных документов, с учетом их ценности, физического состояния.
Сегодня мы повторим основные моменты, касающиеся вопроса сохранности архивных документов, т.к. вы в будущем, если будите работать по специальности, с решением этой проблемы вы столкнетесь вплотную.
4. Вопросы к аудитории:
1. Какими законами и нормативными актами, вы, как будущие работники архивной службы, будете руководствоваться при организации работы по обеспечению сохранности документов? | Слайд 3 Работа с нормативными документами. Слайд 4 - ФЗ № 125 «Об архивном деле в РФ». 2004 г.; - Закон об архивном деле в Пермском крае. 2007 г.; - Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ в государственных и муниципальных архивах. 2007 г. |
2. В каком нормативном документе прописана ответственность за несоблюдение должностными лицами сохранности документов? | Слайд 4 |
3. В каком документе установлены административные санкции за уничтожение документов без соблюдения сроков их хранения? | Слайд 4 |
4. Что входит в нормативные условия хранения архивных документов? (Эти условия и прописаны в каждом из названных документах) | Слайд 5 |
( Сделать запись в оценочном листе). | Выполнение практического задания. |
5. Перечислите требования к зданиям и помещениям архива | Слайд 6 |
6. Архивохранилище должно быть максимально удалено от каких помещений архива? | Слайд 6 |
7. Какие необходимо использовать материалы для покрытия стен, потолков полов в архивохранилище? | Слайд 6 |
8. Архивохранилище должно иметь какую вентиляцию? | Слайд 6 |
( Сделать запись в оценочном листе). | Выполнение практического задания. |
Переходим к требованиям, которые предъявляются к оборудованию архивохранилищ: Слайд 7
9. Какими стеллажами оборудуется архивохранилище? | Слайд 8 |
10. Из чего изготавливаются стеллажи для архивохранилища? | Слайд 8 |
11. Допускается эксплуатация смешанных стеллажей? | Слайд 9 |
( Сделать запись в оценочном листе). | Выполнение практического задания. |
Переходим к рассмотрению режимов хранения документов:
12. Назовите нормативные режимы хранения архивных документов? | Слайд 10 - противопожарный - охранный - температурно-влажностный - световой - санитарно-гигиенический |
1. Противопожарный режим: - Какими огнетушителями оборудуется архив и архивохранилища? - Какие огнетушители допускаются, но… - Какие огнетушители нельзя применять в архивохранилищах и почему? | Слайд 11 |
2. Охранный режим: - Какая сигнализация должна быть в архиве и архивохранилище? - Кто имеет доступ в архивохранилище в рабочее время? - архивохранилища оборудуются какими дверями? -Какие помещения архива подлежат обязательному опечатыванию? | Слайд 12 |
3. Температурно-влажностный режим: - Назовите температура воздуха в архивохранилище, где хранятся документы на бумажной . - Назовите влажностные параметры для архивохранилища с документами на бумажных носителях.
Температурно-влажностные параметры воздуха для хранения документов на различных носителях должны соответствовать нормам, приведенным в таблице, которая лежит перед вами. | Слайд 13 Слайд 14 |
4. Световой режим: -Хранение архивных документов осуществляется при каком световом режиме? - Это обеспечивается хранением архивных документов в - Какие шторы для окон в архивохранилище допускаются? - Какие лампы для освещения в архивохранилище применяются? | Слайд 15 |
5. Санитарно-гигиенический режим:
- С какой периодичность производят влажную уборку в архивохранилище? - С какой периодичность производят обеспыливание документов? - В какой одежде и обуви нельзя находиться в архивохранилище? | Слайд 16 |
Найдите ошибки. | Слайд 17 Слайд 18 |
( Сделать запись в оценочном листе). | Выполнение практического задания. |
Сейчас повторим нормы установления в архивохранилищах стационарных стеллажей. (Слайд 19)
13. Стационарные стеллажи и шкафы устанавливаются в архивохранилище с соблюдением следующих норм: - расстояние между рядами стеллажей (главный проход) – 120 см - расстояние между стеллажами в ряду – 75 см - расстояние между наружной стеной здания и первым рядом стеллажей – 75 см - расстояние между полом и нижней полной стеллажа не на цокольном этаже – 15 см - расстояние между полом и нижней полной стеллажа на цокольном этаже – 30 см | (Слайд 20) |
14. Рассмотрим порядок нумерации оборудования и помещений архива: - Что подлежит нумерации в архиве? - Назовите правило нумерации стеллажей в архивохранилище. - Назовите правило нумерации полок на стеллажах в архивохранилище. | (Слайд 21) |
15. В целях закрепления места хранения и поиска архивных документов в архивохранилище составляются указатели, какие? | (Слайд 22) Топографические указатели |
( Сделать запись в оценочном листе). | Выполнение практического задания. |
Переходим к повторению предельных сроков временного хранения архивных документов на стадии ведомственного хранения.
16. Устанавливаются следующие предельные сроки временного хранения архивных документов в организациях: - Архивные документы федеральных органов государственной власти; - архивные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации; - документы учреждений, организаций и предприятий федерального и республиканского подчинения. - Архивные документы органов государственной власти краев, областей; - документы городов федерального значения; - документы государственных учреждений, организаций и предприятий краевого и областного подчинения. - Архивные документы органов местного самоуправления; - документы учреждений, организаций, предприятий городского и районного подчинения; - документы предприятий сельского хозяйства. - Записи актов гражданского состояния. - Документы по личному составу; - записи нотариальных действий; - судебные дела; - Научная, технологическая и патентная документация. - Конструкторская документация. -Проектная документация по капитальному строительству. - Кинодокументы, фонодокументы и видеофонограммы. - Фотодокументы. - Документы на машинных носителях. | (Слайд 23) 15 лет 10 лет 5 лет 100 лет 75 лет 10 лет 15 лет 25 лет 3 года 5 лет |
В необходимых случаях сроки временного хранения документов могут быть изменены по согласованию с соответствующим органом управления архивным делом. 17. В какую сторону можно изменить сроки хранения на стадии ведомства? | |
( Сделать запись в оценочном листе). | Выполнение практического задания. |
18. С какой целью обеспечивается сохранность архивных документов? | (Слайд 24) |
5. Подведение итогов.
При подведении итогов учитывать:
- правильность и полноту данных ответов;
- активность и самостоятельность при выполнении всех видов работ на учебном занятии.
Вывод: На сегодняшнем занятии в ходе работы вы показали достаточные знания и умения в организации обеспечения сохранности архивных документов, что вам в будущем пригодится как специалистам – документоведам. Спасибо за хорошую работу.
6. Домашнее задание:
Написать сочинение-рассуждение на тему «Для какой цели обеспечивается сохранность архивных документов?»
Возможны корректировки по ходу учебного занятия.
Преподаватель С.Б. Белокрылова
5. Подведение итогов.
При подведении итогов учитывать:
- правильность и полноту данных ответов (количество красных и зеленых жетонов);
- активность и самостоятельность при выполнении всех видов работ на уроке.
Вывод: На сегодняшнем занятии в ходе работы вы показали достаточные знания и умения по оформлению записей в трудовой книжке, что вам в будущем пригодится как специалистам – документоведам. Спасибо за хорошую работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по МДК 01.04. «Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов» для специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» (2 курс, базовый уровень)
Цель изучения дисциплины «Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов »:-дать студентам представление о современном состоянии обеспечения сохранности документов;- определить сущ...
Учебно-методический комплекс по дисциплине ОП. 03" Организация хранения и контроль запасов сырья"
Учебно-методический комплекс по дисциплине ОП. 03 " Организация хранения и контроль запасов сырья", разработан, на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальност...
методическая разработка практического занятия "Правила учета и хранения лекарственных средств"
Методическая разработка урока посвящена теме «Правила хранения и учета лекарственных средств».Данная тема позволяет студентам ознакомиться с основными правилами хранения и распределения лекарственных ...
Методическая разработка открытого урока на тему «Организация рабочих мест» с применением практико-ориентированной технологии по МДК 04.01 Управление структурным подразделением организации (предприятия)
методический материал, который может быть использован преподавателями экономических дисциплин при подготовке к учебным занятиям...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ по дисциплине: Информатика Тема: «Создание документов в текстовом редакторе Microsoft Word»
методическая разработка предназначена для подготовки к практическому занятию преподавателей информатики на тему «Создание и редактирование текстового документа»...
Методическая разработка занятия учебной практики по теме: "Нумерация графических объектов в документе (рисунков, таблиц)"
Автоматическая нумерация объектов в текстовом редакторе MS Word является важной составляющей качественной работы, например, выпускной работы. При использовании автоматической нумерации работы будут вы...
Методическая разработка занятия учебной практики по ПМ.01 «Реставрация декоративно-художественных покрасок»
Методическая разработка занятия УП по профессии 54.01.17 Реставратор строительный. Реставрация декоративно-художественных покрасок. Тема: «Освоение приёмов декоративной разделки поверхносте...