Коммуникативная компетентность
методическая разработка по теме
Формирование коммуникативной компетенции учащихся на
основе новых технологий в процессе обучения деловому
английскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок английского языка | 36.17 КБ |
kommunikativnaya_kompetentnost.odt | 36.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативной компетенции учащихся на
основе новых технологий в процессе обучения деловому
английскому языку
Применение новых обучающих технологий в учебно-воспитательном процессе можно и нужно в любых условиях. Это способствует не только развитию коммуникативных особенностей личности, но и обогащению знаний по предмету, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей учащегося.
Иностранный язык, как общеобразовательный учебный предмет, может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей детей. Обладая огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом, иностранный язык может реализовать творческий потенциал лишь в ходе осуществления практической цели обучения, то есть только в том случае, если обучаемый в процессе иноязычной коммуникативно-познавательной деятельности (слушая, говоря, читая, пользуясь письмом) будет расширять свой общеобразовательный кругозор, развивать свое мышление, память, чувства и эмоции; если в процессе иноязычного общения будут формироваться социально-ценностные качества личности: мировоззрение, нравственные ценности и убеждения, черты характера. Проблема формирования творческих способностей подростков в процессе обучения английскому языку приобретает особую актуальность и непосредственно связана с учебно-познавательной и практической деятельностью.
Процесс оптимизации обучения английскому языку в нашем колледже осуществляется с помощью учебно-исследовательской проектной работы. Для организации проектной работы мы отбираем тот материал, который предполагает решение проблемы, имеет практическую, теоретическую и познавательную значимость. Чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями (работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы …). К творческим умениям относятся : умения вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение лаконично излагать свою мысль. Урочная учебно-исследовательская проектная деятельность учащихся в колледже включает: проблемные уроки, урочные проекты (внутриколледжные), внеурочную учебно-исследовательскую деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: реферативную работу, проектную работу по интересам, реферативные работы по английскому языку, учебно-исследовательские работы, научные работы, интеллектуальные марафоны, олимпиады, конференции.
Сначала мы выявляем детей, предрасположенных к исследовательской проектной работе. Наша роль - роль учителя - является доминирующей и взаимодействие с учащимися очень тесное. Затем мы определеляем тему, цели, ставим задачи. На этом этапе преподавватель уже выступает в роли консультантаи наша роль не является доминирующей. Далее идёт выполнение работы. Педагог является консультантом. Учащимся предоставляется максимальная самостоятельность. И, наконец, защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и учащиеся — равноправные партнеры. На уроках английского языка с использованием проектного обучения создаются такие условия, при которых учащиеся самостоятельно и с охотой получают знания из разных источников; учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах; развивают свои исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации из литературы, документов и т.д.); развивают аналитическое мышление.
Разрабатывая тематику курса «Деловое общение на английском языке» для студентов специальности «Экономика и бухгалтерский учёт», я ставлю цель — формирование и развитие навыков и умений делового общения средствами английского языка, и, чтобы процесс обучения был более эффективным, стараюсь использовать различные коммуникативные ситуации, деловые игры, конкурсы, презентации, продумываю и разрабатываю план проектной работы, систему коммуникативных упражнений, обеспечивающих ее речевой уровень. Необходимо иметь ввиду, что учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках темы, владеть произношением, использовать лексику в неподготовленных высказываниях, диалогах, пересказах, учащиеся должны владеть всеми типами вопросов, чтобы общаться между собой в рамках темы.
С ребятами 3 курса я часто провожу урок – деловую игру «Английский для молодых бизнесменов» с использованием проектных форм работы.
Учащимся предлагается в скрытом виде проблема, которую нужно выявить. Можно задать наводящие вопросы типа : Какова роль отводится иностранному языку в период бурного развития коммерческих связей ? Как развивается предпринимательская деятельность ? Как осуществляются деловые связи с фирмой ? Как ведется переписка с деловыми партнерами ? …Учащиеся высказывают свое мнение. Далее обеспечиваются языковые и речевые умения. Можно предложить рассказ на аудирование о жизни представителей деловых кругов за рубежом, обсуждаются вопросы об устройстве на работу на фирме в форме вопросо – ответных упражнений, инсценированного диалога, заполнения анкеты об устройстве на работу… Важно, чтобы учащиеся тренировались в употреблении разговорных клише, поскольку такого рода коммуникативные связки очень нужны при проведении дискуссии. Следует поощрять к использованию таких клише. В качестве содержательно – смысловой основы, позволяющей успешно реализовать стоящие перед учителем задачи , выступают тексты различных функциональных стилей. Содержание этих текстов служит стимулом последующих высказываний учащихся. Итак, на подготовительном этапе проектной работы совершенствуются сформированные ранее навыки иноязычного общения и закладываются основы будущих самостоятельных высказываний учащихся.
Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений ребят в рамках обсуждаемой проблемы необходимо обучать стратегии и тактике группового общения. Учащиеся делятся на группы, им предлагается разработать свой собственный проект. Желательно, чтобы в каждой группе были сильный, средний, и слабый учащийся. Разумеется необходимо учитывать и психологическую совместимость. Каждая группа представляет окружающим свой бизнес, затем предлагается общая дискуссия, организуется обсуждение. Целесообразно предварительно просмотреть готовые проекты учащихся, чтобы на их основе организовать обсуждение. Кроме того, следует предложить ребятам подготовить возможные вопросы по теме проекта, определить правила ведения дискуссии: этические нормы, речевые клише, активность, предложить написать деловые письма зарубежным партнерам (принятие предложения о работе, рекомендательное письмо, письмо с обсуждением условий оплаты товара и скидки на товар…) и.т.д. Группа учащихся выбирает одно задание и при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый учащийся получает самостоятельный участок работы в проекте. В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый активно включается в поиск новой информации, в «добывание» знаний. А это огромный стимул к активному усвоению знаний. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, учащиеся приучаются творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, учатся работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей.
Преподаватель анализирует высказывания учащихся, следит за тем, как усвоена ими лексика, правильно ли употребляются грамматические структуры, оценивает ответы. Необходимо поддерживать и стимулировать активность ребят, поощрять их.
Метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для учащихся. Во время работы над проектом строятся новые отношения преподавателя учащихся, ребята могут показать свои организаторские способности, скрытые таланты. В проекте выступает как социальное лицо, соотносящее свои личные интересы с общественными, и как творческое лицо, пробуждающее предложить новые решения отдельных жизненных проблем.
Таким образом, личностно – ориентированное обучение в сотрудничестве, проектные методики в определенной степени позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению иностранного языка, когда учатся с увлечением и раскрываются возможности каждого, позволяют создать на уроке исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый студент вовлечен в творческий познавательный процесс на основе методики сотрудничества.
Урок — деловая игра:
«Английский для молодых бизнесменов»
Цель урока: развитие и изучение иностранного языка с ориентацией на практическое его использование в сфере делового общения.
Задачи урока: развитие навыков письменной речи на базе деловой документации; использование широкой системы упражнений, обеспечивающих закрепление лексики и грамматики; развитие навыков диалогической и монологической речи на базе деловой темы; создание благоприятного эмоционально-психологического климата способствующего вовлечению учащихся в иноязычную коммуникацию на уроке.
Урок включает подтемы:
«На фирме»;
«Деловая переписка. Виды деловых писем»
«Заключение торговой сделки»
«Переговоры с фирмой»
«Деловая поездка»
«Устройство на работу»
Оснащение: карточки с лексикой для игры «Bingo» с целью закрепления
лексических единиц по теме; карточки со словами для
составления диалогических и монологических высказываний;
раздаточный материал для работы над текстом «Nightmare»,
презентации творческих работ учащихся, доска, проектор.
На уроке использованы элементы:
- деловой игры;
- ролевой игры;
- урока-конференции;
- индивидуальной, парной, групповой работы;
Применяемые технологии:
личностно-ориентированное обучение;
информационно- коммуникативно-ориентированное обучение;
коммуникационные технологии;
интернет-технологии.
Ход урока
- Мотивационно - ориентировочная часть.
- Вступительное слово учителя о необходимости изучения иностранного языка и его использования в сфере делового общения. Подвести учащихся к осознанию и пониманию значения английскогого зыка, его роли в развитии официальных контактов на международном уровне.
T: Dear friends! Welcome to the English courses for young businessmen! We have been discussing the problems of business for some lessons. And today as a result of our work, you will have the opportunity to use your knowledge in new situations. Not all of you will become businessmen, but I believe that the knowledge of business vocabulary will be of some use in your future occupation and everyday life. Do you agree with me that the English language plays very important role in business?
Предполагаемые тветные реплики и высказывания учащихся:
For example:
I fully agree with you. English is the language of the world. It is absolutely necessary for people nowadays, because of our growing international contacts with foreign countries.
I am sure that learning English will help me in my future career. Making business also means the ability of speaking English. We can make our intellectual and cultural horizons wider through contacts with people of another culture.
As for me I learn English, because it is a very popular language all over the world. It is used in many parts of the world and there is a lot of business correspondence and literature in English.
- С целью применения английского языка в сфере делового общения в предъявленных ситуациях предварительно отрабатывается и закрепляется лексика в форме игры «Bingo». Эта игра проводится как одна из разновидностей лексического текста. Каждый студент получает лист бумаги, разграфлённой в виде решётки, состоящей из 16 квадратов. Задача студентов — заполнить квадраты словами по определённой теме. Преподаватель в быстром темпе читает список слов по данной тематике, а студенты зачёркивают на своих листах услышанные слова. Как только у кого-нибудь из играющих окажутся зачёркнутыми 4 квадрата подряд ( по горизонтали, по вертикали или по диагонали ), он громко произносит «Bingo» и считается победителем игры.
T: Before we start our game let us do some phonetic exercises.
- Фонетическая отработка (закрепление) наиболее сложных звуков и буквосочетаний в лексических единицах по теме;
T: Translate from Russian into English:
Перевод лексических единиц с русского на английский, обращая внимание на произнесение звуков: to get into touch, to take into account, to be looking forward to your reply, we are pleased to offer, to meet request, to have pleasure to inform, to regret to inform, to conclude agreement, to have talks with firm representatives, to make an appointment, the goods are in great demand in the world market, to accept terms of delivery and payment, to conclude trade relations and connections, goods meet requirements, the company is flourishing in the world market,to produce high quality goods, to compete on the market, to be authorized, to do business with reliable firms, to be in close cooperation … ect
- Игра «Bingo» на закрепление лексики по теме.
Этап постановки учебной задачи направлен на получение конкретных результатов. Учащимся предлагается работа со знакомой лексикой по карточкам с целью закрепления и использования тематической лексики в новых ситуациях.
- Составление и драматизация небольших диалогов, используя данные слова и словосочетания.
T: I want you to use all these active words and word combinations in dialogues.
Образец карточки для составления диалогов:
- to be in great demand - Hi, Henry! How is life?
- to put a new product on the market - O.K. Thanks. I hear you .. sport clothes
- to conclude trade agreement - Yes, good clothes .. now and we .. only
- to produce - Are you planning to … ?
- foreign firms - Yes. Besides we want to … with ...
- high quality goods
- Аудирование рассказа о жизни и деятельности деловых кругов за рубежом.
Цель: учить воспринимать речь на слух, понимать иноязычный текст, учить высказывать своимысли об услышанном, грамотно, лаконично отвечать на вопросы, излагать свою мысль, аргументировать её, используя в речи лексические единицы по теме.
- прослушивание текста, предварительно отработав незнакомую лексику;
- ответы на вопросы преподавателя;
- обсуждение текста;
- инсценирование.
Текст на аудирование:
«My name is Mr. Collins. I am a Sales Manager of Goodman and Co.. My company does business with different countries of the world. We specialize in producing of high quality Grinding Machine Matrix 67 which are in great demand on the world market. My office is on the second floor. You can see a lot of telexes, letters and cables on the desk. My working day begins at 9 o'clock, but I usually come to the office at a quarter to nine to get ready for work. Every day we receive foreign businessmen and we discuss prices, terms of payment and delivery, the quality of the samples, placing an order. Every year our firm receives a lot of enquires for Grinding Machines from different countries of the world. Our trade contacts are developing from year to year. I personally make arrangements with representatives of foreign firms about the shipment of our goods. I usually have preliminary talks before signing the contracts. Last week we received an enquiry for our goods from “Machinoexport” and the President of our firm asked me to be ready for the talks. I was authorized to negotiate the purchase of Grinding Machines. Next month I am attending the International Engineering Exhibition which will be held in Paris where I'll show the advantages of our machines comparing them with the models of our competitors: the capacity of our machines, their reliability, design and efficiency”.
2. Операционально-исполнительная часть заключается в овладении учебными действиями, усвоением содержания темы
Ролевая деловая игра «На фирме»
Регистрация, заполнение личных карточек при трудоустройстве.
Интервьюирование.
Презентация своей фирмы, своего бизнеса.
- Учащиеся заполняют анкету «Job Application» (устройство на работу) в письменной форме — контроль и оценка за правильность оформления,
- интервьюирование проводятся в игровой форме.
Образец.
Registering.. Interviewing.
Application for Employment. Work International.
98, Statford Street London
E14, 9TE, Telephone 071-987-091
Name
Address
Telephone Number
Marital status: single
married
Nationality
Present job (occupation)
Language
Job requested
Driving License
Signature
Образец интервьюирования.
- What is your first name and surname?
- My first name is …
- What is your nationality?
- I am Russian.
- Tell us about your present job?
- I'm a personal secretary in the company and I think I”m a qualified secretary and have good recommendations.
- What is the reason for going to Britain?
- Have never been before and I want to practice my English. I'm sure it will be helpful in my future work.
- What languages do you know?
- Russian and English. I've been learning English for 5 years.
- That's good. What sort of job are you looking for?
- I like a job as a sales manager or sales representative.
- Thank you . We'll let you know.
- Презентация своей фирмы, своего бизнеса.
Домашнее задание. Эта творческая работа выполнялась в течение ряда уроков и сейчас учащиеся представляют свои проекты на уроке в форме презентации и защищают их. В работе задействованы все студенты группы.
Образец.
Group 1.
Please to meet you. Let me introduce my company: Mr. Baker – a Sales representative; Ms. Spencer – works in the account department; Ms. Brown - personal secretary; Mr. Norman and Mr. Turner engineers, Ms. Blake – a Researcher. The Managing director is Mr. Maison.
Our company specializes in production of machines. We do business with a lot of foreign firms. All our specialists know English and we have talks with foreign representatives in English. We make appointments very often. During the talks we discuss prices, terms of payment and delivery. Many countries are interested in buying our goods . We are sure that our machines are in great demand on the world market and the prices are not so high as the prices of our competitors. If you compare our modals with models of competitors you will no doubt see that our models has a number of advantages: -the capacity of our machines is much higher, - the model is reliable and easy in handling, - it is made of first class material that guarantees an excellent running for large number of years. We have been doing business for a long time and have never put defective models on the market. We conclude deal only with reliable companies and we are in close cooperation with foreign firms for many years. Our company is flourishing … ect
- С целью закрепления проводится игра( пресс-конференция). Часть студентов выступает в роли журналистов и обращается к «представителям фирм» с вопросами о деятельности их компаний.
Примерные образцы вопросов:
What is your firm specialize in?
- Are many firms interested in buying your equipment?
- What is your firm going to sell this year?
- Are you planning to increase the production of your goods?
- Do you advertise your goods?
- We know that the price of your goods are rather high. Are you going to reduce them?
- Does your firm receives a lot of enquirers?
- Will you give us all the necessary information on the new type of equipment of your company? … ect
- С целью применения и закрепления тематической лексики в письменной форме учащимися составляется деловое письмо. Класс делится на группы. Каждой группе предложено задание:
- Перевести с русского языка на английский деловое письмо. «Обсуждение условий оплаты товара». ( для более продвинутых студентов )
«Уважаемые господа!
Благодарим вас за письмо от 3 апреля и за образцы товаров, которые вы нам выслали. Мы изучили их и с удовольствием сообщаем, что мы удовлетворены качеством ваших товаров. Они конкурентноспособны и пользуются большим спросом на мировом рынке. Но, к сожалению, цена на ваш товар слишком высока, значительно выше цены ваших конкурентов. Мы бы хотели, чтобы вы снизили цену на ваш товар. Пожалуйста, сообщите нам.
С нетерпением ожидаем вашего ответа.
Искренне ваш … »
- Составьте письмо, используя следущие слова и словосочетания:
( средний уровень )
to receive an offer, to be interested, to be in great demand on the market, high prices, to be acceptable, to give a discount, power equipment, reduce the price, study price-list.
- Переведите письмо с английского языка на русский (пониженный уровень)
«Dear Sirs,
We thank you for the letter of the 2 of May and we are pleased to learn that you are interested in buying our equipment. Every year we put a new product on the market and it is in great demand. The price of our equipment is not so high as the price of our competitors. Besides our firm guarantee promt delivery. If you need any information let us know.
Yours faithfully»
- Чтение текста «Nightmare» . Учащиеся должны поставить предложения в правильной последовательности, чтобы получился связанный рассказ и ответить на вопрос «Почему босс уволил охранника?». Студентам раздаются карточки с предложениями. Сюжет рассказа соответствует теме урока.
- Рефлексивно-оценочная часть занятия. Подведение итогов. Выставление оценок. Самооценка.
T: - Dear friends! I'd like to thank you for your work. You wre really great! Your projects were nicely done. I hope you've learned much and perhaps will use your knowledge of English in future. What do you think of your work today?
Учащиеся высказывают своё мнение, проводят самооценку своё деятельности на уроке.
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативной компетенции учащихся на
основе новых технологий в процессе обучения деловому
английскому языку
Применение новых обучающих технологий в учебно-воспитательном процессе можно и нужно в любых условиях. Это способствует не только развитию коммуникативных особенностей личности, но и обогащению знаний по предмету, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей учащегося.
Иностранный язык, как общеобразовательный учебный предмет, может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей детей. Обладая огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом, иностранный язык может реализовать творческий потенциал лишь в ходе осуществления практической цели обучения, то есть только в том случае, если обучаемый в процессе иноязычной коммуникативно-познавательной деятельности (слушая, говоря, читая, пользуясь письмом) будет расширять свой общеобразовательный кругозор, развивать свое мышление, память, чувства и эмоции; если в процессе иноязычного общения будут формироваться социально-ценностные качества личности: мировоззрение, нравственные ценности и убеждения, черты характера. Проблема формирования творческих способностей подростков в процессе обучения английскому языку приобретает особую актуальность и непосредственно связана с учебно-познавательной и практической деятельностью.
Процесс оптимизации обучения английскому языку в нашем колледже осуществляется с помощью учебно-исследовательской проектной работы. Для организации проектной работы мы отбираем тот материал, который предполагает решение проблемы, имеет практическую, теоретическую и познавательную значимость. Чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями (работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы …). К творческим умениям относятся : умения вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение лаконично излагать свою мысль. Урочная учебно-исследовательская проектная деятельность учащихся в колледже включает: проблемные уроки, урочные проекты (внутриколледжные), внеурочную учебно-исследовательскую деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: реферативную работу, проектную работу по интересам, реферативные работы по английскому языку, учебно-исследовательские работы, научные работы, интеллектуальные марафоны, олимпиады, конференции.
Сначала мы выявляем детей, предрасположенных к исследовательской проектной работе. Наша роль - роль учителя - является доминирующей и взаимодействие с учащимися очень тесное. Затем мы определеляем тему, цели, ставим задачи. На этом этапе преподавватель уже выступает в роли консультантаи наша роль не является доминирующей. Далее идёт выполнение работы. Педагог является консультантом. Учащимся предоставляется максимальная самостоятельность. И, наконец, защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и учащиеся — равноправные партнеры. На уроках английского языка с использованием проектного обучения создаются такие условия, при которых учащиеся самостоятельно и с охотой получают знания из разных источников; учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах; развивают свои исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации из литературы, документов и т.д.); развивают аналитическое мышление.
Разрабатывая тематику курса «Деловое общение на английском языке» для студентов специальности «Экономика и бухгалтерский учёт», я ставлю цель — формирование и развитие навыков и умений делового общения средствами английского языка, и, чтобы процесс обучения был более эффективным, стараюсь использовать различные коммуникативные ситуации, деловые игры, конкурсы, презентации, продумываю и разрабатываю план проектной работы, систему коммуникативных упражнений, обеспечивающих ее речевой уровень. Необходимо иметь ввиду, что учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках темы, владеть произношением, использовать лексику в неподготовленных высказываниях, диалогах, пересказах, учащиеся должны владеть всеми типами вопросов, чтобы общаться между собой в рамках темы.
С ребятами 3 курса я часто провожу урок – деловую игру «Английский для молодых бизнесменов» с использованием проектных форм работы.
Учащимся предлагается в скрытом виде проблема, которую нужно выявить. Можно задать наводящие вопросы типа : Какова роль отводится иностранному языку в период бурного развития коммерческих связей ? Как развивается предпринимательская деятельность ? Как осуществляются деловые связи с фирмой ? Как ведется переписка с деловыми партнерами ? …Учащиеся высказывают свое мнение. Далее обеспечиваются языковые и речевые умения. Можно предложить рассказ на аудирование о жизни представителей деловых кругов за рубежом, обсуждаются вопросы об устройстве на работу на фирме в форме вопросо – ответных упражнений, инсценированного диалога, заполнения анкеты об устройстве на работу… Важно, чтобы учащиеся тренировались в употреблении разговорных клише, поскольку такого рода коммуникативные связки очень нужны при проведении дискуссии. Следует поощрять к использованию таких клише. В качестве содержательно – смысловой основы, позволяющей успешно реализовать стоящие перед учителем задачи , выступают тексты различных функциональных стилей. Содержание этих текстов служит стимулом последующих высказываний учащихся. Итак, на подготовительном этапе проектной работы совершенствуются сформированные ранее навыки иноязычного общения и закладываются основы будущих самостоятельных высказываний учащихся.
Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений ребят в рамках обсуждаемой проблемы необходимо обучать стратегии и тактике группового общения. Учащиеся делятся на группы, им предлагается разработать свой собственный проект. Желательно, чтобы в каждой группе были сильный, средний, и слабый учащийся. Разумеется необходимо учитывать и психологическую совместимость. Каждая группа представляет окружающим свой бизнес, затем предлагается общая дискуссия, организуется обсуждение. Целесообразно предварительно просмотреть готовые проекты учащихся, чтобы на их основе организовать обсуждение. Кроме того, следует предложить ребятам подготовить возможные вопросы по теме проекта, определить правила ведения дискуссии: этические нормы, речевые клише, активность, предложить написать деловые письма зарубежным партнерам (принятие предложения о работе, рекомендательное письмо, письмо с обсуждением условий оплаты товара и скидки на товар…) и.т.д. Группа учащихся выбирает одно задание и при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый учащийся получает самостоятельный участок работы в проекте. В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый активно включается в поиск новой информации, в «добывание» знаний. А это огромный стимул к активному усвоению знаний. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, учащиеся приучаются творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, учатся работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей.
Преподаватель анализирует высказывания учащихся, следит за тем, как усвоена ими лексика, правильно ли употребляются грамматические структуры, оценивает ответы. Необходимо поддерживать и стимулировать активность ребят, поощрять их.
Метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для учащихся. Во время работы над проектом строятся новые отношения преподавателя учащихся, ребята могут показать свои организаторские способности, скрытые таланты. В проекте выступает как социальное лицо, соотносящее свои личные интересы с общественными, и как творческое лицо, пробуждающее предложить новые решения отдельных жизненных проблем.
Таким образом, личностно – ориентированное обучение в сотрудничестве, проектные методики в определенной степени позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению иностранного языка, когда учатся с увлечением и раскрываются возможности каждого, позволяют создать на уроке исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый студент вовлечен в творческий познавательный процесс на основе методики сотрудничества.
Урок — деловая игра:
«Английский для молодых бизнесменов»
Цель урока: развитие и изучение иностранного языка с ориентацией на практическое его использование в сфере делового общения.
Задачи урока: развитие навыков письменной речи на базе деловой документации; использование широкой системы упражнений, обеспечивающих закрепление лексики и грамматики; развитие навыков диалогической и монологической речи на базе деловой темы; создание благоприятного эмоционально-психологического климата способствующего вовлечению учащихся в иноязычную коммуникацию на уроке.
Урок включает подтемы:
«На фирме»;
«Деловая переписка. Виды деловых писем»
«Заключение торговой сделки»
«Переговоры с фирмой»
«Деловая поездка»
«Устройство на работу»
Оснащение: карточки с лексикой для игры «Bingo» с целью закрепления
лексических единиц по теме; карточки со словами для
составления диалогических и монологических высказываний;
раздаточный материал для работы над текстом «Nightmare»,
презентации творческих работ учащихся, доска, проектор.
На уроке использованы элементы:
- деловой игры;
- ролевой игры;
- урока-конференции;
- индивидуальной, парной, групповой работы;
Применяемые технологии:
личностно-ориентированное обучение;
информационно- коммуникативно-ориентированное обучение;
коммуникационные технологии;
интернет-технологии.
Ход урока
- Мотивационно - ориентировочная часть.
- Вступительное слово учителя о необходимости изучения иностранного языка и его использования в сфере делового общения. Подвести учащихся к осознанию и пониманию значения английскогого зыка, его роли в развитии официальных контактов на международном уровне.
T: Dear friends! Welcome to the English courses for young businessmen! We have been discussing the problems of business for some lessons. And today as a result of our work, you will have the opportunity to use your knowledge in new situations. Not all of you will become businessmen, but I believe that the knowledge of business vocabulary will be of some use in your future occupation and everyday life. Do you agree with me that the English language plays very important role in business?
Предполагаемые тветные реплики и высказывания учащихся:
For example:
I fully agree with you. English is the language of the world. It is absolutely necessary for people nowadays, because of our growing international contacts with foreign countries.
I am sure that learning English will help me in my future career. Making business also means the ability of speaking English. We can make our intellectual and cultural horizons wider through contacts with people of another culture.
As for me I learn English, because it is a very popular language all over the world. It is used in many parts of the world and there is a lot of business correspondence and literature in English.
- С целью применения английского языка в сфере делового общения в предъявленных ситуациях предварительно отрабатывается и закрепляется лексика в форме игры «Bingo». Эта игра проводится как одна из разновидностей лексического текста. Каждый студент получает лист бумаги, разграфлённой в виде решётки, состоящей из 16 квадратов. Задача студентов — заполнить квадраты словами по определённой теме. Преподаватель в быстром темпе читает список слов по данной тематике, а студенты зачёркивают на своих листах услышанные слова. Как только у кого-нибудь из играющих окажутся зачёркнутыми 4 квадрата подряд ( по горизонтали, по вертикали или по диагонали ), он громко произносит «Bingo» и считается победителем игры.
T: Before we start our game let us do some phonetic exercises.
- Фонетическая отработка (закрепление) наиболее сложных звуков и буквосочетаний в лексических единицах по теме;
T: Translate from Russian into English:
Перевод лексических единиц с русского на английский, обращая внимание на произнесение звуков: to get into touch, to take into account, to be looking forward to your reply, we are pleased to offer, to meet request, to have pleasure to inform, to regret to inform, to conclude agreement, to have talks with firm representatives, to make an appointment, the goods are in great demand in the world market, to accept terms of delivery and payment, to conclude trade relations and connections, goods meet requirements, the company is flourishing in the world market,to produce high quality goods, to compete on the market, to be authorized, to do business with reliable firms, to be in close cooperation … ect
- Игра «Bingo» на закрепление лексики по теме.
Этап постановки учебной задачи направлен на получение конкретных результатов. Учащимся предлагается работа со знакомой лексикой по карточкам с целью закрепления и использования тематической лексики в новых ситуациях.
- Составление и драматизация небольших диалогов, используя данные слова и словосочетания.
T: I want you to use all these active words and word combinations in dialogues.
Образец карточки для составления диалогов:
- to be in great demand - Hi, Henry! How is life?
- to put a new product on the market - O.K. Thanks. I hear you .. sport clothes
- to conclude trade agreement - Yes, good clothes .. now and we .. only
- to produce - Are you planning to … ?
- foreign firms - Yes. Besides we want to … with ...
- high quality goods
- Аудирование рассказа о жизни и деятельности деловых кругов за рубежом.
Цель: учить воспринимать речь на слух, понимать иноязычный текст, учить высказывать своимысли об услышанном, грамотно, лаконично отвечать на вопросы, излагать свою мысль, аргументировать её, используя в речи лексические единицы по теме.
- прослушивание текста, предварительно отработав незнакомую лексику;
- ответы на вопросы преподавателя;
- обсуждение текста;
- инсценирование.
Текст на аудирование:
«My name is Mr. Collins. I am a Sales Manager of Goodman and Co.. My company does business with different countries of the world. We specialize in producing of high quality Grinding Machine Matrix 67 which are in great demand on the world market. My office is on the second floor. You can see a lot of telexes, letters and cables on the desk. My working day begins at 9 o'clock, but I usually come to the office at a quarter to nine to get ready for work. Every day we receive foreign businessmen and we discuss prices, terms of payment and delivery, the quality of the samples, placing an order. Every year our firm receives a lot of enquires for Grinding Machines from different countries of the world. Our trade contacts are developing from year to year. I personally make arrangements with representatives of foreign firms about the shipment of our goods. I usually have preliminary talks before signing the contracts. Last week we received an enquiry for our goods from “Machinoexport” and the President of our firm asked me to be ready for the talks. I was authorized to negotiate the purchase of Grinding Machines. Next month I am attending the International Engineering Exhibition which will be held in Paris where I'll show the advantages of our machines comparing them with the models of our competitors: the capacity of our machines, their reliability, design and efficiency”.
2. Операционально-исполнительная часть заключается в овладении учебными действиями, усвоением содержания темы
Ролевая деловая игра «На фирме»
Регистрация, заполнение личных карточек при трудоустройстве.
Интервьюирование.
Презентация своей фирмы, своего бизнеса.
- Учащиеся заполняют анкету «Job Application» (устройство на работу) в письменной форме — контроль и оценка за правильность оформления,
- интервьюирование проводятся в игровой форме.
Образец.
Registering.. Interviewing.
Application for Employment. Work International.
98, Statford Street London
E14, 9TE, Telephone 071-987-091
Name
Address
Telephone Number
Marital status: single
married
Nationality
Present job (occupation)
Language
Job requested
Driving License
Signature
Образец интервьюирования.
- What is your first name and surname?
- My first name is …
- What is your nationality?
- I am Russian.
- Tell us about your present job?
- I'm a personal secretary in the company and I think I”m a qualified secretary and have good recommendations.
- What is the reason for going to Britain?
- Have never been before and I want to practice my English. I'm sure it will be helpful in my future work.
- What languages do you know?
- Russian and English. I've been learning English for 5 years.
- That's good. What sort of job are you looking for?
- I like a job as a sales manager or sales representative.
- Thank you . We'll let you know.
- Презентация своей фирмы, своего бизнеса.
Домашнее задание. Эта творческая работа выполнялась в течение ряда уроков и сейчас учащиеся представляют свои проекты на уроке в форме презентации и защищают их. В работе задействованы все студенты группы.
Образец.
Group 1.
Please to meet you. Let me introduce my company: Mr. Baker – a Sales representative; Ms. Spencer – works in the account department; Ms. Brown - personal secretary; Mr. Norman and Mr. Turner engineers, Ms. Blake – a Researcher. The Managing director is Mr. Maison.
Our company specializes in production of machines. We do business with a lot of foreign firms. All our specialists know English and we have talks with foreign representatives in English. We make appointments very often. During the talks we discuss prices, terms of payment and delivery. Many countries are interested in buying our goods . We are sure that our machines are in great demand on the world market and the prices are not so high as the prices of our competitors. If you compare our modals with models of competitors you will no doubt see that our models has a number of advantages: -the capacity of our machines is much higher, - the model is reliable and easy in handling, - it is made of first class material that guarantees an excellent running for large number of years. We have been doing business for a long time and have never put defective models on the market. We conclude deal only with reliable companies and we are in close cooperation with foreign firms for many years. Our company is flourishing … ect
- С целью закрепления проводится игра( пресс-конференция). Часть студентов выступает в роли журналистов и обращается к «представителям фирм» с вопросами о деятельности их компаний.
Примерные образцы вопросов:
What is your firm specialize in?
- Are many firms interested in buying your equipment?
- What is your firm going to sell this year?
- Are you planning to increase the production of your goods?
- Do you advertise your goods?
- We know that the price of your goods are rather high. Are you going to reduce them?
- Does your firm receives a lot of enquirers?
- Will you give us all the necessary information on the new type of equipment of your company? … ect
- С целью применения и закрепления тематической лексики в письменной форме учащимися составляется деловое письмо. Класс делится на группы. Каждой группе предложено задание:
- Перевести с русского языка на английский деловое письмо. «Обсуждение условий оплаты товара». ( для более продвинутых студентов )
«Уважаемые господа!
Благодарим вас за письмо от 3 апреля и за образцы товаров, которые вы нам выслали. Мы изучили их и с удовольствием сообщаем, что мы удовлетворены качеством ваших товаров. Они конкурентноспособны и пользуются большим спросом на мировом рынке. Но, к сожалению, цена на ваш товар слишком высока, значительно выше цены ваших конкурентов. Мы бы хотели, чтобы вы снизили цену на ваш товар. Пожалуйста, сообщите нам.
С нетерпением ожидаем вашего ответа.
Искренне ваш … »
- Составьте письмо, используя следущие слова и словосочетания:
( средний уровень )
to receive an offer, to be interested, to be in great demand on the market, high prices, to be acceptable, to give a discount, power equipment, reduce the price, study price-list.
- Переведите письмо с английского языка на русский (пониженный уровень)
«Dear Sirs,
We thank you for the letter of the 2 of May and we are pleased to learn that you are interested in buying our equipment. Every year we put a new product on the market and it is in great demand. The price of our equipment is not so high as the price of our competitors. Besides our firm guarantee promt delivery. If you need any information let us know.
Yours faithfully»
- Чтение текста «Nightmare» . Учащиеся должны поставить предложения в правильной последовательности, чтобы получился связанный рассказ и ответить на вопрос «Почему босс уволил охранника?». Студентам раздаются карточки с предложениями. Сюжет рассказа соответствует теме урока.
- Рефлексивно-оценочная часть занятия. Подведение итогов. Выставление оценок. Самооценка.
T: - Dear friends! I'd like to thank you for your work. You wre really great! Your projects were nicely done. I hope you've learned much and perhaps will use your knowledge of English in future. What do you think of your work today?
Учащиеся высказывают своё мнение, проводят самооценку своё деятельности на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетентности обучающихся на занятиях английского языка
Педагогический проект на тему: Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетентности обучающихся на занятиях английского языка ...
Эффективность учебного занятия по формированию информационно-коммуникативных компетентностей
Две странички, но полезность для учителей большая. Посмотрите!...
Условия формирования коммуникативной компетентности студентов на учебных занятиях
Статья содержит описание условий, необходимых для создания безопасной и стимулирующей атмосферы занятия, в условиях которой будут развиваться коммуникативные умения студентов с разными типами темперам...
обобщение педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития коммуникативной компетентности обучающихся начального и среднего профессионального учебного заведения ».
В связи с переходом к ФГОС второго поколения особо актуальным и необходимыми становятся не только знания, но и знания о том, как и где их применить. Ещё ...
Развитие коммуникативной компетентности на уроках казахского языка
На начальном этапе обучения казахскому языку закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение и взаимодейст...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДИСКУССИИ
Цели технологии проведения учебных дискуссий. Развитие критического мышления студентов, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры, рефлексивного мышления, инициативности, ак...