Условия формирования коммуникативной компетентности студентов на учебных занятиях
методическая разработка на тему

Кочкина Марина Петровна

Статья содержит описание условий, необходимых для создания безопасной и стимулирующей атмосферы занятия, в условиях которой будут развиваться коммуникативные умения студентов с разными типами темперамента, с разным уровнем коммуникативной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon usloviya_kommunikativnoy_kompetentnosti.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

 «Условия формирования коммуникативной компетентности студентов на учебных занятиях»

в ситуациях группового обсуждения на занятиях

Одним из критериев оценки коммуникативной компетентности является готовность защищать и доказывать свое суждение перед другими людьми, которая может быть сформирована если:

  1. Педагог требует обоснования каждого высказанного суждения (правильного и неправильного в одинаковой мере, иначе студенты будут чувствовать по глубине интереса педагога, что обосновывать можно только заведомо правильное суждение)
  2. Педагог подсказывает алгоритм обоснования с помощью содержательных вопросов (студенты часто просто не понимают, что значит обосновать)

Свобода высказываний может быть обеспечена только в условиях сочетания уважения и отсутствия жестких рамок, поэтому на занятии должно быть:

  1. регламент устанавливают студенты, а не педагог (либо по договоренности)
  2. высказывания должны быть свободными, т.е. не тогда, когда разрешил педагог (например, после того, как студент поднял руку), а тогда, когда этого требует ситуация
  3. необходимо научить студентов вежливым обращениям, извинениям, и показать образец их применения на собственном примере
  4. необходимо призывать к внимательному слушанию, соблюдению очередности высказываний, обращать внимание на то, что кто-то высказывается в данный момент

Труднее всего на занятии говорить студентам со слабыми типами темперамента, с низким внутригрупповым статусом, с неуверенностью, с низким уровнем развития интеллекта, поэтому для развития коммуникативной компетентности для них требуется создать особые условия:

  1. Настойчиво приглашать к высказыванию, если наблюдается интерес или слабые попытки высказаться
  2. Обращаться с конкретными вопросами, а потом просить обосновать ответ
  3. Не позволять перебивать его другим, более сильным студентам

Самостоятельность и активность высказываний может быть обеспечена только в условиях психологической безопасности, которая может создаваться за счет следующих условий:

  1. Любой ответ студента должен приниматься и рассматриваться как достойный рассмотрения. Педагог должен вместе со студентами проанализировать достоинства и слабые стороны высказанного суждения, причины которые объясняют возникновение такого суждения (чтобы снять часть ответственности с высказывающегося), акцентировать внимание на  достоинствах высказывания, его оригинальности, самостоятельности, необычности, практической значимости, даже если высказывание неверно по сути.
  2. Выслушивание правильного и неправильного ответа должно сопровождаться одинаковой терпеливой невербальной поддержкой (звуковым поощрением, кивками головы, приглашающими жестами и т.п.)
  3. Необходимо пресекать неконструктивную (ради критики), слишком эмоциональную, беспочвенную критику со стороны других участников обсуждения
  4. Обеспечить ощущение значимости для каждого высказывающегося (дослушать того, кто высказывается, обязательно обратиться к тому, кто пытался высказаться параллельно)
  5. Педагог не должен обозначать высказывание как правильное или неправильное, это решение примет группа в процессе обсуждения, а того, кто высказывается необходимо побуждать к обоснованию и поддержанию профессионального спора.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические аспекты формирования коммуникативной компетенции студентов в условиях реабилитационно-образовательного пространства НТТИ.

В данной статье рассмотрены способы формирования общих компетенций, особенности и специфика психологических тренинговых занятий позволяющих сформировать в студентах конкурентно-способного профессионал...

Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетентности обучающихся на занятиях английского языка

Педагогический проект на тему: Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетентности обучающихся на занятиях английского языка ...

обобщение педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития коммуникативной компетентности обучающихся начального и среднего профессионального учебного заведения ».

         В связи с переходом к ФГОС второго поколения особо актуальным и необходимыми становятся не только  знания, но и знания о том, как и где их применить. Ещё ...

Формирование лингвистической культуры на уроках русского языка и литературы как средство развития коммуникативной компетентности студентов .

В статье обсуждается важность самостоятельной реферативно-исследовательской работы студентов в формировании коммуникативной компетентности при изучении дисциплины "Русский язык и культура речи&qu...

Формирование единой информационной образовательной среды как условие развитие профессиональной компетентности студентов колледжа.

Одним из важнейших направлений развития современного среднего профессионального образования является его информатизация, которая заключается в обеспечении данной сферы образования те...

Методическая разработка внеаудиторного занятия "Тренинг-как форма развития коммуникативной компетентности студентов"

Методическая разработка внеаудиторного занятия "Тренинг-как форма развития коммуникативной компетентности студентов"...