ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДИСКУССИИ
статья на тему

Воробьёва Светлана Анатольевна

Цели технологии проведения учебных дискуссий.  Развитие критического мышления студентов, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры,  рефлексивного мышления, инициативности, активной гражданской позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._marafon_vorobyova_s.a.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд № 1. 

Тема: Формирование коммуникативной компетентности в процессе применения технологии дискуссии.

Слайд № 2. 

В традиционной отечественной литературе дискуссия рассматривалась как одна из возможных форм обучения, но специально не разрабатывалась как педагогический инструментарий учителя.

 В отечественной литературе наиболее полно описание дискуссии как педтехнологии изложены М. В. Клариным. *

Кларин М.В. «Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии» Издательство «Эксперимент» 1998 г.

Слайд № 3. 

 Цели технологии проведения учебных дискуссий

Развитие критического мышления студентов, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры,  рефлексивного мышления, инициативности, активной гражданской позиции.

Слайд № 4. 

Признаки учебной дискуссии:

- работа группы лиц, выступающих обычно в ролях ведущих и участников;

 - соответствующая организация места и времени работы;

взаимодействие включает высказывания, выслушивание, а также использование невербальных выразительных средств;

 - направленность на достижение учебных целей.

Слайд № 5 - 6. 

Применяемые в учебно-воспитательном процессе формы дискуссии:

Заседание «экспертной группы» – обычно четыре-шесть учащихся с заранее назначенным председателем вначале обсуждают предварительно обозначенную проблему внутри группы, а затем излагают свои позиции всему классу. Каждый участник группы делает короткое, но емкое сообщение.

Слайд № 7. 

«Форум» - обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы», только в этом случае группа учащихся – участники форума обменивается мнениями с «аудиторией».

Слайд № 8. 

 «Лесенка»: группы (пары) обучающихся включаются в полилог по восходящей: от первой группы – до последней. Каждая пара обучающихся подготавливает и высказывает единое согласованное суждение по проблеме. Каждая группа (пара) старается набрать большее число баллов, исчисляющихся по количеству  суждений. Если  студенты очередной группы не смогли прийти к общему мнению, они пропускают  свою очередь. Два пропуска позволяют модератору (ведущему) снимать у группы 3 балла, а учитель вправе оценивать работу учащихся отрицательно.

Слайд № 9. 

Как показывает опыт, не только урочная система, но и внеклассные мероприятия – одни из лучших организационных форм для применения технологии дискуссии с целью формирования коммуникативной компетенции. 

Слайд № 10. 

 Метод, получивший название «Brainstorming» — мозговой штурм (мозговая атака), предложил А. Осборн в конце 1930-х годов в США.
относится к совокупности методов групповой дискуссии.
Городской интеллектуальный турнир по теме «Забытая война» к 100-летию Первой мировой войны (2014 г.)

Слайд № 11. 

Мозговой штурм (от англ. brainstorming – мозговая атака) – метод обучения, стимулирующий интеллектуально-творческие и познавательные способности обучаемых. Городской молодёжный правовой конкурс  «Знаешь ли ты закон?» (2015 г.)

Слайд № 12. 

 «Дебаты» - явно формализованное обсуждение, представляющее собой поочередное выступление представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп) с аргументацией  и опровержением. 

Городской молодёжный конкурс «Молодые ораторы – 2016»

Слайд № 13. 

Динамика качества знаний обучающихся за 2015-2016 гг.

Слайд № 14. 

Формирование у обучающихся общих компетенций:
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; организовывать собственную деятельность, использовать информационно-коммуникационные технологии, работать в команде.

Преимущества технологии дискуссии в том, что обучение превращается в социально-организованный процесс формирования общечеловеческих ценностей.

Очень хорошо. Рекомендации: в диаграмме подписать группы, а то не очень понятно, что за цифры (номер группы). При чтении доклада постарайтесь не дублировать текст презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетентности обучающихся на занятиях английского языка

Педагогический проект на тему: Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетентности обучающихся на занятиях английского языка ...

Условия формирования коммуникативной компетентности студентов на учебных занятиях

Статья содержит описание условий, необходимых для создания безопасной и стимулирующей атмосферы занятия, в условиях которой будут развиваться коммуникативные умения студентов с разными типами темперам...

Значение учебных игр для формирования ключевых компетентностей учащихся. Проблемы, связанные с использованием игровых технологий в современном образовательном процессе

quot;Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В ...

Статья- Формирование коммуникативной компетентности учащихся через реализацию интегративного подхода к обучению английскому языку.

Современное обучение  выбирает новые технологии развития, среди которых особое место занимает интеграция предметов. Интеграция – это философское понятие, означающее связность и взаимодейств...