Формирование коммуникативной компетентности учащихся
статья по теме

Каберова Зауреш Гилажеденовна

Статья 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной компетентности  учащихся юридических специальностей в процессе обучения русскому языку

    В условиях экономической и политической глобализации кардинальным образом изменились требования, предъявляемые сегодня работодателями к выпускникам. Кроме высокого профессионального уровня, современный специалист  должен обладать достаточно высоким уровнем языковой компетенции. Так и специалисту в области права необходимо соответствовать своей профессии в силу ее социальной значимости. Впечатление общей культуры и интеллигентности, безукоризненное владение профессиональной речью определяют высокий рейтинг многих современных юристов. Преподавание русского языка для будущих юристов имеет свою специфику. Неразработанность методов, учебных пособий и в целом системы коммуникативной подготовки  создает определенные трудности в преподавании предмета. На что же надо обращать внимание при подготовке учащихся-правоведов? Цель курса — сформировать у учащихся понимание значения языковой культуры для юриста, помочь в овладении нормами современного русского литературного языка, научить применять полученные знания. Так на первом занятии выясняется роль   языка в профессиональной деятельности юристов, приводятся высказывания судебных ораторов о необходимости знания норм литературного языка. На последующих занятиях прослеживается функционирование изучаемых языковых явлений в языке права. В профессиональной подготовке будущего юриста одинаково важны и культура речи, и стилистика, и риторика. Правильность, точность, уместность и чистота  речи юриста, речевое мастерство, умение убедить аудиторию и воздействовать на нее - важнейшие условия формирования профессионально значимых качеств личности.  Профессиональная коммуникация в любой сфере деятельности человека строится на терминологической базе. Юрист должен прекрасно владеть юридической терминологией, связной (коммуникативно-воздействующей) речью. Язык права специфичен: многие слова имеют отличающееся от общеупотребительного значение (например, возбуждение, дача, деятель); своеобразны лексическая сочетаемость (преступная деятельность, совершить преступление, дача взятки), управление (увольнение от должности), порядок слов. Наилучшим методом пополнения профессионального лексического запаса становятся тексты, относящиеся к различным функциональным стилям русского языка. Перед занятием учащимся выдаются тексты упражнений, составленные по материалам процессуальных актов. Это могут быть материалы газет. В текстах должны содержаться профессионально значимые сведения, интересные факты. Тексты на правовые темы, речи государственного обвинителя и адвоката в судебном процессе, оглашаемые обвинительные заключения оказывают огромное воспитательное воздействие.  Поэтому ко всем следственным и судебным процессуальным документам, устным выступлениям юриста предъявляются высокие требования не только с точки зрения их политической выдержанности и юридической грамотности, но и с языковой стороны. Работа над содержанием и логической стороной текста должна быть направлена на формирование навыка построения собственных текстов, предупреждение таких ошибок, как нарушение последовательности и связности текстов. Особое внимание уделяется созданию устных текстов разного типа, как спонтанных, так и подготовленных заранее. В процессе анализа текста будут усваиваться и языковые правила. Важную роль в овладении нормами современного русского литературного языка, в умении аргументированно, точно, экспрессивно выражать мысли играют чтение и анализ судебных речей известных  юристов. На примерах речей А.Ф.Кони, П. А.Александрова, Я.С.Киселева, В.С.Россельса студенты познают функции синонимов и способы их использования,  эмоционально окрашенную лексику. Прослушивание устных речей прокурора и адвоката в судебных прениях и их анализ помогают уяснить различия между устной и письменной формами речи. В этом контексте особую значимость приобретает дискуссия, совместное обсуждение и решение проблем и другие формы диалога. Будущим юристам важны навыки составления процессуальных документов. Грамотное изложение и правильное оформление документа являются не только показателями уровня общей культуры специалиста, но и частью имиджа организации, которую он представляет. При написании служебных документов (исковых заявлений, обвинительных заключений, протоколов допроса и осмотра места происшествия, договоров, соглашений) не редки стилистические, грамматические и другие виды ошибок. Материалом для упражнений на  занятиях служат нормативные акты, на которых учащиеся наблюдают особенности языка права, и процессуальные акты, анализ которых помогает отмечать речевые, стилистические ошибки и устранять их. Стилистической правке придается большое значение, так как на отрицательных примерах можно нагляднее выявить нарушения механизма построения речи. На занятиях студенты должны овладеть такими жанрами устной и письменной речи, как устное выступление, реферат, конспект, рецензия, заявление, аннотация, доклад. На занятиях предусматривается анализ коммуникативных неудач, вызванных речевыми ошибками, неправильным построением сложных предложений, введением причастных и деепричастных оборотов, неверным употреблением пунктуационных знаков. Существенную часть знаний учащиеся получают в результате активной исследовательской работы и самостоятельного поиска учебной информации. В процессе самостоятельной и групповой работы, в ходе выполнения оригинальных исследовательских заданий происходит развитие интеллектуальных способностей и креативного потенциала студентов. Использование проблемных ситуаций и ролевых игр является одной из важнейших форм активизации учебного процесса. Студенты осваивают и моделируют различные виды речевых жанров и коммуникаций, участвуют в развивающих языковых играх. Понятность, нормативность, доступность смысла высказывания; последовательность, логическая стройность изложения, убедительность, правовая аргументированность; соответствие нравственно-этическим правилам и нормам поведения; широкий диапазон стилистических средств выражения и воздействия – важнейшие индикаторы высокого уровня профессиональной коммуникативной компетенции юриста  в условиях полиязычия.                                  

                                                                            Автор публикации: Каберова З.Г.,

преподаватель русского языка ЗКАК «АТиСО"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетентности обучающихся на занятиях английского языка

Педагогический проект на тему: Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетентности обучающихся на занятиях английского языка ...

Условия формирования коммуникативной компетентности студентов на учебных занятиях

Статья содержит описание условий, необходимых для создания безопасной и стимулирующей атмосферы занятия, в условиях которой будут развиваться коммуникативные умения студентов с разными типами темперам...

Формирование информационной компетентности учащегося при обучении информатике и информационным технологиям на основе деятельностного подход

Целью реализации модели является подготовка специалиста, обладающего информационной компетентностью В разработке представлен краткий материал по предмету «Информатика и информационные технологии» напр...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДИСКУССИИ

Цели технологии проведения учебных дискуссий.  Развитие критического мышления студентов, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры,  рефлексивного мышления, инициативности, ак...

Значение учебных игр для формирования ключевых компетентностей учащихся. Проблемы, связанные с использованием игровых технологий в современном образовательном процессе

quot;Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В ...

Статья- Формирование коммуникативной компетентности учащихся через реализацию интегративного подхода к обучению английскому языку.

Современное обучение  выбирает новые технологии развития, среди которых особое место занимает интеграция предметов. Интеграция – это философское понятие, означающее связность и взаимодейств...