Рабочая программа внеурочной деятельности по химии с использованием оборудования "Точка роста"
рабочая программа

Хангалова Светлана Баировна

Рабочая программа внеурочной деятельности по химии "Химический калейдоскоп" с использованием оборудования "Точка роста". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Забитуйская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности «Химический калейдоскоп»

для  обучающихся 8-11 классов с использованием оборудования «Точка роста»

Программу составила Хангалова С.Б.

Забитуй, 2023 г.

Пояснительная записка

 Внеклассная работа – это составная часть учебно-воспитательной работы по предмету и одна из форм организации досуга обучающихся. Она представляет широкие возможности для всестороннего развития обучающихся, подготовки их к жизни.

           Программа данного курса рассчитана на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые интересуются химическими веществами и навыками экспериментирования. Назначение программы – помощь в самоопределении учащихся 8-11 классов.  Занятия тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют склонность к выполнению химических опытов, способствуют развитию творческих умений.

             В основу программы положены химический эксперимент со знакомыми обучающимся объектами, углубленное изучение некоторых теоретических положений, применение знаний, получаемых на уроках, и вопросов из истории химии и  веществ.

             Первые занятия вводят в мир химии, способствуют приобретению начальных практических умений в обращении с лабораторным оборудованием. На последующих занятиях рассматриваются теоретические вопросы, изучение которых дополняется самостоятельным чтением научно-популярной литературы, подготовкой небольших докладов, экспериментальной работой по заданию учителя. Немалое место в программе отведено занимательным опытам.

             

     Актуальность данной программы в том, что химическая наука и химическое производство в настоящее время развивается значительно быстрее любой другой отрасли науки и техники, и занимает все более прочные позиции в жизни человеческого общества.

            Программа имеет практическую направленность, в том, что в данном курсе предусмотрены практические занятия со знакомыми веществами, применяемыми в быту, косметике, которые выявляют и развивают склонности обучающихся к эксперименту, интерес к предмету, профориентацию ребенка, способствуют развитию  творческого мышления.

Цели и задачи курса

Основной целью данного курса является введение учащихся в экспериментальную общую химию. Стремясь к достижению поставленной цели, мы решаем следующие задачи:

Образовательные

- углубить и расширить знания учащихся по общей химии;

-  раскрыть роль эксперимента в химии;

- сформировать у школьников практические навыки, умение правильно обращаться с изученными веществами, приборами, проводить несложные химические опыты

Развивающие

- сформировать умение сравнивать, выявлять существенное, устанавливать

причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать знания;

-  развить познавательный интерес учащихся к химии;

- развить индивидуальные наклонности и возможности учащихся;

- развить самостоятельную поисковую деятельность школьников;

- совершенствовать умения работать с литературой и средствами мультимедиа.

Воспитательные

-  сформировать у учащихся диалектическое понимание научной картины мира;

-  способствовать их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности,

   гуманистических отношений, готовности к труду;

-  подготовить учащихся к сдаче   экзамена, поступлению в вуз;

-  подготовить учащихся к сознательному и ответственному выбору жизненного пути;

-  развить учебно-коммуникативные умения.

Методы и формы обучения

Формы проведения занятий: лекция, семинар, конференция, практическая работа. Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная. Методы обучения: репродуктивный, реконструктивный, частично-поисковый, творческий.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

всего

теории

практики

1

Обзор важнейших классов соединений,  используемых человеком

2

1

1

2

Вода

5

3

2

3

Смеси в жизни человека

      4

      3

      1

4

Поваренная соль

3

2

1

5

Химия пищи

16

6

10

6

Спички

2

1

1

7

Бумага

2

1

1

8

В мире красок и карандашей

4

2

2

9

Стекло

4

2

2

10

Керамика

4

2

2

11

Химия стирает, чистит и убирает

8

2

6

12

Химия – хозяйка домашней аптечки

       10

8

2

13

Химия – помощница садовода

2

1

1

14

Химия и ювелирные украшения

1

1

0

15

Подведение итогов занятий кружка

1

1

0

ИТОГО:

68

Содержание программы

Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком

Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.

Практическая работа № 1: получение каучука из листьев фикуса.

Вода

Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.

Практическая работа № 2: Анализ воды из природных источников.

Смеси в жизни человека

Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека.

Практическая работа № 3: Самодельные духи.

Поваренная соль

Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности.

Практическая работа № 4: Получение поваренной соли и ее очистка.

Химия пищи

Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.

Практическая работа № 5: Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.

Практическая работа № 6: Определение витаминов А, С, Е в растительном масле.

Практическая работа № 7: Определение нитратов в продуктах.

Практическая работа № 8: Анализ прохладительных напитков.

Практическая работа № 9: Определение содержания жиров в семенах растений.

Практическая работа № 10: Качественные реакции на присутствие углеводов.

Практическая работа № 11: Химические опыты с жевательной резинкой.

Спички

Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Виды спичек. Спичечное производство в России.

Практическая работа № 12: Изучение свойств различных видов спичек (бытовых, охотничьих, термических, сигнальных, каминных, фотографических).

Бумага

От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.

Практическая работа № 13: Изучение свойств различных видов бумаги.

 В мире красок и карандашей

Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.

Практическая работа № 14: Изготовление минеральных пигментов разных цветов.

Стекло

История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной обработки стекол.

Практическая работа № 15: Изучение физических свойств различных стекол.

Керамика

Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики.

Практическая работа № 16: Исследование физико-химических свойств глины.

Химия стирает, чистит и убирает

Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества. Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.

Практическая работа № 17: Определение среды в мылах и шампунях.

Практическая работа № 18: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды.

Практическая работа № 19: Выведение пятен с ткани.

Химия – хозяйка домашней аптечки

Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины. Самодельные лекарства.

Практическая работа № 20: Определение витаминов в препаратах поливитаминов.

Химия – помощница садовода

Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений.

Практическая работа № 21: Изучение состава различных почв.

Химия и ювелирные украшения

Украшения из металла, декоративных камней, природных материалов, керамики, полимерных материалов, покрытых эмалью.

Практическая работа № 22: Изготовление украшений из бисера, керамических бусин, природных материалов.

Подведение итогов занятий кружка.

Требования к усвоению учебного материала

В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны расширить свои знания о:

  • составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни;
  • нахождении воды в природе, свойствах воды, аномалиях воды, способах ее очистки, роли воды в природе и способах ее рационального использования;
  • составе и свойствах химических веществ, входящих в организм человека;
  • составе и свойствах основных компонентов пищи и их физиологической роли;
  • видах спичек и ОВР, протекающих при их горении;
  • видах и свойствах бумаги, а также способах изготовления ее различных сортов;
  • видах и свойствах красок, способах их изготовления; классификации, свойствах и способах получения пигментов; видах и свойствах масел и восков, применяющихся в живописи;
  • составе стекла, видах стекол и способах их получения;
  • истории возникновения керамики и ее видов;
  • составе и свойствах мыла, механизме действия, свойствах СМС;
  • видах и назначении некоторых лекарственных препаратов;
  • видах и свойствах удобрений, их химическом составе, а также экологических и медицинских проблемах, связанных с их применением.

В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны уметь:

  • применять методы качественного и количественного анализа;
  • самостоятельно осуществлять химические эксперименты;
  • соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента;
  • составлять отчет о проделанном эксперименте.

Ожидаемые результаты

На занятиях учащиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки, научатся выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами, соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента. Кроме того, кружковые занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науки, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на занятиях кружка, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи

Список литературы

Литература для учителя:

  1. Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.
  2.  Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.

3. Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.

 4. В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.

 5. Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.

 6. А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение 1978.

7.  И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.

 8. Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.

 9. Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение, 1972.

 10. Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. –М.: Просвещение 1976.

 11. Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.

 12. Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.

Литература для учащихся:

  1. Лидин Р.А. и др. Химия. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Теоретические основы. Вопросы. Задачи. Тесты: Учеб. пособие / Р.А. Лидин, В.А. Молочко, Л.Л. Андреева; Под ред. проф. Р.А. Лидина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
  2. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты. Пер. с нем., 2-е русск. изд. – Л.: Химия, 1985.
  3. Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1993.
  4. Ширшина Н.В. Химия: проектная деятельность. – Волгоград: «Учитель, 2007.
  5. Гольбрайх З. Е. Сборник задач и упражнений по химии: Учеб. пособие для студентов. – М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2004.
  6. Габриелян О.С. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.Г. Введенская. – М.: Дрофа, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мастерская ДоМиСоль-ка»

       Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская ДоМиСоль-ка»для учащихся 1-2 классов общеобразовательной начальной школы  с углубленным изучением ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Начала туризма и краеведения"

В национальной образовательной инициативе  «Наша новая школа» одним из  основных направлений  развития общего образования является направление по сохранению и укреплению здоровья школьн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Подвижные игры»

Важнейшие задачи образования в школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселые нотки"

Программа внеурочной деятельности Хоровон пение...

Рабочая программа внеурочной деятельности Увлекательная история

Целью данной программы является содействие становлению обучающегося как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности как гражданина и патриота....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный башкирский язык»

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального...

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии с использованием оборудования "Точка роста"

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Юный эколог" с использованием оборудования "Точка роста"...