Рабочая программа внеурочной деятельности по химии с использованием оборудования "Точка роста"
рабочая программа
Рабочая программа внеурочной деятельности по химии "Химический калейдоскоп" с использованием оборудования "Точка роста".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Химический калейдоскоп "Точка роста" | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Забитуйская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности «Химический калейдоскоп»
для обучающихся 8-11 классов с использованием оборудования «Точка роста»
Программу составила Хангалова С.Б.
Забитуй, 2023 г.
Пояснительная записка
Внеклассная работа – это составная часть учебно-воспитательной работы по предмету и одна из форм организации досуга обучающихся. Она представляет широкие возможности для всестороннего развития обучающихся, подготовки их к жизни.
Программа данного курса рассчитана на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые интересуются химическими веществами и навыками экспериментирования. Назначение программы – помощь в самоопределении учащихся 8-11 классов. Занятия тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют склонность к выполнению химических опытов, способствуют развитию творческих умений.
В основу программы положены химический эксперимент со знакомыми обучающимся объектами, углубленное изучение некоторых теоретических положений, применение знаний, получаемых на уроках, и вопросов из истории химии и веществ.
Первые занятия вводят в мир химии, способствуют приобретению начальных практических умений в обращении с лабораторным оборудованием. На последующих занятиях рассматриваются теоретические вопросы, изучение которых дополняется самостоятельным чтением научно-популярной литературы, подготовкой небольших докладов, экспериментальной работой по заданию учителя. Немалое место в программе отведено занимательным опытам.
Актуальность данной программы в том, что химическая наука и химическое производство в настоящее время развивается значительно быстрее любой другой отрасли науки и техники, и занимает все более прочные позиции в жизни человеческого общества.
Программа имеет практическую направленность, в том, что в данном курсе предусмотрены практические занятия со знакомыми веществами, применяемыми в быту, косметике, которые выявляют и развивают склонности обучающихся к эксперименту, интерес к предмету, профориентацию ребенка, способствуют развитию творческого мышления.
Цели и задачи курса
Основной целью данного курса является введение учащихся в экспериментальную общую химию. Стремясь к достижению поставленной цели, мы решаем следующие задачи:
Образовательные
- углубить и расширить знания учащихся по общей химии;
- раскрыть роль эксперимента в химии;
- сформировать у школьников практические навыки, умение правильно обращаться с изученными веществами, приборами, проводить несложные химические опыты
Развивающие
- сформировать умение сравнивать, выявлять существенное, устанавливать
причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать знания;
- развить познавательный интерес учащихся к химии;
- развить индивидуальные наклонности и возможности учащихся;
- развить самостоятельную поисковую деятельность школьников;
- совершенствовать умения работать с литературой и средствами мультимедиа.
Воспитательные
- сформировать у учащихся диалектическое понимание научной картины мира;
- способствовать их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности,
гуманистических отношений, готовности к труду;
- подготовить учащихся к сдаче экзамена, поступлению в вуз;
- подготовить учащихся к сознательному и ответственному выбору жизненного пути;
- развить учебно-коммуникативные умения.
Методы и формы обучения
Формы проведения занятий: лекция, семинар, конференция, практическая работа. Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная. Методы обучения: репродуктивный, реконструктивный, частично-поисковый, творческий.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | ||
всего | теории | практики | ||
1 | Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком | 2 | 1 | 1 |
2 | Вода | 5 | 3 | 2 |
3 | Смеси в жизни человека | 4 | 3 | 1 |
4 | Поваренная соль | 3 | 2 | 1 |
5 | Химия пищи | 16 | 6 | 10 |
6 | Спички | 2 | 1 | 1 |
7 | Бумага | 2 | 1 | 1 |
8 | В мире красок и карандашей | 4 | 2 | 2 |
9 | Стекло | 4 | 2 | 2 |
10 | Керамика | 4 | 2 | 2 |
11 | Химия стирает, чистит и убирает | 8 | 2 | 6 |
12 | Химия – хозяйка домашней аптечки | 10 | 8 | 2 |
13 | Химия – помощница садовода | 2 | 1 | 1 |
14 | Химия и ювелирные украшения | 1 | 1 | 0 |
15 | Подведение итогов занятий кружка | 1 | 1 | 0 |
ИТОГО: | 68 |
Содержание программы
Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком
Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.
Практическая работа № 1: получение каучука из листьев фикуса.
Вода
Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.
Практическая работа № 2: Анализ воды из природных источников.
Смеси в жизни человека
Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека.
Практическая работа № 3: Самодельные духи.
Поваренная соль
Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности.
Практическая работа № 4: Получение поваренной соли и ее очистка.
Химия пищи
Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.
Практическая работа № 5: Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.
Практическая работа № 6: Определение витаминов А, С, Е в растительном масле.
Практическая работа № 7: Определение нитратов в продуктах.
Практическая работа № 8: Анализ прохладительных напитков.
Практическая работа № 9: Определение содержания жиров в семенах растений.
Практическая работа № 10: Качественные реакции на присутствие углеводов.
Практическая работа № 11: Химические опыты с жевательной резинкой.
Спички
Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Виды спичек. Спичечное производство в России.
Практическая работа № 12: Изучение свойств различных видов спичек (бытовых, охотничьих, термических, сигнальных, каминных, фотографических).
Бумага
От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.
Практическая работа № 13: Изучение свойств различных видов бумаги.
В мире красок и карандашей
Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.
Практическая работа № 14: Изготовление минеральных пигментов разных цветов.
Стекло
История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной обработки стекол.
Практическая работа № 15: Изучение физических свойств различных стекол.
Керамика
Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики.
Практическая работа № 16: Исследование физико-химических свойств глины.
Химия стирает, чистит и убирает
Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества. Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.
Практическая работа № 17: Определение среды в мылах и шампунях.
Практическая работа № 18: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды.
Практическая работа № 19: Выведение пятен с ткани.
Химия – хозяйка домашней аптечки
Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины. Самодельные лекарства.
Практическая работа № 20: Определение витаминов в препаратах поливитаминов.
Химия – помощница садовода
Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений.
Практическая работа № 21: Изучение состава различных почв.
Химия и ювелирные украшения
Украшения из металла, декоративных камней, природных материалов, керамики, полимерных материалов, покрытых эмалью.
Практическая работа № 22: Изготовление украшений из бисера, керамических бусин, природных материалов.
Подведение итогов занятий кружка.
Требования к усвоению учебного материала
В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны расширить свои знания о:
- составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни;
- нахождении воды в природе, свойствах воды, аномалиях воды, способах ее очистки, роли воды в природе и способах ее рационального использования;
- составе и свойствах химических веществ, входящих в организм человека;
- составе и свойствах основных компонентов пищи и их физиологической роли;
- видах спичек и ОВР, протекающих при их горении;
- видах и свойствах бумаги, а также способах изготовления ее различных сортов;
- видах и свойствах красок, способах их изготовления; классификации, свойствах и способах получения пигментов; видах и свойствах масел и восков, применяющихся в живописи;
- составе стекла, видах стекол и способах их получения;
- истории возникновения керамики и ее видов;
- составе и свойствах мыла, механизме действия, свойствах СМС;
- видах и назначении некоторых лекарственных препаратов;
- видах и свойствах удобрений, их химическом составе, а также экологических и медицинских проблемах, связанных с их применением.
В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны уметь:
- применять методы качественного и количественного анализа;
- самостоятельно осуществлять химические эксперименты;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента;
- составлять отчет о проделанном эксперименте.
Ожидаемые результаты
На занятиях учащиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки, научатся выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами, соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента. Кроме того, кружковые занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науки, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на занятиях кружка, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи
Список литературы
Литература для учителя:
- Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.
- Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.
3. Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.
4. В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.
5. Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.
6. А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение 1978.
7. И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.
8. Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
9. Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение, 1972.
10. Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. –М.: Просвещение 1976.
11. Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.
12. Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.
Литература для учащихся:
- Лидин Р.А. и др. Химия. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Теоретические основы. Вопросы. Задачи. Тесты: Учеб. пособие / Р.А. Лидин, В.А. Молочко, Л.Л. Андреева; Под ред. проф. Р.А. Лидина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
- Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты. Пер. с нем., 2-е русск. изд. – Л.: Химия, 1985.
- Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1993.
- Ширшина Н.В. Химия: проектная деятельность. – Волгоград: «Учитель, 2007.
- Гольбрайх З. Е. Сборник задач и упражнений по химии: Учеб. пособие для студентов. – М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2004.
- Габриелян О.С. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.Г. Введенская. – М.: Дрофа, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мастерская ДоМиСоль-ка»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская ДоМиСоль-ка»для учащихся 1-2 классов общеобразовательной начальной школы с углубленным изучением ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Начала туризма и краеведения"
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из основных направлений развития общего образования является направление по сохранению и укреплению здоровья школьн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Подвижные игры»
Важнейшие задачи образования в школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселые нотки"
Программа внеурочной деятельности Хоровон пение...
Рабочая программа внеурочной деятельности Увлекательная история
Целью данной программы является содействие становлению обучающегося как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности как гражданина и патриота....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный башкирский язык»
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального...
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии с использованием оборудования "Точка роста"
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Юный эколог" с использованием оборудования "Точка роста"...